Автор житие сергия радонежского

Портал «Православие и мир» проводит конкурс на лучший рассказ-личную историю «Преподобный Сергий в моей жизни». Сегодня на наших страницах новый конкурсный материал.

«Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, – «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником», как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать – ангелом-хранителем России».

«Троице-Сергиева лавра и Россия»

Священник Павел Флоренский

У всех на свете есть сердце. Даже у Кощея. Хотя оно лежало где-то в сундуке под замком за тридевять земель в сундуке. Если сердца нет, то так про человека и говорят – бессердечный. Это почти как мертвый, только хуже. Мертвые лежат и никому особого вреда не делают. А бессердечные ходят по земле и обижают других, бранятся и кляузничают. И при этом еще и себя оправдывают: раз сердца нет, откуда им знать, что делают другим больно?

Им, наоборот, кажется, что только этим они и должны заниматься – себя хвалить, другим выговаривать и делать все, что вздумается. Но к счастью, хороших людей на свете все же больше.

Сердце есть не только у людей. Сердце есть и у городов, и у народов, и даже у целых государств. Сердце города – это его храм. Где бы город ни появлялся, в нем обязательно строили храм. И на все праздники люди туда ходили. И все самые главные события: и рождение ребенка, и создание семьи, и победу, и урожай праздновали в храме. Да мало ли поводов, чтобы сердцу порадоваться?

Где сердце человека, там и его мысли и его дела. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Так говорится об этом в Евангелие. У нашей страны доброе, любящее, верующее сердце. И это сердце – православное. Это значит такое, которое верит в Бога единственно правильной, заповеданной самим Богом верой. Она потому так и зовется – православная вера. Вера, которая правильно славит Бога.

Что положишь в сокровищницу своего сердца, то и получишь: положишь золото – золото и возьмешь, положишь медь – медь и возьмешь, – как-то сказал наш святитель Феофан Затворник. В сокровищнице русского сердца положена истинная вера в Святую Троицу.

Сердце нашей страны – это Троице-Сергиева лавра. Отсюда, из радонежских лесов, вышла великая православная страна Россия. Москва – это голова. Там находится наш президент и наше правительство. Они целыми днями сидят и думают, как бы нам жить лучше. В голову приходят разные мысли – и плохие, и добрые. И только сердце может распознать, какие слушать, а какие нет. А то порой подумается что-нибудь с виду хорошее, а на деле оказывается – полная ерунда.

Например, пришла в голову мысль вместо трех килограммов картошки купить три килограмма конфет и угостить всех друзей во дворе. С виду мысль хорошая. И друзьям, безусловно, понравится. Но сердце тебе скажет: нет, брат, конфеты для друзей – это, конечно, хорошо, но картошка папе на ужин все-таки лучше.

Сердце России там, где преподобный Сергий Радонежский. Если бы не он, никакой России вообще, никогда бы не было. А было бы множество маленьких слабых княжеств, с которыми никто никогда не считается. А кому захочется считаться со слабаками, которые и толком-то постоять за себя не могут? С ними что хочешь, делай – хочешь, забирай велосипед, а хочешь мяч.

В те древние неспокойные времена слабые княжества сразу же захватывали враги и устанавливали там свои порядки. Заставляли местных жителей на себя работать и все у них отбирали. А сами жили в отобранных домах, и только на пол поплевывали. А чего такого? Убирать-то все равно не им.

Так и с Русью враги хотели поступить – русские князья жили каждый сам по себе, и их легко было захватить. Но был среди них один князь московский Димитрий, который не хотел, чтобы Русь захватывали. Наоборот, он хотел, чтобы все в нашей стороне жили свободными. Но соседние князья его не слушали, а только ругались и спорили. И не было никого, кто бы мог их вразумить. Они же князья.

Этим воспользовались монголы и захватили русские княжества. В отличие от русских, они жили дружно и если что, сразу объединялись. А когда они собирались вместе, против них не то, что княжества, никакое царство не могло устоять – такие они были организованные и жестокие. Монголы захватили русские княжества и многие царства на Востоке и Западе. Полмира захватили.

Почти триста лет хозяйничали жестокие монголы на русской земле. И так бы эти безобразия и дальше продолжалось, если бы не родился на русской земле святой Сергий Радонежский. Он был послушным и добрым, и решил посвятить свою жизнь Богу. С разрешения родителей, вместе со своим старшим братом он ушел в лес, где они построили Церковь, и стал служить Богу.

Узнав об этом, к нему отовсюду стали приходить люди, и вскоре в непроходимом лесу появился монастырь – Троице-Сергиева лавра. Людей, которые жили в монастыре называли братия, потому что они были ради друг друга готовы на что угодно и жили, как родные братья в согласии. А преподобный Сергий, которого за его святую жизнь братия выбрали своим наместником, работал и молился больше всех. Это в миру те, которые начальники, только командуют. Христиане наоборот – кто хочет быть первым, служат другим и помогают, как служил и помогал всем наш Господь Иисус Христос.

Люди любили и уважали преподобного за кроткий нрав, доброту и мудрость. И даже князья стали приезжать к нему советоваться. Как ласковый отец преподобный усаживал их за один стол и примирял, чтобы они никогда меж собой не сорились, а были между ними всегда мир и согласие, как подобает у христиан.

В это время жестокий и жадный хан Мамай захотел взять еще дань от Руси и стал жечь русские города и деревни, грабя все на своем пути и уводя людей в рабство. Святой московский князь Дмитрий Донской смело выступил ему на встречу со своими дружинами. Перед решающей битвой, когда войска противников сошлись на Куликовском поле, Дмитрий Донской приехал к преподобному Сергию просить о помощи.

Святой ждал его. Не успел князь и рта раскрыть, как преподобный Сергий сказал, что русские непременно победят. Господь открыл ему, что они свергнут власть монголов и навсегда освободят свои земли от врагов. Преподобный дал Дмитрию Донскому свой святой крест и послал с ним двух любимых учеников-монахов – Ослябю и Пересвета, чтобы они защищали князя во время битвы. Они были монахи, ничего и никого не боялись, кроме Бога, и были готовы отдать за русскую землю свою жизнь.

В день решающей битвы из монгольского войска против русских выехал огромный и страшный воин Челубей. Он потрясал огромным копьем и хохотал, уверенный в своей быстрой победе. Многих и многих он победил и лишил жизни. Челубей был настолько лютым, что его боялись даже свои. На бой с ним вышел монах Пересвет. Он помолился, и перекрестившись, храбро бросился навстречу врагу.

Святой Сергий благословляет Ослябю и Пересвета

Соперники столкнулись прямо посередине поля. Удар копьями был такой силы, что щиты треснули, и они поразили друг друга насмерть. Огромный монгольский воин упал в траву, а русский витязь остался в седле. Верный конь принес его к русскому войску. Инок Пересвет погиб за свою Родину, и душу его ангелы взяли на Небо. Нет пред лицом Божиим выше подвига, чем того, где душу свою человек положит за други своя.

Увидев, как страшный монгол оказался поверженным, русские поняли, что Господь за нас и стали биться насмерть. Весь день до глубокой ночи продолжалась битва, и, в конце концов, монголы отступили. Ведь если с тобой Бог, то тебя не победить. И вскоре вся наша страна была освобождена от захватчиков.

И уже ни у кого больше не было сомнений, как нам, русским, следует верить и кому поклоняться.

О конкурсе

Рассказы присылать с 10 по 18 июля на адрес info@pravmir.ru с пометкой КОНКУРС

Подведение итогов 25 июля.

ПРИЗ за лучший рассказ 1 место — 3000 рублей, 2 место — 2000 рублей.

Лучшие рассказы будут также опубликованы на сайте.

Дорогие читатели, примите участие в конкурсе и поделитесь с нами своей историей помощи преподобного!!!

Подробности Категория: События Опубликовано: 03 мая 2019

3 мая 2019 года исполняется 705 лет со дня рождения одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви – преподобного Сергия Радонежского. К этой памятной дате Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина на своём портале представляет новую электронную коллекцию, в которую вошли раритетные издания, в том числе летописные сведения о жизни и деяниях подвижника земли Русской, изображения святого и памятников ему, материалы, посвящённые Троице-Сергиевой лавре, и многое другое.

На свет Сергий Радонежский появился в 1314 году и был крещён под именем Варфоломей. Как свидетельствует издание 1894 года «Память 500-летия преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца, жизнь и подвиги его, чудеса», ещё до рождения «дивный промысел Божий дал о нём знамение, что он будет благословенного корня святая отрасль» и так описывает этот случай: «В один день мать его пришла в церковь к литургии и остановилась по обычаю с прочими жёнами в притворе. Пред чтением Евангелия вдруг младенец вскричал у неё во чреве так, что матерь его от этого смутилась. Прочия женщины, слышав громкий крик, пожелали видеть младенца, и она принуждена была открыться, что младенец кричал не на руках, но во чреве нея». Как отмечают авторы работы, это событие сделало женщину особенно внимательной к своему состоянию, она отказалась от мяса, рыбы, молока, питалась хлебом и семенами, пила одну воду, часто молилась: «Таким образом плод чрева ея, в самом ея чреве, уже очищался и освящался постом и молитвой».

Ребёнок рос непохожим на других детей. «Чем более возрастал отрок Варфоломей, тем яснее и более обнаруживались его особенные душевные качества; всё чаще и чаще сказывались его необыкновенные сердечные влечения и желания. Будучи мальчиком, он был не похож на других детей. Так, он совершенно уклонялся от детских игр и забав, избегал шуток, смеха и празднословия. Но особенно он удивлял родителей своим постом и воздержанием», – пишет Иоанн Морев в своей работе «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской» 1893 года.

После смерти родителей юноша удалился в скит и принял постриг под именем Сергий. Газета «Тамбовские губернские ведомости» в сентябре 1892 года писала: «Пустынножительство преподобного Сергия – одна из лучших страниц христианского подвижничества. Одинокий среди дремучего леса, наполненного волками и медведями, лишённый самой необходимой пищи, углублённый в изучение священного писания, созерцательную жизнь и молитву, дошедший путём подвижничества до мудрости и ясновидения, преподобный скоро стал читать в сердцах людских, как в открытой книге».

Со временем к отшельнику со всей страны потянулись люди. «Желавшие иметь пример и руководство в духовном жительстве, услыхав о святом житии Сергия, начали просить позволения селиться и жить близ него, – читаем в раритетной книге «Память 500-летия преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца». – По слову преподобного пришельцы начали созидать себе хижины около уединённой келии, приемля себе за образец постническое житие его».

«Когда построено было 12 келий, Преподобный обнёс их высоким деревянным тыном для безопасности от зверей. Густой лес окружал обитель со всех сторон; вековые деревья стояли над самыми келиями, широко осеняя их и шумя своими вершинами; даже около церкви везде видны были пни и колоды, между которыми и засевались различные огородные овощи для трапезы отшельников. Вот какой смиренный вид имела Лавра Сергиева в первые годы своего существования!» – читаем в работе архимандрита Никона «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца», изданной в 1904 году.

«Наконец пришло время, когда Господу было богоугодно поставить сей благодатный светильник на свещенник, чтобы он светил из своей пустыни всей Православной России, чтобы от его света зажгли свой свет и другие светильники и разнесли сей свет по лицу родной земли», – продолжает архиепископ Никон.

Сергий Радонежский стал таким лучом: в жизни его сопровождали многочисленные чудесные явления, о которых можно прочесть в «Книге о чудесах пр. Сергия» 1888 года издания из коллекции Президентской библиотеки, и именно его молитвам приписывают победу в Куликовской битве, важнейшем по своему значению событии для Московского государства. Перед выступлением из Москвы великий князь Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь испросить благословение игумена Радонежского. «Св. угодник Божий благословил на битву с врагами великого князя московского Дмитрия Иоанновича, укрепил его мужество надеждою победы. «Иди, господине, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» – говорил он великому князю, напутствуя его своими молитвами в поход», – написано в книге «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской».

«Будучи сам высшим носителем христианского духа, он – примером, назиданием, молитвами своими – много содействовал и содействует напитанию этим духом всего православного Российского народа – духом, который составляет руководительное начало, крепость и славу народной русской жизни», – подводит итог архиепископ Никон.

Истории Русской православной церкви на портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина посвящена отдельная электронная коллекция. В фонде библиотеки представлены уникальные издания – Остромирово Евангелие, Лаврентьевская летопись, Елеазаровское Евангелие, раритетные книги о духовных подвигах Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и других святых. Проводится большая работа по оцифровке архива Александро-Невской лавры, Александро-Свирского монастыря, документов Святейшего Синода, который с 1837-го по 1917 год располагался в здании, где сегодня находится Президентская библиотека.

Подробности Просмотров: 4979

Иерей Иона Скрипник 05.10.2017 7032

Жития святых —интересный, но непростой жанр древнерусской письменности. И потому понимание его специфики может помочь иначе осмыслить прочитанное. Житие преподобного Сергия, автором которого является преподобный Епифаний Премудрый, — не исключение. О том, каковы условия его написания и художественные особенности, и пойдет речь в настоящей статье.
Игумен земли РусскойЖития святых были одним из излюбленных чтений в Древней Руси. Ими зачитывались и старые и малые, и бедные и богатые, и простолюдины и великие князья.

М. В. Ветрова, современный исследователь литературы русского зарубежья и, в частности, творчества Б. К. Зайцева и И. С. Шмелева, считает необходимым оговорить следующее: «Первые оригинальные древнерусские жития предназначались для богослужебного употребления, но не в качестве церковной проповеди, а в виде про́ложной (от книги «Пролог», которая является сводом сокращенных житий святых, а также поучительных слов, расположенных по дням года. — Прим. ред.) записки или «памяти» о святом, которая читалась во время службы. Цель, с которой были созданы эти произведения, предопределила их форму: они изложены сжатым языком, благодаря чему на первый план выступает фактическое содержание жития».

Житие, будучи религиозно-художественным жанром, по своему основному назначению и роли в социуме являлось инструментом нравственно-религиозного дидактизма.

Надо сказать, что сочинения Епифания Премудрого, и в первую очередь жития святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского, — одни из самых известных древнерусских памятников, созданных в XV в.

Житие преподобного Сергия сохранилось в нескольких литературных версиях, и списки его кратких редакций, действительно, датируются XV столетием. А самый ранний список пространной редакции относится лишь к середине 20-х годов XVI в. Наиболее же знаменитый ее список, богато и щедро иллюстрированный миниатюрами, был создан в лишь в последнем пятнадцатилетии XVI столетия.

Судя по заглавию, именно пространная агиографическая версия написана преподобным Епифанием Премудрым около 1418-1419 гг. Однако, к сожалению, авторский оригинал в своем целостном виде не сохранился. В. М. Кириллин отмечает: «Тем не менее, по убеждению многих ученых, именно пространная редакция жития преподобного Сергия заключает в себе наибольший объем фрагментов, воспроизводящих непосредственно епифаниевский текст». Причем это произведение уже в XV в. редактировалось другим известным древнерусским книжником — иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом), создавшим несколько редакций этого жития.

Так или иначе, но произведение создано в период, когда развитие русской агиографии принимает иное направление. В это время, по словам М. В. Ветровой, «основной задачей автора жития становится не сохранение исторической памяти о святом, но извлечение из его жизни духовно-нравственных уроков». Иными словами, житие, будучи религиозно-художественным жанром, по своему основному назначению и роли в социуме являлось инструментом нравственно-религиозного дидактизма. Таким образом, этот жанр имел двойную цель: «С одной стороны, описание биографии святых, с другой — религиозное воспитание народа в духе Православия, причем вторая интенция трансформировала первую. Именно этим фактом объясняется идеализация святых как персонажей, демонстрирующих своим поведением нравственный идеал человека, предписываемый церковью, что непосредственно отобразилось на языковом воплощении святого».

В связи с этим меняется стиль агиографических произведений: они принимают характер церковной проповеди, насыщенной риторическими приемами. Вместе с тем в житиях рассматриваемого времени точность изложения исторических событий зачастую игнорировалась в пользу стиля, называемого «плетение словес» («извитие словес»). Он, имея свои истоки в античной риторике и поэтике, сочетает в себе повышенную эмоциональность, экспрессию, с абстрагированием, отвлеченностью богословской мысли. Для этого стиля характерно стремление описать частное через общее и вечное. В текстах встречаются многочисленные аналогии из священной истории, повествование изобилует цитатами из Библии. Из литературных произведений по возможности изымаются бытовая лексика, названия конкретных явлений природы, некоторые исторические упоминания. Стиль «плетения словес» отличается повышенным вниманием к слову: к его звуковой стороне, происхождению, тонкостям значения, а также к поиску новых средств лексической выразительности, в частности, присутствие в тексте калек с греческого языка.

Мастером стиля «плетения словес», который, собственно, и предложил данный термин, был как раз преподобный Епифаний Премудрый. Он — один из выдающихся, энциклопедически образованных и необыкновенно талантливых людей своего времени. Причем это было отмечено уже древнерусскими книжниками, которые дали ему прозвище Премудрейшего (оно встречается в заглавии некоторых списков жития преподобного Сергия Радонежского).

Одна из уникальных особенностей творчества Епифания Премудрого заключается в том, что он обратился к созданию жития Сергия Радонежского сразу после его кончины.

Епифаний был близко знаком со многими выдающимися современниками: Стефаном Пермским, Сергием Радонежским, иконописцами Феофаном Греком, вероятно, Андреем Рублевым и др. Одна из уникальных особенностей его творчества заключается в том, что он обратился к созданию жития Сергия Радонежского сразу после его кончины, задолго до официальной канонизации, видимо, осознавая как важность и необходимость агиографического труда, так и то, что такая сложная задача для него посильна.

Преподобный Епифаний ПремудрыйВ своих сочинениях Епифаний упоминает многие подробности своей жизни. И это проявление авторского начала, в целом не характерное для древнерусской литературы, говорит о его яркой индивидуальности, что делает фигуру автора еще более интересной.

Что же касается жанра епифаниевских сочинений, несмотря на очевидную специфику, он вполне традиционен. Однако его тексты характеризуются целым рядом и языковых, и художественных особенностей, что отличает их от большинства произведений этого жанра.

Обширность жития преподобного Сергия объясняется наличием многочисленных цитат, отступлений и экскурсов, а также разнообразных риторических фигур и приемов, что в значительной степени увеличивает объем произведения, с одной стороны, и является характерным признаком стиля «плетения словес» — с другой.

В этом произведении совершенно очевидна склонность Епифания к историческому и символическому толкованию событий. Однако в нем нет отступлений от основного повествования. Кроме того, текст богат фактическими данными и содержит большое количество имен современников преподобного Сергия, что можно объяснить многолетней жизнью Епифания в Троицком монастыре, близким знакомством с местом описываемых событий и возможностью использовать свидетельства людей, лично знавших святого (о чем уже говорилось).

Круг использованных Епифанием источников до сих пор полностью не определен: прежде всего, это жития преподобного Евфимия Великого, святителей Феодора Едесского, Николая Мирликийского и др.: «С присущей Епифанию тщательностью он писал его на основании подобранных им в течение 20 лет документальных данных, сделанных им записей («свитков” «запаса ради”) своих воспоминаний и рассказов очевидцев. Владея святоотеческой литературой, библейскими книгами, византийскими и русскими агиографическими сочинениями, историческими и иными материалами… и органически усвоив традиции южнославянской и русской агиографии, Епифаний мастерски применил в риторически изощренный стиль «плетения словес», с присущими ему цепочками разнообразных эпитетов, сравнений, обилием риторических фигур, сочетая при этом стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития и подчас с необычайно простым языком, близким к бытовому разговорному».

Следование этикету проявлялось, в частности, и в создании образа автора.

С точки зрения текстологии сочинения Епифания изучены пока крайне мало, хотя эта тема чрезвычайно продуктивна. Ведь ни одно из сочинений Епифания не дошло до настоящего времени в оригинале, а самые ранние сохранившиеся списки отстоят от времени создания. При переписывании в них вносились исправления, они, конечно же, содержат немало ошибок, что характерно для рукописной традиции бытования текста.

Видимо, редакция Епифания по каким-то причинам не переписывалась, как уже упоминалось, на протяжении всего XV в. И только в начале XVI в. древнерусскими книжниками была обнаружена первая часть Епифаниевской редакции (предисловие и первые 10 глав), она была дополнена главами из Пахомиевских редакций — и так была создана новая редакция Жития Сергия, получившая в науке название Пространной. Исследователь древнерусских житий А. В. Духанина указывает: «Эта редакция впоследствии была включена в Великие Минеи Четьи, именно ее дополняли чудесами XVI и XVII вв. древнерусские книжники XVII в. Герман Тулупов и Симон Азарьин». Таким образом, текстологические проблемы, связанные с житием Сергия Радонежского, делают многие выводы исследователей спорными и даже ошибочными.

Уникальный литературный стиль Епифания Премудрого является отражением в тексте практики непрестанной молитвы и связанных с ней особенностей мировоззрения автора.

Кроме того, для анализа жития важно помнить: оно, как и почти все жанры древнерусской литературы, подчинялось законам литературного этикета, который слагался «из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий; из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению; из представлений о том, какими словами должен описывать автор совершающееся».

Следование этикету проявлялось, в частности, и в создании образа автора. В агиографической литературе он находится в тесной зависимости от особенностей жанра. В искусстве русского средневековья, по замечанию Д. С. Лихачева, «автор в гораздо меньшей степени, чем в новое время, озабочен внесением своей индивидуальности в произведение». Агиограф пишет о своем желании «поведать о жизни праведного старца», ибо «если будет написано житие, то, услышав о нем, кто-нибудь последует примеру жизни Сергия и от этого пользу получит». Автор, ставящий пред собой подобную цель, выступает «не как наблюдатель, в тишине келии изучивший и обдумавший описываемые явления, а как вития с церковной кафедры перед многочисленными слушателями». Вместе с тем Епифаний указывает на то, что он взялся за написание жития не ради собственной славы, но из любви к святому. Говоря о себе, автор использует целый ряд принижающих эпитетов; называет себя «немощным», «грубым», «недостойным», «окаянным», «неразумным», «дерзким». Создание жития Епифаний не ставит себе в заслугу, но подчеркивает, что без помощи Божией он не смог бы описать «множество трудов старца и великих дел его».

В завершение стоит сказать: уникальный литературный стиль Епифания Премудрого является отражением в тексте практики непрестанной молитвы и связанных с ней особенностей исихастского (здесь — аскетического. — Прим. ред.) мировоззрения автора. Русский агиограф перенимает идеи и литературные приемы древних авторов-исихастов и приспосабливает их к своему стилю. Наконец, надо повторить еще раз: произведение Епифания органично вписывается в стиль своей эпохи, который связан с этикой и эстетикой исихазма (разработанной системы аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обо́жение).

иерей Иона Скрипник

Ключевые слова: житие, Сергий Радонежский, Епифаний, жанр, особенности, плетение словес.

См. также: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М.,1871. — С. 312

Завальников В.П. Языковой образ святого в древнерусской агиографии (проблематика взаимной обусловленности лингвистического и экстралингвистического содержания языкового образа человека в определенной социокультурной ситуации): Автореф. дис. канд. филол. наук. — Омск, 2003. — С. 11.

Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. — М.: Художественная литература, 1981. — С. 52.

См. также: Кириллин В. М. О состоянии русского общества и государственности времени преподобного Сергия Радонежского и о значении его духовного подвига// Сретенский сборник. Вып. 5. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. — С. 176-200.

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М.: Типография Грачева и комп., 1871. — С. 403.

См. подробнее, например: Авласович С. М.Литературный стиль Епифания Премудрого: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Омск, 2007.

(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло… Он открыл им глаза на самих себя». «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».

В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков1 и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. «Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие”». К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. «И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке». Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка». Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: «Како может в сих странах таков светильник явиться?»

Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно «пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа»2.

«Политическая крепость» прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

«Житие Сергия Радонежского» было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван «Премудрым». Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

«Житие Сергия Радонежского» носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития». Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем»3.

Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном «начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую». Уделом отшельника стал «труд пустынный», «жилье скорбное, суровое», полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. «Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня»4.

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего «пустыннолюбца и пустыннослужителя». В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, «ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том».

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: «если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение»5.

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»

Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, «то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил». И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. «Я думаю, что это не тот», — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: «О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того».

Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: «Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься».

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: «»Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары…»5.

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой — грешный и худший из всех человек?» И был непреклонен.

Автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти…»6.

Так Сергий Радонежский «просиял» добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и «целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания»7.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте статью В.О. Ключевского «Год Сергия» и постарайтесь осмыслить: почему Сергий является «светочем», гордостью народа русского, и почему выражает его чувства и верования? Как с образом Сергия связаны нравственные чувства народа?
  2. Каковы истоки нравственности Сергия? Вспомните очерк Б. Зайцева о Сергии Радонежском.
  3. Чем восхищает и удивляет личность Сергия?
  4. Прочитайте житие, написанное Епифанием Премудрым. Что вам известно об авторе?
  5. Как построено произведение, учтена ли в нем каноническая традиция житийной литературы?
  6. Почему Епифаний Премудрый в своем произведении обращается к описанию жизни Сергия Радонежского?
  7. Какие чувства автора выражены в житии?
  8. Перескажите текст, повествующий о жизни Сергия (от рождения до кончины святого).
  9. Что говорится о родителях Сергия?
  10. Какое чудо случилось до рождения преподобного во время церковной службы и как это свидетельствует об особом предназначении Сергия?
  11. Расскажите об учении Сергия. О каком эпизоде, повлиявшем на успешное овладение преподобным грамотой, рассказывает автор?
  12. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  13. Как сложилась жизнь преподобного после смерти его родителей?
  14. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  15. Перечислите добродетели святого.
  16. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  17. Расскажите о подвижническом труде Сергия, оцените его нравственные качества.
  18. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  19. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевым побоищем, отказ от архиерейства и др.)?
  20. Что пишет автор о кончине Сергия, о его значении для развития самосознания народа?
  21. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?
  22. Почему, по словам В.О. Ключевского, такие люди, как Сергий, превращаются в сознании поколений в идеал?

►Читайте также другие темы главы «Литература периода феодальной раздробленности»:

  • «Слово о полку Игореве»
    • «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы
    • Вопросы и задания по теме «Слово о полку Игореве»
  • «Слово Даниила Заточника»
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  • «Слово о погибели Русской земли»
  • «Житие Александра Невского»
  • Повести о Куликовской битве
  • «Сказание о Мамаевом побоище»
  • «Задонщина»
  • «Житие Сергия Радонежского»

►Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»

Носов А.В.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МОНАШЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ПРЕП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

С введением Сергием Радонежским общежительства в 1354 — 1355 гг. Русь захлестнула мощная волна монашеского подъема. Основой этого процесса во второй половине XIV в. стало основание новых монастырей учениками и собеседниками преп. Сергия. Монашеский подъем характеризуется учреждением общежительного устава по образцу Троицкой обители и наличием влияния преп. Сергия на своих последователей, которое могло выражаться в следовании его заветам в монашеских практиках.

Таким образом, проблемой исследования является сущность монашеской традиции преп. Сергия Радонежского.

Сергиевская традиция — неписаный свод установлений монастырской жизни, учрежденный преп. Сергием в Троицком монастыре и воспринятый его последователями, которые распространили его в новых обителях.

евской традиции (общежительстве, труде, воздержании, странноприим-стве), которые, однако, являются основой этой традиции и свидетельствуют о наличии влияния заветов преп. Сергия на деятельность его последователей.

Исследование установило ориентацию на Троицкий монастырь при строительстве обителей указанными последователями преп. Сергия (водружение креста, часовни, кельи, постепенное собирание братии, введение строгого общежительства). Наличие постоянного тяжелого физического труда было связано практической необходимостью выживания в условиях пустынного монастыря, что сочеталось с аскетической практикой изнурения плоти подвижника (расчистка леса, возведение монастырских зданий, подсечно-огневое земледелие). Воздержание в вопросах пищи, сна и ношения одежды изначально было сопряжено с бедностью монашеских общин, а затем перешло в сохранение этой аскетической черты. К странно-приимству тяготели все последователи преп. Сергия, но устроить странноприимные дома, в которых могли остановиться бедняки и паломники на любой срок, смогли только Сергий Радонежский, Дмитрий Прилуцкий и Стефан Махрищский. Именно их монастыри обладали достаточной для этого экономической базой уже в XIV в. благодаря щедрым пожертвованиям великих и удельных князей.

БИБЛИОГРАФИЯ

Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XIV — XV веков. М., 1986.

Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV — XV вв. М., 1974.

Дмитриев Л.А. О житии Дмитрия Прилуцкого // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988.

Житие Авраамия Галического // Вестник церковной истории. № 12 (21, 22). М., 2011

Житие Сергия Радонежского // БЛДР. Т. 6. СПб., 1999

Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пель-

шемского: Тексты и словоуказ. / Под ред.: А.С. Герда. СПб., 2003

Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказатель /

Под. ред. А.С. Герда. СПб., 2005

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 2. М., 1937.

Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. М., 2009.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Плугин В.А. Исихазм и герои Куликова поля // Наука и религия. № 12. М., 1989.

Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. Труды и дни Андрея Рублева. М., 2001.

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские / Под ред. Г.М. Прохорова. СПб., 1994

Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // ТОДРЛ. Т. 33. Л., 1968.

Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ. Т. 34. Л., 1979.

Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смолич И.К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *