Бахаисты

В середине XIX в. христиане ожидали возвращения Христа, а мусульмане — имама Махди. День рождения Веры бахай — 23 мая 1844 г. В этот день Сейид Али Мухаммад (Баб), молодой персидский купец, возвестил миру о близящемся пришествии великого пророка Махди. Монотеистическая Вера бахай, возникшая в Персии, — одна из самых молодых мировых религий и вторая на Земле по географической распространенности и странам присутствия. Ее основал Бахаулла (Мирза Хусейн-Али-и-Нури, 1817-1892), иранский дворянин и сторонник Баба, учивший о грядущем объединении человечества в одну мировую цивилизацию.

Символ бахаизма — девятиконечная звезда (ил. 1). Главные темы этой религии — единство Бога, единство религий, единство человечества. В отличие от предыдущих великих пророков, Бахаулла (араб. 4il d$j — слава Господа, Блеск Бога) собственноручно начертал Священное Писание Китаб-и-Агдас (араб. Самая Священная Книга, 1872) и написал еще около ста духовных книг на арабском и персидском языках.

В прошлом соответствующий арабский звук по-русски передавали буквой «е», г. е. писали не Бахаулла, а Беха-Улла, Веру бахай обозначали термином бехаизм, а ее адептов-терминами бехаисты и бехаиты. Теперь для обозначения того же звука используют букву «а»: последователи Бахауллы — бахай’, их религия — бахаизм, Вера бахаи научное изучение бахаизма — бахаиведение.

Бахай верят, что Бахаулла продолжил ряд таких истинных посланников Бога, как Кришна, Авраам, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус Христос, Мухаммад. Подобно «Розе мира» Даниила Андреева, бахаизм признает правомерность и равноправие всего букета основных религий мира. Для бахай индусского происхождения Бахаулла — это новая инкарнация Кришны, а для бахай, который прежде был христианином, Бахаулла — это воплощение обещания Христа возвратиться «во славе Отца» и объединить всех людей, в «одну паству».

Любое самостоятельное верование рождается не на пустом месте, а в ареале какой-нибудь зрелой религии. Так, буддизм вырос на почве индуизма, а общину Иисуса Христа поначалу принимали за реформированную ветвь иудаизма, но позже у буддистов и христиан появились собственные Священные Писания, принципы организации и обряды, что свидетельствовало об их оригинальности и автономии.

Вера бахай возникла в Иране в 1844 г. путем ревизии шиизма и постепенно стала отличаться от ислама примерно в такой же степени, в какой христианство отличается от иудаизма. В баха- изме мало обрядности и нет касты духовенства, наделенного жреческими функциями. Верующему предписано чтение трех обязательных молитв; общие богослужения проводятся в каждый 19-й день и они состоят из молитв и чтения священных текстов. Всякая работа, выполняемая в духе служения, рассматривается как богослужение.

К середине XX в. Вера бахай обрела официальный статус самостоятельной мировой религии, и сегодня ее уже обычно не рассматривают просто как реформистское течение, мусульманскую секту, синкретический синтез альтернативных вероучений или философскую систему. В 1944 г. мусульманский суд Египта отличил бахаизм от сект ислама, определив его как отдельную религию. Авторитетный историк и философ Арнольд Тойнби причислил Веру бахай к классу независимых вероучений, признав ее существующей наравне с исламом, христианством и прочими мировыми религиями.

Вместе с тем существуют и прямо противоположные мнения, согласно которым бахаизм представляет собой всего лишь синкретическую неоисламскую секту. Так, согласно У. Мартину, именитому сектологу, бахаизм — это иранский трансплантант в США, который синкретически вобрал в себя основные великие истины мировых религий и почитает Бахауллу как мессию нашего времени. Широко известный «сектоборец» А. Л. Дворкин, постоянно возбуждающий в православных ненависть к иноверцам, ошибочно причисляет Веру бахай к «тоталитарным» и «деструктивным» сектам.

Многие тысячи мужчин и женщин отдали свои жизни, героически отстаивая учение Бахауллы в течение более полутора веков. В самом Иране исламские власти ныне усиливают преследование бахай. К настоящему времени Вера бахай объединяет около 6 млн (по другим данным — 5 млн) представителей практически всех стран, 2100 народов, народностей и племен. Ежегодный прирост ее последователей в мире сегодня — 5,5 % .

В России первая община бахай возникла в Туркмении в XIX в. под покровительством царской администрации Александра II. Театральный Петербург тепло принимал в 1903-1918 гг. две пьесы о героических пророках бахай — Бабе и Бахаулле. Эти пьесы, переводившиеся на основные европейские языки, написала русская поэтесса Изабелла Гриневская. Высокую оценку ее поэме «Баб» (1903) дал в своей рецензии Л. Н. Толстой, проявив живой интерес к новому формирующемуся религиозному учению.

Первый в истории бахаизма Машригуль-Азкар (араб. Дом преклонения) был возведен в Ашхабаде в 1908 г., разрушен землетрясением в 1948 г. и окончательно снесен властями в 1961 г. В СССР к 1938 г. большинство бахай были отправлены в тюрьмы и лагеря либо высланы за границу. С конца 80-х гг. XX в. наблюдается быстрое распространение Веры бахай в России во всех ее регионах. В Российской Федерации насчитывается уже более 40 общин бахай с местными Духовными собраниями и несколько десятков организованных групп.

Международная неправительственная организация Веры бахай сотрудничает с ООН на путях достижения мира на Земле, обеспечения прав человека и полного экономического и социального развития народов планеты. С 1970 г. она имеет совещательные права при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС), своих представителей при штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке и Женеве, а также по Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), базирующейся в Найроби.

В отличие от древних религий, сведения о которых довольно расплывчаты, сравнительно молодая религия бахаизма очень удобна для достоверного историко-религиоведческого исследования процессов зарождения и эволюции новых верований, которые со временем способны превращаться в мировые религии. Во многих странах тему бахаизма включают в университетские учебные курсы по истории и философии религии. Обширные сведения по данному вопросу опубликованы, например, на английском и русском языках. В целом литература Веры бахай издается на 800 языках и диалектах.

Практика перевода текстов Бахауллы и Абдул-Баха ныне такова: вначале во Всемирном центре делают максимально точный перевод Писаний с арабского и персидского на английский язык, а затем та или иная национальная община осуществляет перевод с английского на соответствующий национальный язык. В конце XIX — начале XX в. русский язык стал первым языком, на который российские ученые-востоковеды перевели Писания Бахауллы с языков оригинала — арабского и персидского. Востоковед А. Н. Туманский в 1899 г. в Петербурге первым сделал русский перевод Священного Писания бахай — книги Китаб-и-Агдас. Перевод Писаний классиков бахаизма на русский язык возобновился в конце 80-х гг. XX в.

К настоящему времени на русский язык переведены почти все сочинения Бахауллы, его преемников (старшего сына Бахауллы — Абдул-Баха; внука Абдул-Баха — Шоги Эффенди Раббапи), а также документы административного центра Веры бахай — Всемирного дома справедливости. В Интернете и массовых библиотеках нетрудно отыскать комментаторские книги и брошюры о баха- изме, написанные как его апологетами, так и идейными противниками. Издано немало научных монографий и учебных пособий по бахаиведению.

В данном вузовском учебном пособии в научно-религиоведческом аспекте рассматриваются история, вероучение и современная практика бахаизма.

  • ‘ Русскоязычный термин бахай, заимствованный из арабского языка, произволен от баха (араб, величие, слава, блеск). В слове баха ударение делаютна втором «а», а в бахай — на последнем слоге; оба слова нс склоняются и нсизменяются.
  • Вера бахай вполне доступна для изучения в светских учебных заведениях.Интернет-библиотеку текстов бахай см. на сайге: http://bahai-library.org/russian

Религиозно-политическое учение, сформировавшееся в среде бабидов-эмигрантов, высланных из Ирана в Багдад (1852) после подавления бабидских восстаний.

Основателем Б. является Баха-Аллах, в 1863 объявивший себя пророком новой веры. Доктрина Б. складывалась постепенно. Если его религиозно-философская концепция сохраняла многие черты бабизма, то правовые и морально-этические принципы претерпели кардинальное изменение. Этика Б., проникнутая духом предпринимательства и культа материального благополучия, предполагала у Баха-Аллаха необходимость разумной эксплуатации и дружбы с «власть предержащими».

С момента возникновения Б. были свойственны космополитические черты, претензии на высшее религиозное знание, стремление объединить, а в идеале поглотить другие конфессии. Приняв на вооружение формулу, приписываемую имаму Али: «Все частные дела принадлежат миру людей, все, касающееся общества, божественно» — Б. уделяет большое внимание проблеме устройства мира в целом. Важным этапом в истории Б. стало начало ХХ в., когда общину возглавлял Абд аль-Баха (1892—1921), хранитель и интерпретатор наследия отца.

Если во второй половине XIX в. основная масса адептов Б. проживала в Иране, то с начала нового столетия Б. начинает утверждаться в Америке, в странах Азии и Африки. С этого времени активная прозелитическая деятельность и подготовка квалифицированных проповедников стала сильной стороной Б. В качестве посланца новой веры выступил и сам глава общины, предпринявший в 1912—1913 миссионерское турне по Европе, Сев. Африке и США. Безусловный успех ожидал его только в США, где в 1917 была создана «Чилдрен компани», ставшая финансовым центром Б. Следуя заветам «пророка из Акки», аль-Баха адаптировал его предписания к либеральным представлениям ХХ в. Отныне официальная доктрина Б. включала гармонизацию социальных отношений, доступность и обязательность образования, равенство в правах мужчин и женщин, создание международного суда и т. д.

Значительное внимание Б. уделял введению всеобщего международного языка, в качестве которого был избран эсперанто.

Планомерное расширение позиций Б. в мире и налаживание контактов с влиятельными международными организациями стало первостепенной задачей при Шоги-эфенди, внуке аль-Баха, последнем единоличном главе Б. (1921—1957). Тогда же была определена и структура бахаистской организации. Ее первичное звено — местный духовный совет со своим фондом, пополняемым за счет взносов бахаитов. Центром общины является «Дом справедливости» — административное учреждение для решения спорных вопросов. Местные духовные советы подчиняются Национальным Духовным советам бахаитов, создаваемым в масштабе государства или духовным советам регионального значения. Венчает эту иерархическую лестницу «Всемирный Дом справедливости». С 1964 ВДС, 9 членов которого избираются из числа функционеров НДСБ, осуществляет руководство бахаитами всего мира. Расхождение мнений в оценке Б. велико. Его рассматривали как секту, «умирающий ислам», новую самостоятельную религию, пытались анализировать с позиций «безрелигиозного христианства» Д. Бонхеффера.

В настоящее время около 40 % стран признает Б., число адептов которого превышает 6 млн человек, в качестве независимой религии. Бахаиты имеют постоянных представителей в ООН и других международных организациях. Тем не менее в странах, где сильны позиции традиционной религии, Б. часто встречает отпор. Это, в частности, относится к родине Баха-Аллаха — Ирану, где после исламской революции Б. находится под запретом.

Автор статьи: Т. А. Коняшкина.

(рецензия на статью Удо Шефера «Вера Бахаи — секта или религия?»)

После публикации заметки «Бахаи Беларуси отмечают 200-летний юбилей со дня рождения Бахауллы» один из читателей призвал задуматься о верности предложенной классификации. И в подтверждение своей позиции прислал отрывок из работы Удо Шефера «Вера Бахаи — секта или религия?».

Если кратко, то этот последователь Бахауллы противопоставляет понятия «секта» и «религия», пытаясь доказать, что Вера Бахаи это не секта, а мировая религия. При этом автор не пользуется неким единым, целостным классификационным аппаратом, а выдёргивает из разнородных классификационных подходов отдельные признаки сект (порой не существенные) для того, чтобы продемонстрировать, что Вера Бахаи им не соответствует. Еще одна сквозная мысль автора заключается в том, что вообще классификационная парадигма социологии религии «секта—церковь» годна лишь в отношении христианства, где присутствует феномен церкви в теологическом значении.

Разберёмся по порядку.

Во-первых, религия может существовать в разных социологических формах. В том числе в форме церкви, деноминации, культа… и, разумеется, секты. Поэтому вынесенное даже в заголовок работы противопоставление «секты» и «религии» выглядит в высшей мере нелепо.

Сама парадигма «секта – церковь» впервые введена в научный обиход немецким социологом Максом Вебером в рамках типологии именно религии (Христианства).

Хотя, современное сектоведение знает, что феномен сект гораздо шире религиозного (есть политические, коммерческие, псевдопсихологические и др. секты), однако религия, как мы говорили, вполне может существовать в социологической форме секты. Группа может исповедовать религию и при этом быть сектой в социологическом значении этого термина. Никакого противоречия, никакого «или» между этими фактами нет.

Во-вторых, методология автора, заключающаяся в выдергивании из типологий с разным пониманием содержания термина «секта» тех признаков, которым не соответствует Вера Бахаи, представляется абсурдной.

Допустим, кому-то заказали исследовать является ли телеканал N пропагандистским, предоставив как материал для экспертизы подбор абсолютно правдивых и объективных сюжетов. Но и на их примере эксперт доказал, что телеканал пропагандистский. Для этого он закрыл глаза на употребление термина в специфическом значении, а просто обратиться к аутентичному значению в латинском языке: «propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю». По этому признаку любое СМИ занимается пропагандой. А уж если такому эксперту дадут поручение выявить среди преподавателей вуза тех, кто занимается пропагандой, боюсь придётся уволить весь преподавательский состав:

«ПРОПАГАНДА Распространение и углублённое разъяснение каких-л. идей, учения, знаний среди широких масс населения или круга специалистов. Научная, научно–техническая п. Антиалкогольная п. П. физкультуры и спорта. П. новой технологии производства.»1 Энциклопедический словарь. 2009.

С другой стороны, если взять документы католической Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегации распространения веры), откуда термин и перекочевал в светский лексикон, то даже «Голос Америки» окажется не пропагандистским, ибо не занимается пиаром католической доктрины.

Что касается непосредственно определения «секты», в конечном итоге Удо Шефер апеллирует к дефиниции крупного немецкого исследователя Курта Рудольфа.

Правда, стоит позволить читателю увидеть более качественный перевод определения, чем предложен в русской редакции работы Удо Шефера:

«Секта — это религиозная группа или община, образованная в рамках религии основателя (Stifterreligion), религии книги (Buchreligion), религии Откровения (Offenbarungsreligion) или религии вероучения (Bekenntnisreligion). Она чаще всего уступает по численности адептов и распространению официальной общине («церкви”) и восполняет какой-то из ее вероучительных дефицитов. Короче говоря, секта — это, говоря языком религиоведения, «малая община” в противоположность господствующей «большой общине”.»2Цит. по: Андрей Кондратьев, Германская религия и христианство: теория «третьей церкви // журнал «Неприкосновенный запас», №1, 2010.

Последователи Веры Бахаи во всех местах распространения представляют религиозное меньшинство. Их учение претендует на то, чтобы откровением Бахауллы компенсировать доктринальные недостатки (дефицит) в исповедании традиционного для данного региона большинства. Единственное, чем не вписывается в избранное (не нами!) определение секты Вера Бахаи это тип происхождения.

«На основе данных выше критериев можно попытаться описать Веру Бахаи как секту Ислама: она возникла в исламском культурном контексте и во многом — с точки зрения истории, языка и частично теологии — тесно связана с Исламом. Именно поэтому исламоведы в прошлом часто помещали Веру Бахаи среди исламских сект», — признаётся Удо Шефер.

Далее он всячески доказывает самостоятельный в отношении Ислама характер Веры Бахаи:

«По характеру своего учения и теологии Вера Бахаи не является особым течением в рамках Ислама. Она никоим образом не заявляет, что ведёт к возрождению Ислама. Напротив, Вера Бахаи утверждает, что она основана на новом откровении от Бога. Это утверждение не позволяет называть Веру Бахаи сектой, так как секта всегда стремится к тому, чтобы ассоциировали с материнской религией… Бахаи не считают себя мусульманами и не собираются «возвращаться к основам ислама». Бахаулла, а не Мухаммад, занимает центральное положение в этой религии. Здесь отсутствует реформаторский, обращённый в прошлое взгляд, который считается важным критерием секты».

Мне тут спорить не с чем. Именно поэтому в предыдущей статье я выказал склонность видеть в Вере Бахаи не секту, а другой сектантский феномен: культ. В типологии американских социологов религии Родни Старка и Вильяма Бейнбриджа с уточнениями Владимира Мартиновича, которую я использую в своей работе, хорошо развитые организации религиозного меньшинства с институтом постоянного членства, которые родились не путём откола от материнской традиции, а «в результате радикальной инновации, т. е. в фундаментальном разрыве и дистанции с окружающей религиозной средой»3Мартинович, В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Института теологии БГУ / В. А. Мартинович. — Минск: БГУ, 2008., хотя относятся вместе с сектами к одному типу нетрадиционной религиозности, но именуются культами. А способ их происхождения – «культовой инновацией».

К слову, тезис Удо Шефера о невозможности единого классификационного подхода, включающего и христианские и не христианские группы, как минимум, устарел. Упомянутая мной типология в исследовательской практике доказала возможность для описания практически всех известных форм нетрадиционной религиозности любых уголков мира.

Что касается возможности вписать нетрадиционные формы религиозности в парадигмальный континуум «церковь – сектантство», то и с этим нет проблем, если помнить, что «церковь» как социологический тип, не тоже самое, что «церковь» в лексиконе теологическом. Подобно тому как «пропаганда» в общественно-политическом дискурсе не то же самое, что «пропаганда» в документах католической «Конгрегации распространения (пропаганды) веры».

Теологически традиционная мусульманская Умма это, разумеется, не церковь, а вот социологически вполне может быть описана в качестве таковой, ибо существенные социологические признаки церкви ей присущи.

С другой стороны, типология форм сектантства нисколько не пострадает, если нетрадиционная религиозность в мусульманском мире будет вписана в парадигму: «сектантство – умма».

Итак, промежуточно, мы согласны с Удо Шефером в том, что Вера Бахаи не секта. Однако мы не находим достаточных оснований считать её и мировой религий и потому определяем как культ.

Но на что-то же опирается сам Удо, пытаясь увидеть в Вере Бахаи мировую религию?

Во-первых, бросается в глаза противоречивость аргументации. Сперва, доказывая, что бахаизм это религия , он приводит ряд цитат авторитетных, по его мнению, источников, где Вера Бахаи названа новой религией. Но ведь термин «новая религия» предложен как нейтральный синоним для замены терминов «секта» и «культ» из-за негативной коннотации, сформированной в СМИ анти- и противокультистами! Известный журнал «Новая религия» (Nova Religion) посвящён изучению отнюдь не мировых религий, а их противоположности: различных форм нетрадиционной религиозности.

Иногда термин «новая религия» употребляется для обозначения культов, которые возникают в результате культовой инновации, в отличие от сект, которые зарождаются внутри материнской традиции. В большинстве приведённых Удо цитат это так и есть.

Следующий аргумент – «религия бахаи является всемирной по своему характеру». Имеется ввиду не фактический, а доктринальный характер:

«Лучшим лекарством и наимогущественным средством для исцеления всего мира Господь избрал союз всех народов в одном общем Деле, в единой Вере… Благополучие рода людского, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство.»

Но такой признак прекрасно вписывается в типологию сект Вильсона (Уилсона). Например, присущ 4-му типу сект:

«Манипулятивные секты — претендуют на обладание некоторым универсальным знанием, применение которого способно якобы разрешить любые проблемы как отдельного человека, так и всего мира в целом.»4Мартинович, В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Института теологии БГУ / В. А. Мартинович. — Минск: БГУ, 2008.

А то, как это универсальное знание реализуется в Вере Бахаи соответствует и 7-му типу сект в классификации Вильсона:

«Реформистские секты — религиозные организации… взявшие курс на постепенное реформирование окружающего общества посредством деятельного участия в решении его социальных проблем и нужд. Эти секты проводят различные акции по социальному развитию общества (устраивают бесплатные обеды, раздачу благотворительной помощи, уход за престарелыми и т. д.). Данные виды деятельности значительно укрепляют их положение и влияние в современном мире.»5Мартинович, В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Института теологии БГУ / В. А. Мартинович. — Минск: БГУ, 2008.

Проведите параллель с самопризанием: «В настоящую эпоху — эпоху религии бахаи – всякое благотворительное дело должно быть полезно всему человечеству, без какого бы то ни было исключения, ибо это есть эпоха проявления Божьего Милосердия. Поэтому я надеюсь, что каждый из друзей Бога станет Божьим Милосердием для всего человечества” (Цит. по: сайт Бахаи в Беларуси)

Удо Шефер настаивает:

«Традиционные религии, такие как Буддизм, Христианство и Ислам, являются всемирными, поскольку обращаются ко всему человечеству в целом — с точки зрения этих религий, весь мир должен быть перестроен согласно посланию Бога. Этот универсализм более отчётливо выражен в послании Бахауллы, где содержится ясный призыв к политическому и духовному единению человечества и даётся модель структуры общества, способного осуществить это единство».

Но и сектанты Свидетели Иеговы обращаются ко всему миру. И неоориенталистский культ «Международное общество сознания Кришны» считает, что человечество должно быть объединено духовно и политически согласно божественным принципам, а модель структуры такого общества отражена в концепции Варнашрама-дхармы.

Универсалистская доктрина и мультинациональная целевая аудитория характеризует большинство сект и культов и потому сегодня не является достаточным признаком мировой религии.

«Вера Бахаи — не просто «вероисповедание»; это религия во всеобъемлющем смысле, поскольку у неё есть также и «горизонтальный» аспект, «политическое» измерение», — не унимается исследователь.

Но мы снова можем сослаться на типологию сект Вильсона, в которой некоторые типы сект тоже имеют «политическое измерение». Некоторые мусульманские секты прямо сейчас пытаются реализовать свои «божественно-политические» проекты в террористическом квазигосударстве ИГИЛ. Так что и это не достаточный признак, чтобы отличить мировые религии от форм сектантства.

А тот факт, что Вера Бахаи утилизирует чужих пророков, чужие Откровения и Священные тексты лишь ставит её в один ряд со множеством подобных синкретических сект и культов.

Итак, многие культы и секты обращаются ко всему человечеству, распространены на всех континентах мира и претендуют на то, что все предшествующие традиции и Божественные откровения ими учтены, хотя и интерпретируются в свете новейшего. Так что же отличает тогда мировые религии от подобных сектантских явлений? Если взглянуть на те религии, которые общепризнанно имеют статус мировых, то окажется, что все они являются культурообразующими для целых полиэтничных регионов. Увы, Вера Бахаи во всех регионах распространения пока представляет религиозное меньшинство, не являющее собой культурообразующей традиции.

Итак, по нашему заключению Вера Баха это религия, которая существует как социологический феномен в форме синкретического культа (I-ый тип нетрадиционной религиозности в типологии Старка-Бейнбридж).

сектовед Олег Нагорный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

  • 54 Поделились
  • Каждый год 27 октября бахаисты всего мира отмечают день рождения Пророка Баба (в переводе с арабского «врата»). На праздничном мероприятии по этому случаю, которое проходило в центре бахаистов Таджикистана, представителей власти не было.

    Шокят Мамедовой 66 лет, еще с 15 лет она стала последовательницей бахаизма. По ее словам, ее отец и дед тоже были бахаистами. Женщина говорит, что власти не преследуют их, ведь они не занимаются пропагандой этой религии среди населения.

    «Мы не пропагандируем свою религию, но всем желающим рассказываем о бахаизме. Когда студенты, соседи или знакомые задают вопросы, то отвечаем. Бахаизм запрещает пропаганду и принудительное насаждение своей религии», — говорит она.

    Численность общины бахаи в Таджикистане небольшая – всего около 1 тыс человек. Впрочем, шесть лет назад называлась эта же цифра.

    Хотя бахаисты воздерживаются широкой пропаганды идей бахаизма, они имеют свою точку зрения на спорные ситуации в таджикском обществе, в частности ношение бороды или хиджаба. Таджикские бахаисты уверены, что вместо споров об одежде и сатре, необходимо очистить сердце и разум.

    «Когда я надеваю длинную одежду, но совершаю не богоугодные дела, это ничего не меняет во мне. Нужно одеваться благопристойно и вести себя благопристойно. Когда я собираюсь в село, то надеваю национальную одежду, потому что я знаю, куда еду», — говорит Шокят Мамедова.

    Последователи бахаизма утверждают, что никогда не скрывали свою принадлежность к религии. Они говорят, что в их памяти еще свежи горькие воспоминания о страшной участи своих единомышленников в 90-х, но сейчас Таджикистан является для них безопасной страной.

    Фируза Шамсиева, одна из последовательниц бахаизма, сказала, что она никогда не призывает людей принять ее убеждения, лишь предоставляет информацию об идеях бахаизма.

    Общество бахаи Таджикистана содержится в основном за счет пожертвований своих последователей. Представители общины утверждают, что не принимают пожертвований от представителей других религий. Каждый последователь бахаизма должен жертвовать, исходя из своих возможностей. Эти средства используются для проведения религиозных мероприятий, в том числе Праздника Девятнадцатого дня месяца Асма (20 августа), покупку книг и т.д.

    Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаисты соблюдают 19-дневный пост. У бахаистов принят религиозный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом плюс четыре дополнительных дня (19 — сумма числовых значений букв арабского слова «уахид» — единый). Бахаисты читают молитву трижды в день, не обязательно в общине. Последователи бахаизма отказываются от алкоголя и табака. Им запрещено заниматься политикой.

    Эта религия провозглашает единство истоков всех религий и единство человечества. Она зародилась полтора века назад в Иране, ее основатель Мирзо Хусейн Али Нури (Баха-улла). Сегодня эта религия объединяет свыше 5 миллионов последователей в 188 странах мира.

    Мавзолей Бахаи находится в северном израильском городе Хайфа. Тут же находится комплекс зданий Всемирного Центра Бахаи, расположенных в виде дуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *