Антониев краснохолмский монастырь

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь

Сегодня каждый, проезжающий на автомобиле или автобусе из Твери в Красный Холм или обратно, может видеть эти производящие впечатление развалины.
Все это видят. А все ли задают себе вопрос: что ЭТО?
Это – Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, находящийся в таком состоянии около 80 лет. Когда-то он был процветающей духовной тверской твердыней, культурно-историческим памятником всероссийского значения. Сейчас же, седая старина Краснохолмской обители, пережив столетия, одним своим существованием свидетельствует: я не сон, я не вымысел, когда-то я цвела, а сейчас вы видите меня увядшей, и моё величественное увядание – доказательство былой славы. Взглянув на то, что чудом сохранилось из монастырских построек, задаешься вопросом – что произошло с монастырём и со всеми нами?.. Ведь не иноземные оккупанты сделали это, а мы сами, своими собственными руками разрушили эту красоту. Но не нужно забывать, что Антониев монастырь дал жизнь селу Спас на Холме.
Судьба одной из самых богатых и знаменитых обителей допетровской Руси — Краснохолмского Антониева монастыря, со времени основания которого прошло 550 лет, не только частица истории Русской Церкви, но и истории русского народа и русского государства. Основан Антониев Краснохолмский монастырь был в 1461 г., в княжение Великого князя Василия Васильевича Тёмного, одиноким подвижником Антонием, который держал путь в полуденную сторону мимо этого тогда еще пустынного места из Кирилло-Белозерского монастыря, и по промыслу Божиему заболел и исцелился, а потом остался здесь, чтобы создать знаменитую на всю Русь обитель. Куда держал путь Антоний, теперь мы уже никогда не узнаем. Но пути Господни, как хорошо известно всякому христианину, неисповедимы.
Внесли свою лепту в исцеление страждущего лекари боярина Афанасия Васильевича Нелединского-Мелецкого, владельца здешних земель, внука приехавшего в Россию знатного литовца польской службы Станислава Мелецкого, принявшего православие и получившего от Великого князя в управление город Вологду и в вотчину деревни в Бежецком уезде, почитавшего своим особым долгом заботиться о монахах – тех, кто возложил на себя тяжелое бремя нести по грешной земле прообраз ангельского чина.
Не один час провели за неторопливыми беседами о райских блаженствах и адских терзаниях протянувший руку помощи и принявший ее. Афанасий Васильевич все больше проникался недюжинной личностью спасенного им инока. Да и сам монах посчитал Бежецкий Верх подходящим местом для своего дальнейшего служения Всевышнему: он стал упрашивать Афанасия Васильевича, чтобы тот разрешил ему поселиться в бежецких пределах. Нелединский-Мелецкий не заставил себя долго ждать и решил навсегда закрепить узы их духовной дружбы – на слиянии рек Неледины и Могочи он выделил иноку землю из своих владений для строительства часовни и кельи. Так начинался, или, если точнее, мог начинаться, согласно преданиям, Краснохолмский монастырь.
Благочестивая, полная аскетических подвигов жизнь подвижника привела к нему многих учеников, и вскоре ими была возведена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Слух о богоугодном житии старца Антония и его учеников быстро распространился по окрестным землям, и в новую обитель устремилось великое множество паломников. Возникла необходимость сооружения нового, более крупного храма. В 1481 году стал возводиться третий в Древней Руси каменный собор в честь Святителя Николая, Мирликийских Чудотворца (Никольский собор).
Строительство уникального памятника архитектуры XV века началось с благословления старца Антония и закончилось при его ученике и преемнике игумене Германе. Храм удался на славу! Здание было украшено многими иконами, бильно снабжено книгами и богатой утварью, а затем освящено.
Наличие в монастыре к концу XV века двух каменных зданий – собора и трапезной палаты с тёплой церковью ставит его в один ряд с наиболее крупными и известными московскими обителями тех лет. Лишь такие крупные монастыри, как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов, имели, кроме каменного собора, ещё и каменную палату для трапез с храмом при ней.
Славная иноческим житием обитель привлекала столь значительное количество послушников и паломников, что в 1494 году началось строительство еще одного каменного храма, который и был вскоре освящен во имя св. Дмитрия Солунского. Это был период начала процветания обители. Последующее монументальное строительство в Антониеве монастыре относится к концу XVI и XVII вв. В 1592 году на территории монастыря вознесся храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1691 году над Святыми вратами появилась Вознесенская церковь.
В 1764 году построена надвратная церковь Иоанна Предтечи.
В начале XVI века Антониева обитель занимает все более видное место среди других русских монастырей. В это время здесь проживало самое большое количество братии, было немало сильных молитвенников. В числе братии появляются представители знаменитейших русских фамилий.
Как и другие обители, Антониев монастырь явился одним из центров русской культуры и русского просвещения. В 1917 году монастырское собрание насчитывало около трехсот рукописных и старопечатных книг. Сохранение библиотеки — подвиг монастырской братии, ибо в Смутное время обитель была разграблена, а многие ее постройки сожжены.
Монастырские постриженики занимали епископские кафедры в разных городах России. По некоторым сведениям, Иоасаф, бывший в 1647-1654 годах игуменом Антониева монастыря, стал Московским и Всея Руси патриархом Иоасафом II. Впрочем, так ли это, установить ныне весьма затруднительно, ибо о жизни патриарха Иоасафа II известно очень немного.
На протяжении всего XVII века в обители осуществлялось активное строительство. Благодаря усилиям старца Лаврентия, пришедшего из Соловецкого монастыря, был воздвигнут храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а в 1690 году к соборному Никольскому храму была пристроена церковь во имя Всех Святых. С XVI века Антониев монастырь имел два подворья — в Москве и Бежецке.
Более четырех веков согревала обитель молитвой сердца притекающих в монастырь верующих. К счастью, прекрасно сохранился монастырский архив и документация, из которой можно узнать, что высшая знать Древней Руси и России не оставляла его своим вниманием. Среди жертвователей обители были бояре Нелединский-Мелецкий, Романовы, Масловы, Зиновьевы, Бутурлины, Ловчиковы, князья Шуйские, Одоевские, Волконские, Щербаковы. На территории обители похоронены несколько поколений Шереметьевых. Посещал обитель и знаменитый церковный деятель прошлого столетия митрополит Филарет (Дроздов). Щедрые дары поступали и от представителей великокняжеской семьи Андрея Большого Углицкого (брат Ивана III) и сына Ивана III Семена Ивановича. Сам царь Иоанн Грозный не раз жертвовал богатые дары, в том числе и на помин невинно убиенных по его повелению людей. Многие жертвователи завещали похоронить себя на территории монастыря.
Во многом благодаря монастырю, расцветало и село, развивалось культурно и экономически, к 1776 году выросшее в город Красный Холм с прекрасными церквами и позднее с огромным Владимирским собором на главной площади.
К сожалению, при советской власти храмы, в т.ч. и Владимирский собор были разрушены.
Кроме тайн истории российской, Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь хранит и тайну зодчества. Тайну удивительную для такого отдалённого уголка центральной России. Одним из памятников, особенно привлекавших внимание исследователей, явился Никольский собор.
Построен он в технике смешанной кладки: стены сложены из белого камня, а своды – из кирпича. Обращает на себя строительный материал, из которого сооружён собор. Никольский собор представлял собой по архитектурному типу крестовокупольный храм, четырёхстолпный и трёхапсидный, с одной световой главой. Мощный цилиндрический барабан с большой луковичной главой венчал здание. Никольский собор, очевидно, является первым после Московского Успенского собора храмом на московской почве с крестовыми сводами.
Ни имени зодчего, ни имени тех, кто непосредственно трудился над сооружением храма, бездонный колодец памяти не сохранил. Все учёные приходят к единому мнению, что уникальность собора заключается в сочетании древнерусской типологии, образности с влиянием итальянской школы зодчества. И мастер, создававший собор либо сам был итальянцем, либо впитал в себя мастерство итальянской школы, участвуя в строительстве знаменитого Успенского собора Московского кремля, где работали мастера из Италии. Не исключена версия причастности к строительству Никольского собора Аристотеля Фиорованти (!). Ведь строительство Успенского собора московского Кремля было закончено в 1479 г., а Никольский собор начат в 1481 г. Вот почему сегодня европейские ученые готовы включить Антониев монастырь в круг памятников всемирного наследия.
Краснохолмский Антониев монастырь благополучно просуществовал до октябрьского переворота. После 1917 года Антониева обитель разделила судьбу многих русских монастырей. Наступило страшное время, когда обитель превратилась в руины. Иконы, библиотека, архив и церковная утварь были вывезены, а монастырские постройки переданы в ведение различных организаций и учреждений. В 30-е гг. ХХ в. архитектурный комплекс монастыря понёс невосполнимые утраты, ряд его сооружений был разрушен, другие частично разобраны. Началось разрушение обители со стен Никольского собора. Собор лишился всех своих сводов с главой, апсид алтаря и столбов внутри. От главного собора сохранилось лишь три стены: южная, северная и западная, большая часть памятника, к сожалению, не уцелела. Потом погибли и фрески Никольского собора.
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь сегодня:

  • недействующий объект культовой (православной) архитектуры;
  • в настоящее время находится в руинированном состоянии;
  • архитектурный памятник федерального значения;
  • объект историко-культурного наследия Тверской области.

В настоящее время стоит вопрос:

  • о его возрождении в качестве действующего монастыря;
  • о возрождении и реставрации уникальных памятников архитектуры.

Сегодня:

  • делаются первые шаги по возрождению духовной жизни округи;
  • делаются первые шаги по возрождению монашеской жизни;
  • активно распространяется информация о монастыре с целью привлечения внимания к проблеме его восстановления и возрождения;
  • снимаются репортажи, видеоролики, фильмы, пишутся статьи, даются интервью;
  • ведется научное изучение истории монастыря, проводятся экскурсии по его территории;
  • существует около 150 Интернет-ресурсов, которые разносторонне освящают проблемы монастыря.

Краснохолмский Антониев монастырь, и в частности уникальный Никольский собор является древним и довольно редким памятником архитектуры, нуждающимся в восстановлении. Тверская епархия предпринимала шаги по восстановлению молитвенной жизни в разрушенных стенах собора. В 2004 году на территории монастыря был установлен Поклонный крест.
Ежегодно в день памяти Антония Краснохолмского рядом с руинами его обители стала звучать молитва, но практические действия по восстановлению монастыря стали осуществляться только с 2010 года. Связано это с появлением необыкновенного человека, который твердо сказал: обитель сия возродится. Его зовут иеромонах Силуан (Конев). Указом архиепископа (ныне митрополита) Тверского и Кашинского Виктора (№26 от 25 мая 2010 года) он принят в клир Тверской епархии и определен штатным священником Николо-Кладбищенской церкви города Красного Холма. Одновременно иеромонаху Силуану поручены подготовка к регистрации и ведение дел по ремонтно-восстановительным работам Краснохолмского Антониева мужского монастыря.
Иеромонах Силуан приехал в Красный Холм из Александро-Невской лавры г. Санкт-Петербурга. Этому предшествовала цепочка событий. «Началось с того, что я увидел фотографии монастыря, – говорит иеромонах Силуан. – Кольнуло меня в сердце, стало обидно, что такой монастырь потерян для церкви, для русской культуры… Потом я подумал, что хорошо, если бы получился фильм об Антониевом монастыре. Вы знаете, когда я показывал эти фотографии писателю Михаилу Кураеву (автору сценария фильма «Раскол»), он интуитивно выдохнул «Ах!» – первое впечатление творческого человека от видов разрушенного монастыря. Наверное, у меня было похожее впечатление. Но цель была не просто снять кино, а помочь фильмом восстановлению обители». А когда съемки закончились, иеромонах Силуан спросил себя: «И всё? Фильм сняли, я уеду, а здесь все так и будет?». Он отмечает, что созданный фильм — это не просто история монастыря, а размышление о нашей жизни и о месте человека в ней. Одна из целей фильма – привлечение внимания к бедственному состоянию уникального памятника культуры неравнодушных людей. Фильм был уже показан в Красном Холме, Твери, Санкт-Петербурге, где был тепло принят зрителями и получил благоприятные отзывы. Планируется дальнейший показ фильма в городах Тверской области, Москве, на фестивалях документального кино по всей стране.
По словам иеромонаха Силуана сегодня регистрация нового монастыря, даже возвращаемого церкви, нелегка: сначала необходимо зарегистрировать архиерейское подворье, а после этого через год, когда будет формироваться братия, можно регистрировать и монастырь, как действующий. С регистрацией будет проще участвовать в программах реставрации. А пока силами прихожан очистили территорию монастыря от мусора, сделали забор.
«Летом приезжали реставраторы из Москвы, давали советы, каким образом поддерживать состояние архитектурных памятников. Пока нет у нас юридического статуса, структуры по охране памятников дальше бесед со мной не пойдут. Но уровень памятников монастыря настолько высок, что нет сомнения: государство должно нас поддержать, – говорит отец Силуан, — главное – понимать, что это храмы. И даже в том виде, в каком сейчас находятся, они представляют ценность не только для церкви, но и для культуры. Мы потеряем их, и ничего подобного уже построить не сможем». Так вышло, что в настоящее время иеромонах Силуан и руководитель, и прораб, и PR-менеджер. Но все-таки его основная задача – миссионерская.
Иеромонах Силуан часто выступает с беседами в библиотеке, в техникуме, в училище, в школах. Ребятам нравятся беседы об истории монастыря, милосердии, добре, нравственности. Вопрос «Когда же к нам снова придёт отец Силуан?» звучит в стенах учебных заведений всё чаще.
В 2011 году был основан Благотворительный Фонд Восстановления Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Кроме создания Фонда, была проделана и другая работа, предваряющая деятельность по восстановлению обители. Так, Тверской объединенный музей создал передвижную выставку по результатам проведенной исследовательской работы, возглавляемой искусствоведом, заведующим кафедрой государственной академии славянской культуры А.М. Салимовым. Создан макет Краснохолмского Антониева монастыря.
В Краснохолмском краеведческом музее в июле 2011 года открылась экспозиция, посвященная истории обители преподобного Антония. В планах организаторов Фонда на следующий и дальнейшие годы — создание попечительского совета, оформление необходимых документов для начала восстановительных работ, проведение раскопок на территории обители, строительство деревянной часовни, помещения для проживания монахов и трудников. Первым зданием, которое предполагается восстанавливать, станет Никольский собор. Для осуществления планов необходимы немалые финансовые вложения, а потому будет осуществляться поиск меценатов и благотворителей, которыми может стать любой желающий. Всю информацию о Фонде и его деятельности можно будет найти на сайте Краснохолмского монастыря: http://antoniev-mon.narod.ru . В настоящее время идёт восстановление части монастыря, постройки конца XVIII века – церкви Зосимы и Савватия Соловецких.br/> 17 октября 2010 года в храме состоялась первая Божественная Литургия, которую можно считать началом возрождения к жизни Николаевского Антониева монастыря. С поздней весны до ранней осени иеромонах Силуан совместно с прихожанами молится в трёх стенах, которые остались от Никольского храма.
Он верит, что в обитель вернется успешный, разумный труд в сочетании с молитвой и духовным развитием – то устройство жизни, которое противоположно хаосу и смятению, нетвердости идеалов и шаткости нравственных устоев. Его искренняя вера в возрождение святой обители передаётся и всем жителям Красного Холма и района.
Даст Бог, и Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь возродится.

Субботник п…
Краснохолмс…
Церковь Воз…
Макет Красн…
Церковь Воз…
Церковь Воз…
Никольский …
Малый братс…
Церковь Воз…
Фрески, цер…
Субботник п…
Северо-вост…
Церковь Зос…
Вид на Крас…
Вид на мона…
Вид из Нико…
Никольский …
Церковь Воз…
Никольский …
Никольский …
Храм Покров…
Иеромонах С…
Макет Красн…
Краснохолмс…
Вид на мона…
Вид из Нико…
Малый Братс…
Портал Нико…
Никольский …
Фрески Нико…
Преподобный…
Никольский …
nikolsob
Фрески, цер…
Субботник п…

Вид из Никольского собора на Вознесенскую церковь, наши дни (фото 1)
Вид из Никольского собора на Вознесенскую церковь, наши дни (фото 2)
Вид на Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь с севера
Вид на монастырь при слиянии рек
Вид на монастырь с северо-запада
Иеромонах Силуан (Конев) проводит экскурсии на территории монастыря
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, наши дни
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, общий вид, н
Макет Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря
Макет Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 2
Малый братский корпус над проездными воротами
Малый Братский корпус над проездными воротами
Никольский собор
Никольский собор (1481-1493 гг.)
Никольский собор (1481-1493 гг.).
Никольский собор (1481-1493гг.)
Никольский собор, наши дни
Никольский собор, наши дни
Портал Никольского собора
Преподобный Антоний Краснохолмский
Северо-восточная башня
Субботник по благоустройству монастыря 1
Субботник по благоустройству монастыря 2
Субботник по благоустройству монастыря 3
Фрески Никольского собора
Фрески, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1)
Фрески, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (2)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1592 г.), наши дни
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная (1690 г.)
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких, (1797 г.), наши дни, д

Руины Никольского собора Краснохолмского монастыря. Нач. XXI века

Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь, в настоящее время — Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Краснохолмского благочиния Бежецкой епархии Тверской митрополии

Монастырь расположен при слиянии рек Могочи и Неледины вблизи деревни Слобода современного Краснохолмского района Тверской области, в пяти км от районного центра – города Красный Холм. В XII-XVI веках эта территория была частью так называемого Бежецкого Верха, – возвышенность в верховьях реки Мологи, на юго-востоке Бежецкой пятины, центром которой был погост Бежецы, затем город Городецко. Территория Бежецкого Верха находилась под политическим и административным влиянием Великого Новгорода, имела особый экономический статус. Через Бежецкий Верх проходил один из самых оживленных и значительных торговых путей из Новгорода в земли Северо-Восточной Руси . Наличие оживленного торгового пути способствовало частным конфликтам за влияние на этой территории между Новгородом, Тверью (с середины XIII века) и Москвой (с середины XIV века) . К XVI веку в Бежецком Верхе закрепляется влияние Москвы, что было частью процесса формирования единого централизованного государства, Великий Новгород теряет свое политическое влияние над территорией, но сохраняет влияние духовное – в церковном отношении Бежецкий Верх подчиняется ему вплоть до конца XVIII века .

Основание монастыря

Время возникновения монастыря относится ко второй половине XV века. На территории Бежецкого Верха до первой трети XVI столетия он оставался единственным основанным здесь монастырём, хотя московские монастыри – Троице-Сергиев и Симонов – начали приобретать земли в Бежецком Верхе еще в начале XV века .

Согласно монастырскому «Летописцу», единственному известному к настоящему времени историческому письменному источнику по ранней истории монастыря, написанному в самом монастыре в начале 1687 года одним из монастырских книжников , монастырь был основан в 1461 году преподобным Антонием . В это время прп. Антоний пришел в пределы города Городецко Бежецкого Верха (ныне город Бежецк Тверской области) «из страны, называемой человеческими словами Белозерской». Монастырь, в котором он ранее подвизался, неизвестен, предполагают, что это могла быть Кирилло-Белозерская обитель . Проходя по местностям, принадлежавшим местным землевладельцам новгородским боярам Нелединским, старец занемог. Получив в скором времени по Божией милости чудесное исцеление от болезни, прп. Антоний решил поставить келью и часовню, проводя свою дальнейшую жизнь в молитвенном уединении. В соответствии с древней традицией, Антоний испросил небольшой участок земли у боярина Афанасия Васильевича Нелединского, выбрав глухое, безлюдное, но живописное место при слиянии рек Неледины и Могочи, впадающей в реку Мологу, приток Волги, и «нача ту пустынножительствовати и богоподвижно подвизатися добрым и богоугодным житием».

Существует предание, что однажды ночью прп. Антоний увидел за окном кельи небывалый свет. Когда он вышел, то на одном из деревьев обрел икону свят. Николая Чудотворца. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника. К прп. Антонию стали приходить за советами, молитвами, принося пожертвования, а некоторые испрашивали дозволение жить при его келье. Для образовавшейся монашеской общины старец изволил поставить деревянную церковь во имя свят. Николая. Через несколько лет община разрослась, и возник монастырь. Согласно «Летописцу», в 1481 году прп. Антоний заложил каменную церковь Николая Чудотворца, но вскоре скончался и был погребен братиею в монастыре.

После кончины основателя и строителя старца Антония, братия выбрала себе нового наставника старца Германа. В 1480-е годы он отправился к новгородскому архиепископу, который поставил его во игумена. Монастырский «Летописец» довольно подробно сообщает о поставлении Германа игуменом, но ничего не сообщает о его кончине. Скорее всего, он почил в 1490-е годы и был погребен на территории монастыря.

XVI–XVII века

Монастырь активно отстраивается и становится крупным вотчинником. К началу XVII века имеется два каменных храма, богато украшенных иконами, снабженных всей необходимой церковной и богослужебной утварью, книгами. В обитель вносят пожертвования цари, владыки, местные землевладельцы, представители именитых боярских родов. Среди вкладчиков монастыря последние Рюриковичи, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, епископ Вологодский и Великопермский Иоасаф, старица-инокиня Марфа Ивановна Романова, патриарх Иоасаф II, Нелединские, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы. За счет передачи в собственность монастыря сел и деревень растет его вотчина , появляются различные монастырские службы (среди которых мельничные и солодяничные), усиливается экономическое влияние в крае. В конце XVII века в монастыре учреждена архимандрия (или архимандрития) – наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень . Живет монастырь по общежительному уставу, введенному новгородским архимандритом Макарием в монастырях Новгородской епархии .

Конец XVI – первая треть XVII века ознаменовались сильнейшим экономическим кризисом, вызванным опричниной и событиями Смутного времени, эпидемией и неурожаем. Как следствие имел место резкий демографический спад и значительное запустение земель, что привело к оскудению монастырской вотчины. Опричные погромы монастырь не затронули (такие документы неизвестны), преимущественно он пострадал в годы Смуты, поскольку был неоднократно разоряем ватагами поляков и казаков. В 1611 году были убиты монахи (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены .

Во второй половине XVII столетия начинается подлинный расцвет Николаевского Антониева монастыря, ознаменовавшийся активным каменным строительством. К этому времени относится начало формирования монастырского Некрополя, составляется монастырский «Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей».

В XVI–XVII веках Николаевский Антониев монастырь стоял в одном ряду с крупнейшими обителями того времени – Троице-Сергиевым, Чудовым, Симоновым монастырями .

XVIII–XIX века

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Фотогравюра последней четверти XIX века московской фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». Опубликовано: Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. Фото на отдельном листе в начале книги

В этот период проводилось дальнейшее архитектурное благоустройство обители: строились и перестраивались монастырские стены и башни, братские и настоятельские кельи; благоустраивался, поновлялся и видоизменялся храмовый комплекс; расширилась площадь монастыря. Во владении монастыря находились: скотный двор, на котором содержались козы, лошади, коровы и быки, овцы и ягнята; пять мельниц; несколько подворий (в т. ч. Антониев монастырь участвовал в строительстве подворья для новгородских архипастырей и настоятелей в Санкт-Петербурге); приписной монастырь и две пустыни; земельные угодья.

С началом государственных преобразований Петра I, затрагивавших церковно-монастырскую сферу, хозяйственное благосостояние Николаевского Антониева монастыря начало постепенно понижаться. Росло государственное налогообложение и число «доимочных» платежей, кроме того, монастырь был обложен различными церковными сборами. Баланс между доходами, расходами и налогообложением в хозяйственно-экономической жизни Антониева монастыря был нарушен настолько, что в 1724 году Новгородский архиерейский дом взял его под свою опеку, т.е. фактически приписал его к себе. Только в 1727 году, по прошению сановитых и именитых монастырских вкладчиков, Антониеву монастырю были возвращены и самостоятельность и архимандрия.

Реформа 1764 года Екатерины II, направленная на перевод всей монастырской собственности в государственную, лишила в числе прочих и Николаевский Антониев монастырь былого значения крупнейшего землепользователя. С 1776 года монастырь вошел в городскую черту вновь образованного города Красного Холма, что, в свою очередь, способствовало новому перераспределению собственности монастыря.

В 1836 году монастырь был переведен в III класс штатных монастырей: монастырь состоял в епархиальном управлении, надзор за ним осуществлял благочинный над монастырями, управлял таким монастырем игумен.

Несмотря на довольно напряженную хозяйственно-экономическую жизнь, в XVIII–XIX веках Николаевский Антониев монастырь по-прежнему играл роль духовного и просветительского центра округи. В 1783 году в монастыре была открыта церковноприходская школа, а в период с 1809 по 1834 год действовало духовное училище. К XIX веку монастырская библиотека насчитывала более 300 печатных книг и две рукописные, имела богатый старинный рукописный архив за XVI–XVIII веков.

Во второй половине XIX века деятельностью игумена Анатолия (Смирнова) и тверского ученого А.К. Жизневского было положено начало научному изучению истории этой древней обители .

Закрытие и разрушение монастыря

Вознесенский храм Краснохолмского Антониева монастыря, нач. XXI века

После революции обитель прекратила свое существование, весь архитектурный комплекс был разрушен. В 1918 году из монастыря в неизвестном направлении был выслан его последний настоятель – игумен Иоанн (Гречников). В 1922 году над оставшимися в обители монахами состоялся судебный процесс, на котором они были обвинены в контрреволюционной деятельности (дальнейшая их судьба неизвестна) .

В пригодных для проживания и хозяйственной деятельности зданиях разместился «Жилкомхоз» со своим скотным двором, курятником и кроликовой фермой. Из монастыря вывозятся церковные ценности и документы .

В январе 1930 года властью было принято решение о закрытии всех храмов в Краснохолмском районе, в т.ч. и Николаевского Антониева монастыря . Монастырские святыни – старинные иконы – были описаны и свезены на хранение в Николо-кладбищенскую церковь Красного Холма (дальнейшая их судьба неизвестна) . В 1930-е годы практически полностью была разобрана сооруженная в XVII–XIX веках каменная ограда, снесены некоторые крупные сооружения, например, колокольня и церковь Иоанна Предтечи. Тогда же началась и разборка главного храма монастыря и уникального памятника русского зодчества – Никольского собора. К 1940-м годам архитектурный ансамбль Николаевского Антониева монастыря был разрушен .

На протяжении 1930–60-х годов разными архитектурными и искусствоведческими организациями проводилось изучение Никольского собора Краснохолмского Антониева монастыря. В 1969 году был составлен первый «Паспорт на монастырский комплекс» как на памятник архитектуры (второй – в 1980 г.), с 1960 года частично сохранившиеся архитектурные объекты взяты под государственную охрану .

Возрождение обители

В 2005 году на территории Николаевского Антониева монастыря настоятелем Николо-кладбищенской церкви города Красный Холм отцом Василием Симорой установлен Поклонный крест и возобновлена традиция крестного хода из города к обители. В 2013 году на территории монастыря было создано Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. На территории монастыря совершаются богослужения по праздничным дням, читаются акафисты святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Антонию Краснохолмскому; для всех желающих проводятся экскурсии .

Монастырь имеет статус объекта культурного наследия России № 6900815000.

Монастырский архитектурный комплекс

Формировался на протяжении XV–XIX веков. За этот период были возведены основные архитектурные объекты монастырского комплекса, одни из которых только ремонтировались, другие перестраивались, третьи возводились заново. Разрушение комплекса началось в 1930-е годы после официального закрытия монастыря. Монастырские здания использовались не по назначению и приходили в упадок . В настоящее время принято решение о проведении консервационных работ на Никольском соборе с последующим его восстановлением . В Краснохолмском краеведческом музее можно увидеть макет монастыря, подготовленный к его 550-летию.

Монастырский комплекс XV века (1461–1493 гг.)

  • Деревянная келья и часовня (1460-е), возведены основателем монастыря прп. Антонием Краснохолмским для собственного пропитания
  • Деревянная Никольская церковь и деревянная ограда (1460-80-е гг.), возведены с образованием монашеской общины
  • Устроение насыпи и начало строительства каменного Никольского собора (1481 г.)
  • Трапезная церковь вич. Димитрия Солунского (1494 г.), до 1570-х гг. была деревянной, затем возведена в камне
  • Братские захоронения вокруг Никольской церкви, археологами было найдено 9 погребений, относящихся к XV веку

Монастырский комплекс XVI – начала XVII веков

  • Каменный Никольский собор (1480-е гг.), возможно в монастырской ограде еще сохранялась первая деревянная церковь
  • Строительство каменной трапезной церкви в честь Покрова Богородицы (1590–1594 гг.).
  • Деревянная монастырская ограда
  • Святые или Красные врата с восточной стороны ограды
  • Деревянная надвратная церковь св. мч. Никиты с приделом прп. Макария Египетского над Красными вратами — перестроена, вероятно, в 1590-е гг., возводится как шатровая церковь с тремя приделами (переосвящена) в честь Вознесения Господня, св. влкмч. Димитрия Солунского, свв. благ. кнн. Бориса и Глеба
  • Деревянная колокольня (с 8-ю колоколами и часами)
  • Игуменские келейные покои
  • Братские кельи (20) с больницей
  • Служебные и хозяйственные постройки (келарская, погребная, хлебная и др.)
  • Конюшня и мельница (за монастырской оградой)
  • Братские захоронения в пределах Никольского собора

Монастырский комплекс середины XVII – начала XVIII веков

  • Каменный Никольский собор (1480-е гг.; расписан фресками в 1683 г.), к которому в 1690 г. пристраивается церковь во имя Всех Святых
  • Каменная Покровская трапезная церковь (1590–1594 гг.)
  • Надвратная трехшатровая деревянная церковь с тремя приделами – в честь Вознесения Господня, влкмч. Димитрия Солунского, прп. Алексия человека Божия (1650 г.) — В 1675 году возобновлена и переосвящена в те же наименования. В 1690-м году разобрана, перенесена на остров близ монастыря, а на ее месте возведена каменная в честь Вознесения Господня.
  • Каменная колокольня (1667/8 г.)

С 1685 года в монастыре началось активное каменное строительство.

  • Сооружение каменных казенных палат (верхний этаж) и больничных палат с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (нижний этаж)
  • В линии южной стены монастырской ограды построена двухэтажная братская поварня (впоследствии Иверский корпус) – 90-е гг. XVII века
  • В линии восточной стены монастырской ограды построено два корпуса – Макарьевские кельи (к северу) и кельи над проездными воротами (к югу) – 90-е гг. XVII века
  • Строительство каменной ограды
  • Строительство башен каменной ограды, в 1697 году осуществлялось строительство северо-восточной и юго-восточной башен
  • Формирование монастырского некрополя (XVII–XVIII века) – захоронения братии и благотворителей монастыря
  • Формирование церковного (деревянного) комплекса на острове близ монастыря: церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи (впоследствии в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи), колокольня
  • Монастырская мельница (вероятно, за пределами монастыря)

Монастырский комплекс середины XVIII – начала XIX веков

  • Никольский собор (1480-е гг.) с церковью Всех Святых (1690 г.)
  • Покровская трапезная церковь (1590-е гг.) с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы (с 1798 до 1834 г.)
  • Церковь Вознесения Господня над святыми (восточными) вратами (1690-е гг.)
  • Каменная церковь Иоанна Предтечи над западными вратами (1764 г.)
  • Строительство каменных настоятельских келий (1748 г.) в линии западной ограды
  • Братские кельи над проездными воротами (90-е гг. XVII в.)
  • Макарьевские кельи (с 90-х гг. XVII в. до 1822 г.)
  • Иверский корпус (с 90-х гг. XVII в. до 1859 г.)
  • Казенные кельи и больничные кельи с больничной Благовещенской церковью

Расширение территории монастыря в южном направлении.

  • Строительство новой каменной монастырской ограды (1754 г.), расширение стен
  • Строительство еще четырех башен в монастырской ограде (всего 6)
  • Каменные служебные помещения (сторожевая и столярная по западной стене ограды, поварня по северной стене ограды)
  • Гостиный двор за пределами монастыря.

Монастырский комплекс XIX – начала XX веков

В этот период никаких значительных строительных работ не проводилось. Практически все работы сводились к ремонту и перестройке имеющихся помещений.

Изменения, которые произошли в архитектурном облике монастырского комплекса:

  • 1813 г. – частичное обрушение монастырской ограды, в 1835–1836 гг. переложена и сделана ниже
  • 1822 г. – упразднение Макарьевских келий, столярной и сторожевой
  • 1834 г. – значительная перестройка Покровской трапезной церкви с устройством Благовещенского придела. Тогда же была упразднена больничная Благовещенская церковь, а казенно-больничный корпус перестроен. Был образован двухэтажный братский корпус, соединенный с северо-восточной башней.
  • в 1830-е гг. перестроен настоятельский корпус
  • 1850 г. – значительный пожар в монастыре, от неудачной топки печи значительно пострадала трапезная Покровская церковь
  • 1852 г. – восстановление Покровской трапезной церкви с устроением Воздвиженского придела
  • 1859 г. – упразднение Иверского корпуса

К началу XX века монастырский комплекс включал:

  • Никольский собор (1480е гг.) с церковью Всех Святых (1690 г.)
  • Покровская трапезная церковь (1590-е гг.) с Воздвиженским приделом
  • Настоятельские кельи, братские кельи, северо-восточная башня (комплекс XVII-XIX вв.)
  • Малый братский корпус над проездными воротами (XVII-XVIII вв.)
  • Надвратная каменная церковь Иоанна Предтечи (XVIII в.)
  • Часовня и кузница в башнях
  • Колокольня (60-е гг. XVII в.)
  • Некрополь (XVII-XIX вв.)
  • Монастырский сад
  • Каменная ограда (XIX в.)
  • Мельница (за пределами монастыря)

Монастырский комплекс XX–XXI веков

Общий вид на монастырь. Август 2008 г. Фото С.В. Гусевой (Алексеевой).

  • Три стены (северная, западная и южная) и фундамент алтарной части Никольского собора 1480-х гг., в нач. XXI в. проводятся консервационные работы
  • Фундамент и остатки стен трапезной Покровской церкви (XVI–XIX вв.) в руинированном состоянии
  • Малый братский корпус над проездными воротами (XVII–XVIII вв.) в руинированном состоянии
  • Настоятельские кельи и северо-восточная башня (XVII–XIX вв.)

Святыни

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь содержит в своем наименовании имена сразу двух святых – святителя Николая Чудотворца и основателя монастыря прп. Антония.

Еще с момента своего основания во второй половине XV столетия главный монастырский храм был освящен в честь свят. Николая Чудотворца, а монастырь до середины XVII века именовался «Дом Николы Чудотворца Онтонов монастырь». В монастыре сложилось особое почитание святителя Николая. Согласно старинным монастырским источникам, в этот день в монастыре освящалась святая вода, а после храмового праздника «с Никольскими святыми водами и с Никольским образом» игумен или старший из братии монастыря, отправлялся в Москву к царю с подношением. «При этом образ был окладываем серебром с позолотою, подкладываем был зенденью, а для сввятой воды заготовляема была вощаница». Поездки эти носили регулярный (ежегодный) характер. Святитель Николай особо почитался в монастыре, поскольку его «образ в окладе» частенько преподносился в дар царю, патриарху, вкладчикам монастыря, благотворителям и различным вельможам, посещавшим монастырь. Неизвестно, как долго сохранялись в монастыре эти традиции, как они видоизменялись и когда и почему прекратили свое существование.

Настоятель обители игумен Анатолий (Смирнов) в своем «Историческом описании…» монастыря приводит сведение о трех чтимых в монастыре иконах: двух иконописных изображениях свят. Николая Чудотворца (поясном и с чудесами) и Владимирской иконы Божией Матери. Поясной образ свят. Николая почитался явленным. Монастырские святыни – старинные иконы – были описаны и свезены на хранение в Николо-кладбищенскую церковь Красного Холма в 1930-м году. После закрытия монастыря местонахождение святынь неизвестно.

Настоятели монастыря

Имена некоторых первых настоятелей монастыря XV–XVI веков упоминаются в монастырском «Летописце»: основателя и строителя монастыря старца Антония, первого игумена Германа, без соблюдения хронологической последовательности – трех игуменов Паисиев, Иоасафа, Константина и Вонифатия. Многие из первых игуменов монастыря нашли покой у стен Никольского собора, хотя археологами в 90-х годах ХХ века было обнаружено только 9 древних погребений, относящихся к XV веку. В XVI –XVII веках настоятелями Николаевского Антониева монастыря становились как монахи из числа братии, так и начинавшие свой духовный путь в Тверских и Новгородских монастырях. В XVIII – первой трети XX века в монастыре настоятельствуют архимандриты из Петербурга, Можайска, Тулы, Белёва, Калуги, Полоцка, Вологды, Каргополя, Устюга, Томска. К настоящему моменту известны имена 90 монашествующих, которые управляли Николаевским Антониевым монастырем в период с 1461 по 1920 год: из них 1 основатель и строитель, 81 настоятель (4 управляли повторно, 3 – под вопросом; 30 архимандритов), 8 управителей.

  • Силуан (Конев) (с 2013), настоятель Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья

Видео

Вестник Православия: Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (550-летию обители). Православная студя Петербурга, 2011 г.

В эфире: 5 канал (Петербург), телепрограмма ЛОТ, передача «Вестник Православия»: 27 ноября 2011 г.; телеканал СОЮЗ, передача «Вестник Православия»: 2,5,6 декабря 2011 г.; загружен на YouTube правообладателем 30 ноября 2011 г. Этот фильм записан на диск DVD «Паломничество по святым местам: Часть 5. Православная студя Петербурга, 2011 г.»

Репортаж

Использованные материалы

  • Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря . — М., 1879. — С. 66–73; Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей // Историческая библиотека Тверской епархии. Т. I. — Тверь, 1879. — С. 333–345. — URL:
  • Антониев Краснохолмский монастырь: «Из заметок пешехода». — М., 1852. — 15 с.
  • Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. — М., 1879. — 73 с. — URL:
  • Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. — Тверь, 1883. — 95 с. — URL:
  • Прп. Антоний Краснохолмский // Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых / . — Казань, 1908. — С. 56–58. №17. — URL:
  • Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика: сб. статей. — М., 1991. — С. 3–27. — URL:
  • Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря: Материалы исследований // Архив архитектуры. — Вып. XV. — М., 2001. — 122 с.
  • Обитель преподобного Антония // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах / Под ред. Е. И. Ступкина. — Бежецк, 2014. — №10. — 136 с. — URL:
  • Край Краснохолмский: исследования краеведов. Изд. 3. / Отв. ред. В. С. Беляков. Тверь, 2014. С. 247–262.
  • Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель. XII–XVI века: в 2 т. Тверь, 2015.
  • Гусева С.В., Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (рус.) // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. 38: Коринф – святая мученица Крискентия. — С. 443–448.
  • Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории. — М., 2016. — № 1/2 (41/42). — С. 197–219. URL:
  • Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1461–1920 гг. (материалы к биографиям). — Бежецк–Тверь: Тверской Государственный университет, 2017. — 250 с. — ISBN 978-5-7609-1256-5.
  • Антоний Краснохолмский // Небесные покровители Тверской земли (Новый Тверской Патерик) / Сост. прот. А. Душенков, Ю. Пименов. — Тверь, 2017. — С. 53–55.
  • Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н. П. Тарасова, С. Г. Воронин, Т. Д. Телятникова. Красный Холм–Санкт-Петербург: Краснохолмская центральная библиотека, ООО «Издательство «Лема”», 2017. — 68 с., илл. — ISBN 978-5-00105-245-6
  • Официальный сайт Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья:
  • Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь // Администрация муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район»: офиц. сайт.
  • Достопримечательности: Николаевский Антониев монастырь // Туристический портал Тверской области: офиц. сайт. — 2017.
  • Романенко Е.В. Антоний Краснохолмский. Дата публикации: 14.10.2008. / А. Е. Романенко // Православная Энциклопедия: офиц. сайт церковно-научного центра «Православная Энциклопедия». — 1998–2017.
    • .
  • Литература о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре на сайте Краснохолмской межпоселенческой центральной библиотеки:

Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. С. 4; Костыгов С.Ю. О связях Бежецкого Верха с соседними регионами в XII–XVII вв.

Дворников А.С.Город Бежецк и Бежецкий край… С. 74–77; 81–86, 90–91, 99.

Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66–73.

Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание… С. 46.

Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 17 сн. 1.

Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (К вопросу о проблеме изучения истории монастыря в отечественной историографии) // Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н. П. Тарасова, С. Г. Воронин, Т. Д. Телятникова. Красный Холм–Санкт-Петербург: Краснохолмская центральная библиотека, ООО «Издательство «Лема”», 2017. С. 18–21.

Филиппов О. П., протоиерей. Соль земли Краснохолмской. С. 14.

Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 25–26.

Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 26–28.

Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 28–30.

Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии.Тверь, 1883.

Козлова Н.Р. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (1461): 550 лет со времени первого упоминания в летописи // Тверские памятные даты на 2011 год. Ежегодный информационный справочник энциклопедического типа. (Электронный ресурс). URL: (дата обращения: 04.04.18).

Производственное совещание по восстановлению Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Бежецкий Верх. 2017. №10 (109). Октябрь. С.1.

Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. С. 228.

Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.

Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание… С. 20–21.

Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели… С. 33–35.

В 1904 году благодаря его усилиям были опубликованы царские и архиерейские грамоты XVI- XVIII веков из архива монастыря.

Дата смерти. См. «Епархиальные распоряжения и известия», Тверские епархиальные ведомости, 1908, № 3, с. 13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *