Авиньонское пленение

период в истории папства с 1305 по 1377, в течение которого резиденция Папы Римского находилась во Франции (с 1309 — в Авиньоне), а политика пап во многом зависела от политики франц. королей. Термин А.п.п. в ист. науке появился по аналогии с продолжавшимся примерно такой же период времени (ок. 70 лет) в.-з. Вавилонским пленением.
Предпосылкой А.п.п. послужил конфликт Папы Бонифация VIII с франц. королем Филиппом IV Красивым, стремившимся утвердить свою абсолютную власть, выраженную в известном изречении: «Quidquid placuit principi, legis habet vigorem» («то, что угодно государю, имеет силу закона»), — и поставить ее выше власти духовной вопреки принципу, сформулированному во время Григорианской реформы, согласно которому Римский Папа является главой христ. мира.
Конфликт, переросший в ожесточенную идеологическую борьбу, закончился попыткой покушения на Папу и его арестом, вскоре после чего Бонифаций VIII умер. Накал противостояния франц. монархии и Апост. Престола несколько смягчился во время краткого понтификата Бенедикта XI, а его преемник, француз Климент V, из-за начавшихся волнений в Церковном государстве не приехал в Рим, а выбрал для интронизации Лион и остался во Франции; с 1309 он поселился в доминик. мон. в Авиньоне. Его преемники приобрели земельный участок в городе и возвели величественный папский дворец. Французы получили доминирующее положение в Коллегии кардиналов.
Длительное пребывание пап в Авиньоне грозило утратой ими власти над Церковным государством. В 1353 Иннокентием VI в Италию был направлен кардинал Альборнос, который сумел восстановить порядок в итал. владениях Папы. После этого стало возможным возвращение Папы в Рим, к чему призывали не только многие полит. деятели, например имп. Карл IV, но и такие святые подвижники, как Бригитта Шведская и Екатерина Сиенская, а также поэт Петрарка. Попытка вернуться в Рим, предпринятая Урбаном V, оказалась безуспешной: под давлением франц. партии кардиналов, а также ввиду неблагоприятного стечения полит. обстоятельств он вынужден был вернуться в Авиньон. Только его преемнику Григорию XI в 1377 удалось осуществить возвращение папской резиденции в Рим, что положило конец А.п.п., но стало началом Великой схизмы (1378–1417), когда часть кардиналов вернулись в Авиньон и избрали Климента VII (антипапа).
Авиньонские папы: Климент V (1305–14); Иоанн XXII (1314–34); Бенедикт XII (1334–42); Климент VI (1342–52); Иннокентий VI (1352–62); Урбан V (1362–70).
Источн.: Vitae paparum Avenionensium / Ed. G. Mollat. P., 1917. 2 t.
Лит-ра: DuprО-Theseider E. I papi di Avignone e la questione romana. Fi., 1939; Mollat G. Les papes d’Avignon. P., 1965; Guillemain B. La Cour pontificale d’Avignon (1309–76): Гtude d’une sociОtО. P., 1966; Muldoon J. GenПse et dОbuts du Grand Schisme d’Occident (1362–94). P., 1980.
В. Задворный

Возобновление борьбы папства и империи

Начатая еще до крестовых походов борьба между папством и империей продолжалась и во время крестовых походов. Вормсский конкордат 1122 г. прекратил спор за инвеституру, вытекавший из соединения церковных должностей с феодальным землевладением, но для борьбы пап с императорами существовали и другие причины. Главными из них были стремление императоров господствовать в Италии и их притязания на самостоятельное пользование властью. Немецкие короли еще с Оттона Великого всегда хотели владеть Италией, без которой не могли представить себе империи, а рыцарство Германии, искавшее подвигов и добычи, охотно оказывало им помощь. Но папам было невыгодно, чтобы Италия принадлежала императорам. С другой стороны, императоры не хотели подчиниться папской теории о главенстве духовной власти над светскою и сами стали заявлять такие теоретические притязания, которые противоречили папской теократии. В XII в. в Италии возобновилось изучение римского права (болонский университета), и ученые юристы стали защищать римскую теорию державной власти (imperium), которую народ передал государю, и которую ничья воля и сила не могут ограничить: «что благоугодно государю, то имеет силу закона» (quod principi placuit, legis habet vigorem). По этому взгляду император объявлялся «владыкою мира», стоящим «выше закона», «воплощенным законом на земле», и «покровителем церкви». Понятно, что папы не могли примириться с такою теориею, шедшею в разрез с их собственными притязаниями. Они нашли союзников как в немецких феодальных князьях, так и в итальянских городских общинах, одинаково не сочувствовавших политике императоров.

Гибеллины и гвельфы

Во второй половине XII и первой половине XIII в, императорский престол занимала фамилия Гогенштауфенов (1138 – 1254). Гогенштауфены были раньше герцогами швабскими и при своем возвышении встретили сопротивление со стороны другого немецкого княжеского рода Вельфов, владевшего Баварией и Саксонией и многими землями в Италии. Из имени Вельфов итальянцы сделали название их партии в Италии – гвельфы,а имя родового замка Гогенштауфенов Вайблинг было переиначено в гибеллины, как и стали обозначать в Италии их партию. Первоначальное различие между гибеллинами и гвельфами состояло в том, что одни (гибеллины) защищали идеи универсальной монархии и самостоятельной светской вмети, тогда как другие (гвельфы) были сторонники национальной или местной независимости и интересов папства. У обеих партий были сторонники и в Германии, и в Италии, так что борьба папства и империи при Гогенштауфенах осложнялась еще внутренними междоусобиями в этих обеих странах.

Борьба Фридриха Барбароссы с папством

Династия Гогенштауфенов выставила несколько замечательных личностей. Вторым представителем этой династии был Фридрих I, прозванный итальянцами Рыжебородым (Барбаросса) и занявший своим царствованием почти всю вторую половину XII в. (1152 – 1190). Восстановив в Германии мир, нарушенный борьбою с Вельфами, он отправился в Италию за императорской короной. В это время в Риме произошло среди простого народа республиканское движение, направленное против папы и знати, а руководителем его был ученый Арнольд Брешианский,схоластический богослов, подозревавшийся в ереси. Инсургенты овладели городом, но охотно подчинились бы Фридриху Барбароссе, как императору, если бы последний сам не испугался такой революции. Он поспешил восстановить папу (Адриана IV) в его правах и выдал ему Арнольда, который и был затем казнен. Но североитальянские (ломбардские и тосканские) городские общины, превратившиеся в настоящие республики, не захотели подчиниться требованию Барбароссы восстановить его царские права (регалии). На первых порах император сломил сопротивление ломбардцев, во главе которых стоял Милан, – и, разрушив этот город, поставил в других городах своих судей (подеста) и обложил их население денежными взносами. Между тем по смерти Адриана IV, возвращенного Барбароссою к власти, одни кардиналы выбрали одного папу, другие – другого. Император для решения спора созвал собор в Павии, на который приехали епископы Германии и Италии, но один из пап не захотел приехать, считая себя неподсудным собору. Это был Александр III, защитник теократического идеала папства. Собор решил дело в пользу его соперника, но в других странах не захотели признавать немцев повелителями всего мира и стали на сторону именно Александра III. Во Франции последний даже нашел убежище, из которого и послал императору отлучение от церкви. Тогда ломбардцы снова восстали против Барбароссы и восстановили разрушенный им Милан. Император пошел на них войною без достаточных для этого предприятия военных сил. Ему отказал в помощи как раз самый значительный его вассал, герцог баварский Генрих Лев (из фамилии Вельфов). Предание рассказывает, будто Фридрих просил у него помощи на коленах, но если этого и не было на самом деле, уже само предание хорошо характеризует слабость империи. При Леньяно (1176) ломбардцы нанесли императору поражение, которое заставило его отказаться от подчинения себе папы и итальянских городов. Мир между духовным и светскими главами западного христианства был скреплен свиданием обоих в Венеции, во время которого император стал перед папой на колена. Восстановив после этого свой авторитет в Германии, Фридрих Барбаросса окончил жизнь в третьем крестовом походе.

Новая борьба Гогенштауфенов и Вельфов

Своего сына Генриха VI Барбаросса успел женить на наследнице Неаполя и Сицилии, но этот государь, соединивший под своею властью с прежними владениями империи и Южную Италию, царствовал недолго. Когда он умер (1196), в Южной Италии признан был королем его малолетний сын Фридрих, в Германии же снова произошла борьба Гогенштауфенов и Вельфов. Избранный в это время на папский престол Иннокентий III решил спор сначала в пользу вельфского претендента (Оттона IV), но когда этот новый немецкий государь проявил некоторую самостоятельность, то папа поддержал юного неаполитанского короля, который вскоре овладел наследием Гогенштауфенов и в Германии.

Папа Иннокентий III

Иннокентий III занимал папский престол в самом конце XII и начале XIII в. (1198 – 1216). После Григория VII это был самый замечательный средневековый папа. Иннокентий III происходил из одной графской семьи, учился юриспруденции в Болонье и богословию в Париже и папою сделался, не имея еще сорока лет от роду. Его правление было сплошным рядом успехов папской власти, которую Иннокентий Ш в теории поставил на недосягаемую высоту. Презирая мир, о чем он заявил в своем сочинении «О презрении к миру и о людских бедствиях», он с этим самым миром и боролся, чтобы его себе подчинить. Его идеалом была всемирная теократия папы, и он даже прямо ввел в каноническое право учение о том, что папская власть выше светской, и что папе принадлежит право распоряжаться коронами государей и вмешиваться во все политические дела. Он не довольствовался титулом викария ап. Петра и стал называть себя наместником Христа. По его теории, перенесение прав империи с греков на франков было делом папского изволения, – не даром же император и коронуется папою. Признав сначала императором Вельфа, Иннокентий III отлучил его потом от церкви и короновал Гогенштауфена (Фридриха II), которому сам же сначала отказывал в праве на корону. В других странах он тоже доставил папской власти полное торжество. Французского короля Филиппа II Августа, женившегося при живой жене, он заставил отказаться от второй жены и вернуть первую: папа наложил интердикт на Францию, и король смирился. Английский король Иоанн Безземельный не хотел признать назначенного папою архиепископа кентерберийского, и тогда Иннокентий III отлучил его от церкви, лишил престола, отдав последний французскому королю, и объявил против самой Англии крестовый поход. После этого Иоанн Безземельный признал себя вассалом папы, положив свою корону к ногам его легата. Второстепенные короли Запада тоже признавали один за другим власть папы над собою. При Иннокентии III образовалась Латинская империя, и предпринят был крестовый поход против альбигойцев и вальденсов. К его же правлению относятся начало нищенствующих монахов, введение инквизиции, основание парижского университета. Наконец, этот же папа отнял у мирян право причащаться под обоими видами и читать Библию. Преемники Иннокентия Ш поддерживали его политику и продолжали вести борьбу с империей в лице Фридриха II Гогенштауфена.

Фридрих II

Заняв императорский престол, Фридрих II (1216–1250) изменил политику своих предшественников. Те были немецкими королями, он был и по матери, и по месту воспитания (в Сицилии), и по симпатиям итальянцем. Германией он интересовался мало и даже признал за немецкими князьями широкие владетельные права, лишь бы они оказывали ему помощь на войне. Наоборот, в Южной Италии он стремился сделать свою власть самодержавною. Человек необыкновенно умный и энергичный, Фридрих II вырос в постоянном общении с греками и сарацинами, которых было много в его неаполитанском государстве, интересовался светской философией, охотно беседовал с арабскими учеными о таких предметах, как бессмертие души, оказывал покровительство высшим школам в своей столице и в Салерно, а в вопросах веры обнаруживал вольномыслие или, по крайней мере, равнодушие. Если он и предпринял пятый крестовый поход, то с его стороны это была лишь чисто политическая мера. Проводя в Италии гибеллинскую политику, Фридрих II встретился здесь с сильной гвельфской оппозицией в лице пап и городов Северной и Средней Италии. Преемники Иннокентия III, из которых Иннокентий IV проявил в борьбе с ним и всем «змеиным отродьем» Гогенштауфенов самую неукротимую злобу, вели с ним ожесточенную войну. Фридрих II объявлялся отлученным от церкви и лишенным престола, и на его владения налагался интердикт. После смерти императора его сын Конрад IV царствовал в Германии лишь четыре года, но затем в этой стране наступило великое междуцарствие (1254), Южную же Италию папа (Урбан IV) отдал французскому принцу Карлу Анжуйскому (брату короля Людовика IX). Наследовавший здесь Фридриху II его сын (Манфред) потерпел поражение; равным образом и попытка молодого Конрадина, сына Конрада IV, отнять Сицилию и Неаполь у французов кончилась полною неудачею и казнью претендента.

Упадок империи и папства

Падение Гогенштауфенов в середине XIII в. в борьбе с папством было и падением императорской власти в Священной Римской империи немецкой нации. Сама империя сделалась теперь простою фикцией. Италия и Германия разъединились, и обе совершенно раздробились. Но и папская власть, вышедшая победительницею из борьбы, скоро пришла в упадок. Папы находили поддержку в итальянских городах, когда те боялись подпасть под власть немецких королей, именовавшихся римскими императорами, но с исчезновением этой опасности в Италии начались страшные междоусобия городов, а в последних – отдельных партий. Папам сделалось даже не совсем удобным оставаться жить в Риме, и в начале XIV в. они перенесли свою резиденцию во французский город Авиньон. С другой стороны, власть национальных королей в это время стала крепнуть, и бороться с ними сделалось труднее. Наконец, в борьбе с Гогенштауфенами папы все более и более стали заботиться о чисто политических интересах и материальных средствах, не останавливаясь перед вероломством и другими подобными же способами борьбы, чем, конечно, они только подрывали свой нравственный авторитет. XIV и XV века уже были временем страшного упадка папства.

История Авиньона началась с незапяматных времен. В древности Авиньон был столицей галльского племени каваров и ещё до сих пор сохранил многие остатки римской эпохи.

  • История укрепления Авиньона
  • История папского дворца Авиньона

Авиньон в античный период

Археологические находки, сделанные в городе, позволяют считать, что первое поселение на месте современного Авиньона возникло около 3000 года до н.э. К 2000 году до н.э. крупный город эпохи неолита занимал уже несколько гектаров.

В античный период город был крупным торговым центром и даже печатал собственную монету. В 120 г. до н.э. поселение, тогда именовавшееся Avennio или Avenio, было присоединено к Риму (в статусе «союзника»), став частью Нарбонской Галлии.

  • Римский мост Авиньона

В течение всего римского владычества, продолжавшегося более 500 лет, город оставался богатым и процветающим, регулярно упоминался в документах. К моменту заката Римской Империи (4-5 века н.э.) население города составляло около 27 000 человек.

В 3 веке недалеко от городских стен обосновывается небольшая христианская община. Точная дата христианизации города не известна, но уже в 439 году в Авиньоне существовало епископство.

Мост св. Бенезе (Pont Saint-Benezet), или, как его часто называют, мост Авиньона (Pont d’Avignon).

История Авиньона после падения Рима:

С падением Римской Империи Авиньон несколько раз подвергается разорению племенами варваров (готами, франками, бургундами), неоднократно переходит из рук в руки, даже был завоеван арабами в начале 8 века. Наконец, в 1003 году в составе Арльского королевства Авиньон вошел в состав германской Священной Римской империи.

Слабость графов Прованса и Тулузы, под управлением которых находился город, позволила Авиньону в 1129 установить местное самоуправление (коммуну). Город управлялся местной аристократией и богатыми горожанами под эгидой епископа.

Во время крестового похода против альбигойцев город поддержал тулузского графа-еретика Раймунда IV, и в 1226 году был захвачен войсками французского короля Людовика VIII, после чего потерял свою независимость.

В 1303 году здесь был основан один из первых университетов в Европе.

История Авиньона в средневековье:

К началу 14 века Авиньон принадлежал Анжуйскому дому, владевшему также обширными территориями на юге Италии (Неаполь, Сицилия), и был тихим, но зажиточным городом. В 1309 году произошло событие, изменившее ход истории Авиньона — его выбрал римский папа Климент V для своей резиденции.

Одним из самых важных факторов, определяющих ход истории, в средние века была борьба императоров Священной Римской империи и Римских пап за лидерство в христианском мире. Противостояние это продолжалось с переменным успехом несколько столетий. Однако во второй половине 13 века, после того, как на императорском престоле Гогенштауфенов сменили Габсбурги, в имперской политике произошли серьезные изменения. Новые властители решили отказаться от итальянских амбиций, дорого обошедшихся их предшественникам, и сосредоточиться на своих немецких делах. Рудольфу Габсбургу даже приписывают выражение: «Рим подобен пещере льва, туда ведет множество следов, но не видно, чтобы кто-то возвращался».

Казалось, папы одержали столь долгожданную победу и могут теперь спокойно заняться укреплением своего государства и своей власти в католической церкви. Однако завершение противостояния с императорами только ухудшило положение пап.

Анархия в Италии

После исчезновения германской угрозы в Италии началась настоящая анархия. Если раньше города и сословия вынуждены были объединяться перед общей угрозой, то теперь их ничего не сдерживало. Между собой воевали соседние города, почти в каждом городе аристократия сражалась с горожанами, один клан с другим. И Рим не был исключением.

Во второй половине 13 века папы вынуждены были несколько раз убегать из Вечного города, опасаясь то войск соседнего государства, то взбунтовавшихся римских граждан. Некоторые из пап стали выбирать местом своих резиденций не Рим, а Перуджу, Аквилу, Ананьи или Неаполь. В самой коллегии кардиналов также не было единства. Выборы нового папы превращались в столкновение кланов. Новый папа старался назначить кардиналами своих родственников и сторонников, а с проигравшей партией стремился расправиться.

При этом папа продолжал вести себя как глава христианского мира, стоящий над светскими государями. Такая политика в начале 14 века привела к обострению отношений между папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом IV Красивым. И тут проявилась вся слабость земной, светской власти папы.

Унижение папства

Когда противостояние в 1303 достигло апогея, и папа собирался предать короля анафеме, тот направил своего канцлера Гильома Ногарэ в Италию. За день до предполагаемого отлучения Ногарэ во главе нескольких сотен рыцарей, большинство из которых были итальянцами из партии противников папы, ворвался в папский дворец, стащил Бонифация VIII с трона, избивая и унижая 86-летнего старика. Бонифаций, не вынеся позора и избиений, через месяц скончался. И хотя перед смертью он проклял и Ногарэ и Филиппа, его преемник Бенедикт IX немедленно объявил нападавших на Бонифация VIII невиновными.

Случилось то, что до этого трудно было даже представить: по приказу христианского короля папа был избит, унижен, фактически сведен в могилу. При этом королю даже не потребовалась армия, а виновные были немедленно прощены. Стало очевидно, что без поддержки светской власти папа больше не сможет исполнять свою роль в католической церкви. За поддержкой папы обратились к самому сильному государству того времени – Франции.

Авиньон — новая резиденция папы римского

Если за короткий период своего понтификата (1303 — 1304) Бенедикт IX еще пытался обосноваться в Риме (откуда был изгнан горожанами и вынужден был разместить свой двор в Перудже), то его приемник Климент V, бывший кардинал Бордосский, за всю свою жизнь ни разу даже не побывал в Италии. Необходимо было выбрать новое место для папской резиденции, откуда он мог спокойно, не опасаясь ни внутренних, ни внешних врагов, управлять католической церковью.

С одной стороны, для обеспечения безопасности папского престола, ему необходимо находиться поближе к французским границам. С другой, нахождение на французской территории могло быть негативно воспринято не только на Аппенинском полуострове (где привыкли считать папский престол своей собственностью), но в других государствах. Кроме того, папы традиционно считали, что должны быть сюзеренами в своих землях, а получив для своего государства территорию во Франции или другом государстве, папы неминуемо становились вассалами короля.

Авиньонское пленение пап

Идеальным вариантом для пап стал небольшой город Авиньон в Провансе. Вместе с графством Авиньон он относился к владениям империи, переданным императором в феод неаполитанскому королю. Папа помог в свое время неаполитанскому королю занять престол, за что тот признал папу своим сюзереном. Так что формально папа располагался на землях своего вассала, а не на французской территории.

Переехав в Авиньон в 1309 году, папы останутся здесь на много десятилетий, сделав небольшой город на берегу Роны столицей католического мира. Хотя впоследствии этот период назовут «авиньонским пленением пап», переезд этот был добровольным, а пребывание в Авиньоне куда более спокойным и комфортным, чем в Риме.

Сначала казалось, что это лишь временное пристанище, но выгодное положение и статус города сделали пребывание здесь пап более спокойным, чем в Риме, поэтому папы надолго обосновались в Авиньоне. Более того, в 1348 папа Климент VI выкупает город у неаполитанской королевы Джованны I. История этой покупки весьма интересна.

Покупка Авиньона

Муж Джованны, королевы Неаполя и графини Прованса, Андрей Венгерский был в 1345 году задушен в собственном дворце. Общественное мнение открыто называло убийцами кузенов королевы, действовавших по её приказанию. Более того, за одного из них королева в 1346 вышла замуж, только усилив подозрения. Брат убитого, венгерский король Лайош I (в европейской традиции, Людовик I Великий), решил отомстить убийцам. Сначала он хотел добиться справедливости с помощью силы, но потом согласился на независимое расследование под патронажем римского папы. Вердикт папы был поистине удивителен: «Джованна участвовала в убийстве, но она невиновна, так как её действиями руководил дьявол». Лайош I вынужден был признать вердикт, и возвратиться ни с чем. А вскоре королева уступила папе город Авиньон за очень скромную сумму.

Расцвет Авиньона

Переезд папского двора мгновенно изменил облик города. За несколько десятилетий Авиньон стал одним из самых крупных и богатых городов Европы. Его население к концу 14 века превышало 100 000 человек (для сравнения, в Риме в то время насчитывалось менее 20 000 жителей). Сюда приезжали короли и императоры, многие известные художники и писатели (например, при папском дворе в Авиньоне некоторое время жил Петрарка).

В 1376 папа Григорий XI покидает Авиньон и переезжает в Рим.

Однако вскоре после его смерти в 1378 произошел великий раскол католической церкви, и в 1379 в Авиньоне вновь появился папа – Климент VII. Хотя впоследствии авиньонские папы буду признаны антипапами, в течение более 30 лет они руководили половиной католического мира, их двор по богатству и роскоши не уступал римскому.

Когда наконец в 1417 году раскол был преодолен, папы окончательно вернулись в Рим. Авиньон же, оставаясь территорией папского государства, управлялся легатами. Граница между Авиньоном и Францией проходила по Роне, причем река считалась территорией короны. Рассказывают анекдот, что во время наводнений в затопленных кварталах города появлялись королевские чиновники и требовали уплаты французских налогов.

Авиньон во время французской революции

Во время Французской революции Декретом Национального собрания от 14 сентября 1791 года Авиньон был присоединен к Франции на основании желания «торжественно изъявленного большинством коммун и граждан». Хотя ни папа, ни остальные европейские государства не признали сразу это присоединение, военные победы Франции заставили это сделать. В 1796году войска генерала Бонапарта после громких побед в Северной Италии вошли в Папскую область. Папа Пий VI был вынужден подписать мир в Толентино. Договор в числе прочего признавал отторжение Авиньона в пользу Франции.

Рядом с городом находятся залежи песка хорошего качества, который и сегодня судами вывозят на экспорт в Италию для производства стекла. В Средние века продажа песка для стекла приносила папству хороший доход.

Борьба императоров с папами. Гвельфы и гибеллины
автор Осип Дымов

Из сборника «Всеобщая история, обработанная Сатириконом».

Википроекты:Данные

По смерти Людовика Дитяти королем в Германии был избран герцог франконский Конрад. Надо думать, что князья выбрали его специально для того, чтобы не слушаться. В этом смысле их выбор был очень удачен: короля никто не слушался. У Конрада был заклятый враг Генрих Саксонский. Лежа на смертном одре и желая как можно сильнее досадить Генриху, бедный Конрад посоветовал немецким князьям выбрать последнего королем. Простодушные князья, взглянув на эту предсмертную волю как на акт великодушия, так и поступили. Генрих, не ожидая подобного коварства со стороны Конрада, спокойно предавался своему любимому занятию: ловил синиц и чижиков. Послы германских князей застали его в лесу, окруженного клетками, капканами и западнями; он был похож на учителя из рассказа Чехова «В Москве на Трубной площади», которого торговцы называли «ваше местоимение». История увековечила эту своеобразную фигуру под именем Генриха Птицелова.

Генрих Птицелов.

Коварство Конрада не оправдалось: «его местоимение» Генрих I заставил смириться непокорных герцогов и князей, причем птичек, разумеется, пришлось бросить. Это был гигантский подвиг, и перед ним, конечно, бледнеют победы над венграми и славянами. Венгры по своей скверной привычке сильно тревожили Германию. Генриху Птицелову удалось выговорить девятилетнее перемирие, в течение которого он исправно платил венграм дань. К концу девятого года Генриху почему-то показалось, что венграм будет приятно получить от него вместо обычной дани собаку без хвоста, с выколотыми глазами и на двух ногах. Но венгры интересовались фауной гораздо менее Генриха. Этот способ платить дань им не понравился. Они напали на Генриха, но после битвы принуждены были обратиться в бегство. Германия перестала платить дань, и здесь была зарыта собака.

Борьба пап с королям.

Сын Генриха Птицелова, Оттон I Великий, окончательно победил венгров. Чтобы как-нибудь оправдать эпитет «Великий», он присоединил к своим владениям северную Италию и принял императорскую корону. В Риме тогда папствовал очень неприятный папа Иоанн XII. Он даже толком короны не мог держать. Оттон уволил его без прошения, и его преемник возложил на Оттона корону Священной Римской империи. Таким образом буквально повторилась история с коронованием Карла Великого.

С прекращением Саксонской династии была избрана такая, какая могла жить на свете ровно сто лет. (Известно, что в то время были склонны к мистике.) Такой династией оказалась Франконская. При первых представителях этого дома распространился странный приказ: не драться по пятницам, субботам и воскресеньям, в остальные дни — сколько угодно. Это называлось «Божий мир». Впрочем, у иных бывало семь пятниц на неделе.

Царствование Генриха IV ознаменовалось борьбой императора с папою, что весьма поучительно.

С давних времен папы стремились захватить в свои руки светскую власть. Для подкрепления этих притязаний в IX веке был создан специальный сборник подложных церковных постановлений, или декреталий. Все знали, что этот сборник подложный, и даже откровенно называли его «Лжеисидоровым», но все ему верили. Это также подняло значение пап. Однако надо сознаться, что в Х и XI веках дела пап были из рук вон плохи. Недостаток в хороших папах был так велик, что на папском престоле очутилась женщина — Иоанна из Майнца. Последнее обстоятельство имело и свои хорошие последствия. Латинское духовенство, справедливо опасаясь, что должности пап, епископов, настоятелей и т. п. мало-помалу будут замещены женщинами, энергично взялось за реформы. Одним из ярких реформаторов и убежденнейших женоненавистников был Гильдебрант, он же Григорий VII.

С той поры католическое духовенство совершенно чуждается женщин.

Гильдебрант был сыном простого земледельца, но, как выражается Иловайский, «с детства усвоил себе необыкновенную твердость воли». Усвоив ее, он немедленно сделался папой. Чтобы раз навсегда ослабить вмешательство императоров в избрание пап, он посоветовал кардиналам носить красные шляпы. При этом кардинал ни в коем случае не должен быть женщиной.

Продолжая вдумываться в сущность вещей, Григорий VII очень скоро разобрал, что «все зло от женщин». Поэтому он категорически запретил духовенству вступать в какие бы то ни было браки. С той поры католическое духовенство совершенно чуждается женщин, и потому все, что пишется и рассказывается пикантного о священниках, надо считать абсолютным вздором. Грозным средством воздействия на светских князей Григорий VII избрал интердикт, то есть отлучение от церкви. Отлученный чувствовал себя очень скверно: если он хотел родиться, его не крестили, если умирал — не хоронили, если был холост — не женили, а женатого не разводили. Одним словом, он как бы застывал в своем бытии на месте и никуда не мог двинуться.

Саксонские князья, обиженные Генрихом IV, пожаловались на своего короля папе. Папа и сам имел зуб против Генриха. Он позвал его в свой кабинет для объяснений, но Генрих не пошел. Тогда папа отлучил Генриха, а Генрих папу. Но оказалось, что папа сильнее отлучил короля, чем король папу, и Генрих должен был смириться. Немецкие князья объявили королю, что если до такого-то и такого-то срока папа его не простит, то они выберут другого короля — у них-де запас большой.

Генрих IV в Каноссе.

Генрих отправился в кабинет папы и, чтобы доказать свое раскаяние и смирение, захватил с собой жену Берту, которую в обыкновенное время терпеть не мог. В лютую зиму, в вьюгу и холод пришлось переправляться через Альпы, потому что кабинет папы находился по ту сторону Альп. Раскаивающийся король скатывался на спине, ходил на руках, ползал на четвереньках. Можно вообразить, какими милыми словечками при этом величался папа! Вероятно, папе досталось еще больше, нежели нелюбимой жене, которая все время торчала тут же.

Наконец, Генрих с женой и ребенком, который путешествовал по детскому билету, скатился в верхнюю Италию. По непонятным причинам папа в это время гостил в замке Каносса, который принадлежал тосканской маркграфине Матильде. Что делал у Матильды папа, этот женоненавистник, до сих пор историей не выяснено. Генрих предполагал отдохнуть после путешествия, но папа заставил его три дня простоять на дворе в рубашке, без шляпы и босиком. Между тем мостовые в те времена вовсе не располагали к тому, чтобы короли шли босиком. Тут опять вступила на сцену таинственная графиня Матильда — дама под вуалью: она упросила папу принять Генриха. Папа снял отлучение, предложив Генриху закусить вместе с ним. Но тот отказался. Мир был заключен.

Генрих вернулся в Германию и здесь узнал, что невеселое и унизительное путешествие к папе через Альпы было совершено излишне: князья отложились от него. Генрих пришел в справедливое негодование, но он ахнуть не успел, как папа опять отлучил его от церкви. Это было уже слишком. Добрая дружба, установленная в Каноссе, была порвана. Генрих пошел на Рим войной, на этот раз уже в сапогах, и папа должен был бежать в Салерно, где скоро и умер. Что случилось с таинственной графиней под вуалью — неизвестно.

С тех пор папы перестали держать королей по три дня на солнце с непокрытой головой. Они проклинали их издали — медленно, но верно.

В необыкновенно трогательных, хватающих за сердце выражениях Иловайский рассказывает о дальнейшей судьбе злополучного Генриха. «Смерть окончила его бурную жизнь, исполненную превратностей. Несчастие преследовало его и после смерти: как отлученный от церкви, он был лишен погребения».

Фридрих I Барбароса.

Только через шесть лет «счастье» осенило Генриха IV: его похоронили в Шпейеском соборе. Что он делал эти шесть лет — никто не знает.

Нечто вроде худого мира с папой вместо доброй ссоры было заключено уже сыном покойного, Генрихом V, в Вормсе. Это называется Вормским конкордатом (1122 г.), и на нем в течение XIX и начале XX века срезалось немало гимназистов.

На германский престол была возведена фамилия швабских герцогов Гогенштауфенов. Это называется: не было печали, так черти накачали. Немедленно же начались междоусобные войны. Почти вся Германия разделилась на две партии: баварскую и швабскую, или гвельфы и гибеллины. Папы долго раздумывали, кем им быть: гвельфами или гибеллинами — и остановились на гвельфах, так как это название гораздо легче запоминалось.

Выдающимся правителем из дома Гогенштауфенов был Фридрих I Барбаросса. Барбаросса — значит рыжая борода. Предполагают, что он ее красил, так как народ ее полюбил. Из тех же причин он никогда не брился и не стригся. В Берлине полагают, что Фридрих Барбаросса не умер. Он сидит, облокотившись о каменный стол, в одном из тюрингийских замков и спит, и его длинная борода обвилась вокруг стола. Каждый раз, когда император Вильгельм II открывает рот и начинает держать речь, спящий Барбаросса тяжело вздыхает и сон овладевает им сильнее. Оптимистически настроенный народ все же верит, что спящий император проснется. Но дипломаты полагают, что после речей Тэдди Рузвельта, произнесенных в Берлине Фридрих Барбаросса уже никогда не сможет проснуться.

Последним императором из дома Гогенштауфенов был Конрад V, личность малоопределенная. Его сын Конрадин был казнен в Неаполе Карлом Анжуйским. Историк называет этот варварский поступок Карла «дурным поведением». С этим метким определением нельзя не согласиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *