Асур

Асуры (демоны) у большинства людей ассоциируются скорее с мифическими существами, чем с проявлениями реальной жизни, но мне хотелось бы представить и другой взгляд на эту тему.

Сперва выясним, кто такие асуры и чем они отличаются от дэвов (богов)? Давайте проследим этимологию слова. Изначально «асура» означало «обладающий жизненной силой» (asu = «жизненная сила»). В Ригведе асурами называли многих дэвов — Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других. Позже это название стало применяться только по отношению к демонам, а его трактовка изменилась на a-sura, т.е. «не-бог». Сформировалась устойчивая оппозиция асуры – дэвы.

Как могло так получиться? Ведь, казалось бы: асуры и дэвы – дети одного отца (Праджапати), которые вместе росли, ели одну и ту же пищу, имели одинаковый природный потенциал, знания и способности. Ответ можно найти в мифологии индуизма. «Бгахавата-пурана», например, повествует о том, что святые и боги рождаются порой в семействах демонов (вспомним Махабали и Прахладу), и это символ того, что не рождение и семейные обстоятельства, а выбор, мотивация и действия определяют, кто есть дэва, а кто – асура.

Какие черты свойственны асурам? Асурами являются те, кто пытаются жить в оппозиции с ритой (мировым порядком) или дхармой (сводом социальных и религиозных норм). Для них характерны эгоизм, корыстность, беспринципность, злоба и склонность к насилию. Демонические существа одержимы жаждой богатства и удовольствий, которые они пытаются добыть нечестным способом. В их сообществах господствует коварство. Как только какой-нибудь младший асура возвышается, он сразу поднимает бунт против своего начальника, и так происходит постоянно. В человеке демоны проявляются в виде камы (чувственного желания), кродхи (гнева), лобхи (алчности), мохи (обмана), мады (тщеславия) и матсарьи (зависти).

Как побороть в себе асурические проявления? Данной теме посвящено произведение «Дэви-махатмья», описывающие победу богини Дурги над демонами. Они связаны с вышеописанными качествами, которые не дают человеку развиваться и постигать высшую Реальность. На энергетическом уровне победа над демонами способствует пробуждению Кундалини-шакти, располагающейся у основания позвоночника, ее поднятию по сушумне вверх, к сахасраре, где она соединяется с Шивой. Но пока человек не реализовал это единство, важно находиться под защитой божеств и духовной традиции.

Как асурические и божественные влияния сосуществуют в людях, и можно ли выйти за пределы этих влияний? Ответ, как всегда, можно найти в мифологии индуизма, а именно в мифе о пахтании молочного океана. Этот океан представляет собой нашу повседневную жизнь, где доброе и злое начало (дэвы и асуры) пребывают в беспорядочном смешении, попеременно управляя человеком через его чувства. В мифе это представлено в виде метафоры: боги и демоны поочередно дергают за концы веревки, средина которой крепится к горе Меру, которая символизирует наш центр, где нет двойственности. Чтобы обрести целостность, которая в мифе представлена в виде горшочка с амритой, нужно научиться ни за что не цепляться и видеть все как бесконечную игру энергий Абсолюта.

Подводя итог, можно сказать, что дэвы и асуры символизируют противоположные силы в человеке, которые побуждают его к развитию.

Худик Надежда

От издательства
Мы предлагаем Вашему вниманию «Русско-ассирийский разговорник». Его автор — Беньямин Хамбешая — постарался сделать его понятным и удобным для русскоязычного пользователя.

Разговорник состоит из тематических разделов, которые будут пополняться и дополняться.
Представленные в разговорнике слова и выражения употребляются, преимущественно, ассирийцами России, Закавказья и Ирака. При письме используют они «несторианское письмо», но в разговорнике оно на данном этапе не представлено по техническим причинам.
Автор и издательство с благодарностью отнесутся к конструктивной критике и замечаниям.
Шлама!

От автора (Беньямин Хамбешая)
Ассирийский язык — литературный и разговорный язык ассирийцев, проживающих в Северном Ираке (так называемая «Ниневийская равнина»), Северном Иране (город Урмия ), Сирии, Закавказье, России, а также в некоторых странах Западной Европы и США. Ассирийский язык по праву можно назвать аккадско-арамейским, так как в разговорной речи заметно присутствуют аккадские слова. Да и вообще название «Сирия» есть греческое искажение слова «Ассирия». Также название страны «Сирия» было определено исходя из того, что города-государства располагавшиеся на территории Северной Сирии были разбиты Ассирийской империей и вошли в ее состав, отсюда и название, путем удаления приставки «АС». Нельзя отрицать и тот факт, что письменность ассирийцев восходит к сирийскому алфавиту (Эстрангело), а сирийский алфавит, в свою очередь, произошел от арамейско-финикийского, который восходит к эпохе Аккадской (Саргоновской) империи. Эстрангело было разделено на «Серто» и «Несторианское», в связи с расколом Ассирийской Церкви Востока.

Ассирия знала много периодов расцвета и упадка начиная с 24 века до нашей эры. Одним из периодов могущественного расцвета стал 9 век до нашей эры, перманентные вторжения кочевых и полукочевых племен амореев и арамеев, приводили к тому, что Ассирия была вынуждена отбрасывать кочевником подальше от границ, а затем и расширять свое влияние на север нынешней Сирии и к средиземноморскому побережью. В период Ассирийского доминирования на Ближнем Востоке, активно использовалась политика «принудительного переселения народов из своих земель», такому процессу были подвержены и племена арамеев, которые были переселены в империю. Эта политика привела к тому, что уже к 8 веку до нашей эры арамейский язык стал вторым официальным языком в Ассирийской империи, благодаря его упрощенным вариантам. То есть, арамейская письменность была более приспосабливаемой, нежели аккадская клинописная система, обучению которой требовалось не менее года. Арамейский язык был прост как в употреблении, так и в написании. Это послужило основной причиной постепенному вытеснению аккадского языка из народных масс. Аккадским языком владела только знать и власть.

Аккадская письменность и язык были окончательно вытеснены после падения Новоассирийской империи (605 год до н.э.), которую раздирала внутренняя междоусобица, приведшая к ослаблению границ империи и отсутствию сильной централизованной власти, способной в критический момент дать отпор внешнему и внутреннему врагу, процесс развала империи ускорил союз Вавилона и Мидии, напавших с юга и северо-востока соответственно. Недолго играла музыка Нововавилонского царства. Заметим, что история воздала Вавилону сполна за предательство собратьев ассирийцев, вступивших в союз с кочевниками мидянами.

Таким образом, нынешние ассирийцы говорят на аккадско-арамейском языке, следы которой прослеживаются в письменности и разговорной речи.

Страницы: 1 2 3

18 августа 2018 г., Сан-Хосе

Сегодня и завтра в соседнем с нашей Санта-Кларой городе Сан-Хосе проводится уже 26-й ежегодный Ассирийский культурный фестиваль. Главный организатор мероприятия — Ассирийская церковь Востока, но о ней чуть ниже. А для начала:

Кто такие ассирийцы?

Ассирийцы — народ, «происходящий от древнего населения Передней Азии”, как гласит Википедия. Они действительно считают себя потомками древних ассирийцев, тех самых, которые жили по соседству с древними иудеями и чей царь Синаххериб вторгся в Иудею в 8-м веке до нашей эры, пленил там пару сот тысяч жителей, осадил Иерусалим и разграбил Первый храм (он же «храм Соломона”). И хотя это было аж 28 веков назад (шутка ли, почти 3000 лет!), брошюрка, которую раздавали на фестивале, с гордостью отмечает вклад древних ассирийцев «в области сельского хозяйства, архитектуры и даже астрологии и математики”.

Сегодня ассирийцы живут в Иране, Ираке, Турции и Сирии, а также в диаспоре в США и Европе (в том числе и в России). С Сан-Хосе, оказывается, живет около 7000 ассирийцев. Большие ассирийские общины находятся также в Сан-Диего, Чикаго, Детройте и других городах США.

На каком языке говорят ассирийцы? Краем уха услышала, как женщины устроительницы фестиваля говорили на чем-то непонятном, сильно гортанном и одновременно очень красивом. Вежливо поинтересовалась, на каком языке они говорят, и оказалось, что на «ассирийском” (официально этот язык называется «новосирийским” или «новоарамейским”). Этот язык принадлежит к семитской группе, а точнее к ее северозападносемитской ветви. То есть «ассирийский” более близкий родственник ивриту, чем арабский. Большинство ассирийцев, живущих на Ближнем востоке, говорят по-арабски, по-турецки или по-персидски (или сразу на нескольких языках), а в диаспоре — на английском и других языках окружающего населения, поэтому есть опасения, что ассирийский язык может скоро вымереть. На фестивале я слышала ассирийскую речь только от взрослых, правда к речи детей не особо прислушивалась. Пишут ассирийцы с помощью сирийского алфавита с красивым названием «эстрангело”, который, как и родственный ему ивритский алфавит, читается справа налево. Первая буква сирийского алфавита — «алеф”, вторая — «бет”. «Альфа-бета”, «алфавит”…

By Trjames (Own work), CC https://commons.wikimedia.org

В отличие от большинства других современных народов Ближнего востока, ассирийцы — христиане. Причем не просто христиане, а представители одной из древнейших христианских церквей: Ассирийской церкви Востока, основание которой приписывают Фоме и Варфоломею апостолам (из 12 апостолов Христа) и Фаддею из Эдессы (из 70 апостолов) еще в 33 г. н. э. (в год смерти Христа!). Служба в Ассирийской церкви проводится на арамейском языке, «языке Иисуса Христа” (опять же по словам их брошюрки). Но при всем при этом в брошюре упоминался (и был представлен в убранстве фестиваля) и бог Ламассу, ассирийский бог-покровитель, изображаемый с человеческой головой на теле быка (или льва) с птичьими крылями.

На открытии фестиваля три чернобровых юноши в красочных расшитых костюмах вынесли три флага. Первым вынесли флаг США под музыку национального гимна «O say, can you see”. Все встали, многие держали правую руку на сердце или подпевали. И в этом вся «фишка” США: можно быть ассирийцем, армянином, греком, евреем, русским, кем угодно — и при этом быть 100%-м американцем и патриотом этой страны.

Потом вынесли флаг Ассирийской церкви Востока (его не удалось разглядеть) и ассирийский национальный флаг (о нем чуть ниже). Но фото ниже видны развевающиеся над сценой флаги США и национальные ассирийские флаги (последний изображен и под заглавием этого поста). Согласно уже упомнившейся брошюре, в центре национального ассирийского флага изображен золотой круг, символ солнца. Вокруг него четырехконечная звезда — символ мирной земли. От звезды расходятся в четыре угла красная и синяя волнистые линии, которые символизируют две главные реки Ассирии: красная линия — это Тигр (красная в честь храбрости, гордости и славы), а синия — это Эфрат и одновременно символ изобилия. А вот белая полоса между красной и синей — это символ мира и спокойствия. Также считается, что четыре волнистые полосы, сходящиеся в центре — это дороги, по которым все ассирийцы мира соберутся когда-нибудь на родной земле. Сложный крылатый символ в верхней части флага — это ассирийский бог Ассур, который охраняет свой народ.

На открытие фестиваля приехал мэр Сан-Хосе, который выступил с короткой приветственной речью, начинавшейся с «Шлама ль-кон”, ассирийского аналога арабского «салям-алейкум”. На фото мэр в центе, в шортах и рубашке навыпуск. Ага, мэр города-миллионника. Он вручает грамоту-благодарность ассирийской общине за их вклад в общественную жизнь города. Речь была короткой, но очень теплой, а апплодисменты бурными. Среди полицейских, охранявших общественное спокойствие и организующих дорожное движение около фестиваля, было очень много таких же чернобровых, как и красавцы с флагами, а среди киосков был и один, где приглашали служить в полицию города. Не знаю, так ли это, но мне показалось, что ассирийская община более чем представлена в местной полиции.

Но пожалуй главным на ассирийском фестивале была еда: тут и знакомые по другим ближневосточным кухням фалафель, хумус, соус из йогурта, огурцов и мяты и похожий на шаверму «хирос”. Подавались и «бореки”, дальние родственники чебуреков, эдакие сигары из слоенного теста с мясной начинкой. Был еще какой-то суп, название которого забылось, а вкус хотелось бы, чтобы забылся. Были и сладости: пироги с вареньем, какое-то печенье, ярко-желтый рисовый пудинг со странными специями и мороженное, напоминавшее по виду рисовую вермишель. Но больше всего понравился кебаб, подаваемый на тоненьком лаваше и обильно посыпанный зеленью и сумаком. Просто пальчики оближешь!

После всего этого кулинарного изобилия хотелось, несмотря на жаркую погоду, выпить горячего чаю. И его тут тоже подавали, причем из самых настоящих самоваров: заварка отдельно, а горячая вода отдельно:

Помимо ларьков с едой, тут было и много таких, где были представлены сувениры, чеканка, наборы чашечек и стеклянных стаканчиков для похожего на турецкий кофе, а также ювелирные изделия (я купила себе подвесочку в виде граната, символа благополучия — не помешает!). Вот кому лампу Алладина?!

И напоследок парочка коротких видео, которые, надеюсь, передают хотя бы частично атмосферу фестиваля. Запахи кебабов, восточных сладостей и кофе передать увы не удается! На первом видео выступление священника местной Ассирийской церкви, где можно услышать чуть-чуть ассирийского языка, и джентельмены с флагами крупным планом.

А тут немного ассирийской музыки и общая атмосфера:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *