Главная > Италия > Лацио > Рим > Что посмотреть > Достопримечательности Рима > Церкви Рима
Базилика Сан-Клементе (Basilica di San Clemente, IV в., рeконструкции XII и XVIII вв.) пoстpoeна нa мecтe дoма, гдe жил св. Климент, тpeтий папа римский пocлe св. Пeтра.
В вeрxнeй церкви (XII в.), cпpaва oт бокового вxoда, нaxoдится капeлла Св. Eкатeрины Алeксандрийской, yкpашeнная фрeсками Мазолино да Паникалe (XV в.). В главном алтape изoбpaжeна сцeна распятия Xриста, a нa боковыx — сцeны из жизни св. Eкатeрины, 18-лeтнeй дoчeри алeксандрийского царя, обратившeй в xpиcтианство воинов римского импepатора Максeнция.
Содержание
Мозаики в церкви Сан-Клементе
В aпcидe церкви — грандиозная мозаика «Триумф Святого Крecта» (XII в.). Животворящий Кpecт yкpашают 12 голубeй (по числу апостолов), пo бокам oт нeго стоят Богоматeрь и апостол Иоанн. oт ocнования кpecта расxодится нa двe вeтви виноградная лоза, символизируя спасeниe всeгo живого. Лоза свиваeтся в идущиe пo зoлoтому фону мнoгoчиcлeнныe спирали, внyтpи кoтopыx изoбpaжeны фигypы и атрибуты святыx. нe мeньший интeрeс пpeдcтавляeт двуxуровнeвая крипта.
На пepвом уровнe нaxoдится рaннexpиcтианская церковь (IV в.), в кoтopой пoкoится праx св. Кирилла, cocтавитeля славянской азбуки. В XI вeкe втopгшиeся в Рим норманны paзрушили гopoдскиe кварталы oт Колизeя дo Латeранской базилики. Пocтрадала и церковь Сан-Клeмeнтe. Чeрeз 100 лeт при рeконструкции церкви ee нижняя часть былa засыпана и обнapyжeна лишь вo врeмя раскопок XIX вeка.
В капeллe Свв. Кирилла и Мефодия ycтановлeны блaгoдapствeнныe таблички в знaк пpизнатeльности славянскиx народов, срeди кoтopыx ecть бронзовая плита oт русского народа.
Фрески церкви
Здecь соxpaнились интeрeсныe фрeски (IX—XI вв.), cдeлaнныe пo заказу сeмьи Рапица, — cвoeoбpaзныe иллюстрации к эпизодам из жизни св. Климeнта. Воины, посланныe арeстовать святого, ослeпли и вмecтo нeго взялись тащить кoлoнну, a тoгдашний прeфeкт Рима понукаeт иx, говоря: «Тащитe, сукины дeти!» (eдинствeнный примeр ругатeльства нa церковныx фрeскаx). Климeнта, привязанного к якорю, бросают в воды Чeрного моря, и нa мecтe eгo смeрти нa днe морском чудeсным обpaзом возникаeт грот. Ha слeдующeй фрeскe мы видим, кaк вода расступаeтся, позволяя паломникам подойти к могилe святого. Тут жe изoбpaжeно чудо спасeния сына вдовы, пoтepявшeй рeбeнка в морe и нашeдшeй eгo живым гoд спycтя.
Храм Митры
В xодe раскопок оказалось, чтo пoд рaннexpиcтианской церковью ecть eщe бoлee рaнняя пocтройка — xрам Митры (I—III вв.). Остатки этого xрама видны зa рeшeткой, cпpaва нa мpaморном алтape изoбpaжeн Митра, приносящий в жeртву быка (эта сцeна тpaдиционно называeтся тауроктониeй). В coceдниx комнатаx соxpaнились peльeфныe yкpашeния нa потолкe и камeнныe скамьи y стeн.
В церкви ecть тaкжe нeбoльшая зона катакомб V—VI вeков, oткpытая в 1938 гoду. В нeй нaxoдится 16 заxоронeний. Пoд выложeнным дрeвнeримским кирпичом-плинфой полом, пoд рeшeткой, тeчeт подзeмный пoтoк.
Базилика Сан-Клементе в Риме
- Via Labicana, 95
- eжeдн. 09.00–12.30 и 15.00–18.00, вс c 10.00
- Вебсайт
Посестить раскопки в церкви Сан-Клементе
Все посетители базилики Сан-Клементы должны быть одеты соответствующе, нужно выключить мобильные телефоны и вести себя уважительно к святому месту. Ради безопасности паломников и посетителей, зона раскопок оборудована скрытыми камерами.
ФОТОГРАФИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ В ЛЮБОЙ ЗОНЕ РАСКОПОК
Часы работы:
- понедельник — суббота , 09.00—12.30 & 15.00—18.00
Последний вход в зону раскопок 12.00 & 17.30 - По воскресеньям и праздникам 12.15—18.00
Последний вход 17.30
Входные билеты:
- Взрослые (регулярный тариф) – € 10,00 на человека
- Дети до 16 лет в компании родителей – бесплатно
- Дети до 16 лет БЕЗ родителей (льготный тариф) – € 5,00 на человека
- Студенты до 26 лет (льготный тариф) – € 5,00 на человека
Кирилл и Мефодий в Риме
В 864 гoду двa брата-миссионeра – грeчeскиe свящeнники Кирилл и Мефодий – c учeниками и помощниками отпpaвились в Моравию, гдe провeли около тpex лeт, проповeдуя срeди славян и обращая иx в xpиcтианство. Для тoго чтoбы пepeвeсти нa славянскиe языки богослужeбныe книги и Писание, Кирилл cocтавил из букв грeчeского и eврeйского алфавитов новую азбуку, получившую впocлeдствии нaзвaниe кириллицы.
В срeдe богословов тoго вpeмeни бытовало мнeниe, чтo Eвангeлиe можeт быть проповeдано лишь нa eврeйском, грeчeском и латинском языкаx. Братьeв обвинили в eрeси, и они отпpaвились в Рим, чтoбы опpaвдаться. Они пpивeзли папe Адриану II мощи св. Климeнта, обрeтeнныe ими в Причeрноморьe, и в концe концов папа paзрeшил богослужeниe нa славянскиx языкаx и дажe рукопoлoжил Мeфодия в eпископы. Вскoрe Кирилл скончался и был поxоронeн в Сан-Клементе – там жe, гдe были пoлoжeны мощи, кoтopыe он дoставил в Рим.
Главная > Италия > Лацио > Рим > Что посмотреть > Достопримечательности Рима > Церкви Рима
Одна из самых интересных церквей Рима. Впрочем, это можно сказать про каждую третью, если не вторую церковь Вечного города.
О существовании этой церкви я узнала, как это не странно, из детектива. Называется он «Однажды в Риме», автор — новозеландская писательница и театральный режиссер Нейо Марш. Книга была написана в 1970 году и в ней ярко передана атмосфера того времени. А большая часть действия происходит в «Базилике Сан-Томазо», прототипом которой и явилась базилика святого Климента.
Если вы любите детективы в стиле Агаты Кристи, советую почитать — не пожалеете. И, конечно, если будете в Риме, не пропустите San Clemente.
Путеводители называют Basilica di San Clemente уникальным археологическим комплексом, состоящим из существующей базилики, построенной в 12 веке на верхнем уровне, раннехристианской базилики 4 века на среднем уровне и строений 1 века на нижнем.
Два нижних уровня были обнаружены в 19 веке и с тех пор там ведутся раскопки, а в настоящее время там обустроен музей,
К сожалению, мне не очень повезло с посещением базилики. Отчасти в этом повинны обстоятельства, от меня независимые, отчасти я сама. Моя вина заключается в том, что заявилась я туда за полчаса до перерыва на сиесту и успела посмотреть только нижнюю музейную часть базилики, притом, в хорошем темпе.
Ну, а к обстоятельствам отношу реставрацию мозаики в верхнем уровне. Апсида, где она расположена, была огорожена лесами и затянута пленкой. Предполагают, что в 12 веке эта мозаика была перенесена из нижней церкви в верхнюю, а время ее создания 4-5 век. Для наглядности покажу фото из Википедии.
Я еще хотела увидеть там капеллу святой Екатерины с фресками Мазолино и Мазаччо, но не успела — как только поднялась наверх из нижних уровней, всех начали настойчиво приглашать на выход. На этом фото все, что успела увидеть наверху — пол в стиле косматеско, роскошный кессонный потолок начала 18 века.
Теперь расскажу, что увидела внизу. Возле кассы стояла табличка с перечеркнутым фотоаппаратом, поэтому снимала очень мало, часть фото позаимствовала в сети.
В моем распоряжении было полчаса и были опасения, что все посмотреть не успею. Помещений много, переходы, закоулки и закапелки, журчит подземный ручей, В некоторых местах освещение слабое, а бродила я там почти в полном одиночестве. Других посетителей видела только издали и было их совсем немного. Захватывающие ощущения.
Первые раскопки под церковью проводили приор базилики Джозеф Маллули и археолог де Росси в 1857 году и обнаружили сначала базилику 4 века. Ниже уровнем были обнаружены помещения 1 века, однако этот участок долгое время оставался недоступным для исследователей из-за проникновения подземных вод через стены. Лишь в 1912 году был налажен сток воды — построен 700 метровый канал, соединивший Сан-Клементе с Большой клоакой.
Нижний уровень комплекса состоит из двух зданий, разделённых узким проходом. В одном из них — частном жилом доме в конце 3 века во внутреннем дворике был оборудован Митреум — культовое сооружение для поклонения Митре и помещения бывшей митраистской школы, где неофиты готовились к посвящению в тайны культа.
Вот это митриум с алтарем Митры в центре.
Культовые обряды проходили в триклинии — длинном гроте с потолком, украшенном звёздами. По бокам располагались длинные скамьи для адептов, по обеим сторонам находились нишы для статуй, а в центре расположен алтарь с изображением Митры, убиваюшего быка, и спутники Митры Каут (лат. Cautes) и Каутопат (лат. Cautopates).
Культ Митры был официально запрещён Феодосием Великим в 395 году.
Рядом митриумом расположена раннехристианская базилика. Она сформировалась после прекращения гонений на христиан в 4 веке, хотя, по предположениям ученых, тайные христианские богослужения могли осуществляться здесь еще с 1 века, когда здание принадлежало консулу Титу Флавию Клименту.
В 11 веке «нижнюю» базилику расписали до сих пор сохранившимися фресками.
В 1084 году Сан-Клементе была сильно повреждена во время пожара, последовавшего за взятием Рима норманнами под руководством Роберта Гвискара, и было решено не восстанавливать базилику, а построить новую на месте старой. В новую «верхнюю» базилику были перенесены мощи святых, а также ценнейшие предметы убранства, в т.ч. и мозаику 4-5 веков. А о существовании прежней «нижней» базилики под основанием новой «верхней» полностью забыли.
Фрески раннехристианской базилики считаются ценнейшим памятником христианского изобразительного искусства этого времени.
«Житие святого Алексия». Написана предположительно в интервале 1050 — 1100 годов и охватывает последнюю, римскую часть жития святого. В левой части одетый в рубище Алексий возвращается в Рим и на дороге встречает отца, который не узнаёт сына после семнадцатилетней разлуки. Мать Алексия, выглядывающая из окна, также не видит в страннике своего сына.
В средней части фрески действие переносится на 17 лет вперёд — папа Иннокентий I приходит к одру умершего Алексия, сжимающего в руке некую хартию. В правой части фрески история завершается: по просьбе папы умерший разжимает руку, и папа сообщает присутствующим содержание хартии, в которой Алексий описал свою жизнь с момента ухода из родного дома.
Горе родителей и невесты Алексия ярко изображено художником: рыдающая невеста обнимает тело своего жениха, а родители в буквальном смысле рвут на себе волосы.
«Сошествие Христа в ад». Фреска представляет собою первое сохранившееся в итальянском искусстве изображение на данную тему. Христос в развевающейся хламиде нисходит в ад, попирая ногами Сатану, и выводит оттуда Адама.
Богородица с младенцем. Есть предположения, что первоначально это был портрет императрицы Феодоры.
Частично сохранившаяся фреска «Вознесение». Теологи спорят, чье вознесение здесь изображено — Христа или Богородицы.
Дальше приведу большую цитату из Вики. которая рассказывает еще об одной фреске:
Фреску «Месса святого Климента» отличает живость и драматизм изображения, и сложное драматическое повествование, не свойственные традиционной византийской иконографии. Содержание фрески может быть передано следующим образом:
верхний регистр — святой Климент восседает на престоле, ему предстоят его предшественники по римской кафедре: апостол Пётр, святые Лин и Клет. Все действующие лица подписаны, но их головы «отрезаны» полом «верхней» базилики.
средний регистр — святой Климент совершает мессу, в числе окружающих его христиан находится (по левую руку) молодая женщина Феодора. Муж Феодоры, знатный язычник Сиссиний, прокрался вслед за женой на мессу, но ослеп и оглох по молитве папы. Церковные служители выводят Сиссиния из церкви.
нижний регистр — святой Климент посетил дом Феодоры и исцелил её мужа. Сиссиний, вместо благодарности, исполнен ярости и приказывает слугам схватить папу и выставить его вон. Речь Сиссиния передана простонародным итальянским языком (итал. vernacular), а не на традиционной латыни, и усыпана ругательствами:
Тащите, шлюхины дети. Гозмари и Альбертель (имена слуг), тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом.
Но по молитве Климента ослеплённые слуги тащат обломки колонны, принимая их за епископа. Сам же Климент, стоя в стороне, говорит (уже по латыни): «По вашему жестокосердию вам полагается нести это вместо меня». На этом фреска обрывает повествование, но документ IV века «Acta» утверждает, что в итоге Сиссиний всё-таки стал христианином и даже мучеником. Бранные слова Сиссиния, по контрасту с благочестивым сюжетом, придают неповторимый колорит всей фреске. Эта брань делает фреску бесценным лингвистическим памятником, так как, не считая некоторых подписей на документах, данные слова являются самыми ранними из ныне известных, написанных на итальянском языке.
Где-то там есть еще цикл фресок посвященных святому Клименту, но я их не нашла. И фреска, сохранившаяся с 9 века, предположительно «Посмертный суд». В центре представлен благословляющий Христос, по его правую руку — архангел Михаил и апостол Андрей, по левую — архангел Гавриил и святой Климент. Перед Христом преклонили колена две фигуры, призванные на посмертный «частный» (в отличие от последнего «всеобщего») суд. На сегодняшний день принято считать, что этими фигурами являются Кирилл и Мефодий.
В завершение рассказа хочу еще показать фото с места предполагаемого захоронения равноапостольного Кирилла.
Это место с течением времени превратилось в славянский уголок. Каждый славянский народ установил здесь мемориальную доску со словами благодарности своему просветителю.
Кампанила и фасад — барочные; сама базилика — романская, XII века, с полом в стиле косматеско, резными мраморными хорами и грандиозной апсидной мозаикой. На ней в завитках древа жизни теряются пастухи и стада, охотники и дичь, павлины и петухи — порхающие там и тут птицы символизируют души в раю, а общий смысл сводится к спасению через веру. Ренессанс привнес капеллу справа от входа, которую Мазолино расписал историями об ученой красавице Екатерине Александрийской и богослове Амвросии Медиоланском, покровителе Милана. В XIX веке под полом обнаружились еще более древняя (скорее всего, IV века) трехнефная церковь с увлекательными фресками, посвященными жизни святого Климента, четвертого папы римского. На одной из них дословно приведена ругань второстепенного персонажа («Тащите, сукины дети, тащите!»), и это первая известная надпись на вольгаре — простонародном латинском наречье, из которого со временем вырос итальянский. В левом нефе — надгробие святого Кирилла и благодарности от почитателей на кириллице, которую он изобрел.
Крутая лестница у могилы Кирилла уводит дальше вглубь столетий, к храму Митры III века — этот азиатский культ страшно распространился в Риме в позднеимперские времена. На беломраморном алтаре Митра расправляется с быком с помощью собаки, змеи и скорпиона, а вглубь уходит анфилада залов, служивших то ли казначейством, то ли зернохранилищем. Под ними раскопали еще один слой, но ничего внятного там разобрать не удалось — слышно только журчание подземной реки на 18 метров ниже уровня мостовой.
Обновлено 01/11/2019
Базилика Святого Иштвана в Будапеште — визитная карточка города города наряду со зданием венгерского парламента и Будайским королевским дворцом. В наши дни это не только великолепный католический храм, но и место для концертов, а еще крутая обзорная площадка. В статье расскажу про необыкновенную историю церкви, покажу как она выглядит в наши дни, а еще поведаю, что нужно знать перед ее посещением. Будет много фото и карта на русском языке.

История строительства храма
Базилику Святого Иштвана в Будапеште возвели в 1905 году. Не за год и не за два. И даже не за десять лет. Строительство храма длилось 54 года. За это время возведением заведовали аж три архитектора.
Первый из них — Йожеф Хильд — допустил ошибки при разработке проекта собора. Как итог, купол практически разрушенной базилики обрушился. О своих промахах архитектор не узнал, так как скончался незадолго до этого.
Как могла быть базилика, как она выглядела после Второй Мировой войны и причем тут торт вы узнаете, если закажете обзорную экскурсию по Будапешту со мной.
Второй архитектор — Миклош Ибль — проявил чудеса изобретательности, и новый купол удачно вписался в проект собора. Но и он скончался, так и не увидев окончания строительства. Работу по чертежам Ибля продолжил Йожеф Каузер.
Собор назвали в честь первого короля и основателя Венгрии Иштвана I или Святого Иштвана. Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I лично присутствовал на освящении здания базилики в 1905 году.
Во время Второй Мировой войны собор получил значительные повреждения. Однако заняться его масштабной реставрацией власти страны собрались только в 1983 году. Работы длились почти 20 лет. Во время реставрационных работ базилику посещал папа Римский Иоанн Павел II. Это произошло в 1991 году.
Тогда же из террасы, обрамляющей купол базилики, решили сделать смотровую площадку. На нее можно подняться, преодолев 364 ступени. Понимая, что не все туристы смогут преодолеть путь пешком, строители установили в стенах храма два лифта.
Размеры и убранство базилики
Базилика Святого Иштвана в Будапеште впечатляет своими размерами.
- Площадь здания — 4,7 тыс. квадратных метров.
- Высота – 96 метров.
Во всей Венгрии только два религиозных здания превосходят ее по размерам. Это базилика в Эстергоме, о которой еще обязательно расскажу, и Эгерская базилика. Во внутренних залах базилики Святого Иштвана может одновременно разместиться более 8 000 верующих.
По бокам 22-метрового купола симметрично располагаются две башни. На одной из них можно увидеть и услышать самый большой колокол в Венгрии. Он весит около девяти тонн. Всего же в базилике установлено четыре колокола.
Внутреннее оформление базилики Святого Иштвана великолепно: витражи на окнах, всюду мрамор и позолота, оригинальные мозаичные узоры и картины из жизни святых.
По центру можно полюбоваться на скульптуру Святого Иштвана у алтаря. Также в храме хранятся мощи святого – кисть правой руки первого венгерского короля. Святыня венгерского народа. Ларец устноавлен в правой части главного зала. Для его освещения нужно бросить монетку.
Раз в год — в день Святого Иштвана (20 августа) — ларец с мощами выносят под открытое небо, чтобы пройти с ним крестным ходом.
Базилика – три в одном
Базилика Святого Иштвана в Будапеште — не только великолепный храм с богатым убранством и торжественными воскресными мессами. Это и место для концертов, а еще отличная обзорная площадка.
- Храм.
- Концертная площадка.
- Обзорная площадка.
Концертная площадка
Акустика в соборе прекрасна, поэтому многие туристы посещают вечерние органные концерты, которые в высокий сезон здесь устраивают чуть ли не каждый день. Билеты бывают нескольких категорий, в зависимости от удаленности и от исполнителей. Можно заплатить за вход на месте, а можно заранее приобрести билеты через интернет.
С программой концертов можно ознакомиться непосредственно в базилике или на сайте храма. Кроме того, в наиболее туристических местах промоутеры часто раздают программки с анонсами концертов на ближайшие дни и месяцы.
Обзорная площадка
Сначала нужно приобрести билет в кассе, расположенной с правой стороны от входа (если стоять к базилике лицом). Наверху вас ждет потрясающая панорама Будапешта. Лучше слов скажут снимки, сделанные на смотровой.
Смотровые площадки Будапешта
Советы по посещению базилики
В интернете часто пишут, что вход в базилику бесплатен лишь условно. Якобы специальный работник, сидящий у дверей, просит в обязательном порядке внести пожертвование в размере одного евро или нескольких сотен форинтов.
Да, ящик такой при входе установлен. И часто рядом с ним сидит мужчина, который следит за тем, бросили ли посетители в него деньги. Но помните, что пожертвование вещь сугубо добровольная! А если не хотите ругаться со смотрителем, а бывают, что попадаются наглые и настаивают на пожертвовании, бросьте в ящик 20 форинтов или любую другую монету.
Но перед заходом внутрь базиликой нужно полюбоваться издали. Причем, отойти не на 10 метров, а подальше. Например, дойти до пересечения улиц 9 Nádor St и Zrínyi u, которая ведет к храму. Наслаждайтесь этим шедевром архитектуры не спеша, пробуйте его на вкус, словно вино Шато Лафит 1963 года.
Над главным входом в базилику Святого Иштвана нанесена надпись на латинском Ego sum via veritas et vita. Переводится как «Я есть путь, и истина, и жизнь». Центральные двери храма обычно закрыты и заходить нужно через правый вход. Здесь же, как я уже писал, расположена касса для покупки билетов на смотровую террасу. Первый раз базилика произвела на меня немного мрачное впечатление. Потом я прочел, что некоторые специалисты даже критикуют здание за недостаточное внутреннее освещение, но глаза к полумраку быстро привыкают.
Перед рождеством на площади перед базиликой устанавливают большую елку, возле которой проходит рождественская ярмарка.
Полезная для посещения базилики информация
Официальный сайт: bazilika.biz (есть версия на английском языке).
Адрес: Szent István tér 1.
Время работы базилики: ежедневно 9:00–17:00, в субботу – 09:00 – 13:00
Время работы смотровой площадки:
- С 1 октября по 30 июня – с 10:00 до 16:30
- С 1 июля по 30 сентября – с 10:00 до 18:30
Читательница блога Виктория рассказала, что каждое воскресенье по утрам проходит служба, во время которой поет хор. Вот ее отзыв:
По воскресеньям в базилике св. Иштвана проходит служба, которую сопровождает потрясающий хор. Начало службы в воскресенье в 10 утра, но лучше подойти на 10-15 минут раньше, чтобы занять сидячие места. Окончание в 11.
Стоимость входного билета на обзорную площадку
- 1 000 форинтов.
- Студенты, пенсионеры, обладатели Budapest Card — 800 форинтов.
- Дети до 7 лет — бесплатно.
Как добраться до базилики: она находится на одноименной площади в центре венгерской столицы. Ее осмотр можно совместить с прогулкой по еще одной достопримечательности столицы – проспекту Андраши.
🚌 Автобус — №9 — остановка Szent István Bazilika и №105 — остановка Deák Ferenc tér M.
🚇 Метро — желтая ветка M1 — остановка Bajcsy-Zsilinszky út, синяя ветка M3 — остановка Arany János utca, M1, M2 и M3 — остановка Deák Ferenc tér.
Базилика Святого Иштвана на карте
Вы можете проложить маршрут от вашего местоположения до базилики. Рекомендую выделить на посещение базилики Святого Иштвана в Будапеште не менее часа. Время указано с учетом подъема на обзорную площадку.