Архиепископ сильвестр омский

Новый год под псевдонимом

В разные эпохи наступление нового года привязывали к разным датам. В Европе, в том числе и во всех многочисленных немецких княжествах, до середины XVI века (в некоторых странах еще позже) Новый год праздновали вместе с Рождеством, в ночь с 24 на 25 декабря. Но с подготовкой григорианской реформы календаря конец года был передвинут на 31 декабря. В немецких землях, за некоторыми исключениями, это произошло еще в 1544 году, за 38 лет до перехода на Григорианский календарь.

В литургическом календаре римско-католической церкви 31 декабря — день памяти святого Сильвестра. Этот святой поминается и православными, только дата другая: 2(15) января.

А в Европе с передвижкой дат день святого Сильвестра стал синонимом (или, если угодно, псевдонимом) новогоднего праздника. Когда в Германии говорят Silvester, имеют в виду прежде всего новогоднюю ночь. То же и в Италии («ночь святого Сильвестра» — Notte di San Silvestro), Франции (Réveillon de la Saint-Sylvestre), Польше (Sylwester), Чехии (Silvestrovské oslavy).

Фото: Субботина Анна / Bigstock.com

Новый и старый Сильвестр

День святого Сильвестра был введен в литургический календарь в IX веке — более чем за пятьсот лет до григорианской реформы. Строго говоря, это должно бы означать, что у европейского Нового года тоже две даты, как и в России: 31 декабря и 13 января.

В Германии такого «раздвоения» не признают. А вот в швейцарском кантоне Аппенцелль-Аусерроден (Appenzell Ausserrhoden) разделяют российский подход к празднику. Здесь тоже празднуют 31 декабря и 13 января: соответственно новый Сильвестр и старый Сильвестр. На оба дня приходятся и колядки так называемых новогодних Клаусов (Silvesterkläuse, или Silvesterchläuse). Это особый род ряженых, у них потрясающие головные уборы, представляющие сценки из альпийской крестьянской жизни, либо «маскировочные» костюмы из еловых веток, мха и прочих природных материалов. Клаусы ходят по домам, поздравляют с Новым годом, поют песни и йодли.

«Госпожа, откройте дверь!»

Немецкие традиции новогодних колядок весьма разнообразны. Например, на севере ряженые дети ходят по домам и распевают песенки под специфические звуки руммельпота — фрикционного барабана. Руммельпот не гремит и не грохочет — он забавно «квакает» от скользящих движений по мембране палкой с мягким наконечником.

Руммельпот. Фото: Википедия

«Фру мок де дёр оп!» — поют дети на платтдойч («Госпожа, откройте дверь!» — «Frau machen die Tür auf!»). Сердобольные «фру» выносят им сладости. К детям нередко пристраиваются и взрослые — поскольку знают, что им вместо конфет поднесут горячительные напитки.

На юге Германии и в Австрии колядуют перхты (Perchten) — с головами, укрытыми под масками страшилищ, либо с фантастическими головными уборами, высота которых превышает рост «носителей».

Пробежки ряженых получили и чисто спортивное выражение: новогодние стайерские забеги. Самый массовый такой забег в Германии, в котором участвуют спортсмены и любители всех возрастов, проходит в Северном Рейне — Вестфалии по пятнадцатикилометровой трассе из Верла в Зост (Silvesterlauf von Werl nach Soest). Число участников — до семи тысяч. А вообще самый массовый новогодний забег — в Мадриде, San Silvestre Vallecana. На старт допускают 29 тысяч участников — но не больше, чтобы не потоптали друг друга.

Кислица на счастье, свинец на любовь

Новогодние подарки, как правило, скромней и малочисленней рождественских. На Рождество чего только не дарят — а типичный новогодний подарок в Германии это, например, горшочек с веточками кислицы, в который вставлена фигурка трубочиста. Тут важен смысл. Трубочист с кислицей считаются талисманами, гарантией счастья в наступающем году. Недаром растение по-немецки называют Glücksklee, то есть «счастливый клевер». Дело в том, что четырехлистная кислица очень похожа на клевер, но у того три листочка, а четырехлистный клевер — большая редкость. По древним поверьям, он приносит удачу тому, кто его нашел. А здесь — удача всем!

Glücksklee (кислица). Фото: Verena N. / pixelio.de

Еще одна «судьбоносная» традиция новогодней ночи — Bleigießen: гадание на свинце. Кусочки металла расплавляют в ложечке над огнем свечи и переливают в чашу с холодной водой. Свинец твердеет, принимая причудливую форму, в которой, если включить фантазию, можно разглядеть свою судьбу в наступающем году.

Традиция досталась немцам от древних римлян, которые первыми научились выплавлять и обрабатывать свинец. Сегодня, впрочем, известно, насколько это вредный и опасный металл. Поэтому применяются безопасные сплавы на основе цинка. Наборы для гаданий продаются в магазинах в предпраздничные дни. В них кусочки металла, ложечка, чаша, даже истолкования, что означает та или иная форма отливки. Форма цветочка — новая дружба, а форма сердечка — это, конечно, любовь.

Фото: .com (CC0 Public Domain)

Продолжение темы

А что касается самого главного атрибута праздника — фейерверков — о них мы уже рассказали:

По данным Объединения пиротехнической индустрии (Verband der pyrotechnischen Industrie, VPI), в последние годы жители Германии накупают фейерверков и петард для новогодней ночи на сумму от 120 до 130 миллионов евро. Еще в 2010 году на эти цели было израсходовано от силы 110 миллионов. Рост! Как в денежном выражении, так, разумеется, и в «тротиловом эквиваленте». Больше покупаем — больше бабахаем.

В новогоднюю ночь в Германии «взрывают» более 120 млн евро →

Известный миссионер и чиновник особых поручений при Святейшем Синоде В.М. Скворцов, вспоминая впоследствии о времени, когда ему вместе с Иустином Львовичем пришлось начинать миссионерское дело в Киевской и Полтавской епархиях, писал: «Иустин Львович … первый из ученых — кандидатов Духовной академии — взял на себя научную разработку штундизма, и его работы сохраняют свою свежесть и высокую ценность и в настоящее время. Его записка о миссионерстве… напечатанная в «Руководстве для сельских пастырей», открывает собой эру в истории нашей внутренней миссии».

Полтавские епархиальные ведомости. 1910. № 20. С. 1497-1499.

*

В публичной речи, обличая штундистские заблуждения, Иустин Львович сказал: «Всем видно и известно, что те из славянских народов, которые неизменно верны остались Православию, каковы русские, черногорцы, сербы, болгары, Господь благословил государственной самостоятельностью и всяким благополучием. Наоборот, остальные славяне (чехи, поляки, хорваты) потеряли Православие, но вместе с тем потеряли и государственную самостоятельность, должны были подчиниться, и теперь подчиняются влиянию и власти чужих народов, именно немцев, для которых чуждо и даже неприятно благополучие славян. Когда-то жили славяне на берегах Балтийского и Немецкого морей, но и их теперь уже нет: вместе с потерею Православия они потеряли и самое существование свое. Таким образом в судьбах славянских народов Господь ясно показал, что только при верности Православию славянам обеспечено государственное благополучие и что с потерею Православия славянам угрожает наказание Божие в виде потери государственной самостоятельности…»

Полтавские епархиальные ведомости. 1891. № 4. С. 167-170

Выступая с докладом в общем собрании Полтавского Миссионерского Общества, Иустин Львович сказал: «Кто искренне предан и любит свою православную веру, тот не должен оставаться равнодушным при виде целых областей и племен, входящих в состав нашего обширного отечества и доселе остающихся в язычестве, — по мере своих сил он должен оказывать содействие в обращении их ко Христу. Научение есть величайшее проявление христианской любви и милосердия к ближнему.»

Полтавские епархиальные ведомости. 1895. № 5. С. 196-197

*

Для полтавской паствы и духовенства оказалась особенно значима и многоценна деятельность отца Иустина по организации богословских чтений для интеллигенции и его личное в них участие. Прочитанные на этих чтениях лекции составили глубоко содержательную книгу под названием «В вере ли вы?».

*

Памятником просветительской деятельности отца Иустина в Полтаве стало созданное по его инициативе «Братство законоучителей и педагогов в память отца Иоанна Кронштадтского», которым он руководил в течение многих лет. По его инициативе и при его участии был издан Переяславский Полтавский Патерик, а также его собственные труды: «Обличение штундизма в библейских текстах», «Борьба со штундой» (по просьбе Киевской духовной консистории это издание было разослано во все приходы Киевской епархии), «Миссионерская программа Закона Божия», которая была одобрена 3-м Всероссийским миссионерским съездом и принята к исполнению первым чрезвычайным собранием Училищного совета при Святейшем Синоде.

*

Отец Иустин был истинным нестяжателем и, не имея ничего из имущества, проводил жизнь строго монашескую; он жил в скромной келье при монастырской гостинице, все свое время отдавая молитве, чтению слова Божия, объездам епархии, руководству вверенных ему школ и многочисленным миссионерским беседам. Летние каникулы отец Иустин посвящал сугубому молитвенному подвигу и паломничеству на Святую Землю или в русские обители, но когда на время каникул выпадали миссионерские съезды, он принимал в них деятельное участие. Все всероссийские и местные миссионерские и церковно-школьные съезды имели его своим участником. В это время им была издана программа миссионерских дополнительных уроков по Закону Божию, которая стала первым руководством для законоучителей-миссионеров.

Особое отношение было у отца Иустина к школе и детям. По внешнему своему положению он не был монахом, и некоторые, не зная его хорошо, спрашивали о его семье и детях. Таковым он неизменно отвечал, что насчитывает у себя до пятидесяти тысяч богоданных ему детей. Для школьного персонала он был непосредственным начальником, но его никто не боялся как начальника. Посещение им школы никогда не воспринималось учителями как ревизия их деятельности — его встречали, как самого дорогого гостя. Учителями его визиты воспринимались как долгожданная награда за их тяжелый труд. Он приносил в школу богатство знаний, которыми спешил поделиться, богатство личного опыта и высокого духовного настроения. Не только учителя, но и дети с трепетом и нетерпением ожидали приезда отца Иустина.

Пробыв весь день в школе, он вместе с учащими и учащимися выслушивал вечерние молитвы. После молитв все брали благословение, но никто не расходился, никому не хотелось уходить. Все как будто ожидали чего-то. И здесь раздавался робкий голос какой-нибудь ученицы: «Отец Иустин, расскажите нам что-нибудь! Пожалуйста!» Все присоединялись к просьбе, отец Иустин садился, и все быстро и бесшумно рассаживались вокруг него. И батюшка начинал рассказ о Святой Земле, о Почаевской Лавре, о Соловецком монастыре, об Оптиной пустыни, о монастыре Валаамском, о святителе Феофане Затворнике, о преподобном Серафиме Саровском, о преподобном Амвросии Оптинском, о святом праведном Иоанне Кронштадтском, которого он знал лично и с которым ему посчастливилось совершать Божественную литургию, и о многих других святых и подвижниках. Так за глубоко поучительными и назидательными рассказами время незаметно приближалось к полуночи, и батюшка уже сам напоминал, что детям пора спать.

игумен Дамаскин (Орловский)

*

По наречении его во епископа (1911 г.) архимандрит Сильвестр произнес слово, которое произвело на присутствующих огромное впечатление как по тому, с каким чувством оно было произнесено, так и из-за его содержания, оказавшегося пророческим относительно его собственной будущей участи. Архимандрит Сильвестр сказал: «Когда впервые надели на меня священнослужительские одежды, я со всей силой почувствовал значение сих евангельских слов: Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши (Ин. 21, 18). Когда я был более юн, действительно, поясался сам и ходил, аможе хотел, путями собственными, неуготованными. Ныне наступает время, дабы Ин поясал меня и вел.

С двух сторон нас ведут и влекут. По слову Апостола, плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 5, 17). О, как сильно ныне влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, — и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более чем когда-нибудь христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь ин пояшет и ведет, аможе не хощеши.

Трудно и страшно ныне архипастырствование»

Полтавские епархиальные ведомости. 1911. № 4. С. 137-138.

*

Став епископом, он усилил свои молитвенные труды, ревностно исполнял архипастырские обязанности. Каждую неделю преосвященный четыре дня служил литургию. В понедельник и субботу служил ранние литургии, в пятницу и воскресенье — поздние; каждую пятницу владыка читал акафист страстям Христовым.

*

При своем первом служении в челябинском соборе (1914 г.) владыка сказал: «Господь наш Иисус Христос заповедал Своим ученикам, а в лице их всем пастырям Церкви, быть прежде всего проповедниками мира (Мф. 10, 12). Посему и аз смиренный, принимая возложенное на меня послушание, обращаюсь к вам, возлюбленные о Христе братие и чада, с сим Христовым словом: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: неякоже мiр дает, Аз даю вам (Ин. 14, 27).

Мир от Господа не таков, как тот мир, который от людей мира сего исходит. Мир сего мира часто бывает как бездеятельность, как плод телесной и духовной немощи, мир сего мира бывает как беспечность, как плод всякого нерадения. Мир сего мира бывает как злое попустительство, как злое непротивление злу…

Завещая мир, Христос Спаситель вместе с тем сказал: Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч (Мф. 10, 34). При действовании Царствия Божия в мире неизбежно выступают и меч от врагов, как сила, противная Христу, и достойный меч от последователей Христовых, как напряжение доброй деятельности. Истинный последователь Христов не противится злу греховными средствами, но всячески действует против зла благословенными от Господа средствами…

Каков же мир Христов?

Мир Христов есть деятельный внешний мир со всеми ближними и дальними. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18), говорится в слове Божием. Мир Христов есть мир совести как нравственная безукоризненность. Мир Христов есть мир с Богом как дерзновенная молитва».

Оренбургские епархиальные ведомости. 1915. № 1. С. 6-7.

*

— Братцы, — громко и отчетливо произнес архипастырь, обращаясь к солдатам (1918 г.), — признаете ли вы свободу за всеми людьми? Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте свободу и за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих. О чем угодно гражданском говорите и обсуждайте свободно, но не касайтесь Господа Бога и святыни… А желаете узнать насчет религии, спрашивайте тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства спрашиваете у доктора, насчет суда спрашиваете у адвоката, так насчет религии спрашивайте у пастырей.

*

«Дорогие мои! Я с вами почти неделю живу в этом подвижном доме. Видел ваши душевные качества и скажу вам правду. Пред моими глазами много было случаев, когда вы жалостливо относились к бедствующим людям, которые просили у вас приюта. Вы их устраивали у себя и даже кормили. Это доброе евангельское качество. Видел ваше терпение, с каким вы переносите выпадающие на вашу долю лишения. И это добро, ибо без терпения нет спасения. Видел, как вы искренно и без лукавства относитесь друг к другу. И это добро, ибо из этого вырастает дружба и христианская любовь. За все эти качества с нами может быть Христос. Но кроме этого, я видел у вас одну привычку, о которой не могу говорить без глубокой скорби. Это — постоянное употребление гнилых слов… Знаете, кого оскорбляет эта скверная брань? Она прежде всего оскорбляет Матерь Божию, общую духовную Матерь рода христианского. Затем она оскорбляет родную матерь каждого из нас, ибо все мы происходим от одних прародителей — Адама и Евы. Наконец, она оскорбляет нашу мать-сыру землю, ибо из земли мы сами взяты, земля нас кормит и в землю по смерти возвращаемся. Иные произносят гнилые слова с усладой, смакуют, как жуки навоз. А иные произносят по привычке, без всякой мысли. Но как бы ни произносить их, можно ли сохранить при этом чистоту души? Спаситель наш сказал, что только чистые сердцем увидят Бога. Поэтому ясно: чтобы с нами был Господь Христос, нам обязательно навсегда нужно отказаться от употребления гнилых слов. Вот вам, дорогие христиане, какой завет преподает нынешнее Евангельское чтение. В добром намерении этом сами постараемся, и Господь нам поможет. Господь Христос да будет с вами».

Архиепископ Сильвестр. Восемь суток с солдатами в теплушке. Омск, 1919. С. 8-10.

*

Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России.

*

Осенью 1919 года войска армии Колчака начали отступать, и в конце 1919 года Белая армия оставила Омск, в который вскоре вошли большевики. Архиепископ без колебаний остался в захваченном гонителями христианства городе вместе со своим духовенством и паствой. Захватив город, большевики сразу же арестовали мужественного святителя. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя, чтобы он принес покаяние за христианскую деятельность. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прожигали тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *