Аполлинария именины день ангела

Житие преподобной Аполлинарии

Пре­по­доб­ная Апол­ли­на­рия бы­ла до­че­рью Ан­фе­мия, быв­ше­го пра­ви­те­ля Гре­че­ской им­пе­рии во вре­мя ма­ло­лет­ства Фе­о­до­сия Млад­ше­го (408–450). От­ка­зав­шись от бра­ка, она вы­про­си­ла у сво­их бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей раз­ре­ше­ние по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам Во­сто­ка. При­быв из Иеру­са­ли­ма в Алек­сан­дрию, она тай­но от слуг пе­ре­оде­лась в одеж­ду ино­ка и скры­лась в од­но бо­ло­ти­стое ме­сто, где несколь­ко лет под­ви­за­лась в стро­гом по­сте и мо­лит­вах. По от­кро­ве­нию свы­ше она на­пра­ви­лась в скит к свя­то­му Ма­ка­рию Еги­пет­ско­му, на­звав се­бя ино­ком До­ро­фе­ем. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял ее в чис­ло сво­ей бра­тии, и там она вско­ре про­сла­ви­лась сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­нью. У ро­ди­те­лей Апол­ли­на­рии бы­ла дру­гая дочь, стра­дав­шая бес­но­ва­ни­ем. Они от­пу­сти­ли ее в скит к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, ко­то­рый при­вел боль­ную к ино­ку До­ро­фею (бла­жен­ной Апол­ли­на­рии), по мо­лит­ве ко­то­ро­го де­ви­ца по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. По воз­вра­ще­нии до­мой де­ви­ца вновь под­верг­лась на­си­лию диа­во­ла, ко­то­рый дал ей вид жен­щи­ны, но­ся­щей во чре­ве. Этот слу­чай при­вел в силь­ный гнев ро­ди­те­лей ее, ко­то­рые по­сла­ли в скит во­и­нов и тре­бо­ва­ли вы­дать ви­нов­ни­ка оскорб­ле­ния до­че­ри.

Свя­тая Апол­ли­на­рия взя­ла на се­бя ви­ну и по­шла с по­слан­ны­ми в дом сво­их ро­ди­те­лей. Там она от­кры­ла ро­ди­те­лям свою тай­ну, ис­це­ли­ла сест­ру, воз­вра­ти­лась в скит, где в ско­ром вре­ме­ни мир­но скон­ча­лась в 470 го­ду. Толь­ко по­сле смер­ти ино­ка До­ро­фея от­кры­лось, что это бы­ла жен­щи­на. Те­ло свя­той бы­ло по­гре­бе­но в пе­ще­ре, в церк­ви оби­те­ли свя­то­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­ной Апол­ли­на­рии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

12.10.2015

Святая мученица Аполлинария Тупицина

Мученица Аполлинария (Аполлинария Петровна Тупицына) родилась 24 декабря 1878 года в деревне Шелюбинской Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Образование получила в прогимназии в городе Вельске. У неё был брат Григорий Петрович. До революции она работала медсестрой, а после революции стала странствовать, занимаясь в Москве стиркой белья и зарабатывая на жизнь в качестве няни. Всё свободное время она отдавала церкви. Вела строгую монашескую жизнь. Была известна как целительница телесных недугов. Канонизирована 7 мая 2003 года Архиерейским Собором Русской православной церкви и реабилитирована 31 июля 1989 года. Лжесвидетель, по доносу которого арестовали мученицу Аполлинарию, показал, что знает ее «как контрреволюционную личность». Он сказал: «Тупицына мне известна с 1936 года, когда она в церкви «Знаменье» у Крестовской Заставы сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к Тупициной обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: «Молиться буду только в том случае, и Бог поможет, когда твой муж уйдет из милиции”».
Аполлинария Петровна арестована 17 сентября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Следователь удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться признаний от арестованной. 8 октября тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Аполлинария Петровна Тупицына была расстреляна 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. . На расстрельном полигоне в Бутово с 1937 по 1938 гг. НКВД было убито и похоронено в братских могилах 20765 человек. В том числе — православные архиереи, священники, монашествующие и миряне. Своей кровью они освятили здешнюю землю. Весной 1994 г. Здесь был поставлен Поклонный Крест. 19 мая 2007 года освящён храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Каждый год в четвёртую субботу после Пасхи празднуется память Собора Новомучеников, в Бутове пострадавших, — тех, кто прошёл Русскую Голгофу, тех, чьими молитвами воскресает Россия . Люди, восстанавливающие храм в Пижме считают, что мученица Аполлинария Тупицына помогает им укрепиться в православной вере. Родившаяся в соседней с Пежмой деревне Шелюбинской, она, конечно, бывала в Пежемском Богоявленском храме на богослужениях и своей последующей жизнью и подвигом исповедничества Христа.

Каменный храм Богоявления в с. Пежма построен в 1806 году. К 1913 году капитально отремонтирован и реконструирован, в 1993 закрыт советской властью. 3 июля 2009 года после проведения расчистки и установки временной алтарной преграды в Никольском приделе Пежемского Богоявленского храма была отслужена первая за 76 лет Божественная литургия. Богослужение возглавлял благочинный Вельского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии игумен Антоний (Яворский) с сослужащими клириками округа. Память святой мученицы Аполлинарии отмечалась в Пежме впервые. Начиная с 2009 года, в Пежемском Богоявленском храме каждый год проходят службы Святой мученице Апполинарии. Также, службы проходили 13 октября 2010 года в храме свв. Новомучеников и исповедников в Бутове (на Бутовском полигоне близ Москвы). Службу проводил протоирей Кирилл Каледа и 17 октября 2011 года службу отслужил о. Димитрий Фесечко . 13.10.2012 года была отслужена литургия. Служил Дмитрий Фесечко. На службах присутствовала Галина Тихоновна Ануфриева – внучатая племянница Апполинарии Петровны. Из года в год количество молящихся на службах увеличивается.

Как нам стало известно, живы родственники Апполинарии Петровны – Галина Тихоновна Ануфриева и её сын Георгий Ануфриев. Галина Тихоновна сказала: «Сердце и душа переполняются чувствами горести и радости… Горести о тысячах невинно убиенных на этом небольшом клочке земли, и радости о том, что, наконец, мы можем прикоснуться к тому месту, где почивают останки нашей родной Аполлинарии, семейные предания о доброте и отзывчивости которой мы слышали с детства. Для нас очень волнительно, даже не верится, что милостью Божией она прославлена как святая мученица».

Мы спросили Георгия, обращается ли к святой с просьбами его семья? Георгий ответил: «Да, я обращаюсь с просьбами к Аполлинарии и моя семья тоже. Её помощь мы всегда чувствуем, помним её, она всегда находится с нами. У меня даже есть икона святой мученицы Апполинарии Тупициной.

В июне 2009 года Икона мученицы Аполлинарии была написана в Москве по благословению настоятеля храма свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы в память о мученической кончине Аполлинарии Тупицыной. Икона передана в дар настоятелю Пежемского Богоявленского храма игумену Антонию (Яворскому) во время первой литургии в возобновленном храме — 19.07.2009. Мученица Аполлинария изображена на фоне двух храмов: Пежемского Богоявленского храма — прихожанкой которого она была в молодые годы (слева) и храма Воскресения Христова и Свв. новомучеников и исповедников Российских в Бутове, который воздвигнут в 2006-07 году на месте расстрелов многочисленных жертв политических репрессий, в том числе новомучеников за веру православную пострадавших. Память о мученице Аполлинарии объединяет эти два святых места.

Работа Зои Зенковой, ученицы Воскресной школы г. Новодвинска, выполнена в рамках «Детских Ломоносовских чтений». Руководитель — Кузнецова Ю.Н

Жития мученицы Дросиды Римской и с нею пяти дев: Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы и Таисии

Свя­тая му­че­ни­ца Дро­си­да бы­ла до­че­рью им­пе­ра­то­ра Тра­я­на (98–117), же­сто­ко­го го­ни­те­ля хри­сти­ан. В 99 го­ду он воз­об­но­вил су­ще­ство­вав­ший ра­нее за­кон, за­пре­щав­ший тай­ные об­ще­ства и кос­вен­но ка­сав­ший­ся хри­сти­ан, а в 104 го­ду из­дал спе­ци­аль­ный за­кон про­тив хри­сти­ан. На­чи­ная с это­го го­да го­не­ния про­дол­жа­лись до кон­ца его прав­ле­ния. В то вре­мя те­ла уби­тых хри­сти­ан ча­сто оста­ва­лись непо­гре­бен­ны­ми для устра­ше­ния дру­гих. Пять дев-хри­сти­а­нок: Агла­и­да, Апол­ли­на­рия, Да­рия, Мам­фу­са и Та­и­сия взя­ли на се­бя по­двиг по­гре­бать хри­сти­ан. Они тай­но уно­си­ли те­ла му­че­ни­ков, по­ма­зы­ва­ли их бла­го­во­ни­я­ми, об­ви­ва­ли пе­ле­на­ми и хо­ро­ни­ли. Узнав об этом, ца­рев­на Дро­си­да, тай­ная хри­сти­ан­ка, еще не при­няв­шая Кре­ще­ния, по­про­си­ла свя­тых дев взять ее с со­бой, ко­гда они пой­дут со­вер­шать по­гре­бе­ние хри­сти­ан. По со­ве­ту же­ни­ха свя­той Дро­си­ды, при­двор­но­го са­нов­ни­ка Адри­а­на, воз­ле уби­тых бы­ла вы­став­ле­на стра­жа, чтобы схва­тить тех, кто их по­гре­ба­ет. В первую же ночь свя­тая Дро­си­да и пять дев бы­ли схва­че­ны. Узнав сре­ди уз­ниц свою дочь, Тра­ян ве­лел со­дер­жать ее от­дель­но в на­деж­де, что она оду­ма­ет­ся. Осталь­ные свя­тые де­вы бы­ли при­го­во­ре­ны к со­жже­нию в ме­де­пла­виль­ной пе­чи. Они му­же­ствен­но при­ня­ли казнь и спо­до­би­лись му­че­ни­че­ских вен­цов. Из ме­ди, сме­шан­ной с пра­хом му­че­ниц, со­жжен­ных в пе­чи, бы­ли вы­ко­ва­ны тре­нож­ни­ки для но­вой ба­ни Тра­я­на. Од­на­ко по­ка в бане сто­я­ли эти тре­нож­ни­ки, ни один че­ло­век не мог ту­да вой­ти: каж­дый, пе­ре­сту­пав­ший по­рог, па­дал за­мерт­во. Ко­гда жре­цы по­ня­ли, по­че­му так про­ис­хо­дит, они да­ли со­вет уне­сти тре­нож­ни­ки.

То­гда Адри­ан пред­ло­жил им­пе­ра­то­ру рас­пла­вить тре­нож­ни­ки и сде­лать из них пять ста­туй на­гих дев, по­хо­жих на каз­нен­ных му­че­ниц, и для по­но­ше­ния и по­ру­га­ния по­ста­вить эти ста­туи пе­ред вхо­дом в им­пе­ра­тор­скую ба­ню. Тра­ян со­гла­сил­ся. Ко­гда ста­туи бы­ли по­став­ле­ны, им­пе­ра­тор уви­дел во сне пять чи­стых аг­ниц, па­су­щих­ся в раю, и пас­ту­ха, ко­то­рый ска­зал ему: «О, без­за­кон­ней­ший и нече­сти­вей­ший царь! Тех, изо­бра­же­ния ко­то­рых ты за­ду­мал вы­ста­вить для по­но­ше­ния, Доб­рый и Ми­ло­сер­дый Пас­тырь от­нял у те­бя и по­се­лил здесь, ку­да со вре­ме­нем при­бу­дет и чи­стая аг­ни­ца Дро­си­да, дочь твоя». Проснув­шись, без­за­кон­ный Тра­ян при­шел в неистов­ство и по­ве­лел за­то­пить две огром­ные пе­чи и то­пить их еже­днев­но. На пе­чах бы­ло вы­ве­ше­но цар­ское по­ве­ле­ние: «Му­жи га­ли­ле­яне, по­кла­ня­ю­щи­е­ся Рас­пя­то­му, из­бавь­те се­бя от ве­ли­ко­го мно­же­ства му­че­ний, а нас от тру­дов – при­не­си­те жерт­вы бо­гам. Ес­ли же сде­лать это­го вы не же­ла­е­те, то пусть каж­дый из вас доб­ро­воль­но, ка­ким хо­чет спо­со­бом, ввер­га­ет се­бя в эту печь». Мно­гие хри­сти­ане доб­ро­воль­но шли на му­че­ния.

Узнав об этом, свя­тая Дро­си­да ре­ши­ла так­же при­нять му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста. В сво­ем за­клю­че­нии она воз­нес­ла мо­лит­вы о том, чтобы Гос­подь по­мог ей неза­мет­но вый­ти из тем­ни­цы. И Бог услы­шал ее мо­лит­ву: стра­жи усну­ли. Ока­зав­шись на сво­бо­де, свя­тая Дро­си­да на­пра­ви­лась к пе­чи, но ста­ла раз­мыш­лять про се­бя: «Как я пой­ду к Бо­гу, не имея на се­бе брач­ной одеж­ды, (то есть не при­няв Кре­ще­ния), ведь я нечи­ста. Но, Царь цар­ству­ю­щих, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, ра­ди Те­бя я оста­ви­ла мое цар­ствен­ное по­ло­же­ние, чтобы Ты удо­сто­ил ме­ня быть хоть при­врат­ни­цей в Цар­ствии Тво­ем. Кре­сти же ме­ня Ты Сам Ду­хом Тво­им Свя­тым». По­мо­лив­шись, свя­тая Дро­си­да по­ма­за­ла се­бя свя­тым ми­ром, ко­то­рое за­хва­ти­ла с со­бой, и, три­жды по­гру­жа­ясь в во­ду, про­из­нес­ла: «Кре­ща­ет­ся ра­ба Бо­жия Дро­си­да во Имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха». Семь дней скры­ва­лась свя­тая, пре­да­ва­ясь по­сту и мо­лит­ве. В это вре­мя ее на­шли хри­сти­ане и из ее рас­ска­зов узна­ли обо всем про­ис­шед­шем. На вось­мой день свя­тая му­че­ни­ца Дро­си­да по­шла к рас­ка­лен­ной пе­чи и бро­си­лась в огонь.

См. так­же: «Па­мять свя­той му­че­ни­цы Дро­си­ды» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

При­ме­ча­ние

Не включены в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

До ре­во­лю­ции она ра­бо­та­ла мед­сест­рой, а по­сле ре­во­лю­ции ста­ла стран­ство­вать, за­ни­ма­ясь в Москве то стир­кой бе­лья, то за­ра­ба­ты­вая на жизнь в ка­че­стве ня­ни. Но все сво­бод­ное вре­мя она от­да­ва­ла церк­ви.
Лже­сви­де­тель впо­след­ствии по­ка­зал, что зна­ет ее «как контр­ре­во­лю­ци­он­ную лич­ность. Ту­пи­цы­на мне из­вест­на с 1936 го­да, ко­гда она в церк­ви «Зна­ме­нье” у Кре­стов­ской За­ста­вы ско­ло­ти­ла во­круг се­бя контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пу и про­во­ди­ла ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. В слу­ча­ях, ко­гда к Ту­пи­цы­ной об­ра­ща­лись за ис­це­ле­ни­ем, она все­гда на­чи­на­ла ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду. Мне из­вест­ны слу­чаи, ко­гда Апол­ли­на­рия, на­чи­ная свои ис­це­ле­ния, го­во­ри­ла, что не бу­дет мо­лить­ся до тех пор, по­ка граж­да­нин, об­ра­тив­ший­ся к ней, не от­ка­жет­ся от вла­сти са­та­ны. Она го­во­ри­ла кол­хоз­ни­кам, хо­див­шим к ней, что они бо­ле­ют по­то­му, что в кол­хо­зе име­ют де­ло с са­та­ной. Ко­гда к ней при­шла же­на ка­ко­го-то ми­ли­ци­о­не­ра по по­во­ду бо­лез­ни ног у ее му­жа, то она за­яви­ла: «Мо­лить­ся бу­ду толь­ко в том слу­чае, и Бог по­мо­жет, ко­гда твой муж уй­дет из ми­ли­ции”».
Апол­ли­на­рия Пет­ров­на бы­ла аре­сто­ва­на 17 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. Вы­яс­нив ее об­раз жиз­ни, сле­до­ва­тель вполне удо­вле­тво­рил­ся по­ка­за­ни­я­ми лже­сви­де­те­лей и не стал до­би­вать­ся то­го, при­зна­ет ли она, что ве­дет ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. 8 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу. Апол­ли­на­рия Пет­ров­на Ту­пи­цы­на бы­ла рас­стре­ля­на 13 ок­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.
Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *