Архимандрит евсевий

№8 (97) / 20 •сентября• ‘10

Светлана Ладина, Иерусалим Паломничество

•В этой теме:•

Паломничество

Русские православные приходы Европы: Будапешт и Вена

Юлия Комлева, кандидат исторических наук

«…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»
Мф. 18,3

Хватит! Хватит заинтриговывать читателей, пора все объяснить, а то и вправду кто-нибудь решит, что корреспонденты ПВ разъезжают по заграничным командировкам . Ну, в самом деле, в третьем номере подряд «Встречи на Святой Земле. Иерусалим. Светлана Ладина». Напрашивается вопрос: откуда у журнала, зарабатывающего на благотворительные проекты, средства на отправку своих журналистов в дорогостоящие турне?

Отвечаю: никто меня туда не отправлял. Просто у мужа был отпуск, и мы решили выбраться дня на три на Святую Землю. Такой недолгий срок выбрали по многим причинам. Причина первая: он-то был в отпуске, а я-то нет. Причина вторая: не хотелось надолго оставлять детей одних. Причина третья: чем дольше пробудешь на Святой Земле, тем больше святынь тебе предложат посмотреть. А душа-то маленькая. В нее бы вместилось посещение Храма Гроба Господня и Гробницы Божией Матери — уже хорошо.

Одним из результатов этой частной паломнической поездки стали три материала, объединенные в рубрику «Встречи на Святой Земле». Мы уже писали в одном из номеров ПВ, что корреспондент «Православного вестника» — это диагноз. Симптомы: каждая возможность для написания интересной статьи должна быть использована, а если такой возможности нет, ее надо создать.

Как уже поняли наши постоянные читатели, во время поездки нам очень повезло с гидом (см. ПВ №5), удалось пообщаться с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором (Минаевым) (см. ПВ №4). А сегодня — рассказ еще об одном удивительном знакомстве.

Представьте себе: узкие улочки Старого Иерусалима, по обе стороны — тесно прижавшиеся друг к другу невысокие дома. Из окна на втором этаже торчит штырь с подвешенной на него корзиной и каким-то приспособлением для спуска-подъема этой корзины. Наш гид Рафаил поясняет: «Это здание Иерусалимской Патриархии. А это — окно кельи архимандрита Евсевия. В этой корзинке по праздникам он спускает подарки для детей». Корзина наводит на мысль о том, что батюшка, видимо, затворник. И пообщаться с ним не удастся. Эх.

На следующий день вечером в ресторанчике нашего отеля во время ужина (кстати говоря, ассортимент блюд позволял совершенно спокойно пережить Великий Пост и не вздыхать по мясу и колбасе, поскольку изобилие овощей и фруктов с лихвой все покрывало) — так вот, во время ужина в зал входят четверо ребятишек из нашей паломнической группы вместе с невысоким пожилым священником в греческом одеянии. Он говорит по-русски с приятным мягким акцентом — люди старшего поколения, смотревшие фильм «Цыган» с Михаем Волонтиром, могут вспомнить манеру говорить главного героя -очень похоже. Батюшка радостно здоровается и представляется: «Я — архимандрит Евсевий!». Так начинается наше знакомство.

Вместе с детьми он поет колядки, дарит детям и взрослым воздушные шарики, кипарисовые крестики и бумажные иконы, и с неподдельным интересом беседует с каждым, кто оказывается рядом. Это просто лучистый фейерверк доброты, детской открытости и дружелюбия. Честно говоря, первое время мы смотрим на него с интересом и долей настороженности — ну, не привыкли мы к таким архимандритам. Мы очень уж взрослые, а он, старше нас в два раза, совсем как ребенок. Замечательный ребенок! И, ясное дело, что невозможно не увязаться за ним с диктофоном в руках.

Отец Евсевий, почему все это: шарики, подарки, колядки? Вы похожи на Деда Мороза…

Я — архимандрит Евсевий для взрослых, а для детей я — Евсюша. Я не Дед Мороз, а старший помощник Деда Мороза по раздаче подарков, а младшая помощница — Снегурочка. Правильно?

Правильно.

Что еще сказать? Я член Братства греческой Иерусалимской Патриархии, Гроба Господня. Я грек родом, учился в Питере, у вас в России. Там познакомился с русским Дедом Морозом (забыл, в каком городе он живет). Я каждый год езжу в Россию посещать своих друзей, знакомых.

А где учились в Питере?

Где учился? В духовной академии, где еще можно учиться?

А как давно Вы живете в Иерусалиме?

С детства, я здесь уже 44 года. Родился я в Греции. Когда мне было 12 лет, я приезжал сюда впервые. Здесь окончил семинарию. В 1979 году, когда стал иеромонахом, Священный Синод послал меня в Россию, в духовную академию. Я учился при Брежневе, при коммунизме. И Питер тогда был Ленинградом, потому называлась ЛДА — Ленинградская Духовная Академия. Ваш нынешний Патриарх Кирилл был нашим ректором.

У вас удивительное взаимопонимание с детьми.

Послушайте, моя радость — помогать детям. Я на это трачу много денег из моей зарплаты, но я не жалею, с радостью делаю, потому что дети заслуживают любви, понимаете это? Когда я был ребенком и учился в школе, у нас были трудные времена — по всему миру были такие времена. Тогда не было такого изобилия подарков. То, чего мы лишились маленькими — не хочу, чтобы и современные дети лишились. Откуда эти подарки? От Деда Мороза через помощника его, отца Евсевия, Евсюши. И, когда даришь те же подарки, конечно, общаешься с детьми и молишься за них в храме. У меня и в келье все детское, и даже елка есть, потому что ко мне приходят дети-паломники — русские, греки, арабы.

А паломники из России как-то отличаются?

Это долгий разговор. Надо много чего говорить об Иерусалиме, о паломничестве. Какие трудности есть у паломников, какие отрицательные стороны паломников вообще православных, какие проблемы есть между паломниками русскими, греками. Вот я приеду в Россию — я часто там бываю — или вы приедете еще раз — и мы с вами поговорим.

* * *

«Эй!» — это отец Евсевий кричит уже трем молодым женщинам, выходящим из дверей небольшой лавочки. Они, увидев его, приветственно кричат что-то в ответ и присоединяются к нам. Они — гречанки, замечательно красивые, мы все почему-то друг другу рады, как старым друзьям. Отец Евсевий знакомит нас, мы общаемся, при этом батюшка выполняет роль переводчика. В какой-то момент он, обращаясь ко мне, говорит что-то по-гречески. И, пока я удивленно хлопаю глазами, отец Евсевий заговаривает с гречанками по-русски. Теперь и они недоумевают. Отец Евсевий, глядя на нас, посмеивается: «С вами по-гречески, с ними по-русски — смешение языков, Вавилонская башня! Там, наверное, так же было!» И мы смеемся вместе с ним.

Прощаемся с новыми знакомыми и провожаем батюшку до дверей Иерусалимской Патриархии. Уже стемнело. Ворота должны запереть, и отец Евсевий торопится, словно муравьишка из мультика (Помните? «Солнышко скроется, муравейник закроется!»). Мы договариваемся о том, что когда-нибудь встретимся. Когда? Не загадываем, но надеемся, что это устроит Господь. На прощание мы благословляемся у отца Евсевия и возвращаемся в отель совершенно счастливые. Вот оно — будьте как дети.

* * *

Сфотографировать отца Евсевия в полутемных переулочках как следует не получилось. В поисках фотографий для публикации я полезла в Интернет — а вдруг? Результаты превзошли все ожидания. Я нашла даже несколько статей о «старшем помощнике Деда Мороза»:

«С приветственным словом к участникам международного научного мероприятия обратился представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий, который отметил, что связи между Византией, Грецией и Иерусалимской Патриархией существуют с момента Крещения Руси через Византию, что сразу же положило начало традиции русского паломничества в Святую Землю. Также греческие Иерусалимские патриархи посещали Святую Русь и искали там помощь моральную, духовную и, в том числе, финансовую, поскольку святые места и Гроб Господень были в опасности. В коммунистический период связи между Грецией, Иерусалимом и Россией были прерваны, но после посещения Святой Земли Патриархом Алексием I между патриархиями возникла договоренность посылать со Святой Земли учиться в Россию священников». «Нам необходимо усилить связи между Греций, Иерусалимской Патриархией и Россией. Я хотел передать вам патриаршее благословение нашего Иерусалимского Патриарха Феофила, который поручил мне прийти сюда к вам. Вчера у Гроба Господня мы молились за Россию, пусть сегодняшнее заседание пройдет с успехом», — сказал архимандрит Евсевий». (сайт «BestPersons.ru»)

«18 июня 2009 года в храме св. Иоанна Богослова Леушинского подворья состоялась Божественная Литургия, которую возглавил архимандрит Евсевий, клирик Иерусалимской Патриархии, которой служит в храме Гроба Господня и патриаршем храме свв. Константина и Елены… Служба совершалась как на церковнославянском, так и на греческом языках. На службе употреблялись некоторые особенности служения Литургии в храме Гроба Господня». (сайт «Леушинское подворье»)

Слава Богу, подарившему нам эту удивительную встречу со старшим помощником Деда Мороза, представителем Иерусалимского Патриарха, выпускником духовной академии, клириком храма Гроба Господня, для взрослых — архимандритом Евсевием, для детей — Евсюшей. Господи, сделай так, чтобы мы когда-нибудь снова встретились!

•В других номерах:•

№8 (120) / 10 •февраля• ‘16

Паломничество

Ворота Старого города

Беседовала Светлана Ладина

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Паломничество

Скажи мне, Господи, путь. Записки русского паломника о болгарском монастыре

Материал подготовила Марина Буханова, прихожанка и добровольный помощник монастыря во имя святого Георгия в Помории (Болгария)

В Псковской митрополии РПЦ сменился глава. Решением Священного Синода правящим архиереем назначен епископ Егорьевский, председатель Патриаршего совета по культуре Тихон (Шевкунов). Один из самых влиятельных иерархов Русской православной церкви, которого в СМИ нередко называют «духовником Владимира Путина», сменил Евсевия (в миру Николая Саввина). Местом пребывания последнего на покое определен Псково-Печерский Успенский монастырь. Таким образом, в понедельник, 14 мая, в истории псковской митрополии завершилась затянувшаяся на четверть века глава под названием «Владыка Евсевий». Пришло время подвести итоги и сказать о том, чем запомнится псковичам митрополит и какие ожидания присутствуют в обществе от прихода нового главы.

Псковскую митрополию Евсевий возглавлял с 1993 года — сначала в сане архиепископа, а с 2008 года — в сане митрополита. Он появился на Псковщине как раз в те годы, когда после распада Советского Союза и смены общественно-политического строя начиналось возрождение Русской православной церкви. Во главе митрополии Евсевий сменил Владимира (Котлярова), который из Пскова уехал в Ростов, а вскоре стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и одно время даже рассматривался в качестве кандидата в патриархи. На фоне своего предшественника Евсевий ничем не блистал и уж точно не принадлежал к числу тех современных богословов, которых относят к культурно-просветительской элите интеллигенции. Напротив, в общественном мнении за псковским митрополитом закрепилась репутация руководителя авторитарного, нетерпимого к инакомыслию, крайне закрытого для СМИ и прочих общественных институтов. При этом следует иметь в виду, что за годы его служения в Пскове РПЦ, ранее гонимая, постепенно превращалась в почти официальный идеологический рупор власти светской, иначе говоря — происходило сращивание церкви с государственным аппаратом. И на этом пути превращения гонимых в гонителей в контексте разговора о митрополите Евсевии можно много чего вспомнить.

Наиболее резонансной стала история противостояния Евсевия и ныне покойного священника Павла Адельгейма — по определению дьякона Андрея Кураева, «последнего свободного священника Московской Патриархии».

По мнению тех, кто был посвящен в историю этого конфликта, на ментальном уровне он объяснялся тем, что отец Павел принадлежал к когорте православных священников-диссидентов, пострадавших от Советской власти, тогда как Евсевий, наоборот, всегда с властью сотрудничал. Другой известный пример — запрещение архиепископом Евсевием в богослужении знаменитого иконописца архимандрита Зинона. Произошло это еще в 1996-м году, с позиции канонического церковного права запрет был полностью несостоятелен, и в дальнейшем был снят личным Указом патриарха Алексия II. Самостоятельно же исправлять ошибку Евсевий не стал. Так или иначе, талантливейший и яркий человек архимандрит Зинон был вынужден покинуть Псков, в дальнейшем он расписывал храмы на Афоне, собор святителя Николая в Вене (после чего храм был включен во все туристические маршруты), собор Федоровской иконы Божией Матери в Петербурге. По мнению председателя Приходского совета церкви свв. Жен Мироносиц в Пскове в 1989-2010 гг., заслуженного артиста России Виктора Яковлева, архимандрит Зинон и протоиерей Павел могли бы создать в Пскове крупные православные центры иконописи, образования и насыщенной общинно-приходской жизни с приютами для сирот, для престарелых и православной школой с полным циклом обучения. Они могли бы стать славой Псковской епархии, если бы не отношение к ним со стороны правящего архиерея.

Список священнослужителей, имевших собственное мнение, выступавших за следование евангельским принципам христианской общины и оттого пострадавших от Евсевия, можно было и продолжать.

И точно таким же длинным получился бы перечень многочисленных скандалов и конфликтов, сотрясавших псковскую епархию все эти четверть века (причем, многие из них выходили в публичную плоскость и именно по ним общественность делала выводы о происходящем в церкви).

Как тут не вспомнить наделавшую много шума историю с появлением на «Мерседесе» Евсевия таблички «Владыка» вместо номера; агитацию священнослужителя не просто за действующего губернатора, а против его оппонентов на губернаторских выборах; защиту митрополитом священника, попавшегося на хранении наркотиков и огнестрельного оружия; предании анафеме журналистов (в том числе автора газеты коммунистов (!) Олега Дементьева), а также многие другие, мягко говоря, странные эпизоды и нетривиальные комментарии современных событий и исторических процессов.

Все это я вспоминаю не для того, чтобы представить эпоху Евсевия в исключительно негативном свете. Нет, такой цели не стоит. Конечно же, при подведении итогов следует сказать и о том, что за четверть века псковская митрополия прошла длинный путь и стала совсем иной.

В ней теперь девять монастырей, более ста шестидесяти храмов, больше сотни часовен. С начала 1990-х значительно увеличилось количество прихожан. Все это, разумеется, тоже итоги служения Евсевия на Псковской земле.

Разумеется, есть и те, кто всецело поддерживает архипастыря и не стесняется в его адрес добрых слов: мол, эти 25 сложнейших лет «на пике высочайшей ответственности, на пределе физических сил и духовных возможностей, по напряженности, по величию совершенных дел, равняются 100 годам человеческой жизни, потому что простой человек своими силами это совершить неспособен».

Однако всё это не отменяет сказанного выше — именно такое представление о псковской митрополии сложилось в общественном мнении. Многим казалось, что этот период не закончится никогда. Даже тогда, когда разговоры об уходе Евсевия стали звучать повсеместно и общим местом стало упоминать в этой связи о присланном год назад из столицы ныне епископе Гдовском Фоме (в миру Вадим Демчук), как о наиболее вероятном сменщике «вечного» Евсевия.

Однако вышло иначе. Постановлением Священного Синода на заседании под председательством патриарха Кирилла главой псковской митрополии назначен Тихон (Шевкунов). В масс-медиа его называют не иначе как «крайне влиятельным епископом», «духовником президента Владимира Путина» (правда, эта информация официально никем не подтверждается) и даже «возможным будущим патриархом». При этом важно отметить, что Тихон (Шевкунов) значительно младше своего предшественника, в 1980-е окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа», является автором разошедшейся астрономическими тиражами книги «Несвятые святые» и популярных документальных фильмов — всё это я к тому, что новый глава митрополии куда как более соответствует вызовам нового времени, чем Евсевий.

В связи с этим выглядящее весьма символическим возвращение Тихона «к истокам» на Псковщину (напомним, что в 1980-е он был трудником, а затем послушником Псково-Печерского монастыря, в дальнейшем был назначен настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, которое располагалось на месте нынешнего Сретенского монастыря в Москве) сопровождается ожиданием на, говоря современным языком, «перезагрузку».

По крайней мере, у многих вчера появилась надежда на то, что в будущем в Пскове изменится формат взаимоотношений Русской православной церкви и общественных институтов, что представители РПЦ будут более открытыми и терпимыми к тем, кто придерживается иной точки зрения, что станет иной позиция РПЦ по вопросам защиты памятников истории и культуры, и на многое-многое другое. Как напишется эта новая страница в истории псковской митрополии, зависит прежде всего от ее нового главы.

Андрей Степанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *