Архимандрит августин

Стратегия боя, мастер Августин Фонг

Перевод Семенова Сергея

Распространение системы Вин Чун в Китае приписывается последнему Гранд мастеру Ип Ману. До того как он начал учить, Вин Чун был известен только в Южном Китае. В связи с его боевыми способностями и знаниями системы, Ип Ман привлекал учеников из разных мест и из других систем боевых искусств. Со времени как он начал преподавать искусство до того времени как он умер, Ип Ман объяснил теорию и стратегию Вин Чун которую ему предал Чан Ва Сун и Ленг Бик. Ученики же Ип Мана начали распространять искусство Вин Чун кунг фу по всему миру.

Ип Ман имел много известных последователей.Один из них Хо Кам Минг из Макао который начал обучаться у Ип Мана в 50 ые годы. До этого Хо изучал другие боевые искусства, но был увлечен Вин Чун посредством технических навыков боя и пониманием Ип Мана. Хо Кам Минг упорно тренировался, будучи перфекционистом и никогда не выбирал легкого пути. Он изучал навыки боя Вин Чун и теорию что бы сделать так что бы эти навыки работали на практике практику по долгу разговаривал с Ип Маном. Хо был приближенным учеником Ип Мана ипроводил много времени с его семьей обучаясь Вин Чун и помогая учителю. Когда Ип Ман тяжело заболел, Хо Кам Минг поместил его в госпиталь. Хо заботился об Ип Мане как о своем отце, помогая ему в справляться с болезнью вплоть до смерти Ип Мана в 1972 году.

Хо Кам Минг имел школу в Гонконге и в Макао где он был единственным официальным учителем в городе. Он обучал команду чемпионата по полноконтактному Вин Чун и вырастил много чемпионов в своей школе в Макао. Помимо того что он был изветсен своей командой, Хо так же был известен в Гонконге своей совершенной техникой Вин Чун и структурой. Хо дали прозвище ”Король Чам Кью” в связи с его умением выполнять форму.

В 1960 году, Августин Фонг начал тренироваться у Хо Кам Минг в Макао. Фонг обучался у ХО 8 лет и затем переехал в США где открыл школу в Тусоне, штат Аризона. Фонг изучил нуку боя и теорию Вин Чун у Хо Кам Минга так же как Хо выучил у Ип Мана. Некоторые из важных методов Вин Чун объясняются в этой статье, сначала в общих словах, а затем применительно к Вин Чун. Эти методы присутствуют в формах Вин Чун и предаются от учителя к ученику с момента как создательница Вин Чун — Нг Муй впервые рассказала о системе.

Стратегия внутренней линии

Лучший угол для атаки в Вин Чун называется ”внутренняя линия” или внутренняя центральная линия. Для того что бы добраться до внутренней линии вам необходимо контролировать линию атаки оппонента так что бы секунду или две он не мог атаковать. Захват центральной линии разрушает структуру атаки оппонента открывая внутреннюю линию для вашей атаки и практически не дает возможности оппоненту выстоять перед вашей атакой. Вы должны научиться видеть и чувствовать где находится лучшая линия атаки. Если вы всегда сможете использовать лучшую линию атаки, то ваш шанс проиграть бой крайне мал. Лучше всего внутреннюю линию изучать у квалифицированного учителя Вин Чун.

Попробуйте добраться до внутренней линии и у вас появится возможность бить прямолинейно.

Наиболее короткая и безопасная атака это атака внутренней линии. Обычно это прямолинейная атака, но иногда вы должны выходить наружу для осуществления удобства атаки. В других случаях атака всегда заканчивается в центре оппонента или в его материнской линии. Поражение центра означает то, что ваша энергия выходит прямо в центр тела оппонента для нанесения внутренних повреждений и от такой атаки тяжело защититься. Используя выброс силы в центр тела оппонента с боку ли, сзади или спереди, вы сможете поражать внутренние органы, находящиеся в этой области. Если же вы бьете в бок или мимо центра, то возможно, что вы не сможете нанести повреждений внутренним органам и оппонент сможет увернуться. У вас нет необходимости целится в тело оппонента потому как удар направлен в вертикальную материнскую линию, тело оппонента поглотит большую часть вашей силы так как ему тяжело сопротивляться этой энергии, в результате получит большие внутренние повреждения. Но вам необходимо пробовать поспасть во внутреннюю линию для того что бы сделать более направленную атаку.

Разбив центральную линию оппонента, будете контролировать его структуру

В Вин Чун существует несколько останавливающих техник, которые используют «Пор Джунг” или принцип разбития центральной линии. Техника Пор Джунг используется для разрушения и контроля структуры центральной линии оппонента для того что бы открыть внутреннюю линию для атаки. Так как вы контролируете и останавливаете движение оппонента на его центральной линии, вы моментально предотвращаете возможность его рук и тела атаковать вас в то время как вы можете атаковать его беспрепятственно. Пор Джунг очень важный принцип для боя, так как вы контролируете ситуацию контролируя всю структуру оппонента, а не только его руки.

Используйте структуру для восстановления ваше линии и вы увидите на сколько эта линия важна.

В бою очень важно научиться видеть и чувствовать лучшую линию ( внутреннюю линию ) для атаки, так вам необходимо научиться восстанавливать свою линию при атаках оппонента. Кто займет внутреннюю линию тот и будет иметь лучшую линию для атаки. Если оппонент захватил внутреннюю линию раньше вас вам необходимо быть достаточно гибким что бы изменить свою структуру для защиты и контроля входящих атак, таким образом, открывая новую внутреннюю линию для своих контратак. Обучаясь защищаться и контролировать, восстанавливая внутреннюю линию вы увидите на сколько она важна для победы в бою.

Защищайте свою структуру. Закрывайте центральную линию для защиты флангов.

Вин Чун это одновременная защита и нападение. Когда вы атакуете во внутреннюю линию вам необходимо контролировать мосты ( предплечья) оппонента или структуру его тела для предотвращения его атак. Защищать свою структуру в бою очень важно для того что бы не получить повреждений. Это более эффективно закрывать свою центральную линию, защищаться, блокируя (контролируя) и атакуя одновременно.

На высшем уровне Вин Чун это происходит без физического блокирования ли контроля оппонента что называется ” Бо Лай Йинг” или стеклянная техника, потому что оппонент не может блокировать вашу атаку. Это как если бы оппонент смотрел через стекло и не видел что вы его атакуете. Техника Бо Лай Йинг требует глубокого понимания структуры и внутренней линии, потому что вам необходимо знать как уходить с линии атаки для своей защиты без физического блокирования с одновременной атакой оппонента. Данная техника позволяет контролировать внутреннюю линию таким образом, что оппонент не может поставить эффективного блока. Эта техника используется на очень высоком уровне владения и требует многих лет практики.

Тактика сокращения разрыва ( сближение с оппонентом)

Сокращение разрыва это выражение, используемое в Вин Чун для описания метода сокращения дистанции между вами и оппонентом. Вам необходимо сблизиться быстро, что бы захватить структуру оппонента и раскрыть его внутреннюю линию. Такое сокращение дистанции не дает возможности оппоненту атаковать вас, в то время как у вас есть открытая область для атаки. В случае если вы приближаетесь без остановки либо захвата оппонента, вы рискуете. Система Вин Чун основана на рациональных и эффективных движениях, риск это не рационально и не эффективно. Сближение это не простые навыки, они требуют чувства времени, быстроты реакции, подвижной стойки и способности мгновенно оценивать структуру оппонента. Все это так требует несколько лет для развития через практику и опыт получаемый в таких упражнениях как Чи Сао и Ман Сао (Спрашивающие руки).

Агрессивные и быстрые атаки хорошо подходят для сближения

Агрессия в Вин Чун означает яростное нападение на оппонента для получения полного контроля над ситуацией. Это не нападение сломя голову для того что бы ударить первым без осмысления что того что происходит. Агрессивная атака в Вин Чун это такой же контроль, как и удар. Для того что бы сблизиться агрессивно вам необходимо иметь возможность контролировать свою силу и анализировать возможные движения оппонента. Очень важна скорость сближения, но ее необходимо сочетать с правильным таймингом. В случае если ваш оппонент очень опытный боец, серия быстрых, но не своевременных атак может создать вам серьезные проблемы потому как он может нарушить ваш тайминг и ударить первым. Вы должны сближаться агрессивно, но с контролем и таймингом.

Делайте первое движение для получения контроля

В бою, первое движение должно быть в соответствии с ситуацией и настраивать оппонента реагировать предсказуемо на ваши атаки. Сближаясь с останавливающим движением и атакуя внутреннюю линию вы будете контролировать возможную реакцию оппонента. Если это ваша первая атака не проникла внутрь это должно создать удобную ситуацию для второй атаки для того что бы пройти вглубь. Совершая первое движение увеличивайте шансы того что ваша тактика сработает. Однако, это не обязательно означает что вы всегда двигаетесь первым. На самом деле ваша оппонент может начать атаковать, но если вы двигаетесь быстрее и под правильным углом, с правильным таймингом и контролем движения ваша атака завершится быстрее. Двигаться первым это основа для победы в бою.

Со слабым оппонентом использует фронтальное нападение.

Если ваш оппонент слаб, вы можете легко пробить его защиту. Основная идея состоит в том, что бы не терять время или силы, в случае если оппонент слабее либо у него слабая структура, приближаться прямолинейно с агрессивной прямой атакой. Это принцип тайминга так же как и сближения, эта тактика может быть использована во всех аспектах боя.

Не противостоять сильному оппоненту.

Защита сильного оппонента не может быть легко пробита, следовательно, вы не должны атаковать либо входить в контакт с силой оппонента напрямую. Когда вы сталкиваетесь с сильным оппонентом не противоставляйте себя ему напрямую. Вместо этого заходите сбоку от направления атаки под углом, который не столкнется с сильной позицией. Понимание когда идти внутрь, а когда обходить сбоку вырабатывается в процессе практики техники Липких рук. Такой же принцип и для тайминга, если вы ощущаете превосходящую силу, то не время идти напрямую, нужно заходить сбоку.

Делать 3 действия одновременно

Напористость и правильный тайминг основы сближения. В дополнение к этому, вы должны двигаться, сохраняя целостность тела. Это означает что техника рук (атака и контроль) и стойка работают вместе. Вы должны координировать эти 3 движения перемещения стойки. Ваша атака, контроль и движение должны работать вместе и помогать друг другу. Если вы эти три движения скоординированы, то это оппоненту становиться тяжелее справляться с вашим напором с момента, как только он столкнется с устойчивой позицией и одновременной атакой и контролем.

Тактика моста

В Вин Чун «Ручной мост” соответствует предплечью (от локтя до запястья). Мост может быть сравним с первой линией обороны в армии. Когда остальная часть армии ( ваше тело) зависит от первой линии. Победа или поражение зависит от того на сколько прочен мост и его положение. Поэтому вы должны учиться наводить мощные и крепкие мосты рук и выбирать лучшие положения мостов в течение схватки. Что бы выиграть схватку вам необходимо научиться контролировать оппонента посредством разрушения его структуры мостов. Если вы можете правильно контролировать мосты оппонента, вы будете иметь открытую линию для атаки. Если вы не контролируете мосты оппонента, то у вас может не получиться удачно атаковать его. Гораздо более эффективно иметь открытую линию для атаки нежели пробовать сможете войти в него или нет. Контроль мостов оппонента важен как для атаки ( открытие линии для атаки), так и для защиты ( контроль оппонента когда он не может атаковать вас).

Ручной мост должен быть коротким, а стойка узкой

В боевом положении Вин Чун (Джонг Сау) оба моста рук должны быть рядом с телом. Оба локтя должны быть согнуты и расположены на расстоянии, приблизительно, кулака от вашего туловища. Если вы вытяните передний мост руки слишком далеко от своего тела, вы потеряете возможность выработки силы, так как будет меньше расстояния что бы ее развить. Так же, вы потеряете подвижность. Если же ваша рука рядом с телом, вы имеете больше возможности развить силу и обладаете большей подвижностью для движений во всех направлениях, так как локоть находится согнутом положении.

Если ваша стойка слишком широка, вы будете медленным и менее подвижным. Узкие стойки быстрее потому что им требуется меньше энергии для движений. Они так же более подвижны, так как требуют меньше перемещений веса и позволяют легко делать поворот в любом направлении. Стойка Вин Чун была разработана для обеспечения гибкости и мобильности во всех направлениях.

Ваша целостная структура тела , включая ручные мосты, положение и стойка имеют исключительную важность в бою. Короткие ручные мосты и узкая стойка это основа боевой структуры Вин Чун. Вам необходимо усердно тренироваться что бы понять как они используются в схватке.

Голова как стекло, живот как хлопок и ручной мост как сталь.

При столкновении с оппонентом вам необходимо помнить идею, что голова хрупка и уязвима как стекло и ее необходимо защищать. Вы должны ощущать, что ваше тело мягкое как хлопок и люди могут повредить его. Имея бьющуюся голову и нежное тело вы поймете насколько важно защищать себя от атак. Вам необходимо укрепить руки мосты что бы они как сталь и могли защитить голову как стекло и тело как хлопок.

Контроль ручных мостов оппонента делает ситуацию более удобной

Контроль ручных мостов оппонента включает в себя их захваты или маневрирование ими в положении из которого очень сложно выйти. Это дает короткий момент для атаки без беспокойства о возможной контратаке. Каждый раз, когда вы контролируете мост оппонента, вы открываете его для своей атаки. Хороший контроль мостов вашего оппонента позволяет вам получить больше шансов выиграть схватку. Способность контролировать мосты оппонента развиваются в практике Липких рук и других упражнениях с партнером. Фиксирование (остановка) это основной принцип системы Вин Чун и должен быть тщательно изучен.

Короткое движение может смять мосты оппонента.

Один из способов нейтрализовать мост оппонента это смять его. Для этого вы должны находиться достаточно близко для того что бы разрушить угол его моста что нарушит позицию моста и приведет к его разрушению. Короткое движение с выбросом силы очень эффективно , потому что оно сминает мост оппонента, разрушая структуру и не оставляет времени оппоненту эффективно отреагировать на это. Короткий выброс энергии это сила развиваемая суставами руки соединенными вместе для выброса силы непосредственно в оппонента. В сминающем движении, сброс или давление могут быть столь мощными, что могут разбалансировать положение оппонента, так же как и его мостов. Сминание очень эффективная останавливающая техника.

Когда появляется мост оппонента, вы идете на этот мост

Очень хороший метод контроля моста оппонента это быть сверху его моста. Давление на него структуру вниз. Идти на мост означает атаковать и контролировать мост оппонента сверху. Движение по мосту важный метод контроля оппонента , но это не означает что вы должны всегда стремиться быть сверху. Вы должны реагировать в зависимости от ситуации в бою. В некоторых ситуациях может быть лучше контролировать оппонента сбоку или исподнизу. Вы должны развить способность быстро понимать структуру атаки оппонента для того что бы находить лучший угол для контроля моста. Навыки перехода по мосту развиваются в практике Липких рук.

Метод Инь – Ян

Вин Чун следует принципам Инь – Ян везде. Инь это черное негативное, пустое, мягкое или пассивное. Ян это легкое, позитивное, прочное, жесткое или активное. Ничего не бывает только Инь или только Ян. И то что Инь часто меняется в Ян и наоборот. Эти идеи важны в стратегии боя

Потому что атак это активное или Ян, но она должна стать пассивной или Инь после того как сила будет выброшена. Выдающиеся бойцы интуитивно знают из опыта и обучения, какая рука или нога оппонента активная или живая, а какая пассивная или мертвая. Они будут атаковать с таймингом что бы вывести из строя активную или для того что бы не дать пассивной стать активной. Это требует знаний и практики. Понимание Инь и Ян в вашей технике позволяет вам видеть Инь и Ян в технике оппонента. Обладая пониманием как меняется твердое на мягкое, полное на пустое, Ян в Инь это разовьет ваши боевые навыки.

Инь – Ян, пустое и наполненное- вы должны понимать как отличить их.

В бою вы должны видеть отличия между Инь и Ян в каждой технике. Вы должны понимать ваша рука активная или пассивная и что это значит по отношению к оппоненту. Вы должны знать какая у вас живая рука, а какая мертвая для того что бы понимать руки оппонента. Если вы не можете отличить активное и пассивное, жесткое и мягкое вы не сможете контролировать свою технику. Для того что бы контролировать оппонента, вы должны сначала уметь контролировать себя.

Вверх, вниз, назад и вперед- ваша техника должна течь.

Инь-Ян принцип используется в применяемой технике, так же как и при ее анализе. Вы должны менять с Инь на Ян и Ян на Инь для продолжения выработки максимально возможной силы. Бойцы Вин Чун делают это по средством вращения рук, атак с использованием одной руки в то время как контролирует и когда первая контролирует, а вторая атакует. Эта замещающая схема, она может быть вверху и внизу, сзади и спереди, с боку на бок. Когда вы сражаетесь в таком ключе, ваша техника течет согласно теории Инь и Ян.

Тогда как техника может быть Ян или атакующей, она так же может содержать Инь. Аналогично как техника Инь или контроля может содержать Ян. Для того что бы эффективно приспособится под движения оппонента вы должны иметь возможность контролировать так же как и изменения количества Инь и Ян в каждой вашей технике. Техника атаки такая как удар рукой в основном это энергия Ян должна меняться больше в Инь когда его блокируют для того что бы вы могли перетекать в технику контроля и построения правильной структуры. Техника контроля в основном Инь должна меняться в Ян когда она становится атакой. Возможность контролировать свою энергию применяя принцип замещения техники позволит вам реагировать и подстраиваться под оппонента, течь используя необходимое количество силы для каждой ситуации. Конечно это не просто и что бы развить эти навыки нужны годы практики Чи Сао следуя правильным идеям.

Вы должны знать принципы Инь – Ян

Инь и Ян могут быть использованы во всех аспектах боя. Вы должны понимать, когда бить, а когда не бить, это соотносится с Инь и Ян сторонами оппонента. Когда оппонент атакует, эта сторона живая или Ян. Вы должны атаковать живую сторону, что бы она стала мертвой в то время как ваша живая атака поражает во внутреннюю линию. Атакуя после того как оппонент уже закончил свою атаку вы должны направить в мертвую сторону оппонента что бы она не стала живой. Если не было движения для анализа, вы должны атаковать открытую сторону. Зная когда бить, а когда не бить относится к пониманию принципов Инь – Ян.

Тактика тайминга и ощущения

Понимание подходящего времени для удара идет от ощущений. Если вы можете чувствовать движения оппонента вы сможете определить подходящее время для атаки. Вин Чун тренирует ощущения и тайминг в Липких руках. Сначала вы должны развить ощущения в руках, затем с дальнейшей практикой возможность ощущать распределить по туловищу что бы вы могли ощущать всем телом. Понимание когда оппонент собирается двигаться до того как оппонент двинется приходит с годами тренировки и развития ощущения и практики боя. Понимание своевременности (тайминг) для атаки приходит из этого же ощущения и понимания как захватить внутреннюю линию.

В Вин Чун, базово развитый тайминг назевается обычным таймингом. В практике Липких рук это момент между двумя движениями: когда оппонент закончил движение и начинает следующее. Обычный тайминг нужен для развития вашего времени реакции на движения оппонента. В боевом применении вы будете использовать обычный тайминг потому что он существует внутри других таймингов. Эти тайминги называются прерывающий, созидающий и двойной тайминг. Прерывающий тайминг используется для атаки до того как оппонент закончил первое движение. Другими словами вы прерываете движение таким образом, что он не может закончить свою атаку. Созидающий тайминг используется когда ваш оппонент начал движение и атакуете реагируя на это движение. Двойной или отложенный тайминг используется, когда вы используете созидающий тайминг вначале вынуждая оппонента атаковать или двигаться, после чего вы используете прерывающий тайминг для разрушения следующей атаки оппонента. Все эти типы тайминга необходимо освоены для обеспечения течения и контроля боевой ситуации.

Тайминг достигается практикой

Вы должны понимать обычный тайминг для того что бы уметь применять другие тайминги Вин Чун. Обычный тайминг изучается через практику Липких рук посредством понимания, когда ваше движение останавливается и начинается и ощущения когда оппонент начинает и заканчивает. Вы должны выполнять атаку между остановкой и началом движения оппонента. Это требует больших услсий в практике что бы стать профессионалом в обычном тайминге. Через эту практику и из опыта наблюдения за атаками идущими на вас вы вырабатываете способность чувствовать когда оппонент собирается начать движение и когда остановиться для того что бы инстинктивно атаковать.

Будьте точны в выборе времени

Что бы тайминг любого движения работал, он должен быть реализован в нужный момент. Что заставляет технику работать так это комбинация личного тайминга движения с таймингом атаки и контроля. Все части вашего тела используемые в технике должны иметь правильны личный тайминг для того что бы достичь максимальной эффективности. Для того что бы движения в стойке , удары рук или ног моги проявить силу должны быть осуществлены своевременно. Вы должны выработать отличный тайимнг своих движений и отличный тайминг по отношению к движениям оппонента для того что бы быть успешными в бою. В схватке оппонент будет делать все что он может сделать что бы избежать ваших ударов. Если у вас хороший тайминг вы сможете пройти в него. Вы должны быть точны выборе времени.

Если в должны бить , бейте, если нет , не бейте. Но не желайте бить слишком много. Не бойтесь получить удар.

Если это подходящее время бить, бейте. Вы так же можете создать подходящий момент для удара через тайминг оппонента. Но вы должны понимать обычный тайминг делает это. Если вы не ощущуаете обычный тайминг или не можете создать правильный тайминг, не бейте, потому что это будет бессмысленным движением. Если вы хотите бить слишком много, вы забудите о правильном тайминге и будите атаковать постоянно. Это может позволить вам пройти в атаку оппонента или же он может войти в вас. С другой стороны, если вы боитесь получить удар, вы разрушите свой тайминг потому что боитесь дать технике работать, тогда даже при правильном тайминге вы можете пропустить шанс ударить. Изучайте тайминг тщательно, что бы знать когда бить, а когда нет.

Тяжело противостоять быстрым движениям. Атакуйте когда оппонент замедляется.

Если оппонент атакует непрерывно и вы не знаете как поменять линию и разбить тайминг, у вас будут проблемы с защитой. Тогда, что бы избежать атаки уходите с линии атаки и атакуйте когда техника оппонента распадается на части или замедляется.

Когда у вы достигли высокого уровня в Вин Чун вы будете способны противостоять агрессивному бойцу используя стеклянную технику. Когда вас атакуют, вы сдвигаетесь, защищая себя со своей структурой тела и атакуете во внутреннюю линию. Техника Бо Лау Йинг очень сложна для применения в связи с большим количеством факторов которые необходимо анализировать мгновенно. Только опытный боец высокого уровня может использовать эти техники. Потому что оппонент не успевает отреагировать вовремя и не может защищаться эффективно от ударов.

В Вин Чун большое количество тактик которые передавались от учителя к ученику в устной форме. Все эти методы делают Вин Чун именно таким какой он есть. Что бы понимать Вин Чун правильно вы должны понять и что более важно , быть способным применять эти тактики в реальной боевой ситуации.

Вин Чун так же говорит: — ” Тех же, кто стал настоящим мастером системы очень мало”. Вин Чун может выглядеть простым для изучения и разговора о нем, но это лишь поверхностные знания. Требуются годы различной практики с учителем, который понимает все эти методы, что бы стать изучить систему. Иметь возможность говорить о стратегии не достаточно, вы должны уметь проявить эти методы в реальной ситуации, что бы показать настоящее понимание системы.

Во многих боевых искусствах важно сохранять знания о системе и и учителей передающих эти знания. Без доброго намерения обучать последнего грандмастера Ип Мана, мы на западе не знали бы Вин Чун. Это жизненно значимо для искусства что бы были учителя такие как ХО Кам Минг кто хранит традиции Вин Чун и продолжает передавать знания ученикам которые хотят найти настоящий путь Вин Чун. Открывая пути ученикам интересующимся Вин Чун, Августин Фонг пригласил своего учителя, Мастер Хо приехал в США и провел несколько семинаров. Для тех студентов которые серьезно относятся к традиции Вин Чун это будет исторической возможностью обучаться из первых рук Мастера Хо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *