Ассоциативное мышление как развить

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

  • Что такое ассоциации?
  • Виды ассоциаций
  • Как развивать ассоциативное мышление?
  • Второе правило запоминания
  • Проверочный тест

Что такое ассоциации?

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по .

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги — курсы – уроки — 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт — Пушкин
  • Домашняя птица — курица
  • Фрукт — яблоко
  • Часть лица – нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное — вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Рекомендации

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Мы все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. Со времен Аристотеля выделяют несколько видов ассоциаций:

1. По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.

2. По сходству, по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)

3. По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации могут быть важным источником информации. Они способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.

Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.

Методы управления процессом генерирования ассоциаций

«Поле ассоциаций»

Использование системно-функционального подхода.

1. Стартовое понятие представить в виде системы, в которую входят подсистемы.

Пример: дерево. Это понятие включает в себя такие подсистемы, как листья, корни, ветви, ствол, корни, кора и т.д.

2. Представить стартовое слово частью большей системы.

Пример: дерево входит в такие системы как лес, парк, сад, природа и т.д.

3. Определить функции, выполняемые этим понятием, где и когда оно встречается.

Пример: из дерева изготавливают мебель, бумагу, строят дома, используют как дрова для печи, камина и т.д.

4. Рассмотреть понятия-ассоциации как системы.

Пример: лес – грибы, ягоды, звери, птицы, леший, лесник, грибники и т.д.

ПРИМЕР: Построение поля ассоциаций понятия «Личность»

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает более сложный вариант, рассмотренного нами метода, который он назвал методом «Гирлянды ассоциаций» Его цель облегчить поиски решения проблемы при дефиците информации, то есть когда возможные пути решения человеку не известны. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы. В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Можно выделить следующие этапы метода «гирлянд ассоциаций».

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды — гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду — гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с эле ментами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

Асоциальность (греч. а – отрицательная частица) – поведение личности, не отвечающее установкам, принятым в данном обществе; в качестве термина используется понятие «социальное безразличие». Термин появился в начале XX века для обозначения категории неблагополучных граждан из низших слоев общества – попрошаек, проституток, сутенеров, алкоголиков, наркоманов… В мировых религиях – католицизме, буддизме – асоциальность может встречаться как положительная характеристика. В православной традиции асоциальное поведение присуще юродивым и блаженным – тем, кто удален от мирских проблем и посвятил себя Богу. Асоциальными чертами чаще всего обладают интроверты, в то время как крайняя степень асоциального поведения присуща больным шизофренией – в данном случае она проявляется как неспособность сопереживать и выстраивать близкие отношения с другими людьми. Асоциальная личность стремится к удовлетворению своих потребностей и интересов, не принимая во внимание при этом взгляды и желания окружающих людей. Асоциальные черты проявляются уже в раннем детстве и становятся отчетливее по мере взросления: агрессивность, ранние и беспорядочные половые связи, склонность к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Асоциальность отлична от антисоциальности, поскольку последняя предполагает проявление открытой неприязни к окружающим или обществу в целом. Также следует различать понятия асоциальности и мизантропии: последнее служит для обозначения крайней формы индивидуализма, проявляющейся в нелюдимости, отчуждении от людей.

7. Болотнова Н.С. Ассоциативное поле текста и слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. Томск, 2000.

8. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994.

9. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.

11. Рыбальченко Т.Л. Поиск картины мира в современной прозе // Там же.

12. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. М., 1988.

И.И. Бабенко

ОБ АССОЦИАТИВНОСТИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОМ КОММУНИКАТИВНОМ СВОЙСТВЕ СЛОВА

Томский государственный педагогический университет

Положение о том, что слово, являясь базовой единицей общения, обладает определенными коммуникативными свойствами, не подвергается сомнению в современной лингвистике (И.А. Стернин, Г.Я. Сол-ганик, Э.С. Азнаурова, И.В. Сентенберг, В.В. Степанова, Ю.Д. Апресян, И.М. Кобозева и др.). Слово как основная единица языка и речи способно фиксировать, хранить, а при необходимости — воспроизводить и передавать в потоке речи определенный объем информации (интеллектуальной, эмоциональной, эстетической), обеспечивая понимание и взаимодействие всех участников коммуникации. Совершенно очевидно, что для выполнения столь сложной задачи слово должно обладать широким спектром свойств и возможностей, природа возникновения и механизм реализации которых до сих пор вызывает многочисленные споры.

Ряд ученых (И.А. Стернин, Э.С. Азнаурова, И.В. Сентенберг) соотносят коммуникативные свойства слова только с его семантикой, с «собственно значением и его информативным потенциалом» . Другой подход к решению этой проблемы предлагает В.В. Степанова, считающая, что так называемые функциональные ориентиры в семантике слова «обусловлены явлениями системной организации лексики» и самые общие из них содержатся в словарных толкованиях, показывающих, как слово «должно применяться и пониматься» . Кроме этого, функциональные ориентиры задаются слову «от-текстово» — «своеобразными правилами текстообра-зования, внутритекстовой мотивированностью элементов его лексической структуры» .

Группа ученых под руководством академика Ю.Д. Апресяна рассматривает лексическое значение слова, включающее в себя пресуппозиции и ассер-ции (первая соотносится с известным, темой, а вторая — с новым, ремой), мотивировки, модальные рамки, рамки наблюдения, как структуру с логически различными слоями смысла, которые «по-разному реагируют на такие семантически активные слова, как отрицание, квантификаторы (включая кванторы), мо-

дальные и оценочные слова» . Таким образом, реализация коммуникативных возможностей слова представляется ими как процесс актуализации одного из смысловых уровней, формирующегося под влиянием места слова в синтаксической конструкции и его ближайшего семантически активного окружения (в аспекте тема-рематических отношений).

Признавая справедливость данных подходов, считаем возможным взять за основу другую концепцию, которая отражает коммуникативно-деятельностный аспект исследования проблемы. Признавая существенную роль семантики, мы, вслед за Н.С. Болот-новой, полагаем, что коммуникативные потенции слова определяются его ассоциативными связями, «синтезирующими его соотнесенность с миром вещей и миром слов» . Под коммуникативным потенциалом нами, вслед за Н.С. Болотновой, понимается «все, что обусловливает его готовность участвовать в общении в качестве элемента высказывания — носителя определенного «кванта” знания и прагматического заряда, т.е. основные лингвистические параметры слова, его связь с другими лексическими единицами, предметно-логическая соотнесенность, тематико-ситуативные и оценочно-прагматические связи» . Таким образом, успешное изучение коммуникативных потенций слова должно опираться на тезис об ассоциативности речемыслительной деятельности человека. В связи с этим коммуникативные свойства слова должны определяться не столько семантикой и его местом в высказывании, сколько ассоциативными связями слова, которые комплексно отражают все эти и другие его особенности.

Вопрос о роли слова в процессах коммуникации и когниции ставился еще классиками филологии.

В.Ф. Гумбольдт писал о том, что речь и понимание -две стороны речевой способности. А.А. Потебня в работе «Мысль и язык», вслед за В.Ф. Гумбольдтом, отмечал, что понимание — это процесс, в котором люди «затрагивают друг в друге то же звено чувственных представлений и понятий, прикасаются к тому же клавишу своего духовного инструмента, вслед-

ствие чего в каждом восстают соответствующие, но не те же понятия» . Иначе говоря, реализация коммуникативных возможностей слова определяется когнитивной общностью «представлений и понятий», т.е. ассоциаций (не только вербальных), вы1зы1ваемы1х словом в сознании говорящих.

Вообще же ассоциация как установление связи между двумя элементами, по мнению авторов Энциклопедического философского словаря , имеет психофизическую основу — условный рефлекс, обеспечивающий при появлении одного члена ассоциативной пары непременную актуализацию другого.

Именно выявление определенных отношений и взаимосвязи объектов действительности соответствует, по свидетельству А.Ф. Лосева, основному принципу человеческого мышления. «Мышление есть пола-гание чего-либо в его принудительном взаимоотношении с прочим» . Связь эта носит сугубо мыслительный «отвлеченно-смыгсловой» характер, она динамична, подвижна по своей природе. А.Ф. Лосев утверждает, что установить связь — это значит прежде всего «различить какие-нибудь А.В.С. и потом их объединить… Это самый основной, абсолютно первичный исток мышления, то, без чего оно не может начаться и существовать» . Соответственно и ассоциация как специфический мыслительный процесс нахождения связи между двумя элементами предполагает их первоначальное «различие» и последующее «отождествление».

Собственно мышление осуществляется в форме внутреннего «промежуточного языка», который Ю.Н. Карауловым понимается как «посредник между биологическими, имеющими физико-химическую природу, языками мозга, т.е. языками взаимодействия нейронов и артикулируемым человеческим языком» . Выступая в качестве одной из возможный единиц «промежуточного языка», внутреннее слово теряет многие свойства как единицы «естественного языка» и «внешней речи» , но приобретает «вторичную образность», т.е. ассоциативную соотнесенность с неким образом восприятия, имеющим синкретичный характер, и возникновение которого «неизбежно влечет за собой появление внутреннего слова и наоборот» .

Традиционно считается, что язык является основным, хотя и не единственным, орудием мышления, поэтому он должен вполне отражать логические законы последнего и строиться на ассоциации как способе взаимосвязи между составляющими его элементами. Особенно ярко это проявляется на лексическом уровне. Так, по свидетельству А.А. Залевской , все известные в настоящее время виды полей и семантических группировок слов интегрированы в рамках ассоциативного поля, т.е. они не искусственно смоделированы лингвистами для решения определенных исследовательских задач, а реально и органично присутствуют в сознании носителей языка. В качестве подтверж-

дения тезиса об ассоциативной взаимосвязи всех единиц лексического уровня и их структурирования в виде вербально-ассоциативной сети можно сослаться на предложенное Ю.Н. Карауловым «правило шести шагов», согласно которому любые два слова могут быть ассоциативно соотнесены друг с другом через шесть промежуточных ассоциативных ходов, более того, число этих переходов может сократиться при наличии у слов общих семантических признаков.

Наконец, текст как продукт речемыслительной деятельности человека представляет собой сложно организованную ассоциативно-семантическую сеть, «материализованную вербально» , при этом именно лексическая структура текста «отражает заложенную в нем смысловую программу» . Сетевой принцип организации текста вполне корре-лируется со структурой внутреннего лексикона человека, который также задается ассоциативно-семантической сетью.

Таким образом, все слова языка соотнесены друг с другом в бесконечном множестве прямых и опосредованных ассоциативных перекличек по каждому из возможных для них параметров. Ассоциативновербальная сеть связывает слова по самым разным функциональным, формальным и содержательным признакам. Такое действительно неисчерпаемое богатство ассоциативных связей вполне соответствует как сложности внутренней организации психики человека, так и разнообразию осознаваемых им отношений между объектами и явлениями окружающей действительности.

В связи с этим актуальной представляется попытка по-новому взглянуть на различные свойства слова и рассмотреть ассоциативность как важнейшее из них. Под ассоциативностью в данном случае условимся понимать потенциальную и универсальную способность единиц лексического уровня вызывать в сознании носителей языка ассоциации с системой языка, миром понятий и явлениями окружающей действительности.

Любое определение слова как единицы языка предполагает некоторый набор свойств; например, Н.М. Шанский выделяет ряд различных признаков, характеризующих слово. В.Г. Гак пишет, что «в истории науки было выдвинуто более 70 различных критериев определения слова, в основе которых лежали графические (орфографические), фонетические, структурные, грамматические, синтаксические, семантические, системные принципы» . Однако количество их пока не переросло в качество, так как до сих пор нет четкой концепции, в полной мере объясняющей феномен слова и представляющей систему единых, а не специфичных для каждого языка, свойств слова.

Рассмотрим, как соотносится ассоциативность с некоторыми основными, традиционно выделяемыми свойствами слова.

Слово, как известно, имеет фонетическую и графическую оформленность, которая в большинстве случаев является произвольно выбранной, ассоциативно закрепленной за «квантом информации», представленным в слове. Зрительное или слуховое восприятие комплекса букв или звуков, каким является слово, влечет за собой в сознании носителя языка актуализацию определенного значения, таким образом реализуется ассоциативная взаимосвязь звучания и значения, формы и содержания слова, зафиксированная в языке.

Вообще же такие признаки слова, как фонетическая оформленность, непроницаемость, отдельность, одноударность, манифестируют самостоятельность слова по отношению к другим словам или единицам языка и в какой-то мере предопределяют и ограничивают направление его ассоциативных связей. Нарушение этих признаков влечет за собой помехи при восприятии слова (исключение составляют, пожалуй, только изменения, предпринятые автором в эстетических целях). Включение слова с измененным, деформированным обликом (звучанием) в ассоциативно-вербальную сеть внутреннего лексикона человека или текста ведет к перестройке, переориентации многих ассоциативных отношений. Следствием этого может быть полное непонимание передаваемой информации.

Номинативность слова также имеет ассоциативную природу, так как язык, представляющий собой отраженную в системе знаков реальность, позволяет слову замещать в сознании человека определенное явление окружающего мира. При восприятии объекта в сознании всплывает слово, закрепленное за ним, и наоборот, слово, как мы уже отмечали, может стимулировать появление некоего обобщенно-чувственного представления об объекте, хранящегося в памяти человека. Отношения между знаком и денотатом носят условно-ассоциативный характер, вытекающий из отсутствия причинной связи между ними.

Частотность самостоятельного слова как «показатель функционирования слова в речи» зависит не только от «семантики, грамматических свойств, от содержания текстов и социопрофессио-нальной характеристики говорящих» , но и от его ассоциативно-семантических связей, так как именно они формируют степень востребованности слова в речи коллектива или индивида. Как правило, наиболее частотные слова соотносятся с типовыми коммуникативными ситуациями или удачно отражают актуальные социальные, в том числе и коммуникативные, потребности, интенции носителей языка. Поэтому частотность слов в речи человека можно рассматривать как показатель особенностей мотивационной сферы данной языковой личности, так как высокочастотные слова являются узловыми и в ассоциативно-вербальной сети его лексикона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несомненный интерес вызывает проблема частотности ключевых слов в художественных текстах

одного автора. В данном случае ее необходимо рассматривать через призму эстетической и концептуальной обусловленности этих слов в их текстовом воплощении.

Синтаксическая валентность, понимаемая как «общая сочетаемостная способность слова» , по утверждению А.П. Клименко, отражена в его ассоциативных связях. Поскольку возникновение ассоциативной сопряженности между стимулом и реакцией является «реализацией сочетаемостных потенций слова» , всегда направленных на «текстообразование, на использование обоих членов бинома в текстах» .

Мотивированность, выделенная О.И. Блиновой (см. об этом: Блинова, 1982, 1984, 1997 , 2000), также основана на способности слова благодаря внутренней форме ассоциативно соотноситься со структурными и/или лексическими мотиваторами.

Н.Д. Голев признает ассоциативность мотивационного процесса, проявляющегося в потенциальном и постоянном стремлении слова быть мотивированным. При этом «мотивационный потенциал» мотиватора или мотивата реализуется «в разных словах по-разному, с разной силой, в разных формах» . Косвенно об этом свидетельствуют исследования Ю.Н. Караулова, представленные в Русском ассоциативном словаре . При анализе словарных статей значительное внимание уделялось рассмотрению не только нормативных, системноморфологических отношений между стимулом и реакцией, но и случаям ложной этимологизации и поискам внутренней формы слова. Слово-стимул в зависимости от степени мотивированности предполагает достаточно прогнозируемый набор мотивационно обусловленных ассоциатов. Так, ассоциативно-семантическое поле мотивированного слова будет, как правило, включать в себя мотивационно связанные со стимулом реакции, ссылку на лексические и / или структурные мотиваторы. Немотивированное слово таких ассоциативных рядов в сознании говорящих вызывать не будет, однако, лишившись мотивированности, слово не теряет ассоциативности, хотя структура его ассоциативно-смыслового поля будет несколько иная, чем у мотивированного слова, обращенного одновременно к реальности и системе языка.

Цельнооформленность как морфологический показатель непосредственно отражается на ассоциативных связях слова, так как грамматическая форма стимула диктует форму отдельных реакций. Поэтому не случайно в Русский ассоциативный словарь (19941996) вошло в качестве самостоятельных стимулов более 350 существительных и глаголов в косвенных формах, что позволило еще раз «перепроверить грамматический аспект ассоциативных связей» .

И функциональные и системные аспекты существования слова отражены в ассоциативно-вербальной сети внутреннего лексикона человека, более того,

в ней лексикализован весь грамматический строй языка, т.е. представлен в виде диссипативных структур, «структур не концентрированных в одном месте, а распределенных между разными ассоциативными полями и разными лексемами» .

Существование взаимозависимости между ассоциативностью слова и его фонетической оформленно-стью, непроницаемостью, отдельностью, одноудар-

ностью, номинативностью, частотностью, синтаксической валентностью, мотивированностью, цель-нооформленностью и др. позволяет включить ассоциативность в ряд основных свойств слова. Более того, ассоциативность можно назвать «признаком признаков» слова, когнитивно обусловленным потенциальным и универсальным свойством, пронизывающим все аспекты его рассмотрения.

Литература

1. Сентенберг И.В. Коммуникативный потенциал значения слова (на материале английского глагола) // Коммуникативные аспекты значения. Волгоград, 1990.

2. Степанова В.В. Функциональные ориентиры в семантике слова и их текстовое воплощение // Проблема исследования слова в художественном тексте. Л., 1990.

3. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов: концепция и типы информации // Новый объяснительный словарь синонимов. М., 1995.

4. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

5. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

6. Энциклопедический философский словарь. М., 1989.

7. Лосев А.Ф. Основной принцип мышления и вытекающие из него логические законы мышления // Вопр. философии. 1998. № 4.

8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

9. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. М., 1990.

10. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. 2-е изд. М., 1972.

11. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

13. Блинова О.И. Свойства слова и их иерархия // Изв. Алтайского гос. ун-та. 1997. № 2.

14. Голев Н.Д. О природе мотивационных ассоциаций в лексике русского языка // Изв. Алтайского гос. ун-та. 1996. № 2.

15. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. Кн. 1. М., 1994.

С.М. Карпенко

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПУТЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ Н. ГУМИЛ’ВА

Томский государственный педагогический университет

Приобщение к мировидению поэта, постижение глубинного смысла его стихотворений, выявление идиостилевых особенностей возможно на основе концептуального анализа поэтических текстов, занимающего важное место в современных лингвистических исследованиях. Понятия «концептосфера». «концепт», «концептуальное пространство», «концептуальный анализ» активно используются в терминологическом аппарате не только когнитивной лингвистики, но и лингвистики текста, коммуникативной стилистики и других направлений филологических исследований. В основе концептуального анализа -выявление ключевых слов, описание концептуального пространства текста, цикла стихотворений, анализ доминирующих концептов этого пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью данной статьи является анализ особенностей лексической репрезентации концепта «путь» в поэзии Н.С. Гумилёва.

Н.С. Гумилёва с полным правом можно назвать одним из самых «путных» поэтов, ссылаясь на шут-

ливое замечание петербургского литературоведа Максимова о том, что все поэты в зависимости от роли идеи пути в их творчестве делятся на «путных» и «беспутных» .

Концепт «путь» является одним из базовых в творчестве Н. Гумилёва, о чем свидетельствует частотность употребления: 1) лексемы путь (в стихотворениях разных циклов выявлено около 20 словоупотреблений); 2) однокоренных слов (путник, путешествие, путеводный и др.); 3) синонимичной слову путь лексемы дорога (выявлено около 20 словоупотреблений); 4) языковых единиц, имеющих со словом путь общие семантические компоненты — «движение», «перемещение в пространстве» — и входящих в одну тематическую группу (идти, бродить, блуждать, проходить, бежать, скрываться, пробираться, возвращаться, скитаться, странствовать, примчаться, странник, скитальцы, паломник и др.); 5) многих из перечисленных единиц в названиях стихотворений и стихотворных циклов (например: сборник

1 июня многие страны мира отметили Международный День защиты детей. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru решил поинтересоваться у россиян, какие ассоциации возникают у них, когда они слышат слово «дети».
Радость – такая ассоциация возникла у 13% наших сограждан, искренне считающих, что дети – это «только радость и умиление», «радость и приятные заботы».
У 11% россиян дети ассоциируются с бесконечным счастьем: «Дети – это счастье, дети – это радость. Дети – это в жизни свежий ветерок».

Популярное сравнение с цветами жизни вспомнили 6% опрошенных. По 4% россиян ассоциируют детей с будущим, семьёй и любовью: «В первую очередь – это будущее, новое поколение, развитие, новая жизнь»; «Любовь к родному человеку»; «Семья, прекрасное детство в окружении близких».
Ещё 3% россиян считают, что дети – это веселье и смех. Столько же наших сограждан (по 3%) уверены, что от детей много шума и проблем: «Шум, гам, всё вверх дном»; «Проблемы, проблемы и безденежье».
Дети – это хорошо и здорово, это приятные хлопоты и немалая ответственность, — считают по 2% респондентов. По 1% опрошенных при упоминании о детях сразу представляют своих отпрысков, вспоминают об игрушках, солнце, улыбках и плаче, нуждающихся в ласке и заботе новорождённых, добре и нежности, а также испытывают желание скорей обзавестись собственными детьми.
Другие ассоциации предложил 21% россиян. Для кого-то из них дети – это «лучшее, что есть в жизни, единственное, ради чего стоит жить», «милые создания, незлые и чистые, как горный ручей», для других – мелкие пакостники, камень на шее, «испорченная жизнь и неудавшаяся карьера».
Никаких ассоциаций не возникло у 5% участников опроса («Ассоциаций нет»), ещё 3% россиян затруднились с ответом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *