Антипасха, что это?

Ничего загадочного тут нет, если знать, что пришедшая к нам из Греции приставка «анти», может употребляться в значении «вместо». То есть название «Антипасха» указывает на то, что этот день «вместо Пасхи». И в этот день вместо Воскресения Христова произошло событие, напоминающее о нем и утверждающее его. А именно явление Воскресшего Христа апостолам. Случившееся напомнило нам о радости Воскресения Христова и обновило для нас эту радость.

В этой связи сегодня в храмах и вспоминают об апостоле Фоме, усомнившемся в том, что Иисус воскрес. Это сомнение Фомы неудивительно: воспринять великое чудо Воскресения Христова — событие надмирное, превосходящее любой человеческий опыт, было не так-то просто даже для учеников Христа, апостолов. Вот что рассказывает нам Евангелие от Иоанна: «В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа». Для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное после Воскресения тело Господа не подчинялось законам физического мира, и мы можем только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от горя, от трагических событий последних дней земной жизни Иисуса.

Представьте: вот они, сметенные Его крестной смертью, опечаленные и подавленные, видят, как Иисус вдруг появляется в закрытом доме! Естественная реакция — недоумение, недоверие к тому, что зрят глаза. И дело тут не только в учениках. Богословы склонны считать, что преображенное тело Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых как о «теле духовном». Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, поэтому лучше вернемся назад, к точному рассказу Евангелия.

Итак, ученики Спасителя поражены, «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, — читаем у евангелиста Луки. — Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». Скорее всего, считают богословы, Господь ел не потому, что Его тело нуждалось в пище, как это было до смерти и Воскресения, а для того, чтобы убедить Своих учеников, что Он телесен, что Он не дух.

Апостол Фома — верный и отважный ученик Христа, в это время пребывал где-то в другом месте. Поэтому, когда апостолы рассказали ему о произошедшем, он усомнился и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко «неверующий», что несправедливо. Фома — один из первых апостолов Иисуса, был как раз предан и верен Ему вплоть до смерти. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, чтобы воскресить умершего друга Лазаря, ученики останавливают Его: «Не ходи, это опасно! Давно ли враги искали побить Тебя камнями? А Ты хочешь туда вернуться!» Апостолы боятся за своего Учителя, страшатся и за свою жизнь, это естественно, но Иисус говорит: «Пойдем!», и Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: «Пойдем и мы умрем с ним!» Такова верность «неверующего» Фомы. То есть речь здесь идет не о неверии как неверности, а о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, он материалист — ему надо самому осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии. Но разве мы не такие же?

«Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!» Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!..»» — Иисус будто бы слышал, то что говорил Фома без Него! И затем Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: «И не буди неверен, но верен».

Понятие «вера» включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. «Не будь неверен, но верен!» — призывает Господь. И Фома слышит этот призыв. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул Фома. Фоме уже не нужно осязать раны, ему уже не нужны доказательства. «Ты поверил потому, что Меня увидел, — говорит ему Иисус. — Блаженны не видевшие и уверовавшие». Вот это новое явление Воскресшего Христа Своим ученикам, апостолам и отмечается Антипасхой.

Светлая неделя, Светлая седмица, самая торжественная часть празднования Светлого Воскресения Христова, закончилась. Но сам праздник Пасхи еще продолжится, вплоть до Вознесения Господня (28 мая 2020г).

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.

Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание — это последний день воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И, как писал о неофитах блаженный Августин, так и обо всех христианах в эти дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Начиная с недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

По материалам интернет-изданий «Православие и мир», «Фома».

15 апреля – в первое воскресенье после Пасхи в 2018 году – Православная церковь отмечает Антипасху, или Фомино воскресенье.

Что такое Антипасха?

Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи», или «противоположный Пасхе» – это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи, или вторая Пасха.

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день – в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). По действующему Иерусалимскому уставу, богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых (главных) праздников, хотя формально сам день к таким праздникам не причислен.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. «Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме», – пишет российский иерей Андрей Чиженко.

Почему Антипасху называют Фоминым воскресеньем?

Также этот день называют Фоминым, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой, и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Почему Фомино воскресенье именуют Красной горкой?

Народное название Фомина воскресенья – «Красная горка». Языческий праздник между весенним равноденствием и летним солнцестоянием был посвящён Яриле – ярой, рождающей силе, и в его дни были приняты особые игрища – ярилки – с соответствующей, посвящённой культу плодородия атрибутикой, а также бракосочетания. К этому празднеству пекли караваи и пироги, готовили праздничную яичницу. Все блюда должны были быть круглыми – как символ солнца, круга жизни и начала нового.

Христианство адаптировало народные календари, и Красная горка поместилась в первое воскресенье после Пасхи.

Начиная с Недели о Фоме Православная церковь после длительного великопостного перерыва возобновляет совершение таинства Венчания. Жениться на Красную горку – это был повсеместный обычай. В некоторых местностях Красную горку праздновали в понедельник после Фомина дня или же в весенний Юрьев день.

Не известно в точности, откуда пошло название «Красная горка»: одни утверждают, что от обычая в этот день красиво – «красно» – наряжаться; другие производят это название от подсохших и прогретых пригорков, где собирается и веселится молодёжь, третьи – от обычая и на этот день, в Антипасху, красить яйца.

Традиции и обычаи

Красная горка считалась днем любви, зарождения чувств и надежд. Она имеет языческие корни и традиции – многие из них утеряны со временем, но некоторые сохранились по сей день.

Раньше на Красную горку знакомились девушки и парни. Они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию.

К празднику готовились заранее, так как на Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Молодые девчата всячески старались привлечь к себе внимание – вплетали в косы яркие ленты и надевали красочные платки.

Красная горка считалась девичьим праздником.

В этот день проводились массовые гуляния, игры, хороводы, сватовство, песнопения. Плохой приметой считалось для молодых людей сидеть в праздник дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, не смогут найти себе пару.

В этот день также проводились обряды, призванные отгородить село от невзгод и привлечь счастье и хороший урожай. Для проведения обряда все женщины затемно собирались на краю села, впрягались в плуг и делали борозду вокруг всего селения, читая при этом молитвы. Если при замыкании круга образовывался крест – это считалось хорошей приметой. Глубокая борозда символизировала защиту поселения от болезней, засухи, неурожая и других напастей. Мужчины в этом обряде не участвовали. После проведения обряда начинались гуляния, в которых активное участие принимали девушки и юноши со всего села. Молодежь старалась с наилучшей стороны показать свои умения и таланты – девушки пели и танцевали, а парни демонстрировали свою ловкость и силу в небольших состязаниях.

На Красную горку также проводили обряд на счастье – люди скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьется, то его владельца ожидает счастье и удача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *