Апостол

Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ
Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился, проповедуя, уча и исцеляя (Мф 4:23; 9:35), к распространению Царства Божиего. В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных А., и дал им наставления. При жизни Иисус призвал множество учеников: существовал круг пятисот (1Кор 15:6), круг семидесяти (Лк 10:1), круг двенадцати, а среди этих двенадцати — три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн. В собств. смысле слова только эти двенадцать были учениками (греч. матетай), к-рые сплотились вокруг своего Равви (Ин 1:38), чтобы жить вместе с Ним. С тремя из них у Него были особенно доверит. отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк 5:37), на горе Преображения (Мф 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф 26:37). Но и среди этих трех Петр (Мф 16:13-20) и Иоанн (Ин 13:23; 19:26 и след.) занимали особое положение. Как и когда Иисус призвал этих двенадцать — в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены: подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, к-рый не может забыть первой встречи с Иисусом (Ин 1:35-51, прежде всего ст. 39); рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Лк 5:1-11), а также краткие истории призвания других А. (Мф 4:18-22; Мк 3:13-19 и Лк 6:12-16). Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца. О том, что происходило в сердцах А. в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, напр. истории призвания Петра. Попав под власть речей (Лк 5:1 и след.), повелений и действий Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником. Прощающие слова Иисуса превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, к-рая теперь будет проходить не под знаком своего «я», а под руководством Иисуса Христа. Благодарность за спасение от смерти (Ин 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк 5:10,11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, т.к. не может молчать об этом (Деян 4:20). Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религ. фанатизму люди, оставляют все, что у них было, чтобы следовать за Ним (Мф 4:18-22; Лк 5:11; Ин 1:43-45). Двенадцать А. последовали за Христом не потому, что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.
В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ
Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников (Мф 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела — проповедь, благовествование и исцеление — преумножались и приносили плоды (Мф 13:23; Ин 15:2,5,8).
Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА
Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк 10:35-40; Лк 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (7:36). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (8:31 и след.; 9:30 и след.; 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф 16:22; Лк 24:25 и след.; Ин 2:22; 16:12; 20:9). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк 17:5; ср. Мф 17:20).
Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ
А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» (Лк 10:1; ср. также Деян 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2:15 и след.).
E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова апостол

Мы предлагаем Вам перевод слова апостол на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • apostle — поборник, ученик
    • апостол павел — apostle paul
  • Apostel — ученик
    • апостол павел — der Apostel Paulus
  • Jünger — ученик
  • apôtre — святой апостол
    • апостолы иисуса — apôtres de jésus
  • pêcheur d’hommes

Связь с другими словами

Слова содержащие -апостол-:

  • равноапостольский
  • равноапостольская
  • равноапостольское

Слова начинающиеся на апостол-:

  • апостолическая
  • апостолический
  • апостолическое
  • апостольная
  • апостольник
  • апостольное
  • апостольный
  • апостольская
  • апостольский
  • апостольское
  • апостольство

Каким бывает апостол (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

святым первым смиренным другим изображенным великим древним тринадцатым новым остальным истинным верховным последним прекрасным золотым добрым будущим славянским настоящим свирепым одноглазым юным китайским енинским старым пузатым любимым падающим верным нужным единственным современным избранным христовым русским гитлеровским главным вторым ходячим отверженным призванным слепым бывшим божественным казненным прочим вооруженным тайным простодушным называемым сомневающимся вырезанным ржаным христианским четырнадцатым двенадцатым немыслимым сущим назначенным отцовским старшим почтенным библейским хреновым

Что может апостол? Что можно сделать с апостолом (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

сказать доводить говорить оставить явиться ходить вздрогнуть отправиться пожать отрешить переглянуться стоять оставаться проповедовать сидеть иметь вернуться считать составлять фыркнуть побледнеть знать поднять поспешить сесть глядеть остановить желать смотреть закончить улыбнуться оказаться спросить объявить обрушиваться делать решить понять предсказать взять подменить насчитываться ответить написать оплакивать писать почувствовать спрашивать кивнуть закрыть находиться превратиться владеть учить открыть погибнуть получить исполниться помочь следовать покачать приподнять задуматься расположиться

Ассоциации к слову апостол

семидесять евсевия стопа пятидесятница день тайна распространение число дом падение бог рукоположение христ предание евангелие иудей рим глаз фасад иерусалим русь вид америка место обещание имя проповедь исключение молитва город ус ответ дерево смерть труд язычник пророк народ паника палуба лодка воля ниша портал крест брат балалайка праздник еврей деревня ключ придача ладога икона палестина полк купол священник астурия рост борода жребий доказательство иисус

Синонимы слова апостол

беспорядок вестник герольд глашатай ералаш кавардак курьер непорядок предвестник предтеча провозвестник хаос парламентер

Сфера употребления слова апостол

Религия Общая лексика Христианство Связь Церковный термин

Морфологический разбор (часть речи) слова апостол

Часть речи: существительное Род: мужской Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного апостол

Предложения со словом апостол

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Сомневающийся апостол синхронно вздрогнул при последнем слове плохо 0 хорошо 0 2. Благостный апостол охотно поспешил в хорошую конюшню плохо 0 хорошо 0 3. Любимый апостол задумчиво говорил с всяким народом плохо 0 хорошо 0 4. Остальной апостол право владел за дальним пределом плохо 0 хорошо 0

В 1564 г. в Москве начинает свою работу первая типография в стране. Под руководством печатника Ивана Федорова подготавливается к печати и издается Апостол — часть Нового Завета, включающая Деяния святых апостолов и 21 апостольское послание (полное название книги: «Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания»). Оригинальный шрифт, 48 заставок, 22 инициала и другие оформительские элементы образовали собственный стиль, названный старопечатным. Вероятно, было отпечатано 1-1,5 тыс. экземпляров Апостола, до наших дней дошло около 60.

ПЕРВОПЕЧАТНИК

Жизнь русского первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Не известны ни год, ни место его рождения, ни даже социальное происхождение. Правда, обнаружен документ, из которого следует, что в 1532 г. Иван Федоров был удостоен степени бакалавра в Краковском университете (Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979). Первые достоверные сведения о Федорове в русских источниках начинаются с послесловия к Апостолу 1564 г., где сообщается, как по распоряжению Ивана Грозного к изданию первой датированной русской книги приступили дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец (по-видимому, выходец из белорусского города Мстиславля)… В 1565-1568 гг. по неведомым нам причинам они покидают Москву и оказываются в имении известного ревнителя православия, великого гетмана литовского Г.А. Ходкевича. Ивану Федорову пришлось осенью 1572 г. покинуть Заблудово и перебраться во Львов, где в 1574 г. уже в своей собственной типографии он издал Апостол… Первопечатник обращается к новому ремеслу — «пушкарскому»; по разным делам он побывал в 1583 г. в Кракове, Вене, возможно и в Дрездене. Скончался Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 г.

Такова краткая событийная канва жизни Ивана Федорова, скорее, напоминающей судьбы западноевропейских гуманистов, переходивших от одного мецената к другому, чем жизненный путь древнерусского книжника. Иван Федоров был не только организатором книгопечатания в Москве и на Украине, не только издателем полиграфически совершенных книг, он был и замечательным мастером слова. Памятниками его писательского искусства служат послесловия к осуществленным им изданиям. С одной стороны, эти послесловия продолжают традиции древнерусских послесловий к рукописным книгам и писцовых записей на рукописных кодексах. С другой стороны, эти сочинения Ивана Федорова (а большинство исследователей склоняется к тому, что они принадлежат перу самого первопечатника) заложили основы совершенно особого жанра — послесловия к печатной книге (послесловиями была снабжена большая часть продукции Московского Печатного двора), с присущим ему лаконизмом, особым формуляром и т. д.

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 12

ПОСЛЕСЛОВИЕ К АПОСТОЛУ

По воле Отца, и с помощью Сына, и при поддержке Святого Духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Великой России самодержца, и с благословения преосвященного Макария, митрополита всея Руси, многие святые церкви воздвигались в столичном городе Москве, и в окрестных землях, и во всех городах царства его, особенно же в недавно приобщенном к христианству месте — в городе Казани и его пределах. И все эти святые храмы благоверный царь украшал почитаемыми иконами, и святыми книгами, и сосудами, и ризами, и другой церковной утварью по заветам и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по установлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших Константина Великого, Юстиниана, и Михаила и Феодоры, и других благочестивых царей, в древние времена живших. И поэтому благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги, но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов.

Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде. Эту мысль свою он сообщает преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. Иерарх же, услышав об этом, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар. И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг в год 61 восьмой тысячи (1563), в тридцатый год царствования Ивана Васильевича. Благоверный царь повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны печатников — дьякона церкви Николая Чудотворца Гостунского Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца: для устройства печатного дела и для их собственных нужд, пока дело не было налажено. И в первую очередь начали печатать эту святую книгу — Деяния апостолов, и послания соборные, и послания святого апостола Павла в год 7071 (1563) апреля 19 числа в день памяти преподобного отца Иоанна Палеврета, то есть из старой лавры. А завершено было издание в год 7072 (1564) марта 1 числа при архиепископе Афанасии, митрополите всей России, в первый год правления его, во славу Всемогущей и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

Послесловие к московскому Апостолу 1564 г. Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина

КНИГОПЕЧАТАНИЕ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Для нашей темы особенно важна первая причина заведения книгопечатания на Руси — Апостол 1564 г. говорит о распространении первопечатных книг в районе Казанского царства. М.Н. Тихомиров в своей статье о начале книгопечатания в России подтверждает это сообщение свидетельством писцовых книг Свияжска 1565-1567 гг. (Свияжск — город на другом от Казани берегу Волги). В Успенском Свияжском монастыре в это время было: «Евангелье печатное в десть на бумаге… пятеры псалмы в полдесть печатных». М.Н.Тихомиров отождествляет эти книги с одним из так называемых безвыходных Евангелий и Псалтырью, которые были посланы в пределы «новопросвещеннаго» Казанского царства.

В середине XVI в. в монастырях и церквах Московского государства был объявлен сбор книг для новооснованных церквей и монастырей Казанской епархии — об этом свидетельствуют II Новгородская летопись, записные и переписные книги монастырей. Новгородская II летопись под 1555-м годом сообщает: «И того лета по всем монастырем новгороцким сбирали денги на владыку Казанскаго на Гурья, да и книги имали по манастырем, Апостолы и Евангелия, и четьи — в Казань».

Это подтверждает важность сформулированной в послесловии Апостола первой причины заведения книгопечатания. Такие факты свидетельствуют и о том, что московские правители в середине XVI в. сразу же оценили, какое мощное средство политического и идеологического воздействия получили они в виде печатного станка в самый разгар освоения русскими восточных земель (Казань, Астрахань, наконец, Сибирь), жители которых, по свидетельству летописца, «держаше Моамета проклятаго закон, или кумиром покланяются и жертвы приносят идолом, и жруще им, яко богу» (Лихачевская летопись).

Алексеев В. Русское книгопечатание XVI века и начало освоения русскими Сибири

Разделы:

• «Ради братий моих и ближних моих»
• О памятнике Ивану Федорову в Москве
Что почитать

• Петр Мстиславец — первопечатник, сподвижник Ивана Федорова
Что почитать
О памятниках Петру Мстиславцу (г. Мстиславль)

«Ради братий моих и ближних моих»
(девиз первопечатника Ивана Фёдорова)

455 лет первой печатной русской книге «Апостол», напечатанной в Москве в 1563-1564 гг. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.
Работа над «Апостолом» велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года.


Фронтиспис и заглавная страница книги

«Древнерусская книга… Для большинства современных людей это что-то по меньшей мере загадочное. И если она не вызывает недоумения из-за непонятности, то порождает совсем другое чувство — благоговения перед непознанным, таинственным. Это чувство «священного трепета» вполне обоснованно, поскольку раньше, во времена Древней Руси,
к книге относились именно так».

Марина Башлыкова, науч. сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва

«История ума представляет две главные эпохи – изобретение букв и типографии: все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир…»

Н. М. Карамзин

«Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах,
из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание»

Ч. Диккенс

19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы своей печатной книги.

За его работой с большим интересом наблюдал пришедший в типографию Иван Грозный. Металлические буквы укладывались одна за другой — строка. Когда набранные строки образовали страницу, их заключили в специальную раму. Петр Мстиславец, соратник первопечатника, взял раму с набором и понес ее к печатному станку. Смазав краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно прижал прессом. Потом поднял пресс.


Моравов А. В. Иван Федоров («Первопечатник»)

Иван Федоров бережно снял бумагу, еще влажную, пахнущую краской, и стал внимательно рассматривать оттиск. Проверил, хорошо ли сверстан текст, нет ли ошибок. На листе четко и ясно прочитывалось: «Деяния апостольские».

Таким и запечатлел русского первопечатника скульптор С. Волнухин — сосредоточенным, торжественным.


Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве.
Скульптор С. М. Волнухин. 1909 г.

Он изображен во весь рост, с непокрытой головой, в древнерусской одежде.
В правой руке держит только что отпечатанный лист книги «Апостол», а левой поддерживает поставленную на скамью печатную наборную доску.

Этот памятник, установленный недалеко от того места, где была первая русская типография, прекрасно описал в своей поэме «Иван Федоров» Вл. Луговской:

Врезан в сияющий свод небесный,
Стоишь ты в Москве с ремешком на лбу,
Стоишь ты, дьяк, у стены старинной.
Лоб величав, бронзово чист,
Ты для России, для Украины
Держишь первый печатный лист.

И вот книга вышла в свет. Она облачена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей.
Набрана четким шрифтом, с киноварными заглавными буквицами и значками на полях. Особенно хороши заставки перед главами: травы и ветки, кедровые шишки и виноградные листья, а под ними — красная вязь, заглавие.

Первая точно датированная русская печатная книга сохранила, по определению одного исследователя, «строгую чистоту и правильность московского пошиба письма во всех буквах и знаках», отличалась «отчетливостью букв и красотой».

Доказано, что Иван Федоров сам отливал шрифт: делал пунсоны — резанные на стали формы для каждой буквы, выбивал из меди матрицы, по которым затем отливались свинцовые литеры. Поэтому его можно смело назвать первым создателем русского печатного шрифта, он был также первым наборщиком, первым корректором. Он рисовал и гравировал.

Он был, по собственному определению, «делателем книг».

С введением на Руси книгопечатания рукописные книги должны уйти в прошлое, что отлично понимал Иван Федоров, который показал это очень наглядно: в рукописных книгах их легендарные авторы изображались сидящими и пишущими, а в московском «Апостоле» Лука книгу не пишет, он держит ее в руках, письменные же принадлежности лежат на столике.
Они как бы оставлены -такой вывод делает академик Д. С. Лихачев: это знак предшествующей работы, а книга в руках не у писца — у печатника…
Интересное наблюдение!
Словом, это было превосходно оформленное издание, свидетельствующее о высоком художественном мастерстве и безупречном вкусе его создателя.

В «Деяниях апостольских» есть послесловие, написанное самим Иваном Федоровым, — своего рода манифест русского первопечатника, издателя и талантливого публициста. Послесловие — первое светское произведение, вышедшее из-под печатного станка и рассказывающее о зарождении книгопечатания в нашей стране.

Иван Грозный приказал «изыскать мастерство печатных книг», после долгих поисков нашлись на Руси «некие хитрые мастера печатному делу».


Древний печатный двор в Москве. Литография. Начало 1850-х гг.

Царь «повелел устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться, и щедро давал из своих сокровищ делателям — Ивану Федорову да Петру Мстиславцу — на устройство печатного дела».

В этом доме, или, как тогда говорили, в печатной избе, и была создана первая в Москве государственная типография, здесь Иван Федоров и напечатал знаменитого «Апостола»…


Печатный станок, изготовленный, по преданию, Иваном Федоровым, XVI век. Львовский исторический музей.

В свое время поэт и литературовед Сергей Наровчатов заметил, что Иван Федоров возник на фоне нашей культуры неожиданно, как Афродита из пены морской.

Какая же культурная среда питала Ивана Федорова, кто окружал его в повседневной работе, с кем он мог встречаться, у кого учился мастерству, где набирал опыт книгопечатания? Что было важного, значительного, мимо чего просто невозможно было пройти?..

Москва первой половины XVI века. Интереснейшее, противоречивое время!
Русь набирает силы, обретает черты единого централизованного государства. Расширяется торговля, растут города; централизуется система управления страны. Развиваются ремесла, закладываются основы естественно-научных и технических знаний.

В Москве развертывается большое строительство, сюда были приглашены мастера из Владимира, Пскова, из-за границы. Их трудом и вдохновением воплощаются великолепные замыслы зодчих, утверждающих в камне славу, мощь и величие Русского государства.
Наиболее значительным сооружением был, конечно, храм Василия Блаженного, который и сейчас, спустя четыре столетия, поражает своим великолепием. Создали это чудо гениальные русские архитекторы Барма и Постник.
Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз в то время, когда на Красной площади воздвигался этот собор.
Во время работы над «Апостолом» расписывался Благовещенский собор Московского Кремля, и Иван Федоров мог видеть на его стенах изображение древних поэтов и мыслителей — Гомера, Аристотеля, Платона, Вергилия.
На Пушечной улице — недалеко от типографии — работали замечательные литейные мастера. Среди них — Андрей Чохов, отливший много колоколов и огнестрельных орудий. Знаменитый Царь-колокол отлили братья Моторины. Работники Пушечного и Печатного дворов хорошо знали друг друга. И, несомненно, опыт литейных умельцев был использован создателями типографских шрифтов.
(Из ст. Глухова А. Г. «Сеятель семян духовных» (Отечество, 2004, № 1-2, С. 45-58).

«Апостол» считается первым, точно датированным печатным изданием, так как до этого момента историки упоминают несколько подпольных печатных книг. В их числе несколько Псалтырей, три Евангелия и Триодь.
По мнению большинства экспертов, все они были выпущены в Москве в 1550 годах.

«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата.

В книге 267 листов (534 стр.), на каждой странице — 25 строк. Первые 6 листов — без помет.
Нумерация — буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплетчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56).
Пропорции наборной полосы (1:1,72) также стремятся к золотому сечению.

Большую изобретательность, изумительное мастерство первопечатник проявил при изготовлении шрифтов.

Шрифт «Апостола» изготовлен по особому образцу, отличавшемуся от современных ему западноевропейских и славянских шрифтов. Таким образцом для Ивана Федорова послужил тот крупный полуустав XVI века с небольшим наклоном вправо, который широко применялся в древнерусских рукописных книгах.
Этот рукописный полуустав привлек внимание первопечатника прежде всего своей четкостью, простотой и изяществом очертаний букв.

Имело большое значение также и то, что первопечатник не хотел отпугивать читателей ненужной новизной, стремился приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли.

Рисунки букв «Апостола» всегда очень четки, читабельны. Их наклон вправо строго соблюден, а величина всюду одинакова, и потому строчки ровны и стройны. Также последовательно выдержано одинаковое расстояние между буквами.

Оглавление книги напечатано нарядной вязью; это сплошной узор из причудливого сплетения крупных букв.
Шрифт «Апостола» 1564 года настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание. В Московском же государстве этот шрифт считался образцовым в течение полувека, вплоть до начала XVII столетия.

Рука большого мастера сказалась и в верстке «Апостола». Безукоризненно прямые линии строк, совершенно одинаковые расстояния между ними, точная подгонка заглавных инициалов к строчным буквам, строго выдержанные крайние линии справа и слева — все это создает впечатление подкупающей гармонии и облегчает чтение книги.

Вязь, инициалы, вставки в тексте и на полях напечатаны красной краской (киноварью), все остальное — черной краской. Киноварь и черная краска очень высокого качества. Благодаря этому текст книги хорошо сохранился.

«Апостол» 1564 года богато украшен.

В нем, кроме нарядной вязи, имеется серия заставок — сорок восемь чудесных рисунков, отпечатанных с двадцати гравировальных деревянных досок (некоторые заставки повторяются), двадцать два красивых инициала — узорные буквы, отпечатанные с пяти досок (инициалы тоже повторяются), пятьдесят четыре маргиналии (указания на главы и на порядок чтения текста) с одной доски и, наконец, превосходный фронтиспис.

Рисунки заставок даны на черном фоне и состоят из причудливого переплетения пышных, широколистных трав с плодами в виде кедровых шишек, стручков, маковых головок. Эти растительные орнаменты очень пластичны, выразительны, полны живого движения растительных побегов. В заставках чувствуется опытная рука талантливого художника-гравера, самостоятельно, творчески перерабатывавшего мотивы заставок, известные ему по древнерусским рукописным книгам.

Особое место в книге занимает фронтиспис — замечательное произведение древнерусского художника-гравера, первая художественная гравюра на дереве в России.


Фронтиспис «Апостола» 1564 г.

Фронтиспис состоит из рамки, художественно выполненной в виде арки на двух колонках, и помещенного в эту рамку изображения легендарного автора книги — апостола-евангелиста Луки, склонившегося над рукописью. Фронтиспис отпечатан с гравюры на дереве размером 26,25 х 16,6 сантиметра, причем эта гравюра также составная: фигура Луки выполнена на отдельной доске, которая вплотную вставлялась в другую доску с изображением рамки. Такое устройство двойной гравюры позволяло пользоваться не только всей композицией в целом, но и каждой из ее составных частей в отдельности.


Разворот начального листа «Апостола» 1564 г. с фротисписом

В этой гравюре большое мастерство художественного выполнения сочетается с глубоким и значительным замыслом: изображение человека, работающего над книгой под торжественно-великолепной триумфальной аркой, как бы прославляет вдохновенный труд создателя книги.

Итак, оригинальная усовершенствованная техника двуцветной печати, четкий и красивый шрифт, отличная верстка, безупречно грамотный текст, богатое разнообразие и тонкое художественное выполнение заставок и узорных букв, превосходный фронтиспис — все это восхищает в первой книге Ивана Федорова, изданной им в государственной типографии.

«Апостол» 1564 года является синтезом всего лучшего, что было в древнерусских рукописных книгах и в практике анонимной типографии, итогом развития книжной техники прошлого, которая была значительно обогащена первопечатником, одаренным изобретателем и новатором в области книгопечатания.

Примечательно, что итальянец Рафаэль Барберини, хорошо знакомый с мировыми достижениями итальянских типографов, в письме на родину с большой похвалой отозвался в 1564 году о московских печатниках, о работе московской государственной типографии: «В прошлом году ввели они у себя печатание … и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве».

Иван Федоров снабдил «Апостол» послесловием, в котором рассказал, как и почему на Руси началось печатное дело. Это послесловие — живой, изобилующий конкретными деталями рассказ очевидца и участника описываемых событий.

«Апостол» 1564 года — непревзойденный шедевр — древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века.

Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание».

«Иван Фёдоров понимал свою роль в истории русской культуры снабдив свои издания послесловиями, в которых он говорит как Бог и обращается к Богу как равный. Никогда после него ни у одного печатника не было такого высокого самосознания… Он был и остаётся первым потому, что первым создал печатные книги с таким безупречным искусством».
Это была личность, равная титанам Возрождения.

Это творение Ивана Федорова было образцом для его учеников и почитателей, для продолжателей его великого дела.

Произведения всех русских печатников XVI века носят явные следы благотворного влияния фёдоровского мастерства. Но ни одно из этих произведений не могло превзойти технический и художественный уровень «Апостола» 1564 года.

Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии оправдан тем, что «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Святого Писания.

Книга вышла в свет 1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария.
Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий.

До наших дней в мире сохранилось около 70 экземпляров московского «Апостола» 1564 года. Большая их часть находится в разных городах России, прежде всего в Москве — треть всех известных сейчас. Экземпляры этой книги имеются в ряде других стран: Великобритании, США, Киргизии, Чехии, Латвии и, конечно же, в Украине.

Книжный знак Ивана Фёдорова

Книжный знак Ивана Федорова

Будучи знаком с устройством типографского дела в Западной Европе, Иван Фёдоров как средневековый ремесленник выбирает себе особый знак — марку мастера.
Форма марки представляет собой стилизованное изображение снятой воловьей шкуры, знакомое и нашему современнику. Типограф имел право на этот знак кожевенников, поскольку печатные книги переплетаются в доски, покрытые кожей, а история книги знает долгий период, когда основным материалом для письма был пергамен, то есть кожа, выделанная особым образом.

Буквы на знаке — инициалы имени и фамилии мастера, стрелу причудливой формы, разделяющую поле, сравнивали и с векторным изображением движения, и с формой рала, использовавшегося в это время при обработке земли, и с теми реками, которые «напояют вселенную».
(Из ст. Башлыковой М. «Древнерусская книжность» (История: журн. Изд. дома «Первое сентября», 2013, № 3, с. 22,23).
В оформлении львовского «Апостола» использована гравюра, где рядом с гербом города Львова Иван Федоров впервые поместил свой типографский знак:

S-образно изогнутая лента и стрела.

Если значение герба Львова с изображением крепостной стены, в воротах которой помещен «шагающий лев», хорошо известно — лев намекает на название города, крепостная стена означает его неприступность, а ворота с поднятой решеткой — гостеприимство, то значение знака Ивана Федорова — еще одна загадка, связанная с первопечатником.

Герб Львова и типографская марка Ивана Федорова из «Апостола». 1574г.

В этом знаке видели намек на печатный знак Альда Мануция — дельфин, обвивающий якорь; видели сходство с гербом белорусского дворянского рода Рагоза, что позволило выдвинуть гипотезу о дворянском происхождении первопечатника. Высказывалось предположение, что изогнутая лента — это река, напоминающая об известном изречении: «Книги суть реки, вселенную напояющие», а стрела — устремленность вперед, указание на прогрессивную роль печатного дела.
*Альд Пий Мануций (Aldus Pius Manutius, около 1450-1515), крупнейший венецианский типограф конца XV — начала XVI века, главная заслуга которого — издание превосходно отредактированных и текстологически выверенных произведений греческих и латинских классиков. Издательская марка Альда Пия Мануция особенно интересна для нас по той причине, что она является первой маркой, сведения о которой были письменно зафиксированы в России.

Якорь означает незыблемость и твердость веры, а рыба-дельфин — душа человеческая, удерживаемая якорем веры от зла и нечистоты.

Существует другое толкование типографского знака Альда Мануция.

Согласно ему , типографский знак Альда Мануция иллюстрирует латинскую пословицу — festina lente — «поспешай медленно»: дельфин символизирует быстроту, а якорь — сдерживающее начало.

Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года

Примечательно, что сам Иван Федоров никогда не называл себя первопечатником.

Смысл своей жизни Иван Федоров определил так: «Духовные семена надлежит мне по вселенной рассеивать».

В настоящее время многие предприятия и учреждения, связанные с книгоизданием, носят имя Ивана Федорова.
Именем первопечатника названа одна из старейших и лучших типографий в России (ныне Издательско-полиграфический холдинг «Иван Федоров») в Санкт-Петербурге, издательско-полиграфический техникум (ныне колледж) носит его же имя, в 2010 году в связи с 80-летием со дня основания имя Ивана Федорова получил Московский государственный университет печати (бывший Полиграфический институт) — крупнейший в стране вуз, готовящий специалистов в области полиграфии и издательского дела.
И еще одно свидетельство уважения к памяти первопечатника: в 2009 году Русской православной старообрядческой церковью Иван Федоров был причислен к лику святых, как «Святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник».
День его памяти 5 декабря по старому стилю.

О памятнике Ивану Федорову в Москве

Что почитать

В истории нашего отечества есть две великие даты — Крещение Руси Владимиром Святым и появление первой печатной книги на славянском языке во времена Ивана Грозного. Первая печатная книга «Послания и деяния Апостолов» появилась в первый день весны 1564 года в Москве на Печатном дворе усилиями великого энтузиаста своего дела Ивана Федорова. Детство и учение будущего первопечатника пришлись на времена правления Василия III, незадолго до которого Русь окончательно освободилась от многовекового татарского ига, зрелые годы проходили в тревожные и судьбоносные времена царя Ивана Грозного.
Знавал Иван Федоров милость и поддержку великих князей и духовенства, но и подвергался незаслуженной опале, работал в Кракове, Львове, Вильне и всегда, где бы ни находился, выступал великим просветителем и тружеником.

Перед читателями — наиболее полная биография Ивана Федорова, она построена не вполне обычно. Своеобразную оправу строго документированного исторического изложения составляет художественная повесть, которая удачно дорисовывает неизвестные черты облика первопечатника.

Прибытков, В. С. Иван Федоров / В. С. Прибытков. — М.: Молодая гвардия, 1964. –
304 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ : сер. биогр.; вып. 1 (376).

Апостол 1564 года // Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. — М.: Книга, 1964. — С. 271-312.

Глухов, А. «Ради братий моих» : «Апостолу» И. Федорова — 430 лет / А. Глухов // Библиотека. — 1994. — № 7. — С. 55-58.

Глухов, А. Г. Сеятель семян духовных / А. Г. Глухов // Отечество. — 2004. — № 1-2.- С. 45-58.
О книге «Апостол» см. с. 45-47.

Первопечатный Апостол // Осипов К. Русский первопечатник Иван Федоров : пособие для учащихся. — М.: Госучпедгиз, 1955. — С. 23-32.

Степанов, Г. Тайны печатника Иоанна / Георгий Степанов // Эхо планеты. — 2013. — № 9 (7-13 марта). — С. 41-43.
7 марта 1573 года во Львове заработала типография, выпустившая годом позже первую на территории Украины датированную печатную книгу — «Апостол». Оба этих знаковых события связаны с именем Ивана Федорова, русского первопечатника, просветителя, гравера, выдающегося военного инженера. Великого труженика, обогнавшего свое время.
«Апостол» с. 41, 42.

Электронные ресурсы

Первая русская датированная печатная книга // Пером и кистью : (о русских рукописных книгах) : . — Режим доступа: http://sschool8.narod.ru/Rukopis/10.htm. — 19.04.2013.
450 лет назад (19 апреля 1563 года) недалеко от Московского Кремля, на Никольской улице, начала работать типография Ивана Федорова. Там были напечатаны первые русские книги. Теперь они хранятся в лучших библиотеках мира. А сам первопечатник признан потомками как великий просветитель.

Сценарии

Криптограмма

Скачать криптограмму

Презентации

Фильм

Все указанные ссылки были доступны на 19.04.2013.

Петр Мстиславец — книгопечатник, сподвижник Ивана Фёдорова

Одним из ближайших единомышленников Ивана Федорова был Петр Мстиславец.

Об этом человеке известно довольно мало. Родился он, как ясно из прозвища, в городе Мстиславле. Год рождения его неизвестен (в первой половине 16 века), да и вообще трудно сказать что-то определенное о жизни Петра Мстиславца до того момента, когда в 1564 он встретился с Иваном Федоровым. Летописи сообщают, что Петр учился у знаменитого белорусского культурного деятеля Франциска Скорины, который тоже занимался печатанием книг. Возможно, именно тот факт, что Петр был знаком с книгопечатанием, привел его в Москву и помог найти работу в Печатном доме Ивана Федорова.
После второго издания по неизвестным причинам обоим первопечатникам пришлось покинуть Москву. Они основали типографию в Заблудово (местечко в Гродненской губернии), в имении гетмана литовского и ревнителя православия Г. А. Ходкевича, где в 1569 году выпустили Учительное Евангелие.
После этого Пётр Мстиславец расстался с Иваном Фёдоровым.

В конце 1560-х годов, из-за конфликтов с консервативно настроенным духовенством и переписчиками книг, Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были переехать в Литву. Вскоре они расстались. Петр переехал в Вильно, где основал новую типографию. Здесь он печатал «Евангелие», «Псалтырь» и «Часовник».
Именно Пётр Мстиславец разработал и внедрил так называемую уставную азбуку великорусского почерка, которая стала основой евангельских шрифтов.
Шрифты, нарисованные и выгравированные Петром Мстиславцем для этих изданий, отличались четкостью и изяществом, что определяло и качество набора, выполненного аккуратно и технически безукоризненно.
Последние сведения о печатнике относятся к 1576 — 1577 гг.

К сожалению, сведений о дальнейшей судьбе Петра Мстиславца не сохранилось.

Наследие Петра Мстиславца невелико — всего семь книг. Но влияние его на последующее развитие типографского производства и книжного искусства было весьма плодотворным. Это заметно в изданиях многих белорусских, украинских и русских типографов, работавших в конце ХVI — начале XVII в.

В Национальной библиотеке Беларуси хранятся два издания, напечатанные Петром Мстиславцем в Вильно: Евангелие (1575), приобретенное библиотекой в конце 2001 г., и Псалтырь (1576), поступившая в фонд в 1920-е годы из коллекции известного белорусского ученого А. Сапунова.

О памятниках Петру Мстиславцу (г. Мстиславль)

Памятника Петру Мстиславцу в Москве нет.
Зато есть в «белорусском Суздале» — городе Мстиславле Могилёвской области.

***

***

Ко Дню белорусской письменности в 2001 году на пересечении улиц Ворошиловской и Советской г. Мстиславля был открыт памятник выдающемуся просветителю и книгопечатнику Петру Мстиславцу. На нем Петр изображен уже в зрелом возрасте, стоящий с развернутой книгой в руке. В бронзовой трехметровой фигуре первопечатника скульптору удалось показать главное — красоту мудрости просветителя, его веру в величие печатного слова и силу знаний.
Это уже второй памятник Петру Мстиславцу в этом городе.

***

***

Первый памятник, установленный в 1986 году, удобно расположился между зданиями бывших мужской гимназии и Иезуитского костела. Здесь книгопечатник представлен в монашеской одежде еще в юношеском возрасте, видимо, перед уходом в Москву. Сидящий на груде камней, он показывает рукой в сторону России.

Фот. Андрея Дыбовского

***

Материал подготовила Субботина С. Н.
Все указанные ссылки были доступны на 12.05.2013.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *