Баптисты отличие от православных

Михаил 6 месяцев назад

Хороший ответ, спасибо! Но некоторые неточности стоит исправить. Хотя до полноты и не пытаюсь доводить.

отрицая при этом церковное предание

Баптисты не перечёркивают автоматически всё предание, а только отказываются рассматривать его как авторитетный источник познания о Боге, равный Писанию. Из некоторых трудов отцов Церкви можно извлечь много полезного толкования и применения Писания, но не основы для вероучения.

таинства православной церкви, кроме крещения и причастия, для баптистов не имеют значения (миропомазание, исповедь, венчание, священство, соборование)

Крещение, причастие, исповедь, венчание, елеосвящение, священство — конечно же, эти Господни установления практикуются и баптистами, согласно Писанию, только не считаются таинствами. Нельзя сказать, что они не имеют значения.

баптисты иначе понимают священство и иначе понимают «царственное священство»

Стоит добавить здесь о принципе всеобщего священства: баптисты верят, что слова апостола о царственном священстве относятся ко всем верующим, и отрицают разделение церкви на клир и мир.

Кроме того, в баптизме развито понятие членства в поместной общине.

Баптисты не признают епископальной системы управления церковью, когда руководителя общины могут назначать или снимать «сверху». Один из принципов баптизма — автономность каждой поместной церкви и свобода членского собрания избирать себе пресвитера.

одной из главных задач баптиста является евангелизация

Да, но ещё одной главной задачей является практическое освящение христианина. И ещё одной — поклонение и прославление Бога. В этом едва ли можно противопоставить православие.

больше проповедей, чтения Писания и меньше молитв у баптистов учение о молитве гораздо проще

Учение о молитве в баптизме скорее более свободно и доступно, чем просто. В ходе богослужения во многих баптистских церквях к общей молитве присоединяется всё собрание, и может молиться вслух любой член церкви, что трудно встретить в православных храмах. А литература с серьёзным учением о молитвенной жизни от баптистских служителей также имеется.

0 Ответить

29.11.2002

Направление протестантского христианства, конфессия, вышедшая из среды радикальных английских пуритан.

Баптизм возник в начале 17 века в Англии. Как известно, развитию Реформации способствовали два импульса. Первый исходил от светских властей, стремившихся сбросить гнёт католицизма и обрести независимость не только в религиозной, но и в государственной, экономической, социальной и культурной сферах жизни. Второй импульс исходил от богословов, отвергавших католицизм как искажённую веру. Их вдохновляли идеи восстановления истинной «апостольской» церкви.

В Англии Реформация преследовала, в общем-то, те же цели, что и на континенте. Однако английские короли раньше других европейских правителей (примерно с 12 века) начали протестовать против абсолютистских притязаний Рима. Первоначально инициатива принадлежала духовенству, требовавшему отменить грабительские папские поборы, нередко достигавшие половины доходов церквей, упразднить монополию Рима на назначение церковных иерархов и контроль над церковными судами. Начиная с 14 века в Англии издаётся целый ряд правительственных указов, постепенно ограничивающих власть папской номенклатуры. Ту же политику Англия проводит и в период Реформации.

В 1534 году было запрещено приобретать в Риме хартии, причиняющие ущерб королевским прерогативам. Затем Ватикан был лишён права на интердикты (отлучения), так называемые «кары врачующие», бывшие самым сильным оружием папства в искоренении инакомыслия. А вскоре прямой контроль короля распространялся на всю деятельность английского духовенства. В том же 1534 году Папа Римский отлучил короля-реформатора Генриха Восьмого от Церкви. В ответ английский парламент лишает Папу права назначать архиепископов и епископов на территории Англии, а затем провозглашает короля «единственным верховным земным главой английской Церкви». Тогда же были ликвидированы и все монастыри. Так был заложен фундамент для появления англиканства.

Однако тот факт, что характер реформаторских нововведений в Англии определялся королевской властью, а внутрирелигиозная логика в процессе формирования англиканства была принесена в жертву политическим интересам, обусловил усиление радикальных элементов. Поэтому уже вскоре появилось движение так называемых пуритан (от латинского слова «purus» — «чистый»), выступавших за дальнейшее очищение господствующей церкви от «папизма». Они требовали упростить богослужение, поскольку оно во многом воспроизводило римско-католические ритуалы, отменить пышность культа и специальные священнические облачения (особенно во время причащения). Пуритане стремились также к реформам в организации Церкви, требуя заменить епископальную систему пресвитерианской, то есть местные церкви должны управляться пресвитерами, избираемыми членами общины.

Уже вскоре, однако, движение пуритан раскололось на два течения. В одно из них вошли пресвитериане, представлявшие интересы богатых торгово-промышленных кругов. Их программа «очищения» была скромной. Они признавали право светской власти надзирать за жизнью Церкви, поддерживать и защищать её путём законодательства и финансовой политики, преследовать «еретиков», выступающих против узаконенной Церкви. Пресвитерианам противостояли так называемые сепаратисты, или индепенденты (то есть «независимые») со своей гораздо более радикальной программой. Они считали, что истинная Церковь может быть создана только вне государственной церкви, и высказывались за полное отделение от неё. Индепенденты требовали полной независимости и самостоятельности каждой общины (конгрегации) в религиозных вопросах. Отсюда их ещё одно название – конгрегационалисты.

Конгрегационалисты отличались от пресвитериан и в определении состава Церкви. Пресвитериане полагали, что все люди, живущие на данной территории и крещённые в младенчестве, являются членами данной приходской церкви (parish church). Конгрегационалисты же разработали учение об общине истинно верующих (gathered church). Основу такой Церкви составляют люди «возрождённые», способные сознательно засвидетельствовать свою верность Христу. Дальнейшее развитие учения конгрегационализма и привело к возникновению баптизма.

Появление баптизма связано с деятельностью английского конгрегационалиста Джона Смита. Получив по окончании Кембриджского университета в 1593 году степень магистра богословия, Смит был возведён в сан священника англиканской церкви и назначен проповедником в Линкольн. В 1606 году после долгих сомнений и размышлений он решил порвать с официальной церковью и примкнул к группе конгрегационалистов в Гейнсборо, став её «учителем» (конгрегационалисты избегают слова «священник»). Его ближайшим помощником стал Томас Гелвес.

В это время королевские власти ужесточили репрессии против «еретиков», принуждая их либо покаяться, либо покинуть страну. Поэтому группа Джона Смита решила эмигрировать в Амстердам, где она образовала новую английскую церковь. Здесь-то Смит и получил возможность детально ознакомиться с доктринами Арминия и меннонитов. Он и раньше сомневался в правомерности крещения младенцев, а теперь окончательно укрепился в мысли, что истинная Церковь состоит исключительно из «видимых святых», крещённых заново. При этом Смит исходил из того, что единственным главой Церкви является Христос, и истинные верующие должны объединиться в братство Евангелия, чтобы во всём следовать Его путём. В «Декларации веры», изданной последователями Смита, вернувшимися в 1611 году в Лондон, говорится:

«Наружная церковь видимо состоит только из таких покаявшихся людей, которые верят в то, что Христос будет приносить впредь свои плоды, способные улучшить жизнь… Видимая церковь представляет собой внешнюю форму истинной духовной невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей».

Смит полагал, что апостольская преемственность проявляется не через преемственность священников или видимых церквей, а только через истинную веру. А поскольку такая преемственность, по мнению Смита, была прервана католицизмом и англиканством, то истинную церковь следует создавать заново. Поэтому первостепенное значение Смит придавал акту крещения как «внешнему знаку прощения грехов, смерти и покаяния», к которому допускаются лишь люди покаявшиеся и уверовавшие. Группа Смита и Гелвеса приняла повторное крещение и составила альтернативную «истинную» церковь. Специфически баптистское понимание истинности церкви закреплено и в «Декларации веры»:

«Церковь Христа есть группа верующих людей, отделённых от мира словом и духом Бога, верующих, соединённых с Христом и друг с другом при помощи крещения, их собственным исповеданием веры и грехами».

Вернувшись в Англию, община Смита, и положила начало баптизму. Церковь Смита унаследовала две ветви протестантизма. Во-первых, она восприняла от меннонитов идеи перекрещенцев (анабаптистов). Во-вторых, она признала доктрину Арминия, утверждавшего, что своей жертвенной смертью Христос искупил грехи всех людей, а не только избранных. Как писал Смит, «Господь не предопределил ни одного человека к уничтожению». Поэтому членов общины Смита и Гелвеса называют общими (генеральными) баптистами.

Вскоре появились так называемые частные (партикулярные) баптисты. Своё название они получили потому, что признавали концепцию Кальвина, согласно которой лишь некоторые люди («часть» людей) предназначены стать «сынами света». Начало этой ветви баптизма положила община конгрегационалистов, которую возглавлял Генри Джекоб. В 1638 году в результате внутренних разногласий из неё выделилась группа во главе с Джоном Спилсбери, перешедшая на позиции баптизма. В отличие от Смита, Спилсбери полагал, что крещение должно осуществляться только погружением в воду, ибо только так восстанавливается «апостольская» преемственность. Какое-то время такая практика вызывала бурные споры, но постепенно крещение погружением в воду стало своего рода отличительным признаком баптистов. Именно частные баптисты оказали существенное влияние на процесс формирования мирового баптизма.

В 1644 году 7 церквей частных баптистов опубликовали «Исповедание веры», состоявшее из 15 пунктов. Один из них определяет крещение как «обряд Нового Завета, данный Богом». Причём совершать этот обряд следует исключительно «погружением или окунанием в воду». Это окончательно отграничило баптистов от других протестантских течений.

Первоначально баптистские общины привлекали преимущественно мелких производителей, ремесленников, торговцев, а также радикально настроенных религиозных деятелей. Со временем, однако, к ним всё чаще присоединялись и представители богатых слоёв общества. И это несмотря на репрессии против баптистов. Вероятно, это связано с тем, что баптисты всегда умели находить «золотую середину». Постепенно репрессии властей смягчались. С одной стороны, никаких оснований подвергать сомнениям социальную лояльность баптистов не было. А с другой стороны, поскольку баптисты подчёркивали важность религиозной свободы и самоуправления церкви, к ним тянулись демократически настроенные люди.

В 1689 году принц Оранский провозгласил «Акт о веротерпимости», тем самым, репрессии против баптистов в Англии прекратились. Но сразу же появилась новая опасность. Если в обстановке преследований в баптистские общины шли люди, сознательно избравшие новую веру, то теперь баптизм оказался под угрозой превратиться в некую «духовную моду». Чувствуя это, баптистские лидеры стремились усилить свой контроль над местными общинами путём создания различных союзов и ассоциаций. Тенденция к централизации особенно отчётливо прослеживается у общих баптистов. В 1671 году они создали Общую ассамблею, которая тут же попыталась ограничить права местных общин. Естественно, что это вызвало сопротивление, и Ассамблея вскоре распалась на два течения. В 1689 году 107 церквей частных баптистов, публично объявившие об отказе от «притязаний на превосходство и верховенство над местными церквями», сформировали Генеральную ассамблею.

Баптисты активно занимаются миссионерской деятельностью. В 1779 году было учреждено Баптистское общество внутренней миссии. Постепенно общие и частные баптисты признали необходимость объединить свои усилия, чтобы развернуть «наступательную» миссионерскую деятельность в международных масштабах.

Демократизм и дисциплина, приверженность Священному Писанию, приоритет общественной деятельности, проповедь христианства, свободного от догматов, обрядов, общеобязательных символов, практическая благотворительность – всё это обеспечило успех баптизма. К баптистам шли люди, сделавшие моральный выбор, поставившие религиозную совесть выше земных выгод. Эта глубокая убеждённость в своей вере, по всей видимости, и помогла баптистам выстоять в соперничестве с другими религиозными течениями протестантизма.

Основные вероучительные воззрения евангельских христиан-баптистов, основанные на Священном Писании, сформулированы в семи основных принципах евангельских христиан-баптистов.
1. Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.
2. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей.
3. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.
4. Независимость каждой отдельной поместной церкви.
5. Равноправие всех членов поместной церкви.
6. Свобода совести для всех.
7. Отделение церкви от государства.

Комментарии к принципам ЕХБ

Принцип 1. Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов
Евангельские христиане-баптисты считают только Библию основой своей веры мировоззрения и морали. Господь Иисус Христос молился о своих последователях «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан.17:17). Библия – это Слово Божье, записанное Божье откровение. Поэтому именно Библию надлежит слушаться как Божьего голоса. Никакая человеческая мудрость не может заменить или дополнить Слово Божье.
Библия – это законченное и совершенное послание Бога, совершенно необходимое и совершенно достаточное для спасения и полноценной духовной жизни. Ничто, противоречащее Библии и не проистекающее из её текста, не может быть частью веры евангельских христиан-баптистов.

Принцип 2. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей
Поместная христианская церковь должна быть общиной искренне верующих, рожденных свыше людей, у которых, согласно Слову Божьему «Одно тело и один дух, … один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4-6). Евангельские христиане-баптисты считают, что вера не передаётся по наследству и христианином не становятся, просто присоединившись к церкви.
Лишь искреннее покаяние и вера делают человека христианином, а уже затем уверовавший должен присоединиться к поместной церкви подобных ему возрожденных христиан. Поэтому евангельские христиане-баптисты не присоединяют к церкви всех посещающих её, полагая, что наличие заведомо не рождённых свыше людей в общине – это отступление от Слова Божьего и путь к духовному омертвению церкви.

Принцип 3. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям
Евангельские христиане-баптисты верят, что водное крещение и Вечеря Господня – это заповеди Господа Иисуса Христа для церкви. Спаситель установил водное крещение перед Своим Вознесением к Небесному Отцу, заповедав ученикам «… Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:18-20).
Вечеря Господня была установлена Христом перед Его искупительными страданиями «…сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:19,20). Евангельские христиане-баптисты не считают, что Крещение и Вечеря Господня – обряды, дарующие спасение. Спасает только живая вера. Крещение и Хлебопреломление поддерживают веру уже спасенных людей. Крещение и Вечеря не дополняют Священное Писание. Они в символической форме зримо указывают на спасительные истины, которые верующие уже знают из Слова Божьего. Они служат для духовного утверждения и напоминания о спасении духовном единстве всех верующих. Это достигается через сочетание Слова Божьего, символических знаков и молитвы.
Водное Крещение свидетельствует о том, что человек рожден свыше. Поэтому евангельские христиане-баптисты не крестят младенцев, которые ещё не могут осознанно верить. Вода крещения не омывает от грехов буквально, а свидетельствует об уже совершившемся духовном возрождении. Вечеря Господня свидетельствует о спасении человека посредством ломимого Тела и пролитой Крови Христа. Хлеб и вино указывают на Тело и Кровь Христа, но не становятся ими.

Принцип 4. Независимость каждой отдельной поместной церкви
Каждая церковь, входящая в Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов, сохраняет внутреннюю независимость или автономию. После Апостолов на Земле уже не существует авторитета, стоящего над церковными общинами. Мы считаем любую надцерковную иерархию, господствующую над церквями, небиблейской. Каждая поместная церковь имеет право:
а) принимать новых членов;
б) отлучать согрешивших и применять к ним другие меры дисциплинарного воздействия;
в) избирать и переизбирать служителей.
Всё выше перечисленное составляет исключительную прерогативу поместной церкви и не может быть решено за церковь кем бы то ни было извне. Сохраняя свою независимость поместные церкви входят в региональные объединения и Российский Союз, поддерживают братское общение между церквями одного вероисповедания, с уважением и вниманием относятся к мнению ответственных работников евангельско-баптисткого братства, «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).

Принцип 5. Равноправие всех членов поместной церкви
В Божьих глазах все христиане – члены поместной церкви, равны между собой. Каждый член церкви:
– является священником и имеет прямой доступ ко Христу через молитву и Слово Божье;
– призван свидетельствовать о своей вере во Христа;
– должен служить братьям и сестрам во Христе своим духовным даром;
– несет ответственность за духовное здоровье и материальное состояние церкви;
– имеет равное со всеми право голоса при принятии важнейших церковных решений.
Высшим органом каждой поместной церкви является членское собрание, что и позволяет реализовывать принцип равноправия на практике. Равноправие не означает, что служители церкви, пресвитеры и дьяконы, не обладают особыми правами и обязанностями. Служителей необходимо уважать. Своё уважение к ним члены церкви проявляют в послушании. Служители, в свою очередь, подотчетны членскому собранию общины.

Принцип 6. Свобода совести для всех
Евангельские христиане-баптисты считают, что следование за Христом является добровольным. В духовных вопросах не должно быть насилия над совестью человека. Религиозные убеждения являются личным делом каждого. В отношения между Богом и человеком и в область личных убеждений не имеют права вмешиваться ни государство, ни общество, ни представители других религиозных течений.
Никто не имеет права отнимать у человека свободу духовного выбора, предоставленную ему Самим Богом. Свобода совести включает в себя не только право придерживаться тех или иных религиозных убеждений, но и возможность поклоняться Богу в соответствии с ними, а также возможность делиться своими воззрениями с другим людьми. Поэтому желательно, чтобы государство сохраняло религиозный нейтралитет.

Принцип 7. Отделение церкви от государства
Церковь и государство являются божественными учреждениями, созданными для различных целей. Церковь призвана провозглашать Царство Божье, спасение во Христе, вечные духовные ценности. Государство служит для земных временных целей:
– соблюдение порядка и мира в обществе;
– ограничение зла;
– поощрения добродетели.
Существует различие не только в целях, но и в методах их достижений. Смешивание функций церкви и государства, попытки государства вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений или попытки церковных структур вмешиваться в деятельность государственных органов всегда приводит к искажению Божьего замысла, как в отношении церкви, так и государства.
Евангельские христиане-баптисты считают правильным, чтобы церковь и государство были отделены друг от друга. «…итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21). При этом церковь должна уважать государственные законы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *