Аскетична

Когда ренессансная культура достигла максимума художественного блеска, крупнейшим меценатом – заказчиком пластического великолепия – стало папство, стремившееся к внутренней и внешней пышности церквей. Новые римские папы, вкусившие гуманистического образования, соединяли с ним неразборчивость в средствах, связи с крупнейшими итальянскими и германскими банкирами, циничные разговоры про «прибыльность сказки о Христе», злоупотребления. Растущие продажи индульгенций и должностей ради денег, употребляемых на католическое храмостроительство, спровоцировали шквал протестантизма, отрицавшего смысл сословного посредничества клириков между Богом и человеком и отразившего нежелание как народных масс, так и знати, тратиться более на церковную десятину и индульгенции.

В призывах к «дешевой церкви», проповеди оправдания «одной божией милостью», обличении излишеств богослужения и пороков слишком многое бравших от земной жизни священнослужителей, зачинатели Реформации Лютер и Кальвин поощряли всемерное расширение деловых оборотов и приумножение денежных доходов, воспринимаемое одновременно как долг верующего и примета благодати.

Лютер провозгласил, что от богоугодного человека не требуется пи монашеского образа жизни, ни благотворительности, пи посредничества клира в отношениях с Богом. Надлежит сверять свою религиозную совесть непосредственно на тексте Священного писания и принимать свою мирскую профессию как веление Господне, целиком посвящая себя неуклонному наращиванию мастерства и дохода (отсюда – резкое сокращение праздничных дней в году). Кальвин придал протестантской сотериологии жесткий характер доктрины предопределения: поскольку спасение либо гибель души каждого человека уже до его рождения предопределены Богом, незачем тратиться на благотворительность (нищета – показатель отверженности) и убранство храмов.

Такое вероучение, вдохновляя на концентрацию усилий в торговом и промышленном предпринимательстве ради увеличения капитала, было весьма привлекательным для расчетливых дельцов. Правда, М. Лютер в своем негодующем протесте против папского престола и его банкиров Фуггеров яростно хулил ростовщичество, впадая при этом в свирепый антисемитизм. Но Ж. Кальвин оправдал займы под проценты, подведя тем самым духовную основу не только под стремление к прибыли, но и под размах кредита. При этом Кальвин настаивал на богоугодной зажиточности, но не показной роскоши; в Женеве, граждане которой избрали сурового реформатора главой города, исчезли театры, нарядные одежды и зеркала.

В начале XX в., когда несомненным было мировое экономическое лидерство протестантских стран, М. Вебер предложил объяснение этого превосходства духом капитализма, кристаллизованном в протестантской этике, возникшей в XVI в., – в учении Лютера и Кальвина об избранности к спасению. Религиозная Реформация в трактовке Вебера – выход аскезы на житейское торжище, отождествление (в том числе в языке – нем. Beruf, англ. Calling и т.п.) религиозного призвания с совершенствованием в мирском будничном труде (включая труд домохозяйки).

Направляемое протестантским мирским аскетизмом рациональное вложение капитала и организация предприятий таким образом, чтобы исчисленный в балансе конечный доход превышал (и чем больше, тем лучше) денежную ценность затраченных средств, двигало, по словам М. Вебера, великий западноевропейский процесс «расколдования мира». По Вебер не умолчал и о «патетической бесчеловечности» учения о предопределении, духовно санкционировавшего презрение к бедным и неудачникам, жестокость в европейских и колониальных войнах, морской бандитизм и работорговлю.

Крайности были присущи Реформации и в отношении к науке. С одной стороны, сами основатели протестантизма были гонителями свободомыслия, расходящегося с буквой Священного писания. Лютер грубо обругал новую гелиоцентрическую астрономию Н. Коперника, а Кальвин осудил на сожжение космографа врача М. Сервета за отрицание христианского догмата о Святой Троице. С другой стороны, протестанты более резко, часто в скандальной форме, порывали с традициями схоластики и освященных ею текстов древних авторов. А рационализация любого занятия на основе наблюдений и вычислений могла восприниматься как богоугодное дело. Протестанты Т. де Браге (датчанин) и И. Кеплер (немец-шваб) продолжили разработку новой астрономии; протестант Ф. Бэкон (англичанин) не только провозгласил могущество индуктивных наук, опирающихся на наблюдение и эксперимент, но и отверг схоластические аргументы о греховности ссудного процента.

  • Знаменитейший врач и алхимик XVI в. Ф. А. фон Гогенгейм, взявший, подчеркивая свое превосходство над древнеримским врачом Цельсом, латинский псевдоним Парацельс, публично сжег трактаты главных медицинских авторитетов Средневековья; гугенот П. де ла Раме выдвинул тезис «Все, сказанное Аристотелем, – ложно».
  • Для него король Дании Фредерик II (на доходы от зундской пошлины) построил на о. Вен обсерваторию Ураниборг. Этот же ренессансный монарх-меценат построил у самого узкого места Зунда красивейший замок Северной Европы Кронборг (навеявший пьесу У. Шекспира «Гамлет»).

26 июля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Все мы понимаем, что любая религия, философия (это как?) или особенный образ жизни – это система определенных доктрин, законов, правил и предписаний.

Какие-то из них что-то объясняют, разрешают или рекомендуют, другие же – категорически опровергают либо запрещают. Если обратиться к разным сферам социальной жизни, то во многих найдется такое понятие, как аскетизм.

Сегодня я предлагаю разобраться в значении этого термина и раскрыть не только его религиозно-философский смысл, но и нюансы употребления в светской среде.

О значении терминов «аскет» и «аскетизм»

Своими корнями истоки происхождения слова «аскетизм» уходят к основам древнегреческого языка, давшего определение такому явлению, как аскеза (от греч. «askesis») – «тренировка, самодисциплина, упражнение тела, ума и воли».

Уже тогда, на заре нашей эры, аскеза считалась подвижничеством, которое нередко отождествлялось с особой практикой, включавшей в себя занятия на выработку особых навыков воздержания и отказа от жизненных благ.

Это могли быть самые разные упражнения, направленные на ужесточение подхода к удовлетворению насущных потребностей.

Таким образом появилось понятие аскетизм – это строгие принципы поведения, формирующие особый образ жизни, основанный на добровольном ограничении в удовольствиях, желаниях, потреблении.

Эти принципы предполагают в первую очередь готовность человека на самоотвержение и его способность к самоконтролю. При этом сам подвижник добровольно отказывается от:

  1. плотских удовольствий, включая семейную жизнь;
  2. разнообразной пищи и любого изобилия в еде;
  3. алкоголя во всех видах;
  4. богатства, финансовой обеспеченности и стремления к накопительству;
  5. дорогого имущества, включая предметы роскоши и аксессуары люксори-класса (это как?);
  6. современных гаджетов;
  7. развлечений, увеселений, праздного времяпрепровождения.

Те, кто принимал подобные принципы и переходил на такой образ жизни, становились аскетами. Часто люди, практиковавшие аскетизм, занимались самобичеванием, самоистязанием и даже умерщвлением.

Так в обиходе появилось слово «аскет» – это человек, который выбрал жизнь, полную лишений и запретов, с целью воспитания своего духа, разума и тела.

Аскетизм в религии

Этот термин в религиозном контексте впервые стали использовать приверженцы пифагорейства, практиковавшие особые очистительные обряды, предложенные еще в шестом столетии до нашей эры основателем учения – ионийским философом и мистиком Пифагором, которого мы знаем в основном как математика.

Большинство этих обрядов восходит к глубокой древности и связано с идеей о переселении душ, а одним из «традиционных» пифагорейских ограничений был отказ от мяса и вообще любой животной пищи.

Эти же принципы практикуют сегодня вегетарианцы и веганы, которые придерживаются «постного меню» отнюдь не по религиозным предпосылкам.

Позже термин «аскетизм» перешел в активный словарь эллинов, поскольку практика самоограничений быстро распространилась по Северной Греции, а затем и по всему Пелопоннесу, откуда перекочевала в Александрию.

Сегодня аскеза практикуется во многих вероучениях, но чаще всего – в самых многочисленных конфессиях:

  1. христианстве;
  2. буддизме (это как?);
  3. иудаизме;
  4. исламе.

Главной идеей аскетизма можно назвать «умерщвление плоти» путем отказа от благ цивилизации. По сути, это сознательное и целенаправленное воздержание ради очищения тела и разума и души и достижения некоего духовно-нравственного идеала.

Люди, ступившие на этот путь ради единения с чем-то божественным, стремятся к идеалу религиозному: они считают, что подобными ограничениями не только освобождают свой дух, но и обеспечивают себе спасение после смерти.

Несмотря на то, что аскетизм как духовная практика так или иначе присутствует практически во всех религиях, каждая из них придает этому явлению свой собственный смысл и значение:

  1. Христианство – если обратиться к текстам Священного Писания, то уже там можно найти трактование аскезы как устремления человека к стяжанию божьей благодати через достижение духовного совершенства.Сам Иисус говорил, что его ученики должны постоянно поститься, отказаться от имущества, родственных связей и всех мирских благ, и лишь после таких жертв они смогут следовать за ним. В современных традициях христианской церкви аскетизм принимает одну из своих самых типичных форм – монашество;
  2. Буддизм – в этом учении практики жесткого самоограничения помогают достичь нирваны (это как?).

    Аскеза для буддистов – скорее одно из средств, при помощи которых человек обретает способность разорвать круг сансары (это как?) и положить конец кармическим страданиям, которым подвергается душа, не достигшая просветления и обреченная на цикличное существование.

    Помимо отказа от благ цивилизации и мирских удовольствий, буддийские аскеты занимаются йогой и ежедневно медитируют;

  3. Иудаизм – в этой религии аскетизм появился задолго до самого вероучения. Например, еврейский законодатель и пророк Моисей дважды постился по 40 дней, покидая своих соплеменников и восходя на склон горы Синай.

    Так же поступил и другой ветхозаветный святой – пророк Израильского царства Илия. В иудаизме существовали даже целые секты, которые практиковали безбрачие и ставили аскезу во главу угла как высшую форму благочестия.

    Так, можно обратиться к знаменитому историческому примеру, когда во II веке Шимон бар Йохай (основатель каббалы), не принимал воды и пищи в течение 100 дней. Он был уверен, что после такого испытания над ним будет не властен адский огонь;

  4. Ислам – в этой религии практика самоограничений довольно либеральна, поскольку слишком строгие проявления аскетизма у мусульман не приветствуются. Однако здесь так же сохраняется воздержание, когда идет священный месяц Рамадан.Считается, что в этот период мусульмане могут употреблять пищу и развлекаться только после захода солнца. В исламе есть специальное слово, эквивалентное понятию аскезы – зухд. По мнению исламских богословов, зухд необходим каждому правоверному, который хочет очистить душу, сердце и разум от мирской скверны.

Светский аскетизм

Мировоззрение многих нерелигиозных аскетов базируется как на философско-этических, так и личностных представлениях о жизни.

Основополагающая концепция светского аскетизма – это обретение внутренней гармонии , покоя и духовной свободы.

Посредством отказа от тех или иных благ человек может добиться не только большей ясности мышления, но и выработать в себе способность противостоять жизненным неурядицам и потенциально разрушительным соблазнам.

Многие из тех, кто выбрал аскетичный подход к жизни, сделали это ради того, чтобы оградить себя от издержек современности – порочных и опасных искушений в виде алкоголя, психоделиков, фаст-фуда, культа секса и азартных игр.

У некоторых, правда, есть и другие основания для «умеренного аскетизма» – например, у профессиональных спортсменов, которые перед соревнованиями специально воздерживаются от плотских удовольствий и сытной пищи, чтобы физически и морально лучше подготовиться к испытаниям.

Вместо заключения

Аскетизм – древнее явление, доподлинное происхождение которого остается неизвестным. Аскезы были всегда во всех религиях и других сферах социальной жизни, да и в будущем наверняка такое подвижничество сохранит свою актуальность.

Не стоит воспринимать такой подход к жизни как что-то негативное: по большому счету, каждый из нас – в чем-то аскет.

Не верите? Послушайте, что говорят эксперты:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *