Авраамиев монастырь в смоленске

Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Смоленская митрополия, Смоленская епархия
Наместник – игумен Хрисанф (Шадронов)

Богослужения:
В связи с открытием Спасо-Преображенского собора после реставрационных работ службы вновь проходят в Авраамиевом монастыре.
Начало Литургии в будние дни: 8.00.
Начало Литургии в субботу, воскресенье и праздничные дни: 9.00.
Начало вечерней службы всегда в 17.00.

Храмы монастыря:
Собор Спаса Преображения

hrisafsh@yandex.ru +7 (4812) 38-98-76 http://avraamiev.com Адрес: г. Смоленск, ул. Маршала Жукова, д. 22Идет
История:
Расположен у крепостной стены в восточной части города. Основан в начале XIII века. Первым игуменом был известный смоленский просветитель Авраамий. При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря пострадали, а затем он прекратил существование и был возобновлен лишь после 1654 г.

В 1728 г. при монастыре открылась семинария – первое учебное заведение в Смоленске. До конца XVIII в. на территории монастыря построили несколько каменных семинарских зданий, кельи, дом настоятеля.

В 1755 г. выстроен каменный двухэтажный собор. В 1773 г. сооружена каменная церковь Введения. К 80-м годам территорию монастыря обнесли каменной оградой. Барочные ворота к западу от собора, по его оси имели необычное трехглавое завершение.

В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений утрачена, ограда сильно разрушена. Сохранились соборный храм, дом настоятеля и семинарский корпус, построенные во второй половине XVIII в. и расположенные на одной линии к востоку от собора, рядом с крепостной стеной. Верхние объемы собора хорошо видны с больших расстояний из-за крепостной стены. В настоящее время монастырь возрождается.

Собор Спаса Преображения (1755 г.) – наиболее яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. Центр композиции – сильно вытянуты вверх двухэтажный четверик с большими полукруглыми фронтонами на северных и южных фасадах, увенчанный 8-гранным световым барабаном с главкой. Апонда 5-гранная, к трапезной примыкает колокольня на одной оси с храмом. Композицию дополнили (видимо, в XIX в.) открытые, раскинувшиеся полукругом западные крыльца (до 1930-х гг. это была открытая галерея). В 1972-74 гг. собор реставрирован.

В фасадах, с повышенным стремлением к нарядности, заметную роль играют орнаментальные мотивы. Углы объемов выступают между пилястрами, карнизы над пилястрами раскепованны. Окна на основном четверике помещены в три оси, в венчающем восьмерике – только на основных гранях (на диагональных – глухие). Проемы нижнего этажа – арочные, верхние – прямоугольные. Весьма разнообразны наличники: ленточные с ушами, пилястры, несущие фронтон; завершения включают в себя килевидные ниши, волюты и своеобразные картуши. Особенно интересен картуш над северным порталом, похожий на геральдический щит. Уникальны маленькие лежачие проемы в барочных обрамлениях, открытые в пазухи сводов под нижним ярусом.

Внутри храм и трапезная в обоих этажах – бесстолпные прямоугольные помещения, соединенные тремя арками. Первый этаж перекрыт сомкнутыми сводами с распалубками, во втором высокий сомкнутый свод над храмом прорезан кольцом светового барабана.

Дом настоятеля возведен в 1770-е гг. Кирпичные стены оштукатурены. Невысокий одноэтажный объем, в плане П-образный, обращенный главным западным фасадом к собору. Все фасады над низким цоколем ритмично расчленены пилястрами, несущими раскрепованный антаблемент. Высокие окна между пилястрами обрамлены узкими ленточными наличниками с ушами, замковым камнем и полукруглым фартуком. Среднее окно западного фасада имеет наличники с двойными ушами.

Семинарский корпус ( вторая половина XVIII в. ) находится к югу от дома настоятеля, на одной линии с ним. Памятник позднего барокко. Кирпичные стены оштукатурены. Углы двухэтажного прямоугольного здания выпущены между пилястрами. Пилястры выделяют центр западного фасада, обращенного к собору. Многие барочные наличники (такие же, как на доме настоятеля) утрачены. Под измененными проемами сохранились фигурные фартуки с серьгами. На длинных фасадах ритм окон нерегулярен, за глухими окнами торцовых фасадов проходит капитальная стена. Центральное место в интерьере занимает двухмаршевая лестница на второй этаж. Первоначальная планировка изменена.

Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь появился в древнем городе Смоленске еще в 13 веке. Изначально монастырь, основанный на этом месте во время епископа Игнатия, назывался Богородицким, а настоятелем обители стал как раз Авраамий. Игумен монастыря еще при жизни отличался благочестием и истовостью веры, а после окончания земного пути был причислен церковью к лику святых. В те далекие времена монастырь располагался за пределами города, но, несмотря на это, святой Авраамий своим подвижническим образом жизни подавал пример, а рассказы о нем распространялись далеко за пределы Смоленска, Неудивительно, что вскоре сюда стали приходить новые монахи и сформировалась братия.

Смоленску выпала непростая судьба быть приграничной крепостью, а, значит, город был постоянным ристалищем для Русского государства и Речи Посполитой. Само собой, что в тяжелейшее для всей страны Смутное время не обошла беда и город-крепость, и Авраамиевскую обитель. Во время осады города войсками короля Сигизмунда в 1609—1611 гг;, монастырь был разорен, братия погибла, а храм Положения Ризы Богородицы сгорел.

Нетленные мощи первого игумена монастыря св. Авраамия исчезли. Казалось, что обитель навсегда прекратила свое существование. Однако мрачное время Смуты закончилось, и уже в 1658 г., когда Смоленск был окончательно отбит у поляков, царь Алексей Михайлович Тишайший приказал восстановить Авраамиев монастырь. Вскоре здесь была возведена однопрестольная церковь, названая в честь Положения ризы Богородицы, как и храм, некогда находившийся здесь ранее.

В конце 20-х годов 18 столетия при Свято-Авраамиевском монастыре открывается еще и семинария, таким образом монастырь становится центром культуры и образования.

В последние сто лет существования Российской империи Свято-Авраамиевский монастырь становится центром паломничества.

В середине 19 века, а именно в 1755 г., был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Церковь была построена на средства смоленского купца Бориса Пискарева. Этот прекрасный храм мы можем видеть и сегодня, несмотря на все тяготы, которые обитель испытала за долгие годы своей истории. В этот же период здесь появляется церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и братские корпуса из камня.

Почти через 200 лет после разрушения поляками на Смоленскую землю приходит новая беда, а именно наполеоновская армия. Во время осады Смоленска монастырь сильно пострадал, братские корпуса использовались как лазарет, а храмы, сообразно своей просвещенной сути, носители передовых идей использовали в качестве конюшен. После освобождения города архимандрит Павел вместе с братией восстанавливает Авраамиеву обитель.

Открытие Авраамиева монастыря

В последние сто лет существования Российской империи монастырь становится центром паломничества. Но в 1918 г. большевики закрывают обитель, братия попадает под репрессии, а на территории открывает концлагерь. После коммунистов приходят фашисты и тоже вносят свой вклад в разрушения. После окончания Второй мировой и, соответственно, возвращения в эти места Советов, здесь открывается КВД, строятся какие-то гражданские здания.

К великому счастью с наступлением нового тысячелетия 
епархии передают Спасо-Преображенский собор, в котором вновь совершаются богослужения. В наши дни обитель постепенно возрождается, что, впрочем, для Авраамиева монастыря далеко не впервой.

Обратите внимание на неразорвавшееся французское ядро, оставшееся в стенах Спасо-Преображенского собора с 18 века.

Адрес: ул. Маршала Жукова, 22.

Восстановление крупнейших монастырских комплексов и памятников истории Смоленской области стало возможным благодаря поддержке государства. За пять лет объекты истории и культуры федерального значения существенно преобразились. По следам перезагрузки отправились заслуженный работник культуры РФ, историк, краевед Антонина Смирнова и директор АНО «Зодчий» Борис Аптекин.

Непосредственно в Смоленске в реставрации остро нуждались три монастыря: Вознесенский, Троицкий и Авраамиевский, а также здания и сооружения ансамбля Соборной горы. В 2012 году на эту проблему обратили внимание федеральные власти: Минкультуры РФ направил на восстановление исторически важных храмов почти полмиллиарда рублей. Наибольший объем финансирования реставрационных работ пришелся на 2013 год, когда Смоленск праздновал 1150-летие первого упоминания в летописи. Тогда на реставрационные работы было направлено более 244 млн рублей. Прежде всего, средства федерального бюджета пошли на ремонт центральных объектов монастырских комплексов, где пришлось возвращать в былой вид фасады и кровли. Внутренне эти здания тоже заметно «освежились».

Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь

В Авраамиевском монастыре реставрация коснулась нескольких зданий – Собора Преображения и монашеских келий.

«Так сложилось, что от девяти первых веков существования Смоленска осталось только восемь памятников культуры, не считая, конечно, находок археологов, и немного памятников XVIII века. Один из лучших среди них – Cобор Авраамиевского монастыря, построенный в 1755 году на пожертвования купца Бориса Пискарева на месте существовавшего ранее деревянного. А сам Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь появился здесь еще в начале XIII века, но в первой половине XVII века все было утрачено. В 60-е годы того же века была построена деревянная церковь, и только через столетие – этот великолепный храм. В годы Великой Отечественной войны здание, конечно, было очень повреждено, а рядом стоявшая церковь полностью разрушена. Только в 70-е годы силами смоленской реставрационной мастерской этот храм практически удалось восстановить. На фасаде можно увидеть очень красивые барочные элементы: и наличники, и великолепный картуш над входом – восстановить все это было очень сложно, но основные работы были проведены. В 1970 году здание приспособили под хранилище областной библиотеки, но спустя время историческая справедливость восторжествовала, и на этом месте снова монастырь. Кстати, экскурсоводы очень любят показывать туристам неразорвавшееся ядро в стене на восточной стороне собора, которое сохранилось со времен Отечественной войны 1812 года. Это самый лучший памятник барокко в Смоленске, и мы можем гордиться тем, что он восстановлен. На его реставрацию потребовались, конечно, очень большие средства, и сделать это без федерального бюджета было бы просто невозможно. Так что благодаря помощи государства смоляне и гости нашего города могут видеть этот замечательный памятник во всей его красе», – рассказывает заслуженный работник культуры РФ, историк, краевед Антонина Смирнова.

Совсем печальное зрелище представляли монашеские кельи. Время и климат не пощадили объекты исторического наследия, и от былого великолепия остались лишь потрескавшиеся стены и двери, старые деревянные рамы и слепые глазницы окон, вокруг которых частично сохранились лепные наличники. Перезагрузка одного из зданий началась в 2016 году. По словам директора автономной некоммерческой организации «Зодчий» (компания, которая занималась ремонтом монастырских комплексов) Бориса Аптекина, работа была проведена колоссальная: «Была проведена огромная работа – здание, за исключением стен, практически полностью пришлось разобрать. Кровлю сняли, заменили перекрытия, заменили окна, двери. Элементы фасада, наличники были наполовину утрачены, но здание удалось отреставрировать в максимально приближенном к первоначальному виде. Если бы не помощь руководства страны, мы бы не «подняли» эти объекты. Радует, что наш проект завершился успехом, и очень надеемся, что удастся возродить и другие объекты комплекса».

Комплекс зданий и сооружений Соборной горы

Особое внимание в последние годы было уделено реставрации зданий и сооружений ансамбля Соборной горы, в частности, уникальной живописи Успенского собора. Привести ее в вид, максимально близкий к первоначальному, удалось благодаря выделенным из федерального бюджета средствам (68 млн рублей). Как рассказал Борис Аптекин, специалистов, которые могли бы справиться с этой работой, пришлось искать практически по всей стране.

Также на Соборной горе выполнена реставрация консистории, где в настоящее время размещена канцелярия Смоленской митрополии, отремонтированы Благовещенская церковь, здание Архиерейского дома, лестница и ограда с подпорными стенками. Всего на восстановление комплекса было направлено более 143 млн рублей.

«Соборная гора – это административный и религиозный центр древнего Смоленска. Здесь находился терем князя, в 1101 году Владимиром Мономахом был заложен храм. Здесь же была небольшая княжеская церковь, всё, что от нее осталось, сокрыто в земле. Древний собор был сильно поврежден во время обороны Смоленска в 1609-1611 годах – при взрыве пороховых погребов, находившихся поблизости, в толще Соборной горы. Но стены уцелели. После заключения Андрусовского перемирия, согласно которому Смоленск навсегда вошел в состав России, Собор пытались восстановить. Однако, вероятно, средств было недостаточно. Верх здания сделали деревянным, из камня построили только колокольню, в которой, кстати, сохранился нижний ярус древней колокольни. Приехавший позднее в Смоленск зодчий сделал заключение, что восстановить собор из-за большого количества трещин в стенах невозможно. Старый Собор разобрали, и в 1677 году точно на его месте заложили новый, больший по размеру. Кстати, здесь работали стрельцы, а материалы заготавливали и привозили крестьяне. Строительство затянулось и было завершено только к 40-м годам XVIII века. Отмечу, первоначально Собор был семиглавым, но через 25 лет центральная глава рухнула. Здесь видны черты древнерусской архитектуры и барокко. На Соборной горе в XVIII веке появились и другие здания: архиерейский дом, кельи, церковь Иоанна Предтечи. Всё это также было отреставрировано. Это отпечатки времени, поэтому, несомненно, в нашем городе, одном из древнейших в России, реконструкция этих памятников очень важна не только ради сохранения исторического облика, но и вообще для сохранения памяти для нас и потомков. И сейчас, благодаря тому, что государство выделило средства на восстановление этих интересных зданий, мы можем любоваться их красотой», – сказала Антонина Смирнова.

В свою очередь, Борис Григорьевич отметил, что Собор и Соборный двор представляют собой огромное поле деятельности, и реставрационные работы ведутся здесь практически ежегодно. Например, в конце прошлого года в Архиерейском доме меняли кровлю.

Свято-Троицкий монастырь

Свято-Троицкий монастырь своим замечательным ансамблем продолжает архитектурный облик Соборного холма, на котором гордо высится главный храм нашей области – Свято-Успенский кафедральный собор.

До наших дней из всех сооружений монастыря сохранились Троицкий собор, церковь зачатия Анны, колокольня, а вдоль улицы Большой Советской – прекрасная каменная ограда с имитацией бойниц и пышными воротами.

«Это первое каменное здание, построенное в XVII веке. Его строительство возглавлял зодчий приказа каменных дел Иван Калинин. В облике монастыря уже видны черты московской архитектуры. В 1697 году, когда на город обрушился страшный ураган, здание пострадало настолько, что его восстановили только к 1727 году. Наличники, фигурные фронтоны, завершения – это барокко, которое к тому времени уже было хорошо известно на Руси. Стоит отметить и великолепный поребрик, который заметен в середине здания. В пристроенной позже часовне хоронили смоленских митрополитов, а на кладбище, находившемся рядом с монастырем, похоронили воинов, погибших в 1708 году в битве, в результате которой был остановлен шведский король Карл XII», – отмечает историк.

В 1925 году монастырь закрыли. Через четыре года с его глав сняли и отправили на переплавку колокола, а с 1934 года в стенах старинной обители разместился физкультурный техникум.

После Великой Отечественной войны все строения Троицкого монастыря были полуразрушены, но их достаточно быстро восстановили. В послевоенное время в зданиях монастыря находились различные государственные учреждения, и даже макаронная фабрика. И только в 2008 году Троицкий монастырь передали Смоленской Епархии Русской Православной Церкви.

«К сожалению, за последние сорок лет здесь не было никаких реставраций. Когда нам отдали этот объект – сначала на проектирование, затем на реставрацию, – здесь многое нужно было сделать и исправить. В стенах были трещины, в кровле – протечки, придел был сильно опущен, так как поднялся культурный слой, требовалась замена главок и крестов. Поэтому реставрационные работы, на которые из федерального бюджета выделили почти 78 миллионов рублей, здесь велись несколько лет», – вспоминает директор АНО «Зодчий».

Спасо-Вознесенский женский монастырь

Документированная история монастыря начинается с середины 60-х годов XVII века, когда сюда перевели стариц Оршанского Кутеинского монастыря. К концу 80-х годов того же века строения обветшали, и было принято решение построить новую церковь, причем, каменную.

«Замечу, что это здание не имеет никакого отношения ни к Наталье Нарышкиной, ни к Петру I, который якобы приезжал в Смоленск для казни стрельцов. Эта легенда возникла в XVIII веке», – отметила Антонина Смирнова.

Строительство этого храма было делом государственным – летом 1693 года в Смоленск приехал Осип Старцев с чертежом, который был прислан из Москвы. Он заложил храм, причем, на месте, которое, как сказано в историческом документе, мог выбрать сам. И он выбрал прекрасно! Потом Старцева сменил Данила Калинин, который закончил работы в 1697 году.

«К сожалению, ураган разрушил и это здание. Его восстановление затянулось, ведь тогда велась подготовка к войне за выход к Балтийскому морю, потому этот монастырь – памятник своему времени. Если бы было больше средств, то он был бы таким же нарядным, как храмы Москвы того времени, но мы видим здесь очень скромное убранство. Однако именно здесь впервые появились элементы барокко. Это тоже отражение культурной ауры Смоленска, потому что именно на наш город оказывалось особенное влияние западной архитектуры и европейского искусства. Смоленску уже тогда было чем гордиться, и государство понимало важность строительства здесь каменного храма – он мог подчеркнуть незыблемость православия. Восстановление церкви было закончено в 1704 году, руководил им Кондрат Мымрин. Тогда же было сделано обустройство, причем, в украшении храма участвовали смоленские плотники, столяры и кузнецы», – рассказала Антонина Смирнова.

Долгое время в здании располагался выставочный зал музея-заповедника, но все вернулось на круги своя – здесь снова монастырь, как и должно быть. На его реставрацию в федеральном бюджете было заложено более 83 млн рублей.

«Это было очень важно для сохранения исторического облика Смоленска, для нас и потомков», – добавила краевед.

Кстати, из-за того, что в храме размещался выставочный зал, восстановление планировки и убранства потребовало значительных усилий и работ.

«Следует упомянуть, что здесь была проведена не просто реставрация – когда храм передали церкви, требовались значительные изменения во внутренней планировке. Работы были выполнены колоссальные: сейчас внутри богатое убранство, очень красивые гранитные полы, и, естественно, обновлен внешний облик. Кладка и обмазка здания максимально приближена к оригинальной. Здесь не использовалась штукатурка, и, обратите внимание, по-другому «играет» кирпич», – подчеркнул г-н Аптекин.

СКАЗАНО

Руководство страны уделяет особое внимание сохранению объектов культурного наследия. Напомним, Президент России неоднократно говорил о том, что умелое использование культурного наследия, его сохранение, без всякого сомнения, является важнейшим фактором развития государства и его укрепления.

– Сама работа по сохранению историко-культурного наследия имеет, безусловно, огромное эмоциональное, воспитательное значение, укрепляет национальное самосознание народа, помогает каждому человеку, особенно молодому человеку, глубже понять свою личную сопричастность со своим народом и с его великой культурой, безусловно, воспитывать чувство национального самосознания и национальной гордости. Это – крайне важные вещи, крайне важные чувства, которые цементируют и укрепляют нашу страну, – убеждён глава государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *