Беседа Иисуса с самарянкой

Свящ. Александр Мень

Беседа Иисуса Христа с Самарянкой (Евангелие от Иоанна 4. 6-38)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии вы слышали рассказ о встрече Господа с простой женщиной. Эта женщина шла не в храм, не на молитву, не на какой-то особый подвиг, не на особое доброе дело, а просто шла за водой, как ходили тысячи женщин во всех странах, как ходила она от юности: брала кувшин, спускалась к колодцу в долину, набирала воду — колодец этот до сих пор сохранился — и возвращалась по тропинке в гору к себе в деревню. Но тот день был для нее особенный, хотя она и не подозревала об этом. Как всегда, она собралась, накинула ветхую одежду, взяла кувшин, поставила на плечо, как было принято носить, и пошла по дорожке. Предание говорит, что ее звали Орой, по-гречески, Фотинией, по-русски это имя мы произносим как Светлана. Но в Священном Писании имя ее не упомянуто. Говорится, что она была самарянка, принадлежала к секте самарян, которые тоже верили в Бога, ожидали избавления Господня, но считали, что самое святое место — гора Гаризим, где у них стоял храм. Вот шла эта женщина и, может быть, думала о своей тяжелой и горькой судьбе. Жизнь ее не сложилась: пять раз она пыталась создать семью, и каждый раз это не удавалось, и то, что у нее было теперь, не давало отрады. Думая о своих заботах, о том, что надо стирать белье, печь хлеб, самарянка спускалась к колодцу. Какой-то усталый путник сидел у колодца и попросил ее пить. Вот так и началось совсем новое в ее жизни. Этим путником был Господь наш Спаситель Иисус Христос. Он как бы ждал ее там и, попросив напиться, Сам дал ей живой воды истины.

Этот евангельский рассказ нам говорит о трех вещах. Первое: что Господа можно встретить в самой обычной своей жизни. Самарянка не подозревала, что у колодца, где она каждый день брала воду себе для еды и стирки, ее ждет пророк, Мессия, Христос, Спаситель мира. Так и мы, занимаясь своими повседневными трудами, тоже думаем, что в это время Он далеко от нас, но если наше сердце не будет терять Господа, Он будет с нами встречаться и здесь.

И еще: была эта женщина с трудной судьбой, наверное, она и сама была виновна в том, что личная жизнь ее не сложилась, но это не помешало Господу встретить ее и говорить с ней о самом высоком. Она стала Его спрашивать о вере, о том, где самое святое место на земле: в Иерусалиме, как думали иудеи, или у них, самарян, на горе Гаризим. Господь сказал: «Да, Иерусалим — место святое, оттуда идет спасение, но приходит время, говорю тебе, женщина, когда люди будут поклоняться и не на этой горе, и не в Иерусалиме, а всюду, в духе и истине. Бог есть Дух».

Какую великую тайну Он ей открыл! Не нужно думать, что Бог живет в храмах, в зданиях, в церквах — нет места в мире, где бы Он не жил. Только в одном месте Его нет — там, где живет зло. Он призывает всех нас, говоря, что Бог есть Дух, и тот, кто Ему поклоняется, должен поклоняться в духе и истине.

Это не значит, что мы не должны собираться в храмах, конечно, это великое благо — молиться вместе. Это не значит, что у нас перед глазами не должны быть иконы — они нам напоминают о самом Господе и о святых Его. Это не значит, что у нас не должны перед иконами гореть свечи и лампады — они освещают святые изображения и символизируют своим огнем нашу жертву храму, нашу жертву Церкви. Но главное должно находиться в сердце, ибо никакая жертва Богу не угодна, если не будет дух обращен к Нему, к истине, к правде, в добром свидетельстве.

Дух и истина это есть вера, настоящая твердая вера. Дух и истина — есть любовь, дух и истина — есть служение. Это доступно не каким-то святым сверхъестественным людям, которые избраны от утробы матери, а всем. Женщина-самарянка нам пример, обыкновенная женщина, которая шла по своим обычным делам. И Бог ее призвал, явившись ей, сказав ей о духе и истине. Значит, никто из нас не имеет права сказать: «Я слишком грешная, я слишком малая, я слишком недостойная для того, чтобы услышать и понять Весть Христову». Весть Христова обращена к каждому из нас, к каждому и в свой час. Слово Божие, как меч, проникает сквозь сердце, достигает самой глубины. Только почувствуй эту силу, и она даст тебе жизнь вечную, живую воду, которую Господь обещал самарянке. Аминь.

Отрывки к тексту: Ин 4:6-38 6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?» 28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30Они вышли из города и пошли к Нему. 31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». 38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. Скрыть

Самарянка у колодца
Искандер Алиев
Беседа Иисуса с самарянкой у колодца описана в четвертой главе Евангелия от Иоанна. В целом эта история никогда не вызывала каких-либо споров, хотя различные мнения возникали в связи со следующим отрывком: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:16-18). Действительно, для чего Иисус попросил самарянку привести ее мужа, зная, что у нее его нет? Большинство толкований этого отрывка не придают этому вопросу большого значения. Но всегда ли мы правильно понимаем эти слова евангелиста Иоанна? Ниже читателям будет предложено новое толкование всей этой истории.
Историческая справка
Самария как столица Северного царства Израиля была построена Амврием около 880 г. до Р.Х. на горе, купленной им у Семира (3 Цар. 16:24). Само это название представляет собой греческое произношение еврейского слова «Шомром», означающего «сторожевая крепость». Это подтверждается библейскими данными (3 Цар. 20:1; 4 Цар. 6:24; Ам. 6:1). Позже город был значительно расширен и укреплен царями Иеровоамом II и Ахавом. Царь Ииуй уничтожил здесь только капище Ваала, сооруженное Ахавом. Вскоре этот город стал одним из крупных городов в Израиле.
В 722 г. до Р.Х. Самария после трехлетней осады оказалась под властью ассирийских царей Салманасара, а потом и Саргона. Одноименная столица была разрушена, его жители уведены в плен, а их место заняли иноземные переселенцы (4 Цар. 17:24; Ездр. 4:9-10). Ирод Великий обнес город новой стеной, которая теперь окружала площадь в 80 гектар. Он возвел на крепостной площади храм Августа и переименовал Самарию в Себастию в честь титула римского императора (греч. Себастос означает «достопочтенный»). Этот эллинистический город был чужд еврейскому сознанию, поскольку его украшали не только рыночная площадь и торговые ряды, но и языческие колоннады, храмы и даже, вероятно, гимназия с беговой дорожкой.
Это та причина, по которой Самария (Себастия) ни разу не упоминается в Новом Завете (ср. Мф. 10:5; Лк. 9:52; Ин. 8:48), тем не менее, наиболее вероятно, что именно здесь евангелист Филипп противостоял Симону-волхву (Деян. 8). Себастия находилась примерно в 12 километрах северо-западнее Сихема – того самого города, который в новозаветное время стал носить название «Сихарь» (с иврита — «плечо»), и в котором жила самарянка (Ин. 4). Это было святое для всех евреев место, но даже его они перестали почитать из-за того, что оно находилось уже на оскверненной территории. Кстати, ученики Иисуса тогда пошли искать именно «кошерную» пищу, которой во всей этой округе совсем не было. Иисус должен был исполнять этот еврейский закон, чтобы не соблазнить никого из иудеев.
Примерно, в IV в. до н. э. самаряне построили себе храм на горе Гаризим, который был разрушен в 129 году до Р.Х. Иоанном Гирканом и с тех пор не восстанавливался. Поскольку самаряне признавали Пятикнижие Моисея в качестве Священного Писания, то в этом храме они поклонялись Господу. Главный спор между евреями и самарянами во времена Иисуса велся в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу — в Иерусалиме или на горе Гаризим (Ин. 4:20; ср. Лк. 9:52-54), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единственным святилищем Господа.
При всех противоречиях с официальным иудаизмом самаряне нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести (Лк. 17:15-16; Ин. 4:39), чем жители других областей. Именно среди самарян появились первые христиане-неевреи (Деян. 8:5-25; 9:31). Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк. 10:33-35) смог исполнить заповедь любви (Лев. 19:18), так как не был, подобно иудейскому священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев. 21:1) и предписаниями об их исполнении. Таким образом, мы видим, что Иисус сознательно противопоставляет добрых самарян погрязшим в ритуалах иудеям.
Грешница или пожилая женщина?
Известный комментатор Нового Завета Уильям Баркли комментирует отрывок Ин. 4:16-21 таким образом: «Мы уже видели, как самарянка насмешливо просила Иисуса дать ей живой воды, чтобы ей не хотелось больше пить и не нужно было ходить каждый день за водой к колодцу. Но Иисус внезапно и резко образумил ее. «Пойди, — сказал Он, — позови мужа твоего и приди сюда». Женщина застыла, как будто ее охватила внезапная боль; она отскочила, как будто ее чем-то стукнули, она побледнела, как будто вдруг увидела призрак: да так оно и было, потому что она вдруг увидела себя.
Она вдруг была вынуждена посмотреть на себя и увидела распущенность, безнравственность и несостоятельность своей жизни. В христианстве есть два откровения — откровение Божие и наше собственное откровение. Человек не видит себя, пока он не увидит себя в присутствии Христа, и тогда он ужасается от одного вида своего. Это можно выразить и иначе — христианство приходит с осознанием греха. Все начинается с внезапного понимания, что дальше так жить нельзя. Мы просыпаемся сами и в нас просыпается потребность в Боге.
Что касается пяти мужей, то некоторые богословы считали, что это был не реальный случай, а аллегория. Мы видели, что после угона коренного населения Самарии в рабство в Ассирию, в Самарию были пригнаны люди из пяти других мест, и эти пять народов принесли пять своих богов с собой (4 Цар. 17:29). Некоторые богословы полагали, что женщина символизирует Самарию, а пять мужей — пять богов, которых исповедовали народы, с которыми самаряне вступали в браки. Шестой муж символизирует, по их мнению, истинного Бога, Которому самаряне поклоняются не по-настоящему, а по своему незнанию, и потому вовсе не вступили с Ним в брак. Может быть, в рассказе и есть напоминание об этом неверии Самарян по отношению к Богу, но рассказ слишком ярок, чтобы быть аллегорией; он слишком похож на жизнь.
Кто-то сказал, что пророчество — это критика, основанная на вере. Пророк указывает человеку или нации на недостатки, но он не приводит их в отчаяние, а указывает путь к исцелению, исправлению и к праведной жизни. Иисус начал с того, что открыл этой женщине ее грешную жизнь, а потом сказал ей о подлинном почитании Бога, через которое наши души могут встречаться с Ним. Вопрос женщины кажется нам странным. Она, по-видимому, в замешательстве говорит…» (Толкование Евангелия от Иоанна. Том. 1, Всемирный союз баптистов, 1985, с. 170-171).
Мною выделены слова комментатора, которые иначе, как надуманными не назвать. Откуда взята вся та картина, которую нарисовал здесь уважаемый богослов? Из самого текста не видно ни насмешки женщины над словами Иисуса, ни ее смущения или испуга от просьбы Иисуса привести мужа. Почему же кто-то решил, что Иисус резко образумил ее просьбой привести своего мужа? И откуда взялись здесь глаголы «застыла, отскочила, побледнела». Это уже не толкование библейского текста, а целый художественный роман. И далее еще более странный вывод Баркли: «распущенность, безнравственность, несостоятельность». Данной мыслью о самарянке, как о женщине легкого поведения, пропитано все современное богословие, независимо от различия, к какой христианской деноминации оно относится.
Но, ничего подобного не присутствует в самих словах Иисуса и в тексте повествования. Иисус просто соблюл правила восточного этикета при разговоре с взрослой женщиной. Пока разговор нес бытовой характер, присутствие мужа не требовалось. Но, когда разговор повернулся в серьезное русло, Иисус в согласии с древним еврейским обычаем, описанном в тексте Числ. 30:9-10, предложил ей привести того, кто имеет право нести ответственность за ее слова. «Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится» (ст. 10). Оказывается, серьезный разговор между мужчиной и женщиной мог состояться лишь в присутствии мужа или отца, ответственного за слова этой женщины. Когда же выяснилось, что у самарянской женщины нет мужа или другого ответственного мужчины, все возражения или смущения исчезли.
Но, кому-то пришло в голову придумать, что эти слова Иисуса указывают на распущенность этой женщины, поскольку она поменяла пятерых мужей, да и теперь в ее доме находится не иначе, как любовник, с которым она не состоит в браке. Ни в одном суде не пройдет в качестве «свидетеля» человек с такими домыслами. Неужели можно приписать такое поведение пожилой и уважаемой в городе женщине, пережившей за сорок лет пятерых мужей, и имеющей в своем доме мужские руки по хозяйству? Какую фантазию нужно иметь, чтобы из этих слов Иисуса придумать рассказ о молодой распутнице?
Очень странно, но такого же мнения об этой женщине-самарянке придерживается комментарий А.П. Лопухина и комментарий Платона Харчлаа. Косвенно этой же мысли придерживается комментарий Дональда Карсона и комментарий к Женевской Библии. А Жан Кальвин и известный современный комментатор Уильям МакДональд в своих комментариях прямо называет эту женщину блудницей и грешницей. Версию про пятерых самарийских божков поддерживает и распространяет современный адвентистский богослов Александр Болотников. А о «непорядочности» самой этой самарянской женщины можно услышать в каждой второй проповеди о поклонении.
Но давайте обратим внимание на дальнейший текст: эта женщина разбирается в религиозных вопросах; ученики, вернувшись из города, удивлены фактом разговора Иисуса с нею один на один. Женщина приходит в город к воротам и говорит людям о необычном человеке у колодца, и ей верят. Кто бы стал верить парии или опустившейся низко женщине?! После двух дней общения с Иисусом женщине докладывают, что уже не по ее словам они поверили, что Иисус есть Христос, а сами в этом убедились. Итак, мы видим, что жители ее родного города уважают эту женщину, а некоторые современные проповедники усматривают в ней одного из первых благовестников о Христе. Да и Сам Иисус до начала разговора с женщиной уже знал, во что выльется эта беседа. Когда Он показывал ученикам на толпу народа идущего к Нему из города, то назвал это духовной «жатвой» (Ин. 4:35-38).
Обсуждение предложенного толкования
Конечно, к данному комментарию на текст Ин. 4:16-18 возникает множество вопросов:

  1. Почему Иисус отметил: «Это ты справедливо сказала». Почему для Него важно было подчеркнуть, что у нее не было мужа?
  2. Почему сама женщина говорит самарянам: «(Он) сказал мне все, что я сделала». Что она такое сделала, что об этом нужно было упомянуть?
  3. Если у нее было пять законных мужей, так что она была уже в возрасте, тогда почему нет никаких упоминаний о детях?

Однако со всеми этими вопросами несложно справиться. Так, в доме самарянки находился мужчина, вероятно, сын или родственник, который мог бы выступить в роли того, кто должен был подтвердить любое ее решение. Но поскольку он не был ее мужем, Иисус подчеркивает «справедливость» такого указания. Иисус не испытывает ее, скажет ли она правду или неправду, а хвалит за честность. Слова же «что я сделала» можно понимать просто как «рассказал мне все о моей жизни». По большому счету, что в этой фразе было такого, что могло шокировать ее сограждан? Они тоже знали, что она пережила пять мужей, но ныне пока еще не замужем. И, даже знают, что в ее доме есть мужчина, который ей не муж и не несет за нее никакой ответственности. Впрочем, им мог быть даже ее законный муж, но неспособный выполнять эту роль, так что она не могла положиться на него в этом вопросе, за что и похвалил ее Иисус. Дети могла находиться дома, но о них не упоминается по той простой причине, что они не несли ответственность за действия или убеждения матери.
Но на чем основано предположение о том, что ее пятый муж был жив? Разве Иисус называет мужем или любовником того, который ныне находился в ее доме? Разве Иисус упрекает ее в том, что у нее было пять мужей, а тот, которого ныне имеет, не муж ей? Нет! Иисус только констатирует факт отсутствия у нее мужа или кого-либо другого мужчины, который имел право и был способен нести за нее ответственность. Иисусу нужно было констатировать этот факт для того, чтобы Он, согласно восточному этикету, мог продолжать с нею разговор на серьезную тему: где и как поклоняться Богу. До этого вопроса они вели разговор на бытовую тему об обычной воде, но когда женщина изъявила желание получать «живую воду», о которой сказал Иисус, тогда появилась необходимость привлечь к такому разговору ответственное лицо из семьи той женщины. Но когда выяснилось, что такового мужчины у нее не было, разговор был продолжен.
Ученики, вернувшись из города, весьма удивились тому, что Иисус вообще о чем-то говорит с женщиной. Во-первых, потому, что иудеи с самарянами не сообщались. И, во-вторых, потому что не положено мужчине говорить с замужней женщиной в отсутствие ее мужа, который несет ответственность за ее слова. Одним словом, Иисус следовал обычаям восточного этикета, пригласив к серьезному разговору мужчину, ответственного за слова и убеждения этой женщины. Когда же официально выяснилось, что такового у нее нет, им можно было продолжить начатый разговор о поклонении.
Но некоторые комментаторы настаивают на том, что она была в любовной связи с тем мужчиной, который находился в ее доме. Если бы он был ее мужем, тогда Иисус и назвал бы его ее мужем, таким же как и все остальные. А если бы она состояла с ним в т.н. «гражданском браке», тогда это вскрылось бы если не людьми, то Сам Иисус сказал бы ей об этом прямо, как некогда Иоанн Креститель обличил царя Ирода Антипу. Однако, Иисус говорит, что у нее БЫЛО пять мужей, и этот не муж ей. Иными словами, у нее на данный момент не было никакого мужа: ни пятого, ни шестого, ни любовника, никого, кто бы мог нести ответственность за ее действия и убеждения.
Часто задается вопрос о необходимости прихода самарянки к колодцу в жаркий полдень. Если ее сограждане сочувствовали ей в ее одиночестве, то ей совсем не нужно было их избегать? А в какое время ходить по воду, так это вопрос чисто индивидуальный. Молодым людям может быть и удобно утром наносить домой воды, а потом они свободны до вечера. А пожилым и жара не помеха. Им чем теплее, тем лучше. Но если жара была столь большой помехой, тогда почему жители этого города вышли, чтобы увидеть Иисуса, не обращая на жару никакого внимания?
Далее Иисуса пригласили в город и учились от Него целых два дня. Иисус не пренебрег приглашением войти под кров самарян и разделить с ними трапезу. После всего эти новые ученики Христа докладывают женщине: «Уже не по твоим словам мы поверили, что Иисус есть Христос, а сами это увидели». Из этого мы делаем вывод: если эта женщина была маргиналкой или грешницей, то кто бы ей поверил? И кто бы потом стал бы перед нею отчитываться? Значит, она была не маргинальной грешницей, а уважаемой в городе старицей, которая достойно пережила пятерых мужей, и, даже имея в доме работников, не ленится сама сходить по воду до колодца. И как можно подумать о том, что молодая распутница, какой обычно рисуют в комментариях эту самарянскую женщину, заинтересовалась разговором о живой воде и о поклонении Богу? Неужели женщине легкого поведения было к лицу проявить столь высокую осведомленность в религиозных вопросах?
Кроме того, у нас имеются и дополнительные доводы в пользу данного мнения. Например, совершенно очевидно, что самарянка представляет собой в этом эпизоде всех самарян, а не только жителей того города, в котором она жила. А какое отношение всех евангелистов к самарянам? Явно положительное. Почему, например, евангелист Иоанн ввел этот эпизод в свое Евангелие? С его помощью он противопоставляет самарян, т.е. тех, кто считался в глазах евреев нечистыми, иудеям, т.е. тем, кто считали себя благочестивыми людьми: «ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44).
Одна из сильнейших мыслей в пользу данного толкования – это то, что Христос нигде не выставлял самарян и других язычников в отрицательном свете. Обычно Он это делал лишь с Израилем. Для их позора было сделано так много, что подчеркивать еще какой-либо из них было бы очень жестоко. Показательно, что настоящее название города, откуда была самарянка, не упоминается евангелистом именно по той причине, что это был оскверненный для каждого еврея город Сихем. По той же причине нигде в Новом Завете не упоминаются такие видные в те времена города, как Сепфорис, а другие, как например Тивериада, упомянуты только вскользь.
К тому же смерть пятерых (последовавших один за другим) мужей для того беспокойного времени не видится невероятной. Поскольку самаряне имели не одного, а двух врагов (евреев и римлян), с ними у них происходили частые вооруженные столкновения. Например, однажды Пилат учинил кровавую расправу над самарянами, собравшимися на горе Гаризим и отмечавшими какой-то свой праздник. А это было как раз та местность, в которой жила самарянка.
Если самарянка была красивой женщиной, то она вполне могла быстро выйти замуж после смерти каждого из ее многочисленных мужей. При этом в те дни данное обстоятельство ничем не отличалось от нашего времени. Кстати, в Книгу рекордов Гиннеса по числу заключенных браков попала 68-летняя американка Линда Вулф из штата Индиана, которая к этому времени успела произнести клятву верности 23 раза. Самый долгий брак Линды длился семь лет, самый короткий — 36 часов. Конечно, Линда не хоронила своих мужей, а просто разводилась с ними, но все же смогла успешно заключить столько новых браков.
Наконец, евангельская самарянка могла быть в каком-либо разводе по неоправданным причинам, поскольку в то время была широко распространена практика разводов «по любому поводу». Таким было популярное тогда мнение раввина Гиллеля, который жил в Вавилоне приблизительно в 112 г. до Р.X. Если принять за основание, что самарянка разводилась и заключала новый брак один раз в пять лет, то для заключения пятерых таких браков ей хватило бы двадцати пяти лет. Конечно, нам более важно объяснить пять причин для такого развода или гибели ее мужей, чем пять причин для заключения нового брака, но все равно данное обстоятельство является естественной частью этого вопроса. В любом случае мы не обязаны видеть в самарянской женщине крайнюю распутницу.
Некоторые считают, что самарянка просто обязана быть грешницей, поскольку она принадлежала к смешанному народу. Но и в этом случае таковым не на что надеяться во свете следующих слов Христа: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4:25-27). Получается, что вера язычников иногда превосходила веру евреев. Поэтому вместо того, чтобы изображать себе самарянку великой грешницей, не легче ли предположить, что она оказалась во всех разводах пострадавшей стороной, поскольку в те времена женщины не могли развестись по собственной инициативе, а мужья могли развестись как по оправданным, так и не по оправданным причинам.
А вот интересная мысль о том, как ученики Иисуса Христа из города Сихарь, проявили себя в последующее время. Хотя самого Иисуса обзывали Самарянином (Ин. 8:48), в одной из Своих притч Он уподобил себя этому самарянину. Скорее всего, Иисус привел живой пример из Своей жизни, когда давал ответ на вопрос о том, «А кто мой ближний?» Часто эту историю называют притчей, и пытаются ее истолковать, как аллегорический рассказ. «Некий человек» двинулся в путь от духовной высоты — Иерусалима, в плотскую низину — Иерихон. Естественно на таком пути его встретили нечестивые люди, которые сделали с ним все, что захотели. О толковании священника и левита, которые прошли мимо, лишь всплеснув руками и поцокав языком, я ничего не знаю, но остальное мне известно хорошо.
Нашел самарянин на дороге избитого, сжалился над ним и оказал ему первую медицинскую помощь, омыв вином рану и смазав ее елеем. Что символизируют Елей и Вино — известно каждому школьнику воскресной школы. Без сомнения — это Дух Святой и Слово Божье — лучшие исцеляющие средства. Перевязка — это Божья забота о несчастном, ставшем счастливым. Кальвинисты даже могут похвалиться в таком толковании тем, что Господь спасает человека, не спрашивая у него разрешения. Правда, в реальности здесь идет речь скорее о предварительном действии Божьей благодати, ведущем грешника к покаянию, чем об окончательном и спасающем, под которым лучше видеть не елей и вино, а гостиницу.
Гостиница — это, разумеется, Церковь Христа, которой Господь поручает заботу о тех, кого Бог приводит в Тело Христово. Господь уходит с обетованием вернуться, не указав срока возвращения. Но по двум динариям, оставленным хозяину гостиницы, можно сделать предположительный вывод, что возвращения следует ожидать не ранее, чем через два дня. Мы все прекрасно знаем Божье летосчисление — один день тысяча лет, а два дня — две тысячи лет. Ну, вроде бы, и вся история. Но в таком толковании остался нерасшифрованным лишь один персонаж притчи — это ослик. Кого же символизирует ослик в данной притче? Вы удивитесь, но он символизирует самого толкователя, который таким образом толкует эту историю, рассказанную Иисусом. Это, конечно, шутка, но главное в этой притче то, что она описывает в роли Господа самарянина, а не иудея, левита или священника. Иисусу действительно не нужно было ничего придумывать для того, чтобы показать нам, как ученики Христа на деле проявляют Божью заботу в мире, становясь «ближними» полумертвым людям, которые мертвы духовно, но пока еще живы физически.
Другой известный «самарянин» — это диакон Филипп. После начала гонений на первую Иерусалимскую церковь, те, кто не был родом из Иерусалима, отправились по повелению Господа рассеяться по всей земле, т.е. по своим домам и в свои земли, распространяя Благую весть о Жертвенной Смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа. А Филипп пошел в родную Самарию. Там его приняли, как своего, а еще вероятнее, что он там и был своим, местным, одним из тех, кто стал учеником Иисуса Христа в городе Сихарь. Некоторые самаряне уже знали учение Христа в сравнении с учением Торы. Осталось только донести до них Евангелие. Самаряне поверили Филиппу, но это – уже другая история. Вот так история про самарянку у колодца, вероятно, имела свое продолжение в виде еще двух историй про самарян.
Заключение
Мы только что познакомились с альтернативным толкованием истории о беседе Иисуса Христа с самарянкой у сихарьского колодца. Общепринятым толкованием личности этой женщины было приписывание ей негативного образа чуть ли ни профессиональной блудницы. Но сам евангельский текст нигде не дает оснований для такого толкования. Напротив, он скорее может свидетельствовать в пользу того, что эта женщина оказалась жертвой нескольких разводов, чем вела разгульный образ жизни, одновременно самым серьезным образом интересуясь духовными вопросами. Создавая каждый раз новый брак, она искала простого семейного счастья, которое, однако, нашла только в своей вере в Иисуса. Именно об этом свидетельствуют слова Иисуса, сказанные ей: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин. 4:14)? Евангелист Иоанн специально поместил этот рассказ в свое повествование о жизни Иисуса Христа, чтобы описать тот контраст, который существовал между обратившимися к Христу полуязычниками и сопротивляющимися этому «благочестивыми» иудеями.
При этом естественно возникает вопрос, а кто из толкователей этой истории рискует больше, в случае если он ошибся – сторонник общепризнанной теории или альтернативной ей, приведенной в данной статье. К сожалению, это — не единичный случай, когда какой-либо авторитет, не разобравшись, как следует, в сути дела, принимает какое-то решение, которое после него подхватывают другие и несут эту ошибочную мысль по умам людей в противность Господу. Так было и в истории народа Израиля, когда на просьбу жителей Гаваона заключить с ними союз, Иисус Навин и старейшины, на слово поверив гаваонитянам, заключили с ними союз вопреки повелению Бога. А позже, через столетия, Саул решил исправить эту ошибку, и пошел с геноцидом на гаваонитян. Прошло еще некоторое время — и Бог поразил Израиль засухой и голодом, за нарушение союза между евреями и гаваонитянами. Пришлось Давиду отдать гаваонитянам на повешение двух сыновей Саула и пятерых внуков от дочери Меровы. А кто ныне будет нести ответственность за клевету, возведенную на женщину-самарянку у колодца, в случае, если он окажется не правым? Давайте подумаем над этим.

Однажды Иисус пошел из Иудеи, южной части Израиля, в Галилею. Между Иудеей и Галилеей находилась Самария. Самаряне, как и Евреи, верили в одного Бога, Творца неба и земли, но у них были свои обычаи, свои священники, и когда-то даже свой храм (который был разрушен евреями). Евреи не хотели общаться с ними. Когда Иисус со Своими учениками пришел в самарийский город Сихарь, то, устав с дороги, Он сел у колодца, а Его ученики пошли купить пищу. Был полдень. Одна самарянка пришла почерпнуть воды из колодезя. Иисус сказал ей: «Дай Мне пить». Женщина удивилась и ответила: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?… Иисус сказал ей в ответ: «»Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую»». Женщина говорит Ему: «»Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?…»» Иисус сказал ей в ответ: «»Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»». Свидетельствуя о Боге, Иисус сказал женщине: «»Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»». Женщина говорит Ему: «»Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все»». Иисус говорит ей: «»Это Я, Который говорю с тобою…»»» Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и рассказала людям о Человеке, Которого встретила. «Не Он ли Христос?… И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины… И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову». Через свидетельство одной бедной самарянки много людей уверовало в Господа. Эта притча о том, что перед Господом равны все народы и расы, ибо мы все Его творение.

Читайте более подробно: Евангелие от Иоанна 4:1-42.Христос и самарянка Беседа Господа с самарянкой у колодца побуждает нас вспомнить исторический контекст. Самаряне были инородцы и еретики; когда языческие завоеватели выселили народ из Земли Обетованной, они заселили на их место своих языческих подданных. Эти язычники смешались с остатками израильтян – «народом земли»: слишком бедными, неграмотными и незначительными людьми, чтобы возиться с их выселением.

Самаряне поклонялись как Богу Израилеву, так и языческим идолам. Постепенно у них сложился собственный монотеистический культ, опиравшийся на те же книги Моисеевы, – который казался благочестивым иудеям возмутительной пародией.

Отношения между двумя общинами были стабильно плохими. Мы привыкли слышать о «милосердном самарянине», и часто от нас ускользает смысл притчи, который был ясен слушателям Господа: самарянин был последним, от кого иудею стоило бы ждать милости. Поэтому и самарянка у колодца удивляется, что Господь заговаривает с ней; удивляются и ученики.

У всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной:

Она была полукровка и еретичка.

Она была женщина.

Она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью

Собственно, у всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной. Она была самарянка – то есть полукровка и еретичка. Она была женщина. И она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью. Пять мужей, и нынешний – не муж, а непонятно кто. Она не приходит к колодцу утром – как все, а тащится днем, по жаре, чтобы не попасться на глаза – и на острые языки – односельчанкам.

Это всё так знакомо: этническая и религиозная неприязнь, пренебрежение к людям, которые выпали из числа благополучных и «порядочных», но в то время самарянке приходилось еще хуже. Традиционное общество более чистое, с одной стороны, но с другой стороны, было более жестоким: женщина, испортившая себе репутацию, навсегда исключалась из числа «приличных». Просто заговорить с ней – уже скандал.

Но Господь смотрит не на это. Он видит в этой женщине человека, бессмертную душу, которую Он пришел спасти для вечности.

Уже в том, что Он говорит с ней, открывается то, как Бог видит людей. На монетах прошлого было изображение правителя, по повелению которого чеканились деньги. Так и каждый человек несет на себе образ Божий. В золотой монете, упавшей в грязь, мы видим золото, а не грязь; мы знаем, что грязь можно смыть. Так и Христос (Который знает про эту женщину всё плохое, что про нее знают люди, и многое сверх этого – Он вообще знает про нее всё) видит в ней, прежде всего, не грязь. Он видит в ней образ Божий, который Он пришел спасти и восстановить.

И самарянка отзывается на это взгляд Божий верой. Мы видим это по тому, как она встречает Его обличение, когда Господь говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4: 18).

Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить.

Так легко обидеться, развернуться, уйти – но самарянка не уходит

Она могла бы взорваться горечью, гневом, обидой – ведь ей наверняка много раз ставили на вид ее неустроенную личную жизнь – с высокомерным презрением, с глумливыми насмешками. Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить. Так легко обидеться, развернуться, уйти – но самарянка не уходит. Она верит, что этот таинственный человек указывает ей на ее грехи не за тем, чтобы унизить или посмеяться, а чтобы спасти.

Вера принимает обличение – потому что доверяет Тому, от Кого они исходят. И женщина не оправдывается, не спорит, не указывает на какие-то смягчающие обстоятельства – она признает: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4: 19) – и спрашивает о том, чье богопочитание истинное: иудеев или самарян.

И ответ Господа звучит неожиданно – неожиданно и для нее, и для современного читателя. Самарянка может ожидать тысячу первого раунда полемики между двумя религиозными общинами. Современный читатель ожидает чего-то вроде «да ладно, мы все поклоняемся одному Богу, на самом деле какая разница, на какой горе».

Но Господь не говорит ни того, ни другого. С одной стороны, между богопочитанием двух общин есть разница: иудеи правы, а самаряне неправы. Но с другой – то «спасение от иудеев», которое ожидалось, уже пришло. Оно здесь. Христос есть спасение. Теперь люди из всех народов будут поклоняться Господу в «Духе и истине», а не на той или другой горе.

Да, в этом богословском споре правы иудеи – но есть нечто бесконечно более важное. Вода Жизни, которую даст Христос тем, кто верует в Него. Речь здесь идет о Святом Духе, излияние Которого уже обещано Пророками: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44: 3).

И мы видим, как происходит чудо: женщина униженная и презираемая, которая не смеет прийти к колодцу с утра, чтобы лишний раз не попасться никому на глаза, обретает величайшее достоинство и дерзновение. Она «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 28–29). И в ее свидетельстве есть что-то настолько могущественное, что люди не могут от нее отмахнуться. «Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 30).

Самарянка – бедная грешница, но грешница, на которую взглянул Бог, и ее жизнь полностью переменилась. Она не отвернулась от этого взгляда, не оскорбилась на обличение, и спасение достигло ее – и через нее многих других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *