Армавирская епархия официальный

Адрес: ул. Луначарского, 185. Тел. 8 (86137) 4-64-83

Дата освящения: 26 мая 1916 г.

Историческая справка

В 1898 году в Духовную Консисторию поступило первое прошение о строительстве новой церкви в селе Армавир. В 1905 году архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор лично направил ходатайство начальнику Кубанской области с просьбой «…оказать содействие в отводе на одной из площадей села Армавир удобного место под постройку храма». Но только через пять лет сельский сбор пошел на уступки и постановил «…отвести в бессрочное и безвозмездное пользование и распоряжение православных прихожан исключительно под постройку храма, церковных строений и школы плановое место в квартале № 171 на углу улиц Маломинской (нынешняя ул.Луначарского) и Хуторской (нынешняя ул. Разина)». В апреле 1911 г. место будущего храма было освящено, а архитектором был назначен Георгий Акобжанов. Но епархиальное начальство дало добро на постройку не церкви, а только молитвенного дома. И 22 июля 1912 г. было задокументировано: «…при громадном стечении богомольцев, в присутствии администрации и войск произведена закладка молитвенного дома в селе Армавир во имя Святой Троицы».

К осени 1914 года храм был построен, оставалась только внутренняя отделка. Но грянувшая Первая мировая война остановила строительство.

И лишь в 1915 г. комитет сделал некоторые отступления от первоначального проекта. Благодаря которым архитектору Акобжанову вместо молитвенного дома в 1916 году удалось возвести именно церковь.

В газете «Отклик Кавказа» даже есть упоминание об этом событии: «В 1916 году 26 мая под колокольный звон нового храма преосвященный епископ Михаил Александровский совершил его освящение, литургию и молебен о здравии Государя Императора и Государыни Императрицы».(Иванов Е. Арм. соб., №№ 85, 87, 88)

7 ноября 1916 г. Духовная Консистория решила закрыть 4 штат в Николаевкой церкви и перевести священника этой церкви Александра Уколова в Троицкую церковь, который и стал первым ее настоятелем.

В феврале 1917 года Александр Уколов представил в Духовную Консисторию рапорт о том, что «во вновь священной церкви г. Армавира во имя Свято и Живоначальной Троицы в настоящее время совершаются все богослужения и удовлетворяются все религиозные нужды прихожан. (ГАСК, ф. 135, оп. 75, д. 234)

В 30-е годы из пяти действующих в Армавире православных церквей Свято-Троицкая церковь осталась единственной. Остальные после революции были закрыты и разрушены.

При советской власти, в период воинствующего атеизма Троицкий храм действовал недолго. В 1939 году он был закрыт и разобран до карнизов. Однако уже в 1943 г., когда государство смягчило свою политику в отношении церкви, здесь вновь возобновились службы. Усилиями священника Леонида Дмитриевского и простых прихожан Троицкий храм был восстановлен и около полувека оставался единственным очагом православия в нашем городе.» (С. Ктиторов.Юбилейные вехи 2012-го // Армавирский собеседник. – 2012. – 18 дек. – С. 7.)

В 1942 г. разрешили службы в храмах. Тогда свое второе рождение получил и Свято-Троицкий собор. Его настоятелем был назначен протоиерей Леонид Дмитриевский. За восемь лет его служения с помощью верующих полуразрушенная церковь была полностью восстановлена. За свои заслуги перед Отечеством и церковью отец Леонид удостоен многих наград и занесен в книгу «Именитые граждане Армавира».

С 1991 года бессменным настоятелем храма служит протоиерей Сергий Токарь, под руководством которого старинный и обветшавший храм на глазах превращается в величественный собор.

Сегодня, как и сто лет назад, реконструкция собора идет за счет пожертвований. Новый проект позволил возвести три престола, три алтаря и в три раза увеличить сам храм. Сейчас идут работы на кровле по возведению двенадцати куполов.В 1995 году благодаря приходу в храме восстановили колокольню.

При соборе открыта воскресная школа. В 1993 году на территории храма был открыт Православный социальный институт. Идет работа в храмовом реабилитационном центре с наркозависимыми и алкоголиками.

Вот уже сто лет стоит храм и хранит память обо всех, кто когда-то так или иначе прикоснулся и был причастен к его богатейшей истории.

К 100-летнему юбилею собора подарком станет его полная реконструкция. Работы планируются завершить в 2016 году.

Свято-Троицкий храм

Краткая летопись

Хлопоты о постройке церкви

1892, 29 ноября. В Армавире освящена первая православная церковь – Николаевская.

1898. Газета «Кубанские областные ведомости» за 25 февраля и 31 мая, обсуждая вопрос о том, что православное население села Армавир значительно увеличилось, и одна Николаевская церковь не способна удовлетворить его религиозные нужды, указывала на «настоятельную нужду в постройке второй православной церкви”» (О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 26 мая (№ 92). – С. 3).

К следующей дате необходимо пояснение: по инициативе и на пожертвования ремесленников Армавира была построена Николаевская часовня (освящена 6 декабря 1903 года). Прихожане хлопотали о пристройке к ней алтаря и преобразовании в церковь.

1904, 27 апреля. Духовная консистория решила: «Так как ни областное правление, ни общество с. Армавир не согласны на прирезку земель под пристройку алтаря к часовне, и начальник Кубанской области не находит возможным преобразовать часовню в молитвенный дом или церковь, то ходатайство ремесленников оставить без последствий. Принимая во внимание количество населения в с. Армавир, вследствие чего является необходимость в строительстве новой церкви, просить атамана отдела расположить общество с. Армавир приступить к постройке другой православной церкви» (О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 1 июня (№ 96). – С. 2).

1904, 3 декабря. Атаман Лабинского отдела уведомил консисторию о том, что жители с. Армавир православного исповедания могли бы собрать средства на постройку новой церкви в селе, если бы общество коренных жителей, состоящее из армян, отвело для постройки церкви место на одной из площадей. Но получить согласие этого общества на отвод места пока не представлялось возможным. Поэтому вопрос о постройке церкви атаман считал необходимым отложить. (О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 1 июня (№ 96). – С. 2).

1905, 7 марта. Архиепископ Ставропольский и ЕкатеринодарскийАгафодор направил ходатайство начальнику Кубанской области, в котором просил его «оказать содействие в отводе на одной из площадей с. Армавир приличного и удобного места под постройку второго православного храма, существенно необходимого для многочисленного православного населения с. Армавир».(О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 7 июня (№ 100). – С. 2). Но вопрос о строительстве второй церкви так и не нашел своего разрешения, поскольку армянское общество не давало согласия на отвод избранного православным обществом места для ее постройки – на площади у кургана, за полотном железной дороги (на этом месте сейчас Комсомольский сквер).

1910, 12 декабря. Сельский сход села постановил: «Находящееся в селе Армавир в квартале № 171 на углу Маломинской и Хуторской улиц плановое место отвести в бессрочное и безвозмездное пользование и распоряжение общество православных прихожан с. Армавир, исключительно под постройку православного храма, церковных строений и школы, без права отчуждения в постороннее пользование».(О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирснпкий собеседник. – 1994. – 7 июня (№ 100). – С. 2).

1911, 1 июля. Духовная консистория определила: «…разрешить прихожанам Николаевской церкви с. Армавир построить молитвенный дом-школу на изысканные ими средства на отведенном месте (угол Маломинской и Хуторской улиц) по представленному плану постройки и выдать книгу для сбора пожертвований на постройку оного» (О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 7 июня (№ 100). – С. 2).

Строительство и освящение храма

1911, 2 августа. Консистория направила проект школы-церкви в строительный отдел Кубанского областного правления для проведения технической экспертизы. Строительное отделение затребовало в дополнение генеральный план местности. Поэтому экспертиза затянулась на полгода.(О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 7 июня (№ 100). – С. 2).

1912, 7 мая. Строительное отделение Кубанского областного правления утвердило проект молитвенного дома и разрешило его строительство.(О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 7 июня (№ 100). – С. 2). Епархия согласно определению от 28 мая-2 июня разрешила постройку нового молитвенного дома под наблюдением архитектора Георгия Ивановича Акобжанова и с соблюдением всех установленных правил.(О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. –9 июня (№ 102). – С. 3).

1912, 3 августа. Благочинный округа Г. Осецкий направил в духовную консисторию рапорт: «Имею честь почтительнейше донести Вашему Высокопреосвященству, что мною 22 июля с. г., при громадном стечении богомольцев, в присутствии местной администрации и войск, произведена закладка молитвенного дома в селе Армавир во имя Святой Троицы».(О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 9 июня (№ 102). – С. 3).

1913, 18 сентября. Уполномоченный попечительства по постройке храма ЗахарийДерека направил в Кубанское областное правление проект пристройки колокольни и купола для церкви во имя Святой Троицы. (О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 9 июня (№ 102). – С. 3).

1914, 2 сентября. Из рапорта благочинного в консисторию: «Имею честь почтительнейше донести , что вновь строящийся храм во имя Святой Троицы в Армавире с наружной стороны окончен, остается внутренняя отделка». (О православных храмах Армавира / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994. – 9 июня (№ 102). – С. 3).

Труды и дни Троицкой церкви

1916, август. Прихожане Троицкой церкви отправили архиепискомуАгафодору прошение с просьбой «…ускорить открытие прихода при Троицкой церкви и назначения самостоятельного причта». (Иванов, Е. О православных храмах Армавира // Армавирский собеседник. – 1994. – 17 июня (№ 107). – С. 3).

1916, 7 ноября. Духовная Консистория решила закрыть четвертый штат в Николаевской церкви и перевести священника этой церкви Александра Уколовав Троицкую церковь.

1916, май – вторая половина 1930-х годов. В Троицкой церкви велась служба, совершались требы.

1938, февраль. Из документов архива бюро технической инвентаризации г. Армавира (дело № 4189, том 195) следует, что церковь уже «закрыта из-за неуплаты налогов со строений», а из земельного надела, принадлежавшего раньше церкви, выделяется самостоятельный земельный участок. (Под гнетом идеологии / И. Зирин, Ф. Блаженко // Армавирский собеседник. – 1996. – 31 мая).

1938-1939 годы. Троицкая церковь была разобрана до карнизов: здание лишилось купола и колокольни. Помещение храма стали использовать под склад, в котором хранилась пшеница. (Под гнетом идеологии / И. Зирин, Ф. Блаженко // Армавирский собеседник. – 1996. – 31 мая ; Очаг православия / С. Ктиторов // Армавирский собеседник. – 2012. – 18 дек. – С. 7).

1944, 22 февраля. Между Армавирским городским исполнительным комитетом Советов депутатов трудящихся и Троицким православным религиозным обществом г. Армавира заключен договор о передаче религиозному обществу «в бессрочное и бесплатное пользование для удовлетворения религиозных потребностей верующих здания Троицкого храма (угол улиц Луначарского и С. Разина) со всеми зданиями и культовым имуществом». (Возрождение: Троицкая церковь в период с 1943 г. / И. Зирин, Ф. Блаженко // Армавирский собеседник. – 1996. – 1 июня. – С. 2).

1993. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II открыт Армавирскийправославно-социальный институт. Учредитель АПСИ – митрополит Исидор – назначил его ректором о. Сергия Токаря. (Он не пройдет мимо чужой беды: настоятель Свято-Троицкого собора Сергий Токарь // Армавирский собеседник. – 2010. – 29 сент. – С. 3).

Возможно, 12 июня (Пусть будит в людях веру в добро: к празднику Троицы планируется закончить строительство и освятить колокольню Свято-Троицкого храма / Е. Мельникова // Армавирский собеседник. – 1995. – 26 мая. – С. 3).

2005.Создан православный духовно-оздоровительный реабилитационный центр священномученика Михаила Лекторского. Его руководитель – о. Сергий Токарь. (Он не пройдет мимо чужой беды: настоятель Свято-Троицкого собора Сергий Токарь // Армавирский собеседник. – 2010. – 29 сент. – С. 3).

2014, 22 декабря. Настоятелем Свято-Троицкого собора стал Преосвященный епископ Армавирский и Лабинский Игнатий.

Устав воссозданного Николаевского прихода в Армавире был зарегистрирован 2 июня 1992 года. 19 апреля 2004 года состоялась первая литургия в возрождаемом большом храме Николы Угодника. 5 февраля 2012 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) в сослужении с духовенством епархии совершил освящение законченного строительством Николаевского храма города. Ещё до того, как состоялось освящение главного престола, в его левом приделе – пристроенном к основному объёму четверике, завершённом световым барабаном-восьмериком с луковичной главкой синего цвета – иерейским чином был освящён престол в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2013 году в главном приделе храма был установлен трёхъярусный иконостас, который составили 46 икон.

По представлению епископа Армавирского и Лабинского Игнатия (Бузина) указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 сентября 2014 года Николаевский храм получил статус кафедрального собора.

Бесстолпный, трёхапсидный, двухпрестольный пятый Николаевский храм Армавира построен в формах, близких южнорусскому зодчеству, стилистике так называемого «казацкого барокко» – при взгляде на него сразу вспоминаются храмы Киево-Печерской лавры (Крестовоздвиженский над Ближними пещерами, Богородицерождественский рядом с Дальними) или, скажем, киевский Софийский собор, или даже первые, казачьи, церковные постройки Екатеринодара. Совершенно типичными для этой архитектурной манеры являются завершения Никольского храма: пять стилизованных бань над основным объёмом, две бани над трёхчастной звонницей и одна над южным притвором. Особенно характерна центральная баня, составленная из целых трёх ярусов: на самый нижний, короткий, приплюснутый восьмерик, завершённый восьмигранным куполом-полусферой, посажен ещё один барабан с таким же куполом, а на него – третий, уже слепой и круглый, увенчанный круглым же куполом, который венчается уже луковичной главкой золотого цвета на короткой шейке, при этом диаметр луковицы – меньше диаметра барабанов.

Имеющий очевидные южнорусские черты завершений, Никольский собор, тем не менее, нельзя считать однозначным представителем архитектурной линии казацкого барокко. Если для последнего характерны прямые и зачастую составные профилированные карнизы основных объёмов построек, то фасады основного объёма Никольского храма имеют… типично великорусские формы – разделённые на традиционные три прясла его стены завершены килевидными закомарами. Следовательно, вернее всего говорить об эклектическом архитектурном облике этого храма, а если попытаться определить своеобразный стиль постройки, то его можно назвать «русско-казацким».

Селиверстов А.В. Все храмы края. Том 1. Краснодар.2016. Стр. 52–54, 64–67.

09:18 pm — Храм Рождества Христова. Армавир, апрель 2015


Город Армавир, вместе с пригородными сельскими округами образующий муниципальное образование со статусом самостоятельного городского округа в пределах Краснодарского края, четвёртый по количеству жителей город края, начал своё существование 21 апреля 1839 года в качестве Армянского аула.
Первыми жителями основанного волей командующего Кубанской линией генерал-майора Г. Х. Засса поселения стали горские армяне (черкесо-гаи, черкесские армяне), пожелавшие переселиться с гор, где они в продолжение уже нескольких веков жили среди черкесов, на равнину близ впадения Урупа в Кубань – на левый берег последней под защиту русской крепости Прочный Окоп. В 1848 году Армянский аул в память о первой столице Армянского царства получил название Армавир.
23 марта 1914 года особым указом русского императора Николая II Александровича село Армавир получило городской статус.
В 2000 году, то есть в год празднования великого Юбилея, в армавирском микрорайоне «Черёмушки», в небольшом, приспособленном для совершения служб здании клуба заводского общежития, был создан приход во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Рождества.
В 2004 году приходу был выделен участок для строительства здания храма. Летом 2015 года возведение каменного храма, представляющего редкий для края образец церковной постройки в «раннемосковском» стиле, находилось в завершающей стадии.
При проектировании храма его автор (архитектор Ф. И. Афуксениди), наверняка, вдохновлялся формами собора Спаса Нерукотворного Образа в московском Спасо-Андрониковом мужском монастыре. При этом речь не идёт о копировании уже известных форм: выбеленный после постройки кирпичный одноглавый Рождественский храм является примером самоценного продолжения архитектурной традиции 600-летней давности. Отметим позакомарное завершение не только фасадов высокого четверика, но и всех трёх частей алтарной апсиды, а также спокойные, плавные формы трёхлопастной закомары, завершающей фасад массивного западного притвора. Экстерьер церкви богато украшен традиционными для подлинно-русского храмового зодчества элементами, среди них: многочисленные ширинки с помещёнными в них крестами, горизонтальные тяги, плоские пилястры, наличники. Три – южный, западный и северный – перспективных портала традиционно обрамлены украшенными дыньками полуколоннами, завершающимися килевидными арками.
Подробнее:
Селиверстов А. В. Все храмы края. Том I. Краснодар, 2016. С. 68, 70–72.
17 апреля 2015 года.
Вид с юго-западной стороны:

Вид с юго-восточной стороны:

Вид с восточной стороны:

Южный портал:


Алтарные апсиды:

Вид с юго-западной стороны:

Внутренний вид:
Причтовый дом:

Tags: Армавир, округа и районы: Армавир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *