Ассизский франциск

В туристических путеводителях этот храм называется по-разному: костёл Святого Франциска Ассизского, костёл Святых Франциска и Бернардина, костёл Бернардина Сиенского, костёл Святого Бернарда или просто Бернардинский костёл. Такое множество названий относится к одному из самых крупных готических храмов Вильнюса, а объясняется отчасти тем, что храм неоднократно разрушался, а затем отстраивался и освящался заново.

Изначально костёл был возведен в 1469 году монахами-францисканцами, приглашёнными в Вильну Великим князем литовским Казимиром Ягеллоном. Для строительства костёла и монастыря во имя Святого Бернарда Сиенского монахам был выделен земельный участок, на котором раньше, как гласит легенда, располагалось древнее языческое святилище.

Костёл Святого Франциска Ассизского, Вильнюс

Однако первый деревянный храм долго не простоял, он полностью сгорел во время пожара 1475 года. Всего через 15 лет в 1490 году рядом с костёлом Святой Анны был возведён новый, теперь уже каменный, костёл. Но и этому храму не была суждена долгая жизнь: он рухнул через десять лет после начала строительства из-за ошибок в конструкции.

Третий по счёту костёл, на этот раз во имя Франциска Ассизского, был построен в начале XVI века. Во время пожаров 1560 и 1564 годов выгорело всё внутреннее убранство собора, и он вновь нуждался в восстановлении. Реконструкция, во время которой храм был значительно расширен, началась в 1577 году и продолжалась до середины XVII века. Средства для восстановления костёла были выделены Великим князем Литовским Стефаном Баторием, известным государственным деятелем Литвы князем Николаем Христофором Радзивиллом, а также зажиточными горожанами Вильно.

Во время восстановительных работ были построены новые алтари и возведены часовни Святого Флориана, Святого Михаила, Петра Алькантрийского, реконструированы готические своды боковых нефов, которыми мы можем любоваться сегодня. Благодаря графу Иерониму Ходкевичу в костёле был установлен орган, которому, по свидетельствам современников, не было равных в Великом княжестве Литовском. Поражал воображение и пышный алтарь со скульптурным изображением Распятия, возведенный на средства гетмана Яна Кароля Ходкевича и его супруги Софии Мелецкой.

На протяжении столетий храм жил жизнью своих прихожан, и вместе с ними переносил все тяготы и лишения, выпавшие на долю города Вильно. Во время военного конфликта 1654-1667 годов костёл и монастырь были разграблены, а костёл — сожжен. Погибли монахи и многие горожане, укрывавшиеся в монастыре. Храм восстанавливался при финансовом участии гетмана Великого княжества Литовского Михаила Паца, и в 1676 году был освящён во имя святого Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского.

Эти два святых имени упоминаются рядом не случайно. И Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев, и Бернард Сиенский, его последователь и проповедник идей ордена, прошли сложный путь от богатства и власти к аскетизму и нравственному совершенствованию.

При восстановлении в костёле был возведен не имеющий себе равных в Литве ансамбль из 17 деревянных, украшенных позолоченной росписью, алтарей, посвященных страданиям Иисуса Христа, Пресвятой Деве Марии, а также святым, особо почитаемым францисканцами: Антонию Падуанскому, Бернардину, Франциску. В конце XVIII века алтари перестраивались, и был сооружён ансамбль из 11 алтарей в стиле позднего барокко, амвонов и исповедален. Тогда же на фасаде храма была написана фреска с изображённым на ней распятием, был реконструирован и перенесен в хоры пресвитерия орган.

Но испытания, выпавшие на долю храма, на этом не закончились: значительные разрушения были нанесены ему в 1794 году при подавлении восстания Тадеуша Костюшко, а затем – во время военных действий 1812 года. В августе 1864 года, после подавления Январского восстания, монастырь и вовсе упразднили, а костёл Святых Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского стал приходским. Вновь был перенесен орган, в этот раз – на балкон над входом.

В течение XIX-XX веков храм претерпевал незначительные изменения. Во второй половине XIX века алтари были украшены картинами и реликвиями из костёла тринитариев, расположенного на Антакальнисе. В 1870 году проложенная рядом с соседним костёлом Святой Анны дорога разрушила ансамбль двух соборов и монастыря. Когда в 1974 году была построена имитирующая готику колокольня, она внесла некоторый диссонанс во внешний вид костёла.

Однако все проводимые перестройки в целом сохранили внешне скромный облик здания, как готического храма оборонного типа, о котором свидетельствуют укреплённые контфорсы, башни и бойницы – амбразуры в северной стене здания. Со временем только добавились некоторые черты архитектуры барокко и ренессанса.

Наиболее выразительными являются главный и боковой южный фасады, благодаря высоким вертикальным окнам и узким контфорсам, украшенным орнаментом. Привлекает внимание центральная часть главного фасада с расположенным посередине широким стрельчатым окном и боковыми нишами с кирпичным орнаментом, а также декорированная колокольня костёла, пристроенная к боковому фасаду здания. С южной стороны к зданию костёла примыкают возведённые позже часовни, а с севера – самое старое здание ансамбля — Бернардинский монастырь XVI века, который также неоднократно разрушался и перестраивался.

Внутреннее убранство храма характерно для готических культовых зданий. Костёл имеет 3 нефа одинаковой высоты, центральный из которых вдвое шире боковых. Он переходит в более низкий пресвитерий (пространство между нефом и алтарём), отделённый триумфальной аркой, и заканчивается гранёной апсидой. По традиции пресвитерий предназначен для монахов, а основной трёхнефный зал костёла — для прихожан. Своды центрального нефа крестовидные, а боковых нефов – звездчатые, украшенные разнообразным сочетанием шестиугольных и восьмиугольных звёзд

Во время советской власти в 1949 году костёл святых Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского был закрыт, затем здание было передано Вильнюсскому художественному институту, который использовал его как склад. В это время, в 1981 году на стенах костёла «обнажились» остатки готических многоцветных фресок с библейскими мотивами, геральдическими символами и цветочными орнаментами.

В 1992 году храм вернули монахам бернардинцам (ответвление ордена францисканцев), и в 1994 году он вновь был освящён. Сегодня костёл является одним из наиболее крупных готических храмов не только Вильнюса, но и страны. Из четырнадцати алтарей, созданных в XVIII веке, до наших дней сохранилось одиннадцать, в том числе сооруженный в 1710 году главный алтарь.

Достопримечательностью костёла является алтарь с картиной Божьей Матери, которую храм получил в 1598 году от папы римского Климента VIII. Сохранились также две часовни, построенные во второй половине XVII века и освящённые во имя Святого Николая и Трёх королей, ажурные готические двери, надгробные памятники XVII века, церковная кафедра 1690 года. Великолепный орган костёла пострадал во время Второй мировой войны и сегодня не действует.

Одной из отличительных особенностей Бернардинского костёла является его некрополь, где нашли последнее упокоение многие выдающиеся личности Великого княжества Литовского. Захоронения в храме продолжались до начала XIX века, пока в Заречье не было основано бернардинское кладбище. В некрополе костёла находится прах прусского князя Фридриха, одного из основателей костёла Николая Радзивилла Старого, полководцев Георгия и Яна Рудаминов и других вельмож. Некоторые купцы и ремесленники также похоронены у алтарей, на которые они жертвовали средства.

Достойны внимания два памятника, расположенные при входе в Бернардинский костёл. Слева от входа в храм находится памятник князю Станиславу Радзивиллу Набожному — брату кардинала Юрия Радзивилла и известного государственного деятеля Литвы Николая Христофора Радзивилла Сиротки. По предположениям, памятник был создан в начале XVII века известным скульптором Вильгельмом Ван дер Блоке.

Напротив него располагается надгробье полководца Петра Весёлковского, который известен тем, что на охоте спас жизнь королю Сигизмунду Августу. Надгробный памятник в стиле раннего барокко относят к 1634 году. Также в костёле находятся надгробная плита Владислава Тышкевича 1712 года и надгробная эпитафия купца Павла Знокско, которые считаются выдающимся историческими памятниками.

Костёл расположен в Старом городе, на улице Майронё и сегодня является приходским римско-католическим костёлом. Храм открыт ежедневно, службы проходят на литовском, латинском и даже английском языках. По воскресеньям в храме проходят службы для молодёжи.

Костёл Святого Франциска Ассизского вместе с находящимся рядом костёлом Святой Анны образуют прекрасный архитектурный ансамбль Старого города, который дополняет расположенный в соседнем сквере памятник великому польскому поэту Адаму Мицкевичу. Вероятно, поэтому, все туристические маршруты Вильнюса обязательно приведут вас на улицу Майронё к великолепным сооружениям, доставшимся нам в наследство.

Жизнь и деяния этого великого итальянца увековечены каноном Католической церкви и легендами. Его именем назван город Сан Франциско в Соединенных Штатах, ему поклоняются миллионы верующих по всему миру. Италия избрала его своим Святым Покровителем, а город Ассизи, в котором он родился, стал особым итальянским городом, своего рода символом добродетели и веры.

Джованни ди Пьетро Бернардоне родился зимой 1182 года в семье купцов. Его отец Пьетро ди Бернардоне и мать Мадонна Пика торговали специями, шелковыми тканями и считались одной из самых зажиточных семей города Ассизи в провинции Перуджи, Умбрия. Когда мальчик родился, отца не было в городе и мать решила назвать его Джованни. Вернувшись, отец тут же переименовал ребенка, дав ему имя Франческо. Его имя в народе — il Poverello di Assisi, что тесно связано с историей и традициями Италии тех времен. Poverello в данном случае означает не бедняк или бедняга, а «преисполненный сочувствия к бедным, такой же, как бедные».

В 1204 году Франческо участвует в войне между Перуджей и Ассизи и попадает в плен. Именно год в плену коренным образом изменил мировоззрение молодого человека.

Возвратившись домой в 1205 году, он посвящает себя благотворительности, лечению прокаженных и восстановлению церквей в городе. Наступает неизбежный конфликт с отцом, который официально лишает его прав наследства. Франческо покидает Ассизи и возвращается три года спустя, но с двенадцатью единомышленниками, которые впоследствии станут первыми членами будущего Францисканского ордена. В 1210 г. папа Инокентий III официально признает орден. К нему чуть позже присоединяется орден Клары Ассизской, так называемый Клариссе.

В 1219 году Франциск отправляется с миссией в Египет. Ему не удается убедить султана в христианской вере и собрать единомышленников, однако его речи производят огромное впечатление. По возвращению домой он узнает, что в основанном им францисканском ордене начались серьезные тяжбы и разногласия. Он уходит и создает новый, третий Францисканский Орден в 1224 году.

Между тем, состояние здоровья Франциско резко ухудшается, он теряет зрение и с трудом передвигается самостоятельно. Его сердце перестает биться в 1226 году. Но его благодеяния, молитвы и проповеди, его мысли о единстве человека и природы пережили столетия.

Франциск Ассизский был канонизирован в 1228 году папой Григорием IV. Его могила находится в Крипте Нижней Базилики в Ассизи.

Чебоксары. 25 января. INTERFAX.RU — Премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал чувашским студентам, какие качества в людях ему импонируют и почему он против эпитета «великий».

Глава правительства посетил в понедельник, в День российского студенчества, главный университет Чувашии, где за чаем побеседовал со студентами, ответив как на серьезные, так и личные вопросы.

Так, одна из студенток отметила, что премьер каждый день общается с огромным количеством разных людей. Она поинтересовалась, все ли люди оставляют в душе премьера глубокий след, и какие черты людей ему импонируют.

«Если бы все оставляли глубокий след, я бы уже с ума сошел», — сказал В.Путин.

Говоря о качествах, которые нравятся ему в людях, глава правительства сказал: «Порядочность и терпимость».

При этом премьер не согласился с тем, что один из иностранных студентов назвал его великим.

«Я еще жив, слава Богу, и думаю, что пока рановато мне воспринимать себя как какую-то заоблачную величину», — сказал Путин.

«Мы все должны на своем месте, как святой Франциск, ежедневно мотыжить участок, который нам Господом отведен, тогда мы добьемся успехов. А величие или невеличие — это потом. Будущие поколения определят, что я сделал на самом деле», — отметил премьер.

Святой Франциск Ассизский (1182—1226) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи в Италии. Оставив семью и богатство, он стал основателем Францисканского ордена монахов католической церкви. Канонизирован в 1228 году. Одним из первых не только в христианстве, но и в западной культурной традиции он подчёркивал духовное равноправие человека и природы, проповедовал любовь и сострадание ко всему живому, заменяя традиционную идею о безграничности владычества человека идеей равенства всех живых созданий. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально назвал святого Франциска Ассизского покровителем экологов.
Святой Франциск видел всю природу отражением своего Создателя и называл зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался как к своим близким родственникам.
Как следует обращаться с братом или сестрой? — Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать. Расширение этой концепции до включения всего сущего стало гениальным и уникальным для христианского мира прозрением святого. Франциск полагал, что не живые существа должны служить человеку, а человек живым существам. В этом он стал еще радикальнее джайнистов.
Забота Франциска о животных привела его к тому, что он не убивал их, хотя и строгим вегетарианцем не являлся. Он выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них или освобождал. Он спасал птиц и животных, которых несли на базар. «Если бы я только мог предстать перед императором, — восклицал Франциск, — я бы умолял его ради любви к Богу и ко мне издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков».
Особенностью Франциска стало его обращение с проповедью к животным и растениям так, как если бы он обращался к людям. Он читал Библию птицам, цветам и рыбам.
По преданию, Франциск заставил людей кормить волка, взяв с него клятву не красть овец. Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества. Он не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий. Уважал Франциск и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. За семь веков до Альберта Швейцера, святой Франциск убирал червяков с дороги, где они могли быть раздавлены. В любой жизненной форме он видел элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях отца всех существ», создав своего рода прообразы заказников для дикой природы.
Франциск верил, что природа сама по себе имеет значение, потому что создана Богом, и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Таким образом он предвосхитил краеугольную идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы, разрабатываемой современными экофилософами.
По идее Франциска, природа значима не благодаря своей пользе для людей, но благодаря многочисленным формам выражения благожелательного присутствия Бога. Франциск подчеркивал присутствие Бога в разнообразии живых существ. Он считал, что восхваление Бога за сотворённый мир должно выражается в уважении к созданному разнообразию.
Франциску Ассизскому было понятно чувство равенства творений Божьих, чувство одинакового достоинства всех и вся, космического родства, которое вдохновило его написать знаменитый гимн:
«Восхваляем Ты, мой Господи, со всем Твоим творением, начиная с господина брата солнца, который есть день и которым Ты освящаешь нас.

И сам он прекрасен и, излучая яркий свет, несет знак от тебя, Всевышний.

Восхваляем Ты, мой Господи, и за сестру луну и звезды, которые на небе Ты сотворил яркими, драгоценными и прекрасными.

Восхваляем ты, мой Господи, за брата ветра и за воздух, и облака, и ясность, и всякую погоду, через которую даешь Ты пропитание своим созданиям.

Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру воду, которая полезна весьма и доступна и ценна и чиста.

Восхваляем Ты, мой Господи, за брата огня, которым Ты освещаешь ночь, который и сам прекрасен и приятен и мощен и силен.

Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру нашу мать землю, которая нас поддерживает и направляет, и производит различные плоды с яркими цветами и травой».

Франциск Ассизский умер в нищете, которой он сознательно последовал, дабы уподобиться бедности Иисуса. Говорят, что в момент его смерти стая жаворонков взлетела, чтобы сопровождать святого на небо.

Американский историк Линн Уайт-младшая справедливо назвала святого Франциска Ассизского «величайшим радикалом в христианской истории после Христа» (Уайт-мл., 1990). Действительно непонятно, как за свою «ересь» (сейчас «ревнители веры» называют подобные идеи «ересью пантеизма») он не кончил костром — ведь жил и проповедовал свои эколого-этические идеи в средние века! В дальнейшем настоятели францисканского ордена отказались от большинства учений его основателя. И только в середине 1960-х годов, после Второго Ватиканского Собора католической церкви, ордену францисканцев было указано «вернуться» к своим первоистокам. С этого времени францисканцы стали принимать самое деятельное участие в охране природы.

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА

Глава XXVIII. О ДУХЕ МИЛОСТИ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К НИЩИМ И О ТОМ, КАК ОН ПОСТУПИЛ С ОВЦОЙ И ЯГНЯТАМИ

…77. Облекшись в дух милосердия и исполнившись люб­ви, не только к людям, терпящим какую-либо нужду, испы­тывал он сострадание, но и к немым тварям, и даже к пти­цам и ползучим гадам, ко всякой твари, как наделенной чувствами, так и бесчувственной. Но из всего рода живот­ных особой любовью он отличал ягнят и к ним скорее всего чувствовал сострадание, поскольку смирение Господа наше­го Иисуса Христа в Святом Писании чаще всего уподоб­ляется смирению ягненка, по причине и в самом деле не­малого сходства. И всех вообще тварей, но особенно тех, в которых он мог найти какое-либо аллегорическое сходство с Сыном Божиим, он всегда охотно принимал и отличал за­душевной любовью.

Как-то раз он шел через город Марка д’Анкона и там проповедовал слово Божие, а затем вместе с братом Пав­лом, которого он поставил наставником всех братьев этой провинции, продолжал путь, пока не встретил в поле какого-то пастуха, пасшего множество коз и козлов. Среди это­го множества коз и козлов была одна овечка, ходившая ти­хо и выбиравшая смиренно свой корм. Увидев ее, святой Франциск остановился и восскорбел в сердце своем, и воз­высил голос свой, и заплакал, говоря брату, который его со­провождал: «Видишь ли ты эту овечку, которая столь крот­ко ходит там среди коз и козлищ? Так, истинно тебе говорю, Господь наш Иисус Христос, кроток и смирен сердцем, хо­дил среди фарисеев и первосвященников. Потому и прошу тебя, сын, ради Его милосердия, пожалей вместе со мной эту овечку, и давай, внеся выкуп, выведем овечку из среды этих коз и козлищ».

78. А брат Павел, изумившись его скорби, начал скор­беть вместе с ним. А поскольку у них ничего при себе не бы­ло, кроме самых дешевых одежд, в которые они были оде­ты, то они очень беспокоились, найдется ли у них выкуп за эту овечку, но в эту самую минуту подошел к ним какой-то торговец, тоже свершавший путь по этой дороге, и вручил им необходимый выкуп за эту овцу. И они, возблагодарив Бога, взяли овцу и, придя в Осимо, явились к епископу это­го города, и тот весьма благосклонно их принял. Господин епископ тоже немало изумился, увидев овцу, которую при­вел с собой человек Божий, и заметив, с какой лаской тот обращается с животным. Но когда раб Христов пересказал ему случившееся с овцой как некую притчу, епископ умилился сердцем чистоте человека Божия и возблагодарил Бо­га. На следующий день, покидая город и размышляя, как же ему распорядиться с овцой, он, по совету своего спутника и брата, передал ее в какой-то монастырь служанок Господ­них у Сан-Северино, где ее и берегли. Ведь достопочтенные служанки Христовы приняли овечку с великой радостью, словно дар, врученный им самим Господом. Долгое время они заботливо пеклись об этой овечке, а из шерсти ее они связали рясу и прислали ее святому Франциску, когда он, во время одного из капитулов, пришел в церковь Святой Ма­рии Порциункулы. Святой Божий принял эту одежду с ве­ликой благодарностью и сердечной радостью, прижимал ря­су к сердцу и целовал ее, призывая и всех стоявших рядом к такому же веселию.

79. А в другой раз, проходя по той же области вместе с тем же братом, ревностно за ним поспешающим, он повст­речал какого-то человека, который нес на плече двух ягнят, связанных и предназначенных для продажи на рынке. Ког­да Франциск услышал отчаянное блеяние ягнят, взволнова­лась вся внутренность его от жалости, и он, подошед, при­коснулся к ним, словно мать к расхныкавшемуся младенцу, выражая им свою любовь и сочувствие. И сказал этому че­ловеку: «Куда же ты несешь братьев моих ягнят и зачем ты столь жестоко связал их?» Тот сказал в ответ: «Я их несу на рынок, на продажу, поскольку мне позарез необходимы деньги». И тогда святой возразил ему: «Но что же будет с ними?» А тот: «Кто купит их, — говорит, — тот, верно, зарежет их и съест». «Нет, нет! — сказал святой. — Не будет этого! Возьми в уплату этот мой плащик и отдай мне ягнят».

Тот со всей поспешностью ухватил плащ и отдал ему яг­нят, ведь плащ-то стоил гораздо дороже — его в этот самый день какой-то знатный человек отдал святому, чтобы укрыть его от сильного мороза. И снова святой, взяв ягнят, стал тревожно обдумывать, как же ему поступить с ними, но, по совету брата, сопутствовавшего ему, отдал их на со­хранение этому же самому крестьянину, взяв, однако, с не­го слово, что тот не станет их продавать и не причинит им никакого зла, но будет их беречь, кормить и заботливо охранять.

Глава XXIX. О ЛЮБВИ, КОТОРУЮ РАДИ ТВОРЦА ОН ПИТАЛ КО ВСЕМ ТВАРЯМ, И ОПИСАНИЕ ДВУХ ЧЕЛОВЕК, ИЗ КОТОРЫХ ОН СОСТОЯЛ

80. Слишком долго было бы, да и просто непосильно перечислять и припоминать все то, чему учил и что делал прославленный отец Франциск, пока длилась его жизнь во плоти. И кто мог бы передать высшую его любовь, привя­зывавшую его ко всему Богову? Кто сумеет рассказать, с какой радостью и наслаждением наблюдал он в творении мудрость Творца, всесилие Его и милосердие? Часто это со­зерцание исполняло его радостью дивной, несказанной, ко­гда он глядел на солнце, когда созерцал луну, звезды и твердь небесную. О простодушное благочестие, о благочес­тивая простота! Он даже червей охватывал своей любовью, поскольку читал слова Спасителя: «Я же червь, а не чело­век» (Пс 21:7). Поэтому он всегда собирал их и уносил прочь с дороги, чтобы их не раздавили стопы прохожих. Что же говорить о прочих малых тварях, когда и пчелам посре­ди зимы он велел давать мед или лучшее вино, чтобы их не загубил холод? И настолько он превозносил хвалой прилежность пчел в работе и превосходнейший разум, кото­рый Господь дал им к вящей Своей славе, что однажды он целый день посвятил молитве и хвале за этих и прочих ма­лых тварей.

Как некогда три отрока, ввергнутых в раскаленную огнем печь (ср. Дан 3:51 и далее), призвали все силы природы воз­нести хвалу и прославить Создателя вселенной, так и этот человек, в котором был дух Божий, не переставал славить, восхвалять и прославлять Творца и Правителя всего во всех тварях и стихиях.

81. А как радовала его душу прелесть цветов, когда он видел их совершенную форму и вдыхал сладостный аро­мат! Тут же внутреннее его око обращалось к созерцанию того цветка, который расцвел во время весеннее, отрасль от корня Иессеева, благоухание которого многих умирающих вернуло к жизни. И если где-нибудь встречалось ему большое множество цветов, он подходил к ним и им про­поведовал, призывая воздать хвалу Господу, словно и они были наделены разумом. Так же колосья и виноградные гроздья, камни и леса, воды источников и зелень садов, са­му землю и огонь, воздух и ветер он в целомудрии душев­ном склонял возлюбить Господа и ободрял их воздать Ему хвалу.

Ко всему творению он обращался с именем брата и ка­ким-то дивным, никому другому не доступным образом мет­ко задевал внутреннюю, сердечную тайну любого творения, так что и сама тварь освобождена была в свободу славы детей Божиих (ср. Рим 8:21). А ныне в небесах он Тебя, Иисусе сладчайший, вместе с ангелами восхваляет, как в то время, когда он был поставлен на земле, он восхвалял Тебя и проповедовал любовь к Тебе перед всякой тварью.

«Первое житие святого Франциска», составленное в 1229 г. Фомой Челанским, францисканцем из Абруццо // Цветочки святого Франциска Ассизского. СПб., «Амфора», 2006.

ИЗ «ЦВЕТОЧКОВ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА»

Глава XXI. О праведном чуде Святого Франциска, обратившего лютого волка в Агуббио

Когда Святой Франциск жил в городе Агуббио, огромный волк обитал в его окрестностях, столь ужасный и столь свирепый, что он пожирал не только других животных, но преследовал даже людей. И когда он часто приближался к городу, все люди были в великой тревоге, и выходили из города, вооружаясь, как для битвы. Несмотря на эти предосторожности, те жители города, которые встречались с волком наедине, были пожраны, ибо всякое противоборство было бесполезно. И опасаясь волка, никто не смел выходить за городские стены.

Жалея жителей Агуббио, Святой Франциск решил пойти и встретиться с волком, хотя все очень уговаривали его не делать этого. Сотворив крестное знамение и доверясь Богу, он вышел из города, взяв с собой своих братьев. Однако они из страха скоро остановились, и Святой Франциск продолжил свой путь один, направляясь к тому месту, где обитал волк, а множество людей следовали на расстоянии и наблюдали чудо. Волк, видя это множество людей, побежал к Святому Франциску, широко раскрыв пасть. Когда он приблизился, Святой, сотворив крестное знамение, воскликнул: «Подойди сюда, Брат волк. Я повелеваю тебе, именем Христа, никому более не вредить».

Удивительно, но едва Святой Франциск сотворил крестное знамение, ужасный волк, закрыв пасть, остановился, подошел к Святому Франциску и лег у его ног, подобно кроткому ягненку. И Святой так говорил ему: «Брат волк, ты делаешь много зла в этой стране, уничтожая и губя творения Божьи без Его соизволения, и ты не только умерщвлял и пожирал животных, но имел дерзость убивать людей, созданных по подобию Божьему, за это ты достоин виселицы, как разбойник и злейший душегубец, и весь народ ропщет против тебя, собаки преследуют тебя, и все жители тебе враждебны. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и ими, чтобы ты не обижал их больше, а они простили бы тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни люди, ни собаки не преследовали тебя».

Слушая эти слова, волк склонил голову и, движениями тела, хвоста и глаз выражал согласие с тем, что говорил Святой Франциск. И Святой Франциск продолжал: «Так как ты согласен заключить этот мир, то я тебе обещаю, что люди этой страны будут питать тебя каждый день, пока ты будешь жить между ними, так что ты никогда не будешь страдать от голода, ибо я знаю, что ты с голода делал все это зло. Но если я добьюсь всего этого для тебя, ты должен обещать, со своей стороны, никогда больше не нападать ни на животных, ни на людей. Обещаешь ли ты это?» Тогда волк, склонив голову, в знак того, что он согласен.

Святой Франциск заговорил вновь: «Брат волк, можешь ли ты дать мне залог твоей искренности, чтобы я поверил твоему обещанию?» И протянув руку, он получил ручательство волка, который поднял лапу и дружески вложил ее в руку Святого Франциска, давая единственный залог, какой был в его силах. Тогда Святой Франциск вновь обратился к нему: «Брат волк, я повелеваю тебе, именем Христа, немедленно следовать за мной без колебаний и сомнений, дабы мы могли вместе подтвердить этот мир, который мы заключили во имя Божье». И волк, повинуясь ему, пошел рядом с ним, кротко, как ягненок, к великому изумлению людей.

Весть об этом весьма удивительном чуде быстро разнеслась по городу, все жители, мужчины и женщины, от мала до велика, стар и млад, высыпали на рыночную площадь, чтобы посмотреть на Святого Франциска и волка. Все люди собрались, и Святой проповедовал им, говоря, помимо прочего, что за наши грехи Бог попускает такие бедствия, и напоминая, насколько больше и опаснее вечное пламя ада, страшнее ярости волка, который может только убить тело. И как нам следует страшиться пасти ада, если пасть такого малого животного, как волк, может заставить весь город дрожать от страха.

Закончив проповедь, Святой Франциск добавил: «Слушайте меня, братья мои: волк здесь перед вами обещал и поручился соблюдать мир со всеми вами и не обижать вас больше, и вы должны пообещать кормить его каждый день. Если вы согласны, я обещаю от его имени, что он будет честно соблюдать договор». Тогда все люди в один голос пообещали кормить волка до конца его дней. И Святой Франциск, обращаясь к волку, вновь сказал: «И ты, Брат волк, соблюдешь ли ты свое обещание хранить договор, и никогда больше не обижать людей или животных или прочих тварей?» И волк склонился, опустив голову, и движениями хвоста и ушей старался показать, что он желает, насколько это в его силах, соблюдать договор.

Тогда Святой Франциск продолжал: «Брат волк, поскольку ты дал мне ручательство этого твоего обещания, когда мы были вне города, то теперь я хочу, чтобы ты повторил сие перед всеми людьми, дабы я убедился, что сделал правильно, пообещав все это от твоего имени». И волк поднял лапу и вложил ее в руку Святого Франциска.

Это событие весьма обрадовало людей, и способствовало почитанию Святого Франциска, и по причине нового чуда, и потому что был заключен мир с волком. И они возвысили голоса свои до небес, хваля и благословляя Бога, который послал им Святого Франциска, через добродетели которого они избавились от такого дикого хищника.

Волк прожил в Агуббио два года. Он свободно ходил из двери в дверь, никому не вредя, и все люди приветливо принимали его, кормя волка с великим удовольствием, и ни одна собака не лаяла на него, когда он проходил мимо. Наконец, через два года, он умер от старости, и люди Агуббио сильно оплакивали эту потерю. Ибо когда они видели его, идущего так кротко между ними, то вспоминали о добродетелях и святости Святого Франциска.

Во славу и восхваление Иисуса Христа и Его бедного слуги Франциска. Аминь.

Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев. Пер. А.А.Клестова. СПб., 2000.

Читайте также статьи Монашеские ордена раннего средневековья, Нищенствующие ордена – францисканцы и доминиканцы, Орден доминиканцев — кратко

На рубеже XII-XIII веков католический Запад был охвачен сильным духовным движением. Оно выразилось в широком распространении ересей. Вальденсы и другие еретики этого времени противопоставляли апостольскую нищету богатству и блеску римской церкви. Их проповедь евангельской бедности производила глубокое впечатление на всех религиозных людей. Знаменитый папа Иннокентий III (1198-1216) счёл нужным обратить этот принцип на пользу римской церкви и оказал тем очень важную услугу ей. Возникшие при нем нищенствующие ордена сделались могущественнейшими опорами папской власти.

В 1182 году у богатого купца в городе Ассизи (итальянская область Умбрия) родился сын, получивший имя Франциска (Франческо). Мальчик рано стал проявлять сильную склонность к странным поступкам. На 25 году жизни Франциска охватил религиозный энтузиазм. Непосредственным поводом к этому было впечатление, произведенное на него (1208 г.) при богослужении в церкви Богоматери чтением того места евангелия от Матфея, в котором передаются слова, сказанные Спасителем в напутствие апостолам, посылаемым на проповедь веры: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф. X, 9, 10). До того дня Франциск любил веселиться; теперь он бросил щегольство, надел нищенскую одежду, стал спать на голой земле с камнем под головой вместо подушки, стал жить милостыней.

Отречение святого Франциска от земных благ. Фреска Джотто, 1297-1299 гг. Церковь святого Франциска в Ассизи

Источник изображения

Все в Ассизи смеялись над ним, многие считали его сумасшедшим, отец проклял его; но он продолжал следовать влечению своей души. Красноречивые проповеди Франциска склонили нескольких других энтузиастов подражать ему. Они также отреклись от всякого имущества, решили странствовать вместе с ним, проповедуя покаяние, возвращая заблудших на путь истины. Франциск Ассизский составил для своей нищенствующей общины устав и пошел в Рим просить у папы утверждения новому монашескому ордену. Он имел сильных покровителей, рекомендовавших его вниманию Иннокентия III.

Папа разрешил Франциску основать орден, устав которого возлагал на новую общину обыкновенные монашеские обеты, но вместе с ними придавал небывалое развитие обету нищеты. Орденской одеждой была темно‑серая мантия, опоясанная веревкой, как подпоясывались бедняки. Скоро эту одежду стали носить тысячи людей. Официальным названием монахов нового ордена было минориты («меньшие», то есть ставящие себя ниже других); но обыкновенно их называли францисканцами по имени основателя ордена. Та церковь Богоматери, в которой Франциск Ассизский почувствовал влечение к нищенствующей жизни, была отдана ему и получила название «малого дара» (Порциункула, Portiuncula). Франциск установил, чтобы при этой церкви ежегодно происходило общее орденское собрание.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Франциск Ассизский был человек доброго сердца; его воодушевление производило сильное впечатление. Небольшого роста, темноволосый, с жидкой бородой, с нежными чертами лица, он был одарен звучным голосом, говорил восторженным тоном, и аскетизм его внушал к нему такое уважение, что еще при жизни его считали святым. О Франциске составилось множество легенд, в которых явно выражается стремление выставить его подобным Христу. Франциск Ассизский подавал своим последователям пример исполнения миссионерской обязанности не только между христианами, но и между неверными. В 1219 году он отправился к войску Пятого крестового похода в Дамиетту. Он хотел обратить египетского султана в христианскую веру. Это ему не удалось. Франциск старался приобрести на Востоке мученический венец, не удалось и это: мусульмане не убили его. Франциск основал монастырь своего ордена в Иерусалиме; там францисканским монахам было вверено охранение святого гроба.

Говорить спокойно, логично, Франциск Ассизский не умел, но в его проповедях была неудержимая страсть, действовавшая на впечатлительных людей. Он говорил проповеди деревьям и холмам и проливал так много слез о грехах, что ослеп. Изнуренный аскетизмом, Франциск Ассизский умер в Порциункуле 4 октября 1226 года.

Смерть и вознесение святого Франциска Ассизского. Фреска Джотто, 1300 г. Церковь святого Франциска в Ассизи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *