В воскресенье православные христиане в России отмечали праздник Входа Господня в Иерусалим — Вербное воскресенье. Это один из самых важных православных праздников, когда в храмы традиционно приходят даже те, кто не посещает их регулярно. Из-за эпидемии коронавируса патриарх Кирилл призвал верующих проявить благоразумие и остаться дома, однако его послушались далеко не везде. В Ростовской области митрополиту Меркурию пришлось прямо во время службы отчитывать слишком ревностных прихожан и грозить им «гробами близких, которые понесут по улицам». В Нижегородской области видео с десятками посетителей храма пришлось прокомментировать заместителю губернатора: он уверен, что это отразится на количестве заболевших. А в Екатеринбурге губернатор и церковные власти даже вступили в публичную полемику по поводу безопасности участия граждан в богослужениях. Впрочем, в ряде регионов все же удалось выполнить наказ патриарха Кирилла.
В субботу, 11 апреля, Московская патриархия предписала духовенству Москвы и области проводить богослужения на Страстную неделю без прихожан. Этого потребовал главный санитарный врач столицы. С 13 по 19 апреля храмы будут закрыты для мирян — исключение сделано для лиц, «присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций». Однако на Вербное воскресенье запрет не распространялся, поэтому прихожане и «захожане» могли беспрепятственно посетить храм и освятить веточки вербы. Впрочем, по словам священников, большинство верующих все же предпочли остаться дома. «Людей значительно меньше, чем было в прошлом году, в три-четыре раза меньше»,— заявил «Известиям» председатель учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.
Интересно, что полиция выписала протоколы о нарушении режима самоизоляции нескольким прихожанам Ильинской церкви (расположена у метро «Водный стадион») — об этом сообщила «Апология протеста». Представитель РПЦ Владимир Легойда заявил, что такое решение правоохранителей «вызывает вопросы», поскольку «прямого запрета от власти на посещение храмов не было». Спустя некоторое время полиция все же приняла решение не штрафовать верующих, ограничившись устным предупреждением. Как передает «Апология протеста», полицейские порекомендовали «осознать серьезность ситуации».
Содержание
Москва
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Патриарх Кирилл провел в воскресенье праздничную литургию в столичном храме Христа Спасителя.
«Даже в своих домах давайте крепко молиться, проводить время у телевизоров, когда там идут трансляции богослужений»,— сказал патриарх.
По его словам, это поможет перенести «дни вынужденной скорби». Вместе с тем глава РПЦ призвал верующих задуматься о причине пандемии и сделать правильные выводы. «Если, проходя через эти скорби, изменимся, разрушим предрассудки богатого потребительского общества, уповающего на силу разума и силу денег, но полностью исключающего силу Божью, если выйдем из тяготения этих страстей, то тогда во благо будет и то, что с нами происходит»,— заявил патриарх Кирилл.
Многие христиане стараются посетить могилы близких в Вербное воскресенье, на Пасху, Красную горку и Радоницу. Обычно столичные власти в эти дни даже организуют бесплатные автобусные маршруты к кладбищам — но в этом году сами кладбища были превентивно закрыты для посетителей, чтобы не допускать скопления людей. Мэр Москвы Сергей Собянин назвал это «печальным, но необходимым в нынешних условиях решением».
Санкт-Петербург
Фото: Коммерсантъ / Алексей Смагин
Санкт-Петербург
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
«Фотография вырвана из контекста»
В Свердловской области вопрос о допустимости посещения храмов в период эпидемии привел к публичному конфликту между властями светскими и духовными. Губернатор Евгений Куйвашев опубликовал в своем Intagram фото храма целителя Пантелеймона в Екатеринбурге, заполненного прихожанами и их детьми. Только один человек на фото был в маске. «Сегодня Вербное воскресенье — праздник, который много значит для всех православных. Впереди Пасха, еще более значимый день. Но у меня только один вопрос: неужели собственное здоровье и здоровье ваших близких значит для вас меньше?» — возмутился губернатор. Он указал, что, судя по фотографии, «ни о каком социальном дистанцировании речи не идет». Евгений Куйвашев напомнил, что несколько московских священнослужителей заболели COVID-19, и призвал верующих «прислушаться» к просьбе патриарха Кирилла оставаться дома. «Поход в храм — не самый разумный способ справиться с тревогой. Скорее наоборот, массовые скопления людей в период пандемии особенно опасны»,— заявил Евгений Куйвашев.
Пресс-служба Екатеринбургской епархии подготовила обстоятельный ответ губернатору. «Прискорбно, что тот, кто сегодня готовил фотоиллюстрацию для Instagram Евгения Владимировича, не заметил всех мер безопасности, принятых и исполняемых в храмах,— заявили в епархии.— Так, например, и вчера, и сегодня, в день Вербного воскресенья, все, кто счел необходимым прийти в храм, получали маски, дезинфицирующие средства, стояли на расстоянии друг от друга согласно разметке». Епархия также указала на недоработки светских властей в борьбе с эпидемией: «Если бы такие меры принимались в городских общественных местах (в общественном транспорте, в магазинах и др.), думается, сегодня в нашем обществе была бы менее тревожная, менее нервозная обстановка. Также всем жителям области и Екатеринбурга было бы спокойнее, если тест-лаборатории, определяющие наличие коронавируса, дежурили бы не только у Храма на Крови, но и на других улицах города. И полезно было бы также раздавать людям бесплатно маски, чтобы они не покупали их из-под полы втридорога». Более того, епархия добавила, что «имея открытыми магазины, детские сады, парикмахерские, странно говорить о закрытии храмов».
В ответе был приведен комментарий настоятеля храма архимандрита Димитрия: он заявил, что фотография в блоге губернатора была «вырвана из контекста» и «не отражает реального положения вещей». «Если бы в этот день автор поста посетил храм Пантелеймона Целителя, он бы увидел на службе около 50 человек в масках — исключительно постоянные прихожане — разместившихся согласно разметке на расстоянии 1,5 м друг от друга. На снимках, сделанных сверху, прекрасно видно, что дистанция соблюдается»,— сообщил священник.
Екатеринбург
Фото: Коммерсантъ / Владислав Лоншаков
Екатеринбург
Фото: Коммерсантъ / Владислав Лоншаков
Екатеринбург
Фото: Коммерсантъ / Марина Молдавская
Екатеринбург
Фото: Коммерсантъ / Марина Молдавская
Екатеринбург
Фото: Коммерсантъ / Марина Молдавская
Екатеринбург
Фото: Коммерсантъ / Марина Молдавская
Екатеринбург
Фото: Коммерсантъ / Марина Молдавская
Представители губернатора пока не ответили епархии, зато в дело вмешалась полиция. Как передает портал E1.ru, в воскресенье правоохранители пришли к известной в городе православной активистке Оксане Ивановой. Их внимание привлекла запись в Facebook, где женщина назвала Евгения Куйвашева «коварным и злопамятным» врагом церкви.
«Губернатор точно уверен, что религиозная война — это то, что сейчас нужно нашей области?» — говорится в посте. Также женщина предположила, что Евгений Куйвашев может попытаться «украсть у нас Пасху».
Позже запись была удалена, однако госпоже Ивановой все равно вменяют статью 13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации), ей грозит штраф 2,5 тыс. руб. Отметим, что на 12 апреля в Свердловской области было зафиксировано 78 случаев COVID-19, состояние пяти пациентов оценивается как тяжелое.
«Плод непослушания»
В Ростовской области главный санитарный врач еще 11 апреля направил обращение «руководителям религиозных организаций всех вероисповеданий». Специалист потребовал до 30 апреля «не допускать проведение религиозных обрядов и церемоний с присутствием людей» и «обеспечить запрет доступа граждан в культовые здания». Глава Донской митрополии Меркурий 12 апреля опубликовал «благословение» исполнить это предписание и «совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо». Тогда же губернатор Ростовской области Василий Голубев и митрополит Меркурий записали совместное видеообращение, в котором попросили верующих «проявить человеческое понимание» и воздержаться от посещения храмов в Вербное воскресенье. «Лучше осудите меня за мою просьбу воздержаться от привычного нам уклада церковной жизни, чем вы потом будете проклинать меня за гробы своих близких, которые понесут по нашим улицам как плод непослушания священноначалию и властям предержащим»,— предупредил митрополит Меркурий.
Ростов-на-Дону
Фото: Сергей Пивоваров / РИА Новости
Тем не менее в день праздника сотни жителей Ростова-на-Дону все же попытались посетить храмы. «В некоторых храмах прихожан не пускали, и они толпились на улице,— передал корреспондент «Ъ”.— Там, где людей пускали, служители церкви старались при этом контролировать их количество». Издание «Блокнот Ростов» опубликовало фотографии, на которых видно, что люди выстроились в длинную очередь у одного из храмов. «Пришли пожилые люди, дети и их родители, многие были без масок. Про соблюдение дистанции речи никакой и не шло»,— сообщает «Блокнот». Судя по фотографиям, расстояние между людьми действительно куда меньше рекомендованного медиками. Но большинство все-таки надели маски.
В Ростовской области на 11 апреля было составлено 2222 протокола о нарушении режима самоизоляции, однако в Вербное воскресенье полиция не мешала верующим посещать храмы. В пресс-службе ГУ МВД России по Ростовской области пообещали разобраться в случившемся, сообщает «Новая газета». «По факту публикации о нарушении ограничительных мер, выразившемся в скоплении граждан, полиция проводит проверку, в ходе которой будут изучены причины и условия допущенных нарушений и будут приняты меры в соответствии с законодательством»,— заявили в ведомстве.
«У нас нет охраны. Это вопросы к власти»,— ответил пресс-секретарь Донской митрополии Игорь Петровский изданию RostovGazeta. В интервью «АиФ-Ростов» господин Петровский заявил, что в кафедральном соборе Пресвятой богородицы в Ростове было всего 30 человек. «В среднем по храмам митрополии в Вербное воскресенье людей было в десятки раз меньше обычного. Это показатель не самой плохой дисциплины, — заявил он. — Но даже к тем, кто пришел сегодня в собор на службу, митрополит Меркурий обратился с нелицеприятным словом, обличив их в безответственном поведении».
Во втором по размеру городе Ростовской области — Таганроге — полиция перекрыла подходы к храмам. Тех, кто пытался пройти, разворачивали, сообщает корреспондент «Ъ”. О случаях противостояния прихожан с полицией, задержаниях или составлении протоколов в отношении верующих ничего не известно.
«Это решение скажется на кривой заболевших»
В соцсетях Нижегородской области распространилось видео, снятое в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Судя по записи, в храм на службу пришли десятки верующих. Большинство из них не озаботились тем, чтобы надеть маску. Как сообщает корреспондент «Ъ-Приволжье», люди приезжали в храм целыми семьями с детьми дошкольного и школьного возраста.
Нижний Новгород
Фото: Коммерсантъ / Андрей Репин
Нижний Новгород
Фото: Коммерсантъ / Андрей Репин
Ситуацию прокомментировал заместитель губернатора области Давид Мелик-Гусейнов. «Рост продолжается. Люди решили пойти в церкви. Сегодня это их решение еще не сказывается на кривой заболевших. Но обязательно скажется через пять-десять дней. Шлейфовый эффект инкубационного периода не заставит себя долго ждать»,— написал он в Instagram. Господин Мелик-Гусейнов добавил, что хоть у него «странная для русского человека фамилия», он сам православный христианин. «Как православный человек прошу вас, братья и сестры, об одном. Поберегите себя и своих близких.
Не искушайте Господа. Воздержитесь на время от походов в храмы и на кладбища,— призвал заместитель губернатора.— Важно сейчас осознать, а построен ли храм в нашей душе».
На 12 апреля в Нижегородской области было 194 подтвержденных случая COVID-19, еще 178 человек ждут результатов второго теста. Выздоровели 20 человек, умерли четверо.
В Воронеже горожане выстроились в длинную очередь в храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Видео сотен прихожан, многие из которых не соблюдали рекомендованную дистанцию, опубликовали местные СМИ. В митрополии пока не прокомментировали ситуацию. В свою очередь, губернатор Воронежской области Александр Гусев заявил, что «надеется» привлечь митрополита Воронежского и Липецкого Сергия «к убеждению людей отказаться от участия в пасхальных богослужениях». Напомним также, что 7 апреля в Воронежской области прошел «воздушный» крестный ход против коронавируса. Священнослужители облетели регион на вертолете со старинной чтимой монастырской иконой Божией Матери «Дивногорская-Сицилийская», во время полета на борту совершался чин молебного пения «во время губительного поветрия и смертоносной заразы».
В Красноярском крае митрополит Пантелеимон и губернатор Александр Усс обратились к жителям с совместной просьбой остаться дома и смотреть трансляцию из храмов. Как сообщает «Тайга.инфо», в Вербное воскресенье прихожане все же пришли в Покровской кафедральный собор, где митрополит Пантелеимон провел чин освящения верб. «Какой же может быть страх перед болезнью и в наши дни?
Какой страх перед коронавирусом, если рядом нет зараженных людей, если мы сохраняем себя, все больше находясь дома? — сказал Пантелеимон.— Нам бояться надо одного вируса — греха, чтобы он не прижился. А все остальное в руках Господа Бога».
На сайте епархии опубликованы фотографии с этого богослужения: на них видно, что часть прихожан не надели маски, а в момент получения благословения многие не соблюдали дистанцию. На фотографиях с литургии 12 апреля верующих в храме уже заметно меньше, многие из них в масках.
В Новосибирской области губернатор Андрей Травников и митрополит Никодим также подготовили совместное обращение к жителям — заметно мягче по тональности, чем в других регионах. Они пообещали, что «никаких препятствий для посещения храмов чиниться не будет», но предупредили об опасности заражения коронавирусной инфекцией и попросили соблюдать меры предосторожности. «Несмотря на действующий режим изоляции и меры ответственности за его нарушение, конечно же, ни у кого не поднимется рука не допускать и уж тем более наказывать прихожан и верующих, если они намерены посещать храмы»,— отдельно заявил губернатор.
Новосибирск
Фото: Коммерсантъ / Влад Некрасов
Новосибирск
Фото: Коммерсантъ / Валерий Титиевский
Новосибирск
Фото: Коммерсантъ / Влад Некрасов
12 апреля митрополит Никодим совершил литургию в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. Издание «Наш дом Новосибирск» опубликовало видео с большой группой верующих возле именно этого храма.
Власти Омской области также распорядились ограничить посещение религиозных объектов, однако местные церкви продолжают работать в обычном режиме, передает «Город 55». Издание отмечает, что в Успенском соборе «службы проходят при большом скоплении людей». Так, накануне Вербного воскресенья в соборе единовременно было до 100 человек. «В том числе в храме было много пожилых людей, которые относятся к группе риска по коронавирусу. Верующие стояли близко друг к другу, почти все были без масок или сняли их на время богослужения»,— рассказал «Город 55».
В Калининграде в Покровском кафедральном соборе на молитву собралось много верующих, сообщает Комсомольская правда. «Подавляющее большинство без масок, прихожане не соблюдали рекомендованную дистанцию между собой, целовали иконы и выполняли таинство святого причастия с одной ложки»,— пишет издание. Портал kgd.ru сообщает, что «большое количество людей» пришли в храмы на улицах Громовой, Комсомольской и площади Победы, издание добавляет, что «многолюдно было и в других церквях». Накануне глава Калининградской епархии РПЦ архиепископ Серафим призвал верующих не ходить в храмы и молиться дома.
В православных храмах Приморья службы идут в обычном режиме, передает корреспондент «Ъ”: «Храмы, несмотря на режим самоизоляции, были заполнены прихожанами. Данных о том, что в отношении кого-то из них составлялся протокол сотрудниками полиции, нет». Еще 7 апреля, в праздник Благовещения, в Instagram Покровского кафедрального собора во Владивостоке появилось видео, где священники по традиции выпускают на волю птиц. На записи видно, что верующие не соблюдают дистанцию и не надели маски. 11 апреля митрополит Владивостокский и Приморский Владимир провел в соборе всенощное бдение; на фотографиях пресс-службы епархии видно, что верующие стараются соблюдать дистанцию, однако в момент освящения веточек вербы люди столпились вокруг священников. Та же история, судя по фотографиям с сайта епархии, повторилась и в Вербное воскресенье на литургии, которую провел митрополит Владимир.
В Саратове на божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы, которую провел митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, собрались более 100 человек. В остальных городских храмах было немноголюдно — до двух десятков человек. За два дня до праздника митрополит Лонгин выступил с обращением к пастве, в котором призвал верующих «ответственно отнестись к своему здоровью». При этом он отметил, что все храмы будут открыты и в них будут совершаться «все положенные» богослужения. «Ни перед кем не закроют двери храмов, и никого не выгонят», — заявил митрополит, рекомендовав прихожанам взять медицинские маски и соблюдать между собой дистанцию.
В Пятигорске верующих в храмах было немало, сообщает корреспондент «Ъ”: «Многие были с детьми, даже грудными, без масок, и о двухметровой дистанции никто особо не заботился. Пришли на службу и люди пожилого возраста, которым явно больше 65 лет». Судя по соцсетям, схожая ситуация наблюдалась в Ставрополе. По неофициальной информации, штрафы за нарушение режима самоизоляции в Вербное воскресенье «решено было не выписывать».
В Псковской области, как обычно, были организованы дополнительные рейсы автобусов до кладбищ в Лазареву субботу (11 апреля), в Вербное воскресенье. Администрация Пскова обещает пустить дополнительные рейсы на Пасху (19 апреля) и в Радоницу (28 апреля).
Севастопольцы массово пришли в храмы и соборы города, чтобы отметить Вербное воскресенье, передает «РИА Новости Крым». Сообщается, что около сотни верующих посетили божественную литургию в Покровском соборе Севастополя, «лишь некоторые из них были в масках».
«Постоянные прихожане вняли призыву»
Отметим, что в ряде регионов светским властям и церковным иерархам удалось значительно сократить число людей в храмах. В Махачкале на праздничную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе пришли около 40 верующих, еще около сотни человек зашли во двор, чтобы освятить вербу. По словам секретаря Махачкалинского епархиального управления священника Виталия Тарасова, год назад в этот праздник в храме собралось до 500 человек. «Мы обращались к верующим и в проповедях, и по телевидению, и в Instagram с призывом не приходить в церковь, учитывая режим повышенной готовности, действующий в республике,— рассказал «Ъ” отец Виталий.— И сегодня на литургии не было наших постоянных прихожан, они вняли призыву.
Но есть категория людей, которые ходят в церковь только по большим праздникам — до них трудно достучаться».
На территорию храма, уточнил священник, прихожане могли войти только в маске и после дезинфекции рук.
Около 40 человек посетили и праздничную службу в дагестанском Каспийске, рассказал «Ъ” настоятель храма Казанской Иконы Божией матери иеромонах Иоанн (Анисимов), но там это были в основном постоянные прихожане. В обычный год, уточнил он, на службу в этот праздник приходили до 200 человек.
Петропавловская и Камчатская епархия РПЦ на своем сайте призвала верующих остаться дома. Эти слова были услышаны: по данным полиции, в воскресенье в камчатские храмы пришло на две трети меньше людей, чем обычно.
В Якутске также не наблюдалось массового прихода верующих в храмы и на кладбища, передает корреспондент «Ъ”. В Якутской епархии рассказали, что священники проводят службы, но «прихожан на них немного». В храмах соблюдается необходимая дистанция, есть разметка, прихожан просят надевать маски, а ветви вербы освящают на улице, заявили в епархии.
В Челябинске митрополит Григорий рекомендовал молиться дома, но в храмы все же пришло много людей, передает корреспондент «Ъ”. Службу в Свято-Троицком храме посетили несколько сотен человек, единовременно в здании находились десятки людей. Однако представителей СМИ внутрь не пустили, сообщил 31tv.ru. В Магнитогорске в кафедральном соборе Вознесения Господня прошло праздничное богослужение: верующим опрыскивали руки разбавленным спиртом и выдавали медицинские маски, передает издание «Верстов.Инфо». Кроме того, волонтер от епархии считал, сколько человек зашло внутрь — журналист оказался 128-м. Он отмечает, что «прихожане действительно не кучковались». На пол собора были нанесены знаки безопасной дистанции, иконы огородили лентой.
В Иркутской области власти призвали верующих стараться оставаться дома и не посещать храмы в дни религиозных праздников. «Один батюшка рассказал, что в его церкви при разметке 1,5 м вмещается 30 человек, примерно столько и было. Люди приходили в масках и перчатках,— передает корреспондент «Ъ”.— На Пасху он будет просить в епархии, чтобы разрешили осуществить службу на улице, потому что уже подтвердились 60 человек».
В Самарской области главный государственный санитарный врач рекомендовала религиозным объединениям отказаться от проведения массовых мероприятий. Священники и сами обратились к верующим с аналогичным призывом. В Вербное воскресенье в самарских храмах ограничено количество посетителей, передает «КП-Самара».
«Народу было мало, в основном пожилые. Иконы не целовали, просто подходили, чмокали в воздухе и отходили,— приводит издание слова очевидцев.— Один мужик какой-то только поцеловал икону — так сразу выбежала женщина с тряпочкой и ее протерла».
Сыктывкарская епархия постановила, что в храмах единовременно могут находиться не более 30 прихожан, которые должны соблюдать дистанцию между собой в 1,5 м. При этом священнослужители рекомендовали верующим воздержаться от посещения храмов.
В Краснодарском крае с 12 апреля ограничен доступ во все культовые здания, такое постановление подписала главный государственный санитарный врач региона. При богослужении верующим разрешено находиться во дворе церкви в маске на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга. Кроме того, в крае действует запрет на пешее передвижение граждан, не работающих в сфере жизнеобеспечения (на автомобилях можно передвигаться с 10 до 16 часов, если назвать цель поездки). По данным «Ъ”, на празднование Вербного воскресенья в храмах собиралось небольшое количество верующих.
Александр Черных; Гузель Латыпова, Петропавловск-Камчатский; Туяра Филиппова, Якутск; Александра Викулова, Нижний Новгород; Мария Игнатова, Екатеринбург; Алексей Чернышев, Владивосток; Вадим Никифоров, Симферополь; Александра Ларинцева, Пятигорск; Павел Лысенко, Ростов-на-Дону; Анна Перова, Краснодар; Сергей Петунин, Саратов; Юлия Рыбина, Махачкала; Екатерина Еременко, Иркутск; Юлия Гарипова, Челябинск
Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram
Геннадий сочетает в себе противоположные качества: раздражительность и спокойствие. Каждый новый день неизвестно, что от него ждать: улыбчивости и приветливости или же резких высказываний и злого взгляда. Геннадию нравится, когда на него обращено всеобщее внимание, поэтому он всегда и любыми способами пытается его на себя обратить. Он всегда ответственен в выполнении любой работы, но с деньгами расставаться не любит. Аккуратен и опрятен и не потерпит неряшливости в близких ему людях.
Свое мнение считает единственно правильным. Советы ему лучше не давать, так как он мало к ним прислушивается и делает все равно так, как считает нужным для себя. Конкурентом для Геннадия лучше не становиться, он всеми способами старается выиграть, к сопернику любого рода беспощаден. Общаясь с Генной, следует подбирать слова и тем более шутки в его адрес, так как он очень обидчив и любую шутку может воспринять как оскорбление. Также с ним следует держать ухо востро, ведь когда нужно он может и приврать.
Судьба: С детства умеет приспосабливаться к обстоятельствам. Хорошо чувствует, на кого и как можно подействовать — и сохраняет это умение на всю жизнь.
Святые: Геннадий Новгородский (именины 23 февраля), Геннадий Костромской (именины 5 февраля), Геннадий Константинопольский (именины 13 сентября).
День Ангела Геннадия
Из древнегреческого языка – родовитый, благородный. Геннадий – очень хороший психолог. Он с детства, как та маленькая ящерица (хамелеон), которая меняет в зависимости от окружающей среды свой цвет кожи, четко знает, как и с кем себя следует вести: с папой – очень вежливо; с мамой – ласково, с бабушкой – требовательно и т.д.
Очень любит покрасоваться перед своими друзьями, продемонстрировать свою новую суперприческу или же импортный костюм, новые часы и т.д. Взрослый Геннадий еще больше любит свою шикарную жизнь, тем более что он умеет не только зарабатывать деньги, но также и вкладывать их с большой выгодой для себя.
На службе Геннадий всегда в первых рядах, даже в тех случаях, когда ему надо для этого хорошенько «поработать» локтями, а то и кулаками. В доме он мастер на все руки. Очень любит свою жену, но ей не доверяет, так как ревнует буквально к каждому телеграфному столбу. Однако самого Геннадия святым не назовешь. Так, он жутко вспыльчив, эгоистичен. Изменяя сам жене, ее измен никогда не прощает. Поэтому имеет обычно два-три брака.
С первой женой он разводится из-за ревности. Со второй – вследствие постоянных разногласий в семейных отношениях… Хуже всего то, что Геннадий совсем не понимает шуток, считая их критикой, на которую он слишком болезненно реагирует. В старости он становится более мягким, спокойным, сентиментальным. Любит бурчать и поучать своих внуков, сетуя на времена и нравы современной молодежи.
Геннадий Именины по Церковному Календарю
- 5 Февраля – Геннадий Костромской и Любимоградский, прп.
- 22 Февраля – Геннадий Важеозерский, прп.
- 23 Февраля – Геннадий Новгородский, архиепископ
- 5 Июня – Геннадий Костромской и Любимоградский, прп. (обретение мощей).
- 5 Июля – Геннадий (Здоровцев), сщмч., иерей /новомуч./
- 13 Сентября – Геннадий Константинопольский, патриарх
- 30 Ноября – Геннадий Ватопедский
- 2 Декабря – Геннадий (ребеза), прмч., архимандрит /новомуч./
- 17 Декабря – Геннадий Новгородский, архиепископ
- 18 Декабря – Геннадий (Летюк), сщмч., иером /новомуч./
Именины
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Ю
- Я
Православный календарь 5 января. Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский.
Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, жил во второй половине тринадцатого – начале четырнадцатого века. Долгое время он был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. В тысяча трехсотом году новгородцы избрали его своим архиепископом. Таинство рукоположения совершалось в соборе Святой Софии в Новгородском Кремле. Главной заботой владыки Феоктиста стало восстановление и строительство храмов. Он заложил каменный храм архангела Михаила, освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отцов Первого Вселенского Собора. К сожалению, сейчас часть храмов – перестроена, а другая – не сохранилась. При епископе Феоктисте также была благоустроена обитель на Валааме. В тысяча триста седьмом году из-за слабого здоровья архиепископ удалился от дел. Он продолжал жить в Благовещенском монастыре, но выбрал для себя тяжкий подвиг – безмолвие. Первые исцеления от мощей святителя случились в середине семнадцатого века. Сейчас поклониться архиепископу Феоктисту можно в Свято-Юрьевом монастыре близ Великого Новгорода.
Биография
Управляющий Новгородской епархией Русской православной церкви Московского Патриархата, Почетный гражданин Великого Новгорода.
Родился 13 апреля 1946 года в селе Залужье Столбцовского района Минской области Белорусской ССР.
Образование – Ленинградская Духовная академия (1975 год), Папский Григорианский университет, Италия, Рим (1978 год).
1966-1969 | — | служба в рядах Советской Армии |
1969-1975 | — | учеба в Ленинградской Духовной семинарии и академии |
1971 | — | рукоположен в сан священника |
1975-1978 | — | проходил богословский курс в Папском Григорианском университете, Италия, Рим |
1978-1980 | — | настоятель Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска Ленинградской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата, преподаватель Ленинградской Духовной академии |
1980-1982 | — | настоятель Воскресенского храма г. Рабата, Марокко, президент экуменического совета церквей Марокко |
1982-1983 | — | сотрудник отдела внешних церковных сношений Русской Правовславной церкви Московского Патриархата |
1983-1987 | — | настоятель Спасо-Преображенского собора г. Выборга Ленинградской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата |
1987 | — | рукоположен в сан епископа |
1987-1990 | — | управляющий Ташкентско-Среднеазиатской епархией Русской православной церкви Московского Патриархата |
1990 — по настоящее время | — | управляющий Новгородской епархией Русской православной церкви Московского Патриархата |
Митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий Николай Львович) возглавляет Новгородскую епархию Русской православной церкви Московского Патриархата с 20 июля 1990 года. Эти годы епископского служения на древней Новгородской земле в новых социально-политических условиях прошли в напряженных трудах по возрождению духовно-нравственных ценностей в жизни нашего народа. Особое внимание митрополит Лев уделяет возрождению разрушенных приходов и монастырей, вокруг которых постепенно начинает развиваться жизнь, основанная на традиционных для России христианских ценностях. Чрезвычайно важное значение имеет развитие просветительской деятельности среди всех слоев населения Новгородской области. Не только
в Великом Новгороде, но и в других районных центрах при его непосредственном участии, прежде всего как организатора православной жизни епархии, были проведены катехизаторские чтения, созданы, при многих приходах по примеру воскресной школы при Софийском соборе. Их сегодня в епархии около 40. В Великом Новгороде сначала был создан Центр христианской культуры, а затем преобразованный в православно-ориентированную среднюю школу имени Кирилла и Мефодия. Владыка является редактором православного религиозно-исторического журнала «София» и газеты «Епархиальные ведомости», которые освещают текущие события епархиальной жизни. Особое значение имеет возрождение духовной жизни в деревнях Новгородской области, где почти повсеместно были разрушены храмы. Митрополит Лев не только всячески стремится поддержать их восстановление, но и регулярно совершает архиерейские богослужения, беседует с людьми, напоминает им о необходимости жить в соответствии с духовно-нравственными принципами, на которых созидалась тысячелетняя история русского народа.
В Великом Новгороде при непосредственном участии митрополита Льва был создан Арсеньевский комитет, целью которого является пробуждение интереса жителей Новгородской области к истории земли новгородской, ее святыням, возрождению исконных традиций и нравственных ценностей. Арсеньевский комитет, председателем которого является митрополит, провел ряд конференций, его участники публикуют свои статьи в журнале «София» и принимает активное участие в общественной жизни Великого Новгорода и области.
Особое значение для новгородской земли и всей России имеет Софийский собор, духовная жизнь которого трудами митрополита Льва была возобновлена в 1991 году. Владыка является не только уководителем его религиозной и просветительской деятельности, но и возглавляет созданный им научный консультационный совет, который состоит из выдающихся ученых Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. В него входят архитекторы, археологи, реставраторы, искусствоведы, конструктор-реставратор, микробиолог, то есть все те, кто может вовремя и обоснованно дать квалифицированный совет по сохранению и реставрации великой святыни русского народа.
Трудами митрополита возобновляются забытые направления духовной деятельности православных пастырей: Православная церковь на Новгородской земле присутствует в местах лишения свободы, занимается просветительской деятельностью в армии и милиции, и, несмотря на имеющиеся материальные проблемы, занимается благотворительностью.
За время пребывания митрополита Льва на Новгородской кафедре не было никаких межконфессиональных конфликтов, наоборот, владыка оказывает содействие представителям других конфессий.
Его многогранная деятельность как административная, так и духовная является основным стимулирующим фактором возрождения духовно-нравственной жизни на древней Новгородской земле.
В 2000 году Указом Президента Российской Федерации за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций митрополит Лев награжден орденом Почета.
В 2001 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во внимание к усердным архипастырским трудам митрополит Лев награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.
Вклад в развитие Великого Новгорода
Звание «Почетный гражданин Великого Новгорода» присвоено решением Думы Великого Новгорода от 25.08.2004 № 786 за заслуги в возрождении духовно-нравственных ценностей, большой вклад в развитие религиозной и просветительской деятельности.
Звание «Почетный гражданин Новгородской области» присвоено Указом Губернатора Новгородской области от 27.05.2016 № 178 за большой вклад в развитие духовной культуры на территории Новгородской области.
Святитель Никита, епископ Новгородский
Святитель Никита, епископ Новгородский.
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК:
Благослови, Владыко!
Юный послушник Арсений стремительно вошел в покои Новгородского епископа Никиты и с горячностью положил земной поклон.
ЕПИСКОП НИКИТА:
Господь благословит тебя, чадо — во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Как воодушевлён ты нынче!
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК:
Ты всегда был мне, сироте, вместо отца и знаешь меня с детства. И сейчас смотришь в самое сердце! Владыка святЫй, я понял своё призвание и полон решимости! Позволь мне уйти от мира! Я удалюсь в леса, стану изучать Священное Писание и молиться день и ночь за всех живых и усопших!
Старый епископ не сразу ответил послушнику. Несколько минут он сидел, закрыв лицо ладонью и не произнося ни звука. Лишь деревянные чётки в его руке глухо постукивали, нарушая тишину. Наконец, святитель прервал молчание.
ЕПИСКОП НИКИТА:
Сядь рядом, Арсений и послушай, что я тебе расскажу. Много лет назад один молодой монах задумал уйти в затвор — совсем как ты сейчас. Честолюбивое стремление казалось ему благородным, себя он видел преуспевшим в духовной жизни. И хотя мудрый игумен останавливал юношу, тот не послушался — удалился из монастыря и поселился в пещере. Всё своё время монах посвящал чтению Писания. Он чрезвычайно увлекся изучением Ветхого Завета, а Евангелие перестал даже открывать. Юноша спал очень мало, ему было жаль времени на отдых. Он с трудом отрывался от чтения, чтобы исполнить своё монашеское молитвенное правило. И вот, однажды, когда отшельник, сидя над книгой, балансировал между сном и явью, ему явилось некое светящееся существо. Гость назвал себя ангелом и сказал: «Я буду молиться вместо тебя! Ты не должен отвлекаться от чтения!»
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК:
Но разве ангел мог такое предложить? Это же бесовская песня!
ЕПИСКОП НИКИТА:
Когда человек стремится оправдать, и тем паче, возвысить себя, он уже не отличает черного от белого. Наш герой был уверен, что стяжал обильные дары Святого Духа и что силы Небесные служат ему, как подвижнику. Жители окрестных деревень, узнав об отшельнике, потянулись к нему за советами и наставлениями. В народе пошла молва, что он чудотворец, и ему это доставляло удовольствие. Между тем, монахи, приходившие навестить отшельника, замечали в нём печальные перемены. Он стал груб и высокомерен. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы игумен не постановил ежедневно служить молебен о вразумлении возгордившегося брата.
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК:
И ему помогла соборная молитва?
ЕПИСКОП НИКИТА:
Придя в очередной раз навестить отшельника, монахи нашли его без сознания, совершенно обессиленного. Больного перенесли в обитель, где ежедневно причащали Святых Тайн. Когда силы стали возвращаться к юноше, он обнаружил, что утратил не только книжную премудрость, которой так гордился, но и способность читать. С большим трудом ему удалось заново освоить азбуку.
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК
Но разве такое бывает? Признайся, ты рассказал мне эту поучительную историю как притчу, для вразумления? Ведь этого возгордившегося отшельника не было на самом деле?
ЕПИСКОП НИКИТА
Нет, Арсений, всё это правда. И отшельник не просто некогда существовал — он сидит сейчас перед тобой, постаревший, поседевший. И скажу теперь тебе главное — он до сих пор оплакивает перед Богом своё падение… Все это происходило в Киево-Печерской лавре, где я подвизался в молодости, и жив еще игумен Никон, который спас меня своей молитвой.
Арсения поразил рассказ святителя Никиты. Невероятным юноше показалось даже не явление беса в виде ангела, а перемены, которые могут происходить с одним и тем же человеком. Новгородский епископ был самым смиренным из всех, кого знал послушник, и представить его надменным и горделивым было просто невозможно. Потрясённый Арсений вспоминал, как однажды по молитвам владыки в Новгороде прекратился пожар, а во время страшной засухи, грозившей голодом, он призвал на землю дождь. А сколько книг он прочел! А сколько трудов положил на то, чтобы город прирастал храмами! И как кротко держал себя при этом!
История жизни новгородского епископа стала для юного послушника прививкой против вируса гордыни.