Архимандрит амвросий юрасов отзывы

7 мая 2020 года, на 82-м году жизни, отошел ко Господу основатель и духовник Введенского женского монастыря г. Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов), сообщает сайт обители.

В течение нескольких дней архимандрит Амвросий находился в городской больнице № 4 с двусторонней пневмонией и подозрением на заражение коронавирусом. Как сообщается в группе Введенского Ивановского монастыря в социальной сети «Facebook», утром 7 мая отец Амвросий причастился. Затем он был переведен в реанимационное отделение, где через два часа скончался.

***

Александр Игнатьевич Юрасов родился 10 сентября 1938 года в селе Огни Алтайского края в многодетной крестьянской семье.

В 1965-70 годах обучался в Московской духовной семинарии.

6 декабря 1968 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре пострижен в малую схиму с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского. 19 декабря 1968 года рукоположен во иеродиакона, 21 мая 1969 года — во иеромонаха. Являлся насельником Троице-Сергиевой лавры.

В 1970 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия.

По благословению своего духовника архимандрита Наума (Байбородина) в 1976 году переведен в Успенскую Почаевскую лавру, возведен в сан игумена.

В связи с предполагавшимся закрытием Лавры и выселением братии в 1981-83 годах, покинув обитель, по благословению жил в Кавказских горах близ Сухуми, затем в Бийске, Барнауле, Алма-Ате, Чимкенте, Ташкенте, Джамбае и Джамбуле.

В августе 1983 года принят в клир Ивановской епархии. Исполнял послушание настоятеля храма Рождества Богородицы в селе Жарки Юрьевецкого района Ивановской области.

В ноябре 1985 года переведен в храм Рождества Христова села Красное близ поселка Палех. В сане архимандрита с декабря 1986 по апрель 1990 года служил в Преображенском кафедральном соборе города Иваново.

С 1988 года архимандрит Амвросий являлся духовником православного общества «Радонеж». Получил широкую известность благодаря своим передачам на радио «Радонеж» и в дальнейшем — как автор ряда популярных книг о православной вере.

С 26 апреля 1990 года по 27 марта 1991 года назначен настоятелем вновь открытого Введенского храма города Иваново. Отец Амвросий выступил инициатором возвращения Церкви этого храма. 27 марта 1991 года приход был преобразован в Ивановский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь. Архимандрит Амвросий был назначен духовником обители.

В 1990-2013 годах возглавлял епархиальную тюремную миссию. С 1997 года — сопредседатель епархиальной комиссии по канонизации.

С 1998 года — член правления Всероссийского общества «Духовное возрождение», занимающегося духовным окормлением и трудоустройством заключенных исправительно-трудовых колоний.

В начале 2006 года назначен настоятелем строящегося Вознесенского собора в городе Иваново.

С 2011 года являлся членом Союза писателей.

По материалам сайтов Ивановской митрополии и Православной энциклопедии

Патриархия.ru

Содержание

Архимандрит Аввакум Давиденко

Как говорил наш отечествен юморист Аркадий Райкин:

«Да простят меня мужчины, речь пойдёт о женщинах…»

*

25 сентября 2004 в Полтаве освящали церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Она — предвестница большого кафедрального собора долженствующего возникнуть на том месте в городском микрорайоне Сады. Рождение, как событие всегда радостно для бытия. Тем более, куда радостней, когда рождается храм, церковь, уголок неба на земли. Так есть.

Приготовление к освящению новосооруженного храма началось еще за несколько дней, а дня предшествующего и совсем было возле храма горячно-суетно-хлопотно. Докладывали брусчатку возле порога, внутри устанавливали внутреннее убранство к богослужению. В общем, до девяти вечера, а то и дольше все приготовляли. Когда улице стало совсем темно, на колокольне загорелся синий прожектор, освещая ее изнутри, отчего она стала похожа на фонарь маяка. Работы продолжались при лампах и фонарях. Воодушевление, приподнятое настроение, радость приготовления была у всех на лицах. Особенно усердствовали женщины, будущие прихожанки — мироносицы.

*

Я стоял и молился в этом прекрасно сложенном деревянном храме, в это прекрасное новое время, при этих таких же прекрасных новых людях, в основном женщинах, но мысли мои были в прошлом. (Настоящее уныло, что прошло, то будет мило!) Пред моим мысленным взором проходили храмы Полтавщины советского периода, которые мне доводилось видеть, в которых мне доводилось молиться и служить. В основном это были хаты, молитвенные дома, как их называли тогда, дабы, хоть чем то, отличить от простого жилища. Они, мазанные, глинобитные, деревянные кое-где еще остаются, как памятники тому печальному безвременью. И память, память сверлит и из своих сокровищ извлекает образы, тени прошлого…

*

Отец Федор служит в восьмидесятые годы в селе Поливяном, Семеновского района. У него «храм» одно только название — авангардный. Хату с соломенной стрiхою. под церковь предоставила сама старостиха, смелая женщина, пенсионер, не побоявшаяся угроз властей, угрожавших, что если она даст хату под молитвенный дом то и огород у нее отрежут и пенсию отнимут. Молитвенный дом интересный, на две половины, причем в одной половине она продолжает жить, а через сени оборудована и сама церковь. В холодные долгие зимы, старостиха забирала из холодного сарая козу в сени. И вот, в воскресенье и праздники люди собираются на службу, а в сенях их встречает коза, делово и тревожно рассматривает и провожает своим ясным взглядом всякого входящего. Приветствует по своему. Так было.

*

В них, в этих молитвенных домах, большинство прихожан составляли женщины, причем пожилые. Блаженной памяти, владыка Антоний (Вакарик) преосвящ. Черниговский, в проповеди как-то тепло и любвеобильно сказал: «Все у вас в церкві прекрасно, ікони хороші, рушники на них красиво вишиті, но главне сокровище храму, — обращается к старушкам, – це ви мої дорогенькі!» Действительно, главное достояние Церкви, это люди в ней. Применительно к Православию – это женщины. И здесь память, память…

*

Старостиха, из села Лысенки Кобеляцкого района живая, подвижная старушка, фронтовичка. Как она рассказывала о себе: «раньше я воевала за Родину, а теперь я воюю за Бога. У меня вся жизнь война!» Перед Пасхой, вдвоем с батюшкой, обносят вокруг церкви плащаницу. Священник впереди, она за ним, сзади. Людей нет, не пришел никто. Не ходят. Старостиха, дабы привнести в это скорбное шествие благолепный элемент богослужения, еще и «Святый Боже» поет, старается. Умилительная, в общем то, сцена, но еще более трагичная…

*

В нашей Русской Церкви чина диаконисс никогда не существовало. Единственный случай, когда митрополит Филарет Московский благословил или даже рукоположил (не уверен что пишу правильно) Маргариту Тучкову. Интересно, однако, что переписка с Макарием относительно диаконисс повлияла и на самого митрополита Филарета; он пошел даже далее, чем алтайский архимандрит. В том же 1840 г. митрополит посвятил настоятельницу Спасо-Бородинского монастыря Марию (Маргариту Михайловну Тучкову) в сан игуменьи по чину диаконисс с троекратным возглашением слов повели, повелите и аксиос (см.: Троицкий С.В. Диакониссы православной Церкви. СПб., 1912. С. 294). Но, без священнослужения, она была вполне номинально диаконисса. Так исторически сложилось. А жаль. Хотя в Правилах Православной Церкви это есть и было изначально. Из богословско-литургического словаря Настольной книги Священнослужителя мы читаем: «Институт диаконис возник во времена апостолов, так как исполнение обязанностей диакона мужчинами во многих случаях было сопряженное неудобствами особенно при Крещении. Диакониссы оглашали готовящихся ко Крещению женщин, т.е. наставляли истинах христианской веры. В Апостольских постановлениях 4 века сохранились остатки очень древнего чина посвящения в диакониссы. Таким образом, они причислялись к клиру – священству через рукоположение. Об этом гласит 19-е правило первого Вселенского Собора. Историк Матвей Властарь (14-й век) свидетельствует, что во время рукоположения епископ, сняв омофор, возлагая на шею диакониссы диаконский орарь, который она носила двумя концами вперёд. Причащались диакониссы после диаконов, приняв чашу из рук епископа, они сами ставили её на престол. Так, что исходя из всего этого, не будем спешить осуждать западные споры, о женском священстве, не зная исторической ретроспективы и может быть своей перспективы… Может быть.

*

У нас очень узкое понимание священства. По нашим представлениям, священник это поп в ризах со строгим, свирепым лицом, с кадилом, с кропилом, что то постоянно там кропит, крестит, святит. Это узкое понимание священства. Женщины, защищавшие свою святыню, свои храмы – уже священнодействовали в самом высоком и прямом смысле этого слова. Они священницы. Смелое, конечно, определение, но близкое к истине.

*

И вот, память, память… В советский период нашей недавней эпохи женщины защищая храмы, творили чудеса стойкости. Показывая образцы личного или коллективного мужества на уровне древнехристианских диаконис мучениц и равноапостольных. Они в большинстве своём, в отличие от мужчин, достойно выдержали экзамен на прочность веры. Это они, взяв(положив) икону на грудь ложились под колёса машин, когда отряд милиционеров и комсомольцев — громил, озверевших от сладкого хмеля разрушения, по указу властей, хотел уже вывозить иконы из храмов Почаевской Лавры. Это они в 20-е годы в Гребёнке, когда власть решила закрыть местный храм, ночевали в нём, забаррикадировавшись скамейками, стульями, вооружившись табуретками, кочергами, макогонами выдерживали сколько могли осаду громил-разрушителей. А кочерга в женских руках оружие грозное, а еще ухват?! О!!! Испытавший на себе это знает! Как хряснет по душегубителю, моментально в разум смысла приходит. Это всё они — женщины. Дочери света, Дочери вечности. Да будет память их в род и род, и в Книге Живых имена записаны.

*

Свои хромающие мысли, о неспокойном и неусидчивом женском духе,

хочу проиллюстрировать на примере нашего местечкового Кременчкгско-Черкасского движения – «мелановцев». Последователи «мамы Мелании» имеются в Кременчугском, Глобинском, Ирклиевском и Александрийском районах. В Градижске в 60-х годах, время закрытия церквей, жила одна благочестивая женщина по имени Мелания. Коммунисты храмы закрыли, но дух не угасили. На месте ликвидированной церковной общины, возникла община мамы Мелании, как величали ее приверженцы. Состояла она в основном из женщин, прихожанок закрытой церкви, которые и собирались на чтения в обычном доме. Церкви нет, батюшки нет, службы нет, ну кажется все – капут религии! В большинстве мест и сел нашей Полтавщины, так оно и случилось, женщины прихожанки лишившись церкви и священника, не имея мистической одаренности делать какие-то духовные шаги самостоятельно, осели по домам и их мир, их вера, их религия, умерла вместе с ними. Но, не тут то было, благодаря религиозному гению простой, неграмотной, но вдохновенной сельской женщины по хатам стали собираться собрания, стали читаться акафисты, распеваться духовные канты-псалмы, стали вариться ультра-постные обеды, в духе и настроении того апокалиптического в сознании людей, времени и «мамы»: даже без постного масла. Начали съезжаться женщины, да и мужчины, но мало, в основном женщины из других мест и районов. Одним словом, они построили, устроили свой мир. Каков он — прекрасный или ужасный — одному Богу судить. Она учила людей как креститься, как молиться, какие читать акафисты, на какую потребу какого угодника Божия призывать. Так как богослужения не было, миряне имели право лишь читать акафисты. Всё казалось на церковно-православный взгляд прекрасно. Но, дорогой читатель, совершенно прекрасно в жизни не бывает. Жизнь есть не рай, а изгнание из рая. К чисто православному учению начали примешиваться «хымороды» — личные откровения мамы Мелании. С её смертью они начали приобретать религиозную, культовую окраску и реальность.

«Ее видения начали переходить в привидения…»

Когда в 90-х начали открываться храмы общины мелановцев влились в новоучрежденные приходы, как было например в соседнем с Кременчугом Светловодске. Влились, но не растворились. Или нет, вернее, правдивее будет сказать, что из общин мелановцев и составлялись первоначально двадцатки и эти люди, в основном бабки, как самые активные и хлопотали об открытии храмов. Когда приходы стали на ноги, окрепли, построились храмы, приобрелись машины, батюшки не обладая широтой историко-религиозной ретро и перспективы, задались целью делать из прихожан «один народ и одно царство». Начались гонения на мелановцев. Начались отлучения от исповеди, от причастия, от «мырування» и от Креста. Причем в Светловодске и Павлыше из уст властных священников прозвучали «исторические» фразы об отлучении анафематизмы: «Хто буде ходить на обіды мелановців і їсти там у них їхній кыслый борщ, не засмажений(не зажареный) і без олії, тому да буде – анафема! анафема!! анафема!!! Да будет! Камение и древеса да прейдут, а слова сии не уйдут».

*

Украинское наречие по своему фонетическому звучанию немножко грубее русского, но в свою очередь и выразительнее. Есть моменты, где аналогов в русском, для глубины акцентов, не найти. Посему в некоторых местах я с удовольствием пользуюсь им.

*

Помню, через пару дней некоторые из бабок мелановок сидели у меня дома плача и рассказывая о происшедшем отлучении. Я как мог утешал их, даже шутя своим плоскими шутками: «Чого вы плачете? Не плачте, ви тепер великі iсторичеські лічності, як Пугачов, чи Лев Толстой, понімаєте…» Мой плоский юмор остался непонятым. Да куда тем бедным простым женщинам было осознать свою «масштабность». Они то и дело переспрашивали и горевали о том как будут жить далее без исповеди и Причастия. У них было одно на уме – «мырование», исповедь, Причастие… Но, и забыть Меланию, навсегда отречься от неё они тоже не хотели. Я заикнулся осторожно, так, в том плане, что понимаете, мол секта образовалась, так нельзя, как сразу почувствовал, что наступил на больной мозоль, посыпался шквал речей: «Что мы за маму Меланию, мы ей до смерти будем верны… отказаться от нее — это отказаться от Бога! Видения от Бога у нее… Она знала істіну!»

Есть мифы, которые мы должны оставить и вопросы, которые нужно оставлять открытыми. И вот почему. Никто из таких инициативных прихожан, только лишь с одного прещения, неблагословения, так просто не покается, не откажется и не оставит своего заблуждения. Стояние за свою «истину» подвиг их жизни. Бог в многообразии форм бытия.

*

И вот случаи, случаи из прошлой жизни…

В Андрияшевском сельском клубе, еще старом, вечером в окнах ярко горит свет. Уже провели. Директор Андрияшевской средней школы Скиба, делает объявление, дабы вечером в сельский клуб собрались пенсионеры и он, директор школы, будет пред ними держать интересную речь. Настал вечер, зал полон собравшихся баб, несколько дедов пришли тоже. Слышен приглушенный говор многих голосов. Скиба держит такую речь: «Так как церковь есть вредный пережиток прошлого, ее необходимо закрыть, а для того чтобы вы не скучали, мы для вас будем составлять культурную программу — школьницы и школьники каждое воскресенье будут выступать пред нами, читать вам стихотворенья, петь песни и плясать…» Бабы сидят, молчат, боятся, что либо возразить. Время всевластия советской власти. Трусливо-подобострастно, друг на дружку переглядываются, будто бы уже и согласны. Но, тут в сред них рядах поднимается голос, шум, гам, ропот. Чу. Что такое? Это Ульяна Гнатова(жена деда Гната), так её звали у нас на кутку, разошлась. «Нашо нам здались ваші танцульки і вашi стішки. Нам, старим людям, нужна церква! Не нужні нам ваші танцюльки!!!» Это был голос пророчицы Деборы из Библии. За ней загудел и поднялся протестом весь зал, все бабы и деды… Голос одной но, смелой женщины провалил директорский умысел мирно решить сложный вопрос ликвидации общины.

Но всё-таки силы были не равные. В конце концов в Сумах было дано разрешение на закрытие. Разбор внутреннего наполнения храма проводился продумано, с размахом, как форма наглядной атеистической агитации, при собрании школьников и всех желающих поглазеть жителей села. Скиба заехал лошадьми внутрь храма, сам полез вверх по лестнице, возле креста зацепил иконостас, повалил наземь и начал волочить к выходу, и далее вытаскивать из храма на улицу. Собравшийся оплакивать разборку церкви гурт баб говорит ему с престорогой: «Смотри, как поволок ты іконостас, так и тебя может волочить. Дывысь, Бог не б’є вилами, но небесними силами!» Что после в точности и сбылось. Попал на переезде на своем автомобиле под поезд.

Дальше заехали подводами в церковь и давай грузить иконы. Бросают на воз сяк-так, что бы разбилось побольше. В Андрияшевской церкви стояла очень красивая украинская Покрова, в большом киоте, вся ажурно убрана внутри фольгой. Баба Мария Шолудьчиха смотрит острым глазом на уже разбираемую церковь. Вдруг, движок-прыжок, ухватила образ и бежать с ним из церкви. Как после вспоминала она: «В тот момент я была прудка, як горна коза». Скиба погнался за ней. Она вскочила в улочку, что ведет на Шингурі (куток села) и бежать. Директор за ней. Она видит, что погоня не отстает, а он молодой, догонит, за углом прыгнула в заросли дерезы и бурьяна и там затаилась. Скиба пробежал мимо, побежал дальше, аж на Шингурі. Через пару минут возвращается с мрачным видом неудачи. Баба Мария высидела в бурьянах час, боялась, чтобы не возвратился обратно для контроля и уже потом принесла икону домой, к себе в хату на Горбы, где жила.

*

Маленькое село Перекоповка, расположенное на живописных берегах все той же Сулы. Начало 80-х. Брежнев ещё живой. В селе есть клуб, прекраснейшее условно строение нового времени, есть школа, также прекрасная, хотя тоже условно, но есть также и Церковь, ненужное строение для светлого будущего, в сосновом лесу за селом. Церковь – хата. Деревянная, мазанная, кривобокая, не имеющая по советским законам, а точнее по местным самодурным, права на жизнь. Но, живёт и власти терпят, терпят. Ждут смерти последних религиозных старух, а они как на зло, долго живут. Здание церкви-хаты начинает рушиться от ветхости, валится, то-то гляди рухнет и придавит последних обитателей.

Старостиха сама похожа на Церковь, древняя старушка сгорбленная, седая но брови чёрные, с палочкой, на лице мольба (я её хорошо помню, будучи хлопцем, еще школьником, ходил в ту Церковь из своего села пешком. Сейчас, она уже с Богом, Царство ей Небесное). Власти скрепя сердцем разрешают ремонт. Разрешается поменять прогнившие балки, подровнять бока церкви-старушке, чтоб не кособочилась. И всё. И ничуть больше. Боже упаси расширить, или больше окон сделать или высоту добавить. Нельзя! Почему? Абсурд? Директива – здание должно быть не красивей других, приземистое.

Некоторые из вас думают: преувеличивает Аввакум. Ничуть нет. Это была наша реальная жизнь, жизнь верующих 20го века. И такие «славные» указы исходили из райотдела по идеологии марксизма-ленинизма, выходили из кабинетов, в которые верующих предпочитали не пускать.

Но, лиха беда начало — старостиха даёт клич и ремонт начался. Старушки «на общу пользу» несли свои пенсии, да и так сельчане кто и не ходит в Церковь, всё равно деньги жертвовали. Тогда ещё за пенсионные деньги можно было кое-что строить. Нашлись сметливые мужчины, занялись ремонтом, только просили, чтобы тайно. Имена их чтоб нигде, ни в каких бумагах не фигурировали. Если узнают не сдобровать. Работа кипит: балки поменяли, крышу перекрыли, окон добавили. Смотрели, смотрели, чтоб рёбрами деревянными храм не светил, обложили кирпичом, и под конец думают: что это за церковь наша такая, что купола нет, и в довершение своего преступления против научного атеизма сделали и поставили на храм купол, правда авангардный, ну ничего, стоит. Ремонт прошёл успешно, т.к. за селом, власти не видят, до района далеко. Весной начали и за лето, под осень закончили.

Осенью из «идеологии» являются из райисполкома несколько фигурок толстых «лыц». Руки не знающие тяжёлого физического труда, держат устрашающие портфели и папки, подходят и… О! Ужас! Полнейшее попрание их безбожных инструкций. Церковь подросла, более того обложена кирпичом. И купол, купол этот! Откуда он появился? Кто допустил? Кто позволил?

Старостиха встречавшая и сопровождавшая комиссию видя меняющиеся мины на их лицах, видя как презрительно оцеживают её своими косыми взглядами поняла — сейчас будет допрос, своё умное лицо поменяла враз на глупое и приготовилась, затаилась.

-Так! Назовите фамилии и имена тех сельских мужчин, кто монтировал купол на церковь.

-Я сама його зробыла.

-Как сама?

-Та так, взяла молоток и склепала. Я на стройці робила одно врем’я, на высилці.

-Так, ладно. А кто поставил купол?

-Я сама, поставила. Налыгачем (веревкой) отым, шо корову пасу залыгала й стягла. — Старостиха, видя, что премного переврала, для приличия и вида правдоподобности добавила, – разом з бабами.

И ещё добавила:

— Церковними!

Комиссия поняла, что бабка издевается над ними, во гневе затопала ногами.

-Вон отсюда, чтоб духа твоего здесь небыло!!!

И прогнали её с глаз. Власти и хотели крыть, да нечем. И таких примеров множество, если описать: всему миру не вместить пишемых книг. Безвестные подвижницы-мироносицы… Дочери Света.

Пётр Апостол писал: «Но вы народ избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенство». Эти слова и относятся именно к ним, к тому множеству безвестных стариц, вынесших на себе гнёт воинствующего безбожия, сохранявших, содержащих свои скудные средства Храмы и передавших их нам сегодняшним. Многие из них, почти все, своими крутыми тропинками ушли в небо к своему Господу, которому в своей жизни служили, к Матери Божией, и всем Святым, к Церкви Небесной торжествующей. И подчас сварливы были и говорливы, и за словом в карман не лезли, временами назойливы и надоедливы, но не отступившие, не предавшие Своего Господа и Спасителя. И их, дочерей света, защищавших и сохранявших святые храмы, в новый день, новых храмовых торжеств, когда над землею несется новый звон, звучит новая молитва, поются новые песнопения: стоит вспомнить и им вклониться земно.

Ведь воспоминание о прошлом – формирует будущее…

И вот Анна Андреевна Ахматова о женщинах наилучше сказала:

И праведник шёл за посланником Бога

Огромный и светлый по чёрной горе

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь ещё посмотреть

На красные башни родного Содома

На площадь где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила

Взглянула – и скованы смертною болью

Глаза её больше смотреть не могли,

И сделалось тело прозрачною солью

И быстрые ноги к земле приросли…

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце моё никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взляд…

Лотова жена

МИР РУССКИЙ И УКРАИНСКИЙ?

Послесловие к визиту Патриарха Кирилла в Украину летом 2010 г.

Жена говорит мужу, хозяину дома, засидевшемуся с гостями в тесном, душном помещении: — Ты бы предложил своим друзьям чего-нибудь освежающего. — Пожалуйста, — сказал муж, — и широким жестом просторно распахнул окно…

Патриарх Кирилл приехал и уехал, а проблемы разности, противоречий, разделений, расколов в Украине остались. Они реальны и насущны, более того — имеют тенденцию к нарастанию расхождения исторических путей народов, и это вряд ли можно остановить. Затормозить, удержать на время можно, остановить — нет.

По всему видно, что каждый год Патриарх Кирилл будет приезжать в Украину как на бой, а под старость — как на казнь, потому что Украина бурлит и меняется не по дням, а по часам и, увы, не в сторону благорасположения к Москве. В Украине уже запущены такие механизмы, которые никто не в состоянии контролировать. События истории развиваются совсем не так, как их направляют политики, по законам общественной динамики. Каждый день все заново, не по прогнозируемому и не по писанному.

Пройдет всего несколько лет, и к власти вновь придут проукраинские силы, и опять политические лагеря поменяются местами. Как дети в домике лесника, играющие в войну и разделившиеся на немцев и русских, пока не придет лесник и не выгонит, в конце концов, всех. История — дама капризная и переменчивая, в ней ничего невозможно учредить, удержать навечно.

Церковь и мы в ней в погоне за местом в мире замотались и осуетились. Идеи «Русского мира», впрочем, как и «украинского», мертворожденны и тупиковы. Их возможно воплощать, только насаждая с помощью волевого, жесткого, «эффективного» руководства. Но от этого они делаются еще более несимпатичными, неприемлемыми для народа и, тем самым, еще более мертвыми. Насаждение и удерживание позиций всегда тупиково и проигрышно.

Как-то в дни визита Патриарха я начал в церкви на проповеди рассказывать людям о «Русском мире» — народ терпел и уныло безмолвствовал. Я почувствовал, уловил психологическую атмосферу храма. Заговорил об украинских проблемах — немножко лучше стали слушать. Это ближе. Но, в общем, более чуждой духу народному проповеди я и представить себе не мог. У меня получилось как у Фаины Георгиевны Раневской, которая об одном из своих выступлений на партийном собрании сказала: «Говорила долго и неубедительно, будто говорила о дружбе народов!» Люди в своей массе у нас давно отшатнулись от лозунгов, политических идей, хоть и носящих религиозную окраску. Они просто живут, и все. Их главные заботы — это придти на службу в праздник, помолиться о семье, здоровье, чтобы не болели и были здоровы они и их дети, о поминовении умерших, тех, кого забрали болезни и года. Вот это главные и конкретные их интересы, связанные с жизнью и смертью. Мирские страсти, устроение земной жизни, которое несет им Кирилл под видом «Русского мира», глубоко чуждо повседневной жизни нашей верующей женщины, слишком эфемерно. Кроме того, для воплощения глобальных геополитических идей амбициозных церковных политиков нас, православных, нашей верующей «армии спасения», катастрофически мало.

Мы, духовенство, выдвигаем гипотезы, «проекты» — как лучше, как правильней в политике или Церкви сделать, какие существуют «модели развития». Но выходит не по-нашему! Писатель Солженицын по возвращении в Россию написал книжицу «Как нам обустроить Россию». Этим он вынес приговор своему писательскому таланту, своей философской проницательности, потому что очень не по писанному потом все получилось. То же самое и в религии. Если сказать «Как нам обустроить церковь?», тоже получится совсем не по написанному. События развиваются непредсказуемо и совсем не так, как их прогнозируют и направляют священники или политики. И загадочно, таинственно молчит на высотах Своих надмировая Тайна — Бог.

Судя по отзывам большинства людей, как в Украине, так и в России, Кирилл — самый нелюбимый Патриарх нашего времени. Причина: очень уж выпирает в нем богатство, сила и власть. Не по Евангелию и не по житиям святых! Народ любит аскетичных, сухоньких, скромных, воздержных, таких как почивший Сербский Патриарх Павел. Патриарху Кириллу, можно сказать, в его патриаршество не повезло ни с местом, ни с временем. Кредит доверия у Церкви в отличие от свободных 90-х уже неумолимо исчерпывается. Нужны новые духовные идеи, новые религиозные прозрения, новые откровения. А с этими затасканными территориально-политическими притязаниями уже далеко никуда не уедешь. Люди, чувствуя, что их используют, уже не верят во все эти «Русские миры» и «славянские ценности». Неустроенный московский «Третий Рим» при стоящем до сих пор и процветающем Первом Риме воспринимается, особенно после Римских Пап ХХ века с их действительно продвинутыми реформами католической Церкви, как некая третьесортность.

Но ничего не поделаешь: каждый защищает те ценности, которые дороги его земле, его сердцу. Патриарх Кирилл относительно молод, заряжен энергией действия, его энергия жаждет реализации, и он действует…

По статистике роста посещаемости хорошо видно, насколько вырвались вперед на постсоветском пространстве протестантские общины, проповедующие универсальные идеи Евангелия вне всяких политических пристрастий и национальных окрасок. «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3:11). Протестанты не занимаются сооружением разных «русских» или «украинских миров» и «цивилизационно-политических проектов»…

Украинец по своей традиции «кулак», «куркуль», частный собственник и индивидуалист, а русский считается общинником-коллективистом. Разница в их ментальности огромна. Посему украинец не пойдет ни за что ни на какие приманки и посулы Москвы, особенно после ХХ века с его революцией 1917-го и жестокими экспериментами большевиков по насаждению коллективного «счастья». Хватит этих экспериментов, довольно! Надо возвращаться к естественной жизни.

Господь в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Бог бесконечно терпелив, неспешен и несуетлив. По сути, Бог вообще никуда не идет — Он уже пришел. И наша цель теперь — просто быть. Бог – это абсолютное существование, целое — словно аромат цветов летней лунной ночью — блаженство насущного бытия.

Терпение Бога бесконечно. Он действует старательно и очень деликатно. Чтобы явился на свет новый человек, Ему требуется девять месяцев. Так продолжается уже миллионы лет, и никакого «ускорения» не происходит. И сие касается не только детей: Сущее бесконечно, заботится о цветах, птицах; даже тонкой травинке уделяет бесконечное внимание и заботу. Оно не торопится. Бог существует вне времени. Если вы хотите быть с Ним, не торопитесь. Он вечно неспешен, Он здесь и сейчас, а вам всегда нужно туда-то и тогда-то бежать, спешить, злобствовать, ломать, удерживать. Вы всегда нервны, взвинчены, как стрела, а Он не похож на стрелу. Быть с Сущим, с Богом — значит быть счастливым.

Вот почему и Церковь должна «стишиться» в своих темпах. Должна оставить спешку, смуты, споры и чвары, и дать возможность бытию, жизни идти своим чередом. Должна перестать гнаться, спешить за суетным временем. Она просто обязана возвратиться к своей Божественной миссии, к чему призвана всякая религия — проповеди вечных вневременных ценностей. Не погоня за суетными политическими устремлениями, но проповедь природного, вечного и человечного. Вот ее основная миссия — то, чего от нее ждут люди!

Правмир продолжает тему, начатую насельницей одного из подмосковных монастырей монахиней Филаретой и игуменом Петром (Мещериновым). Как живет современное монашество? Есть ли границы у послушания? Если люди приходят в монастырь спасаться, то почему же там возникают неурядицы?

Послушница Анна Ольшанская побеседовала с духовником Свято-Введенского женского монастыря архимандритом Амвросием (Юрасовым).

Свобода паче послушания, или разговор монахини с игуменом
«Таинство» послушания — в чем опасность?
Старец Илий о монашестве

Помолиться в монастыре, особенно Великим постом, для многих православных уже традиция. Древние обители привлекают историей, новые – сами творят свою историю, опираясь на Святое Писание и заветы Отцов монашества.

21 год назад в городе Иванове был открыт Свято-Введенский женский монастырь. О современном монашестве, его проблемах и духовных задачах, о роли духовника в становлении монастыря мы побеседовали с основателем обители.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) — основатель Свято-Введенского женского монастыря г.Иваново — второй по величине в России женской обители, более 20 лет руководит духовной жизнью насельниц монастыря, 44 года служит Господу в священном сане.

Известный проповедник и православный писатель, духовник православного общества «Радонеж», председатель Епархиальной Комиссии по канонизации святых, начальник Епархиальной Тюремной миссии, главный редактор газеты «Слово утешения», духовник Центрального аппарата совета ветеранов МВД.

«Отец Амвросий собрал монастырь». Из опыта монашеской жизни

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

– Батюшка, благодарю Вас за милость — Вы согласились поделиться с нами опытом монашеской жизни и ответить на вопросы, которые меня попросили Вам задать пастыри, монахи и монахини из нашего и других монастырей, благочестивые миряне, готовящиеся к монашеской жизни.

Когда говорят: «отец Амвросий собрал монастырь» — что имеют в виду?

– Монастырь — это не стены, не корпуса, а люди, которые пришли в монастырь спасать свою душу.

– Монашеская община под Вашим руководством начала свою жизнь задолго до открытия Введенского монастыря. Некоторые из сестер были тайно пострижены, Вы их окормляли, — к примеру, игуменья монастыря Мария (Перепеча). Расскажите о самом начале.

– Я жил в Троице-Сергиевой Лавре и в Успенской Почаевской Лавре. В те годы в Советском Союзе были гонения на верующих со стороны безбожных властей, но в душах верующих была надежда: придет время, когда можно будет спокойно прийти в монастырь. И Господь такую возможность предоставил.

Среди моих знакомых и чад многие хотели бы спасти свою душу в иноческом чине — создать монастырь, чтобы посвятить жизнь Господу. Когда мы получили монастырь, они приехали, и уже вскоре в храме пел хор. Потихонечку нас стало больше 200 человек.

Меня часто спрашивают: сколько у Вас сестер? Я отвечаю: птенцов считают по осени. И сейчас у нас на кладбище уже больше 40 человек.

– Нужно ли специально рекламировать монастырь, чтобы привлечь больше насельников?

– Благодать Божья нас собирает, Дух Святой.

– Столько монастырей вокруг! Что особенного в Вашем монастыре?

– В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре я видел, как живут опытные пожилые монахи. Когда стал духовником нашего монастыря, мы с сестрами постарались ввести такой же порядок — лаврский.

– Так и есть! Введенский монастырь – второй по величине в России, с активным миссионерским и социальным служением. Есть и скиты для уединенной молитвенной жизни. Каждый может приложить свой талант, данный от Бога, к тому богоугодному занятию, на которое призван Господом.

В каких еще монастырях Вы бывали?

– В Свято-Успенской Почаевской Лавре, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В других монастырях я не жил. Не знаю как там. Только останавливался, как паломник. Поездили с сестрами по России, были за рубежом — посмотрели, как живут монахи в наши дни. В Румынии 40 монастырей объехали с сестрами…

– Отличаются ли чем-то румынские монахини от наших?

– Отличаются только в одном — очень красиво поют. Это византийское пение.

Одни и те же матушки, одна и та же плоть, одни и те же искушения, одни и те же бесы. Что здесь, что там.

Пока останавливался в этих монастырях, меня просили, чтобы я принял у них исповедь. Могу сказать – и в исповедях одно и то же все. У нас в монастыре сестры живут из Белоруссии, Румынии, Молдавии, Украины — те же самые люди. Они же не с неба спустились.

– Батюшка, более двадцати лет Вы окормляете Введенский монастырь. Поделитесь с нами духовническим опытом?

– Чтобы быть монахом, надо иметь призвание свыше, от Господа. Каждый человек, который пришел в монастырь, должен себя настроить, что он пришел не просто жить — есть, спать — а спасаться.

Для этого необходимо настроить себя на то, что мы здесь временно живем, и нам Господь приготовил новое Небо, новую Землю, мы должны умереть и воскреснуть. Об этом нужно помнить.

Нас спасают не стены, а спасает молитва к Богу, общение друг с другом. Если человек пришел спасаться в монастырь, то время проводит в нем с пользой: благодарит Бога за болезни, за скорби, за келью, за тех, кто с ним живет. За все он благодарит Бога и не ропщет, никого не обвиняет — это правильный путь. Тот человек, который пришел сюда не спасаться, а проживать — будет на все роптать, будет недоволен.

Монастырь — своего рода институт и духовная лечебница. В монастыре предоставляется прекрасная возможность, благодаря совместной молитве, общему послушанию и общению друг с другом замечать в себе греховное повреждение. И тогда происходит нечто очень интересное — если мы приготовились терпеть всех и вся — то Господь помогает нам.

– Как переключиться с мирской жизни на монашескую? На это часто уходят годы.

– Еще до создания нашего монастыря, пока я служил настоятелем сельского храма в с. Жарки, потом в с. Красное, монашествующие приезжали ко мне, исповедовались — из Троице-Сергиевой Лавры, из Почаевской Лавры — при советской власти было мало монастырей. И сегодня некоторые монахи приезжают из других монастырей на исповедь.

Ведь это самое главное — для того, чтобы в монастыре жить, надо искренне исповедоваться. Открывать свою душу на исповеди. Тогда человек быстро духовно растет. Если он на исповеди не будет открывать помыслов и не будет часто исповедоваться — он в грехах утвердится и начнет изнутри разлагаться. И тогда с ним жить тяжело, чуть что — у него сразу гнев, зло, обида, часто он бывает очень недоволен.

Так что, коли в монастырь собираешься, надо себя уже до монастыря подготовить, настроить, что идешь спасаться, приучить себя к труду, к терпению ближних.

Архивное фото: архимандрит Амвросий на время пребывания митрополита Антония Сурожского был у него иподиаконом и вспоминает эти встречи до сих пор с благоговением.

Ближе всех к Богу. Секреты духовной жизни в монастыре

– Сегодня в монастырях непросто — многие сетуют на оскудение любви…

– Один послушник спросил старца: как стать монахом? Старец достал свою скуфейку, бросил ее на пол, истоптал и ответил: «Пока не будешь истоптан как эта скуфейка — ты не станешь монахом».

Почему он так сказал? Монах должен терпеть все на своем пути, переносить испытания и искушения, потому что без воли Божьей ни один волос с головы не падает.

Человек, живя в монастыре, если прошел путь всякого рода испытаний, гонений, болезней, скорбей — потому что демонические силы действуют через людей, — может научиться настраивать себя так, что в душе у него всегда будет молитва, мир, тишина, покой, радость, любовь к Богу, любовь к ближнему. Это правильно.

Если человек себя настроил в этой жизни искать не духовного, а житейского, то он в болезнях ропщет, всех обвиняет, в гонениях тоже ропщет, не надеется на Господа, в отчаяние впадает, а плюс к этому еще и страсти какие-то есть — озлобленный, в душе уныние, и порой даже на грани самоубийства.

А ведь сказано: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42)

– Где взять силы и на тяжелое послушание и на молитву, да еще и на скорби?

– Многое зависит от нас. Никого не осуждайте, не раздражайтесь и не обижайтесь.

Из творений Отцов мы знаем: хотел человек спастись — надевает на себя вериги тяжелые или уходит в затвор, замуровывают его и дают в сутки стакан воды да маленькую просфорочку, или уходит в пустынное место, там день и ночь молится — хорошо, но ближе всех к Богу тот будет человек, который не помнит зла — незлобивый.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того чтобы войти в обитель Рая, недостаточно избавиться от грехов. Надо утвердиться в добрых делах». Понимаете? Недостаточно ведро освободить от мусора и вымыть, надо его еще наполнить чем-то хорошим.

– Отец Амвросий, я заметила, что в наши дни при выборе монастыря все чаще руководствуются не древностью и красотой его стен, а живым духовным окормлением – идут в монастыри, в которых есть опытные в монашеской жизни духовник или игуменья.

И все же, найти духовника для обители – дело не из простых. Часто монахинь окормляет священник, который живет очень далеко – приходится звонить ему или писать письма, sms. Иногда игуменьи ищут и не могут найти духовника для сестер, некоторые же и не хотят искать. Стоит ли идти в тот монастырь, где духовника нет совсем?

– Если другого выхода нет…

– Вы часто повторяете, что в воспитании сестер нужно «давать место Богу». Что вы имеете в виду?

– Духовник дает совет, наставление инокине, как спасаться. Если она приняла совет к сведению, то это хорошо, но случаи бывают разные.

Бывает, инокиня нарушает правила и не прислушивается к замечаниям, делает по-своему. Можно говорить и 10, и 20 раз — бесполезно. А потом начинаются в ее жизни искушения и болезни. И она уже сама понимает, что надо раскаяться.

Апостол говорит: злого отнимите от себя. Встречаются невоспитанные сестры, которые начинают всех вокруг сбивать с духовного настроя. Такую сестру нужно удалить от сестер, чтобы научилась вести себя.

– Как узнать, какая сестра мешает спасению ближних и сеет беспорядок в обители?

– К примеру, есть у нас одна знакомая уже паломница – часто приезжает в наш монастырь. Я давно ее знаю. Она может устроить на людях скандал с любым человеком. Все монастыри объезжает и у нас гостит иногда. Приходится терпеть ее. Прожила три дня — гостиничные ее отправляют дальше. Она снова объедет свой список монастырей по кругу и к нам приезжает.

Я видел ее на днях, спросил: «Ну как, скандалы не устраиваешь?» – «Нет, батюшка, сейчас я держусь — готовлюсь причащаться». Это больной человек – устраивает скандалы везде. И матушки есть такие, и прихожане есть такие, и батюшки.

Всегда должно быть рассуждение, во всем руководствоваться нужно в первую очередь пользой для духовной жизни.

– Как правильно выбрать монастырь? Куда идти?

– Куда Господь пошлет. Ведь на всяком месте Господь.

Одна пожилая женщина однажды меня спросила: где моему сыну лучше спасаться — у этого батюшки или у того? Я говорю: Бог на всяком месте. Какой батюшка его устраивает — пусть там и живет.

Архимандрит Амвросий в студии радио «Радонеж»

Река без движения. Зачем нужны искушения

– В каждом монастыре есть свои искушения, как и в каждой семье свои проблемы. Мы зовем обители «святыми» — почему же и в монастырях бывают неурядицы?

– Искушения обязательно должны быть. Если в реке движения нет, то вода в ней тухнет, зеленеет, зарастает травой, там заводятся лягушки. Также и в монастыре — если вокруг человека все всегда спокойно, ровно, тихо, в человеке заводятся страсти, а искоренить их очень трудно — он их и не замечает.

Вода с гор льется, водопад — она всегда свежая и очень целебная. Так и человек, живя в монастыре, должен все пройти — оскорбления, поношения. Порой такие испытания бывают внутри монастыря — искушения Господь попускает, бывают и от властей, даже и от духовных властей. Так было во все времена истории Церкви, во всех монастырях бывали те или иные искушения.

К примеру, преподобный Амвросий Оптинский — на него давили, говорили, что нельзя заниматься Шамординским монастырем, ты монах, должен только молиться. Пугали архиереем. А он отвечал: над каждым архиереем есть высший Архиерей — Бог.

Подобное искушение было и у преподобного Серафима Саровского, когда он создал Дивеевский монастырь: сестер его тоже пугали, говорили, что закроют монастырь. Митрополит поехал закрывать его, доехал до середины дороги — приступ.

Господь хранит, но искушения могут быть.

Надо себя настроить так, чтобы все принимать как от руки Божьей и ничем не возмущаться. Себе чаще говорить: это Бог попустил, значит так надо, все перетрется, Господь все это покроет, все пройдет, все встанет на свое место. И смотришь — все встало на место.

Господь сверх сил никому не попускает. Всем по силам. И надо научиться благодарить Бога за каждый день, прожитый в монастыре.

– Жалуются, что иногда игумен или игуменья специально дают послушание не по силам. Что делать в этом случае?

– Если монаху дали какое-то тяжелое послушание, и он не может нести его, то должен прийти и сказать игумену, что это послушание ему не под силу. Если игумен скажет, что нужно продолжить, и ты на этом послушании умрешь — будешь как мученик. Но нужно понимать, что послушание, молитва, поклоны, посты — это не цель. Это костыли. А цель — научиться смирению.

– Вы — воспитанник мужского монастыря и основатель женского. Есть ли существенные различия между женскими и мужскими монастырями?

– Мужчины более крепкие — они мелочам не поддаются, в уныние редко впадают. В конфликтной ситуации могут и поспорить, но быстро примиряются и сохраняют спокойствие.

В женском монастыре больше мелочевки. Все на эмоциях построено. Что-то в монастыре случилось, может рядовое искушение, как тут же «сломанный телефон» – все перевернут с ног на голову. Обида друг на друга бывает: «Я больше делаю, чем другая».

Как-то мне одна журналистка из Петербурга говорит: батюшка, как Вы в женском монастыре управляетесь с матушками, ведь женская натура — это и истерики, и уныние. Я ответил: только благодать Божья нас хранит.

Женский монастырь более чувствительный, на все очень тонко реагирует.

– Что Вы советуете сестрам?

– Нужно уметь не брать в голову лишнее, не принимать все близко к сердцу, различать помыслы.

Помыслы бывают человеческие, ангельские, и демонические. Приготовить обед, келью убрать, к сестре сходить и помочь ей, если она больная — это человеческие помыслы. Ангельские — помолиться, потерпеть ближнего, покаяться во всех грехах, не раздражаться, не обижаться, всех и вся терпеть. Особенно, если кто-то нас обидел — надо первым попросить прощения, примириться. Это очень ценно.

И бесовские помыслы часты. Как узнать их? Пришел такой помысел — если принять его за истину, то тут же расстроишься, впадешь в уныние, в тоску или в раздражение.

Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, то понимает, что Господь всегда рядом с ним. Любое искушение придет — он сразу вспоминает, что это воля Божья, значит, так надо. Все, что Господь ни делает — все на пользу. Если так себя настроить, то в душе будет мир.

Власть вся — в руках Божьих. Советы игуменьям и духовникам

– Батюшка, Вы исповедуете 44 года — какие вы можете дать советы игуменьям, которых только что поставили управлять монастырями и духовникам, которых поставили окормлять женские монастыри?

– Для игуменьи что самое главное? Она не должна себя считать госпожой, будто она получила какую-то особенную власть. Власть вся — в руках Божьих. И чем больше человек получает власть духовную, тем более он должен быть смиренным и считать себя хуже всех.

Вспоминаю матушку Варвару, игуменью Пюхтицкого монастыря. Я однажды наблюдал, как она обращается со всеми. Сестры подходят к ней — она спокойно разговаривает с ними, дает им послушания. Приезжают паломники, подходят к ней и просят благословить или что-то привезли ей в подарок — она поговорит с ними, утешит. Спокойно, ровно говорила со всеми. Своей духовной жизнью она передавала этот дух всем — и сестрам своим, и паломникам. Слава Богу, она прожила 81 год.

Духовник, если он сам уже прошел монастырскую жизнь, на исповеди пусть выслушает все, всю ту боль, которую сестра говорит. Если помыслы просто поведала или какие-то совершила делом, то не надо тот час взыскивать: «Как ты это смела? Это нельзя делать!» Надо с любовью принять и простить. Если она попросит дать наставление — значит, надо дать и подсказать, как оправиться от греха. Если она часто впадает в осуждение, то надо сказать ей, что по кельям не надо ходить, потому что будет от этого пустословие, а следом обязательно придет осуждение. Если она пришла к сестре помолиться, или поговорить, утешиться — это разрешается. А без дела ходить из кельи в келью — не нужно.

Начало духовной жизни, сказано святыми отцами, – если человек увидит в своей душе бездну грехов. Видеть себя самым грешным человеком и считать себя хуже всякой твари — это нормальное состояние. Когда в тщеславии человек, в гордыне находится — это опасный путь. На себя не нужно надеяться, а только на Бога.

– Говорят, что при духовнике и игуменье может быть ошибочное двоевластие в монастыре. Какими должны быть правильные взаимоотношения?

– Если монастырь духовник создал и он собрал всех сестер, сам монастырь построил, то, конечно, матушка должна подчиняться духовнику и без его ведома не должна ничего делать. Тогда будет все нормально. А если она власть «перехватит» от батюшки и решит, что она одна в монастыре хозяйка, то уже все, беда. Надо сохранять это послушание до самой смерти.

– А если духовник не основатель, а просто назначен?

– Если назначен, то серьезные вопросы нужно решать вместе. Но бывает и так, что игуменья одна, а батюшек могут посылать несколько.

Я знаю, в одном монастыре молодые батюшки приходят в костюмчике, переоделись в рясу, вышли, матушек поисповедовали на службе, народ поисповедовали, служба кончилась — сняли рясу, надели костюмы и пошли. Поэтому, конечно, должно быть рассуждение.

Взаимопонимание духовника и игуменьи необходимо, чтобы не было конфликта среди сестер в монастыре.

– Гораздо легче собрать монастырь, чем удержать его потом. Есть такие монастыри, из которых бегут, а есть такие, в которые стремятся прийти. Почему?

– Если в монастыре создать солдафонскую жизнь и жить «по букве», то люди не смогут удержаться там. Приходит послушница из мира — она не должна сразу попадать под требования, которые были для древнего монашества, потому что она их сразу не потянет.

Как говорят некоторые буквоеды: пришла послушница — должна только в келье сидеть и только на службу ходить, послушание вести, ни с кем не беседовать, не общаться. Такого не может быть, потому что пришла — послушница, и она должна познакомиться со всеми — это ее сестры. Сестры общаются, узнают друг друга — они становятся родными.

Весь монастырь — это родные по духу сестры, это родная семья. Если вдруг пришлось уехать, то эта послушница уже страдает, хочет вернуться назад — скучает по монастырю.

– Батюшка, одни говорят, что в женском монастыре духовниками должны быть из «белого» духовенства – женатые священники, а другие говорят, что – нет, должны быть монахи духовниками, поскольку монах монаха лучше поймет. И на Священном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. решили: «В женских монастырях для мантейных монахинь духовник назначается из монашествующих…»

– К нам пришли некоторые послушницы из других монастырей. Одна, из монастыря, где батюшка из белого духовенства, рассказала, что поделилась однажды с ним переживаниями: «Батюшка, у меня пришли помыслы нечистые, грязные». Он, вместо того чтобы успокоить ее, начал: «А зачем ты пришла в монастырь? Иди в мир, найди мужчину и будь спокойна».

И другая тоже рассказывала — каялась в помыслах блудных, а священник не понимает, не может понять, говорит ей: «Вот интересно, я с матушкой прожил 30 лет — помыслов таких нет. А они в монастыре живут, и какие-то помыслы приходят блудные».

Конечно, за неимением духовника, в крайних случаях, можно и мирского священника пригласить в духовники, если больше некого, но если есть духовник-монах и это устраивает монастырь — пусть он живет в монастыре.

Во всем нужно иметь рассуждения. Буквоедство — это плохо. Недаром святые отцы говорят: «Лучше согрешить в милости, нежели в строгости». Это тоже надо знать.

– Должен ли духовник пересказывать игуменье, как живут ее сестры — их грехи?

– Взять любого духовника, который живет в монастыре, — тайну исповеди он должен сохранять. Грехи сестер игуменье открывать не надо.

– Как быть с исповедью помыслов, если духовник бывает в обители редко или его нет совсем?

– Если сестре пришли помыслы и нет духовника, она может сказать матушке, но матушка должна это принять как откровение помыслов.

А то бывает так — игуменье открыли помысел, к примеру: «Вот матушка, на тебя помыслы пришли, что ты очень гордая и очень дерзкая». Она это приняла, а через несколько дней отсылает эту сестру на подворье. Это болезнь души игуменьи.

Наоборот, надо за откровение человека больше полюбить. Помыслы ведь от врага! Так можно всех разогнать. Наоборот, надо покрыть ее любовью, дать шоколадку, или варенья, меду, хорошенько утешить человека.

– Что если игуменья показывает перед сестрами свое неуважение к духовнику?..

– Надо ей покаяться в этом, чтобы не брала много власти на себя.

Призвание. В монастырь или замуж?

– Отец Амвросий, много вопросов приходит о призвании на монашеский путь, о смущениях, связанных с выбором – оставаться жить в миру, строить семейные отношения или прийти в монастырь.

Как узнать свое призвание — в монастырь идти или замуж?

Нужно посмотреть — к чему больше способностей.
Святитель Николай Сербский говорит: если уйдешь в монастырь — будешь жалеть, а замуж выйдешь — еще больше пожалеешь.

– Как подготовить себя к жизни в монастыре?

– Некоторые говорят: батюшка, я хотела бы в монастырь пойти, но мне еще надо определить детей своих. Я говорю: ну вот, определяй их, но живи по-монашески.

А как по-монашески? Монахи на службу ходят, читают каноны, акафисты, утренние и вечерние молитвы, поклончики, Псалтирь, Евангелие. И ты должна себя приучить к этому. Будешь так жить, придешь в монастырь — тебе будет легко это все.

Конечно, человек живет в миру по своей воле. Ему тяжело прийти в монастырь и жить уже не по своей воле, а по воле Божьей. Воля Божья в монастыре будет через начальство дана.

Некоторые сестры жалуются на послушания: «Вот, я на проходной стою, никакой пользы от того не получаю». Любое послушание Господу угодно — стоишь ли ты у свечного ящика или на проходной, или туалеты чистишь, или картошку.

Самое главное — делается молитва.

– Батюшка, благодарим Вас за Ваши добрые слова напутствия!

Беседовала послушница Анна Ольшанская

Смотрите также жизнь Свято-Введенского женского монастыря в фотографиях

Во времена СССР православие в России находилось в тяжелой ситуации. Большинство храмов и монастырей коммунисты разрушили или же закрыли. Возродить всё порушенное могли только истинные подвижники с крепкой верой в Бога и сильные духом.

Одним из таких подвижников стал старец Амвросий (Юрасов). Он смог основать в Иванове женский монастырь, что в 90-е годы прошлого века стало знаковым событие в истории православия.

Архимандрит Амвросий Юрасов: священник, писатель, журналист

Архимандрит Амвросий (Александр Игнатьевич Юрасов) — священник РПЦ. Известен в православном мире как яркий проповедник и популярный писатель, духовник православного общества «Радонеж».

1991 в этом году Архимандрит Амвросий основал Ивановский Введенский женский монастырь

В качестве журналиста архимандрит прославился как главный редактор газеты «Слово утешения».

Он настоятель храма Ивановского Вознесенского храма. Основал в 1991 году Ивановский Введенский женский монастырь. В настоящее время его духовник.

Архимандрит Амвросий (Юрасов). Отец Амвросий известен как писатель, богослов, журналист, священник

Отец Амвросий ведёт активную общественную деятельность.

Он постоянный участник передач на православном радио «Радонеж», начальник Иваново-Вознесенской епархиальной тюремной миссии, президент Межрегионального общественного фонда содействия духовному и нравственному просвещению «Вознесение».

Учитывая репутацию в православном мире отца Амвросия как выдающегося богослова, его назначили председателем епархиальной комиссии по канонизации святых.

Отец архимандрита Амвросия Юрасова погиб на фронте, а мать приняла перед смертью великую схиму.

Архимандрит Амвросий (в миру Юрасов Александр Игнатьевич) родился 8 сентября 1938 года в селе Огни Алтайского края. Семья его крестьянская, многодетная, глубоко религиозная.

8 сентября 1938 родился архимандрит Амвросий Юрасов

Его отец Александра Игнатьевича погиб в сентябре 1941 года на фронте Великой Отечественной войны. Мать прожила долго. Всю жизнь она ревностно служила Господу и перед смертью приняла великую схиму.

Имеются сведения о том, что у отца Амвросия также имелись брат и сестра. Александр Игнатьевич окончил школу, потом работал на шахте. Служил в армии, занимался спортом и особенно боксом. Всё это время его окружали атеисты.

К глубоко верующему юноше прикрепили комсомольцев. Их задачей стало отвращение парня от веры. Однако все произошло наоборот: под влиянием «сторожей» будущий архимандрит решил поступить в духовную семинарию.

РГАКФД/ТАСС. Школьник-безбожник заносит на доску фамилии людей, бывших на Пасху в церкви. Саратовская обл., 1928 год. Несмотря на то, что к Александру Игнатьевичу Юрасову приставили комсомольцев-безбожников, он решил получить духовное образование

Несомненно, что кроме желания противостоять богоборцам, на это решение будущего архимандрита повлияла позиция его матери. Она всегда поддерживала его стремление к Богу. При такой поддержке Александр мог бороться с любыми искушениями и соблазнами мира.

Отец Амвросий жил в Троице-Сергиевой и Почаевской лаврах

В Московскую духовную семинарию Амвросий Юрасов поступил в 1965 году. Через три года он стал послушником в Троице-Сергиевой лавре.

В декабре 1968 года Александр Игнатьевич принял монашеский постриг в честь святителя Амвросия Медиоланского в Троице-Сергиевой лавре. 19 декабря его рукоположили в иеродиаконы, а 21 мая в иеромонахи.

Отец Амвросий Юрасов в году учёбы в Московской духовной академии в Загорске. Во время учёбы будущий архимандрит жил в Троице-Сергиевой и Почаевской лаврах

В 1970 году отец Амвросий окончил Московскую духовную академию в Загорске. Её он закончил в 1975 году, выпустившись со степенью кандидата богословия.

При выпуске им написано сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения».

В 1976 году духовник Амвросия Наум (Байбородин) благословил перевод его в Почаевскую лавру. Здесь его возвели в сан игумена.

1976 в этом году Отца амвросия переводят в Почаевскую лавру

В 1981 году возникла угроза закрытия властями Почаевской лавры и выселения из неё братии. Отец Наум благословил своё духовное чадо на время скрыться на Кавказе в горах.

После возвращения с Кавказа отец Амвросий перешёл в Ивановскую епархию

Когда гонения ослабли, отец Амвросий Юрасов перешёл по благословению епископа Ивановского и Кинешемского Амвросия Щурова в Ивановскую епархию. Первым его приходом стало маленькое отдалённое село Жарки. В нём имелось всего лишь пять домов.

В село часто приезжали верующие из Москвы. Они стали создателями православного общества «Радонеж». Позже усилиями Амвросия и его паствы в столице открылось православная радиостанция «Радонеж» и православная гимназия.

Архивное фото: архимандрит Амвросий на время пребывания митрополита Антония Сурожского был у него иподиаконом и вспоминает эти встречи до сих пор с благоговением

После службы в селе Жарки отца Амвросия в ноябре 1985 года перевели в храм Рождества Христова. Он находился рядом с посёлком Палех. Его задачей стало духовное окормление иконописцев из Палеха.

После этого архимандрита церковные власти направили служить в Преображенский кафедральный собор города Иваново. Перед этим он принял архимандритский сан.

Стараниями архимандрита Амвросия Юрасова Православной Церкви возвращен Свято-Введенский храм в Иваново

С пребыванием отца Амвросия в Иваново связанно одно знаковое событие. Дело в том, что в его центре стояла Введенская церковь. Её знали как «Красная церковь» и её построили на средства жителей города в начале двадцатого века.

После прихода большевиков к власти церковь передали обновленцам. В результате прихожане перестали её посещать и в 1938 году храм закрыли.

Введенский храм города Иваново Московской области. После длительной борьбы отцу Амвросию Юрасову удалось вернуть храм в 1990 году РПЦ

В опустевшем здании разместили Областной Государственный архив. Во время Великой Отечественной войны верующие обратились к властям с просьбой об открытии храма. В этом им отказали.

В 1988 году отцу Амвросию удалось собрать 20 верующих. В те времена это считалось первым необходимым условием для открытия храма. В 1989 году верующие, во главе со священником, стали обращаться к властям с просьбой о передачи им храма.

16 дней голодала паства отца Амвросия, чтобы ей передали Введенскую церковь

Когда, несмотря на собранные три тысячи подписей, четыре женщины из церковной общины объявили у кинотеатра «Современник» голодовку.

Они голодали 16 дней. В те времена голодовка считалась необычным явлением и о голодающих стали узнавать журналисты. На ситуацию обратили внимание за рубежом и Москве. Несмотря на это, церковь передали общине только в Страстной Четверг 1990 года.

Архимандрит Амвросий Юрасов на фоне Введенской церкви города Иваново. После того, как его усилиями храм возвратили РПЦ, его назначили настоятелем церкви

Настоятелем отвоёванной у властей церкви назначили Амвросия Юрасова. Отцу Амвросию пришлось длительное время восстанавливать храм.

Со временем рядом с ним вырос целый архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких двухэтажных зданий, колокольни со звонницей, хозяйственных построек.

Архимандрит Амвросий Юрасов — основатель женского Введенского монастыря в Иваново

Во время действий по возвращению Церкви храма в честь Введения Богородицы вокруг архимандрита Амвросия Юрасова сложилась женская община православных.

Их костяк составили те женщины, которые объявили голодовку для того, чтобы возвращение церкви произошло. В результате появилась идея создать на базе это общины женский монастырь.

Архимандрит Амвросий Юрасов благословляет монахиню Свято-Введенского женского монастыря. После того, как отца Амвросия назначили настоятелем Введенского храма в Иваново, у него возникла идея создать вокруг него женский монастырь

Основой монастыря стала сама церковь, которую построил в начале XX века архитектор Пётр Беген на средства городского головы Иваново-Вознесенска П.Н. Дербенёва.

27 марта 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ об учреждении Свято-Введенского женского монастыря. С 2001 по 2006 год монастырём фактически руководил архимандрит Амвросий.

Архимандрит Амвросий сейчас духовник Свято-Введенского женского монастыря в Иваново.

На время его руководства пришлись самые сложные времена строительства и становления монастыря. В 2006 году он стал духовником обители. В настоящее время настоятельница святовведенского женского монастыря — игуменья Мария (Перепеча).

В нём проживает 170 насельниц. Монастырь имеет комплекс зданий при церкви и несколько подворий.

Насельницы Свято-Введенского женского монастыря в Иваново. В настоящее время в обители проживает более 170 насельнц

Направление служения монастыря — социальное и миссионерское. Монахини участвуют в работе Тюремной миссии, Епархиальной комиссии по канонизации святых, в социальном отделе. Создана и работает горячая линия «телефона доверия».

В обители помогают больным, нищим, обездоленным. При ней создан издательский отдел: выпускаются брошюры, буклеты, издаётся монастырская газета «Слово утешения».

Одним из создателей православного общества «Радонеж» стал архимандрит Амвросий

Отец Амвросий всегда пользовался авторитетом в кругах православной русской интеллигенции. Один такой кружок в 1987 году дал толчок к созданию Православного общество (братства) «Радонеж». Это общественная организация и она действует как братство Русской православной церкви.

Конференция «Новые маршруты религиозного туризма». В конференции принимает участие православное общество «Радонеж». Братство создало свою паломническую службу, которая помогает развивать паломничество в России

Создание братства благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Цель его деятельности — духовное просвещение россиян. Для её достижения под крылом общества работает три гимназии, паломническая служба, радиостанция, издаётся газета.

Кроме того, члены братства каждый год организовывают и проводят Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж».

XXIII Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж». 23 — 27 ноября 2018 года. Православное братство «Радонеж» ежегодно провидит фестиваль, основной целью которого является демонстрации и награждение фильмов о духовном мире человека

Председатель Совета Братства Никифоров Евгений Константинович. Он давний друг отца Амвросия. Сам архимандрит участвует в его деятельности в качестве духовника. При этом участники братства утверждают, что все они собрались именно вокруг него.

Радио «Радонеж» — ещё одно детище архимандрита Амвросия

Ещё одним проектом, в котором активное участие принял архимандрит Амвросий Юрасов, можно назвать радио «Радонеж». Это первая независимая православная радиостанция России. Оно выступает в качестве голоса Русской Православной Церкви в России и за рубежом.

Архимандрит Амвросий в студии радио «Радонеж». Отец Амвросий постоянный участник радиопередач. Он отвечает на вопросы радиослушателей, участвует в диспутах, выступает с проповедями

Радиостанция создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она вещает на УКВ-волнах. В Москве это 72,92 мГц.

Кроме того, также ведётся вещание на волнах AM 612 кГц течение четырех часов в сутки с 19.00 до 23.00. На сегодняшний день аудитория радио «Радонеж» составляет 20 миллионов слушателей.

Отец Амвросий — постоянный участник передач радио «Радонеж».

Батюшка Амвросий активно участвует в беседах, лекциях, открытых эфирах и дискуссиях, которые звучат на радиостанции. Он проповедует в эфире, отвечает на вопросы слушателей, даёт разъяснения по тем или иным вопросам.

Видеоролик: «Как спасаться в миру?» Радио «Радонеж». Архимандрит Амвросий (Юрасов) и монахиня Иоанна (Смирнова). Ахимадрит Амвросий отвечает на вопросы радиослушателей.

Многие слушатели специально включают радиоприёмники исключительно для того, чтобы послушать священника. Это делает его не только популярным, но и позволяет максимально точно и доступно донести Слово Божие до максимального количества людей.

При этом необходимо отметить, что радиопроповедников в Русской Православной Церкви очень мало, так как для выступления в формате радио необходимо иметь особый талант.

Амвросий Юрасов — член Союза писателей России

Кроме своей деятельности в качестве проповедника и настоятеля монастыря, архимандрит Амвросий известен также своими литературными талантами. Благодаря им он стал членом Союза писателей России.

Одним из рекомендовавших его в члены Союза стал известный русский писатель Владимир Крупин, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Награждение лауреатов патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Архимандрит Амвросий также награждён премией

Рассматривая кандидатуру отца Амвросия, приёмная коллегия отметила, что его книги отличаются оригинальным ярким образным языком.

Он интересен и доступен различным группам читателей. Простота, доступность, глубина и образность — вот секрет популярности произведений отца Амвросия.

10 книг написал Архимандрит Амвросий

Первая его книга «Яко с нами Бог (Как в селе Покровском похоронили атеизм)» вышла в Бельгии еще в 1978 году. Распространялась она в самиздате. Дело в том, что в СССР вся литература религиозного содержания подвергалась атеистической цензуре.

Обложка книги архимандрита Амвросия Юрасова «О вере и спасении: вопросы и ответы». Отец Амвросий написал более 10 книг

В наше время книги старца изданы общим тиражом более миллиона экземпляров. Они переведены на несколько иностранных языков. Среди наиболее популярных из них можно назвать следующие произведения:

  • Яко с нами Бог;
  • Православие и Протестантизм;
  • Исповедь: В помощь кающимся;
  • Слово утешения;
  • Во имя Отца и Сына и Святаго Духа;
  • Во дни поста;
  • О вере и спасении;
  • Призвание;
  • Монастырь;
  • Господи, благослови.

Амвросия Юрасова верующие считают прозорливым старцем

Отзывы об архимандрите Амвросии Юрасове, размещённые в интернете, говорят о том, что в народе он считается прозорливым старцем. Утверждают, что у него имеется Божий дар предвидения.

Именно поэтому в паломничество к нему едут многие люди. Кроме того, когда батюшка выступает на радио «Радонеж», ему часто задаются вопросы на эту тему.

Архимандрит Амвросий Юрасов в Свято-Введенском женском монастыре в Иваново. Отец Амвросий себя старцем не считает и призывает приезжать к нему за советом, молитвой и покаянием, но не за пророчеством

Архимандрит Амвросий Юрасов в Свято-Введенском женском монастыре в Иваново. Отец Амвросий себя старцем не считает и призывает приезжать к нему за советом, молитвой и покаянием, но не за пророчеством.

Сам архимандрит не считает, что он наделён каким-то особенным даром. Он говорит о том, что нужно внимательно относиться к любому человеку и молить Бога о нём. Только тогда найдётся ответ на самый сложный вопрос.

Именно поэтому отец Амвросий просит приезжать к нему за исповедью или же за поклонением святыням Свято-Введенского женского монастыря в Иваново, а не за пророчеством.

Отзывы об отце Амвросии Юрасове

Анна:

Хочется поделиться впечатлениями о поездке в г. Иваново к архимандриту Амвросию Юрасову. Он духовник Введенского женского монастыря.

Исповедь проводит очень необычно. Я читала по листочку свои грехи, а батюшка параллельно читал исповеди других людей (некоторые свои листки отдали заранее), но при этом было ясно, что он меня внимательно слушает, потому что некоторые грехи он уточнял или давал совет.

В конце исповеди он сам спрашивает разные грехи, в быстром темпе, вопрос-ответ, было-не было, хорошая возможность вспомнить все старые и забытые грехи.

Отдельно хочется сказать про дивную роспись в храме, она ещё до конца не закончена, но уже сейчас видно, что это потрясающей красоты иконопись.

После службы была экскурсия от сестры монастыря: о истории храмов, о святых основателях и чтимых иконах, живо и с юмором о жизни насельниц.

На следующий день мы посетили святой источник, куда является Сама Богородица. Там нас угостили вкуснейшими чаем с «живым» настоящим хлебом, собственной выпечки.

После этого мы поехали в Свято-введенский островной монастырь г.Покрова., это просто чудесное место.

Прямо посреди замёрзшего озера стоит монастырь на острове, к нему ведёт длинная дорога-мост.

Мы попали как раз к вечерней службе. Какой же там красивый хор и какие хорошие дети( при монастыре приют) как из 19 века, дети помогают по храму, принимают участие в жизни монастыря.

Есть интересные требы, как псалтырь о детях(до 20 лет). Одним словом поездка очень понравилась, хочется вернуться ещё.

Спасибо Марине и «Любовь Православия» за полезные для души выходные.

Ольга Болгова:

Ездили в Иваново в Введенский женский монастырь и к батюшке Амвросию.

Поездка могла и не состояться, но благодаря отзывчивости и доброму сердцу организаторов поездки «Любовь православия» состоялась!

Поездка к Святым местам с единомышленниками всегда успокоение и счастье. По дороге к монастырю мы были во многих интересных местах.

До поездки у меня было очень много тревог и переживаний, я ехала за успокоением и получила его!

Все мои вопросы к батюшке почему-то отпали сами собой, я просто с ним беседовала.

Молилась у Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, просила помощи.

После поездки у меня все начало нормализовываться. Поеду еще по возможности.

Елена Тразанова:

Хочу выразить искренние слова благодарности за великолепную поездку на исповедь к батюшке Амвросию в г. Иваново.

Это моя первая паломническая поездка и я благодарю Бога, что выбрала именно «Любовь православия».

Спасибо огромное нашему гиду Елене, необыкновенно добрый и отзывчивый человек, очень интересно рассказывает, столько новой и нужной информации было получено мною.

Поездка понравилась необычайно! Спасибо огромное Вам за все!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *