Астраханский Покровский собор
Астраханская и Камызякская епархия Астраханской митрополии Русской Православной Церкви
Содержание
Предыстория
После присоединения в 1556 году Астраханского царства к России его территория была включена в область Казанских архиереев. Во 2-й половине XVI века в Астрахани были открыты два монастыря: Троицкий и Преображенский.
Становление епархии
Астраханская епархия была выделена из состава Казанской в 1602 году, после ходатайства о том игумена Астраханского Троицкого монастыря святителя Феодосия, который и стал ее первым архипастырем. К новой епархии отошли обширные и малозаселенные просторы Нижнего Поволжья — земли Астраханского царства до Терского городка. В 1605 году епископ Феодосий был возведен в сан архиепископа, и кафедра возведена в ранг архиепископии.
Значительная удаленность от центра Русской земли, постоянная военная опасность со стороны крымских татар и степняков, значительно замедляли развитие жизни региона. Единственным относительно стабильно развивавшимся русским поселением была сама Астрахань. Большинство жителей крепостей составляли служилые люди из-за чего местные храмы не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские монастыри из-за постоянной военной опасности не создали стабильного хозяйства. В Смутное время Астраханский край пострадал очень сильно, многие крепости были уничтожены или обезлюдели, разграблялись монастыри.
Благодаря правительственной поддержке в 1620-50-х годах епархиальное хозяйство было быстро восстановлено. Однако, церковная жизнь продолжала развиваться преимущественно вокруг Астрахани, тогда как в более отдаленных землях количество храмов и монастырей было скудным. В первой половине XVII века в Терках упоминаются Воскресенский собор и Благовещенский монастырь, в Царицыне — Иоанно-Предтеченский храм и Богородицкий монастырь, в Саратове — Богородицкий и Крестовоздвиженский монастыри, в Чёрном Яру и Красном Яру имелось только по соборной церкви. При этом храмы и монастыри были центрами духовного просвещения огромного края — на богомолье в Астрахань и Царицын приезжали не только жители окрестных поселений, но и христиане из Закавказья, духовенство Астраханской епархии развернуло большую миссионерскую деятельность среди степняков.
В мае 1667 года на Большом Соборе, в связи с административным переустройством Церкви, Астраханскую епархию возвели в ранг митрополии, а ее архиерею предоставили право облачаться в саккос и совершать шествие на осляти в Неделю ваий.
В 1671 году, когда Астрахань была захвачена восставшими казаками под предводительством Разина, митрополит Иосиф принял мученичество за призыв покаяться и принести повинную царю.
В царствование Петра I правительство стало значительно урезать снабжение архиерейского дома и монастырей, лишать их угодий, изымать больше средств, вести ежегодный надзор за приходно-расходными книгами. В 1700 году Астраханский Троицкий монастырь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение Троице-Сергиева монастыря, к которому отошли и все угодья. В 1705 году правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. Это, вместе с правительственной борьбой с широко распространенным в крае староверием, спровоцировало в Астрахани бунт. Несмотря на напряженность, правительство продолжало сокращать расходы на содержание духовенства, и с 1716 года вместо митрополитов на кафедру стали назначаться епископы. Были упразднены или сделаны приписными ряд монастырей, упадок церковной жизни происходил по всей епархии.
Синодальный период
После персидских походов 1722-1723 годов положение епархии заметно изменилось, т.к. власти, по-видимому, осознали, что Астраханский край может сыграть важную роль в развитии связей России с Закавказьем. В 1728 году в епархии была учреждена духовная консистория. В 1720-50-х годах стала вестись целенаправленная проповедь среди калмыков, а в 1732 году в возрожденном Астраханском Иоанно-Предтеченском монастыре было открыто училище для крещеных детей-калмыков.
Во 2-й четверти XVIII века началось заселение земель между Царицыном и Астраханью. Т.к. устройство церковной жизни новых поселений требовало значительных ресурсов, для укрепления положения епархии к ней было присоединено несколько городов к северу: в 1749 году — Пенза и Корсун, в 1750 году — Петровск и Мокшан. В результате в Астраханская епархия достигла наибольшего размера за свою историю, а правящий епископ Иларион был возведен в сан архиепископа. В столь обширных границах епархия просуществовала до 1758 года, когда часть ее земель отошла к Тамбовской епархии.
В 1778 году в Астрахани открылась духовная семинария.
С 1793 года Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. В 1793-1799 годах южная часть епархии была выделена в практически самостоятельное Моздокское викариатство, но затем снова возвращен Астраханским архиереям. Одновременно, в 1799 году северные земли епархии были выделены в самостоятельную Саратовскую епархию.
В 1815-1826 годах в Астрахани работало отделение Российского Библейского общества. В 1823 году при архиерейской кафедре было открыто попечительство о бедных духовного звания, а в 1877 году епископ Герасим (Добросердов) учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания.
В 1829 году Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск и Кизляр были переведены в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии.
В октябре 1866 года было открыто епархиальное женское училище. В сентябре 1875 года начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости,» а в следующем году в упраздненном Преображенском монастыре открылась епархиальная библиотека.
Карта Астраханской епархии, 1901 год. Православная богословская энциклопедия, т. 2
Во второй половине XIX века вновь оживилось дело миссионерства. В 1871 году был создан епархиальный комитет Православного миссионерского общества для привлечения в Православие иноверцев — главным образом калмыков. На средства комитета в 1877 году в калмыцком стане построили первый православный храм. В 1894 году при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В конце века комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, которая, однако, успеха не имела. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено учреждением в 1873 году в Царёве церковно-просветительского братства Св. Троицы. В 1877 году в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан. В 1885 году в Астрахани было основано Кирилло-Мефодиевское братство для распространения православного просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 году в Астрахани начало работу отделение императорского Палестинского православного общества.
Также в 1896 году открылся епархиальный свечной завод.
В 1902 году праведный Иоанн Кронштадтский освятил в Астрахани храм во имя равноапостольного князя Владимира, в память 900-летия Крещения Руси. В 1912 году в епархии началась подготовка к прославлению митрополита Астраханского священномученика Иосифа.
С 1910 года в епархии существовало Царёвское викариатство, а с 1917 года — ещё и Енотаевское.
Советский период
Революционные потрясения 1917 года незамедлительно сказались на церковной жизни Нижнего Поволжья. В конце 1917 года была закрыта Астраханская духовная семинария и остановился выпуск «Астраханских епархиальных ведомостей.» В следующем году прекратили существование Астраханская консистория и епархиальное женское училище, Астраханские епархиальные помещения и монастыри были изъяты большевиками. В сентябре 1918 года в Астрахани вокруг викарного епископа Леонтием (Вимпфеном) возник «Епархиальный союз церквей», который провозгласил своей задачей «демократизацию» Церкви и ограничение власти архиереев. В 1919 году началась большевистская кампания по очистке края от контрреволюционных сил, в ходе которой были расстреляны видные церковные деятели, включая правящего владыку священномученика Митрофана и примирившегося с ним викария Леонтия. Проповеди временно управляющего епархией епископа Анатолия (Соколова) и акции гражданского неповиновения среди верующих повлекли волну массовых арестов священнослужителей в 1920 году. В 1922 году против епископа Анатолия началось следствие и он уклонился в обновленчество. При поддержке властей многие церкви были переданы обновленцам, хотя большинство духовенства и мирян осталось верными святителю патриарху Тихону. В следующие годы самоотверженное служение на Астраханской кафедре священномученика Фаддея (Успенского) имело огромное влияние на верующих, сплотив их в верности канонической Церкви.
Тем временем безбожные власти стали закрывать храмы — вначале пустующие обновленческие, а затем и прочие. В 1930-х годах в Астрахани многие церкви были снесены, другие конфискованы и переделаны. В конце 1930-х годов Астраханская кафедра осталась вдовствующей.
Поворот в государственной церковной политике обусловил частичное восстановление церковной жизни. С 1942 года на Астраханскую кафедру снова назначались архиереи. 26 июня 1944 года к Астраханской епархии была присоединена Сталинградская область, несмотря на недостаток священнослужителей в 1940-х открылось много храмов. Сбор средств в фонды обороны, помощи инвалидам войны и детям-сиротам был одним из основных направлений патриотической деятельности духовенства епархии вплоть до 1947 года, когда государство прекратило принимать эти пожертвования.
4 марта 1949 года Астраханскому владыке поручено было также управление Саратовской епархией, но в 1952 году Саратовская кафедра была вновь выделена в самостоятельную. В 15 июля 1959 года Сталинградская область была передана Саратовской епархии, а Астраханская епархия вернулась к старому наименованию и ограничилась территорией Астраханской области.
В 1960-80-х годах Астраханская епархия являлась одной из самых маленьких в Русской Церкви, большинство священников были людьми немолодыми.
Современный этап
В заключительные годы советского периода началось возрождение церковной жизни. В 1992 году епархии был передан Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня и часовня игумена Кирилла Астраханского. В 1995 году был возобновлен Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1999 году верующим был возвращен Астраханский Владимирский собор. В течении 1990-х годов открылись десятки новых приходов и молитвенных комнат при различных учреждениях, по всей области шло строительство церквей и молитвенных домов.
Начиная с «Астраханского православного собеседника,» публиковавшегося епархиальным управлением в 1991 году, стали развиваться церковные средства массовой информации. При Успенском соборе Астраханского кремля и Ахтубинском Михаило-Архангельском храме открылись 2-годичные курсы по подготовке катехизаторов из мирян. В ноябре 1999 года было создано Астраханское православное педагогическое общество для подготовки учителей основ Православия.
12 марта 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Ахтубинская епархия, после чего в ведении Астраханской кафедры остались городской округ Астрахань, а также Володарский, Икрянинский, Камызякский, Лиманский и Приволжский районы на юге Астраханской области. Одновременно Астраханская епархия была определена центром новоучрежденной Астраханской митрополии.
Исторические названия
- Астраханская и Терская (1602 — 1723)
- Астраханская и Ставропольская (8 сентября 1723 — 16 октября 1799)
- Астраханская и Моздокская (16 октября 1799 — 4 декабря 1803)
- Астраханская и Кавказская (4 декабря 1803 — 5 апреля 1829)
- Астраханская и Енотаевская (5 апреля 1829 — 5 сентября 1917)
- Астраханская и Царёвская (5 сентября 1917 — 26 июня 1944)
- Астраханская и Сталинградская (26 июня 1944 — 21 октября 1949)
- Астраханская и Саратовская (21 октября 1949 — 1952)
- Астраханская и Сталинградская (1952 — 15 июля 1959)
- Астраханская и Енотаевская (15 июля 1959 — 12 марта 2013)
- Астраханская и Камызякская (с 12 марта 2013)
Статистика
- 1683 — 39 церквей (население бедное, церквей мало)
- сер. XVIII, по присоединении северных земель — более 300 церквей, 4 мужских и 3 женских монастыря
- 1773 — в епархию входили города Астрахань, Царицын, Кизляр, Дмитриевск, Дубовка, Саратов, Петровск; крепости Красный Яр, Енотаевская, Чёрный Яр, Моздокская, Фелшанская; городки Гурьев, Ахтубинский, Селитринный. 259 церквей (из них в Саратове и его десятине — 134, Петровске и его десятине — 48, Дмитриевске и его десятине — 17, в Царицыне — 6, в Дубовке с казачьими станицами — 6, в Астрахани и ее округе — 47)
- 1899 — всех церковных школ в епархии — 288, с общим количеством учащихся 9.979.
- 1901 — совпадает с границами губернии и занимает пространство в 192.555 кв. верст. Разделялась на 5 уездов, имела народонаселение 479.980 душ, в т. ч. православных 236.509 душ. Церквей в епархии на 1901 год: соборных 6, монастырских 9, приходских 170, походная 1, миссионерских 3, при казенных заведениях 3, кладбищенских 4, приписных 26, часовен и молитвенных домов 26, всего 251 церковное здание. Священно-церковно-служителей: протоиереев 16, священников 257, диаконов 128, псаломщиков 224.
- 1903 — 231 церковь (6 соборных, 9 монастырских, 173 приходские, 3 при казенных и богоугодных заведениях, 2 домовые, 4 кладбищенские, 4 миссионерские, 1 походная, 29 приписных), 27 часовен и молитвенных домов; 695 церковно- и священнослужителей (за исключением монашествующих)
- 1912 — церквей — 246, часовен и молитвенных домов — 30; монастырей — 5 (2 женских); духовная семинария, епархиальное женское училище, 362 церковных школы, калмыцкая миссионерская школа-приют; епархиальная библиотека, 17 библиотек при церквях.
- 1924 — 10 храмов верны Церкви, остальные в руках обновленцев
- 1 января 1958 — 16 зарегистрированных храмов и молитвенных домов.
- 1988 — 15 приходов
- 1992 — 32 прихода
- 1996 — 37 приходов, 1 монастырь
- 1999 — 44 прихода, 1 монастырь
- октябрь 2001 — 69 приходов, 1 монастырь, 60 священников и 10 диаконов
- декабрь 2011 — 72 прихода, 2 монастыря, 152 священнослужителя и монашествующих
- декабрь 2012 — 76 приходов, 2 монастыря, 167 клириков и монашествующих
Архиереи
Викарные епархии
- Енотаевская (недейств.)
- Царёвская (недейств.)
География благочиний
- 1-е — г. Астрахань, с. Началово
- 2-е — с. Пришиб, с. Солёное Займище, с. Старица
- 3-е
- 4-е
- 5-е — с. Ильинка, г. Камызяк, с. Увары, с. Чуркин
Монастыри
- Астраханский Благовещенский (недейств.)
- Астраханский Иоанно-Предтеченский (мужской)
- Астраханский Троицкий (недейств.)
- Астраханский Преображенский (недейств.)
- Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь (недейств.)
- Златозубовский Воскресенско-Мироносицкий (недейств.)
- Красноярский Рождественский (женский)
- Покрово-Болдинский (недейств.)
Ранее подчинённые епархии
- Саратовский Крестовоздвиженский (недейств., ныне в пределах Саратовской епархии)
Социальные учреждения
- приют для девочек, с. Никольское
- благотворительная столовая для неимущих «Добротолюбие,» с. Красный Яр
- реабилитационный центр для наркозависимых, п. Чуркин
- центр оказания помощи матерям-одиночкам, Астрахань
Средства массовой информации
- «Свет Православия» (ежемесячная газета, с сентября 1996, 8 тыс. экз.)
- «Знамение веры» (газета; выходит дважды в месяц)
- «Веры молодых» (ежемесячная газета епархиального молодежного отдела)
- «Прихожанин» (ежемесячная газета епархиального отдела религиозного образования и катехизации)
- «Церковь и мир» (еженедельная телепередача на АГТРК «Лотос»)
- «Встреча для вас» (еженедельная радиопередача на АГТРК «Лотос»)
Учебные заведения
- Астраханская духовная семинария (недейств.)
- Астраханское духовное училище (недейств.)
- Астраханское епархиальное училище (недейств.)
- Астраханская православная гимназия сщмч. Иосифа Астраханского
- Центр культуры и просвещения «Боголепъ», Астрахань
- Катехизаторские курсы (2-х годичные, в Астрахани и Ахтубинске)
Литература
Использованные материалы
- Страница официального сайта Астраханской епархии:
- Страница сайта Журнала Московской Патриархии
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница епархии на официальном сайте Русской Православной Церкви:
По др. свед.: 17 июля 1842
Страница официального сайта Астраханской епархии,
Страница официального сайта Русской Православной Церкви,
По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 26.06.1681 г.
По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 05.04.1683 г.
По Амвросию Орнатскому обе даты иные. Первая: 05.02.1697 г. Вторая: 05.1714 г.
По ПБЭ первая дата иная: 09.01.1716 г. (т. 2, с. 105). По другим данным вторая дата иная: 05.07.1723 г. Проф. И.М. Покровский (т. II, с. 132, прим. 1) беззаконное удаление Иоакима из Астрахани, «в викарии» объясняет следующим образом: «…Некоторые причины, по каким Иоаким переведен в викарии, заключались в том, что он ратовал против католичества и протестанства, которые, под покровительством астраханского губернатора Артемия Волынского, начали строить в Астрахани кирки и костелы. К этому присоединилась и личная вражда между Иоакимом и не миролюбивым губернатором Волынским, известным своими столкновениями и с Казанскими владыками. Во время своего пребывания в Астрахани, готовясь к Персидскому походу (1722 г.), Петр встал на сторону губернатора Волынского, очевидно боясь господ «иезуитов»…».
По Амвр. Орн. первая дата иная: 15.04.1734 г.
По другим данным первая дата иная: 28.08.1786 г.
Скончался в Екатеринославе в день назначения в Астрахани.
По Савве Тихомирову (т. 4, с. 844), — первая дата иная: 08.12.1874 г.; по другим данным: 29.09.1874 г.
«Выпускники Киевской духовной академии 1853 года, сайт Бовкало А.А.,
По ММЛ «РПИ» (310) и некоторым другим данным, первая дата иная: 26.07.1880 г.; по др.: 04.07.1880 г.
В связи с тяжелым заболеванием на епархии не был, уволен на покой.