Азбука хороших манер

С самого детства человека учат манерам, то есть культуре поведения. В основном от воспитания человека зависит то, какие у него манеры: плохие или хорошие. Чтобы достигнуть положительного результата и стать личностью с большой буквы с хорошими манерами родители должны воспитать в ребенке правила хорошего тона и любовь к окружающим. Этому лучше всего учить личным примером, а значит, родители сами должны иметь хороший культурный уровень и образование.
Однако в современной жизни морально и духовно сильная личность крайняя редкость, особенно среди молодежи. Поэтому никогда не поздно заняться самовоспитанием. Желание к самовоспитанию возникает только тогда, когда человек желает достичь лучшего, чем он имеет. В нашем сегодняшнем обществе имеются безграничные возможности для самовоспитания: школы, техникумы, высшие учебные заведения, библиотеки, дома культуры, телевидение и интернет. Многие считают, что наши желания не совпадают с нашими возможностями, но это лишь отговорка для ленивых людей.

Еще великий классик А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Конечно, легче всего научиться иметь красивый внешний вид: одеваться стильно и модно, накачать мускулы и держать правильную осанку. Хоть с вложением немалых усилий, но многим молодым людям удается обрести эти хорошие манеры. А потом, почему то получается как у Чехова: » Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружиться голова от восторга, но душа и мысли — Боже мой! В краси-вой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами». Поэтому, чтобы достичь хороших манер, необходимо научиться культуре поведения.

Прежде всего, культурный человек должен быть вежливым и тактичным. Вежливость определяется моралью, которая основана на чутком и внимательном отношении к людям. Только частое употребление трех слов «извините», «пожалуйста» и «спасибо» не делает человека вежливым. Конечно, очень хорошо, когда молодой человек, входя в помещение, открывает дверь и пропускает вперед женщину и не позволяет себе сидеть, в присутствии стоящей женщины. Но никто не назовет вежливым того человека, который не умеет держать обещанного слова или любит вмешиваться в чужие дела. Поэтому кроме вежливого отношения к людям, у человека должно быть чувство такта. Тактичный человек никогда не позволит себе создать такую ситуацию, которая поставить кого-либо в неловкое положение или огорчит его. Он имеет чувство собственного достоинства, в то же время, он не любит хвастаться и остается достаточно скромным. Вежливость — это не вечернее платье, которое надевается только в торжественных случаях, а все остальное время хранится в шкафу. Она должна стать для человека тем, без чего он не может обойтись. Только тогда будет приятно и естественно общаться вам с окружающими, а им будет невозможно жить без вас. Искренность, уважение ко всем, отсутствие какой-либо корысти — вот те необходимые хорошие манеры, которыми руководствуется культурный человек при общении с окружающими людьми. Культурный уровень человека не всегда зависит от наличия диплома об образовании. Хамство и мнимое превосходство над другими выглядят всегда неприглядно, даже если человек имеет три высших образования.

Если человек выделяется из общей массы своим талантом, знаниями и трудолюбием, конечно, это хорошо, но хвастаться этим не следует. Такое поведение всегда неприятно для окружающих своей нескромностью. Доказывая свою правоту, не стоит горячиться и повышать голос — все это выглядит неубедительно. Культурный человек никогда не будет некорректно отзываться о словах другого человека в споре: «глупость», «ерунда», «чепуха», а тем более прибегать к личным выпадам в его адрес. Отстаивая свое мнение, не нужно стремиться навязывать его окружающим: лучше пусть каждый останется при своем мнении, чем примет ваше. Если дискуссия принимает слишком острый характер, лучше прекратить ее под благовидным предлогом и поискать более спокойную тему для разговора. Очень важно, иметь мужество и признать свои ошибки. Такое качество присуще, к сожалению, не всем людям, а только тем, которые свободны от мелочного самолюбия.

Красивые и правильные движения человека тоже свидетельствуют о том, насколько он приучен к хорошим манерам. Если человек знает, что такое хорошие манеры, он всегда будет пользоваться носовым платком, который всегда найдется в его кармане, причем чистый. Ковырять в носу, в зубах и грызть ногти в присутствии других людей относятся к отвратительным манерам. Также женщина не должна за столом доставать пудреницу и припудривать нос или же расчесывать волосы. Акцентировать внимание на том, что кто-то чихнул и пожелать ему здоровья тоже считается признаком плохого поведения. Культурный человек с хорошими манерами умеет правильно обращаться со столовыми приборами и не чавкает и причмокивает за столом.

В общем, хорошие манеры — это умение владеть собой и руководить своим поведением. Чтобы иметь хорошие манеры будьте уверенны в себе и не переставайте учиться. И пусть на первых порах у вас что-то не будет получаться, ведь все учатся на ошибках.

Татьяна Ходжаева
Игра-конкурс по правилам этикета «Хорошие манеры»

Цель: способствовать формированию и проявлению нравственных качеств воспитанников.

— активизировать знания учащихся по правилам этикета и культуры поведения.

— закрепить и расширить полученные ранее знания.

— содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

— напомнить воспитанникам о культуре, дружелюбие и вежливости, уважении и чуткости по отношению к другим людям.

— воспитывать потребность неформального соблюдения правил вежливости и этикета.

Оборудование: карточки с пословицами, солнышко, лучики, кубики.

Ход занятия:

I.Организация начала занятия.

II.Вступительная часть.

Озвучивание цели и задач занятия.

Сегодня у нас не обычное занятие, я проведу его в форме игры-конкурса. Мы посвятим нашу игру-конкурс «волшебным словам», расширим и закрепим ваши познания о вежливых и добрых словах.

-Ребята, вы окончите школу, выберите себе профессию, но кем бы вы не были, прежде всего, вы должны вырасти хорошими людьми: добрыми, смелыми отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже нужно учиться.

Что такое этикет? (ответы детей.)

Слово «этикет” означает воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Кто мне скажет, что такое «хорошие манеры»? (Ответы детей.)

Хорошие манеры – основы поведения воспитанного человека в обществе. Способ обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и мимика все это называется манерами. Скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми — именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.

А с чего начинаются хорошие манеры? (ответы детей.)

Что важно в приветствии? (Ответы детей.)

Интонация, т. е. каким тоном, вы поприветствовали человека. Это очень важный элемент приветствия! Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно. А если, вы при этом еще и улыбнулись, это улучшит общее настроение.

Посмотрите на доску. Вы видите солнышко? Но оно, почему-то грустное. Давайте сделаем так, чтобы солнышко улыбалось. За ваши правильные ответы вы в течении занятия будите получать лучики, которые в конце подарите солнышку.

III.Основная часть:

Игра на подражание «Приветствие»

Приветствие — первое правило этикета. У разных народов на протяжении тысячелетий оно принимало разнообразные формы.

Каждому из вас я буду зачитывать о том, как приветствуют друг друга в различные народы. А вы должны попытаться изобразить это приветствие.

По сей день, самыми забавными остаются приветствия африканских племен. Словами «я тебя вижу» обмениваются при встрече зулусы и трутся носами.

Представитель племени Масаи при встрече сначала сплевывает, а потом плюет на собственную ладонь и только потом позволяет пожать себе руку.

На Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.

Китайцы делают поклон с вытянутыми вдоль тела руками.

У абхазов рукопожатиями обмениваются близкие знакомые и родственники.

Таджики складывают обе руки чуть ниже груди при наклоне корпуса. Затем, не убирая рук от груди, человек подходит к приветствуемому, говорит «Ассолом — алейкум» и протягивает обе руки.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо, а еще высовывают язык.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щёку.

Самоанцы обнюхивают друг друга.

Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу.

Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Коррекционно-развивающее упражнение «Восстанови пословицу».

Доброе слово человеку что дождь в засуху.

Худое слово и сладким мёдом не зальёшь.

Слово лечит, но слово и ранит.

От вежливых слов и язык не отсохнет.

Честное слово и буйную голову смиряет.

Говорить не думая, что стрелять- не целясь.

Людей сближает улыбка.

Кто ленив, тот и сонлив.

Добро помни, а зло забывай.

Других не суди, на себя погляди.

Больше слушай, меньше говори.

Красив тот, кто красиво поступает.

Наш Филат не бывает виноват.

Не будь тороплив, будь терпелив.

Физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста»

А играть вы любите? Приготовьтесь к игре, но игра не простая. Называется » Не ошибись, пожалуйста!». Я даю команды, но выполнить их надо, только если я назову волшебное слово. Не ошибись, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.

Поднимите руки.

Будьте добры, похлопайте!

А теперь потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Присядьте, пожалуйста.

Встаньте.

Встаньте, пожалуйста.

Тихо присядьте.

А сейчас вы повернитесь пожалуйста.

Будьте любезны, займите свои места.

Конкурс «Доскажи словечко»

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят

Водой. (не разольешь)

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь. (медвежью услугу)

Фальшивят. Путают слова.

Поют кто в лес, кто. (по дрова).

Ребята слушать их не станут,

От этой песни уши. (вянут)

Растает даже ледяная глыба

от теплого. (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

когда услышит. (добрый день)

Если больше есть не в силах,

то скажем маме мы. (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

говорит, встречаясь. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости

говорим. (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

на прощанье говорят. (до свидания)

Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).

Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).

Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).

И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

«Башня вежливых слов»

Сейчас мы проверим, кто больше всех знает вежливых слов. (Приглашаются два ученика. Называя «волшебное слово», они строят башню из кубиков. Победителем становится тот, кто построил выше башню.)

Викторина – «Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором «да» или «нет».

«Правильно ли это?”

В общественном транспорте причёсываться?

После еды оставлять посуду на столе?

Ходить в кино в спортивном костюме?

Печенье и пирожки брать с подноса руками?

Случайно задев кого-либо наступить на ногу, вежливо извиниться.

Входить в общественный транспорт в грязной, пачкающей одежде.

Сморкаться пальцами?

IV.Рефлексия:

Наше занятие подошло к концу.

Вспомним, как называлось наше занятие? (Хорошие манеры).

Какими мы должны быть по отношению друг к другу? (вежливыми, терпимыми, понимающими)

Что вы взяли для себя из нашего занятия? (надо соблюдать все нормы поведения в обществе)

V.Итог:

А теперь давайте подарим солнышку ваши лучики. (дети цепляют лучики и улыбку) Посмотрите на наше солнышко! Оно стало радостным, счастливым. Думаю, что произнося эти слов, вы сделаете окружающих людей счастливее и добрей.

Я хочу сказать вам на прощанье

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Трудно представить полноценное воспитание ребенка без обучения хорошим манерам. Давайте, определимся в понятиях: хорошие манеры — что это?
Прежде всего:

  • Аккуратность (личная гигиена, поведение за столом, бережное отношение к вещам, вынос мусора).
  • Вежливая речь (здороваться, прощаться, благодарить, просить прощения).
  • Сочувствие (снисхождение к младшим, животным).
  • Толерантность (спокойное и уважительное отношение к тем, кто не такой как ты: люди другой национальности, уровня образования, достатка и пр.).
  • Культура общения (уважение к старшим, к женщине, умение предлагать свою помощь).

Психологи утверждают, что в действиях родителей очень важна осознанность. Общаясь с ребенком, достаточно держать в голове ответы на два вопроса: «Что я делаю?» и «Зачем я это делаю?» Так зачем нужны хорошие манеры, почему их так важно прививать с раннего возраста? С каждым годом в нашем обществе все больше непохожих друг на друга людей. Если человек с ранних лет учится быть доброжелательным, соблюдать те нормы поведения, которые легче выразить именно через хорошие манеры, то в будущем он легко адаптируется в любой социальной среде, сумеет выстроить отношения в коллективе, будет уверен в себе.

А как у них? Калейдоскоп наблюдений

Большинство иностранцев исключительно вежливы, что и стремятся передать своим детям. К примеру, полуторагодовалый малыш из Берлина твердо знает одно слово — Danke (спасибо). Знакомый шотландский отец тоже учит свою дочь Софи благодарить, ей всего девять месяцев. Но это не беда, ведь она может наклонить головку и улыбнуться. Двухлетний Леонардо из Венеции, глядя на родителей, уже учится управляться с вилкой и ножом. Двухлетнюю Александру из Шри-Ланки обучают есть не только приборами, но и руками. У них так принято. В Шри-Ланке детишек с пеленок учат бережно относиться ко всему живому, стараться никого не обидеть. Там же учат уважительно обращаться к старшим. Так, всех бабушек здесь зовут Аччи, не важно, родная она ребенку или нет. В Германии мамы зачастую обращаются к своим детям, используя условную временную конструкцию (Konjunktiv II). Получается крайне вежливое обращение, звучать будет примерно: «Не мог бы ты убрать свои игрушки?». Немцы привыкли так общаться и редко просят друг друга о чем-то напрямую.
Хорошие манеры, которые начинаются с частицы «нельзя». Вот международный минимум на звание «маленького джентльмена или леди». Нельзя:
1. Ковырять в носу.
2. Шмыгать носом.
3. Выковыривать что-то из ногтей.
4. Задирать ноги на стол.
5. Говорить с набитым ртом.
6. Раскачиваться на стуле.
7. Драться без причины.
8. Отбирать игрушки.
9. Брать без спроса чужие вещи.
10. Перебивать говорящего.
11. Громко разговаривать в транспорте, обсуждать пассажиров.

Россия: говорят мамы

Все мамы, которых мне удалось опросить, сходятся в главном: начинать надо с себя. Невозможно приучить малыша складывать свои игрушки, если мамины баночки с косметикой расплодились по квартире. Многие мамы говорят о том, обучение хорошим манерам трудно отделить от воспитания в целом. В течение дня, если мама живет в тесном контакте с малышом, она всегда обратит его внимание на то, как сама вытирает ноги об коврик у двери, куда надо выбросить фантик и что делать, когда чихаешь. Вполне реально научить ребенка нехитрым правилам без всякого принуждения, периодически делая акцент на своем поведении.
Дети всегда в восторге, если с ними говорят на языке сказок. Поэтому мамы переходят на язык аллегорий и волшебных историй. Или обращаются за помощью к профессионалам, ведь на тему хороших манер создана масса поучительных сказок, стихотворений, мультфильмов и спектаклей. Эти подборки отлично подойдут дошколятам, от трех до семи лет. Встречаются и те мамы, которые уверены: не стоит торопить природу ребенка — по мере созревания головного мозга он сам до всего дойдет. Для них важно создавать атмосферу безусловной любви и принятия. Они делают рамки дозволенного невидимыми, не препятствуют выражению любых эмоций. Словом, ни при каких условиях не ломают малыша и не подгоняют его под стандарты. Такие родители, создав все условия для развития, отходят в сторону. Они лишь внимательно наблюдают за тем, как постепенно их ребенок превращается в такого же воспитанного человека, как и они сами.

Практикум. Советы опытных родителей

Начните с себя. Обратите внимание на свое поведение и внешний вид, на дом, на отношения с мужем и домашними. Требования к детям начинаются с требований к самому себе.
Поддерживать все начинания ребенка. Моему знакомому Тимофею всего 3,5 года, но он с удовольствием помогает маме готовить: взбивает яйцо, промазывает кремом коржи для торта. Его ровесник Святослав — сам берется за швабру. Этим малышам еще не исполнилось четыре, но как они горды, что могут заниматься взрослыми делами! Присмотритесь к своему ребенку, подберите ему задание по душе. А в конце обязательно похвалите, независимо от результата.
Сказки, мультфильмы, спектакли. Здесь важно не только прочитать, показать, отвести, но и обсудить. Кто положительные герой, кто отрицательные? Как бы поступил ребенок на месте главного героя? Тогда все воспринятое лучше усвоится. Например:
Спектакль «Евсейка и пять волшебных самоцветов» закрепит в сознании малыша вежливые слова.
Сказка-игра «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой-Гангнус поможет привить ребенку-дошкольнику навыки поведения в обществе. Автор обращается и к ребенку и к родителю.
Мультфильмы про Кота Леопольда — отличный пример доброты и дружбы.
Мульфильм (или книга) В. Сутеева «Мешок яблок» научит ребенка быть щедрым, не жадничать.
Стихотворение С. Маршака «Урок вежливости» можно выучить наизусть и проговаривать в подходящие моменты.
Устраивайте праздники. На любую тему, скажем «День первого зеленого листика». Пока идет подготовка к торжеству, можно учиться: уборке и украшению квартиры, приготовлению угощения, сервировке стола, встрече гостей, общим детским играм. Такие затеи обучат ребенка правильно вести себя с людьми, держаться за столом, принимать гостей. Я обожала такие праздники, подолгу к ним готовилась, советовалась с мамой, придумывала сюрпризы и конкурсы.
Совместные дела воспитают в ребенке любовь к труду. Лучше, когда девочка помогает маме, а мальчик — папе. К примеру, моя дочь всегда помогает мне загрузить и выгрузить белье из стиральной машины, начав в два с хвостиком года. Сыновья с папой могут смастерить кормушку для птиц, починить сломавшуюся полку. Для начала достаточно приносить и держать инструменты.
Дайте малышу созреть. Максим с двух лет приносит бабушке стул, когда она приходит в гости. Мама Максима никогда его ни о чем не просит: наблюдая за ней, мальчик постепенно перенимает инициативу на себя.
Моделируйте ситуации. Вам с малышом предстоит поход в театр или длительный переезд, туда, где непривычная обстановка и существуют свои правила поведения. Или он периодически обижает детей на площадке. Тогда этот способ для вас. Проговорите сценарий предстоящего события, а затем разыграйте его по ролям.
Помните о том, что дети часто ведут себя неадекватно, когда им не хватает внимания. Хоть и сложно, сохраняйте внутреннее спокойствие, настройтесь на то, что ребенок будет вести себя хорошо. Будьте снисходительны. Потому как малыш может забыть помыть руки, если он полон впечатлений от прогулки, от усталости бывает не в силах сам почистить зубы. Предложите убрать игрушки вместе, обычно ребенок с радостью делает это вместе с родителями. Что бы вы ни выбрали, не ждите быстрых результатов. Любите своего ребенка и не забывайте: вы — главный пример для него.

Татьяна Тихонова

Дата публикации: 8 июля 2013 Просмотров: 24627

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *