Архиепископ иоанн шаховской

Архивное собрание ДРЗ постоянно пополняется. Уже сформировано около 400 архивных фондов, прошли научно-техническую обработку и открыты для исследователей более 250 архивных поступлений. Документальный массив по истории русского зарубежья включает документальные материалы российского происхождения (комплексы документов организаций и учреждений, материалы и коллекции документов частных лиц, опубликованные документы и периодические издания, относящиеся к этим фондам и коллекциям, а также уникальные и особо ценные издания) по истории Русского зарубежья, находившиеся по различным причинам за пределами Российской Федерации, а также значимые для русской культуры документы зарубежья, переданные на постоянное хранение в Дом русского зарубежья. В архивохранилищах ДРЗ сосредоточены материалы по истории литературы, философии, театра, по военной истории, мемуары русского зарубежья.

В 1975 году А.И. и Н.Д. Солженицыны начали собирать мемуары русской эмиграции. Присланные им материалы, дополненные впоследствии воспоминаниями советских и российских граждан, были объединены во Всероссийскую Мемуарную библиотеку (ВМБ), рукописный фонд которой составляет основу фонда № 1 архивного собрания ДРЗ. В настоящее время ВМБ включает в себя более 2 тыс. рукописей и ежегодно пополняется. Здесь представлены мемуары М.В. Родзянко, П.Н. Милюкова, Э.Б. Кригер-Войновского, Ю.И. Лодыженского, Ю.К. Старка, В.В. Мусина-Пушкина, А.С. Лукомского, Татищевых, А.А. и М.А. Стаховичей, А.Е. Мейендорфа, Ф.П. Рерберга и др. Часть рукописей опубликована издательствами «YMCA-PRESS» и «Русский путь» в серии «ВМБ».

Материалы по истории Первой мировой и Гражданской войн, Русской армии в изгнании и русских общественных организаций за границей содержатся в фондах архива Н.Л. Оболенского — начальника Общей канцелярии Великого князя Николая Николаевича, в объединенном архивном фонде Северо-Западной армии, в фондах ВМБ, в коллекции Н.Н. Рутыча (Рутченко), в фондах князя Гавриила Константиновича Романова, адмирала С.В. Евдокимова, генерала Н.Н. Клембовского, М.А. Деникиной-Грей, В.В. Звегинцова, Плаутиных, в семейном фонде Шатовых и др. Здесь собраны статьи, выступления, приказы, политические проекты и письма генералов А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.В. Родзянко; записки и письма генералов А.П. Кутепова, Е.К. Миллера, Н.Н. Головина, адмирала В.К. Пилкина, полковников П.Н. Богдановича и П.В. Колтышева, дневники и письма известного общественно-политического деятеля Н.В. Савича, его переписка с Н.И. Гучковым, А.В. Карташевым, М.М. Федоровым.

В архиве хранится множество мемуаров, принадлежащих политическим, общественным, религиозным деятелям, военачальникам и рядовым Белой армии, ученым и деятелям культуры, волею истории и судеб, оказавшихся в эмиграции, в частности, воспоминания генералов М.И. Пестржецкого, Ф.П. Рерберга, М.А. Фостикова, адмиралов В.К. Пилкина и С.В. Евдокимова, И.И. Лютера, полковника П.В. Колтышева, Г.А. Малахова, Ю.Н. Рейтлингер, С.Д. Боткина, Н. Хвоинского, В. Гусева и др. Фонды учреждений русского зарубежья представлены материалами Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей («Федоровский комитет») из архива Общества охранения русских культурных ценностей, документами Российского общенационального народно-державного движения (РОНДД), Российского торгово-промышленного и финансового союза, Всероссийского национального центра (ВНЦ), архива «Белое дело», «Кавалергардской семьи», издательства «YMCA-Press» и др. В фондах архива содержатся материалы, связанные с деятельностью Союза борьбы за освобождение народов России (СБОНР), радиостанции «Свобода», Российской ассоциации преподобного Силуана Афонского, детских организаций за рубежом (скауты, «Русские соколы», «Витязи», «Восход»).

Каталожный номер: 0316

(Ф.316); 1926–1993; оп. 1, 74 ед. хр.

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской; 1902, Москва — 1989, Санта-Барбара, США) — епископ Православной Церкви в Америке, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, проповедник, богослов; поэт, прозаик, публицист; автор многих литературных и богословских трудов, бесед, проповедей, переведенных на разные языки. Стихи и художественную прозу он начал писать еще в юности и продолжал публиковать всю жизнь под литературным псевдонимом Странник. На протяжении сорока лет владыка Иоанн (Шаховской) был автором и ведущим постоянной рубрики «Беседы с русским народом» на радиостанции «Голос Америки».

Дмитрий Шаховской — представитель тульской ветви древнего рода Шаховских, учился в Императорском Александровском лицее, доброволец в Белой армии ген. А.И. Деникина. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Свободной школе политических наук в Париже. В 1922 г. переселился в Бельгию, где окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (1926). В 1926 г. редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный». В 1926 г. в Пантелеимоновом монастыре на Афоне по благословению епископа Вениамина (Федченкова) был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь апостола Иоанна Богослова. 1 ноября того же года вернулся во Францию, где поступил в парижский Свято-Сергиевский богословский институт. В 1926 г. в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеродиакона. В начале 1927 г. он выехал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев к еп. Вениамину (Федченкову), 6 марта 1927 г. был рукоположен в сан иеромонаха в юрисдикции РПЦЗ, после чего состоял помощником настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви. С 1 сентября 1927 г. настоятель Георгиевского храма и законоучитель в кадетском корпусе.

В 1930 г. отец Иоанн вернулся в Париж, где перешел в юрисдикцию Западноевропейского экзархата, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским). С 1931 г. по 1 апреля 1932 г. первый настоятель церкви Всемилостивого Спаса в Аньере. С 1932 г. — настоятель Свято-Владимирского храма в Берлине. 18 мая 1935 г. возведен в сан игумена. С 26 мая 1936 г. благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, со 2 мая 1937 г. — архимандрит. В 1937 г. был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии ген. Ф. Франко во время гражданской войны в Испании.

В 1946 г. по приглашению своего духовного сына, известного авиаконструктора и предпринимателя, изобретателя вертолетов И.И. Сикорского о. Иоанн переехал в Америку. Три года служил в Лос-Анджелесе. В 1947 г. хиротонисан во епископа Бруклинского Американской Православной Церкви. В 1947-1950 гг. ректор Св.-Владимирской семинарии, с 1950 г. — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, с 1961 г. — архиепископ.

Умер архиепископ Иоанн (Шаховской) 30 мая 1989 г. в Санта-Барбаре (Калифорния), похоронен на сербском кладбище.

Оп. 1. — Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский

Рукописи архиеп. Иоанна (статьи на русском и английском языках и беседы, прочитанные на радио «Голос Америки», в переводе на английский язык);

Письма;

Материалы об архиеп. Иоанне (газетные статьи и заметки, некрологи, воспоминания);

Печатные издания (бюллетень под редакцией архиеп. Иоанна «За Церковь», журналы «The Burrswood Herald» и «The Russian Orthodox Journal» со статьями архиеп. Иоанна);

Изобразительные материалы (фотографии владыки Иоанна — бытовые, портретные, групповые — всего 26 фотографий, открытка с фотографией архиеп. Иоанна).

Передано в 2010 г. Л. С. Флам (США).

Открыт для исследователей.

Главная / Все авторы

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Архиепископ Иоанн — автор многочисленных трудов, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской; 23 августа 1902, Москва — 30 мая 1989, Санта-Барбара, Калифорния, США) — архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский в юрисдикции Православной церкви в Америке, проповедник, писатель, поэт.
Родился в аристократической семье. Отец — землевладелец, несмотря на это пахавший вместе с крестьянами землю в своём имении в Тульской губернии. Мать — правнучка архитектора Карло Росси. Сестра Зинаида (1906—2001) — писательница, мемуаристка, известный журналист.С 1918 был добровольцем в белой армии генерала А.И. Деникина. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен на Черноморский флот. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия; 1926). В 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», сотрудничал с русскими изданиями, публиковал стихи.
В 1926 году был пострижен в монашество в Пантелеимоновом монастыре на Афоне; учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.
С 8 декабря 1926 года — иеродиакон (рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже). С 1927 года жил в Сербии, находился в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), был рукоположен во иеромонаха 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) в сербском городе Белая Церковь. В апреле-сентябре того же года — помощник настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, в сентябре 1927—1930 — настоятель этого храма и законоучитель корпуса. Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе, в 1928—1930 годах являлся также директором Православно-миссионерского издательства в этом городе.
В 1930 году вновь переехал в Париж, где перешёл в Западноевропейский экзархат русских приходов (Константинопольский Патриархат), возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 1931—1932 годах был разъездным священником во Франции, в 1931—1932 — первым настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

1 апреля 1932 был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. С 18 мая 1935 года — игумен. С 26 мая 1936 года — благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, с 2 мая 1937года — архимандрит. Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство.
В феврале 1945 года переехал в Париж, а в начале 1946 — в США. Покинул клир Западноевропейскоо экзархата и принят в юрисдикцию Северо-Американской митрополии (В 1970 году, после восстановления канонического общения с Московским Патриархатом, Митрополии была дарована автокефалия. На Соборе иерархов, священников и мирян, прошедшем в том же году, Церковь приняла именование Православной Церкви в Америке). В 1946—1947 — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 — епископ Бруклинский, викарий митрополита Феофила (Пашковского), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии.

С 1950 — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей. В 1975-м временно ушёл на покой по болезни, с 1978 года постоянно находился на покое.
С 1948 года периодически, с 1951-го регулярно, а с 1953-го еженедельно вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.
Скончался на покое в Санта-Барбаре. Был похоронен на сербском кладбище.

Книги автора:

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Бедность и богатство

Бедные могут обогащать богатых… Богатые — обеднять бедных… Как различно…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Беседы с русским народом

Всякое ложное учение об истине — есть змея, всякое восстание на Спасителя…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Записи голоса чистого

В конце 20-х годов в Белой Церкви я получил заказной пакет из Польши.…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

О перевоплощении (диалог)

Мне пришлось недавно говорить с одним христианином, и он меня все…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Письма к верующим

Решаюсь вам сказать о тайне человеческой свободы, потому что вы, страдая,…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Спутники дамасской дороги

Человечество знает великих своих деятелей и помнит больших преступников…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Философия собственности

Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть…

Священник Иоанн Миролюбов «Преодолевать, а не усугублять разделение»

Руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов – о проекте документа Межсоборного присутствия «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века», обсуждение которого ведется в настоящее время.

Расскажите, пожалуйста, насколько сейчас актуален вопрос уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Церкви?

На территории разных епархий Русской Православной Церкви проживает разное число старообрядцев. Соответственно, и вопрос не везде одинаково актуален. Есть епархии, где старообрядцев практически нет, в других местах – их относительно много. Но они всегда есть в больших городах, где обычно имеют собственные храмы.

Можно задаться вопросом: а часто ли старообрядцы переходят в Русскую Православную Церковь? Ответственно заявляю: часто. И тому много причин – от осознанного и продуманного выбора до обстоятельств, вызванных сложившейся ситуацией (вступление в брак с православной стороной, проживание на территории, где полностью отсутствуют старообрядческие общины и т. п.). И тут возникает другой вопрос: человек желает воссоединиться с Церковью, но знает ли местный священник, каким образом это правильно сделать? Увы, как правило, он оказывается в затруднительном положении и вынужден обращаться за советом к более опытным пастырям.

На самом деле принципиальный ответ на этот вопрос существует. Он изложен, например, в курсе «Канонического права» профессора-протоиерея Владислава Цыпина: старообрядцев-«беспоповцев» надо принимать через Миропомазание, поскольку они никогда не миропомазывались, а старообрядцев-«поповцев»… тоже через Миропомазание, поскольку Апостольское преемство за их иерархиями не признается, а значит не признаются и Таинства (кроме Крещения). Собственно, такая практика существовала еще в синодальное время, и ее никто не отменял. Правда, появилась в 20-е годы еще одна старообрядческая иерархия − Русская Древлеправославная Церковь, об Апостольском преемстве которой Русская Православная Церковь никогда официально не высказывалась, хотя в первые послевоенные годы и были приняты из этого согласия два священника, рукоположенных в старообрядчестве.

В реальной практике сложилась недопустимая картина – старообрядцев принимают всеми тремя чинами, как кому заблагорассудится. То есть кого-то принимают через Покаяние, кого-то через Миропомазание, а кого-то вовсе крестят. Делается это по собственному пастырскому усмотрению, в ряде случаев вникая в особенности прежнего упования присоединяемого (выспрашивая, какого он старообрядческого согласия), в других случаях – не вникая, в третьих − и сам присоединяемый ничего внятного о прежнем уповании сказать не может.

Весьма различается и уровень образованности или хотя бы осведомленности нашего духовенства. Кто-то внимательно следит за изменением отношения Русской Православной Церкви к старообрядцам, знает соборные и синодальные решения, в частности, определения Поместного Собора 1971 года о снятии клятв со старых обрядов. Кто-то следит за церковно-исторической литературой и понимает, что исторически старообрядцы во многом оказались правы, а былые преследования по совести требуют доброго теперь к ним отношения. Но кто-то не имел воли и желания разобраться в теме, повторяя несправедливые и безнадежно устаревшие обвинения в адрес старообрядцев, которыми была полна «антираскольническая» литература позапрошлого и более ранних столетий. К сожалению, нередко до сих пор переиздаваемая. В результате одни пастыри готовы воссоединять с Церковью старообрядцев без какого-либо чиноприема, а другие вовсе не готовы видеть в них православных братьев.

В результате обсуждения документа Архиерейский Собор установит единообразие в чиноприеме, а, может быть, и сочтет возможным признать старообрядческое священство. В этом случае старообрядцы из тех согласий, за которыми будет признано Апостольское преемство, будут приниматься через покаяние. Я отношусь к тем, кто считает, что это возможно. И этого бы хотелось.

Сами старообрядческие согласия не равноудалены от Русской Православной Церкви. Одни согласия очень близки и не расходятся в догматике, другие удалены больше, и в их идеологии можно увидеть некоторые расхождения с православным вероучением. К счастью, носителей сомнительных идеологий становится все меньше, и прихожане более удаленных от Церкви «беспоповских» согласий все чаще почти ничем в своем уповании не отличаются от прихожан Русской Православной Церкви. Если их принимать по дореволюционному чину, они просто не будут понимать, о чем их спрашивают.

Предполагается поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий. Тексты чинопоследований составляются по новому и по старому обряду. С чем это связано?

− Раньше старообрядцы обычно воссоединялись с Церковью «на правах единоверия», то есть присоединяясь к православным приходам древнего чина. Сейчас старообрядных приходов Русской Православной Церкви сравнительно немного (всего около 30), присоединение старообрядцев чаще происходит к приходам обычным. Тогда присоединение производится по общепринятому обряду. Но если присоединение происходит все же к старообрядному (единоверческому) приходу или присоединяется целая группа верующих (бывает, что присоединяются и целыми общинами), то применяется древний чин. Отличие в совершении Миропомазания заключается как в употреблении разных редакций сходных молитвословий, так и в чтении особых молитв, которые по старому чину читаются при помазании миром различных частей тела.

Как старообрядцы, воссоединившиеся с Русской Православной Церковью, могут молиться за своих сродников, умерших вне общения с нею? Возможно ли их поминовение за богослужениями?

− В единоверческих храмах изначально существовал обычай поминовения родственников прихожан, если они и не воссоединялись с Церковью. И это понятно: иначе миссионерский проект, каким было единоверие, оказался бы малоэффективным. В свете того, что мы сегодня знаем о расколе XVII века и причинах сопротивления церковной реформе, как мне кажется, было бы справедливым распространить эту практику на все православные приходы. Но здесь слово за Архиерейским Собором.

В проекте документа говорится о признании состоящими в монашестве старообрядцев, принесших монашеские обеты до присоединения их к Русской Православной Церкви. Где в таком случае будет продолжать свое служение монах, крещенный в одном из старообрядческих согласий и воссоединившийся впоследствии с Русской Православной Церковью?

− Здесь есть некоторое затруднение. Строго говоря, постригаться в монашество в не так уж далекие времена было принято не «вообще», а входя в число братии конкретной обители, уставы которых могли различаться. Сейчас все больше монашествующих служит на приходах. Если переходящий из старообрядческого согласия инок пожелает остаться при старом обряде (это скорее всего), то он сможет продолжить свое служение в каком-либо старообрядном приходе Русской Православной Церкви. Кстати, на этих приходах часто сейчас служат именно иноки, хотя это и не вполне согласуется с древней практикой. В целом же печально, что у единоверцев сейчас нет своих монастырей (к 1917 году было около двадцати), хотя есть иноки, инокини и желающие принять монашеские обеты.

Епархиальным и викарным архиереям тех епархий Русской Православной Церкви, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы, в документе рекомендуется активнее участвовать в их богослужебной жизни. Насколько сейчас в нашей Церкви общепринято архипастырское служение древним чином?

− Смысл этого пункта видится в привлечении внимания правящих архиереев к старообрядным приходам Русской Православной Церкви. И пожелание совершенно правильное. Однако позволю себе высказать некоторые опасения, что выполнить это решение будет затруднительно: служить древним чином не так просто, как может казаться на первый взгляд. Особенно это касается архиерейской службы. Требуется длительное время на подготовку, во время которой немало предстоит потрудиться диаконам, иподиаконам, хору, да и самому архиерею. Тем не менее, есть в Русской Православной Церкви архипастыри, неоднократно совершавшие за несколько последних лет богослужения древним чином в старообрядных приходах. Среди них следует выделить постоянного члена Священного Синода митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, регулярно служащего древним чином и хорошо его знающего. Регулярно служит древним чином и епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн, опекающий решением Архиерейского Синода РПЦЗ также единоверцев Русской Православной Церкви Заграницей.

В целом хотелось бы выразить надежду, что в результате обсуждения Архиерейскому Собору будет предложен документ, способный послужить делу преодоления пагубных разделений, а не их усугублению.

Иоанн (Шаховской) Дмитрий Алексеевич Шаховской

Сан: архиепископ

Окончил: Севастопольская морская телеграфная школа, Школа политических наук в Париже, историческое отделение философско-филологического факультета Лувенского университета

Преподавал в: Свято-Владимирская семинария

Организации: Православное дело (объединение), РСХД, Международное общество Достоевского

Направление: экуменизм, правый модернизм, Церковная реформа

в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (1902 — 1989) — модернист, экуменист. Клирик РПЦЗ, Русского Экзархата, архиепископ Американской Русской Митрополии, один из основателей Православной Церкви в Америке.

биография

С 1918 был добровольцем в армии ген. А. И. Деникина. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. В 1922 уехал в Бельгию. С 1927 жил в Сербии. В 1930 вновь переехал в Париж, с 1932 — в Берлине.

В феврале 1945 переезжает в Париж, а в начале 1946 — в США, при помощи Игоря Сикорского.

образование

Окончил Севастопольскую морскую телеграфную школу.

Учился в Школе политических наук в Париже (1920 — 1922), окончил историческое отделение философско-филологического факультета Лувенского университета (1926).

В 1926 поступил в Парижский богословский институт, не окончил. Преподаватель Пастырской школы в Белой Церкви (Югославия). Законоучитель при Донском кадетском корпусе.

Выступал с лекциями-беседами на религиозных собраниях Братства преподобного Сергия Радонежского, Богословских курсах, в объединении «Православное дело».

Совершает поездки с лекциями по Европе, в частности, в Латвию, Эстонию и Финляндию. Здесь произошло его столкновение с сщмч. Иоанном (Поммером):

«В последние годы травля Владыки Иоанна (Поммера) велась главным образом по линии так называемого Русского Студенческого Православного Движения (РСХД). Владыка, очень любивший детей и молодежь, вначале отнесся к нововозникшему единению очень сочувственно, однако, когда стала вырисовываться сущность этой организации с международными связями, он отошел от нее, а члены единения примкнули к травле (хотя не были ее зачинщиками)… Особенно обострилась эта травля после пребывания в Риге архимандрита Иоанна (Шаховского), которому Владыка не разрешил служить в Риге, очевидно справедливо рассудив, что столь непостоянное (в смысле подчинения) духовное лицо не должно быть поощряемо. Кажется, архимандрит уехал взбешенный… Но он-то уехал, а его многочисленные сторонники (и, главным образом, многочисленные поклонницы), большей частью члены единения, приложили в дальнейшем все усилия, чтобы отравить жизнь Владыки».

Ректор Свято-Владимирской духовной семинарии (1947 — 1950).

Доктор богословия Свято-Владимирской семинарии и Колумбийского университета (1976), в 1979 — доктор богословия Калифорнийского университета в Беркли. Почетный президент Международного общества Достоевского.

иерархия

В 1926 пострижен в монашество, иеродиакон (рукоположен митр. Евлогием (Георгиевским) в Париже).

Рукоположен во иеромонаха в 1927. В 1927 — 1930 помощник настоятеля храма, затем настоятель храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви и законоучитель корпуса. Настоятель русского храма св. Иоанна Богослова в Белой Церкви.

В 1930 перешел в юрисдикцию Русского Экзархата. В 1931 — 1932 разъездной священник во Франции, в 1931 — 1932 — настоятель церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

С 1932 по 1945 — настоятель Свято-Владимирской церкви в Берлине.

С 1935 — игумен, с 1936 — благочинный приходов Русского Экзархата, с 1937 — архимандрит. В 1937 был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии ген. Франко во время гражданской войны в Испании.

Принят в юрисдикцию Американской Митрополии. В 1946 — 1947 — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 — еп. Бруклинский, викарий митр. Феофила (Пашковского).

В декабре 1947 был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии. На него наложено запрещение за сопротивление воссоединению с Московской Патриархией.

С 1950 — еп. Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал также Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии.

В 1973 ушел на покой, временно вернулся в 1975. С 1979 окончательно на покое.

церковные должности

Во время войны возглавлял миссионерский комитет Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ.

организации

Участвовал в съездах Русского студенческого христианского движения (1931, 1945, 1962).

Входил в инициативную группу для подготовки сборника памяти Семена Франка (1954). В 1957 принял участие в торжестве по случаю 50-летия епископского служения митрополита Владимира (Тихоницкого). В 1960 вошел в Комитет по перенесению праха Георгия Иванова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

экуменизм

Активный участник экуменического движения, член ЦК Всемирного совета церквей от Американской Митрополии с 1954 по 1968.

Принимал участие во Второй Генеральной ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 в Эванстоне (Иллинойс, США). Участник Третьей Генеральной ассамблеи ВСЦ в Нью-Дели (Индия) 19 ноября – 5 декабря 1961.

создание Православной Церкви в Америке

На Третьей Генеральной ассамблее ВСЦ в Нью-Дели вместе с другими деятелями будущей «американской автокефалии» вступает в первые контакты с митр. Никодимом (Ротовым). С 1963 вместе с оо. Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом участвует в тайных переговорах с митр. Никодимом (Ротовым) и другими о даровании автокефалии Американской Митрополии.

В 1970 архиеп. Иоанн (Шаховской) становится одним из основателей Православной Церкви в Америке, модернистской корпорации, непризнанной ни одной Поместной Церковью, кроме Московской Патриархии.

прославление св. Царственных мучеников

Выступил против прославления Святых Царственных Мучеников Русской Зарубежной Церковью в 1981 г.

пресса

В 1925 — 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный». Вышло два номера.

В 1928 — 1930 — директор православно-миссионерского издательства «За Церковь». Издавал в Париже газету «Борьба за Церковь» (вышло несколько номеров). Редактор бюллетеня «За Церковь», журнала «Летопись: Орган православной культуры».

В 1931 архиеп. Феофан (Быстров) отзывался об Иоанне (Шаховском):

О деятельности иеромонаха о. Иоанна (Шаховского) я не имею никаких точных сведений. Знаю только, что он занимается издательством книжек и листков религиозно-нравственного содержания. Приводит меня несколько в недоумение выбор содержания этих книжек. Например, издал он выдержки из Исаака Сирианина под цветистым заглавием «Пламень вещей». — По суждению старцев, — св. Исаак Сирианин не может быть рекомендован для первоначального чтения мирян.

Постоянный автор журнала «Путь», «Вестника РХД». Автор газеты «Возрождение».

С 1948 вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». С марта 1951 выпускает «За Церковь» — приложение к Сан-Францисской газете «Русская жизнь».

Постоянный автор «Нового русского слова» (Нью-Йорк), «Русской жизни» (Сан-Франциско).

Автор предисловия к первому изданию романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (1967, YMCA-Press). Назвал творчество Булгакова метафизическим реализмом и отметил, что впервые в условиях Советского Союза русская литература серьезно заговорила о Христе, как о Реальности, стоящей в глубинах мира.

25 октября 1974 присутствовал в Париже на концерте Александра Галича.

Вел переписку с о. Александром Менем (в 1979 — 1980), автор предисловия к книге «Таинство, слово и образ».

статья «Близок час»

Приветствовал вторжение Гитлера в СССР. В газете «Новое слово» от 29 июня 1941 архиеп. Иоанн (Шаховской) писал в статье «Близок час»:

«В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной — Войной исходит. «Я тебя породил, я тебя и убью!» — кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и подсоветской , и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободной жизни, свободного исповедания веры Христовой, свободных слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми; автору сих строк близкими) слова: «Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие». И еще пророчествовал: «Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего мира». Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 года, есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие ученые — русской науке, лучшие писатели — народу, отцы — детям своим, и дети — родителям, к женам вернуться с далекого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь соединятся… Невозможно себе представить, сколько будет радости людям… Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание. Кровавая операция свержения третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, незазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые… Было Провидено далее не выжидать свержения безбожного интернационала рукою связанных на всех своих местах русских людей. Невозможно более ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые, «христианские правительства», которые в недавней испанской борьбе были и материально и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обессиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди, были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась железно-точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием Высшему Зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и экономических расчетов. Сверх всего человеческого действует Меч Господень. Новая страница русской истории открылась 22 июня в день празднования русской Церковью — памяти «Всех Святых, в земле Русской просиявших». Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский) праздник, соединенный с днем Воскресения, началось исчезновение демонских криков «Интернационала» с земли русской… Внутреннее воскресение зависит от сердца человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша исполнена до краев. «Великое землетрясение» начинает «колебать основания темницы и скоро у всех узы ослабеют» (Деян. 16:26). Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики любви к ближнему и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и осветятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия. Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола. Это будет «Пасха среди лета», о которой сто лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой русской земли, преп. Серафим. Лето пришло. Близка русская Пасха…»

патологическая речь

критика Синодального периода

  • Старый синодальный режим отравил подсознание и сознание нашего смиренного духовенства ложным смирением пред сильными мира сего.

теологумен

  • Богословское творчество митрополита Антония выразилось, к сожалению, и в трактате о догмате искупления, что вызвало в Церкви смущение (как позже теологумен, богословское мнение отца Сергия Булгакова о Софии).

притча о блудном сыне Отдалившиеся же от духа православия (конкретно имеется в виду Русская Зарубежная Церковь и ее антиэкуменизм. — Ред.) воспринимают свою «православность» именно так, как понимал свое сыновство Старший Брат в евангельской Притче о Блудном Сыне. Чувствуя свое «старшинство», они зазирают сперва нехристиан, потом «не таких как они» христиан, и, наконец, кончают осуждением всех православных, которые не принадлежат к их малой группировке…

цитаты

Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей, но что частично православны и сами так называемые православные и те, кто не считает себя в православии, но считает во Христовой Церкви и жизнью живет о Христе… Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу.

сочинения

автор предисловия, составитель

  • Исаак Сирин св. Пламень вещей. Мир во Христе (1928)
  • Левитин-Краснов А. Э. Защита веры в СССР: Рукопись, привезенная из Советской России. Париж, 1966
  • Диалог с церковной Россией. Париж, 1967
  • Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Париж, 1967
  • Мень Александр о. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1980
  • Автокефалия Русской Православной Греко-Кафолической Церкви (Митрополии) Америки. — Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1970.
  • Александров Е. А. Русские в Северной Америке. — Хэмден (США)-Сан-Франциско (США)-СПб., 2005.
  • Алексий I, Патриарх. Послание к архипастырям, пастырям и пастве Православной Русской Церкви в Америке // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. С. 9-12
  • Аржаковский Антуан. Журнал Путь (1925-1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. — К.: Феникс, 2000.
  • Архиепископ Иоанн (Шаховской): биографическая справка // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 3. С. 49
  • Архиепископ Иоанн (Шаховской) и его корреспонденты: Материалы к биографии архиепископа Иоанна (Шаховского) // Церковно-исторический вестник. 1998. № 1
  • Бенигсен Георгий о. Странник: Памяти архиеп. Иоанна (Шаховского) // Русская Жизнь. 1989. 16 июня
  • Голос Церкви // Православная Русь. 1951. № 11. С. 10-11
  • Григорий (Граббе) еп. Отрицание вместо утверждения: По поводу брошюры архиеп. Иоанна Шаховского «Утверждение Поместной Церкви». — Джорданвилль, 1971.
  • Зернов Н. М. Русские писатели эмиграции, 1921–1972: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. — Boston (Mass.): Hall, 1973.
  • Корнилов А. А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь.. — Нижний Новгород,, 2002.
  • Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. — М.: ПСТГУ, 2007.
  • Мнухин Л., Авриль М., Лосская В. Российское зарубежье во Франции 1919-2000. — М.: Наука, 2008.
  • Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник. — М.-Париж: Русский путь, YMCA-Press, 2007.
  • Письмо протопресвитера Стефана Цанкова архиепископу Иоанну (Шаховскому) от 20 мая 1961 г. // Illinois University of Urbana-Champaign Archives (IUUC Archives). F. 15/35/54. Paul B. Anderson Papers. Box 30
  • Солоухин В. А. Смех за левым плечом. — М.: Современник, 1989.
  • Феофан (Пожидаев) о. Колокол на башне вечевой: Житие и труды Священномученика Архиепископа Иоанна (Поммера).. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2005.
  • Шаховская Зинаида. Открытое письмо В. А. Солоухину // Вестник РХД. 1990. № 158. С. 294-299
  • Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь: Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2002.
  • Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов (Сборник документов). — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2003.
  • Шкаровский М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. — М.: Вече, 2007.
  • Ювеналий Крутицкий и Коломенский митр. Доклад по вопросу о мученической кончине Царской Семьи, предложенный на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 10 октября 1996 года // Канонизация святых в XX веке. — М.: Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1999. — С. 186-203.
  • Geeza Boris. The man who has served Man and God // San Francisco Examiner. 1977. Dec. 1
  • Prokurat Michael, Golitzin Alexander, Peterson, Michael D. Historical dictionary of the Orthodox Church. — Lanham, Md.: Scarecrow Press, 1996. — ISBN 0-8108-3081-7.
  • Tarasar Constance J. Orthodox America, 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America. — Syosset, N.Y.: Orthodox Church in America, Department of History and Archives, 1975.

Сноски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *