Белены объелась

Выражение «Белены объелся» означает одуреть, потерять рассудок. Применим к людям, совершающим глупости, несуразности, не по делу, не к месту буйствующим.

Фразеологизм хорошо известен, имеет очень широкое хождение в русском народе, часто употребляем в литературных произведениях великих русских и советских писателей и поэтов.

Синонимы фразеологизма «Белены объелся»

  • Бес вселился
  • Затмение нашло
  • Как с цепи сорвался
  • Ополоумел
  • Ум помутился
  • Очумел
  • Потерял голову
  • Бредит
  • Буйствует

Примеры употребления словосочетания «Белены объелся»

  • «Она опять забеленила: все, бывало, уходит на чердак, в чулан и сверху в слуховое окно вдаль смотрит…» (Лесков. «Захудалый род»)
  • «Когда подъехал муж с приятелем, она исступлённо кинулась, бранясь, проклиная. Тот опешил: — Да ты что, ты что! Да ничего не было… Ай белены объелась» (А. Серафимович. «Полеводы»)
  • «Стойте! не вдруг! белены вы объелись?» (Некрасов. «Дядюшка Яков»)
  • «Что ты, баба, белены объелась?» (Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • «Что ты дядюшка? Белены объелся?» (Фонвизин. «Недоросль»)
  • «Тот дурак, словно белены объелся, шляется по уезду, кляузничает да сплетничает…» (Чехов. «Неприятность»)

Что такое белена?

Трава с толстым стеблем со множеством волосков, темно-зелеными, удлиненными листьями, темно-желтыми крупными цветами с фиолетовыми прожилками. При цветении издает неприятный запах. Растет, как рассказывает Википедия, по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах. Распространена по всей Евразии до самого Дальнего Востока.

Растение ядовитое. Вызывает учащённое сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения, проявляется и спутанностью сознания, почему и спрашивает народ «Белены объелся».

Доброго времени суток!
Русские люди любят иносказательность и тонкие намеки , может поэтому в русском языке полным-полно идиом.
Идиомы это оборот речи, чаще всего идиомы не поддаются переводу на другой язык в силу их специфичности.Например, как перевести на другой язык выражение «жаба душит» и как объяснить иностранцу, что русский человек говоря это, имеет в виду жадного человека, а не представителя класса земноводных.

Сами мы, произнося ту или иную фразу, не всегда понимаем ее истинное значение.Об этом и о том, откуда берут свое начало известные выражения мой топик.
На воре шапка горит
В одном большом городе, на рынке, начались кражи, люди много раз пытались поймать вора, но безрезультатно, тогда они обратились к одному мудрому православному монаху. Монах сказал, что поможет людям, но это произойдет в ярмарочный день, когда на рынке особенно много людей.
Настал день ярмарки, на торговую площадь собрались все жители города и окрестных сел. Монах тоже пришел на рынок и стал бродить среди людей. В самый разгар праздника мудрец громко крикнул: люди, глядите, на воре шапка горит. Несколько человек схватились за шапки, они и оказались ворами. После такого эффектного разоблачения, выражение «на воре и шапка горит», стало устойчивым речевым оборотом, смысл которого в том, что вор сам себя выдает.

Шут гороховый
В Древнем Риме принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. Когда традиция добралась до Руси, наши скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение «шут гороховый».

В наше время так говорят о ком то, служащем всеобщим посмешищем, или о смешно, некрасиво одетом человеке.
Тянуть канитель
Золотая или серебряная нить, которой в старину вышивали украшения на одежде, называется канителью. Чтобы её получить, нужно было долго вытягивать клещами металлическую проволоку.

Отсюда и произошли выражения «тянуть канитель» и «канителиться», что значит выполнять скучную однообразную работу или затягивать выполнение какого-нибудь дела.
Шиворот-навыворот
Во времена Ивана Грозного на Руси одним из знаков достоинства вельможи являлся расшитый воротник, который назывался «шиворот». Если же какой-нибудь боярин подвергался царскому гневу и опале, его по обыкновению сажали на тощую клячу спиной вперёд, предварительно вывернув одежду наизнанку.

«Шиворот-навыворот» значит сделать что-нибудь неправильно, не так как принято.
Сирота казанская
Сирота Казанская -это выражение родилось в XVI веке. После завоевания Иваном Грозным Казани мурзам (татарским князьям) пришлось прикидываться бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград.В исторических документах сохранилось немало примеров, когда обычные плуты и попрошайки получали царские награды, подарки в виде жалованья, собольих шуб, се­ребряных ковшей, кубков, жемчугов, бархата, атласа, коней.
«Казанские сироты» во все времена бывали обласканы царским двором. Чрезмерная забота о чужеземном племени, причинившем столько бед русскому народу, на первый взгляд кажется неоправданной. Но с другой стороны, такая политика перетягивала представителей татарской знати под сень российского престола.

С тех пор кто прибедняется с выгодой для себя, насмешливо называют казанской сиротой.
Попасть в переплет
Издавна на Руси под переплетом подразумевалась ловушка для рыб, сплетенная из веток деревьев. Ее устройство таково, что заплывшая внутрь переплета рыба уже не могла выбраться наружу из-за заостренных концов веток.

Человек попал в переплет -так можно сказать про того, кто оказался в безвыходном положении, стал жертвой обстоятельств.
Гол как сокол
Когда человек крайне беден, про него могут сказать: «Гол как сокОл».
Сокол (с ударением на второй слог) здесь — не птица, а древнее стенобитное орудие, которое применялось при осаде крепостей. В роли сокола работало гладко обработанное бревно, подвешенное на цепях, его раскачивали и наносили удары по стенам или воротам вражеских укреплений.

Слово голый или гол в русском языке имеет значение не только обнаженный, но и гладкий, лишенный растительности, веток (ствол). Гол как сокол значит гладкий как сокол, голый, не имеющий ничего на себе. Так говорят про человека, который испытывает крайнюю степень бедности.
Зарубить на носу
«Заруби у себя на носу» обычно советуют тому, кто должен очень хорошо что-то запомнить. У современного человека это выражение способно вызвать недоумение: достаточно сложно представить, каким-образом на носу можно что-то зарубить. Между тем, происхождение данного выражение никоим образом не связано с носом, который находится на лице человека.
В Средневековье на Руси грамотность была на очень низком уровне, но чтоб как то вести свои дела, люди пользовались дощечками, на которые вместо букв и цифр наносились зарубки. Особенно удобны были такие палочки с зарубками в качестве долговых расписок. Например, заняв 2 мешка муки у соседа, человек делал 2 зарубки на палочке. Чтобы не забыть о долге, такую палочку постоянно носили с собой, поэтому она и называлась «носом»
Как об стенку горох
Раньше на Руси горох был очень популярным продуктом, из него готовились различные яства, от пирогов и сыра, до похлёбок и киселей. Горох ели во всех видах: пареный, тёртый, жареный, печёный… Русским женщинам доставался поистине исполинский объём работы – отшелушить каждую съедобную бусинку, а количество стручков измерялось мешками.
Чистить всё пальцами было слишком кропотливо и долго, поэтому изобретательный русский ум нашёл выход – кидать плоды об стену. При ударе верхняя лузга отслаивалась, и горошины бойко отскакивали обратно. Процедуру можно было повторять многократно. Женщины, насмотревшись за день на скачущие горошины, сравнивали с непробиваемой стеной своих нерадивых чад, а стремительный горох – со своими речами. Дескать, ни одна полезная мысль в голову ребёнку не попадает, всё без толку. Впоследствии, это выражение приобрело широкую популярность.
Дойти до ручки
В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане, покупая калачи, ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Соблюдая гигиену, саму ручку не ели, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. Про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки.
И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Горе луковое
«Горе луковое» — бедолага, растяпа, невезучий человек, постоянно попадающий в какие-то мелкие, незначительные передряги.
Есть несколько вариантов происхождения этого фразеологизма, приведу один из них.
В средние века на Руси в народе существовало такое поверье-если женщина, ждущая ребенка, ела много лука, то непременно должен родиться мальчик, что всегда приветствовалось. Да и как не радоваться, подросший мальчик будет отличным помощником: дрова колоть, траву косить, мало ли дел у крестьянина по хозяйству, да и продолжатель рода к тому же.
Если же рождалась девочка, то ее называли «горем луковым», так как с девочкой гораздо больше хлопот: и воспитать, и вырастить, и жениха найти. Поэтому в крестьянских семьях рождение девочки вызывало противоречивые чувства: с одной стороны — радость, с другой — некоторое разочарование.
Не мытьём, так катаньем
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки (катка) и рифлёной доски, которая называлась рубелем.
С помощью катка и рубеля из белья выжимались остатки воды, и после довольно продолжительного катания оно становилось ровным, гладким, как после обработки утюгом. Белье приобретало такой свежий и опрятный вид, что скрывались мелкие дефекты от не очень качественной стирки.
Отсюда и пошло «не мытьем, так катаньем». В наше время этим выражением называют поступок человека, который добился своей цели, используя все возможные способы.
Катить бочку
Никому не нравится, когда на него «катят бочку», то есть в чем то обвиняют, упрекают, при чем справедливость и обоснованность обвинения не так важна-важно само нападение.
Выражение же пошло от вполне безобидного неписанного правила грузчиков — не пускай по сходням бочку, когда поблизости находятся люди. Когда-то в огромных бочках из северных и южных городов доставляли рыбу, которая была в течение многих веков одним из основных и любимых продуктов потребления на Руси. Рыбу солили, жарили, варили, добавляли в пироги, супы, щи и даже в кашу. Бочки, весившие примерно по пятьсот килограмм, выкатывали с баржи и по наклонным сходням перекатывали на берег.Представьте, что было бы с человеком, оказавшимся на пути такой бочке, он мог серьезно покалечиться, поэтому, грузчики всегда придерживались главному правилу: не катить на человека бочку.
На обиженных воду возят
У этого выражения есть несколько версий происхождения.
Одна из них находит свое начало в 19 веке. В то время многие пользовались услугами водовозов, которые доставляли чистую питьевую воду в бочках на телегах. Вода продавалась за недорогую, можно сказать символическую плату.
Однако некоторые водовозы завышали цену, что вызывало справедливое возмущение среди покупателей. В наказание алчных водовозов впрягали в телегу вместо лошади, заставляя самого развозить воду.
Другая версия версия относится к временам Петра Первого, по чьему указу человека, который публично будет показывать свою обиду и злость, надо заставить бегать с коромыслом и двумя ведрами, наполненных ледяной водой, пока раздражение не пройдет.
Смысл этого выражения — обиделся, сам себе делаешь хуже, ведь обида, как тяжелая ноша давит, мешает, а человек ее все равно несет, не понимая, что простить проще.
Прийти к шапочному разбору
Это выражение означает явное опоздание и зародился на Руси благодаря церковным правилам, точнее канонам. Многие знают, что по православным законам находиться в церкви в головном уборе мужчинам запрещено. Раньше, чтобы не держать шапки в руках во время службы, их оставляли у входа в церковь в определенном месте, а после завершения службы разбирали. О человеке, который приходил к разбору головных уборов говорили, что он «пришел к шапочному разбору». Как говорится —опоздал, так опоздал.
Выносить сор из избы
Обычно это выражение употребляется с отрицанием: » Не выноси сор из избы !», что значит не следует разглашать ссоры, дрязги, семейные разборки происходящие между близки­ми людьми.
Издавно люди жили с природой в гармонии, гораздо тоньше чувствовали ее хрупкую материю, почитали и ценили, а также были очень суеверными. Считалось, что любой, даже самый маленький предмет в доме, в том числе и мусор (особенно волосы), ни в коем случае не должен попасть в руки злых людей: ворожей или колдунов, которые с помощью заговоров могли принести беду и разлад в семейный устой, поэтому строго-настрого запрещалось выносить мусор из избы и мели его всегда не к порогу, а к печи, где и сжигали.
Шапочное знакомство
В прошлом веке у мужчин среди высших сословий было принято при приветствии приподнимать шляпу, если встречались знакомые или приятели, только друзья пожимали друг другу руки,
и только близкие люди или родственники при встрече обнимались.
Шапочным знакомством называют такие отношения между людьми, когда кроме приветствия при встрече их ничто больше не объединяет.
Бить баклуши
«Бить баклуши» в старые времена означало изготовление заготовок для деревянных ложек.
Главным материалом для изготовления предметов домашней утвари являлось дерево, поэтому битье баклуш как процесс распространен был очень широко. Считалось, что занятие это нетрудное и особых навыков и знаний не требует.Подростки и дети легко справлялись с такой работой и изготавливали штук 100-150 баклуш за день.
В наше время «бить баклуши» значит бездельничать, делать самую простую малоответственную работу.
Хоть кол на голове теши
Многие, употребляя эту фразу в разговорной речи, говорят «чеши». А это неправильно. Слово «теши» выступает здесь в роли слова «тесать» — снимать слой с поверхности.
Чтобы обтесать кол, надо какую-нибудь палку заострить с одного конца. Делается это на пне или на другой деревянной поверхности, чтобы не пострадала заточка у топора, посредством которого и происходит весь этот процесс.
Выражение «хоть кол на голове теши» используется в переносном смысле. А говорят так о человеке настолько упрямом, который не поддается никаким уговорам и убеждениям.
По Сеньке и шапка
Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка. Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслугам.
Идти в гору
В начале 19 века в народе была популярна карточная игра «горка», чем-то напоминающая покер. Когда игрок начинал делать ставки, вынуждая партнёров пасовать, про него говорили, что он «идёт в гору». Позднее это выражение проникло в повседневную речь и сейчас употребляется для обозначения человека, который неуклонно повышает своё положение и добивается успехов.
Белены объелся
Происхождение данного фразеологизма «белены объелся» банально и прозаично.Все дело в самой белене — растении семейства пасленовых с крупными цветками грязно-желтого оттенка с фиолетовыми прожилками. Белена является ядовитым растением и во время цветения имеет крайне неприятный запах.
Человек, съевший семена белены, начинает бредить и буйствовать, возможны галлюцинации и нарушение речи.
Выражение «белены объелся» относится к неадекватному человеку, не контролирующему свои действия, речь, поведение.
Скатертью дорога
Происхождение этого фразеологизма тоже имеет несколько версий:
В старину была такая примета: перед отъездом к венцу невеста, желавшая, чтобы сестры ее поскорее вышли замуж, должна потянуть за скатерть, которой накрыт стол, то есть как бы потянуть за собой в дорогу и своих сестер.
Вторая версия такая: дороги на Руси всегда были ужасны: все в колдобинах и рытвинах, ездить по ним было очень тяжело и мучительно. Пожелание, чтобы дорога была гладкая, как скатерть – было лучшее, что мог сказать хозяин отъезжающим гостям.
Со временем восклицание «Скатертью дорога!» утратило доброжелательный смысл. Сегодня оно имеет ироническую окраску. Так говорят, когда отъезд человека не огорчает хозяев, а наоборот, радует. Желая сегодня «Скатертью дорога!» мы как бы говорим: «Уходи, ты нам не нужен!»
На этой позитивной ноте и заканчиваю, конечно это далеко не все, русский язык богат фразеологизмами.
Всем добра и спасибо за внимание.
Информация взята из интернета.

Фразеологизм «Белены объелся» часто употребляется в разговорной речи, реже — в литературных произведениях. Несмотря на то, что белена — это реально существующее растение, в прямом смысле выражение «объесться беленой» не употребляется. Белена — растения ядовитое и употребление его в пищу может привести к смерти. Яд растения сильно расстраивает нервную систему, а запах обладает одурманивающим эффектом. Вот почему о человеке, болтающем всякую ерунду, говорят «Белены объелся», намекая на то, что у него не все в порядке с нервной системой. Растет белена у домов, на пустырях. Опасайтесь этого растения 😉

Как распознать белену?

Стебель у растения ветвистый, высотой до 1 метра, опушенный мягкими клейкими волосками. Листочки вверху темно-зеленые, а внизу — светлее, источают резкий скверный запах. Цветки бледно-желтого цвета, держатся с июня до сентября.

Фото:

Значения из словарей

Заглянем на сайт «Академик» и узнаем, что значит фразеологизм «белены объелся», согласно словарям русского языка:

  • Так говорят грубо, просторечно о том, кто потерял рассудок, ведет себя как ненормальный, безумный (Справочник по фразеологии),
  • Кто-либо потерял рассудок, начал вести себя подобно сумасшедшему (Большой словарь русских поговорок),
  • Обезумел, одурел (Фразеологический словарь русского литературного языка),
  • Ошалел (Сборник образных слов и иносказаний. М. И. Михельсон).

«Белены объелся…» — в какой сказке Пушкина так говорится?

Эти строки все мы знаем с детства:

  • «Что ты, баба, белены объелась?
    Ни ступить, ни молвить не умеешь.
    Насмешишь ты целое царство».

Такие слова удивленно произносит старик, когда его благоверная требует от него несметных богатства. Так говорится в Сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина.

Агрессивное поведение берсерков во время боя, возможно, вызывал прием белены черной (Hyoscyamus niger), а не отваров из мухоморов, как считалось ранее. К такому выводу пришел этноботаник из Словении, который сравнил известные симптомы действия психоактивных веществ, содержащихся в мухоморах, с действием алкалоидов белены черной и других пасленовых. Исследование описано в журнале Journal of Ethnopharmacology.

Берсерки были скандинавскими воинами, которые, как считается, во время боя находились в измененном состоянии сознания: в приступе ярости не различали своих и чужих, срывали с себя одежду и доспехи, почти не чувствовали боли и были якобы неуязвимы, громко кричали, стучали зубами и кусали щиты. Берсерки были известны до XII века: после того, как Норвегия полностью стала христианской, в религиозной литературе упоминания о них исчезли.

Точные причины подобного поведения берсерков неизвестны, но примерно с XVIII века считалось, что берсерки ели или пили отвар из мухоморов, вещества в которых вызывают похожий эффект: спутанность сознания, галлюцинации, дрожь, гипертермию, бред, а также рвоту и понос и нередко приводят к летальному исходу.

Карстен Фатур (Karsten Fatur) из Люблянского университета обратил внимание на то, что потребление мухоморов плохо объясняет ярость, которую испытывали берсерки в бою, так как в научной литературе почти нет свидетельств о том, что прием мухоморов вызывает такую реакцию. Остальные признаки похожи, но маловероятно, что викинги использовали гриб ради достижения редкого эффекта, при этом получая другие, не слишком уместные в бою.

Фатур, который занимается изучением пасленовых растений, содержащих антихолинергические (нарушающие работу ацетилхолина) алкалоиды, выдвинул новую гипотезу, которая предполагает использование берсерками белены черной. В белене содержатся гиосциамин, атропин и скополамин — алкалоиды, обладающие антихолинергическими свойствами. Эти соединения вызывают спутанность сознания, галлюцинации, сухость во рту, расширение зрачков, снижение концентрации внимания, гипертермию, нарушение способности к связной речи, нарушения памяти, снижение чувствительности к боли.

Белена была широко распространена в Европе как лекарственное средство — с античности ее использовали как обезболивающее и лекарства от бессонницы. Кроме того, на протяжении средневековья белену использовали как доступное средство изменения сознания в рекреационных целях: в отличие от алкоголя, например, этот сорняк не нужно было даже покупать.

Сейчас компоненты из белены входят в препараты от укачивания. При этом, пишет автор, приступы безумной ярости были вполне обычным следствием употребления белены: свидетельства об этом сохранились даже в фольклоре и языке европейских народов. Например, в сербохорватском языке глагол «buniti», произошедший от местного названия белены «bunika», означает «сражаться, протестовать», а выражение, которое переводится как «как будто они съели Hyoscyamus niger», используют для описания людей в гневе. Кроме того, в русском существует выражение «белены объелся».

Описанные эффекты во многом совпадают с теми, которые вызывает поедание мухомора, но белена дает критически важные для берсерков: повышение болевого порога и впадение в ярость. Кроме того, в состоянии спутанного сознания, вызванного алкалоидами пасленовых, которые есть и в белене, люди зачастую не различают лиц, и это может объяснять, почему берсерки не отличали своих от чужих.

Срывать с себя одежду берсерки также могли под действием белены: как сообщает автор работы, он сам не раз был свидетелем того, как люди, использующие антихолинергические пасленовые растения для рекреационных и духовных целей, поступали так же.

Автор приводит и археологические доказательства: в Дании было найдено захоронение женщины, в котором обнаружили мешочек с беленой. Считается, что женщина имела какое-то отношение к отправлению языческого культа, так что возможно белена была нужна для ритуальных целей. Кроме того, археологические находки показывают, что белена была широко распространена в Скандинавии еще с начала нашей эры, а к Средневековью стала обычным сорняком, растущим повсеместно.

Автор признает, что его гипотеза не объясняет, почему берсерки стучали зубами и кусали щит. Возможно, предполагает он, им просто было холодно без одежды в условиях скандинавского климата, и их знобило: укусы щита в таком случае нужны были, чтобы унять стук зубов. Фатур также уточняет, что его исследование лишь попытка разобраться в проблеме, для решения которой решительный вклад должны внести археологи, историки и биологи.

Мы уже писали о том, как люди достигали измененного состояния сознания раньше. Например, индейцы использовали для этого другое пасленовое растение — дурман. После его применения они могли есть ядовитых змей — возможно, с ритуальными целями.

Максим Абдулаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *