Авраамиев монастырь Ростов

Ростовский Богородице-Рождественский монастырь. Фото с официального сайта обители

Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Ростове Великом (Ярославская епархия)

Обитель в честь Рож­дества Пресвятой Богородицы была основана святителем Феодором III около 1390-1394 годов в самом центре Ростова Великого, в 200 метрах от Архиерейского дома (Кремля). Свт. Феодор сам написал для этой обители икону Богородицы.

Время не сохранило сведений об истории первых двух веков Рождественского монастыря. Обитель не раз приписывалась к Ростовскому архиерейскому дому и состояла на его содержании.

Первое известное описание Ростовской оби­тели Рождества Пресвятой Богородицы относится ко второй половине XVII века. В то время в ней были две церкви: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы и теплый храм неизвестного посвящения. В монастыре была игуменская келья и восемь келий сестринских. Рядом с теплой церковью находился скотный двор. Сено и солома для лошадей и коров хранились под папертью соборной церкви. Позади соборной церкви был разбит небольшой сад и огород. Монастырь был огорожен деревянной оградой.

Второе известное описание монастыря было составлено 11 июня 1702 года по указу великого государя Петра Алексеевича и по наказу стольника Василия Романовича Воейкова сыном боярским Иваном Паниным:

«В Ростове, внутри города Рождественский девич монастырь; а в нем церковь Рождества Богородицы — каменная с приделом, крыта тесом, главы обиты чешуею зеленою, кресты железные. В церкви Божией иконостас гладкой, золочен. В трапезе печь ценинная. Придел Космы и Дамиана. Длина церкви осмнадцать сажен, ширина восемь сажен. На колокольне пять колоколов. Под церковью хлебня, да три палатки. На монастыре шестнадцать келлий, крыты под одну кровлю тесом. На монастыре ж за церковью два сушила да погреб деревянные, да делают новую столовую деревянную. На монастыре пруд обрублен. Ограда деревянная, рублена клетки, крыта тесом, четыре башни. За монастырем двор скотный. На том дворе две избы, да сушило стойлами, два сарая».

Обитель находится в центре города, плотно обступающего ее со всех сторон, не оставляя ни малейшей возможности для расширения ее территории. Поэтому с увеличением количества сестер на месте стен монастыря, первоначально деревянных, а затем каменных, были построены каменные келейные корпуса. Они-то и стали своеобразным ограждением обители в XVIII-XX веках.

Цари Иоанн и Петр Алексеевичи в разное время пожаловали монастырю земельные угодья, в числе которых был и остров на озере Неро. Кроме того, обитель получала доход от сдачи в аренду двух каменных домов в Ростове, а также от аренды земель, мельницы и двух рыболовных озер. Главным средством содержания сестер были их занятия рукоделием. Многие насельницы занимались шитьем, белошвейным и золотным, вышивали по канве, гладью разноцветными шерстяными нитями, шелковыми. В обители можно было приобрести целое приданое. Монастырские рукодельницы вышивали ткани для украшения церковных предметов. При монастыре был приют для девочек-сирот, которых монахини обучали рукоделию.

Церковноприходская школа при Рож­дественской обители была одной из ста­рейших не только в Ростове, но и в уезде. Открытая в 1852 году как школа грамотности для девочек из бедных семей, в 1885 она была преобразована в церковноприходскую школу. Почти пятьдесят лет школа не имела своего здания, а размещалась на «квартирах». В 1903 году на средства Рождественской обители на городской земле было построено рядом с монастырем здание школы (сейчас в этом здании находится бюро записи актов гражданского состояния). Школа содержалась за счет монастыря. Здесь была хорошая библиотека. Игумении являлись попечительницами школы, они покупали школьные пособия и материалы на свои деньги. Школа была небольшая, поэтому атмосфера в ней была почти домашняя. В 1914/15 учебном году школу закончили 14 девочек.

В 1926 году монастырь был закрыт.

В Тихвинской церкви расположилась библиотека. Рождественский собор передали Ростовскому музею, позднее здесь располагался городской архив, но ввиду аварийного состояния здания в 1989 году архив срочно перевели в другое место. Находившееся на балансе Ростовского музея аварийное здание из-за полной заброшенности его пришло в плачевное состояние, и возникла серьезная угроза его падения. В 1960-е годы была разобрана колокольня собора, лишилась своих куполов Тихвинская церковь, кельи обители были обращены в квартиры для городских жителей. В 1992 году в помещениях бывших настоятельских келий разместился Центр занятости населения Ростова.

В 1997 году монастырь был возвращен Церкви, началось его восстановление.

Настоятельницы и наместницы

Использованные материалы

  • История обители на официальном сайте монастыря

Мiръ Россия Ярославская область Ростов Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий)

Идёт загрузка карты…

Дата основания: 980 год

Статус: действующий

Богоявленский Авраамиев монастырь находится в 200 км на северо-восток от Москвы. Один из древнейших на Руси, основан преподобным Авраамием. Первый храм обители, в честь Святого Богоявления Господня, появился на месте низвержения языческого идола… История монастыря — практически история самой православной Руси. За годы жизни монастыря были и взлеты, и напасти, и разрушения, и обновления. Он держал оборону на разных фронтах и выдержал.

Сегодня это женская обитель с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией.

История

Прп. Авраамий Ростовский

Основателем обители является преподобный Авраамий, который в своё время поселился близ Ростова, где на чудском конце города находился языческий истукан, почитавшийся местными жителями за покровителя торговли и богатства. У этого истукана приносились в жертву дети, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. По откровению, он отправился в дом Иоанна Богослова, но путь был чудесно сокращён — сам апостол явился Авраамию близ реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться ею на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой(!) трости сокрушил истукана. Многие люди, видя такую божественную силу, уверовали и крестились, но остались и те, кто не раз пытался сжечь и истребить обитель. И только помощью Божией и святыми молитвами основателя и насельников она уцелела.

Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября/11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас покоятся в Никольском храме обители.

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из её стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провёл в обители несколько лет. В те же годы в монастыре подвизался преподобный Пимен Затворник (подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг), сегодня он почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.

Обитель посещали Иоанн Грозный, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон — будущий Патриарх Всероссийский.

Богоявленский храм

В Авраамиево-Богоявленской обители три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами.

Введенский храм-трапезная

Постройка второго монастырского храма (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил, к слову, и Ростовский кремль.

В том же XVII веке вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых был выстроен третий — надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца.

Никольский храм

В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь отошёл на задний план, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как всё, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель тогда была восстановлена…

В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева в Яковлевский монастырь. А на их место приехали сёстры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители, преподобной Евфросинии Полоцкой. На время обитель стала женской.

С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году в Авраамиевой обители сначала была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение. 26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. Но и это не всё: за волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие… Но монастырь продолжал существовать под вывеской «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество».

Однако в 1929 году по распоряжению советских властей в монастырских храмах прекратились богослужения. Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии были арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно: детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались: воинская часть, квартиры… В безбожные годы обитель утратила часть построек и стены, из-за чего потеряла прежний облик монастыря-крепости, скорее всего навсегда.

Возрождение обители

В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви (и почивают сейчас в Никольском надвратном храме).

В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящён Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

Современное состояние. Храмы

Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует, т.к. требует капитального ремонта.

Введенская церковь и надвратная церковь святителя Николая востановлены.

В Введенском храме находится трапезная.

В храме свт. Николая проходят ежедневные богослужения.

  • Царские врата Никольского храма

  • Рака с мощами прп. Авраамия Ростовского

  • Внутри храма

Расписание богослужений

Утреннее богослужение начинается обычно в 6:30.

Вечернее в 17:00.

Богослужения совершаются ежедневно. Исповедь бывает и на вечерней, и на утренней службе.

В праздничные дни утренние богослужения могут начинаться на полчаса позже (ради прихожан).

Святыни

Мощи прп. Авраамия Ростовского

Престольные праздники

6/19 января — Богоявление (Крещение Господне)

9/22 мая — день памяти Святителя Николая, в день перенесения мощей.

6/19 декабря — день памяти Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в день его кончины

Фото

  • Богоявлениский Авраамиев монастырь, Ростов

  • Богоявленский храм

  • Никольский надвратный храм

  • Царские врата Никольского храма

  • Прп. Авраамий Ростовский

  • Рака с мощами прп. Авраамия Ростовского

  • Внутри Никольского храма

  • Введенский храм

  • Сестринские корпуса

  • Монастырское хозяйство

Как добраться

Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Желябовская, 32.

Тел/факс: 8 (485) 366-37-12.

Группа ВКонтакте: https://vk.com/avramiev_mon

Из Москвы до Ростова ходят электрички и поезда дальнего следования (например, в Архангельск, Воркуту), в которых есть сидячие вагоны. Билет стоит от 400 руб. (в зависимости от поезда — на скорый дороже, 600 руб.).

От ж/д вокзала до монастыря на такси пять минут и 100 руб. Телефоны такси: 8 (903) 827-27-37 и 8 (485) 366-50-60.

Можно добраться и общественным транспортом, билет стоит 20 руб. До городского автобуса придётся немного пройти и подождать, ехать нужно до ост. «Фабрика «Рольня» и там не очень далеко по прямой до монастыря (неспешным шагом примерно 10 мин.).

Паломнику

Матушки в обители добрые. Трудников не просто принимают, а принимают с теплотой, заботой и радостью. В обители много примеров, когда человек приезжал на пару дней и оставался на несколько недель или месяцев, а кто-то насовсем.

Для жизни в обители приемлемые условия: в жилых корпусах и на кухне есть холодная и горячая вода, канализация, туалет, душ. Это не пятизвёздный заграничный отель, но и едут люди сюда не комфортом насладиться, а помолиться Богу, восстановить душевные силы, отдохнуть от городской суеты и шума, потрудившись во славу Божию.

Если вы собрались в подобную поездку впервые, тогда лучше взять билет в одну сторону и побыть, сколько попросит душа, чтобы в другой раз вернуться осознанно (однако если отъезд планируете точно на выходные, билет нужно взять заранее, поскольку билетов может и не быть).

Обязательно оставьте денёк, чтобы прогуляться по городу: каждый шаг в Ростове — храм, монастырь, музей. Кремль для посещения открыт с 1-го мая по 1-е октября. Но если вы попадёте «не в сезон» всё равно не пожалеете — ведь всё остальное с вами, чего только стоит дивное озеро Неро, тишина за окном, благодать в храме…

Если вы хотите порадовать чем-то матушек, можно привезти: шампуни, мыло, крем для рук, чистящие и моющие средства, губки…; стеклянные тарелки, особенно салатники, вилки, ложки, ножи для разделки и всё, что может понадобиться в хозяйстве женщинам. Можно привезти и угощения: рыбу, фрукты, шоколад и конфеты (кратно 25-ти, т.к. лакомства принято отдавать лично в руки). Можно купить это всё и в Ростове — там те же «Магниты» и «Пятёрочки». Можно привезти и что-то покрупнее (кухонный комбайн или автомобиль…), если вам позволяют средства. Когда времени на покупки нет, можно оставить деньги (сложить в конвертик и передать, например, настоятельнице). На вопрос сколько: сколько можете.

Рядом со входом в храм есть магазинчик, где продаётся всякая всячина: от сувениров до монастырских солений и горячих пирожков. Ваши покупки и заказ треб в храме — тоже поддержка.

Для размещения в обители лучше позвонить заблаговременно, убедиться в наличии места (телефон в контактах).

Ссылки

  • Авраамиев Богоявленский женский монастырь | sobory.ru
  • Авраамиев Богоявленский женский монастырь | monasterium.ru

Богоявленский Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и самым древним в Ростове Великом, по одной из версий заложен в 990 году, однако точных исторических сведений о дате оснований обители нет. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в записи от 1261 года.

По преданию, описанному в Житии Авраамия Ростовского, на месте монастыря стояло капище языческого бога Велеса. Сокрушить Велеса отшельнику помог посох, данный Авраамию после молитвы Иоанном Богословом. Одолев идола, святой построил здесь деревянный храм во имя Святого Богоявления Господня, а затем и мужской монастырь.

Изначально монастырь был окружен крепостными стенами, на настоящий момент не сохранившимися.

В 1210 году в монастыре были обретены мощи Авраама Ростовского.

Также в монастыре в разное время жили епископ Игнатий, Ростовский чудотворец, преподобные Иринарх Ростовский и Пимен Затворник.

В 1555 году по повелению Ивана Грозного на месте старого Богоявленского храма построен новый, каменный.

Обитель пострадала от нашествия польских войск в Смутное время, но был восстановлена.

В 1915 году на территорию монастыря был временно переведен Евфросиниев Полоцкий женский монастырь с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии, и Витебское епархиальное училище, а монахи Авраамиева монастыря переселились в ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

Согласно историческим источникам обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский.

26 апреля 1920 года мощи преподобного Авраамия Ростовского были осквернены и переданы в музей.

В 1922 году были изъяты ценности, хранившиеся в обители, также разграблены храмы и монастырские могилы.

В 1926 году здания монастыря передали музею древностей, обитель была закрыта. Окончательно богослужения в храмах монастыря (продолжавшего существовать как «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество») прекратились в 1929 году. Часть монахинь подверглась репрессиям.

Восстановление монастыря началось в 1990 годы. В 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, позже — Патриаршее подворье.

В 2004 году Патриаршее подворье было преобразовано в Богоявленский Авраамиев женский монастырь Ярославской епархии.

В настоящий момент на территории три храма — Богоявленский, в честь Введения во храм Божией матери и надвратный храм в честь святителя Николая Чудотворца. В двух последних проводятся богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *