Бес, кто это?

Цитата сообщения Stephanya Славянская мифология. Бесы .





Бесы в славянской мифологии — злые, враждебные людям духи. Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода.
В христианстве слово «Бес» стало синонимом слова «Демон». У христианских летописцев этим же словом иногда обозначаются языческие божества.

Злобные духи, слуги Сатаны.
Под разными именами бесы существовали почти во всех мировых религиях. Несмотря на различные названия, у всех народов они считались невидимыми врагами человека, носителями всего самого скверного и неизменно вызывали ужас и отвращение. Именно эти качества обусловили славянское название бесов, на древнеиндийском языке звучащее как «вызывающий страх и ужас «.
В языческой мифологии Древней Руси бесами считались такие почитаемые боги, как Перун, Белес, Мокша, образы которых получили продолжение во многих других существах.
Корни славянского слова «бес» лежат в индоевропейском языке, где существует понятие «bhoi-dho-s», что буквально означает «вызывающий страх».
В христианских представлениях бесы — шпионы дьявола, бойцы его нечистого войска, противостоящие Святой Троице и небесной армии архангела Михаила. По преданию, бесы считались заклятыми врагами человека, они насылали душевные болезни (беснования), вызывали ссоры между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.
Известна русская поговорка «Бес попутал», обозначающая нелогичный поступок.

Майков Игорь. Похититель Луны или Тихое Счастье
Злая сущность бесов, считавшихся причиной появления негативных явлений в обществе и душе человека, сопровождавших душевные болезни, семейные и социальные конфликты, не допускала каких-либо договоров с ними, а если такое случалось, то это могло принести человеку несчастья в будущем.
Достаточно вспомнить знаменитую поэму И.-В. Гёте «Фауст», где автор убедительно доказал опасность сделок с нечистой силой. Однако злое начало было присуще бесам не всегда: в сказаниях они появились в образах ангелов, а затем коварно изменили создателю, став помощниками дьявола.
Как напоминание об изначально ангельском прошлом у них сохранились крылья; в западной мифологии бесы имели крылья летучих мышей.
В то время когда они были ангелами, бесы обладали огромными знаниями, мудростью и могуществом. Сохранив все эти качества в злом образе, бесы умело использовали знания для коварных дел, глубоко проникая в мысли человека, направляя его деятельность во зло близким и обществу.
Подобно многим мифическим существам, бесы невидимы, но способны принимать любой облик, используя внешность для достижения собственных целей. Истинная сущность беса подробно описана в священных текстах различных религий, отличаясь лишь деталями.
Так, типичный бес — это рогатое существо, густо покрытое шерстью, с человеческими руками, с копытами на ногах и длинным хвостом.
У некоторых народов бесы наделены огромными ушами, крыльями (в качестве напоминания об ангельском прошлом) или длинными когтями. В облике славянского беса четко прослеживается его сходство с греческим сатиром и фавном: небольшие рожки, копытца, хвост.
Еще одно представление о бесах связано с религиозным фанатизмом. Например, славяне часто наделяли беса внешностью жителя мусульманских стран, таким образом подчеркивая свою неприязнь к иноверцам. В русской мифологии бесы представлялись эфиопами («черными муринами»), поляками (ляхами) и даже немцами.
По преданиям, приближение беса отмечалось ощущением безысходности, странной тоски; человека мучила тошнота и судорожный смех без причины. В XV-XVI веках в некоторых европейских странах возникли слухи о бесах, принуждающих людей к плотскому совокуплению. Их мужские образы назывались инкубами, а женские — суккубами.

Бес. Кононенко В.А.
По христианским представлениям, особое внимание нечистая сила уделяла пустынникам и религиозным аскетам. Вероятно, по этой причине в период зарождения монашества отшельники поселялись в глухих лесах или в бескрайних степях, то есть в тех местах, где, по легендам, обитала нечистая сила.
Зная о том, что, подобно ангелам, бесы возникают и исчезают по своему желанию, отшельники старались сразиться с бесами-искусителями на их территории. Самой поучительной историей величия духа истинно верующего человека стала легенда об искушении Антония Великого, который считался основателем монашеского движения.

Иероним Босх. «Искушение святого Антония»
Бесы — в славянской мифологии враждебные человеку злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, рогами и копытами, со свиным рылом, окутанными смрадом или дымом.
По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых «нечистых» животных (чаще всего, свиней) или прикидываться человеком.
Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах».
Само слово «бес» является общеприменимым ко всей нечистой силе. Душа неправедных (грешных) людей после смерти не могла попасть в Ирий (Вырий, Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Отрицательные эмоции, безчестие, разврат, хаос и другие негативные явления, вызываемые этими проделками у живых людей служили пищей таким духам.
Бесы — это злые духи, которые для последователей Сатаны являлись тем же, что для праведников Ангелы-хранители.

Бес — славянское обозначение «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: без… совести (безсовестный, бессовестный — абсурдная, но «официально утвердившиеся» ошибка, толи умышленно внёдрённая в великорусский язык, толи оставшиеся в нём по какому-то недоразумению), без…Бога (безбожный, подумайте сами может ли быть бес… божный), без… праведный (безправедный — правильно, бес… праведный — такая же нелепица, может ли бес быть праведным и жить по Пра-Ведам и Прави?), без… чести (безчестный — верно, бесчестный — честный Бес, комментарии в данном случае вообще излишни, может ли Бес (Слуга Сатаны) который постоянно обманывает людей быть честным?) и т.д. Но есть и слова, где употребление «бес» будет вполне уместно, например, бесподобный — то есть бесоподобный.
По мере распространения христианства языческие представления о враждебных духах соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога («падшие ангелы»).
В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. В древних преданиях так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола (Сатаны). Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю.
Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям.
В народе известны многочисленные сказки, в которых бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей. Считалось также, что бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть, в редких случаях может и погубить. Особенная активность бесам приписывается в рождественскую ночь и на Святки, которые традиционно считаются временем разгула нечисти. Существовало поверье, что бесы нападали на монахов, аскетов и пустынников, стараясь любыми способами помешать их служению Богу.
Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая когда он оступиться, его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: «Бес попутал» и т.п. Чтобы уберечься от бесов, язычники носили на шее амулет, христиане же крест.
Широко известно стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина — «Бесы»:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во тьме горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Хвостатые гости
Однажды к вдове, которая собрала к себе на посиделки несколько девиц, заявились пятеро молодых людей и начали угощать всех присутствующих сладостями.
В это время у одной девицы как-то нечаянно выпало из рук веретено. Нагнувшись его поднять, она с ужасом заметила: у всех молодцов видны хвосты, а на месте сапог лошадиные копыта!
Девица мигом смекнула, что это бесы. Сделав вид, будто ей хочется пить, она взяла кружку, приглашая других своих подружек пойти с ней в сени попить воды, но те отказались.
Вышедши в сени, девица эта побежала на село за подмогой. Пока она созвала людей, пока привели попа и явились опять к вдове, все находящиеся тут были уже почти бездыханны. Долго приводили их в чувство, уже отчаялись было. Мельникова дочь даже поседела — так напугали ее гости с хвостами и лошадиными копытами. А тех молодцов и след простыл.
Борис Забирохин
Кумова кровать
Жили-были мужик да баба, и был у них сын. И так обедняли они, что хоть по миру иди. Мужик думал-думал — что делать, как хлеба добывать? — и надумал: стал учиться колдовству. Учился-учился и таки выучился с чертями водиться.
Вот пришло ему время женить сына. «Дай, — говорит он, — пойду да сосватаю у своих приятелей-чертей». Пошел и сосватал за сына опившуюся девку, что возит у чертей воду с прочими опойцами. Дело сделано, по рукам ударили, начали пиво варить. Нечистые завели свата и жениха в богатые каменные хоромы свадьбу играть и разослали позыватых звать гостей на пир, на веселье.
Со всех сторон наехало видимо-невидимо чертей; собрались и начали пить, есть, веселиться. Сват с самим сатаною в переднем углу сидит. Вот начали молодые дары дарить. Сатана много на отдарье положил казны и говорит свату:
— Ну, сватушка, подарил я молодого деньгами. Подарю и слугою. Вишь, один мужик продал нам своего сына и расписку на том дал; коли хочешь, кум, я тебе с сыном подарю эту расписку.
Кум бил ему челом, а сатана созвал всех чертей и спрашивает: у кого расписка? Указали на одного черта, а тот знай себе запирается, не хочет отдавать расписки. Сатана приказал его раздеть и бить за утайку железными прутьями. Как ни били, как ни колотили его — не могли ничего сделать, стоит на своем, да и только. Сатана и крикнул:
— Тащитека его на кумову кровать!
Черт так напугался, что сейчас же достал расписку и отдал сатане, а сатана — куму. Вот сват и спрашивает сатану:
— Какая это у вас кумова кровать, что даже черт напугался?
— Да так, кум, простая! Кровать эта сделана для нас, чертей, и для наших сватов, сродников, кумовьев; она вся огненная, на колесах и кругом вертится!
Сват убоялся, вскочил с места и давай бог ноги. А сатана ему вслед:
— Куда, кум, торопишься? Посиди, побеседуй с нами. Да ведь не уйдешь от нас; пожалуй, и притащат милого!
***
Славянская мифология.
Боги
Бог Сварог
Бог Перун
Белбог
Чернобог.
Карачун.
Лель
Бог Род.
Даждьбог
Ярило
Велес
Световид
Коляда
Авсень
Бог Крышень
Стрибог
Радегаст
Бог Семаргл
Бог Триглав
Великий Хорс
Бог-кентавр Китоврас.
Бог Святобор
Иван Купала
Числобог
Доброгост
Догода
Позвизд
Богини
Богиня Лада
Перуница
Берегиня
Макошь
Богиня Морена
Богиня Девана
Доля и Недоля
Богиня Жива
Богиня Кострома
Золотая Баба.
Нечисть
Банник
Аспид.
Русские сказания
Перунов цвет
Алатырь-камень
Велесова книга .
Славянская сага.
Легкокрылая ладья
Мать Сыра Земля.
Арысь-поле .
Алконост
Боян ( Баян )
Времена года.
Домовой
Плач домовых.
Добрыня и Змей
Лебединая дева
Финист — Ясный Сокол.
Полёт вокруг Земли.
Градивник
Баба Яга
Брачный обряд.
Кикимора
Боголесье
Вий
Беловодье
Див
Лесные духи
Деревья
Колдун
Дивьи люди
Яровит
Мировое древо.
Именины домового
ВАЗИЛА
Анчутка
Болотники и Болотницы
Бабай
Аука
Овинник
Кот Баюн
Волкодлак
Леший
Сон и сонное царство.
Ночница
Ночь
Лихо одноглазое
Зима
Великаны
Бродницы
Волхвы
Колыбельная
Дева снегов
ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ
ВОДЯНИЦА.
ЧУР
ИНДРИК-ЗВЕРЬ.
Чёрт
БОЛИ-БОШКА
ИРИЙ-САД
РАЗРЫВ-ТРАВА.
Звёзды
Радуницы.
Стратим-птица
Солнце
ШУЛИКУНЫ.
Чудинко
Жертвоприношение.
Белый волк
Правнуки Сварога
Колокольный ман
ПРОКЛЯТЫЕ МЕСТА.
ДЫЙ
ДЕНЬ И НОЧЬ.
КЛЯТВЫ ДРЕВНИХ
Триглава
Чума
Зима
Громовые стрелы Перуна
ДОДОЛА
Живая и мёртвая вода.
ЗАРЯ
Карна и Желя
Радуга
Морской царь
ДОМОВОГО ЖЕНА И ДИТЯ
Душа
Круг
Царица Вода
Водяной.
Озем и Сумерла
Смерть
Волшебные помощники
Зеркалица
БОЖИЙ СУД
ЧУДЕСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Русалки.
СИРИН
ЧЕСНОК-ТРАВА
Чернокнижник
ШИШ
Шутовка
Лембой
Ветер
Зеркало
ЗНИЧ
УПЫРИ И УПЫРИЦЫ .
Нечистики
Елена Прекрасная
ЖАР-ПТИЦА
Шумска Майска — хозяйка леса
ПОЛЕВИК
О смерти и погребении .
Ребёнок
БЕЛУН
Словарь старинных слов и имён
Животные в мифологии
Аист
УЖ — змеиный царь
Лягушки
Волк
Заяц
Ворон
Медведь
Собака
Петух
Ласточка
ЛИСА
Воробей
ОРЁЛ


О «Бесах» в двух словах: бесы-революционеры вселились в Россию, но, как и в евангельской притче, произойдет чудесное исцеление, главное – верить в Христа и его дело. Если исцеления не произойдет, то всему миру конец.
О «Бесах» Достоевского более, чем в двух словах:
Поводом к написанию «Бесов» был нечаевский процесс, с которым Достоевский столкнулся. Участники этого процесс – фантасты и в то же время практические деятели, сумевшие зажечь смуту. Они и послужили материалом, на котором Достоевский разработал проблему «Бесов».
Бесы – люди без всякой почвы, ни в чем не укорененные, отказавшиеся даже от своего родства. Они никто, поэтому и могут лишь производить встряски и перевороты. Идея революции, по Достоевскому, – это разрушение. Ортодоксальное христианство беспочвенных людей понимает как бесов. Эпиграфом к роману послужило и послужило евангельское сказание о бесах, которые вселились в человека и потом, после его исцеления его Христом, вошли в свиней и бросились с крутизны в озеро. Больной здесь олицетворяет Россию, а бесы – блуждающих самозванцев, не имеющих своего места в жизни, ни в чем не укорененных. Деятельности этих безликих бесов и посвящен роман.
Но тем не менее, «Бесы» — роман не столько о С.Г. Нечаеве и нечаевцах, сколько о бессмертии Христа и его дела. Человеку для его существования абсолютно необходима свобода. Христианство — религия свободы. Но на путях свободы человека подстерегает опасность своеволия, когда в результате столкновения самых противоположных сил, борющихся в нем, он лишается способности окончательного выбора.
На путях свободы есть и другая опасность, другой соблазн, когда свободный человек может попасть под власть свободно выбранной им идеи. Собственно говоря, бесовщина — это и есть одержимость идеей, отъединяющей человека от реальной, иррациональной жизни. Распад личности Ставрогина символизирует для Достоевского религиозный кризис, переживаемый Россией.

«Бесы» — пророческий роман о надвигающихся на мир катастрофах, это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. Увы, пророчество Достоевского воплотилось в жизнь и пока, к сожалению, чудесное исцеление в полной мере не произошло. Более того, бесы разбрелись по всему миру, плодя новые революции, перевороты и войны.
5 цитат из романа:
Вы мало того что просмотрели народ, — вы с омерзительным презрением к нему относились, уж по тому одному, что под народом вы воображали себе один только французский народ, да и то одних парижан, и стыдились, что русский народ не таков. И это голая правда! А у кого нет народа, у того нет и Бога! Знайте наверно, что все те, которые перестают понимать свой народ и теряют с ним свои связи, тотчас же, по мере того, теряют и веру отеческую, становятся или атеистами или равнодушными. Верно говорю! Это факт, который оправдается. Вот почему и вы все, и мы все теперь — или гнусные атеисты, или равнодушная, развратная дрянь и ничего больше!

Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.
Россия есть теперь по преимуществу то место в целом мире, где всё что угодно может произойти без малейшего отпору. Я понимаю слишком хорошо, почему русские с состоянием все хлынули за границу и с каждым годом больше и больше. Тут просто инстинкт. Если кораблю потонуть, то крысы первые из него выселяются. Святая Русь страна деревянная, нищая и… опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих, а в огромном большинстве живёт в избушках на курьих ножках. Она обрадуется всякому выходу, сто́ит только растолковать. Одно правительство ещё хочет сопротивляться, но машет дубиной в темноте и бьёт по своим. Тут всё обречено и приговорено. Россия, как она есть, не имеет будущности. Я сделался немцем и вменяю это себе в честь.
…если потребуется, мы на сорок лет в пустыню выгоним… Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтоб попривык.
Каждая минута, каждое мгновение жизни должны быть блаженством человеку… должны, непременно должны! Это обязанность самого человека так устроить; это его закон — скрытый, но существующий непременно…
Купить роман «Бесы» в интернет-магазине «Лабиринт»
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Поделитесь им с друзьями!

Учение о мире падших духов обладает собственной системой упорядоченных знаков, которые прослеживаются в устной традиции, книжности и иконографии, массовой культуре и постфольклоре.

Актуальные исследования на эту тему были представлены на VI Международной конференции «Демонология как семиотическая система», которая стартовала 19 мая в режиме онлайн.

«Демонологические представления являются важнейшей частью актуальной мифологии в народных традициях – практически повсеместно и вплоть до нашего времени. Значительное место они занимают в пространстве европейской культуры разных эпох на всех ее уровнях – богословской мысли, церковно-учительной практики, «народного христианства»», — отмечает один из организаторов конференции, директор Центра типологии и семиотики фольклора Ольга Христофорова.

Работа конференции открылась докладом другого её организатора, директора Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Дмитрия Антонова о визуальных моделях идолоборчества в русской иконографии.

«Это тема противостояния статуям ложных богов, борьбе христиан с языческими культами, святилищами и капищами, идолами, истуканами, — пояснил докладчик. – Я хочу сфокусироваться на одном любопытном моменте – русских изображениях Авраамия Ростовского, основателя Богоявленского монастыря, и некоторых особенностях, связанных с его иконографией. По житию, он победил идола Велеса. На сохранившейся иконе XVIII века сцена идолоборчества решена фантастическим образом. На ней Авраамий свергает идола посохом, и самые странные детали не сразу бросаются в глаза. Это прическа идола: у него длинные, ниспадающие на плечи волосы, борода и усы, на голове корона, указывающая на царственный статус. Он смотрит анфас на зрителя и его тип прически аналогичен прическе Христа. Руки его разведены в стороны. А на конце посоха Авраамия оказывается наконечник копья. И бьет он в ребро. И из рассеченного ребра идола течет кровь. Вся эта микрокомпозиция оказывается неявной репликой сцены распятия Христа.

Идолы претендовали на святость, поэтому визуально уподобить ложного бога богу истинному в рамках христианской культуры вполне допустимо. Но для русской иконографии это нонсенс! Это делает саму икону совершенно уникальной и в очередной раз показывает, сколь важен детальный анализ иконографии, сколь при внешней стабильности форм русская иконография вариативна на знаковом уровне, на уровне смысла».

Прочие доклады были не менее любопытными, их названия говорят сами за себя: например, «Святые Никиты и их бесы», «Споры о «еврейском носе”: физиогномика демонов и грешников в Средние века», «Гравюра Даниэля Хопфера Gib Frid и история иконографического мотива старухи-победительницы демонов», «Дьявол и его субституты в пространстве храма», «Антропология бесноватости и существование феномена отчиток в региональном аспекте современного общества», «Пророческие мотивы в старообрядческом лубке о «компьютерном концлагере” в сети всемирной паутины», «Визуальная демонология» современного спиритизма (изображения черта и его вербальные описания участниками гаданий), «Визуализация образа домового духа в современных домашних «оберегах”», «О демонах старых и новых: случай Надежды Павловны Кохановой», «Мотив сделки с демоном в американских комиксах», «Визуальная демонология: обзор изданий 2018–2020 годов».

Во второй день конференции, 20 мая, будут рассмотрены следственные эксперименты охотников на ведьм, образ дьявола в раннем английском романе, взаимоотношения человека и демона в контексте некромантии и колдовства, изображения ада у Иеронима Босха, возможности дьявольских сил в период Позднего Средневековья согласно гримуару «Малый Ключ Соломона», деградация фольклорного мотива «Муж/жених как демон с того света», римский миф о стриксах и этрусские демоны подземного мира, кони в средневековой магии западных славян, демонизация лягушки, образы демонов в персидской Рамаяне, народное колдовство и целительство пенсильванских немцев в XX веке, обережные практики горских евреев: по материалам экспедиций 2018–2019 годов, рассказы о диббуке или вселении злого духа в еврейских восточноевропейских письменных источниках XIX веке. Особый интерес обещает вызвать доклад под названием «Черт в замкадье, или как демон побеждает врача».

Третий день окажется не менее захватывающим. Докладчики сосредоточатся на специфике мифических персонажей коми-пермяцких, марийских, монгольских, алтайских народов. На закрытие конференции будет обсуждаться отдельная тема — Святой Макарий и бес в тыквах.

Организаторы: Центр типологии и семиотики фольклора, Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени.

Человек мстительный и злобный, или же хитрый, лукавый, ловкий, изворотливый. Мелким бесом перед кем рассыпаться, льстить, убедительно склонять кого на свою пользу. Беса тешить, сидя качать ногами, или в обществе много дурить, хохотать, плясать. Седина в голову (в бороду), а бес в ребро. На седину бес падок. Старого черта, да подпер бес. Подпустил ему бес блошку и вошку. Силен бес: и горами качает, а людьми, что вениками, трясет. Радостен бес, что отпущен инок в лес. Вина напиться — бесу предаться. В пьяном бес волен. Не надо и беса, коли ты здеся. Бес беса и хвалит. Дьяволом подложен, бесом опушен. Попался, как бес в перевес. Навели на беса, как бес на болото. Как бес под келью подлез. Бес и хлеба не ест, да не свят. Богат Бог милостию, а беден, да бес. Беден бес, что у него Бога нет. Все бесы в воду, да и пузырья вверх, о ссоре. От беса крестом, а от свиньи пестом. Бесовка ж., урал.-казач. бесиха, ведьма, колдунья; злая баба;

не блюдущая обычаев раскола. Бесенок, бесеныш, бесеночек, умалит. шуточно и даже ласково: провор, проказник. Бесов, бесу принадлежащий. Бесова нога, вертлявый и бойкий провор, непоседа. Бесово молоко, молочай, растение Euphorbia, разных видов. В нем бесово ребро играет, он соблазняется. Бесовский, принадлежащий, свойственный бесам, от них исходящий; чертовский, сатанинский, дьявольский. Бесовское наваждение, бред наяву, видения, искушения, соблазны. Бесовское зелье, раскольничье табак. Бесовщина ж., стар. бесовство ср. дьявольское наваждение, соблазнительные призраки, явления;

неистовство всякого рода, бешеные, неистовые погулки; простолюдин всякое непонятное ему явление называет колдовством и бесовщиной, а раскольники все им противные обычаи. Бесна (бесная) ж. арх. падучая, родимец и тому подобные болезни, приписываемые одержанию бесом; бесовник, бесовница, больной этого рода. Бесник м. кустарник Cestrum? Бесогон м. перм. ветрогон, беспокойный, непоседа. Бесомыга (бесомыка) об. бесомыжник м. бесомыжница ж. новг. бесоног, праздный шатун; гуляка. Бесомыжить, бесомыжничать новг. шататься праздно, слоняться, рыскать, бражничать. Бесыкать, бесыкаться, твер. ругаться бесом, чертыхать, чертыхаться. Бесить кого, приводить в гнев, в бешенство; сердить, гневить, раздражать; доводить до исступления. Беситься, бесеть, гневаться, сердиться, лютеть, выходить из себя, неистовствовать; шалить, дурить, резвиться без меры.

Сходить с ума;

быть одержиму бешенством, водобоязнью. Он на всех бесится, сердит; собака бесится, показывает признаки водобоязни. Больной лечится, здоровый бесится. Дома бесится, а в людях с ума сходит. И лжет, и ползет, и бесится. Молодые бранятся — тешатся; старики бранятся — бесятся. Бесиво ср. кур. вообще, всякое одуряющее зелье; иногда вино. Бесноваться церк. быть мучиму, одержиму бесом; ныне: неистовствовать, безумствовать, выходить из себя, лютовать, беситься, или церк. бесоваться. Беснование ср. состояние беснующегося. Бесование ср. церк. неистовый гнев, исступление. Бесноватый, беснуемый, бесный, одержимый, мучимый бесом, беснующийся. Бесносвятство ср. фанатизм, изуверство; ложная, мстительная и жестокая вера. Бесносвят м. бесносвятка ж. фанатик, изувер. Бесносвятный, фанатический, изуверный. Бесоваться, дурить, шалить, беситься. Бешеный, бесноватый, одержимый бесом;

сумасшедший, взбесившийся, потерявший рассудок и сознание и обратившийся в злобного зверя.

Одержимый водобоязнию, смертельною болезнию, где человек или животное бесятся.

Запальчивый, вспыльчивый; неистово горячий.

Отважный, дерзкий, чрез меру решительный.

Исступленно резвый. Бешеное дело, бешеный поступок, неистовый, свойственный бешеному человеку. Бешеное зелье, дурман или дурнишник, растен. Datura stramonium. Бешеная трава, растен. Gentiana amorella, см. стародубка. Бешеная ягода или вишня, красавица, волчьи ягоды, сонная одурь, черные псинки? песьи вишни, растение Atropa Belladonna. Сказали: бешеных всех перевешали; неправду сказали, одного не связали. Знать, бешены не все перевешаны. Бешена собака и хозяина кусает. Дураки да бешены, знать, не все перевешаны. Сын в отца, отец во пса, а все в бешеную собаку. Бешеному не давай ножа в руки. Бешеному дитяти ножа не давати. И от доброго отца родится бешена овца. Пьяный, что бешеный. Бешеная собака и все бывает смирна, обманчиво. Бешеная рыба, бешанка (бешенка), железница, верховодка, верхоплавка, синтявка, верховка, веселая рыба; рыба, которая весною, по болезни, или же отравою куклеванцем, делается верховодкою, ходит все по верху воды, на виду, и ее ловят руками; это чехонь Cyprinus cultratus? Clupea Finta? alosa? из коей, на низу Волги, топится или гноится ворвань. Бешеница ж. или бешеница водяная, кошачья петрушка, мутник, собачий дягиль, гориголова, свиная вошь, растен. Cicuta virosa, омег, омежник (ошибочно омерник), вех, вяха; ее нередко путают с борцом и с блекотом.

Самая крепкая настойка, почти на голом спирту; бешеник м. то же. Бешенец м. шальной, неистовый человек, сорванец, сорвиголова.

Влад. белая горячка, всякая болезнь с помешательством; сумасшествие с перепоя.

Гнев, исступление, неистовство.

Пск. растен. белун, белена. Бешенство ср. состояние бешеного, по всем значениям. Бешенствовать, неистовствовать, бесноваться. Сколь мой ни бешенствовал дух, Жуковский (Наумов). Бешава об. шалава, сорванец, неугомонный шалун и проказник.

Растен. Campanula cervicaria, молочник, синий зверобой, мужичий переполох, см. колокольчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *