Армянская апостольская

Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский и президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев встретились с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II в Кафедральном соборе города Эчмиадзина, расположенном в 23 километрах от Еревана. По словам Гарегина II, этот собор является душой Армении.

Андрей Кричевский и Сергей Матвеев говорили с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян о возможностях изменения траектории развития экономики страны, переходе от ресурсной модели к экономике человеческого капитала, подразумевающей сохранение национальных достояний культуры вкупе с использованием знаний и талантов людей.

«В ходе разговора с Гарегином II была отмечена целостность и единство армянского народа, а также ключевая роль церкви, которая играет для него системообразующую роль, в какой бы части мира ни находились люди. В ходе беседы мы пришли к общему мнению о том, что главным качеством человека, созданного по образу и подобию Божию, была и остается способность творить. С какой бы стороны мы ни смотрели на это свойство человека — духовной или экономической, — созидающее начало является общей целью экономической системы любой страны, которая должна давать возможность человеку созидать и развиваться. Поэтому для нас очень важно, что Его Святейшество разделяет и намерен всячески содействовать проектам, направленным на развитие человеческого капитала и технологическую защиту результатов, созданных благодаря таланту и усилиям творческих людей. В первую очередь это решения, развивающиеся на блокчейн-инфраструктуре IPChain», — сказал Сергей Матвеев. Он также отметил, что Гарегин II одобрил начинаемые проекты, в которых новые технологии используются для решения этих важных задач. Такие проекты и технологии важны для Армении, народ которой — носитель многообразных культурных и научных традиций, имеющих глубокие исторические корни. В этом смысле технологии служат важной и благой цели.

Как сообщил Андрей Кричевский, во встрече участвовал Высокопреосвященство отец Вртанес епископ Абраамян, глава духовного представительства в войсках. На встречу он прибыл из зоны боевых действий — территорий, на которых новые технологии и достижения человека работают на разрушения. Поэтому в разговоре Верховный Патриарх и Католикос всех армян акцентировал внимание собеседников на том, что результаты интеллектуальной деятельности человека, особенно достижения науки, могут быть использованы как во благо, так и во вред обществу. Современные технологии необходимо создавать и применять в соответствии с духовными и этическими принципами.

«Гарегин II благословил проекты, нацеленные на развитие креативных индустрий и человеческого капитала, которые мы сейчас ведем вместе с армянскими коллегами, высоко оценил то, что они работают на благо и защищают человека-творца, и выразил уверенность, что государственные власти Армении всячески будут способствовать совместной работе российских и армянских специалистов», — отметил Андрей Кричевский, говоря об итогах встречи.

Ассоциация IPChain создана Фондом «Сколково», Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), НИУ «Высшая школа экономики», Российским союзом правообладателей (РСП), Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики, Российским авторским обществом (РАО), Партнерством по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС), банком «Новый век» в 2017 году.

Основная цель Ассоциации — формирование стандартов, технологий и инструментов взаимодействия участников рынка интеллектуальных прав в цифровой среде.

Ассоциация также отвечает за устойчивость функционирования и развитие децентрализованной сети блоков транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности — распределенного реестра IPChain, которая создана в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Сеть обеспечивает недостижимые ранее гарантии и существенно снижает риски при сделках с объектами за счет открытости информации о спорах и конфликтах — как урегулированных, так и находящихся в процессе урегулирования.

IPChain объединяет крупнейшие организации, аккумулирующие и производящие объекты интеллектуальной собственности. Среди них — Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Роскосмос, Роспатент, Ассоциация специалистов предметного дизайна, «Ситроникс», n`RIS, «Литрес», «Союзмультфильм», «Российская венчурная компания», Фонд содействия инновациям и другие.

Армения считается первым государством в мире, принявшим христианство и признавшим его государственной религией. Произошло это событие в 301 году н.э. Предпосылки к этому зародились ещё в 1 веке н.э., когда в страну прибыл апостол Фаддей, своими проповедями склонивший многих армян к православию.

В Армении действуют Русская и Грузинская Православные Церкви. Но основная часть населения (почти 95%) считают себя подданными Армянской Апостольской Церкви, учение которой отличается от учения РПЦ в вопросе двойственности натуры Иисуса Христа (смешение Божественного и человеческого начал). В остальном эти вероучения не противоречат друг другу.

Армяне очень набожны. Они соблюдают посты, отмечают много религиозных праздников, ходя в церковь. У многих жителей в домах есть иконы. Наиболее почитаемыми образами являются Армянская икона Божией Матери и Григорий Просветитель Армении.

Армянская икона Божией Матери

Считается, что икона была написана в 10 веке. Согласно предположениям историков, она была завезена в украинский город Каменец-Подольский (Хмельницкая область) армянскими переселенцами приблизительно в 1380 г. Путники прибыли по разным версиям из:

  • Херсонес (современный Севастополь);
  • Таврия (Крым);
  • граница Армении и Турции (г. Ани).

Украинский историк, археолог и священник Евфимий Сецинский в своих трудах описывает странствия иконы. В 1672 г. на город напали турецкие войска. Вскоре после этого начались притеснения армян, гонения монахинь. В этом же году многие жители покинули поселение, взяв с собой главную религиозную реликвию — икону Богородицы.

Они достигли Черного моря и направились в Армению. В 1673 г. путники остановились в турецком Сизополе, но в 1675 г. двинулись дальше. После долгих странствий они добрались до Львова, где прожили до момента освобождения Подолья от турецких захватчиков. В 1700 г. образ торжественно перевезли в Николаевскую армянскую церковь в Каменце-Подольском.

Церковь стояла в руинах, поэтому икону временно перенесли в Благовещенский храм. В 1767 икона вернулась в родную обитель и до 1920 г. больше не покидала ее. В это время храм подвергся разграблению, и реликвия пропала.

В начале 21 в. историки пришли к выводу, что пропавшая икона Божьей Матери Армянской и икона Богородицы Одигитрии являются идентичными по многим признакам. Последняя хранится в киевском Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Празднование иконы совершается 27 июня.

Григорий Просветитель Армении

Святой Григорий Просветитель считается первым Католикосом (высшим духовным лицом) всех армян. У святого Григория много имен:

  • Грегориос Фостир (греч.);
  • Грегориос Фотистис (греч.);
  • Сурб Григор Лусаворич (арм.);
  • Григор Партев (арм.).

Святой почитается многими Православными церквями, а также Англиканской и Римско-Католической церквями. Согласно житию, Григория во младенчестве спасла его кормилица. Все семейство было истреблено за убийство отцом Григория царя Армении. И только женщина с малолетним ребенком сумели спастись, бежав в Турцию (соврем. Кайсери). Там Григория воспитали в христианстве. После развода с женой он подался в Рим в услужение к сыну убитого армянского царя.

Тот вернулся с войском на родину и завоевал престол, а Григория велел заточить в темницу за христианские проповеди. Через 13 лет царь помешался, но заключенный исцелил его. Уверовав в Бога, Трдат III провозгласил христианство государственной религией. Вскоре Григория рукоположили в епископский сан. Ему было видение, в котором Христос велел построить храм, что и было сделано.

Через несколько лет Григорий скончался. Его могила в течение тысячелетия являлась местом поклонения паломников. В 2000 г. мощи святого переданы в Ереванский кафедральный собор, названный в его честь. На иконах Григорий Просветитель изображается один, совместно с царем Трдатом III, святым Иоанном Крестителем, апостолом Фаддеем, Римским папой Сильвестром.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:Рукописная икона Армянская 3 резьба Цена от: 27 000Рукописная икона Григорий Просветитель АрменииЦена от: 6 500Рукописная икона Григорий АрмянскийЦена от: 6 500

Национальная Церковь армянского народа.

Центр — монастырь Св. Эчмиадзин в городе Вагаршапате Республики Армения. Главой ААЦ является верховный духовный руководитель — католикос (верховный патриарх и католикос всех армян). Католикосство всех армян является верховной духовной и иерархиче­ской властью Церкви. Согласно традиции, уже при жизни Христа к его учению проявил интерес армянский царь Абгар V и апостол Фаддей вел проповедь христианства в Великой Армении. В ряду со многими крещенными была дочь армянского царя Санатрука I Сандухт. К Фаддею присоединился апостол Варфоломей. Апостольской проповедью св. Фаддеем и св. Варфоломеем в Армении была основана ААЦ (I в.). Св. Фаддей принял мученическую смерть в Шаваршане, в гаваре Артаз, а св. Варфоломей в Аребаносе. В Малой Армении также были распространены христианские общины. Первым армянским католикосом стал св. Григор Лусаворич (302—326). В 301 св. Григор у подножия горы Нпат, вблизи Багавана, в водах Арацани совершил обряд крещения царя Трдата, его окружения, армянского войска, всего народа армян­ского. Христианство впервые в мире было провозглашено государственной религией в Армении. На месте языческих святынь начали подниматься христианские храмы, ставшие шедеврами армянского средневекового зодчества. Под фундаментом церкви Cв. Эчмиадзин, основанной св. Григором в 303, при археологических раскопках были обнаружены следы армянского языческого храма. Многие бывшие жрецы армянских храмов и их сыновья принимали сан христианских церковнослужителей. Древнеязыческие праздники преобразились в христианские. Cв. Эчмиадзин стал духовным центром армян и местопребыванием верховного патриарха и католикоса всех армян. Престол католикоса неоднократно перемещался: с 484 — в Двин, с 992 — в Ани, с 1057 — в Малую Армению, с 1147 — в Ромклу (Киликия), с 1282 — в Сис (Киликия), а с 1441 был вновь возвращен в Вагаршапат (Эчмиадзин) и по нынешний день остается резиденцией главы ААЦ. Под покровительством армянского царя Врамшапуха и католикоса Саака Партева Месроп Маштоц создал армянские письмена, и первым переводом на древнеармянский язык стала Библия, которая считается «царицей переводов». Наряду с переводной литературой армянские историки и философы создали ценные произведения оригинальной армянской научной, историографической, философской, церковной литературы. V в. считается золотым веком армянской культуры и литературы. В вероисповедании и христианском учении ААЦ основывается на постановлениях трех первых Вселенских соборов и исходящих из них канонах, утвержденных армянскими церковными соборами и Отцами Церкви. ААЦ в IV Вселенском соборе (Халкидонском) не участвовала, а затем не приняла его постановлений, исходящих из церковной политики Византийской империи, ставшей частью ее завоевательной политики. На Двинском соборе 554 ААЦ окончательно отмежевалась от догматики Византийской церкви, развиваясь самостоятельным путем. В 608 Грузинская церковь отделилась от ААЦ. На Двинском соборе 720 была принята «Книга армянских канонов» в качестве свода церковно-правовых норм. В 961 с провозглашением Ани столицей царства армянских Багратидов (885—1045) престол католикоса всех армян был перенесен в Ани. С конца XI в. с переносом центра тяжести политической жизни в армянскую Киликию здесь также развивается церковная жизнь. В этот тяжелый период, когда Великая Армения подвергалась нашествиям кочевых племен сельджуков, а затем татаро-монголов, а Киликийское армянское государство (с 1080 княжество, а в 1198—1375 царство) противостояло агрессии Византийской империи, Иконийского султаната, египетских мамлюков и др., ААЦ смогла сохранить чистоту вероисповедания и способствовать развитию армянской культуры. На протяжении веков ААЦ была покровительницей и защитницей армянского народа, способствовавшей сохранению и дальнейшему развитию армянской культуры. Были построены тысячи церквей и монастырских комплексов, ставших центрами культуры и образования. Из них многие являются выдающимися шедеврами армянской и мировой архитектуры (церкви Рипсиме, Звартноц, Св. Креста на о. Ахтамар, Кафедральный собор в Ани, монастыри и церкви Татева, Нораванка, Гандзасара и многие другие). В лоне ААЦ развивались искусство миниатюры, создания хачкаров (камней-крестов), а также образование (монастырские и церковные школы, Гладзорский и Татевский университеты). ААЦ играла важную роль в армянской освободительной борьбе XVII—XVIII вв., ее католикосы участвовали вместе с армянскими общественными деятелями в составлении освободительных программ и в переговорах с европейскими государственными и церковными деятелями по освобождению Армении от турецких и персидских завоевателей. С включением Вост. Армении в состав Российской империи (1828) царское правительство приняло специальное Положение (1836), регулируя свои отношения с ААЦ и вместе с тем создавая механизмы влияния на католикоса всех армян. В тяжелейшем положении оказались армян­ские епархии в Зап. Армении и других частях Османской империи, которые находились под руководством Константинопольского патриархата ААЦ и Киликйского католикосата в лоне ААЦ. Католикосы (Мкртич Хримян, Георг V, а также архиепископ Хорен Мурадбекян) наряду с армянскими общественными деятелями предприняли огромные усилия по спасению западных армян, однако вследствие геноцида, совершенного в Османской империи, все епархии ААЦ были уничтожены, тысячи церквей (вместе с рукописями и церковными принадлежностями) разрушены. Сейчас сохранились лишь Иерусалимский и Константинопольский патриархаты ААЦ и католикосат Великого дома Киликийского с центром (с 1930) в Антелиасе (Ливан). С провозглашением Республики Армения (1918—1920) ААЦ всеми средствами (до этого принимала активное участие в создании добровольческих отрядов, организации помощи чудом спасшимся от геноцида армянам) поддерживала ее правительство, содействуя становлению армянской государственности. После установления советской власти в Вост. Армении (29 ноября 1920) с провозглашением атеизма как идеологического оружия против Церкви многие церковнослужители подверглись преследованиям и репрессиям. Самым тяжелым временем для ААЦ был период патриаршества католикоса всех армян Хорена I Мурадбекяна (1932—1938), когда ААЦ в Советской Армении была ограничена пределами Эчмиадзинского монастыря, а сам католикос был убит. В 1937 более 70 церковнослужителей были репрессированы, расстреляны, многие сосланы. Лишь в годы Второй мировой войны отношение властей к Церкви претерпело некоторые изменения. Начало частичного восстановления прав ААЦ происходит с 1944. Издается журнал «Эчмиадзин» во вновь открытой типографии, новоизбранный католикос Геворг VI предпринимает решительные шаги по восстановлению церковных прав (была вновь открыта духовная семинария), однако они встречали препятствия, чинимые властями. При католикосе Вазгене I (1955—1994) ААЦ переживает период восстановления как внутри страны, так и вне ее пределов. 1989 был ознаменован восстановлением Арцахской епархии во главе с епископом Паргевом Мартиросяном. С провозглашением Третьей Республики Армения продолжилось и успешно завершилось восстановление прав ААЦ. Католикос Великого дома Киликийского Гарегин II в 1995 был избран католикосом всех армян как Гарегин I. В 1999 католикосом стал Гарегин II. В Республике Армения действуют 8 епархий ААЦ (Айрарата, Ширака, Армавира, Гегаркуника, Сюника, Арагацотна, Гугарка, Котайка), и одна в Нагорно-Карабахской Республике (Арцахская епархия), чем было обусловлено оживление церковной жизни. Есть также множество епархий по всему миру (Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в духовном отношении Киликийский католикосат (Антилиас), Иерусалимское и Константинопольское патриархат­­ства и епархиальные управления: в России, Грузии, США, Южн. Америке, Зап. Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах и др).

Автор статьи: Даниелян Э.Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *