Апостол матфей

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Наверно, нет такого христианина, который бы не слышал об апостоле Матфее. О жизни апостола Матфея собрано мало фактов, но точно известно, что он был одним из самых близких учеников Христа.

Каждый из двенадцати апостолов сыграл свою особенную роль в развитии христианства. Все они искренне почитаются верующими и к ним часто обращаются за помощью.

К Левию Матфею часто обращаются с молитвами с моменты финансовых трудностей, а также и в других жизненных ситуациях.

Житие апостола Матфея

Матфей был сборщиком дани в пользу Римской империи. Раньше людей данной профессии презирали и считали предателями. Как и все люди в то время, мужчина был грешником, но однажды все изменилось.

Когда мытарь встретил Иисуса Христа, то был восхищен тем, насколько он сильная личность. После общения с Христом, мужчина последовал за ним и стал его учеником.

Описание образа

Известно много образов праведника, и все они наделены невероятной силой. Как правило, на иконах святой апостол Матфей изображается с книгой в руках, при этом его глаза направлены на страницы книги. Он одет в одежды красных и зеленых цветов. На некоторых образах апостол изображен в полный рост. Прочитать молитву перед иконой святого можно во многих храмах страны, главное обращаться к нему с искренним сердцем.

О чем молиться апостолу Матфею

Мученик считается покровителем людей, которые заняты в сфере финансов, например это могут быть люди таких профессий: продавцы, предприниматели, бухгалтеры или банковские работники.

Если человек будет постоянно носить с собой иконку святого, то его дела в ближайшее время пойдут вверх. Также образ защитит от мошенников и крупных потерь. Люди, которые долго ищут работу, благодаря святому лику скоро ее найдут. Обращенная молитва апостолу Матфею помогает уладить конфликты с начальством и коллегами. Мученик помогает найти выход из трудной ситуации и не даст совершить ошибки, которые повлекут за собой серьезные последствия.

Где находится икона апостола Матфея

Лики с образом Святого пользуются особой популярностью, так что их можно встретить в храмах по всей стране. Фреска, выполнена Андреем Рублевым, с образом Матфея расположена в Успенском соборе в городе Владимир. В храмах Великомученика Дмитрия Солунского имеются

разнообразные иконы с образом святого. В Иоанно-Предтечинском женском монастыре находится икону Святого апостола, которая обладает удивительной силой. В городе Судак есть храм Апостола Матфея, его можно посетить и помолиться перед иконами святителя.

Дата памяти

День апостола и евангелиста Матфея и его иконы ежегодно отмечают 29 ноября. В этот день в храмах проводится служба, и верующие посещают храмы, дабы присутствовать на божественной литургии.

Где хранятся мощи евангелиста

Святой Матфей — одна из самых загадочных личностей христианства. Месторасположения его мощей остается загадкой вот уже на протяжении двух тысячелетий.

Одновременно несколько стран претендуют на право обладания мощами святого. Итальянцы утверждают, что останки евангелиста еще в І в. н. э. были перевезены на Апеннинский полуостров, и в нынешнее время хранятся в соборе Сан-Маттео в городе Салерно. Представители Ватикана утверждают, что останки апостола были найдены во время раскопок на территории одного из лангобардских замков.

Благодаря этому кафедральный собор Сан-Маттео занесен во все католические путеводители для паломников и во все туристические проспекты по Италии.

Но никаких документальных подтверждений нахождения мощей в Италии нет. По этому поводу Ватикан отвечает так: «До старой католической традиции считается, что мощи, находящиеся в Салерно принадлежат апостолу евангелисту Матфею…». То есть, Ватикан, таким образом, не утверждает прямо, что останки из г. Салерно принадлежат Святому.

Другая страна, которая утверждает, что мощи расположены именно у них — это Киргизия. Вот отрывок статьи Е.Зигмунда из журнала «Итоги»: «…На дне озера Иссык-Куль ученые ищут древний монастырь, где, по преданию, похоронен святой Матфей — один из апостолов Христа, пишет корреспондент журнала…».// Итоги Е. Зигмунд.

В церковном предании говорится: «…После того как апостол Матфей принял мученическую смерть, его последователи укрыли тело святого от поругания…». По данным сведеньям мощи апостола Матфея были похоронены в землях, где не ступала нога римского легионера. По одной из версий нетленные останки скрыты на территории современной Киргизии, на берегу озера Иссык-Куль. Данная версия не чисто церковная, просто это верующие христиане уверены в том, что мученичество апостола Матфея закончилось в землях Центральной Азии.

В пользу центральноазиатском теории свидетельствует один документ.

В середине XIX в. русский ученый и путешественник, Семенов-Тян-Шанский, оказался в Венеции и получил возможность поработать с так называемой каталонской картой мира, составленной в 1375-1377 гг. двумя авторами — Авраамом и Иегуди Крескесами.

Внимание ученого привлекло изображение здания с крестом, которое, по данным карты, было расположено на северном берегу озера Иссык-Куль. Рядом на карте была такая надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста». На карте нарисованное здание с крестом было соединено прямой линией с Иерусалимом.

В 1857 г. Семенов Тянь-Шанський отправился в Туркестан. Во время своего путешествия он пытался отыскать следы монастыря, но кроме легенд местных народов о городах, что ушли под воду ничего не нашел. Следов храма ученый не обнаружил, но выдвинул предположение, что здание вполне могло существовать в районе Курментинской бухты Иссык-Куля и позже ушло под воду.

На защиту Иссык-Кульской версии стают и некоторые священнослужители. По словам Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира: «…Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении».

В последнее время дискуссии о месте захоронения ученика Христа разгорелись вновь. МИД Киргизии даже приглашал представитель Ватикана в Бишкек для разрешения возникшей делемы.

Дело в том, что исследованиями по данному вопросу одновременно занималось несколько ученых, и независимо друг от друга они пришли к выводу, что тело Матфея было похоронено именно на берегу озера Иссык-Куль.

Молитва перед иконой апостола Матфея

Если у вас возникли какие-то жизненные проблемы, и вы не знаете, как их развязать, например, ищите работу, то нужно пойти в храм и прочитать апостолу Матфею молитву на работу, он обязательно услышит просьбу и поможет вам. К мученику обращаются и в других жизненных ситуациях, главное, чтобы просьба была искренней и только на добро.

Слова молитвы

«О славный апостол Матфей, Господу жизнь посвятивший! Услышь молитвы мои, помоги мне справиться с бедами и трудностями. Избавь меня от бедности и беззакония. Пускай обидчики мои будут наказаны, а справедливость восторжествует. Верю я в силу Твою и в силу Господа

Бога Всевышнего. Будь рядом со мной в момент ответственный, направь меня на путь верный. Аминь».

Иногда человек не имеет возможности посетить церковь, и ему кажется, что молитвы, прочитанные дома, не окажутся действенными и не будут услышаны. Это не так, ведь если ваши просьбы идут от чистого сердца, то Святой вас услышит и обязательно поможет.

Христианский святой. Апостол из двенадцати.
Ближайший ученик Иисуса Христа. Персонаж Нового Завета.
Художественно-символически изображается в сопровождении ангела.
Считается автором первого канонического Евангелия — Евангелия от Матфея.

Матфей родился в I веке в Израиле. До об­ра­ще­ния ко Хри­сту слу­жил мы­та­рем, сбор­щи­ком по­да­тей для Ри­ма. Услы­шав глас Иису­са Хри­ста: «Иди за Мной», оста­вил свою долж­ность и по­шел за Спа­си­те­лем. Вос­при­няв бла­го­дат­ные да­ры Ду­ха Свя­то­го, вна­ча­ле про­по­ве­до­вал в Па­ле­стине.

Пе­ред ухо­дом на про­по­ведь в даль­ние стра­ны по прось­бе иуде­ев, оста­вав­ших­ся в Иеру­са­ли­ме, апо­стол на­пи­сал Еван­ге­лие. В ря­ду книг Но­во­го За­ве­та Еван­ге­лие от Мат­фея сто­ит пер­вым. На­пи­са­но на ев­рей­ском язы­ке. Ре­чи и де­я­ния Спа­си­те­ля из­ла­га­ет в со­от­вет­ствии трем сто­ро­нам слу­же­ния Хри­ста: как Про­ро­ка и За­ко­но­да­те­ля, Ца­ря над ми­ром неви­ди­мым и ви­ди­мым и Пер­во­свя­щен­ни­ка, При­но­ся­ще­го Жерт­ву за гре­хи всех лю­дей.

Свя­той апо­стол Мат­фей обо­шел с бла­го­ве­сти­ем Си­рию, Ми­дию, Пер­сию и Пар­фию, за­кон­чив свои про­по­вед­ни­че­ские тру­ды му­че­ни­че­ской кон­чи­ной в Эфи­о­пии. Стра­на эта бы­ла на­се­ле­на пле­ме­на­ми кан­ни­ба­лов с гру­бы­ми обы­ча­я­ми и ве­ро­ва­ни­я­ми. Свя­той апо­стол сво­ей про­по­ве­дью здесь об­ра­тил несколь­ких идо­ло­по­клон­ни­ков к ве­ре во Хри­ста, ос­но­вал Цер­ковь и по­стро­ил храм в го­ро­де Мир­ме­ны, по­ста­вил в ней епи­ско­пом сво­е­го спут­ни­ка по име­ни Пла­тон.

Апо­стол усерд­но мо­лил Бо­га об об­ра­ще­нии эфи­о­пов и во вре­мя мо­лит­вы явил­ся ему Сам Гос­подь в об­ра­зе юно­ши и, дав жезл, по­ве­лел во­дру­зить его у две­рей хра­ма. Гос­подь ска­зал, что из это­го жез­ла вы­рас­тет де­ре­во и бу­дет при­но­сить пло­ды, а от кор­ня его бу­дет ис­те­кать ис­точ­ник во­ды. Омыв­шись в во­де и вку­сив пло­дов, эфи­о­пы из­ме­нят свой нрав, ста­нут доб­ры­ми и крот­ки­ми.

Ко­гда апо­стол Матфей нес жезл к хра­му, то встре­тил на пу­ти же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одер­жи­мых нечи­стым ду­хом. Свя­той апо­стол име­нем Иису­са Хри­ста ис­це­лил их. Это чу­до об­ра­ти­ло к Гос­по­ду еще мно­же­ство языч­ни­ков. Но вла­сте­лин не хо­тел, чтобы его под­дан­ные ста­ли хри­сти­а­на­ми и пе­ре­ста­ли по­кло­нять­ся язы­че­ским бо­гам. Об­ви­нил апо­сто­ла в кол­дов­стве и при­ка­зал каз­нить его.

Свя­то­го Мат­фея по­ло­жи­ли ли­цом вниз, за­сы­па­ли хво­ро­стом и по­до­жгли. Ко­гда ко­стер раз­го­рел­ся, то все уви­де­ли, что огонь не вре­дит свя­то­му. То­гда Фул­ви­ан при­ка­зал до­ба­вить хво­ро­ста в ко­стер, об­лив его смо­лой и по­ста­вив во­круг две­на­дцать идо­лов. Но пла­мя рас­то­пи­ло идо­лов и опа­ли­ло Фул­ви­а­на. Ис­пу­ган­ный эфи­оп об­ра­тил­ся к свя­то­му с моль­бой о по­ща­де, и по мо­лит­ве апо­сто­ла пла­мя улег­лось. Те­ло апо­сто­ла оста­лось невре­ди­мым, и святой ото­шел ко Гос­по­ду. Это произошло в 60 году.

Пра­ви­тель Фул­ви­ан горь­ко рас­ка­ял­ся в со­де­ян­ном, но со­мне­ний сво­их не оста­вил. Ве­лел по­ло­жить те­ло свя­то­го Мат­фея в же­лез­ный гроб и бро­сить в мо­ре. При этом ска­зал, что ес­ли Бог Мат­фе­ев со­хра­нит те­ло апо­сто­ла в во­де, как со­хра­нил его в огне, то сле­ду­ет по­кло­нять­ся это­му Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу.

В ту же ночь к епи­ско­пу Пла­то­ну в сон­ном ви­де­нии явил­ся апо­стол Мат­фей и по­ве­лел ему ид­ти с кли­ром на бе­рег мо­ря и об­ре­сти там его те­ло. При­шел на бе­рег и Фул­ви­ан со сво­ей сви­той. Вы­не­сен­ный вол­ной гроб с че­стью пе­ре­не­сен в храм, по­стро­ен­ный апо­сто­лом. То­гда Фул­ви­ан по­про­сил у Мат­фея про­ще­ния, по­сле, че­го епи­скоп Пла­тон кре­стил его с име­нем Мат­фей, ко­то­рое дал ему по ве­ле­нию Бо­жи­е­му. Фул­ви­ан впо­след­ствии при­нял епи­скоп­ство и про­дол­жил де­ло про­све­ще­ния сво­е­го на­ро­да.

Согласно самой распространенной версии, мощи святого апостола Матфея в X веке привезены в итальянский город Салерно, где и находятся в местном кафедральном соборе.

Память об апостоле Матфее

Память об апостоле Матфее

Память совершается

в православном церковном календаре -29 ноября и 13 июля — Собор двенадцати апостолов

в католическом — 21 сентября.

в англиканском — 21 сентября

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Матфей — персонаж в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Считается покровителем города Салерно в Италии, а также бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.

закрыть 29.11.0060

Апостол Матфей. Миниатюра Евангелия. Византия. 1133 г. Афины.

Икона апостола и евангелиста Матфея на Царских вратах монаст. храма в честь иконы Б.М. «Всецарица» г.Краснодар.

Во времена Христа вся Иудея была римской провинцией. Как и все завоеванные области, она была обложена податью в пользу Рима. Для сбора этих податей учреждены были особые должности сборщиков, которые назывались мытарями. Иудеи с ненавистью сносили свое порабощение и с неудовольствием платили подати римлянам. Ненависть эту перенесли они и на сборщиков податей, потому что видели в них орудие ненавистной, чужеземной, языческой власти. С мытарей не требовалось строгой ответственности, и они часто позволяли себе всякие злоупотребления и притеснения, чтобы самим обогатиться. Еще ненавистнее поэтому были они для иудеев. По народному понятию, имя мытаря означало человека без чувств, жестокосердого, способного ко всякому злому делу, вообще — человека отверженного. Большинство считало предосудительным и даже осквернением иметь сношение с мытарями как явными грешниками, входить в их дома, вместе с ними пить и есть. Между тем римское правительство назначало для сбора податей лиц преимущественно из местных жителей, как хорошо знавших средства края. Когда таким образом природный иудей брал на себя обязанности мытаря, он между другими мытарями был человеком, особо презренным в глазах ревностного иудея, как изменник национального и религиозного чувства. Одним из таких мытарей, родом из иудеев, был некто Матфей, по прозванию Левий, сын Алфея (Мк. 2,14; Лк. 5, 27; Мф. 9, 9).
Матфей жил в галилейском городе Капернауме, лежавшем на северо-западном берегу Галилейского моря. Он был человек небедный: имел свой дом и порядочное состояние, которым, быть может, он был обязан своей должности мытаря. Его, как и всех ему подобных, конечно, чуждались и презирали соотечественники. Но на самом деле Матфей не был совсем дурным человеком, и если и был человеком небезукоризненным и даже грешным, то, во всяком случае, был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою, внешнею праведностью фарисеев. И Господь остановил на нем, всеми презираемом, Свой божественный взор. Вот как это было. Господь поселился в том же приморском городе Капернауме, в котором жил Матфей. Матфей мытарь, конечно, не один случай имел слушать учение Христа и быть свидетелем Его чудес в Капернауме, где, по слову Самого Господа, чудеса Его совершались в таком обилии, что «если бы в Содоме явлены были силы, явленные в Капернауме, Содом остался бы до сего дня» (Мф. 11, 23). Сердце Матфея располагалось к божественному Чудотворцу. Господь видел и знал усердие мытаря и его готовность к вере. И вот однажды Господь вышел из шумного Капернаума и пошел к морю, сопровождаемый народом. Там, на берегу Галилейского моря, Матфей имел мытницу, т.е. место для сбора пошлин, может быть, с судов, приходивших морем в Капернаум. Идя к морю, Господь поравнялся с тем местом, где была мытница Матфея: глаза Господа остановились на мытаре, сидящем за таким непривлекательным делом. «Иди за мной», — сказал Он вдруг мытарю. И Матфей встал и пошел за Христом. Он не раздумывал, он не удивлялся, как Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря, — он раньше стремился ко Христу и теперь всем сердцем внял словам Его и беспрекословно пошел за Ним. Как бы в благодарность за милостивое снисхождение к нему Господа, Матфей приготовил в доме своем большое угощение и просил Христа вместе с учениками прийти к нему. Пригласил Матфей и многих собратий по званию, мытарей, и других своих близких и знакомых. Господь, видя любовь Матфея и зная, что пример его мог служить ободрением и для других мытарей, не отрекся от приглашения; Он, милосердый, допустил быть с Собою за одним столом мытарей и грешников, чтобы Своим снисхождением и божественным словом Своим привлекать их к покаянию и спасению. Но иудейские учители, книжники и фарисеи, не хотели видеть в этом высокое дело милосердия и соблазнились. «Что это Он ест и пьет с мытарями и грешниками, оставляя нас в стороне?» — с чувством обиды подумали они. И они начали роптать и громко показывать свое неудовольствие. Как будто желая восставить учеников Христа против Него, книжники и фарисеи с укоризной обратились к ним: «Как это Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Да и вы для чего с ними едите и пьете?» Христос услыхал брезгливые слова.

«Не здоровым нужен врач, а больным, — сказал Он учителям народным. — Подите лучше подумайте, что значит это изречение: «милости хочу, а не жертвы». Я пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников».

Ап.Матфей. Сербия. Конец XIII- нач. XIV вв.

Ап. и евангелист Матфей. Фреска в Соборе Протата в Карее, Афон. Македонская школа, XIII в.

Фарисеи поняли, что против них направлены слова Христа. Пристыженные Его ответом, они хотели отомстить и Учителю, и ученикам — порицанием в слабости правил Его, выставляя на вид, что, с такою снисходительностью к грешникам, они сами не отличаются ни особенным воздержанием, ни молитвами. Чтобы более подкрепить слова свои, фарисеи пригласили на свою сторону случившихся там учеников Иоанна Крестителя. Указывая на пример Иоанна, уважаемого и Христом, и на свой пример, на пример людей, которых Он унижает, фарисеи предлагают Ему вопрос: почему ученики Его не постятся и не творят молитв, подобно ученикам фарисейским и Иоанновым. В ответной речи Христос отвечал, что Он не только не находил нужным, но находит, напротив, даже неблаговременным и неприличным возлагать на учеников Своих, еще слабых, бремя строгой жизни и тяжких заповедей, что Он поступает с ними снисходительно, пока они не будут совершенно обновлены и укреплены Духом Святым (Мк. 2,13-22; Лк. 5, 27-39; Мф. 9, 9—17). Трапеза и беседа кончились. Матфей своим примером показал силу и истину слов своего небесного Гостя, сказавшего, что Он пришел не праведников, а грешников звать на покаяние. Не видно, чтобы кто-либо из фарисеев, этих мнимых праведников, внял учению Господа, Матфей же, мытарь, человек, по общему мнению, грешный, остался верным учеником Христа. Оставив все свое достояние, Матфей пошел за Христом (Лк. 5, 28) и с этих пор уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных апостолов (Лк. 6, 15; Мк. 3, 18). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем страданий и смерти Спасителя и славного Его вознесения на небо.
После вознесения Господня св. апостол Матфей вместе с другими апостолами проповедовал Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Наступило время разойтись апостолам из Иерусалима по разным странам с проповедью Христовою, и св. Матфей отправился к другим народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием апостола из Иерусалима на дело всемирной проповеди иерусалимские христиане из иудеев просили его передать для них письменно дела и учение Иисуса Христа. На исполнение этой просьбы дали свое согласие и прочие бывшие в то время в Иерусалиме апостолы. Св. Матфей, исполняя общее желание, написал свое Евангелие. Это — первая по времени книга из всех книг Нового Завета и занимает потому между ними первое место. Св. евангелисты при написании своих Евангелий сообразовывались всегда с духовными нуждами тех лиц, для которых назначали первоначально свои писания, отчего и происходили их некоторые особенности, их отличительные черты. Св. Матфей назначал свое Евангелие первоначально для палестинских христиан из иудеев и имел главным намерением раскрыть в нем, что Иисус, Которого иудеи называли сыном плотника и распяли на кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель. Поэтому он начинает Евангелие родословием Мессии как сына Давидова и Авраамова и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предызобразили жизнь, деяния и уничиженное состояние Иисуса Христа на земле. Вообще же евангелист Матфей благовествует в своем Евангелии преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с ангелоподобным человеком. Евангелие свое Матфей написал на еврейском языке, на котором в то время говорили палестинские иудеи, тогда как все прочие книги Нового Завета писаны были апостолами на языке греческом, бывшем повсюду тогда в употреблении. Но в самом же скором времени оно было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник совсем утрачен.

Апостол и евангелист Матфей. Византия. XIV в.

Евангелист Матфей. Музей фресок Дионисия. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтово.

Уйдя из Иерусалима, св. Матфей проповедовал Евангелие многим народам. Он проходил с проповедью в Сирию на Евфрате, в Персию, в Парфию, Мидию и, наконец, в азиатскую Эфиопию, или Индию, где и запечатлел мученическою смертью за имя Христово свои апостольские труды. Укрепляемый благодатью Божией, Матфей пришел в Эфиопию, в землю антропофагов, т. е. людоедов. Это было дикое и зверообразное племя. С самого начала он имел здесь утешительные успехи в благовестии Христовом. В городе Мирменах он обратил несколько человек в веру Христову и поставил им епископом некоего Платона. Создал св. Матфей для новообращенных и небольшой храм. Положив эти небольшие начатки христианства, св. Матфей непрестанно молился Богу об обращении ко Христу всего племени. Однажды он удалился на близлежащую гору, где, по обыкновению, пребывал в посте и молитве. И вот явился ему Сам Господь в образе прекрасного юноши, с жезлом в руке. Он благословил апостола, подал ему жезл и велел водрузить этот жезл около созданной в Мирменах церкви. «Жезл этот, — говорил Господь, — силою Моею вкоренится, вырастет высоко и принесет обильные плоды, которые величиной и сладостью превзойдут все другие плоды, а от корня его истечет чистый источник. Омывшись в воде источника, антропофаги получат прекрасную наружность, а вкусив от плодов дерева того — оставят зверообразные нравы и сделаются добрыми и кроткими…» Приняв жезл от рук Господа, св. Матфей пошел исполнить повеление Его. На дороге встретили апостола жена и сын Фульвиана, владевшего городом. Оба они были одержимы беснованием. «Кто послал тебя сюда с этим жезлом, на погибель нашу?» — начали кричать они диким, угрожающим голосом, увидев апостола. Св. Матфей именем Христовым исцелил обоих, и они смиренно пошли за ним. Войдя в город, Матфей водрузил жезл около храма, как повелел ему Господь. И вот на глазах у всех совершилось поразительное чудо. Жезл вырос в высокое ветвистое дерево, с большими, красивыми и сладкими плодами, а от корня выросшего дерева истек чистый ручей. Тогда весь город собрался к храму. Всякий сам хотел увидеть чудо, вкусить плодов и напиться светлой воды из источника. Между тем апостол стал на возвышенном месте и начал проповедовать слово Божие. Все присутствовавшие там уверовали во Христа и тут же, в чудотворном источнике, приняли крещение. Между уверовавшими и крещеными были жена и сын Фульвиана, исцеленные апостолом от беснования.
Исцелив жену и сына Фульвиана, св. Матфей привлек к себе его удивление и почтение. Но когда увидал Фульвиан, что народ оставляет идолов и слушает учение апостола, он пришел в сильный гнев. По внушению злого духа, замыслил он умертвить св. Матфея. Тогда ночью явился св. Матфею Христос, ободрил его, велел возложить надежду на Него и обещал Сам пребывать с ним в наступающих для него мучениях. Настало утро. Апостол, восстав от сна, молился в храме с верующими. Сюда-то послал Фульвиан четырех воинов взять апостола. Но только они приблизились к храму, как окружила их непроглядная тьма, так что и назад они едва могли вернуться. В страхе говорили они: «Голос его мы слышали, самого же не только взять, но и видеть не могли». Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал множество воинов и приказал им во что бы ни стало привести св. Матфея и убивать тех, кто станет его защищать. Но и эти воины ничего не могли сделать. Небесный свет осиял св. апостола, и они, не в состоянии будучи смотреть на него, в ужасе бросили оружие и прибежали назад, полумертвые от страха. Исполнившись ярости, Фульвиан, в сопровождении толпы слуг, сам пошел взять апостола. Но едва успел приблизиться он к апостолу, как мгновенно ослеп. Он начал умолять апостола простить ему согрешение его и возвратить зрение. Св. Матфей сотворил крестное знамение на глазах Фульвиана, и тот прозрел. Но совершившееся над ним чудо его не вразумило; злоба его на св. Матфея все еще не улеглась; ослепленный этой злобой, он думал, что чудо было делом не силы Божией, а чародейства апостола. И он замыслил сжечь св. Матфея как волхва. Фульвиан взял его за руку и повел к своему дому, как будто хотел оказать ему особенную честь. Но св. Матфей провидел тайные движения его сердца и лукавые помыслы его. «Хитрый мучитель! — обратился он к Фульвиану. — Скоро ли совершишь ты, что замыслил сделать со мною? Делай, чему научил тебя сатана, — я готов все перенести за Господа моего…» Тогда, по приказанию Фульвиана, св. Матфея положили навзничь на землю и крепко прибили к ней большими гвоздями руки и ноги его, на него самого потом положили множество сухих ветвей и хвороста, а сверху наложили еще смолы и серы и все это зажгли. Они думали, что св. Матфей должен совсем сгореть в этом пламенном костре. Но внезапно огонь охладел, пламя угасло, и все увидели апостола живым и невредимым и славящим Бога. Весь народ пришел в великий ужас и воздавал хвалу Богу, Которого исповедует св. Матфей. Только Фульвиан продолжал оставаться в ослеплении. Еще в большую пришел он ярость и начал поносить св. апостола, называя его волхвом и говоря, что он чародейством угасил огонь и остался невредим. Снова принесли, по приказанию Фульвиана, дров и хворосту, больше прежнего, положили на пригвожденного к земле св. Матфея, облили все смолой и зажгли. Принес Фульвиан и 12 золотых идолов своих, поставил их вокруг костра, думая, что, при помощи их, удастся сжечь апостола в пепел. Между тем св. Матфей в пламени молился Богу, чтобы показал силу Свою, явил ничтожность языческих богов и посрамил надеющихся на их помощь. И вот пламя со страшным шумом обратилось на идолов. Они, как воск, в одну минуту растаяли, и многие из стоявших около опалены были огнем. Из расплавившихся идолов вышло пламя в образе змея и устремилось на Фульвиана. Бросался он из стороны в сторону, но пламя его везде настигало. Тогда он смиренно стал просить св. апостола избавить его от погибели. Св. апостол угасил пламень, гнавшийся за Фульвианом, и он хотел извести св. Матфея из огня и оказать ему всякие почести. Но св. апостол сотворил предсмертную молитву и предал Господу душу свою. Тогда, по повелению Фульвиана, принесли золотой одр, положили на него тело св. Матфея, совершенно невредимое от огня, покрыли драгоценными одеждами и с честью внесли в царский дом. Фульвиана, однако, продолжали еще колебать сомнения, вера его не была еще полною и совершенною. «Если Тот, Кто сохранил Матфея невредимым от огня, не допустит его потонуть в море, — сказал он окружающим, — то воистину Он единый Бог, и мы поклонимся Ему и отринем всех богов наших, не могших и себя сохранить от огня». После этого Фульвиан велел сковать железный ковчег, положить в него мощи апостола, наглухо запаять ковчег со всех сторон оловом и бросить в море. В следующую за тем ночь Матфей явился епископу Платону и сказал: «Иди утром на морской берег, на восток от дома властителя, и возьми там мощи мои, вынесенные из моря на берег». Наутро епископ в сопровождении множества христиан отправился к морю и действительно в указанном апостолом месте нашел железный ковчег с мощами св. Матфея. Услыхал об этом и Фульвиан. Он пришел также со множеством народа к морю, чтобы своими глазами видеть совершившееся чудо. Тогда он уверовал во Христа. Припав к ковчегу, молил он апостола простить соделанные против него прегрешения. В скором времени после того епископ сподобил Фульвиана святого крещения и дал ему при крещении имя Матфея. Святая Церковь установила празднество в честь св. апостола Матфея в день его преставления — 16 ноября.
Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Матфеи,/ моли милостивго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Материал подготовлен по книге: «Жития Святых славных и всехвальных апостолов», Православное издательство «Лествица», — Москва 2005 г.

Древняя каталонская карта с нанесением пути апостола Матфея

Храм во имя св.ап. Матфея и вмц.Параскевы. Николо-Угрешский муж. м-рь, г.Дзержинск

Церковь ап.Матфея. Дер.Писковичи Псковской обл.

Мощевик в Св.-Троицком соборе г.Саратова, в к-ром есть частица мощей ап.Матфея

Ковчег с частицами мощей апп. и евангелистов Марка, Луки и Матфея. Вознесенская Давидова пустынь, Московс.обл.

Икона ап. и евангелиста Матфея с частицей его мощей, прибывшая в г.Рязань 28.11.2010 г.

Мозаичная икона св. ап. и евангелиста Матфея на южной стене часовни в честь св. ап. Иоанна Богослова в жен. монастыре в честь иконы Б.М. «Всецарица» г.Краснодар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *