Апостол тит

Память 25 августа / 7 сентября

(MP3 файл. Продолжительность 9:17 мин. Размер 6.7 Mb) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Язычник изначала, Тит был обращен в христианство святым апостолом Павлом, который называет его «истинным сыном по общей вере» (Тит 1: 4). Несколько лет спустя, около 49 года, они вновь встретились в Антиохии. Павел взял его и Варнаву с собой в Иерусалим, чтобы отчитаться перед апостолами в своей миссионерской деятельности среди язычников. Будучи убеждены доводами Павла об освобождении от предписаний Закона, члены этого первого Собора не стали настаивать на обрезании Тита.

Апостол Тит, епископ Критский

С этого времени он сопровождает апостола в миссионерских путешествиях и становится одним из его наиболее близких сотрудников. Именно Тита Павел послал в Коринф отнести Первое послание и объяснить, как следует организовать сбор пожертвований для братий в Иерусалиме.

После того как Тит покинул город, чтобы рассказать Павлу о результатах своей поездки, серьезные разногласия разделили христиан Коринфа. Павел, находившийся в Ефесе (ок. 55 г.), вручил тогда Титу послание, написанное «от великой скорби и стесненного сердца» (2 Кор. 2: 4), чтобы исправить эти нестроения. Святой Тит был принят со страхом и трепетом как носитель апостольской власти. Восстановив благочиние и любовь, он вновь присоединился к учителю в Македонии, чтобы с радостью рассказать о послушании, выказанном коринфянами (см.: 2 Кор. 7: 15). И вновь Павел отправляет Тита в этот город вместе с двумя спутниками, поручив передать коринфянам его Второе послание и принять плоды их пожертвований.

Тит находился со святым апостолом Павлом в Риме во время его первого заключения и сопровождал во время обратного путешествия на Восток. Причалив к острову Крит, они вместе проповедовали Благую Весть во многих городах. Павел, который должен был продолжать плавание, оставил Тита завершать устройство новой Церкви (ок. 63 г.) и для этого поставить в каждом городе епископа (см.: Тит 1: 5–7). Тит встретил сильное сопротивление, особенно со стороны иудеев, и написал Павлу. Тот в своем ответе побуждает Тита учить всему, что находится в соответствии «со здравым учением» (Тит 2: 1), и своим поведением показывать пример, а «в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное», чтобы его противники, распространители «иудейских басен… отвращающиеся от истины», не могли ничего сказать об учениках Христовых худого, будучи исполнены замешательства (см.: Тит 2: 7–8 и 1: 14).

После мученической кончины апостола Павла Тит вернулся на Крит, которым управлял мудро и по-пастырски усердно до глубокой старости. Святой апостол Тит почил в мире, и его тело было положено в главном храме города Гортины, где находилась его кафедра. Там он почитался в течение многих веков как защитник Критской Церкви.

Когда остров был освобожден от арабских захватчиков, столица была перенесена в Кандию, и там был построен новый собор во имя святого Тита. Эта церковь оставалась главным местом паломничества на Крите на протяжении всего владычества венецианцев (1210–1669). Изгнанные с острова турками, они забрали с собой главу апостола Тита и положили в церкви Сан-Марко. Эта драгоценная реликвия была возвращена Критской Церкви 12 мая 1966 года.

Согласно другому церковному преданию, апостол Тит был далеким потомком критского царя Миноса и с юности выказывал живой интерес к языческим наукам. Когда ему было 20 лет, он услышал голос с неба, сказавший ему: «Тит, тебе нужно покинуть это место и отправиться в Иерусалим, чтобы найти спасение души, потому что языческая мудрость не может принести ничего полезного». Опасаясь, однако, как бы этот голос не исходил от бесов, чтобы ввергнуть его в наваждение, он продолжил изучать языческие науки. По прошествии девяти лет ему было новое видение, во время которого он получил повеление прочитать иудейские книги. Тит открыл книгу Исаии и увидел следующие слова: «Обновляйтеся ко мне, острови. Израиль спасается от Господа спасением вечным» (Ис. 45: 16–17).

Проконсул и правитель Крита, который приходился Титу дядей, слышал, как превозносят чудеса, совершаемые Иисусом в Иерусалиме и по всей Палестине. Тогда он решил, посовещавшись со знатью острова, послать в эти края своего племянника, чтобы получить более полные сведения об этом. Прибыв в Иерусалим, Тит увидел Господа и чудеса, которые Он совершал, и стал свидетелем Его животворящих Страстей, Его Воскресения и Его Вознесения. Он был даже, по преданию, в числе учеников, на которых сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.

Тита рукоположили в пресвитера апостолы и послали с поручением вместе с апостолом Павлом. Они вместе пришли в Антиохию, затем в область Селевкии и оттуда на Кипр. С Саламина они отправились в Пергу в Памфилии, Антиохию Писидийскую и Иконию (см.: Деян. 13: 4–6, 13–14, 51), затем продолжили проповедь в Листре и Дервии, претерпевая во время всех миссионерских путешествий преследования и дурное обращение.

Прибыв на Крит, они были приняты правителем острова Рустиллом, который был шурином Тита. Тот попытался убедить их не проповедовать против языческих богов, но безуспешно. Немного времени спустя святой Павел воскресил молитвой только что умершего сына магистрата. С этого времени Рустилл оказывал почести миссионерам, проявлял к ним уважение и разрешил распространять на острове Благую Весть.

Но через три месяца Рустилла вызвали в Рим и назначили консулом. Тогда иудеи стали досаждать зародившейся христианской общине пустыми лживыми речами, не дерзая, однако, выступать впрямую против апостолов, которые находились под защитой высокопоставленного лица.

Покинув остров Крит, чтобы отправиться в Ефес, где обратилось большое число язычников, Павел послал Тита, Тимофея и Ераста в Коринф. Тит помогал великому апостолу вплоть до его смерти.

Затем он принимал участие в утверждении миссионерской деятельности в Греции и в Колоссах, после чего отправился на родину для продолжения проповеди Евангелия. Тит был принят жителями Крита с ликованием, но вскоре узнал, что они сохранили языческие обычаи. Тогда апостол поверг статую Артемиды на землю именем Иисуса Христа. Перед лицом этого чуда более пяти сотен язычников вскричали: «Велик Бог, Которого проповедует Тит!» – и уверовали во Христа. Святой Тит, установив местопребывание епископской кафедры в Гортине, поставил девять новых епископов для главных городов Крита. Он утверждал истинную веру как словом, так и чудесами.

Когда апостолу исполнилось 94 года, подошел его смертный час. Жилище епископа внезапно заполнило благовонное облако, и множество ангелов появились помочь ему. С лицом, сияющим как солнце, святой Тит предал дух Богу, произнеся такие слова: «Господи, я хранил веру и утвердил народ Твой в страхе Твоем. Прими ныне дух мой!» Когда его тело, в белом облачении, несли к погребению, языческие храмы обрушились. Впоследствии у его могилы исцелилось множество одержимых.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Ап. Тит, еп. Критский

Тит (I в.), апостол от 70, епископ Критский

Память 25 августа, 2 мая — память перенесения честной главы апостола из Венеции на Крит в 1966 г. (Греч. ) и в Соборе семидесяти апостолов

Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. В молодых годах он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов. Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников. Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем священномученик Игнатий Богоносец. За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи.

В 20-летнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает. После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления и, действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии. Открыв ее на 47 главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.

Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых Им, правитель острова Крита, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос. Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа; слушал Его проповедь и уверовал в Него. Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (Деян. 2, 11).

Честная глава святого апостола Тита от 70-ти. Собор св. апостола Тита. Ираклион. Остров Крит.

Святой Тит принял крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (Тит 1-3). Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою Критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу. После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Крита — Гортину.

Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам. Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита, идол Дианы на глазах у всех упал и разбился. В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих.

Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости 94-х лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.

Мощи и почитание

Перенесение честной главы ап. Тита из Венеции на Крит в 1966 г. Фреска (Крит)

Почитание святого Тита можно проследить с IV века. Днём его памяти стало 25 августа. В VI веке на месте упокоения критского апостола в Гортине была воздвигнута деревянная базилика освященная в его имя, куда были положены его мощи. При опустошении острова арабами в 823 или 824 году базилика была разрушена, а из мощей святого благочестивые христиане смогли сберечь лишь главу. После освобождения Крита в 961 году в Хандаке (ныне Ираклион) был воздвигнут новый митрополичий собор, где с тех пор почивала глава апостола. При изгнании венецианцев с Крита в 1669 году, они забрали реликвию с собой и положили её в Венецианском соборе святого Марка. После почти десяти лет переговоров с 1957 по 1966 год, православным удалось убедить римо-католиков вернуть святыню. Торжественное возвращение состоялось 15 мая 1966 года. В то время сотни верующих собрались в порт Ираклиона почтить прибытие мощей, после чего архиепископ Критский Евгений возглавил торжественную литургию в Титовском соборе .

Молитвословия

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:)

Па́влов яви́вся собесе́дник, апо́столе,/ с ним нам сло́во предвозвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти,/ тайноглаго́льниче Ти́те приснопа́мятне./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.

Использованные материалы

Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,

Тит, критянин из знатного рода, был воспитан в идолопоклонстве, вел благочестивую, богоугодную жизнь. Однажды Тит увидел чудесный сон, после которого у него появилось желание прочесть Ветхий Завет. Именно тогда его сердце и воспламенилось любовью к Богу, почитаемому еврейским народом.

В это время на Крите уже распространялись слухи об Боге Христе, явившемся во плоти, проповедующем дивное учение в Иудее и творящем многие чудеса. Правитель Крита, приходившийся Титу дядей, обратил внимание на эти слухи и решил послать племянника в Иерусалим для проверки этих сведений. Таким образом Тит имел счастье увидеть Иисуса Христа и услышать Божественное учение из Его собственных уст. И то, о чем говорил Учитель, так тронуло душу Тита, что он последовал за Христом и его учениками, был свидетелем Его чудес и страданий и уверовал в Его воскресение.

Уверовав, Тит принял крещение от святого апостола Павла, был причтен к числу семидесяти апостолов и стал сподвижником Павла в его благовестии. Они проповедовали вместе, но иногда Павел посылал его отдельно. Пройдя с благовествованием многие страны, апостолы Тит и павел прибыли на Крит. В то время правителем здесь был муж сестры Тита — Рустил. Сначала он смеялся над проповедью о Христе, но когда у него умер сын и апостол Павел именем Христа воскресил его, Рустил уверовал и принял крещение со всем своим домом.

Положив основание Церкви на Крите, апостол Павел поставил здесь епископом Тита, а сам пошел проповедовать в другие страны. Из Никополя пришло «послание Титу», в котором апостол Павел наставлял его, как управлять Церковью. Затем, собираясь остаться в Никополе на зиму, апостол Павел часто призывал Тита к себе, и они проводили время в душевных беседах.

Когда же апостола Павла отправили в цепях в Рим, Тит, узнав об этом, поспешил туда и остался при своем учителе до самой его кончины. Он предал тело апостола Павла погребению и потом, вернувшись в свой родной город на Крите, неустанно приводил к христианской вере идолопоклонников-греков.

Святой апостол Тит скончался на 95-м году жизни и был погребен на Крите.

7-е сентября — Тит Листопадник.

Православной церковью в этот день чтится память апостола от 70-ти Тита, епископа Гортинского родом из острова Крита. Другие названия праздника: «Тит», «Тит Грибник», «Тит и Варфоломей», «Гриборост», «Замолотки».

На Руси в дни сильного листопада, которые наступали на Тита, люди обыкновенно шли в лес по грибы. «Святой Тит последний гриб растит», — говорили наши предки.

Именинники: Варфоломей, Владимир, Иван, Ян.

Приметы:

— Если в лесу хорошо растут белые грибы, значит, с декабря по март будут лютые морозы.

— Если на звёздном небе кажется, что ручка ковша Большой Медведицы повёрнута вверх, то до первых утренних заморозков осталось рукой подать.

8-е сентября — Наталья Овсяница и Адриян Осенний.

Православная церковь в этот день вспоминает мучеников Адриана и Наталию. Другие названия праздника: Овсяницы, Адриан и Наталия, Адриян Осенний и Наталья Овсяница, Рябинники. Свое народное название «Овсянница» праздник получил из-за того, что с этого дня начинается сбор овса.

Еще 8 сентября на Руси было принято заготовлять рябину. Веточку рябины обязательно нужно было в этот день принести в дом в качестве оберега семейного благополучия. Наши предки считали, что рябина способна защитить от плохого влияния загробного мира и неприятностей, поэтому делали из нее небольшие крестики.

Именинники: Адриан, Виктор, Георгий, Дмитрий, Наталья, Пётр, Роман.

Приметы:

— Утро 8 сентября морозное – зима будет ранней и холодной.

— К этому дню с березы и дуба еще не опали листья – зима будет суровой.

— Рябины много уродилось – жди лютые морозы.

9-е сентября — Два Пимена.

В этот день вспоминают о житие и подвигах сразу двух святых, преподобного Пимена Палестинского и Пимена Египетского Великого. На Руси праздник известен под упрощенным названием Два Пимена или Рябинник. Последнее образовалось от традиции крестьян приступать к сбору лечебных ягод, славившихся не столько вкусом, сколько целебными антибактериальными свойствами.

Именинники: Анфиса, Дмитрий, Александр, Савва, Иван, Михаил, Степан.

Приметы:

— Не подходит день для совершения крупных покупок, потому как радости они не принесут.

10-е сентября — Анна и Савва Скирдники.

Православной церковью в этот день чтится память праведной Анны Пророчицы и преподобного Саввы Крыпецкого. Другие названия праздника: «Анна Скирдница», «Скирдник», «Савва», «Моисей Мурин». В эту пору крестьяне складывали хлеб в скирды, спешили убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. После того, как весь урожай оказывался в хранилищах, крестьяне начинали его «славить». До этого времени, хвастаться и хвалить, собранный хлеб было нельзя. Еще одним обычаем этого дня было ходить к заутрене в церковь и молиться святому Моисею об избавлении от пьянства и блудной страсти. А вот свататься 10 сентября, было категорически запрещено.

Именинники: Василий, Вениамин, Георгий, Демид, Егор, Иван, Николай, Сергей, Степан, Федор.

Приметы:

— Анна и Савва Скирдники – хороший день для сбора яблок

11-е сентября — Иван Постный.

По церковному календарю это день усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь чего установлен строжайший однодневный пост. Другие названия праздника: «Полетовщик», «Головосек», «Иван-пролеток», «Репный праздник».

В этот день не разрешалось есть ничего круглого: ни варить щи из круглого кочана, ни копать клубни картофеля, ни рвать яблоки. 11 сентября было запрещено есть мясо и брать в руки любой предмет, напоминающий по форме меч.

Именинники: Иван, Ян.

Приметы:

— Иван Постный пришел — лето красное увел.

— Если прогремел гром – осень будет теплой и долгой.

— Если журавли полетели в теплые края, значит, снег выпадет рано.

12-е сентября — Александр Сытник.

В православном календаре это день перенесения святых мощей князя Александра Невского. Другие названия праздника: «Александров день», «Свытник», «Сытник».

Сытником день Александра на Руси прозвали за то, что в его день было принято накрывать богатые столы, собирать гостей, устраивать пиры в честь уходящего лета и приходящей осени. На столы обязательно ставилась ячменная каша на молоке — свытная, как ее называли наши предки.

Именинники: Александр, Алексей, Афанасий, Григорий, Даниил, Денис, Иван, Елизавета.

Приметы:

— Теплый вечер и звездная ночь сулили хороший урожай.

— Если журавли парят в небе и не спешат улетать, значит осень будет теплой и без дождей.

13-е сентября — Куприянов день.

Православная церковь в этот день чтит память мученика Киприана Карфагенского, епископа. Другие названия праздника: «Журавлиное вече», «Журавлинка», «Куприян».

В Куприянов день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой или журавлинкой. До этого дня на болота ходить было нельзя.

Крестьяне выходили в поле убирать корнеплоды — дергать репу, морковь и свеклу, копать картофель.

Именинники: Александр, Владимир, Геннадий, Дмитрий, Иван, Мирон, Михаил.

Приметы:

— Если домашняя птица в Куприянов день нахохлилась, значит, ненастье не за горами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *