Архимандрит лазарь

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

Лазарь (Абашидзе-Десимон) (1959 — 2018), архимандрит, клирик Грузинской Православной Церкви, церковный писатель, публицист

В миру Михаил Петрович Абашидзе-Десимон (შიძე-დესიმონ), родился 23 июля 1959 года в городе Гагры (Абхазия). Семья была невоцерковленной. По окончании гагрской школы с русским языком обучения поступил в один из московских институтов на архитектурный факультет.

Во время пребывания в Москве чувство протеста против окружающее атмосферы, царящей в то время в обществе, побудило его присоединиться к молодежному движению хиппи (битников) (ჰიპურ — груз. «хипур»). Спустя несколько лет у своего друга он нашел Библию и церковный катехизис. Прочитанное произвело на него сильное впечатление, особенно глава пророчества Исаии о Страстях Спасителя. С того момента он со всей серьезностью стал интересоваться Православием.

11 марта 1984 года, в день Торжества Православия, в возрасте 24 лет он был крещен в московской церкви Ильи Пророка. После крещения священник спросил о его дальнейших планах, на что новокрещенный Михаил сообщил, что решил какое-то время пожить в монастыре.

Еще до крещения он интересовался пустынниками, жившими в ущелье реки Амткел в окрестностях Сухуми. Раньше он бывал у этого озера со своими друзьями и видел несколько пустых келий. Один из его друзей сказал ему, что в лесу недалеко от Тбилиси есть монастырь Бетания, где живут три монаха и Михаил решил пойти туда, пройти там послушание, изучить монашескую жизнь, а затем уединиться в сухумской пустыне . Бетания, которой отец Лазарь посвятил одну из своих замечательных книг («Бетания — «Дом бедности”»), стал первым мужским монастырем, который разрешили открыть в советское время в 1978 году.

20 марта 1984 года он поступил в монастырь Бетания, в котором установилась сосредоточенная монашеская молитвенная жизнь, благодаря архимандриту Иоанну (Майсурадзе) (+ 1957) и схиархимандриту Иоанну (Мхеидзе) (+ 1960), которые «работали в собственном монастыре экскурсоводами», скрывая подвиг поста и молитвы.

7 апреля 1986 года был пострижен в монашество архимандритом Иоанном (Шеклашвили) с наречением имени в честь Лазаря Четверодневного.

В том же году на Лазареву субботу был рукоположен во иеродиакона в Патриаршем кафедральном соборе католикосом-патриархом Илией II, а в праздник Пятидесятницы был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1987 году назначен настоятелем монастыря.

Отец Лазарь был первым, кто возродил школу грузинской иконописи. Им написаны многие общеизвестные иконы: из иконостаса Светицховели, икона Трех святителей в Сионском соборе, святого Георгия, апостола Фомы, большой Крест в Сионском соборе с изображением Распятия и Воскресения, большой запрестольный крест, который сейчас покоится в патриаршем Свято-Троицком соборе.

В 1990 году отец Лазарь расписал монастырскую часовню в честь святой грузинской царицы Тамары.

Много икон им написаны в главном храме Бетании, посвященном Иверскому образу Богородицы, в его иконостасе и т. д.

Весной 1991 года был возведен в чин архимандрита католикосом-патриархом Грузии.

Был игуменом Бетании до 14 января 1997 года.

Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Фото из грузинского православного интернет-журнала «Карибче»

В марте 1997 года в сопровождении двух послушников посетил Афон. Через полтора месяца вернулся в Грузию и 20 мая поселился в деревне Табарук, в доме, подаренном близким верующим человеком, где основал скит Рождества Богородицы. Осенью к нему вернулись двое духовных детей (один с горы Афон, другой после лечения тяжелой травмы). Осенью 1998 года вместе с духовными детьми он присмотрел место, расположенное на горе Кармель (კარმელის — Кармелис) возле деревни Табарук, где основал монастырь в честь Воскресения Христова (აღდგომის — груз. «Ахдгомис», от груз. «Ахдгома» — Пасха). В 1999 году в монастырь был принят третий послушник. Его личным примером и руководством братство с нуля возвело новую обитель. Отец Лазарь своими руками вместе со своими подопечными, а так же при участии близких монастырю людей, построил две церкви и две келии. Одновременно с этим тяжелым физическим трудом отец Лазарь писал книги и иконы.

В мае 2016 года у отца Лазаря была диагностирована диффузная мезотелиома плевры. От операции он отказался и более полутора лет фактически не лечился, за исключением одного периода приема средств народной медицины. Время от времени он отправлялся к источнику святой Нино, где он чувствовал облегчение. Через полтора года он начал проходить химиотерапию. После пяти курсов химиотерапии стали применять облучение.

14 августа 2018 года его состояние ухудшилось, и он был переведен в Тбилиси, в паллиативное отделение клиники «Niu vijens», где была оказана нужная помощь, и состояние, казалось, улучшилось. 16 августа он даже смог в небольшом количестве принять пищу. Близкие надеялись на улучшение, решили остаться в больнице до понедельника 20 августа.

Скончался в больнице 17 августа 2018 года в 7 часов 10 минут утра. Погребен 20 августа на горе Кармель в монастыре Воскресения Христова .

Архимандрит Лазарь хорошо известен читателю по многократно переиздававшимся книгам и статьям. Его книги посвящены насущным вопросам и написаны живым языком человека, говорящего от своего опыта. Он выступал с обличением духовных лжеучений, встречающихся в жизни современного христианина — экуменизма, оккультизма, индуизма, йоги.

Особенно непримиримую позицию отец Лазарь всегда занимал в отношении экуменизма. В 1997 году он стал одним из тех настоятелей монастырей и монашествующих, которые написали послание грузинскому католикосу-патриарху Илие II с требованием выйти из Всемирного совета Церквей. В 1997 году католикос-патриарх Илия II постановил выйти из ВСЦ.

Отец Лазарь боролся как против ереси, так и против раскола, никогда не прекращал евхаристической связи и поминовение патриарха . Он активно выступал против трагического факта — схизмы в Грузии, что подтверждается его трудами и письмами.

Сочинения

  • О тайных недугах души. М.: Сретенский монастырь, 1995
  • Таинство исповеди: О грехах явных и тайных недугах души. М.: Родник, 1995
  • Грех и покаяние последних времен. М.: Сретенский монастырь, 1995
  • Ангелу Лаодикийской церкви. М.: Сретенский монастырь, 1998
  • Бетания — «Дом бедности». М.: Изд-во Моск. подворья СТСЛ, 1998
  • О монашестве. М.: Сретенский монастырь, 1998
  • Пасха без креста, или Еще раз об экуменизме. М.: Изд-во Моск. подворья СТСЛ, 1998
  • В пещи Вавилонской. О грехе блуда
  • Грех Адамов: Возможно ли спасение некрещеных младенцев? М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2001
  • Новые дороги в ад: рок-музыка и наркомания. М.: Развитие духовности, культуры и науки: Аксиос, 2003
  • Новые дороги в ад: восточные культы. М.: Развитие духовности, культуры и науки: Аксиос, 2003
  • Голос заботливого предостережения: учение о послушании святителя Игнатия, епископа Кавказского, в свете аскетического опыта святых отцов последних веков. Саратов: Изд-во Саратовской Епархии, 2010
  • Мучение любви: келейные записки. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005
  • Горе миру от соблазнов. Москва: Духовное преображение, 2015
  • Душе, отягощенной духом уныния
  • Меч обоюдоострый

Использованные материалы

  • Скончался духовный писатель архимандрит Лазарь (Абашидзе) // Православие.Ru, 20 августа 2018 года:
  • Арсений (Галдавадзе), игумен с братией, «არქიმანდრიტ ლაზარეს (აბაშიძე) ბიოგრაფია» // Православный интернет журнал Xareba.net, 3 сентября 2018 года:
  • Арсений (Галдавадзе), игумен. Неустрашимый защитник Православия и традиционной морали // Православие.Ru, 4 сентября 2018 года:
  • Монастырь Бетаниа // Персональный сайт художника Бачана Цхвитава на сервере «Россия Православная»:

См. комментарии игумена Арсения, Православный интернет журнал Xareba.net, 3 сентября 2018 года:

С 17 мая 1997 года настоятели и монахи пяти монастырей (Шио-Мгвимского, Бетанийского, Св. Давида Гареджийского, Шемокмедского, Зарзмского) и многие приходские общины Грузии прекратили поминовение Патриарха-Католикоса Илии II (подробнее, см. «Раскольники-старостильники атакуют Грузинскую Церковь» // Электронная версия «НГ» (ЭВНГ). № 007 от 24 июля 1997 года: ). После выхода Грузинской патриархии из Всемирного совета Церквей это движение стало дробиться: часть его участников вернулась в патриархию, часть примкнула к грекам-старостильникам, а сторонники архимандрита Иоанна (Шеклашвили) в том же году после непродолжительных поисков перешли под омофор Бостонского митрополита Ефрема (т.нз. «Бостонский Синод», «Святая Православная Церковь в Северной Америке» — HOCNA). Подробнее, см. Слесарев А.В., «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции) // Из книги «Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008)». Москва, 2009 (электронная версия на официальном сайте Минской Духовной Семинарии):

. К читателю – 7_______ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ – 16_______О ГРЕХАХ – 34
Маловерие – 35
Суеверие – 37
Кощунство и божба – 39
Пренебрежение к церковной службе – 41
Немолитвенность – 42
Духовная прелесть – 45
Гордость и тщеславие – 48
Человекоугодие – 51
Гневливость, раздражительность – 54
Грех осуждения – 59
Уныние – 63
Грех празднословия – 65
Ложь – 67
Хищение – 69
Сребролюбие – 71
Чревоугодие – 73
Убийство и самоубийство – 79
Грех блудодеяния – 89_______СОВЕТЫ ГОТОВЯЩЕМУСЯ К ИСПОВЕДИ – 96_______КРАТКИЙ ОБЗОР НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ В НАШЕ ВРЕМЯ ГРЕХОВНЫХ УВЛЕЧЕНИЙ – 113
Рок-музыка – 114
Наркомания – 127
Современная магия – 137
Восточные культы – 148
Индуизм – 153
Йога – 164
Дзен-буддизм – 169
«Новое» религиозное сознание – 174
Маловерие и нецерковность – 182
Рассказ о мытарствах преподобной
Феодоры Цареградской – 199
Блудный грех – 217
Прелюбодеяние – 238
Пьянство – 243_______СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ПОУЧЕНИЯ О ПОКАЯНИИ – 256
Об исправлении сердца – 257
Что есть истинное покаяние – 280
О епитимии – 294
Как должно каяться – 300_______О ТАЙНЫХ НЕДУГАХ ДУШИ
Что особенно важно в начале духовной жизни – 316
Где и как научиться святому покаянию – 325
Скороди исцеляется душа – 364
Каковы особенности нашего времени – 378
Бояться ли ада «ревностным» христианам – 399
Как может самоуничижение уживаться с внутренним миром – 416
Как могут демоны, предлагая по видимому доброе, улавливать нас в свои сети – 422
Как различается добро евангельское от добра человеческого – 474
Когда наша ревность к христианским подвигам Богу не угодна – 486
Как внешнее христианское делание связано с внутренним – 501
Как мы можем ошибаться, думая, что имеем в себе истинную любовь к Богу – 506
Как можем мы обманываться в себе, думая, что имеем любовь к ближнему – 523
Как ревность душевная, плотская может представляться наружно ревностью святой, благочестивой – 544
Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры – 548
Полезно ли новоначальному христианину размышлять о высоких духовных предметах? – 560
Когда послушание бывает Богу не угодно – 567
Какие прельщения бывают при упражнениях молитвой – 576
От каких причин бывают слезы, и когда они правильны – 605
Что значит «трудиться безрассудно» – 615
Как смирение может быть ложным – 643
Как научиться распознавать хитросплетения страстей и козни лукавых духов – 649
Заключение – 669_______Приложение. ПРИМЕР ПОКАЯННОГО САМОВОЗЗРЕНИЯ
Из псалмов преподобного Ефрема Сирина – 679
Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова) – 690

17 августа почил архимандрит Лазарь (Абашидзе), клирик Грузинской Православной Церкви, ревностный служитель Церкви Христовой, поборник чистоты православной веры, тонкий церковный писатель и публицист.

Архимандрит Лазарь (Абашидзе) известен российскому православному читателю как автор книг «Грех и покаяние последних времен», «О тайных недугах души», «О монашестве», книг, удивительно своевременно вышедших в свет, по-настоящему необходимых едва ли не каждому современному христианину. Содержащие в себе важнейшие моменты святоотеческого учения о спасении, о внутреннем подвиге всякого желающего «жить благочестиво о Христе Иисусе», написанные языком простым и доступным, они предназначены для человека, родившегося и выросшего в нашем, двадцатом веке, – расслабленного, зачастую буквально парализованного грехом, совершенно далекого от жизни действительно духовной.

Архимандрит Лазарь, уроженец Абхазии, родился 25 июля 1959 года в г. Гагры. После получения светского образования принял монашеский постриг. В 1980-х гг. стал насельником монастыря Бетания (Грузия), в котором благодаря преподобным архимандриту Иоанну (Майсурадзе) и схиархимандриту Иоанну (Мхеидзе) в советское время сохранялась сосредоточенная монашеская молитвенная жизнь.

Бетания, которой отец Лазарь посвятил одну из своих замечательных книг («Бетания — «Дом бедности”»), стала первым мужским монастырем, который разрешили открыть в советское время в 1978 году.

Архимандрит Лазарь был игуменом этой святой обители с 1986 по 1997 год. В 1990 году отец Лазарь расписал часовню в честь святой грузинской царицы Тамары.

Царство Небесное и вечный покой новопреставленному архимандриту Лазарю!

Люди, не понимающие духовных основ того, что происходит в мире, судят о делах человеческих очень поверхностно, они разделяют деятельность человека на явно греховную, злую, и на добрую, похвальную — только по самому внешнему ее проявлению, стараясь провести между той и другой некоторую приблизительную границу, пользуясь самыми расплывчатыми, неустойчивыми мерками добра и зла- по законам мира. Мир же сам в себе не имеет той истины, которая открыла бы ему настоящую цену вещей; только один закон дает ясное определение тому, что есть грех, что есть благо, что есть что, — это закон евангельский. Законы мира сего иногда, в некоторых пунктах своих пытаются быть похожими на законы христианские, но это только по наружности; на самом же деле все там по-другому.

Человек, после своего падения хотя весь и поработился греху, стал уродливым, больным, озлобленным, но некоторые задатки естественного добра, вложенные при сотворении в него Создателем, еще сохранились, хотя и не имеют уже чистоты и святости, но растворены ядом греха. На этих-то жалких останках человек и стал строить свои учения о добром и нравственном, о любви и справедливости. Но такая оскверненная нечистотой «правда» человеческая не может научить его истинному добру, не может оживлять и исцелять душу, скорее вводит ее в великое заблуждение.

Люди неверующие тоже делают не мало красивых, будто даже похвальных дел, совершают многие добродетели, подвиги милосердия, любви, самопожертвования; иногда отдают жизнь свою ради народа своего или ради ближнего своего, дают последний кусок хлеба голодному, помогают друг другу в беде, жертвуют свое имущество на разные добрые дела; встречаются удивительные, даже героические поступки, можно привести такие примеры, что многие будут тронуты ими до глубины души. И все эти проявления добра, если они не основаны на Евангелии, если они вырастают не из глубины верующей христианской души, то все это, столь похвальное, — нечисто, осквернено падением, не имеет пред Богом той ценности, которую приписывают ему люди. Эту важную истину многие никак не могут принять сегодня; услышав сказанное, многие недоумевают, обижаются, некоторые гневаются.

И правда, слышится странно: человек совершает высокий подвиг, жертвует жизнью ради ближнего, умирает ради того, чтоб другой мог счастливо жить, — и за душу такого героя можно сомневаться, что она спасена; ему еще может грозить ад? Разве такой поступок не омывает всех грехов человека? — Звучит как будто жестоко. Но посмотрим с другой стороны: если этот герой не ради Христа, не по учению Евангелия, не из веры христианской почерпнул силы в подвиге, если не Христовой силой совершилось это самопожертвование, не во Имя Божие, то тогда выходило бы, что и без веры, и без Христова искупления человек может спастись; значило бы, что в самом падшем человеке сохранилась та сила и чистота, которые достаточны для его оживления, для того, чтоб ему самому вырваться из цепей греха. Тогда зачем понадобилась страшная Жертва Голгофская, зачем учение Христово, Евангелие, Церковь? Зачем таинства, молитвы, посты, подвиги христианские? Тогда было бы достаточно только одного желания нашего и усилия воли, даже и вера не нужна… Как же это?

Дело в том, что совершать добрые дела, прекрасные дела, похвальные дела и совершать дела веры — не одно и то же! Дела добрые, совершаемые без веры, без Бога, посвящены миру сему, от мира сего они и получают плату: славу, честь, почет. Славы вечной, небесной они чужды. А дела веры имеют внутреннее посвящение Богу, творятся с молитвой, с обращением к Богу, сколько возможно сокровеннее, чтоб ведал один Бог; такие дела имеют меньше впечатления внешнего, зато принимает их Господь, воздает за них славу в будущей жизни.

И вообще неправильно считать спасение души и наследие Царствия Небесного прямо зависящими от наших добрых дел. Бог милует человека и спасает не за его добрые дела, а за его верующее, сокрушенное и смирившееся сердце.Конечно, вера эта без дел быть не должна, да и не может, она обязательно воплотится в конкретные дела, и дела эти будут непременно самые добрые и святые, так как этим делам учит верующего Сам Господь.

Поэтому-то неправильно проповедовать людям абстрактное добро, учить их любить ближнего, быть милосердными, добрыми, не говоря при этом о том, что этого они никак не смогут сделать правильно, свято, богоугодно без учения евангельского, без Церкви, без благодати Святого Духа, которую они могут получить только в храме через святые таинства. Если этого не говорить, то люди будут думать, что они могут, если захотят, сами прекрасно решить свои проблемы — без Церкви, без таинств, без благодати Святого Духа, без Христа.

В миру совершаются часто добрые поступки, но еще чаще злые. И грехи мира гораздо изощреннее и разнообразнее, чем благие дела в нем. Эти грехи так близко прикасаются к тому добру, что как бы и нет между ними противоречия. Один и тот же человек, который похваляем всеми за свои добрые дела, тут же совершает множество гадких дел, на которые никто не обращает внимания. Герой мира совершает какой-либо удивительный самоотверженный поступок, а до и после него творит что-либо самое подлое и низкое. Таковы добродетели мира сего: здесь любовь и ненависть рядом, здесь самопожертвование, геройство, милостыня, и тут же — эгоизм, себялюбие, высокомерие. На самом же деле и то и другое зиждется на пагубных страстях. Добро там как будто существует для того, чтоб оттенять и придавать большую сладость греху, обострять его вкус. Само это добро пьет корнями своими оскверненную воду, тайные гордые, тщеславные помыслы тут же заглушают всякое искреннее, несколько возвышенное стремление души.

Говорит святитель Игнатий:

  • «Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения; он проповедует, трубит о себе, о делах своих, не обращая никакого внимания на воспрещение Господа (Мф. 6:1-18); ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде: признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных. Напротив того, делатель евангельских заповедей всегда погружен в смирение: сличая с возвышенностью и чистотою всесвятых заповедей свое исполнение их, он постоянно признает это исполнение крайне недостаточным, недостойным Бога; он видит себя заслуживающим временных и вечных казней за согрешения свои, за нерасторгнутое общение с сатаною, за падение, общее всем человекам, за свое собственное пребывание в падении, наконец, за самое недостаточное и часто превратное исполнение заповедей».
  • «Придет ли к тебе какая благая мысль, остановись, никак не устремись к исполнению ее с опрометчивостью, необдуманно. Ощутишь ли в сердце какое благое влечение, остановись: не дерзай увлечься им. Справься с Евангелием. Рассмотри: согласны ли со всесвятым учением Господа благая мысль твоя и твое благое влечение сердечное. Вскоре усмотришь, что нет никакого согласия между евангельским добром и добром падшего человеческого естества. Добро падшего естества перемешано со злом, а потому и само это добро сделалось злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешают ее с ядом. Хранись делать добро падшего естества! Делая это добро, разовьешь свое падение, разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами. Напротив того, делая евангельское добро, как истинный и верный ученик Богочеловека, соделаешься подобным Богочеловеку».

В каждом деле важно заглянуть в глубь сердца, в тайники сокровенных наших помыслов. Всякое дело, прежде чем мы на него решимся, бывает взвешено и расценено внутренними нашими силами, там происходит что-то вроде некоторого тайного совета: сердце говорит свои «за» и «против», ум — свои, чувства, плоть, наши страсти, привязанности, слабости — все здесь пытается вставить свое слово; и если на этом совете выносится суд справедливый, дело решается по Христовым законам, то оно будет совершаться во спасение души; если же будет допущено лукавствие в пользу какой-либо страсти, с тайной мыслью напитать эту страсть, то совершаемое дело, какой бы внешне благолепный вид оно ни имело, принесет душе скорее вред, чем пользу. И любой маленький и едва заметный поступок, шаг — всегда сопровождаются внутри нас этим внутренним посвящением во чье-то имя, совершаются ради земного или небесного, Божьего или человеческого. И часто само это посвящение имеет большее значение, чем совершаемое наружно дело, в нем-то и заключается главная цена совершаемого пред Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *