Апостол иоанн Богослов

Дни памяти: 8 мая, 20 июня, 30 июня (12 ап.), 26 сентября (Преставление)
Иоанн Богослов на острове Патмос

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38–40; Лк. 9; 49–50: Лк. 9, 54–56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8–9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21–22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35–36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1–18; 1 Ин. 5, 1–12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что «всякий, рожденный от Бога не согрешит» (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Контактная информация

  • Ломоносовский район, пос. Аннино, ул. Садовая 4а
  • prihodannino@mail.ru

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Православная церковь в Аннино появилась в 1894 году. Тогда там были летние лагеря лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка, командовал которым Великий Князь Дмитрий Константинович. На его средства началась постройка небольшой лагерной церкви, для которой близ деревни Аннино был выделен участок земли. За основу был положен проект полковника Н. Орлова, незадолго до этого опубликованный в газете «Русский инвалид». Церковь была построена за очень короткое время и 15 июня 1894 г. освящена во имя Всех Святых (день полкового праздника) полковым священником Феодотом Гордиевским в присутствии командующего полком.

Церковь была деревянная, построенная в форме круга, причем крыша у нее была лишь по кругу и над алтарем, середина же храма покрыта брезентом, натянутым в виде зонта. Внутри находился довольно скромный иконостас. Особых удобств для совершения богослужений и для молитвы в этой церкви не было. В ненастную погоду часто задувало свечи. Построенная без фундамента и на глинистой почве, церковь к тому же не отличалась прочностью — почти ежегодно требовался ее ремонт.

В июне 1899 г. по инициативе командира полка Великого Князя Димитрия Константиновича на постройку новой лагерной церкви из орденского капитала было выделено 10 000 рублей, и в том же году образована строительная комиссия.

18 февраля 1900 г. состоялась закладка нового храма, проект которого был разработан архитектором Петергофского Дворцового управления Александром Константиновичем Миняевым. Спустя четыре месяца постройка храма была окончена, и 10 июня 1900 года, в день прибытия полка на лагерную стоянку, он был торжественно освящен полковым священником протоиереем Павлом Николаевским в присутствии командира, офицеров, чинов полка и архитектора, строившего ее. Из прежней лагерной церкви был перенесен походный престол.

На следующий день — 11 июня в храме состоялась первая Божественная литургия, которую совершил настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Варлаам (Никифоров) в присутствии командира полка Великого Князя Дмитрия Константиновича и приглашенных — командующего лейб-гвардии Преображенским полком Великого Князя Константина Константиновича и Королевы Эллинов Ольги Константиновны.

Новая деревянная лагерная церковь была построена на прочном каменном фундаменте в форме креста в русском стиле и вмещала, в общей сложности, до 1000 человек. В храме находился резной двухъярусный дубовый иконостас с позолотою, иконы для которого были написаны художником Василием Демьяновичем Болотновым. Им же написаны и иконы свв. Апостолов Петра и Павла и Всех Святых, последняя из которых была помещена на наружной восточной стороне храма. Запрестольный образ «Моление о Чаше» был взят из прежней лагерной церкви.

После освящения нового храма прежную лагерную церковь разобрали, и на месте, где находился Св. Престол, был установлен большой камень с памятной надписью, а само место обнесено деревянной оградой.

Богослужения в этой лагерной церкви совершались лишь в летнее время.

Службы в храме прекратились в 1917 году. К настоящему времени от храма не осталось никаких следов.

В 2000 года в Аннино был организован православный приход Апостола Иоанна Богослова. Когда в поселке построили новое типовое здание детского сада, приходу отдали прежнее одноэтажное здание барачного типа. К нему была пристроена колокольня из пенобетона, а на крыше сделана надалтарная главка. Престол был освящен в 2003 году.

В июне 2007г. здание полностью освобождено для строительных работ. Установлены металлические конструкции большой главки храма, главки алтаря, шпиль колокольни и сама колокольня, для всей оставшейся кровли также установлен металлический каркас. Кровля накрыта металлочерепицей, изнутри утеплена, помещения второго этажа обшиты гипсокартоном. Настоятель храма — священник Роман Конкин.

  • Режим работы: Богослужения: по воскресным дням и в большие праздники. Литургия: 10.00. Накануне (17.00) – Всенощное бдение. На большие и двунадесятые праздники Литургия совершается в 7.00, Всенощное бдение: в 18.00.

9 октября 2020 года Православная церковь празднует преставление святого апостола Иоанна Богослова. Рассказываем о сути и традициях церковного праздника.

Что такое преставление?

Преставление – мирная кончина, спокойная смерть, объясняет «Фома». В Православной церкви днем памяти святого чаще всего становится день его смерти – ухода к Богу.

Кто такой Иоанн Богослов?

Святой Иоанн был рыбаком. Иисус Христос встретил его вместе с братом Иаковом на Генисаретском озере и позвал за собой.

Святой Иоанн Богослов был одним из любимейших учеников Христа. Он был верен учителю до самого конца, следуя за ним даже на Голгофу, к месту распятия. После смерти Богородицы, о которой апостол заботился, Иоанн проповедовал в Ефесе и других малоазийских городах.

Перу святого Иоанна Богослова принадлежат Книга Откровения (Апокалипсис), три послания и одно из Евангелий.

Святой апостол Иоанн прожил долгую жизнь. В конце жизни он попросил своих учеников вырыть ему могилу и закопать его живьем. Ученики выполнили его просьбу со скорбью и изумлением. Узнав об этом, те ученики, которые не участвовали в исполнении просьбы апостола, раскопали могилу, но ничего в ней не нашли, рассказывает «Правмир».

О чем молятся Иоанну Богослову?

По традиции к святому Иоанну Богослову обращались за покровительством в дальней дороге.

Что нельзя делать в церковный праздник 9 октября?

В Православной церкви не установлено каких-либо особенных запретов, связанных с днем святого Иоанна Богослова.

Как и в любой другой день, не стоит ругаться с близкими. Нельзя проводить магические и оккультные обряды, нежелательно увлекаться приметами и астрологией.

Вторая половина XVI
Дерево, темпера
Из местного ряда Троицкой церкви Свияжска.
(имя в переводе – благодать; 8 (21) мая)
Согласно евангельскому преданию, Иоанн — любимый ученик Христа, апостол, автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса. Происходил из Вифсаиды Галилейской. Родители, Зеведей и Соломия, были людьми благочестивыми. Апостол Иаков Зеведеев — брат Иоанна. Иисус Христос призвал его из учеников Иоанна Предтечи. На Тайной вечери Иоанну и Петру Иисус открыл предателя. Иоанн — единственный апостол, который последовал за Иисусом на Голгофу и был у его креста. Святому Иоанну Иисус поручил заботиться о своей матери. До успения Пресвятой Богородицы апостол не отлучался из Палестины. В последствие жил в Эфесе и проповедовал семи малоазийским церквям. Во время гонения на христиан Домициана, Иоанн был в Риме, где его подвергли пыткам. Ни яд, ни огонь не причинили ему вреда. Видя такие чудеса, многие римляне уверовали во Христа. Император Домициан присудил его к изгнанию на остров Патмос. На острове Иоанн обращает в христианство людей, живших там, пишет книгу » Откровение «. После смерти Домициана возвращается в Эфес. Прочитав уже созданные три Евангелия, признает их истинными. Записывает четвертое Евангелие, где излагает учение о божестве Спасителя и о Слове Божием. За это получил имя Богослова. В трех своих посланиях он изложил учение о любви христианской. Умер 26 сентября, на сто пятом году жизни в Эфесе, прожив после Вознесения Христа 72 года. Останки святого верующие вскоре не нашли в гробе. Ежегодно 8 мая от его гроба исходило некоторое вещество, которое жители тех мест назвали манною, исцеляясь ею и освобождаясь от страстей. В память этого чуда установлен праздник.
В композиции «Иоанн Богослов в молчании» иллюстрируются заключительные слова его Евангелия: «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Представленный за левым плечом Иоанна ангел — символ Премудрости Божией.
Особенностями иконы из Троицкой церкви Свияжска являются: иконография, стиль, авторское осмысление содержания канонического образа Иоанна Богослова в молчании. Ангел за правым плечом апостола и евангелиста Иоанна назван Духом Святым.
Икона написана на темно-зеленом фоне. С иконами местного ряда Троицкой церкви Свияжска: «Святые князья Борис и Глеб» и «Предста царица», представляет единый художественный комплекс как памятник, вышедший из одной с ними иконописной мастерской, ориентирующийся на псковскую творческую традицию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *