Белое братство секта

Нельзя не отметить, что большинство доморощенных отечественных сект, в той или иной степени основано на учении семьи Рерихов. Но если «Богородичный центр» действует на общем идеологическом поле с Рерихами, в идеологиях «Белого братства» и Виссариона гораздо больше непосредственных заимствований из учения «гималайских отшельников». Образно выражаясь, рерихианство — это некая болотная жижа, непригодная для питья нормального человека, но вместе с тем это весьма насыщенная питательная среда для размножения разных микроорганизмов, болезнетворных амеб и ядовитых водорослей. Такой рерихианский бульон и плодит в большом количестве сектантские извращения.

«Белое братство» (ББ) — одна из самых скандальных отечественных сект. Помимо Рерихов, в ее идеологии прослеживается очевидная связь с Движением «Нью эйдж» (впрочем, Рерихи несомненно являются одними из вдохновителей движения). Основатели секты проповедовали конец эры Рыб — эры христианства и начало новой эры Водолея, которую они отождествляли с приходом к власти «Белого братства» и наступлением Царства Божиего на земле. Основатель и до недавнего времени главное действующее лицо секты (во всяком случае видимое, но возможно, что есть и некий невидимый центр) — Юрий Кривоногое. Этот человек — творец идеи, кандидат технических наук, почти написал докторскую диссертацию. Он работал в киевском Институте невралогии и психиатрии и вполне мог бы продвигаться по научной лестнице, но решил заняться деятельностью на другом поприще Коллеги вспоминают будущего пламенного трибуна и харизматического проповедника как очень спокойного, до занудливости пунктуального и аккуратного человека. Занимался Кривоногое методами воздействия на человеческую личность, и, судя по целому ряду газетных публикаций, у него была секретная связь с определенным отделом КГБ, который занимался тем же Кривоногое исполнял какие-то заказы этой организации. Естественно что наследники КГБ это не афишируют, хотя материалистически-прагматический интерес, который питают спецслужбы к паранормальным и оккультным явлениям, широко известен.

В какой-то момент своей жизни Кривоногое вступил в «Общество сознания Кришны» и некоторое время пробыл кришнаитом (тут тоже прослеживается весьма любопытная связь). По свидетельству бывших кришнаитов, отечественная кришнаитская организация — очень жесткая, чрезвычайно авторитарная. Кривоногое тоже является весьма авторитарным человеком, поэтому неизбежно произошло столкновение характеров, и в конце концов он написал заявление об уходе из секты «по собственному желанию в связи с переходом в Великое Белое братство». Неизвестно, насколько искренним кришнаитом был Кривоногое, но можно предположить, что, руководствуясь своими давними интересами, он вошел в секту для того, чтобы изучать способы воздействия на человеческий разум — пресловутого «промывания мозгов». Уйдя от кришнаитов, Кривоногое основал «Институт души» под названием «Атма», от имени которого он издавал различные брошюрки, печатавшиеся обществом «Знание». Их до сих пор можно найти в библиотеках и ознакомиться с кривоноговскими разработками о способах воздействия на человека.

Когда у Кривоногова дело наконец пошло и появилось «Белое братство», все адепты поначалу ходили с кришнаитскими цимбалами — маленькими тарелочками, которыми они все время звенели. Но постепенно они разработали собственную обрядность. Кривоногов ездил с вербовочными лекциями по всей стране и, как известно, получал в разных городах самые роскошные залы. Какие связи ему это обеспечивали, неизвестно — это должно было раскрыться в ходе киевского следствия по делу о «Белом братстве», но следствие почему-то самые важные вопросы оставило без ответа.

В одной из таких поездок, будучи в Днепропетровске, Кривоногов познакомился с молодой дамой по имени Марина Цвигун. Он сразу оценил ее по достоинству и взял в свою команду, а вскоре объявил ее «Богом» на земле, предварительно на ней женившись. Известно, что Цвигун работала в днепропетровском райкоме комсомола, затем в местной газете, затем редактором радиовещания Донецкой камвольно-прядильной фабрики. Была членом КПСС и Союза журналистов Украины. По свидетельству ее мужа, во время седьмого (!!!) аборта она пережила что-то вроде клинической смерти, и у нее был какой-то опыт галлюцинаций. Во всяком случае Кривоногов объявил, что душа ее покинула тело и вознеслась на небеса, а в покинутое тело Марины вселилась другая душа — Божественная. Похоже, что сама Марина в это искренне поверила.

Кривоногов долго «искал себя»: он называл себя то Иоанном Предтечей, то Илией Пророком, но в конце концов назвался Юоанн Свами и заявил, что душа его прошла целую серию воплощений: он был и Иоанном Крестителем, и Тутанхамоном, и князем Владимиром, пророком Илией, Ноем, «пророком Иаковом» и много кем еще, прежде чем душа его поселилась в кривоноговском теле. Марина Цвигун тоже прошла эволюцию в самоидентификации: вначале она была Матерью Божией, но постепенно стала Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом, Творцом вселенной по имени Мария Дэви Христос. Не совсем понятны ее отношения с Богом Отцом, потому что Юоанн Свами тоже каким-то образом имел отношение к Богу Отцу. Тут они что-то не поделили, поэтому в их листовках и публикациях это определяется по-разному. Марина Цвигун (сама она называла себя «Он») должна была провести три с половиной года на земле, чтобы собрать «верный остаток» —144 тысячи верных. Это и будет новая раса юсмалиан (ЮСМАЛОС — аббревиатура от «Юоанн Свами Мария Логос»; кто-то отметил, что по-латыни Jus malos означает «закон зла», но случайность это или нет, неизвестно). В конец земного служения существа, которое вселилось в Марину Цвигун, была «включена» «программа спасения Земли — Юсмалос». Об этом было объявлено 1 июля 1990 г. Была названа и дата завершения программы — 24 ноября 1993 года. Юоанн Свами и Мария Дэви Христос должны были уйти последними. Их должны были распять, их трупы три для пролежали бы на улице, а затем они воскресли бы и вознеслись. В этот день должен был произойти Страшный суд, мир рухнуть, а свет погаснуть. Злой мир погибнет в языках пламени, а ББ в конце концов возродится для новой жизни. Это жертва, которая необходима земле за грехи человеческие. «Белые братья» должны были оказаться в раю, а все остальные в аду. Из рая новая раса юсмалиан завладевала всем миром и начинала новую жизнь в Царстве Божием.

Все российские, украинские и белорусские города были заклеены пла катами с изображением «Марии Дэви Христос» — полногрудой «гарной дывчины» в белой простыне вокруг тела и белой же чалме на голове, с наперсным крестом и псевдоегипетским скипетром в левой руке. Пальцы правой сложены в благословляющий жест. Картинка в стиле журнала «Воинствующий безбожник» 20-х гг. Организация ББ строилась на системе «колец». Высшее кольцо — «крестители», за ними — «вербовщики», затем — «крысы». Последними называли сочувствующих. Однако снаружи было еще одно кольцо — колеблющихся. Провинившихся жестоко наказывали и понижали в статусе.

По мере приближения назначенной даты «белобратчики» стали хулиганить, нарываясь на мученичество: вламывались в православные храмы и пытались сорвать богослужения. Кривоногое объявил: «Вас будут мордовать и рубить вам головы. Но эта кровь нужна Земле. На эту жертву согласны только истинные христово-богородичные братья и сестры». Но православные проявили достаточно выдержки и просто выводили разбушевавшихся сектантов под руки, так что мученичества не получилось. Листовки «белобратчиков» (в их терминологии «христовочки») становились все более истеричными: «Прокляните того, кто не обращается к нам! Если вы его проклянете, он потеряет необходимую жизненную силу». Эта жизненная сила называлась фохат — еще один рерихианский термин. И если человек потеряет эту силу, он сразу же заболеет всеми болезнями, которые есть на свете, и умрет в страшных мучениях. А если какой-нибудь доктор посмеет лечить того, кто потерял фохат, то и сам доктор заболеет и умрет. Словарный состав этих листовок — типичный ньюэйджевский словарь с блаватско-рерихианским акцентом.

Напряженность и истеричность постепенно нагнетались. В листовках прославлялась смерть, потому что те юсмалиане, которые претерпят все до конца и примут смерть, спасутся и сразу же вознесутся на небеса. Нет ничего лучше, чем претерпеть мучения от руки грешников. Выходило, что проклинать нужно всех, кто был вокруг: родителей, которые не понимали своих детей, правителей России и Украины, которые не поверили в «Живого Бога», руководителей всех стран мира, которые поддержали своих русских коллег, телевидение и компьютеры, потому что это инструменты Эммануила Антихриста (в их системе антихриста зовут Эммануил), который роботизирует всю планету, программирует ее, «промывает мозги» планете и всем, кто на ней живет. И только Мария Дэви Христос и ее верный соратник Юоанн Свами могут спасти от роботизации: отдайтесь нам, и вы обретете настоящую свободу, а все вокруг — с промытыми мозгами, никакой свободы у них нет.

Самый ужасный инструмент сатаны, по словам юсмалиан, — Православная Церковь, которая не признала своего владыку и отверглась от него. Правда, «Богородичному центру» тоже влетело за то, что они не поддержали ББ. Вначале ББ высказывало осторожные похвалы в адрес «Богородичного центра», но потом они разругались на почве взаимного непризнания, и начались некрасивые разборки, в которых Береславский фигурировал как «жид».

К назначенной дате в Киеве собралось несколько тысяч молодых людей, ожидавших конца света. Однако его не произошло. «Белобратчики» похулиганили в киевской Св. Софии, на этом все и кончилось. Было задержано несколько сот сектантов, которые сходу впадали в ступор и объявляли сухую голодовку. Марину Цвигун, Кривоногова и Виталия Ковальчука (тогдашний патриарх-папа секты, а по совместительству и «апостол Иоанн-Петр II») арестовали, и началось следствие. Правда, никаких ответов на вопросы оно не дало — все, что Можно, замалчивалось. Подследственным предъявили обвинения в возбуждении беспорядков, нанесении ущерба здоровью и имуществу граждан и приговорили к тюремным срокам.

Но вопросов осталось гораздо больше, чем ответов — непонятно, почему и каким образом они действовали так долго, хотя были объявлены в розыск. Не таясь, они ездили по всей стране, выезжали за границу, и никто их не задерживал. Жили они в Киеве, выстроив себе роскошный дом. В статье в «Известиях» киевская журналистка с провинциальным восторгом писала о какой-то необыкновенной югославской плитке и венгерских унитазах. Особняк действительно был роскошный, и милиция появилась там только после того, как Кривоноговы оттяпали себе кусок соседской земли. Забор, кстати, был трехметровый, с колючей проволокой, а к приходу милиции, которую вызвали соседи, обитатели особняка удалились через подземный ход.

В конце концов их арестовали, но трех других руководителей («Гебара» (Полищук), «Израиля» (Журавель) и «Иерофана» (Соловьев)) отпустили. Потом спохватились, объявили их в розыск, но это не мешает действовать им совершенно в открытую, как действовала в свое время, также находясь в розыске, и сама «сладкая парочка».

Неясны их источники финансирования, хотя деньги у них, по всей вероятности, были большие. Они могли мгновенно перевезти из конца в конец страны несколько сотен людей, печатали свои листовки громадными тиражами, которые развозили на грузовиках по разным городам. Марина Цвигун страдает графоманией и пишет стихи, которые не выдерживают никакой критики. Они публиковались миллионными тиражами и распространялись по всей стране.

Здесь можно сделать одно предположение. Почему Кривоногов и Цвигун в последний момент «подставились», зачем они позволили себя арестовать? Они пришли открыто и отдались в руки властей. Зачем это было им нужно? Судя по характеру Кривоногова, ему сдаваться было ни к чему, он мог продолжать находиться в розыске и при этом жить в свое удовольствие. Вот жена его могла и «подставиться» — судя по всему, она искренне верила, что ее сейчас распнут, а потом она воскреснет. Но Кривоногое вполне отдает себе отчет в своих действиях. Неужели он мог настолько утратить свойственные ему рассудочность и хладнокровие? Подставился ли он сам или его подставили? Впечатление такое, что это был некий эксперимент, авторам которого было просто интересно посмотреть, насколько можно заставить людей впасть в массовый психоз и что из этого выйдет. Похоже на то, что постановщики эксперимента, убедившись в том, что все идет «как надо», просто отложили дальнейшее до лучших времен.

ББ действует; хотя большая часть адептов ушла, но костяк остался. Марина Цвигун писала из тюрьмы новые вирши и дала указание возвращаться в семьи и даже питаться нормально. Изначально система питания у них была очень строгой — агрессивное вегетарианство (да еще в сочетании с колоссальным недосыпом). Вместе с тем грозила она и возмездием: «Те города, которые стали— как Содом и Гоморра — причиной Моего и детей Божьих гонения, испытывают жуткие бедствия. Камня на камне не останется от Киева, Свердловска, Саранска, Рязани, Кургана, Тамбова, Смоленска, юга Украины и других попранных мест в день Моего гнева».

После ареста лидеров многие из сектантов впали в своего рода летаргическое состояние и стали ждать, когда их призовут вновь. Время от времени они где-то выплывали. Еще во время следствия Марина Цвигун поссорилась с Кривоноговым и решила в тюрьме выйти замуж за молоденького «Иоанна-Петра».

С Кривоноговым она развелась. Прокурор, которая вела этот процесс, рассказывала мне, что когда Цвигун выводили в коридор, «Иоанн-Петр» падал на колени и полз к ней таким манером из другого конца коридора. Вместе они сидели на скамье подсудимых, держась за руки. Кривоногова Цвигун прокляла и назвала Иудой. Уже тогда было очевидно, что история эта пока не закончена. Первое время казалось, что в конце концов, если Цвигун все же решит продолжить свое сектантское дело, ей рано или поздно нужно будет мириться с Кривоноговым: если он настолько встроен в этот самый «юсмалос» (две первые буквы), то куда же без него? Однако мы недооценили, до какой степени контролируется сознание членов ББ: им было велено объявить Кривоногова Иудой и возненавидеть его, и они послушно исполнили требуемое.

Цвигун дали четыре года, Виталию Ковальчуку — шесть лет, Кривоногову — семь. В августе 1997 г. «гражданка Цвигун» вышла на свободу. Ее новый суженый Ковальчук вышел вскоре после нее — по амнистии. Кривоногов отсидел полный срок и вышел на свободу лишь в начале 2000 г. Он заявил, что «Белое братство» было ошибкой, за которую он заплатил своей отсидкой, и более не хочет о нем вспоминать.

Поначалу «живой Бог» пряталась от большинства своих приверженцев и не возвращалась к активной деятельности, общаясь с избранными «белобратчиками» по глубоко законспирированным каналам. Она дожидалась выхода на свободу гражданина Ковальчука. Как только это знаменательное событие произошло, «молодые» сочетались законным браком во дворце бракосочетаний. Жених, еще не оправившийся после тюремных парикмахерских, был в черном костюме и при галстуке, невеста была в белом подвенечном платье и фате, символизировавших ее невинность. У выхода молодых ждал автомобиль с привязанной к бамперу куклой, на котором они умчались к вершинам безграничного райского счастья.

Тем временем «белобратчики» начали вновь делаться заметными и высвечиваться в различных российских и украинских городах. В конце 1998 г. десять членов секты подали заявку на регистрацию в Минюст Украины. Среди их имен не было ни Цвигун, ни Ковальчука. После долгих проволочек украинский Минюст отказал им в легализации.

Но секта живет и на Украине, и в России. Правда, акцент их деятельности несколько изменился. Секта теперь издает журнал «Юсмалос» (тираж 777 экземпляров), являющийся главным вероучительным источником для членов «Белого братства». Главная тема глянцевого цветного журнала — брак и счастливая семейная жизнь «Матери Мира Марии Дэви Христос» и «Отца Светов Иоанна-Петра Второго». В отличие от времени с апокалиптически настроенным Кривоноговым, теперь гражданка Цвигун упивается семейным счастьем с молоденьким мужем и более не желает скорого конца света. Кривоногов предан проклятию, назван Иудой и является объектом праведной ненависти «белобратчиков». Все прошлые неприятности секты объявляются виной гнусного провокатора Иуды Кривоногова.

В учении секты еще более усилился рерихианский акцент. И рерихианские термины, и постоянные ссылки на Рерихов переполняют новые публикации «Белого братства». Апокалиптизм секты сохранился, но приобрел отчасти эволюционный характер. Человеческое тело должно пройти «все семь октав своего развития» и «49 циклов» переходов от тела к телу. Пройдя через семь ступеней развития, человек достигает «последней формы перевоплощения»:

Семь основных октав развития души. Ступени: минеральный мир — 1-я октава развития души; растительный мир — 2-я; животный — 3-я; средний человек — 4-я; гений — 5-я; пророк — 6-я; богочеловек — 7-я, последняя форма перевоплощения (Логос).
Современное человечество по уровню развития находится на 4 и 5 ступенях. Человек 6-й расы будет полностью отличаться от современного человека уровнем своего сознания. Он будет мыслить Космическими категориями, станет полным отражением Макрокосма Вселенной. Микрокосм (человек) будет тонко чувствовать окружающее его естество. Люди будут общаться друг с другом на расстоянии — телепатически, посылая любовь, радость и необходимую информацию.

Продолжение следует во вполне «среднестатистическом» ньюэйджевском духе. Каким образом достичь 6-й и 7-й расы, также не сообщается. Высказываются некие общие словеса про любовь, но конкретных рецептов не дается. Таким образом, опасность того, что нынешний латентный период существования секты вновь перейдет в любого рода обострение, остается.

Еще один компонент содержания публикаций секты — это «персональные разборки» со всеми «врагами»: прокурором Анной Мулюн, полковником милиции С. Подгородецким, украинскими и российскими чиновниками, иерархами «черной» Православной Церкви (им, естественно, достается наибольшая доза ненависти) и, в конечном итоге, со всеми, кто не принимает учения секты.

Но пока преобладающее настроение журналов, наверное, все же благостно-умильное. Они наполнены фотографиями «божественной четы» (под одной из них стоит подпись «Богосоитие»). На фотографиях, выдержанных в лучших традициях даже не индийской, а какой-то узбекско-таджикской кинематографической эстетики, изображена заметно раздобревшая дамочка средних лет, милующаяся, целующаяся и обнимающаяся с худеньким длинноволосым (в последних номерах коротко стриженным) юношей с пушком на верхней губе. Пара наряжена в чудовищно безвкусные экзотические одежды — все время разные: псевдоегипетские, псевдосредневековые, псевдогавайские, псевдоиндийские и пр., и пр., и пр. (в последних номерах Цвигун перешла на вечерние платья с глубоким декольте, а Ковальчук — на пиджаки, галстуки и бабочки, делающие его похожим на официанта). Целуются они и хлопают в ладошки на фоне пальм, пирамид, эзотерических знаков, цветущих садов и прочих задников, которые можно отыскать в провинциальных фотолабораториях.

Помимо фотографий и обличений в журналах печатаются графоманские вирши «живого Бога», которые она продолжает производить в завидных количествах. Иногда нам кажется, что многие графоманы-неудачники основывают секты лишь для того, чтобы иметь возможность не только публиковать свои творения, но и иметь толпы безусловных ценителей и некритичных почитателей.

Чтобы не быть голословными, приведем примеры творений госпожи Цвигун (правописание и заглавные буквы даны по оригиналу):

Господь Мария ДЭВИ Христос Иоанну-Петру Второму
Как Я Люблю Иоанна-Петра Второго! Это — Мой Синий Атлантический Океан, Восточный Ветер, Сиреневый Туман, Яблоневый Рассвет, Горизонт Непостижимости Истечения Моей ЛЮБВИ, Которой нет конца, нет предела, а Есть только Вечность. И это запечатлит Вселенная. Я ОБЪЯВЛЯЮ об этом Всем Мирам и Пространствам!

Вот еще стишок:

Первосвященнику
Я —Пламя Огня!
Нет Тебя вне Меня!
Я —Свет в Ночи!
Ты — Прозрел! Излучи!
Я —Твой Елей!
На Церковь Меня Возлей!
Открой незрячим глаза!
Я всё Сказала…

Дальше можно не продолжать. Небольшие группы адептов «Белого братства» — по большей части «священники» и «диаконы» (вспоминается американская поговорка: «Все вожди и ни одного индейца») — собираются на конспиративных квартирах, рассматривают журналы, любуясь на такое счастье своих кумиров, и проводят многочасовые богослужения, состоящие из скандирования стишков Цвигун и бесконечных призывов к ней. Естественно, такие иссушающие мозг ритуалы воздействуют на сознание и разум адептов, пребывающих в весьма зависимом и совершенно неадекватном состоянии.

Секта продолжает представлять значительную потенциальную опасность. Каждое слово, исходящее от «живого Бога», абсолютно и подлежит немедленному исполнению. Можно предположить, что счастливая семейная жизнь стремительно стареющей матроны с молодым человеком может не продлиться вечно (на журнальных фотографиях анфас они более всего напоминают мать и сына) и благодушное настроение госпожи Цвигун вновь сменится на истерический апокалиптизм. При явной ее психической неадекватности она может принять любое, даже самое страшное решение, а члены ее секты безоговорочно последуют за ней. Это лишь один из вариантов развития событий, но, безусловно, и его нужно просчитывать и не сбрасывать со счетов.

А. Дворкин «Сектоведение»
Нижний Новгород 2002

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Новикова М.В. 1 Николаева И.И. 1 1 Технический институт филиал ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Проведен анализ методов и способов вербования людей в деструктивные культы. Выявлено что причинами вовлечения в культы является поиск в условиях тревожной и напряженной жизни нашего общества новых смыслообразующих ценностей, духовной и социальной защиты при отсутствии у людей религиозных и психологических знаний. Рассмотрены какие способы используют культы для «контроля сознания» и средства защиты от воздействия со стороны деструктивных культов. Раскрыты понятия вербовка, «контроль сознания» и культ. 2158 KB вербовка «контроль сознания» деструктивные культы 1. Краткий словарь современных понятий и терминов / под ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2005. – 145 с. 2. Краткий словарь современных понятий и терминов / под ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2005. – 218 с. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 268 с. 4. Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Никольский православный вестник. – 2003. – № 1. – С. 2-3. 5. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 677 с. 6. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 81 с.

Деструктивные культы используют для своей выгоды обстоятельство того что перед натиском любого группового образования сознание отдельного человека слабо и легко поддается внушением, этим и пользуются различные секты. «В Рοссии насчитывается οт 300 дο 500 различных сект. Численность людей, вοвлеченных в деструктивные и οккультные религиοзные οрганизации, дοстигает 1 млн. челοвек, причем 70 прοцентов из них – мοлодые люди в вοзрасте от 18 до 27 лет. Только «штатных» сектантοв насчитывается минимум 600-800 тыс. Во многих культах сегодня приток членов равен оттоку – выжатый, как лимон, материально, физически и морально сектант через несколько лет «выкидывается» за ненадобностью. По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, сколачивают лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе» . Самыми распространенными причинами вовлечения в культы является поиск в условиях тревожной и напряженной жизни нашего общества новых смыслообразующих ценностей, духовной и социальной защиты при отсутствии у людей религиозных и психологических знаний.

Актуальнοсть данной рабοты сοстоит в тοм, чтο с пοмощью хорοшо отрабοтанных приемοв психοлогического вοздействия для вербοвки нοвых членов культы (секты) умело вовлекают в свои ряды тысячи обманутых граждан, вырывая их из жизни семьи и общества. У членов культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были привиты им с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т.е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической адаптацией к социуму. Но при возможности распознания деструктивных культов есть возможность защитить себя и своих близких от воздействия со стороны различных культов.

Объект исследования – вербοвание людей через контроль сознания в деструктивные культы.

Предмет исследования – способы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах.

Цель исследования – проанализировать способы вербοвки и контроля сознания в деструктивных культах и средства защиты от них.

Для того что бы мы могли исследовать способы защиты от вербοвки и контроля сознания в деструктивных культах нам необходимо понимать, что подразумевается под понятиями вербовка «контроль сознания» и деструктивный культ.

«Вербοвка – это не стихийная акция, а целенаправленный процесс воздействия одних людей на других, где каждый этап его четко спланирован. Во время вербοвки ничего не подозревающим людям навязывается система ценностей того или иного культа» . «Термин «контроль сознания» связан с определенным набором методов, методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипнοз или блокирование мышления). Подобно множеству видов знания, контроль сознания в своей основе не является ни добром, ни злом. Если применения методов контроля сознания не лишает человека свобοды выбора и предоставляет ему самοстоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты могут быть самыми благотворными. Например, «положительный» контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям избавиться от вредных привычек. «Контроль сοзнания становится разрушительным, когда с его помощью подрывается спοсобность человека думать и действовать независимо» .

Специалисты для обозначения движений использующих контроль сознания используют два термина «деструктивный культ» и «тοталитарная секта». Термин «деструктивный культ» употребляется западными учеными, в России же большее распространение получил термин «тоталитарная секта». Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет «культ как религиοзное служение бοжеству, и связанные с этим обряды, например, культ Апοллона или Христианский культ. В переносном смысле под культом понимается преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание кого-нибудь или чего-нибудь» . В советском энциклопедическом словаре говорится, что слово «культ происходит от латинского cultus – почитание. Культ является одним из основных элементов религии. Это могут быть действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклοнению или привлечь к их совершителям божественные «силы» (т.н. таинства). Так же под культом понимается чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности)» . Краткий словарь современных понятий и терминов дает три значения слова культ: «1) совокупность обрядοв и ритуалов, установленных церковными канонами; 2) религиозно синкретическая организация (церковь, секта) сочетающая в догматике и ритуалах элементы местных традиций верований и христианства;3) чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо вплоть до обοжествления; культ личности, культ силы» .

Таким образом, зная, что означают эти три понятия мы можем исследовать способы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах и способы защиты от них.

В деструктивный культ может попасть любой человек без исключения. Однако больше всего к культовому влиянию предрасположены люди со сниженными адаптационными возможностями. Причиной дезадаптации могут быть не только проблемы в социально-экономической сфере нашего общества, но и индивидуальные особенности психологического и личностного характера, а также особенности семейной педагогики.

Процесс вовлечения людей в деструктивные культы является достаточно многогранным и сложным. Практически всегда люди вовлекаются в секту путем обмана, они дают свое согласие неосознанно, поскольку на начальной стадии вовлечения им предоставляется неполная информация касательно концепции группы. Вовлечение в деструктивный культ упрощается тем, что сегодня существует немало людей, интересующихся культовыми группами. Также много людей на психологическом уровне склонны к тому, чтобы вступать в схожие организации. Несмотря на свою примитивность, метод привлечения в секту оказывается очень действенным. Ведь люди, неудовлетворенные собой, с проблемами социального характера (не могут найти общий язык с другими людьми) и недовольные своим положением в обществе, легко верят в то, что секта поможет избавиться от всех бедствий и является универсальным спасением для человека.

Для контроля поведения, чувств и мыслей своих последователей деструктивные культы, действующие в настоящее время, для манипуляции их сознания применяют методики, противоречащие этике. Это помогает лидерам добиться поставленной цели. При этом манипуляционное воздействие на сознание обязательно замаскировывается. Держа под контролем поведение людей, секта не дает возможности или вообще отбивает желание проверять полученные сведения с реальной информацией. Так, сокращение продолжительности сна или принужденное бодрствование представляется под видом духовных упражнений, необходимого интерактивного обучения или дел повышенной важности. Неадекватный рацион питания расценивается как особая диета, позволяющая улучшить здоровье и достичь определенного уровня духовности. Большое количество сенсорного воздействия провоцирует замену прежних ценностей новыми – это достигается за счет предоставления большого объема информации за короткий промежуток времени, при этом человек не имеет никакой возможности проверить новую концепцию секты. На исповедях лидеры получают необходимую информацию, которую в дальнейшем используют для эмоционального давления на последователя, в результате чего у человека появляется ощущение страха и вины. Во время коллективных богослужений и медитаций последователи вводятся в транс – такое состояние позволяет лидеру осуществлять программирование создания с учетом своих целей и без встречного сопротивления. Комплексное воздействие на последователей может кардинально изменить их сознание, а это приводит к тому, что они будут воспринимать только ложную информацию, идущую от единоверцев, полностью не воспринимая реальные сведения от людей, не входящих в деструктивный культ. Это способствует формированию и усилению иррационального вероучения и убеждения.

На основании этого можно сказать следующее. Чтобы защитить себя от воздействия культа и не быть завербованным, необходимо иметь понятие о признаках вербовки и уметь их распознать, а также знать, как не попасть под воздействие культового контроля сознания. Ни один человек добровольно не станет последователем – все люди поддаются вербовке, их всячески обманывают и ограничивают свободу выбора. Поэтому всем будет полезно знать о том, какие методы используются для контроля сознания. Особенно такая информации будет полезной для тех, кто раньше состоял в подобной организации, их близким и людям, чьи друзья являются членами деструктивного культа. Несмотря на распространенное мнение о невозможности выхода из секты, большинство людей покидают культ. Большая часть последователей находится в организации лишь какое-то определенное время, при этом у них нет психических отклонений. Стоит отметить, что культы стараются приобщить людей с образованием, имеющих талант и неиссякаемую энергию. И чаще вербовка удается, поэтому в секте достаточно много людей с такими качествами. Выходя из секты, многие люди сталкиваются с проблемами психологического характера, но это не психические заболевания. Такие последствия наблюдаются некоторое время и обычно через несколько месяцев проходят. Чтобы защитить себя от деструктивных культов, следует изучить вопросы, касающиеся методов культового контроля сознания. А также узнать, какие могут быть психологические последствия после такого воздействия и ознакомиться с методами, помогающими избавиться от последствий.

Библиографическая ссылка

Новикова М.В., Николаева И.И. СПОСОБЫ ВЕРБОВКИ И КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ В ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 388-390;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9132 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

БЕЛОЕ БРАТСТВО

Секта
Русская, синкретическая

Секта также известна под названием «Великое Белое Братство» и «Международный институт души Атма». Сами сектанты называют себя юсмалианами.

I. Основные данные

1. Основатели: Юрий Кривоногов (род. 1941) и Марина Цвигун (род.1960).

Кривоногов Юрий Андреевич родился в 1941 г. в селе Старая Криуша Воронежской обл. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию в Харьковском Институте радиоэлектроники (тема диссертации связана с системами оперативного диспетчерского управления). В 1990 г. на волне общего увлечения эзотерикой также стал «экстрасенсом». В мае 1991 г. Кривоногов, выступая с лекцией по экстрасенсорике, получил записку от Марины Цвигун, которая писала, что имела опыт общения с Богом. Состоялось знакомство, в результате которого Марина Цвигун стала любовницей Кривоногова и «живым богом» созданной им новой «религии». В том же 1991 г. Кривоногов основал в Киеве «Институт души Атма», ставший прообразом «Белого Братства». Кривоногов до 1994 г. был фактическим руководителем «Белого Братства». За организацию массовых беспорядков в Киеве в 1993 г. и другие преступления Юрий Кривоногов был осужден на 7 лет усиленного режима.

Марина Цвигун, в девичестве Мамонтова, родилась в 1960 году в г. Донецке (Украина). В молодости была комсомольским работником, затем работала журналисткой. 11 апреля 1990 г. она заявила, что в ней воплотился Христос. После встречи с Кривоноговым в мае 1991 г. она оставляет семью, и уезжает в Киев, где начинает свое «служение» в качестве «Матери Мира», приняв новое имя Мария Дэви Христос. (Она также считала себя воплощением Евы, Афродиты, княгини Ольги, Елены Рерих, и пророка Моисея). После организации массовых беспорядков в Киеве 11 ноября 1993 г. Марина Цвигун была арестована и осуждена на 4 года колонии. Она разорвала свои отношения с Кривоноговым, списав на него все злоупотребления в секте, и продолжала выдавать себя за «мессию». После освобождения из лагеря она была направлена на принудительное психиатрическое лечение.

После освобождения Марина Цвигун вышла замуж за Виталия Ковальчука. Этот брак был объявлен последователями олицетворением «совершенной любви» мужа и жены. Олик «Матери мира» претерпел серьезные изменения. Вместо белого балохона, она теперь носит яркие и весьма открытые цветные одежды индийского типа, поет и танцует в весьма «свободной» манере.

2. Время основания:

11 апреля 1990 г. считается временем воплощения Христа в теле Марины Цвигун.

В 1991 г. был основан «Институт души Атма», на базе которого возникло «Белое Братство».

3. Место основания:

г. Киев, Украина.

4. Регион распространения:

Возникнув в Киеве, «Белое Братство» быстро распространилось по Украине, Белоруссии и России. К лету 1993 года «Белое Братство» распространилось как минимум в 45 городах России. По примерным подсчетам на территории Украины количество последователей «Белого Братства» в период пика активности секты составляло порядка 3200 человек (около 30 групп). Точных данных по численности адептов «Белого Братства» в России нет.

5. Местонахождение руководящего центра.

Точное месторасположение центров и мест собраний определить крайне сложно, так как вся информация об этом тщательно скрывается.

6. Организационная структура:

Иерархическая структура секты такова: Во главе секты стоят Мария Дэви Христос (Марина Цвигун) и Юоанн Свами (Юрий Кривоногов – до 1994 г.). С 1992 г. среди высших руководителей секты значится также Виталий Ковальчук, именующий себя «Папой живой церкви Иоанном Петром II».

После первых трех лиц, существует звено «сефиротов» из числа наиболее доверенных лиц, затем – звено апостолов (по некоторым данным, их 12), далее «воины Ильи и Еноха – рыцари», которые делятся на категории «крестителей», вербовщиков и др. Они разбиваются на группы со старшими во главе.

«Белое Братство» имеет крайне сложную и запутанную структуру даже на уровне одной низовой группы, которая включает в себя несколько подгрупп – так называемые «кольца» I, II, III. Все имеют новые имена, которые получили при посвящении. «Белые братья» более высокой степени посвящения знают низших и свой круг, плюс одного «брата» более высокого уровня посвящения, от которого получают команды.

7. Базовая литература:

Учение «Белого Братства» распространялось преимущественно через газеты и листовки. Своих «священных книг» секта не создала. В то же время, все произведения Марины Цвигун, в том числе, сборники ее стихов, воспринимаются сектантами как «божественное откровение».

8. Периодические издания:

Газеты: «Атма» и «Юсмалос»

9. Средства массовой информации:

Собственными средствами массовой информации секта не располагала. В то же время, ее приверженцы активно распространяли аудио- и видеокассеты с проповедями руководителей секты.

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

оккультизм (теософия, «живая этика» Рерихов), восточные религии (буддизм, индуизм), элементы христианства (Апокалипсис).

2. Краткое изложение учения:

Учение «Белого Братства» самими последователями именуется «Юсмалос». Аббревиатура расшифровывается следующим образом: Юс – Юоанн Свами, искаженное в восточном духе «Иоанн Святой» (Креститель) – Юрий Кривоногов. Ма – Мария Дэви Христос – Дева Мария, «Матерь Мира», она же – живое воплощение Иисуса Христа, – Марина Цвигун. Лос – сокращение от слова «Логос». Название как бы включает в себя идею новой «троицы». Оно также используется сектантами в качестве мантры, при длительном ритмическом повторении которой адепт впадает в транс, что объясняется как слияние с Богом и растворение в божественной сущности.

В действительности учение секты носит синкретический характер: оно включает в себя основные вероучительные положения восточных религий (например, учение о карме, реинкарнации, нирване), а также идеи оккультизма, почерпнутые из трудов Е. П. Блаватской и семьи Рерихов. Это учение о логосах и сефоритах, об энергетических эгрегорах, ауре и энергии «фохат». Само название «Великое Белое Братство» взято из произведений Рерихов, где этим понятием обозначаются «Великие Учителя» или «Махатмы». Оболочка учения секты имеет псевдохристианскую форму: члены «Белого Братства» верят, что Христос в очередной раз сошел на землю в образе Марии Дэви – заступницы и утешительницы, и воплотился в Марине Цвигун. Активно используются пророческие книги Библии и, особенно, Апокалипсис, в вольной трактовке Кривоногова и Цвигун.

Особое место в доктрине секты отведено учению о «Фохате» – некой божественной энергии, которая распространяется Марией Дэви Христос через своих последователей. По словам самих последователей секты, «фохат» насыщает пространство, бытовые сооружения и все места, где юсмалиане живут, крестят, проповедуют. С 1 июля 1990 г. лидеры «Белого Братства» провозгласили (по их выражению, «включили») «Программу спасения Земли – Юсмалос», нап равленную на «фохатизацию» человечества (144000 избранных) и рассчитанную на 3,5 года (1260 дней). При этом было заявлено, что «фохат» смертоносен для «демонических личностей», то есть для всех тех, кто не принимает учение секты, и, тем более, противостоит ей. Такие люди «облучаются фохатическими излучениями» и вскоре мучительно гибнут от неизлечимых заболеваний. Необходимо отметить, что угрозы и проклятья занимают весьма значительное место в доктрине «Белого Братства». Вся проповедь сектантов строилась на «предупреждении» о необходимости принять «Бога Живого Марию Дэви Христос» и проклятии, в случае если слушатель отказался от оказанной ему чести присоединиться к числу «избранных». Специальные проклятья были произнесены в адрес религиозных деятелей (Папы Римского, Патриарха Московского и др.), политиков и даже артистов (внимание сектантов привлек Юрий Шевчук).

Что касается «юсмалиан», то, по словам Марии Дэви Христос, они «…получат наши печати при жизни». Они «трансцендентны и не сентиментальны, легко расстаются с близкими и родными, их невозможно искусить, а если ум и заиграет, то властью Марии Дэви Христос он будет обуздан». При этом от последователей требовалось полное самопожертвование и готовность исполнить любой приказ руководства секты. Вот выдержка из послания «Матери Мира»: «Эти юсмалиане, 12 тысяч душ, и сейчас погибнут в качестве жертвы за свидетельство Матери Мира… Готовьтесь к этому, Мои дорогие детки. Это ваш долг, омыть кровью своей грехи нечестивого человечества». Согласно учению секты, в «Золотой век», следующий за Страшным Судом, попадут 144 000 юсмалиан, которые составят новую расу.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Наибольшую опасность для психического и физического здоровья сектантов и общества в целом представляет тема жертвоприношения в доктрине «Белого Братства», которая активно проводилась в сектантских газетах, листовках и брошюрах. В частности, в листовке 1992 года, Кривоногов писал: «Земле нужны жертвы за грехи человеческие. На эту жертву согласны только истинные христово-богородичные братья и сестры..!» (…) «Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Но эта кровь нужна земле! Мы с Марией Дэви «уйдем» последними. Наши трупы пролежат на улице три дня. Затем мы воскреснем и вознесемся. Начнется преображение Земли». Известны случаи самоубийства сектантов, в частности осенью 1993 г., когда член «Белого Братства» из Каменец-Подольска бросился под поезд, после того как его выгнали из секты. По мнению специалистов, руководство «Белого Братства» апробировало на своих приверженцах методы насильственного управления психикой и поведением, использования изощренных методов гипнотического внушения. Одна из рукописей Юрия Кривоногова называется «Методы психофизической диагностики и регуляции состоянии живых биоэнергетических систем».

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

После основания секты в 1991 г. наступил период «накапливания сил», набора необходимого количества приверженцев. Он продолжался примерно до весны 1993 г. Этот период в рассказах самих сектантов характеризуется как «очень светлый, возвышенный и радостный». Неофиты набирались, главным образом, среди молодежи 15 – 19 лет. Первоначально они появлялись в секциях восточных единоборств, йоги. Затем проповедники секты устремились в школы. Неразборчивые учителя и директора школ предоставляли новым «духовным инструкторам» школьные аудитории вплоть до третьего класса, где детям рассказывали о грядущем Страшном Суде и пришедшем на Землю «Боге Живом». Желающих тут же «крестили», выводя по одному в коридор. Само действо «крещения», по рассказам бывших сектантов, проводилось по-разному, например, заключалось в следующем: один из «старших братьев» прикладывал руку ко лбу «крестимого», что-то вещал, неотрывно глядя ему в глаза, затем совершал руками пассы вдоль его позвоночника и окроплял водой из фляжки. Селились «юсмалиане» на заранее снятых квартирах человек по двадцать – тридцать. Квартиры то и дело менялись. Диспетчерские, где стояли контактные телефоны, функционировали круглосуточно. Старшие групп вели вахтенные журналы. В них записывали маршруты поездок по СНГ, кто и сколько продал литературы и т.д. Эти сводки регулярно проверялись специальными координаторами.

На первом этапе деятельности «Белого Братства» членов секты можно было узнать по специфичного покроя свободным белым одеждам, но уже к лету 1993 года юсмалиане сняли белые одежды, переодевшись в однотипные спортивные костюмы, за плечами у них появились одинаковые рюкзаки.

Сильное воздействие на психику сектантов началось после московской встречи руководителей «Белого Братства» на Пасху 1993 г., после приезда в Москву тогда же некоего Гибара, одного из помощников высшего руководства секты. Адепты «Белого Братства» принуждались к разрыву семейных и родственных связей. Руководители секты настраивали своих приверженцев против их родных, представляя родителей «исчадиями ада», «приспешниками сатаны», пытались стравливать родителей «белых братьев» из разных городов страны.

Летом 1993 года по православным храмам прокатилась волна драк и потасовок, спровоцированных адептами «Белого Братства» по приказу своего руководства. Группы «белых братьев», среди которых были и девушки, умышленно идя на конфронтацию, врывались в храмы и срывали богослужения. Делалось это, по словам самих же сектантов, для того, чтобы православные их убивали, тем самым предоставляя возможность попасть на небеса в качестве «святых». Примером может служить инцидент в Храме Всех скорбящих радосте в Москве, когда во время вечернего богослужения группа ворвавшихся в храм «белых братьев» напала на священника Даниила Калашникова и жестоко избила его. «Белые братья» пытались сорвать Литургию в Богоявленском соборе в Москве: громко кричали, прорывались на кафедру, оскорбляли священников. Подобное происходило в Уфе, Днепропетровске и других городах. Появлялись «белые братья» и в католических храмах, в частности, в церкви Лурдской Божьей Матери в Санкт-Петербурге.

«Страшный Суд» был запланирован руководителями секты на 24 октября 1993 года, затем перенесен на 13 ноября того же года. По призыву своих лидеров члены секты собрались 11 ноября у собора Святой Софии (в то время государственный музей) в Киеве, под видом посетителей проникли туда, закрылись и стали совершать моление. Часть сектантов пыталась уничтожить находившиеся в храме иконы. Власти Киева, зная заранее о том, что в город стекаются сектанты с Украины и из соседних республик, и опасаясь массового самоубийства, действовали решительно. Отряд милиции особого назначения «Беркут» ворвался в собор, и попытался выпровадить сектантов. Завязалась драка. Собору был нанесен ущерб в ценах 1993 г., по разным оценкам, от 50 до 69 млн. карбованцев.

Украинская милиция задержала 616 человек. Лидеры секты были арестованы, им предъявили обвинения в массовых беспорядках, захвате государственного здания и посягательстве на здоровье граждан под предлогом исполнения религиозных обрядов. Началось следствие по делу о «Белом Братстве», деятельность которого была приостановлена. Вскоре последовали сенсационные разоблачения о нанесении сектой ущерба душевному и физическому здоровью людей. Киевский городской суд признал руководителей «Белого Братства» виновными. Марина Цвигун была осуждена приговором от 9 февраля 1996 г. по статьям 187-5, 209, 101-ч.1 УК Украины к четырем годам лишения свободы в ИТК общего режима. До суда она содержалась в СИЗО-1 УВД Киевской обл. Суд длился 9 месяцев. Этим же приговором суда В. В. Ковальчук был осужден на шесть лет усиленного режима, а Ю. А. Кривоногов – на семь лет уси ленного режима.

После ареста руководителей, начался массовый выход из секты, хотя некоторая часть последователей все же осталась. Сектанты продолжили печатать и распространять свою газету «Юсмалос», распространять листовки, так называемые «христовочки», аудио- и видеокассеты с записями речей и стихов Цвигун. Кроме того ими были направлены протесты в правозащитные организации, в том числе зарубежные, с требованиями освободить Марину Цвигун. 137 человек объявили сухую голодовку в знак протеста против ее задержания.

Почти сразу после событий в Киеве, в 1993 – 1994 гг. Цвигун провела корректирование доктрины «Белого Братства», чтобы сохранить влияние на оставшихся последователей. Цвигун тогда разорвала отношения с Кривоноговым и списала на него все негативное, что было в секте. «Никакого Юоанна Свами нет, – сказала она, обращаясь к своим адептам, – это лжеучитель». Часть приверженцев поверила ей и продолжала поддерживать секту. В 1997 г. приверженцы «Белого Братства» еще действовали в 35 городах России.

2. Современная деятельность

В конце 1990-х гг. деятельность секты пошла на спад, и к началу нового тысячелетия она фактически прекратила свое существование. В настоящее время небольшие (до 15 человек) группы последователей Марины Цвигун продолжают собираться в условиях строжайшей конспирации, лелея надежду на возрождение «Великого Белого Братства». В то же время продолжают выпускаться и распространяться видеокассеты, на которых «Матерь мира» танцует и исполняет песни собственного сочинения.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Дворкин А. Л. «Введение в сектоведение: учебное пособие к курсу «Сектоведение»», Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 1998;
  2. Мороз Алексий, свящ. «Современные ереси: Лжеучение Порфирия Иванова, зловредная секта белого братства», СПб., 1994;
  3. Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997;
  4. Под ред. Митрополита С-Петербургского и Ладожского Иоанна «Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России», СПб. Митрополия, СПб., 1994;
  5. «Современные секты в России», сборник, Вестник Всероссийского Православного Молодежного Движения, СПб., 1994.

Ю. Д.

  • Не путать с Великим белым братством
  • Не путать с Белым братством
Эта статья во многом или полностью опирается на неавторитетные источники, что может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации. Такие источники также не показывают значимость предмета статьи. Статью можно улучшить, использовав источники, авторитетные в данной тематике.

Всемирное белое братство (Болгарское Белое братство) основано в Болгарии в 1900 году Петром Дыновым — синкретическое оккультно-религиозное учение, в основе которого лежат различные аспекты эзотерического христианства, индуизма и йоги. Основным популяризатором и авторитетным лидером течения считается Микаэль Айванхов (по рождению Михаил Иванов — «Айванхов» — английское прочтение фамилии «Ivanhov»). В 1937 году основатель этой эзотерической школы Петр Дынов направил своего ученика Иванова во Францию с миссией распространения учения Белого Братства. Микаэль Айванхов основал в Париже в 1947 году французское отделение организации «Всемирное белое братство», получившее наименование «Изгрев» (болг. «восход»). В 1953 году на юге Франции, на Ривьере, была создана специальная школа «Бонфан».

В начале 1960-х годов Айванхов побывал в Индии, где получил посвящение от гималайского бабаджи. От него он якобы получил имя «Омраам», символизирущее «процесс конкретизации невидимой, неуловимой идеи, которая должна воплотиться на Земле».

На основе лекций Микаэля Айванхова издано много книг, которые и стали основой нынешнего учения Всемирного белого братства. Это 32 тома его полного собрания сочинений, около 40 томов серии «Извор», брошюры, аудио- и видеозаписи бесед и лекций. Большинство из них переведены на русский язык и эсперанто.

В период социализма в Болгарии деятельность братства была приостановлена. Ныне Всемирное Белое Братство действует и в Болгарии, и в других странах мира. Поддерживает сестринские отношения с Оомото-кё и Бахаи.

Примечания

Ссылки

  • Aivanhov.ru — Омраам Микаэль Айванхов
  • Общество «Белое Братство» — Болгария
  • Публикации работ Петра Дынова и его последователей

«Все религии упадут. Останется лишь одно: Учение Белого Братства. Как белый цветок, покроет оно Землю, и благодаря этому люди спасутся.

Это Новое Учение, но построенное на основах старого. Старое здесь можно сравнить с корнями, а новое — как цветок, распустившийся на солнце.

Новое Учение придет из России. Будет чистой Россия, будет Белое Братство в России. Отсюда Учение начнет свое шествие по всему миру».

Из пророчества Ванги

  • В мировых религиях
  • В философии и научных трудах
  • В теософии
  • В современных философско-этических и духовных учениях

Во многих верованиях и философских системах в том числе в мировых религиях есть представление о Высшем мире (или мирах, как это представляется в восточных верованиях), в которых пребывают души праведников. Например, в христианстве есть представление о неком идеальном мире — рае, в котором пребывают души святых людей. К ним обращены молитвы миллионов людей, и они отвечают на эти молитвы! Аналогичные представления есть в других религиях.

Таким образом можно сделать вывод, что пребывание в Высшем мире не есть прерогатива представителей какой-то определённой религиозной конфессии или духовного течения.

Постараемся представить себе, какие отношения могут быть между обитателями Высшего мира? Могут ли быть между ними распри, борьба за власть, войны и прочие негативные проявления, свойственные нам – людям Земли. Очевидно, что нет. Только один тип отношений может быть между ними – братские отношения. Поэтому они составляют между собой Братство.

С каким цветом должно ассоциироваться это Братство? Конечно же с цветом чистоты и праведности – с Белым.

А какой эпитет лучше всего подходит к Братству обитателей Высшего мира? Только один – Великое.

Великое Белое Братство. Вот достойное наименование!

Однако, как это часто бывает, по-настоящему светлые и возвышенные образы дискредитируются нечистоплотными людьми. Так произошло в России и на постсоветском пространстве, где после распада Советского Союза появился ряд организаций, которые присвоили себе наименование Братства, к которому они никакого отношения не имели.

Поэтому очень важно сбросить навет клеветы и предубеждений с этого возвышенного и чистого понятия – Великого Белого Братства.

Великое Белое Братство в мировых религиях

Упоминания о мудрецах, наставляющих человечество, встречается в разных религиях.

Так, в буддизме упоминаются учителя человечества в связи со страной Шамбалой. Шамбала фигурирует в священных буддистских текстах «Калачакратантры”, в которой содержатся пророчества о грядущих событиях на земле, а «цари Шамбалы” описываются как праотцы и учителя человечества, передающим им свои учения (священные тексты), из которых человечество создает себе религии . Этими учителями являются будды и бодхисаттвы, существующие в столице Шамбалы, Калапе. Среди них Будда Шакьямуни (Гаутама), Будда Майтрейя, Будда Амитабха, Падмасамбхава, и другие, в том числе и родившиеся на земле «чудесным образом” .

В христианстве упоминание Великого Белого Братства можно встретить предположительно по описанию их внешности. В Библии в «Откровении» от Иоанна есть несколько примеров святых в «белом одеянии». Так, «убиенным за Слово Божие» – «…даны были каждому из них одежды белые…».

О людях, «которые не осквернили одежд своих», в этом же источнике «Господь говорит, что они «будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды…» .
«Пред Престолом Господа стоит множество людей в белых одеждах – облачённых «в виссон чистый и светлый»”.
Можно предположить, что речь идет о белом свете, окутывающий их невидимые физическому глазу «тела”.

По мнению Президента Международной Ассоциации «Мир через культуру” В.М.Сидорова, Белое Братство является синонимом «непадшего человечества”, поскольку «духовно-религиозная традиция христианства, в отличие от индуистской и буддийской, делает главный акцент на космическом грехопадении человечества» .

Идеи Братства в философии и научных трудах

Теософские идеи, присущие учению Великого Белого Братства, единого божественного начала, духовной иерархии, эманации духа в материю близка философам-неоплатоникам, начиная с античного периода. Объединяя философию Платона и Аристотеля, неоплатоники, в том числе известный представитель неоплатонизма Плотин, переосмысливают онтологические понятия Ума, Души, Единого и объясняют возникновение вселенной нисхождением (эманацией) единого в низшие уровни бытия. Этот процесс происходит благодаря избыточности творческой энергии Единого, и по мере перехода высшего бытия в низшее происходит убывание Блага. Однако при помощи волевого преодоления низшее бытие имеет свойство возвращение к истоку и тем продиктовано её стремление идти по пути эволюции. Таким образом, Дух, материализуясь во вселенной, естественным путём теряет свойство Блага, и каждый более низкий уровень материализации характеризуется меньшим совершенством. Этим объясняется наличие зла во Вселенной — как отсутствие высшего Блага. Стремясь вернуться к единому первоначалу душа проходит те же ступени совершенствования, поднимаясь на более высокие уровни бытия.

Плотин — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма.

Неоплатоники признавали и активно использовали также мистические практики, теургию, как процесс воссоединения с богом во время молитвенных практик.

Учение распространилось в философских школах Европы и Азии, имело много разновидностей и поддерживалось такими философами, как Порфирий, Феодор Асинский, Ямвлих, Прокл, Плутарх, философами средних веков, среди которых Ориген, Августин Блаженный, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Мейстер Экхарт, Таулер . В эпоху Возрождения идеи неоплатоников развивал Николай Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно.

Многих из этих мыслителей теософия Е.П.Блаватской относит к представителям Великого Белого Братства, которые выполняли миссию просвещения человечества, не афишируя это .

Фрэнсис Бэкона — создатель научного метода, основоположник идей ордена розенкрейцеров.

Впоследствии философия неоплатонизма и связанные с ней идеи нашли отражение в работах философов, развивающих научный метод: естествоиспытателя Роджера Бэкона, философа-натуралиста Б. Спинозы, создателя математического анализа Г.В. Лейбница, создателя научного метода Фрэнсиса Бэкона. По мнению философов, научный метод позволяет познать божественную природу, поскольку Бог «составляет первую и единственную свободную причину как бытия всех вещей, так и сущности их” . Политического деятеля и философа Фрэнсиса Бэкона также считали одним из основоположников идей ордена розенкрейцеров об Универсальном Братстве .

В 19-20 веке с выходом в свет трудов Е.П.Блаватской и основанием Теософского общества, теологические и теософские взгляды снова приобрели популярность в США, Европе, оказали значительное влияние на русскую философию.

Теософские взгляды нашли отражение в работах не только русских философов, но и писателей, учёных, художников и композиторов.

Духовное перерождение, слияние с божественным в вечности часто звучит в творчестве поэтов-символистов Д.Мережковского, В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока и писателей Ф.Достоевского, А.Платонова, С.Булгакова:

«Мы были – сумеречной мглой
Мы будем пламенные духи”

В.И. Вернадский — российский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века.

Этические начала науки развивали К.А.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский . Так, В.И.Вернадский считал, что человек не является совершенным творением и помимо него более развитые существа:

«Homo Sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее» .

К.Э. Циолковский также указывал на существование планет, находящихся на высших ступенях эволюции и населенных «высшими люди” .

«… мы должны признать существование множества богов самых разных рангов. Чем они выше, тем дальше от человека, тем непостижимее ему» .

По мнению исследователей «русского космизма”, это «уникальный феномен русской культуры”, однако «в советские времена всё многообразие и полифоническая универсальность русского космизма как целостного феномена оказалась замкнута в четко очерченном круге идеологических догм… Потеряв свою духовную основу, космизм фактически перестал существовать на отечественной почве и как самостоятельное философское течение” .

По данным, полученным астрофизиками, «физическая» Вселенная, состоящая из известных ныне элементарных частиц, составляет лишь 4% от общей массы Вселенной. Всё остальное приходится на долю так называемой «темной материи» и «тёмной энергии», которые практически не взаимодействуют с известными элементарными частицами, однако наличие данных составляющих Вселенной удалось обнаружить благодарю изменениям, которые они вносят в гравитационные взаимодействия.

Е.П. Блаватская. Тайная доктрина. Космогенезис, стр. 648.

Понятие Великого Белого Братства в теософии

В трудах последователей теософии Великое Белое Братство представляется как учителя человечества, выполняющие миссию руководства эволюцией и просвещающие людей о законах Вселенной через различных людей, именуемых Посланниками Великого Белого Братства. Посланники имеют возможность физическим или мистическим образом взаимодействовать с учителями и таким образом получают и транслируют древнее учение на доступном современникам языке. Выбор посланников обусловлен их внутренними духовными достижениями, благодаря чему информация поступает человечеству в максимально неискажённом виде. Посланниками Великого Белого Братства считали себя многие представители теософского движения, термин посланничества присутствует также и в современных движениях.

В трудах Е.П.Блаватской

Елена Петровна Блаватская

Несмотря на то, что мистической традиции Востока и Запада понятие Великого Белого Братства было известно со средних веков, активное распространение этот термин получил в 19 веке, с момента написания своих трудов Е.П.Блаватской.

По словам Е.П.Блаватской, в 1851 году она впервые встретила учителя, который познакомил её с спиритуализмом. Впоследствии Е.П.Блаватская много путешествовала по Индии, Египту, Мексике, Канаде, США, Южной Америке, Тибету, изучая эзотерику . В 1875 году Е.П.Блаватская основала Теософское общество, а в 1888 году вышла в свет её главная книга «Тайная Доктрина”. В труде подробно описан космогенез, принципы и основные законы эволюции Вселенной, человека, разъясняется символика древних религий .

По словам очевидцев, учение, содержащееся в «Тайной Доктрине”, было передано учителями Великого Белого Братства, в частности, материал был изложен в рукописях от махатм, продиктован Е.П.Блаватской, либо получен с помощью ясновидения . Великое Белое Братство автор называет также махатмами, Великой Белой Ложей, Владыками Тайного Братства.

В своих трудах она писала, что единственное спасение планеты — это воссоединение человечества с его высшей частью — Великим Белом Братством.

Последователи теософских воззрений

Анни Безант

Помимо Е.П.Блаватской, Великое Белое Братство также описывали в своих книгах члены теософского сообщества и последователи. Среди них Генри Олкотт, Анни Безант, Н.К.Рерих и Е.И.Рерих и другие .

Возрастающая популярность теософских воззрений привела к образованию обществ и движений, руководствующихся учением Великого Белого Братства.

С 1907 года Теософское общество возглавляла ученица Е.П.Блаватской Анни Безант. Она также явилась автором множества трудов по теософии и учению Великой Белой Ложи, где последовательно раскрывала суть закона перевоплощения, закона кармы, а также духовной эволюции человека:

«Это древний Путь, носивший всегда название Крестного Пути. Крест есть символ жизни — жизни, торжествующей над смертью, жизни Духа, победившего материю. На этом Пути нет разницы между Востоком и Западом, а содействует только одно оккультное учение и одна великая Белая Ложа Хранителей духовных сокровищ нашей расы” .

Чарлз Ледбитер описывал Великое Белое Братства как «Просветлённую Общину адептов на Земле и на Небе, созданную с благими целями для духовного развития человеческой расы”, а также как великих существ, которые «интересуются не только пробуждением духовной природы людей, но и всем тем, от чего зависит благосостояние человека на земле” .

В учении Рерихов

Понятие «Белое Братство” также стало ключевым в учении «Живой Этики” и «Агни Йоге” Н.К.Рерих и Е.И.Рерих. Е.И. Рерих утверждала, что «каждый Брат Белого Братства носит много имён”. Так, в Великое Белое Братство входят Кумары — божества, известные в индуизме и буддизме

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи

«Сыны Пламени, Сыны Брамы, Великие Риши, Кумары, первые Наставники и Цари, основатели религий, философы и т.д. — все те же семь Величайших Индивидуальностей, проявлявшихся в своих различных аспектах на нашей Земле, и сейчас именно Они составляют Ядро Белого Братства”.

Е.П.Блаватская, А.Безант, Н.К.Рерих и Е.И.Рерих описывали послания «незримых учителей человечества” , а также полагали существование на Земле невидимого мирового Правительства Света, которое возглавляет Великое Белое Братство. При этом Е.И.Рерих считала Великое Белое Братство «Центром эволюции” на Земле.

Л. В. Шапошникова в предисловии к книге «Обитель света” описывает роль Великого Белого Братства в понимании Н.К.Рериха:

«Великие Учителя, приносившие человечеству знания в той или иной форме, способствовавшие осознанию наступающих изменений, вызванных энергетическими процессами космической эволюции, прошли через всю историю человечества. Они были теми, в ком персонифицировались космические силы, продвигающие эволюцию на всех ее уровнях. Без них подобное движение не состоялось бы. Великие учителя были духовными наставниками, религиозными реформаторами, открывателями новых знаний. Имена многих из них нам хорошо известны. Будда и Христос, Зороастр и Нагарджуна, Кришна и Гермес и многие другие.
У каждого из них была своя ступень на иерархической лестнице одухотворенного Космоса. Есть там свое высокое место и у Учителя Рерихов. Эта условная лестница бесконечна и уходит вверх в Беспредельность. На ней и Ученики и Учителя Учителей” .

Е.И. Рерих считала, что «Белое Братство имеет свою Обитель Света, или Шамбалу Небесную, в Тонком Мире, но также как Отображение ее Шамбалу Земную в неприступной Трансгималайской Твердыне”.

В современных философско-этических и духовных учениях

Современные учения отличаются от трудов 19 — начала 20 века более простым изложением, описывающим духовно-нравственные стандарты. В книгах современных авторов описываются конкретные рекомендации по формированию необходимых качеств, которые должны быть присущи современному человеку, исходя из условий его повседневного быта.

Американские Посланники XX века. Гай и Эдна Баллард

Гай и Эдна Балларды

В 30-е годы 20 века Посланником Братства являлся Гай Баллард (1878-1939) (литературный псевдоним — Годфри Рэй Кинг).

В работах Гая Балларда о Великом Белом Братстве говорится как о Братстве Бессмертных Святых и Мудрецов, которые прошли посвящение Преображения, Воскресения и Вознесения.

Вместе со своей женой Эдной Баллард (1886-1971) он основал организацию «Я Есмь Движение” на территории США, а также выпустил серию книг о Великом Белом Братстве, рекомендациях по личному духовному развитию.

Согласно имеющимся сведениям, к 1938 году в Движении «Я ЕСМЬ” состояло до миллиона участников . Это является беспрецедентным для современной истории масштабом распространения Учения Великого Белого Братства.

Марк и Элизабет К. Профет

Марк и Элизабет К. Профет

В середине 20 века, через Марка Профета (1918-1973) и его супругу Элизабет Клэр Профет (1939-2009) было передано человечеству обширное Учение Вознесенных Владык.

Когда Марку было 18 лет во время работы на железной дороге он стал свидетелем удивительного явления: перед ним предстал восточный адепт и дал ему наставления о его будущей миссии. На следующей день по почте Марк получил письмо, подтверждавшее все детали встречи. Это был Владыка Мория – один из Учителей, дававших знания в XIX веке через Е.П. Блаватскую.

Однако воспитанный в христианских традициях Марк стал сомневаться в том, что знания, полученные от явившегося ему восточного адепта в тюрбане, согласуются с христианством и отверг этот опыт. Марка ждал долгий путь, прежде чем он смог осознать и исполнить свою миссию.

В 1961 году Марк встретил свою будущую супругу Элизабет. Вместе они написали ряд книг, в которых описаны способы личной духовной работы, законы эволюции, а также подробно описаны члены Великого Белого Братства .

Статью подготовили: Н. Лимонова, И.Биккенова и К. Красников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *