По улицам слона водили…
Кто не знает замечательной басни И. А. Крылова «Слон и моська»:
«По улицам слона водили,
Как видно, напоказ…»
Вполне возможно, что знаменитый баснописец был свидетелем события, привлекшего внимание москвичей: в 1796 году в столицу действительно приводили слона.
По-видимому, под впечатлением этого необычайного происшествия Иван Андреевич Крылов сочинил три басни: «Слон и моська», «Слон в воеводстве» и «Слон в случае».
Биограф И. А. Крылова литератор П. А. Плетнев, знавший Ивана Андреевича лично, утверждает, что большинство его басен навеяно личными впечатлениями.
В пользу подобного предложения говорят и даты. В 1798 году, когда «по улицам слона водили», Крылов жил преимущественно в Москве. После ареста А. Н. Радищева, опубликовавшего «Путешествие из Петербурга в Москву», почти все вольные типографии были закрыты, а И. А. Крылов, один из владельцев типографии «Крылов и товарищи», был вынужден уехать из Петербурга в Москву.
Но вероятен также и другой вариант. Могло случиться, что И. А. Крылов не был сам очевидцем этого происшествия, а лишь слышал рассказы о нем. Могла попасться ему на глаза и лубочная картинка, созданная неизвестным автором, — по-видимому, современником И. А. Крылова. Репродукция ее воспроизводится на этой странице.
Примечательно, что некоторые детали в басне и на рисунке буквально совпадают.
За слоном «толпы зевак ходили», и уж, конечно, из всех подворотен с неистовым лаем выбегали собаки. Комизм подобных сценок подметили и безвестный народный художник, автор лубочной картинки, и баснописец, увековечивший слона и моську в басне. Любопытно, что на рисунке рядом с толпой зевак изображена одна собачка, лающая на слона.
Точная дата создания лубка неизвестна, но стиль подписи под рисунком позволяет предположительно отнести его к концу XVIII века.
Перед нами прапрадедушка дрессированного циркового слона. Надпись «Описание слоновой жизни» гласит, что он «…делает разные дела, как-то: вытаскивает пробки из бутылки, развязывает узлы и кладет тяжести на свою спину и тому подобное…».
По свидетельству историков, дрессированный слон впервые был приведен в столицу в 1672 году для забавы царя Алексея Михайловича. Через 134 года слон на картинке описывается так: он «есть самой болшой и примечания достойной земный звер ибо он вышиною в 4 аршина да притом чрезвычайно толст весу в нем около 1400 фунтов а обитает он в жарких азия и африки питается травою и древесными листиями кожа нанем цветом темноватая и седая притом голая морщеватая и жеская он послушнея лошади верности ровняется собаки хитрея обезьян также умен как добр силен как лев и сердит как тигр сколько он прост а более переимчив и послушен посредством своего хобота взрывает деревья, людей и зверей повергает им на землю…».
К своей картинке художник поместил и стихи:
«что в Москве заудивление
что за новое явление
что дивится так она
привели в нее слона
множество бежит народу
к страшному сему уроду
все торопятся спешат
все смотрить ево хотят…»
Характерно, что, когда подмеченный И. А. Крыловым сюжет «Слон и моська» через полстолетия с лишним вновь появился на лубочных картинках, он сопровождался уже не безвестным текстом, а текстом басни Крылова, ставшей подлинно народной. В 1857 году такая народная картинка была отпечатана в литографии Е. Я. Яковлева, а спустя еще десять лет — у И. А. Голышева.
Крылов при жизни заслужил глубокую любовь русского народа. Об этом рассказывают биографы и исследователи его творчества. Но едва ли не самым красноречивым свидетельством популярности русского баснописца служит томик его басен, хранящийся в Государственной публичной исторической библиотеке в Москве. В первой половине прошлого века эта книжечка принадлежала крестьянину. На ней одиннадцать крестьянских надписей. Они выражают, сколь драгоценна для них была эта книга. Одна из надписей завещательная:
«Сия книга Василия Никанорова Бровкина, а по смерть мою принадлежит Гавриле Алексееву Орлову. Кроме его, чтоб никто не смел вступати…».