Антропология религии

Антропология — философское учение о человеке.

Первые зримые корни философской антропологии можно обнаружить у французских материалистов ХVIII в. Но благодаря Канту, а затем Фейербаху, который ввёл и обосновал антропологический принцип в философии, в соответствии с которым на первый план выдвигается проблема сущности человека «единственный, универсальный и высший» предмет философии, она стала оформляться с тех пор в самостоятельную философскую дисциплину. Окончательно же, как принято считать, философская антропология сформировалась в 20-х годах XX в. В настоящее время обозначились две основные позиции в понимании того, как должна осуществляться интеграция знаний о человеке.

Первая из них продолжает традицию К. Маркса. Сторонники этой линии полагают, что для обеспечения целостного представления о человеке различные дисциплины должны объединить свои усилия, составив единую науку о человеке, которая, с их точки зрения, не только возможна, но и необходима. В данном случае человек рассматривается как единая целостная система, которая, хотя и является предельно сложным явлением, тем не менее считается не только доступной для научного анализа, но и (при сохранении целостного представления об этой системе) позволяющей осуществить синтез результатов, полученных учёными различных специализаций.

Другая точка зрения связана с развитием философской антропологии в том плане, как её понимали Н. Бердяев, М. Шелер, Х. Плеснер и др. Сторонники этого подхода исходят из того, что человек – существо многомерное и постоянно меняющееся. И хотя некоторые его важнейшие характеристики остаются неизменными на протяжении тысячелетий, они не раскрывают всей сущности человека, скрытой в загадочном единстве его физического и духовного начал, природа которых даже в отдельности, когда каждое из этих начал рассматривается само по себе, не может считаться доподлинно установленной. Сторонники данного подхода акцентируют внимание также на том, что человек сам является микрокосмом, задающим самому себе всё новые и новые загадки, выступая как активное начало, пытающеёся осознать внешний мир, своё место в нём, а исследуя окружающую среду, преобразует, изменяет её по своёму усмотрению. Другими словами, он творец и в то же время творение культуры, носитель духовности, принципиально отличающей его от остального живого мира.

В качестве своёго предмета она выделяет собственно человеческое бытие во всей его полноте, анализируя его сущность, специфику и индивидуальность, пытаясь таким образом осмыслить и самого человека, и окружающий его мир с позиции философии. «Антропология, или точнее, антропологическое сознание, предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию. Самосознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всёми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать, философствовать», подчёркивал Н. Бердяев.

4 типа антропологических учений:
1. еврейско-христианское
2. антично-греческое
3. естесственно-научное
4. теория декаданса

34. Общество как целое. Элементы социальной системы. Гражданское общество. Социальные общности и объединения, социальные институты. Целостность и
системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию.

Социализаци — это процесс освоения чел-м соц-х ролей.

Общество — исторически сложившаяся форма совместной деятельности. Общество — нация — государство.

Общество — продукт направленной совместной деятельности больших групп людей, основанных на основе совместных интересов и договора.

Общность — форма совместного бытия взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением (народ, семья).

Сообщество — исторически предшествует обществу (животные) — применяют к группам людей по разным принципам (журналистское общество)

Народ — это форма общности людей св-х языком, культурой и происхождением.

Нация — форма организации гос-ва. Гос-во основано на праве и законе — форма организации жизни народов и наций — продукт развития целой цивилизации.

Общество — саморазвивающаяся система. Главная её характеристика — целостность. Общество — открытая система, она постоянно в непрырывном обмене с окр. средой. Общество лучше организованно чем окр. ср. Чтобы сохранить себя общество должно удовлетворять свои потребности (мат-е, соц-е, дух-е). Степень удовлетворения потребности — это основное док-во функционирования общества.

Подходы понимания общества:

1) Натуралистический. 17-18 в Концепция объясняет соц. явления с помощью соц. закономерностей. В рамках этого подхода тип общ-ого устр-ва и судьбы народов опр-ся: 1. ритмами космоса, солнечной активностью; 2. природно-климатич. усл.; 3. генетические, расовые и половые особенности. … Например полагает, что общество это высшее, но не самое устойчивое образование. Общество погибает если не решит глобальные проблемы. Циолковский — чел-во может уйти в космос.

2) Атенистический. Человек — атом, который зациклен на своих интересах. Руссо и Гобс «Война всех против всех». В наст. время — это сов-ть действующих личностей и отношения м\у ними. Личность при этом понимается так, что она заключает свою сущность в себе.

3) Идеалистический. Здесь на 1м месте духовное преобладает над природным. Пока эта идея в умах миллионов — идея процветает.

4) Экономический. К маркс. Экономика играет большую роль. Объективно возникает независимо от воли люде, диалектич-е понимание истории, бытие формирует сознание.

5) Структурно-функциональный. Парсонс и Мертон — общество рассматривается как соц-й организм. Соц. система — способ организации социальной жизни (совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.).

6) Социо-культурный. Липп, Турна, Лепсиус. Базируется на представлении о том, что все фиксируется в культуре.

Габитус — это встроенная в чел-а культура.

Религиозная антропология – научная дисциплина, обращенная к изучению представлений о человеке, его происхождении и предназначении, сущности и свойствах, греховности и спасении (хамартиология и сотериология), смерти и посмертном существовании (танатология и эсхатология) в религиозных традициях мира. Религиозная антропология, будучи частью философско-религиоведческого знания, изучает как имплицитные религиозные представления о человеке (представленные, например, в священных и религиозных текстах), так и их экспликации, представленные в комплексе теологических и религиозно-философских учений о человеке различных религиозных традиций.

Как элемент философско-религиоведческого знания, религиозная антропология интегрируется в самостоятельную научную дисциплину во второй половине XX века, как в России, так и за рубежом. Среди методов религиозной антропологии можно отметить метод классификации, сравнительный метод; в исследовательском поле религиозной антропологии используются также общенаучные, философские, религиоведческие методы.

Среди наиболее важных проблем религиозной антропологии необходимо выделить следующие:

  1. Имплицитные антропологические представления в священных и религиозных текстах религий мира;
  2. Антропологическая терминология;
  3. Народные религиозные антропологические представления;
  4. Теологические и религиозно-философские учения о человеке в различных религиозных традициях;
  5. Дескриптивная, нормативная и практическая религиозная антропология.

Рекомендуемая литература

Никонов К.И. Религиозная антропология: христианское учение о человеке в историческом и современном контексте // Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Книжный дом «Университет», 2001

Костылев П.Н. О систематике религиозной антропологии // Антропологические конфигурации современной философии. – М.: Современные тетради, 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *