Армянский святой

13 октября (30 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 19-й седмицы по Пятидесятнице (девятнадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память нескольких десятков святых. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Святитель Григорий, просветитель Великой Армении. Один из самых почитаемых святых Армянской Апостольской Церкви, также почитающийся и в Православии. Так, своим христианским просвещением Армения обязана деятельности именно этого угодника Божия — одного из величайших святых III-IV веков, святителя ещё не разделённой Церкви Христовой.

В юности святой Григорий, уроженец Великой Армении, отправился в Рим, где поступил в услужение к наследнику армянского престола Трдату, дабы загладить вину своего отца, убившего армянского царя Хосрова. Прибыв в Армению в 287 году от Рождества Христова, Трдат вернул себе отцовский престол и в том же году подверг своего слугу Григория жесточайшим мучениям за исповедание христианства.

Спустя 14 лет царь Трдат, будучи исцелённым святым Григорием, образумился и крестился, сделав Армению первой христианской страной. Святой Григорий, просветивший Армению светом Христовой Истины, скончался в 326 году и был похоронен в основанном им Эчмиадзине.

За великие просветительские труды святой Григорий сподобился славы и глубокого почитания во всём христианском мире. На протяжении многих столетий о нём знали и в Византии, многие правители и архипастыри которой были родом из армян, а позднее и к северу от Армении — на Руси.

Подробнее об этом великом святом, а также об отношениях Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей вы можете узнать из нашего материала «Великий Просветитель», опубликованного на страницах Царьграда.

* * *

Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец. Русский святой XV столетия, выходец из дворянского рода Лопотовых, ещё в юные годы принявший монашеский постриг в Богородичной обители близ Галичского острова, основанной преподобным Авраамием Ростовским. Затем совершал монашеские подвиги в ростовском Авраамиевом монастыре, после чего некоторое время был игуменом ростовской обители Спаса на Песках.

Удалившись из Ростова в поисках иноческого уединения, ушёл в вологодские леса, некоторое время жил в Сосновецком монастыре, где был духовным чадом преподобного Дионисия Глушицкого. Наконец обрёл отшельническое уединение в аскетических и молитвенных подвигах на берегу реки Пельшмы, но и здесь вокруг старца Григория образовалась монашеская община. Во время княжеской междоусобицы старец обличил князя Димитрия Шемяку, указав ему, что тот «свою Русь воюет», а «воинство его горькой смерти предаёт христиан». За это преподобный Григорий был сброшен с моста на лёд. Спустя некоторое время, в 1442 году, старец отошёл ко Господу в основанной им обители.

* * *

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский. Как и откуда на Русь в X веке пришла христианская вера, знают многие. Равноапостольному князю Владимиру посвящены многие книги и фильмы. Но о том, кто дал первые духовные наставления ещё не просвещённому светом евангельской истины народу, известно куда меньше. И лишь немногие знают, что первый русский просветитель, митрополит Киевский Михаил, был родом из Сирии, земли, имеющей для христиан особое, сакральное значение. Как повествуют строки Жития этого святого:

Святитель Михаил, родом сирин, был прислан в Корсунь Патриархом Константинопольским во время крещения Владимирова в 988 году. После чего, назначенный Киевским митрополитом, он вместе с великим князем отправился в Киев крестить Русь.

Святитель Михаил, митрополит Киевский и всея Руси. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Михаил был ревностным миссионером и просветителем: строил церкви, рукополагал священников и диаконов. И, конечно, безжалостно ниспровергал языческих идолов, провидчески понимая, что только так можно создать уникальное христианское государство-цивилизацию. Лишь несколько лет святитель Михаил был просветителем Руси. Владыка скончался в Киеве в 992 году, к великой скорби равноапостольного князя Владимира, который в лице святителя лишился не только доброго пастыря, но и мудрого советника в делах государственного управления, настоящего духовного отца рождающейся Святой Руси.

* * *

Мученицы Рипсимия и Гаиания и с ними 35 святых дев. Святые дева Рипсимия, старица игумения Гаиания и с ними ещё 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей были замучены в начале IV века гонителем христиан, армянским царём Трдатом, который впоследствии покаялся и стал христианином благодаря подвигу святителя Григория, просветителя Великой Армении.

* * *

Священномученики Прокопий Попов, пресвитер (1918), Петр Пушкинский, Вячеслав Занков, Петр Соловьев, Симеон Лилеев, Василий Гурьев, Александр Орлов, пресвитеры, Серафим Василенко, диакон, преподобномученица Александра (Червякова), схимонахиня, мученики Алексий Серебрянников и Матфей Соловьев, мученица Аполлинария Тупицына (1937). Православные священнослужители, монахиня и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

* * *

Поздравляем православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

14 октября 2011 года, в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Москве произошло знаменательное событие: после реставрации для посетителей открыли доступ в церковь Григория Армянского в соборе Василия Блаженного на Красной площади. Среди счастливцев, переступивших ее порог, оказались и мы.

Храм Покрова Богородицы на Рву, именуемый храмом Василия Блаженного, возник в XVI веке. Оборонительный ров, глубокий и широкий, тянулся вдоль кремлевской стены к Москве-реке (засыпан был в 1813 г.). Ранее на том месте стоял белокаменный храм Во имя Живоначальной Троицы с небольшим кладбищем при нем, где погребут самого чтимого на Руси Христа ради юродивого – блаженного Василия.

Перед походом на Казань в 1552 году царь Иоанн IV Грозный дал обет – поставить на главной торговой площади «Пожар» (ныне Красная площадь) по деревянному храму в честь святых, в дни памяти которых по воле Божьей он одержит верх над неприятелем. Словно по велению свыше, так оно и случилось. 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – святителей Александра, Иоанна и Павла Нового, когда наголову был разбит отряд татарской конницы хана Епанчи, первая церквушка и была заложена. 30 сентября пала крепостная стена Казани с Арской башней. То был день поминовения равноапостольного Григория Армянского. Встала церквушка и в его честь. И уже 1 октября, в праздник Покрова, после штурма, окончившегося на другой день, а выпало это на праздник священномучеников Киприана и Иустины, стали рубить церквушку в память о них.

При взятии Казани немалую помощь оказали царю местные армяне, отказавшись стрелять в русских, а также личный армянский полк пушкарей государевых, штурмовавший цитадель Золотой орды.

Вернувшись с триумфом в Москву, Иоанн Грозный поручил псковскому зодчему Ивану Яковлевичу Постнику «по реклу Барма» (т.е. по прозвищу Барма) вместо деревянных церквей и каменной Троицкой у Фроловских ворот (ныне Спасские) поднять в камне храм Покрова Пресвятой Богородицы в ознаменование побед своих и во славу павших воинов.

Узнав об этом, юродивый Василий, в юности покинувший дом и скитавшийся по граду Московскому, пошел собирать по грошику деньги на новый Покровский храм. Легенда гласит, что все эти медяки бросал он в одном и том же месте через правое плечо на Красной площади – пятак к пятаку, копейку к копейке, да так истово веруя в правоту творимого, что даже воры не посмели покушаться на них. В канун кончины своей, в августе 1557 года, принес он все собранные деньги царю-батюшке и в низком поклоне просил принять их. А когда его не стало, грозный царь наказал людям своим предать земле блаженного под стеной Троицкой церкви. Государь сам нес гроб с телом почившего.

Храм Покрова Богородицы начат был строительством в 1555 году и освящен 450 лет назад – 29 июня 1561-го «в память святых апостолов Петра и Павла, в честь святыя Троицы» – при огромном стечении народа митрополитом Московским и всея Руси Макарием.

Изначально красно-белый Покровский собор венчали 25 золотых луковичных главок – 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни.

Пройдет 30 лет cо дня освящения собора, и царь Федор Иоаннович соорудит над мощами юродивого придельную церковь, и освятят ее в честь Василия Блаженного. С тех пор храм и носит его имя. В конце XVI века храм Покрова Пресвятой Богородицы имел высоту 65 метров и до постройки колокольни Ивана Великого в Кремле был самым высоким строением Москвы. Верующий народ в православные праздники заполнял всю Красную площадь, священнослужители располагались на Лобном месте, небо служило куполом, а сам Покровский собор – алтарем.

В пожар 1739 года собор сильно выгорел изнутри, но вскоре был восстановлен и покрашен в белый цвет. Во второй половине XVIII века при Екатерине II 16 маленьких главок вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, раскрасив его. Тогда-то собор и обрел современное разноцветье, став настоящим чудом, и выглядел, как и ныне, так: четыре осевые церкви (восьмигранные, ярусные по форме) – Святой Троицы, Николы Великорецкого, Входа Господня в Иерусалим, Киприана и Иустины и четыре малые между ними – Трех Патриархов Константинопольских, Преподобного Александра Свирского, Преподобного Варлаама Хутынского, Священномученика Григория, епископа и Просветителя Великой Армении. Те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы крестообразно вокруг возвышающейся над ними девятой центральной столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершенной шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием с цоколем белого камня, обходной галереей (до 1690 г. – открытой террасой-гульбищем) и внутренними сводчатыми переходами.

С высоты птичьего полета храм предстает в символике Небесного Иерусалима. Два квадрата, вписанные один в другой и совмещенные под углом 45 градусов, дают узреть восьмиконечную звезду. Как напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к младенцу Христу, Спасителю мира. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, квадраты же – вселенную и твердость веры, четыре его стороны – суть стороны света и четыре конца креста. А еще звезда эта указывает на четырех евангелистов.

В 1812 году, вступив в Москву, Наполеон был поражен великолепием храма и возжелал перенести его в Париж. Но техника того времени не позволила исполнить каприз императора. Тогда он велел взорвать храм. Но кощунство это Господу не было угодно, и… запалы залило ливнем, обрушившимся в тот день на Москву.

* * *

В ХХ веке попал под большевистский беспредел и храм Василия Блаженного: в сентябре 1918 года настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян, церковную утварь конфисковали. А в 1929-м храм был окончательно закрыт и колокола его отдали в переплавку.

В роковые тридцатые, когда по всей Стране Советов пошли рушить храмы, Л.М. Каганович, первый секретарь Московского комитета ВКП(б), внес в политбюро предложение – снести храм Василия Блаженного, который, по его мнению, мешал прохождению праздничных колонн по Красной площади. Он даже изготовил макет Красной площади со съемным храмом. Показывая вождю, как храм мешает демонстрациям и машинам, со словами «А если бы его – р-раз!..», он рывком сорвал картонный храм с площади.

От этой выходки даже Сталина передернуло. Вождь задумался и отчетливо произнес: «Лазарь! Поставь на место!..» Не исключено, что произвела впечатление на Сталина и исполненная мольбы телеграмма архитектора П.Д. Барановского – с просьбой сохранить шедевр русской архитектуры. Ведь именно ему Каганович поручал подготовить храм Василия Блаженного к сносу.

* * *

14 октября 1990 года, после многолетнего перерыва, в престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы в соборе Василия Блаженного отслужили литургию. Богослужение проводилось по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После службы мы задержались в приделе Григория Армянского. Обратив внимание на то, как тщательно мы разглядываем фрески, умудренный жизнью смотритель подошел к нам и с доверительной ноткой в голосе поведал:

«После наполеоновского нашествия московский генерал-губернатор велел обновить кресты на куполах, почему-то настояв, чтобы крест Армянской Апостольской Церкви на куполе придела Григория Армянского заменили на православный». И хотя мы и по сей день не обнаружили документальных подтверждений тому, что купол церкви Григория Армянского некогда украшал армянский апостольский крест, поисков своих мы не прекращаем.

Придел Григория Армянского, одна из четырех малых церквей собора высотой 15 метров, что на его северо-западной стороне, являет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Основание церкви вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение было вызвано необходимостью иметь проход между этой церковью и центральной – Покрова Богородицы. Световой барабан перекрыт сводом.

* * *

14 октября 2011 года. И вот мы вновь в приделе Григория Армянского собора Василия Блаженного. Любуемся светлым ликом Григора Лусаворича, Просветителя Великой Армении, держащего в руках «Аствацашунч» (с языка армян Священное Писание переводится как «Богодыхание»), патриаршее служение которого выпало на 301-325 годы. Этот великий святой обратил в христианство царя армянского и всю страну.

Умелые руки реставраторов воспроизвели архитектурное убранство XVI века: сработаны окна под старину, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный в «елку». Стены белены, как в XVII веке, оттеняя строгость и скромное изящество.

В интерьер церкви органично вписываются так называемые «тощие» свечи – большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхнюю часть вставлено металлическое основание под тонкие свечи. Здесь же, в витрине, предметы облачения священников XVII века: придают церкви особую нарядность стихарь и фелонь, шитые золотыми нитями, паникадило XVII-XVIII веков, украшенное разноцветной эмалью.

…Покидая церковь Григория Армянского и собор Василия Блаженного на Красной площади, мы отсняли несколько кадров на память. Предлагаем их вниманию читателей.

Марина и Гамлет Мирзояны

Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 240 человек

6 мая христиане восточного обряда отмечают День святого Георгия Победоносца или Юрьев день. Традиционно ему молятся о здоровье близких и защите от врагов. Святой Георгий Победоносец считается покровителем воинов и скота.

Традиции праздника

В этот день принято ходить в церковь или молиться дома. Матери просят Георгия о благословении для своих сыновей, особенно тех, кто принимает участие в боевых действиях, находится на службе или пребывает далеко от дома.

В этот день в старину дарили подарки мужьям, дедам и братьям, а также молились о том, чтобы век их был долгим и радостным.

Что нельзя делать в День Георгия Победоносца

Как и в другие религиозные праздники, в этот день нельзя ругаться, сквернословить, запрещены нечестивые мысли. Нельзя также шить, вышивать, а также пользоваться острыми предметами, такими как ножницы и секаторы.

Считается, что если в этот день пользоваться расческами или подрезать волосы, они станут слабыми и начнут выпадать.

Запрещено иметь дело с шерстью. В этот день нежелательно было даже прикасаться к шерстяным ниткам.

Читайте так же: Празднование Дня Киева могут отменить из-за коронавируса

Что можно делать в День Георгия Победоносца

В этот день начинали работы в поле. Священники приходили на засеянные поля, окропляли их святой водой и читали молитвы за хороший урожай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *