Архызские храмы

Памятники Всемирного Наследия ЮНЕСКО

Западный Кавказ

Обширный и одновременно компактный объект ЮНЕСКО Западный Кавказ — это почти не тронутые человеком высокогорный массив, расположенный в западной части Большого Кавказа примерно в 50 км к северо-востоку от Сочи в верховьях рек Малая Лаба и Белая. Центральное положение в объекте занимает один из старейших заповедников страны — Кавказский, расположенный на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики. Кроме того, в объект включены высокогорные участки, прилегающие к заповеднику с севера и северо-запада. Это природный региональный парк Большой Тхач и три памятника природы республиканского значения – Хребет Буйный, Верховья рек Пшеха и Пшехашха, и Верховья реки Цице.

Выделенная местность славится как самый крупный горно-лесной резерват Европы, где лесные зоны занимают не менее 60% всей площади. Нижние части горных склонов занимают широколиственные буковые, дубовые, кленовые, грабовые и каштановые леса. Выше появляются леса из хвойных пород – пихты и ели. На верхней границе на высоте 2 000 – 2 300 м они обрамлены переходными березовыми и кленово-буковыми криволесьями. Далее начинается субальпийский пояс с живописными высокотравными лугами и зарослями кавказского рододендрона. Еще выше – альпийский пояс низкотравных лугов. Выше 3 000 м преобладают снега, льды и каменистые россыпи.

В местной флоре отмечено свыше 3 тыс. видов, из которых около 500 признаны эндемичным, а около 150 – реликтами, в основном неогенового периода. Наиболее богатой и оригинальной, с повышенным процентом эндемиков, признана флора самой высокогорной зоны. Здесь зафиксировано около 900 видов сосудистых растений, что значительно выше аналогичного показателя других евразийских высокогорий. На территории объекта обитает около 90 видов млекопитающих, в том числе бурый медведь, волк, рысь, лесной кот, куница, кабан, серна, косуля, благородный олень, западнокавказский тур.

Особое место в экосистеме занимает кавказский зубр, некогда называемый горцами «домбаем». Кавказский зубр является горным подвидом европейского зубра, равнинный подвид которого обитает преимущественно в Беловежской Пуще. Практически истребленный в начале 1920-х гг., он был восстановлен благодаря учреждению Кавказского заповедника и принятию экстренных мер. Основу современного кавказского стада составляют гибриды – беловежско-кавказские зубры и зубробизоны. Тем не менее, внешне эти животные почти не отличаются от своих предков.

В заповеднике и его окрестностях находится более десятка вершин-трехтысячников, множество причудливых скал, глубоких ущелий, уникальные формы выветривания, водопады (до 250 м), высокогорные озера. Примечательны карстовые образования – пещеры, колодцы и полости с подземными реками, озерами и водопадами, как 15-километровое подземелье под горой Фишт. Стоит отметить глубочайшее (до 1 км) Абадзехское ущелье в верховьях реки Цице, а также уникальные находки ископаемых аммонитов в долине реки Белой, достигающих 1 м в диаметре.

По территории объекта проложено несколько туристических маршрутов, оборудованных обзорными площадками. Создан музей природы. Среднее время прохождения таких маршрутов составляет 4–5 дней. При этом самым популярным местом является район Красной Поляны, расположенный у южных границ заповедника.

О древних Византийских храмах.
Начну с сожаления, сожаления о том, что не побывала в этим местах раньше! Ведь от дома моих родителей древнее Аланское городище, предположительно город Магас находится на расстоянии не более 90 км, но мне о нем ничего не было известно. Почему-то на слуху названия поселков Домбай и Архыз, а вот про храмы сохранившиеся с 8-10 века я ничего не знала :((
И так по дороге на курорт Архыз, не доезжая до него 35 км туристов встречает небольшой рыночек и новый храм, на рынке продаются сувериры, шкуры, варенья, чай и тут же можно поесть хычины и другие прелести местной кухней. На пути в Архыз меня это место ничем не привлекло, но поворот на храмы я искала глазами, но не заметила, а этот рынок и есть хороший ориентир.
За новым храмом начинается подъем к Лику Христа, наскальной иконе обнаруженной только в 1999 году, много легенд ходит вокруг Лика от специальной рекламной фишки, для привлечения туристов, до исследования ученых, которые датируют изображение 7-9 веком.
Но к Лику мы не поднялись, но я бы рекомендовала, расскажу потом интересные истории.
Проехав рынок, метров через 300 будет поворот налево и мост через реку и закрытый шлагбаум, на указателе будет написано САО (как раз тот самый закрытый городок для ученых) объясняем охране, что едем к храмам и вам открывают ворота, через 100 метров поворот в Нижне Архызкий музейный комплекс (въезд 100 руб с человека) здесь можно припарковать машину и пройтись 2,5 км или можно проехать на авто до конечной точки маршрута. Мы поехали на авто, потому что дождь.
Немножко истории: в 10 веке здесь проходил шелковый путь, ведущий в Абхазию, по мнению ученых на этом месте до 13 века располагалась столица Аланского государства, предположительно город Магас, с населением 2 тыс человек, раскопки подтвердили крепкие связи горожан с Византией и очень высокий уровень развития ремесла, культуры и строительства, были найдены остатки городской кузни, судя по найденным предметам, горожане могли изготавливать стекло, драгоценные украшения и оружие из стали высокого качества.
В 1940 году при раскопках нашли древнее захоронение с большим количеством золотых украшений.
В 13 веке город был разрушен Тамерланом.
В 1897 году храмы были восстановлены и в городище поселились монахи и открылся мужской монастырь.
В 1918 году всех монахов расстреляли и не разрешали хоронить, их трупы долго лежали по берегу реки и земля пропитывалась кровью…..
Сегодня сохранилось 3 храма. Мне понравилась фраза из путеводителя: проектно-сметной документации храмов, до наших дней не сохранилось… И так храмы: Северный, Средний и Южный.
На территории городища отчетливо видны улицы и фундамент древних домов, мосты, а так же сохранился источник ( по некоторым данным для крещения), статуя воина и солнечные часы.
Храмы очень впечатляют, каждый по своему, расскажу про Южный. Южный храм — это самый древний действующий христианский храм на территории России (википедия согласна со словами местных) здесь мы познакомились с матушкой, которая по воли Божьей задержалась, она рассказала много прекрасных и ужасных историй про это место, но о них, я пожалуй буду рассказывать только в личных беседах.
Если Вы захотели в Архыз, жмите лайк ;)) это и есть главная цель моих писанин, правда меня смущают мои френдессы фейсбучные лана волошина Юлия Князева Дарья Черкашина, у которых слог поинтереснее моего

Древнейшие аланские храмы в Карачаево-Черкесии — Архызские храмы.

По мнению ряда исследователей на территории современной Карачаево-Черкесии в районе Архыза располагалась столица средневекового государства Алания. И хотя пока это относится лишь к разряду научных споров безусловно одно – в районе современного Нижнего Архыза республики в древности располагался духовный центр христианского населения Северного Кавказа. Особо среди архитектурных памятников раннего христианства здесь необходимо отметить храмы Архыза – Северный, Средний и Южный, которые ученые называют Зеленчукскими храмами.

Северный храм Архыза

Самый крупный и средневековых храмов Северного Кавказа. Датируется примерно началом 900-х годов нашей эры. Кафедральный храм Аланской епархии. Есть мнение что посвящен Николаю Чудотворцу.
Длина — 25,50 м, ширина с притворами — 19,50 м. Без притворов здание северного храма Архыза строго пропорционально — длина с нартексом 21м, ширина 10,50 м. Кладка выполнена римско-византийским способом из крупных тесаных песчаниковых плит и квадров на прочном известковом растворе, с бутобетонным заполнением между панцирями.

В плане этот храм Архыза трехнефный, трехапсидный, крестовокупольный. Интерьер разделен на три нефа двумя парами мощных пилонов, несущих кирпичные подпружные арки и паруса, держащие барабан главы. Средний неф шире боковых, (средняя апсида выдвинута в сравнении с боковыми). С севера, юга и запада к храму примыкают открытые притворы для размещения в них новообращенных и кающихся.

В восточных стенах северного и южного притворов северного храма Архыза устроены полуциркульные ниши, напоминающие апсиды для свершения мелких треб новообращенными, но еще не получившими право входа в храм. В центральной апсиде открыт облицованный цемянкой трехступенчатый синтрон и двухступенчатая солея, отделявшая алтарную часть храма.

На синтроне северного храма Архыза во время службы размещался церковный клир. В нартексе должен был находиться второй этаж — хоры, опиравшиеся на две кирпичные арки. На хоры вела деревянная лестница, пристроенная к северной стене нартекса и начинавшаяся с небольшой каменной паперти в северо-западном углу.

В этом углу и рядом с папертью четырех находится древняя крещальня северного храма Архыза — кубический резервуар из пяти тщательно подогнанных плит — четыре стеновых, пятая плита пола с отверстием для спуска воды диаметром 5 см. Размеры резервуара по плитам: западной — 1,32 x 72, восточной — 72 x 50, северной — 1,0 x 90, южной — 1,32 x 88 см, плита пола — 90 x 72 см. Изнутри и снаружи плиты были облицованы коричнево-розовой цемянкой.

Средний храм Архыза

Датировка строительства среднего храма Архыза точно неизвестна, но не позже середины 10-го века. Расположен, примерно, в километре южнее Северного. Уступает ему в размера и архитектурной сложности. Длина — 21,50 м, ширина — 13,25 м, высота от пола до пяты купола — 15 м. Кладка среднего храма Архыза выполнена римско-византийским способом из крупных тесаных песчаниковых плит и камней на известковом растворе, с бутобетонным заполнением между панцирями. Из кирпича сложены только подпружные арки, арки в конхах и некоторые арочные завершения проемов.

В плане средний храм Архыза представляет трехапсидное, крестовокупольное и бесстолпное здание; восточными устоями служат алтарные простенки, западными — стены храма. Подпружные кирпичные арки опираются на вмонтированные в них импосты и несут цилиндрический барабан с низким куполом.

Подкупольный квадрат имеет правильную форму со сторонами 3,80 м. Западный рукав открыт и сильно вытянут за счет нартекса и единственного (с западной стороны) притвора. В нем находится главный, портальный вход в средний храм Архыза высотой 5,40 м.
Центральная апсида этого храма Архыза несколько выдвинута по сравнению с боковыми и прорезана тремя окнами. В поперечный неф — трансепт с юга и севера ведут два входа с люнетами подковообразной формы. Интерьер освещался 25 узкими окнами и люнетами входов, причем световой центр приходился на подкупольный квадрат. Объемы среднего храма Архыза представляют крестообразный массив, господствующий над пониженными помещениями апсид и притвора. Средний храм Архыза, как и Северный храм Архыза, покрыт хорошо сохранившимися каменными коробовыми сводами с двускатным и односкатным покрытием из тонких плит, положенных с напуском. В прошлом данный храм Архыза был богато украшен фресками, которые в 19-м веке заштукатурили монахи местного монастыря во время ремонта.

Южный храм Архыза

Второе название южного храма Архыза — Ильинская церковь, так как посвящена пророку Илие. Единственный действующий храм из Зеленчукской группы. Находится непосредственно на территории Нижнее-Архызского городища

Датировка точно неизвестна, но не позже второй половины 10-го века.
Небольшая четырехстолпная крестовокупольная церковь. Длина 7.7 м, ширина 6.16 м. Сложен, как и остальные храмы Архыза римско-византийским способом, но более грубо. Особенностью южного храма Архыза является овальная форма барабана.
Судя по скромным размерам и месторасположению являлся домовой часовней какого-то знатного и богатого жителя древнего города.

Зеленчукские храмы строились под влиянием византийских форм пришедших в Аланию из древней Абхазии поэтому отличаются от архитектурных форм Северо-Кавказского зодчества того времени.

Древние аланские храмы X века – популярная туристическая достопримечательность Карачаево-Черкесии. Фото /PhotoXPress.ru

В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) находятся христианские святилища, воздвигнутые в период средневекового Аланского царства, окончательно разрушенного в XIV веке Тамерланом. Археологи считают, что эти храмы были воздвигнуты в VIII–XI веках и относились к Аланской епархии Константинопольского патриархата. В обиходе историков и политологов за храмами закрепился обобщающий термин «аланское наследие».

В Нижне-Архызском городище, если верить арабскому историку X века Абд аль-Хасану Масуди, располагалась столица Аланского царства Маас (Магас). До наших дней от древней Алании в городище полностью сохранились три храма, которые археологи называют Зеленчукскими, – Северный, Средний и Южный, а также 11 однонефных разрушенных или полуразрушенных церквей. В 7 км от райцентра Карачаевск, на горе Шоана возле села Коста Хетагуров, стоит древнеаланский храм Святого Георгия, или Шоанинский храм.

До 1917 года аланское наследие опекалось Александро-Невским Зеленчукским монастырем, а сейчас относится к музейному фонду КЧР. Карачаевцы, мусульмане по вероисповеданию считают себя потомками древних аланов, а памятники алан – достоянием своего народа (см. «НГР» от 16.11.16). Свои права на аланское наследие доказывают и осетины. В Шоанинском храме и возле него осетины со всей России отмечают национальный праздник Джеоргуба (день святого Георгия), проводимый в конце ноября каждого года.

Исповедующие православие осетины более 20 лет требуют, чтобы древний комплекс передали осетинской общине для богослужебных нужд. «Для нас храм является не только памятником культуры, но и святым местом, куда регулярно наши односельчане и паломники со всего мира приезжают помолиться. Мы убеждены, что на территории храма не должно вестись коммерческой деятельности», – писали в 2018 году главе КЧР Рашиду Темрезову осетины – переселенцы из КЧР. В 2017 году в КЧР стали муссироваться требования мусульманских активистов переделать аланские храмы Зеленчукского района в мечети, и это вызвало беспокойство Аланской епархии, действующей в Республике Южная Осетия (РЮО). Напомним, в РПЦ не признают Аланской епархии, так как считают РЮО канонической территорией Грузинской православной церкви.

Относящаяся к РПЦ Владикавказская епархия по аланскому наследию официально сформулировала следующую позицию: епархия решает вопрос с аланским наследием только путем компромисса с властями и общественностью КЧР. Ранее тогдашний епархиальный архиерей Северной Осетии архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) (ныне митрополит Казанский) выражал беспокойство состоянием православия в КЧР в связи с поджогами экстремистами действующих православных храмов. Но от ультимативных выражений Феофан воздерживался. «Разные СМИ любят говорить, что это такие-сякие мусульмане. Так нельзя делать. Есть абсолютно честные верующие простые люди, никакого отношения не имеющие к реакционно-экстремистским вылазкам. Мы – многоконфессиональная, многонациональная великая Россия и Северный Кавказ. Хочу высказать свою позицию: нет экстремизму, и думаю, что в этом плане мы вместе с нашими мусульманскими лидерами будем говорить на эту тему, потому что только вместе можно противостоять таким вылазкам», – сказал Феофан (Ашурков) в 2010 году в интервью РИА Новости. Журналистами было отмечено, что значительную часть своих преступлений против православных КЧР экстремисты приурочивали к дням празднования осетинами Джеоргуба.

По информации осетинских СМИ, Минкультуры КЧР не может проводить комплексной реставрации аланского наследия: это дотационный регион, бюджет Минкультуры ограничен. Шоанинский храм находится в относительно неплохом состоянии благодаря волонтерам-осетинам, говорит экскурсовод из КЧР, историк Инна Очкасова. «Осетинская община взяла благоустройство в свои руки. Хотя полностью им не дают это делать, например не дают поставить алтарь. Когда в минувшем году в Ильинском храме (Южный Зеленчукский храм. – «НГР») общиной за свой счет был сделан пол и минимальный ремонт, то поднялся скандал по поводу того, как «посмели испортить памятник архитектуры». Но пол уже проваливался, ходить там было невозможно, люди падали, но никто ничего не делал», – цитируют Очкасову СМИ Северной Осетии.

В качестве компромиссной меры многие православные активисты из КЧР предлагают передать аланское наследие Пятигорской и Черкесской епархии РПЦ – структуре, отстраненной от периодически обостряющихся карачаевско-осетинских исторических и политических споров. С этим в беседе с «НГР» согласился профессор МГЛУ, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев: «Прекрасно можно понять желание тех же православных осетин Северной Осетии, чтобы древние храмы в КЧР отошли в духовное окормление к Владикавказу. Но это невозможно. Время, когда КЧР и Северная Осетия относились к одной епархии, закончилось еще в 2011 году. Аланские храмы в КЧР относятся к канонической территории архиепископа Пятигорского. Спор насчет того, кто должен быть хозяином этих храмов, РПЦ или власти КЧР, тянется как минимум 20 лет. Для властей КЧР эти храмы – символ древней государственности аланов-карачаевцев и доходная статья бюджета от туризма, что для небогатой республики очень актуально. Согласно Федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», принятому в 2010 году, храмы должны быть переданы Пятигорской епархии РПЦ. Но передаче мешают карачаевские националисты, которые шантажируют власти тем, что после передачи церкви аланского – то есть карачаевского – наследия в КЧР начнется гражданская война. От карачаевских националистов можно услышать, что аланские храмы – это карачаевские древние памятники иного назначения. В итоге древними сооружениями никто толком не занимается, они приходят в упадок. Чтобы их отреставрировать, надо окончательно урегулировать их правовой статус».

РПЦ не имеет к этим храмам никакого отношения, сказал «НГР» главный редактор выходящей в КЧР информационно-аналитической программы «Черный куб» Владимир Биджиев: «Это исторические памятники карачаевского народа и должны оставаться таковыми в рамках республиканского музея. Мы, карачаевский народ, против передачи этих храмов РПЦ. Подчеркну – против передачи любой из ее епархий, что бы ни говорили некоторые эксперты, рассуждая о том, какой епархии будет проще отнять историко-культурное наследие нашего народа. Передача народного достояния может привести к серьезным волнениям». Биджиев уточнил, что у карачаевского народа нет претензий к осетинскому народу: «Мы против того, чтобы осетинское меньшинство КЧР решало судьбу исторического наследия карачаевского народа. За передачу храмов в подчинение РПЦ выступают некоторые одиозные активисты села Коста Хетагуров. Село названо в честь осетинского поэта и считается осетинским. Но по факту сегодня там осетин около 40–50%, а остальные жители – карачаевцы и русские. В этом селе стоит памятник Косте Хетагурову, он стал местом паломничества осетин. Был случай, когда в село съехалось много людей из Северной и Южной Осетии, и на культурном мероприятии в честь Косты Хетагурова зазвучали политические требования, притом что осетины не титульный народ в Карачаево-Черкесии. Естественно, молодежи республики это очень не понравилось».

«В КЧР многие считают, что за планом передачи карачаевского наследия РПЦ стоит сам глава республики Рашид Темрезов. Отработавший на своем посту два срока, он хочет идти еще на один срок. РПЦ – влиятельная структура. Я часто слышу, что, продав им наше наследие, глава КЧР хочет заручиться помощью руководства РПЦ в попытке остаться еще на один срок. В 2018 году Темрезов вывел храмы из структуры государственного музея-заповедника в пользу Аланского христианского центра (АХЦ), подотчетного Министерству туризма КЧР, тем самым практически лишив их музейного статуса. Сегодня они не переданы церкви только благодаря тому, что все понимают, что это может кончиться конфликтом. Темрезов поставил перед АХЦ задачу по реставрации и благоустройству храмового комплекса. Но за время существования этого центра сделано очень мало. Это, кстати, один из любимых аргументов руководства РПЦ, когда они требуют передать им храмы, они говорят, что республика не заботится о них. В 2002 году студенты из КЧР всех национальностей собирали деньги на реставрацию этих храмов и вместе их ремонтировали по мере своих сил», – говорит Владимир Биджиев.

«Наш университет тесно сотрудничает с Минкультуры КЧР по поводу аланских храмов, – сказал «НГР» профессор Северо-Кавказского федерального университета в Пятигорске Арушан Вартумян. – Замминистра культуры КЧР беспокоится насчет состояния комплекса. Убежден, что эти древние храмы не могут быть переданы РПЦ. Они были возведены задолго до крещения Руси. Как дербентская церковь IV века времен государства Кавказская Албания, который я лично раскапывал, или храм Тхаба-Ерды VIII века в Ингушетии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *