Беседа подготовительная группа

Беседа. » Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила».

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно — гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам, проявлять интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата.

Не только педагог в детском саду, но и родители должны руководить деятельностью детей дома.

Если ребенок не слушается, нарушает установленную дисциплину, то не нужно ругать его или наказывать. Ребенку следует помочь сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Лучшей мерой в таких случаях будет помощь в организации той или иной деятельности, советы, позволяющие добиться результата, личный пример родителей.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие правила культуры деятельности:

Не сиди без дела.

Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Доводи начатое дело до конца.

Выполняй работу только хорошо.

Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке.

Всегда бережно относись к вещам и игрушкам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей, стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет. А взрослые начинают возмущаться: «Кто тебя научил такие слова говорить, наверно, в детском саду услышал?!».

Можно установить правила культуры общения:

Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю»

Культурно — гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

нельзя класть локти на стол во время еды;

есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам;

правильно пользоваться столовыми приборами.

Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

УДАЧИ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, В ЭТОМ НЕЛЁГКОМ ТРУДЕ — ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА.

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ КНИГУ:

Людмила Васильева-Гангнус «Азбука вежливости»

Игротека в кругу семьи

Уважаемые родители! Вам предлагаются стихи, игры, художественная литература, которые помогут Вашему ребёнку подружиться с этикетом.

Что такое ЭТИКЕТ?

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Приветствия

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свиданья!», «Будь здоров!»,

«Я вас рада видеть очень»,

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи»,

«Всем пока», «Прощай», «Привет»,

«Буду рад вас видеть снова»,

«Не прощаюсь!», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!».

(А. Усачёв)

«Волшебные слова»

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания).

Игра «Назови привычку”

Мыть руки перед едой – это полезная привычка.

Чистить зубы перед сном – это полезная привычка

Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.

Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.

Грызть ногти – это вредная привычка.

Стричь ногти – это полезная привычка

Словесная игра «Вежливо – невежливо»

Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны! (Правила можно изменить).

Поздороваться при встрече – (вежливо)

Толкнуть, не извинившись – (невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь — …

Сказать спасибо и пожалуйста — …

Повернуться к собеседнику спиной — …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его — …

Сказать ласковое, доброе слово — …

Пожелать доброго пути — …

Игра «ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ…»

…Словесная игра на развитие воображения и закрепление ориентации на правильное поведение.

Что случится, если все перестанут умываться, мыть грязные руки.

Что случиться, если перестанут здороваться друг с другом

Что случиться, если все дети будут говорить неправду.

Что случиться, если люди перестанут беречь природу.

Что случиться, если дети будут есть только сладости..

Что случиться, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если все будут ссориться

Что случиться, если не закрывать воду в кране.

Картотека

для формирования у детей этикета

1. ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ

В ТРАНСПОРТЕ

стихи Ирины Горюновой

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь —

Постоишь и не растаешь.

Стой спокойно и держись,

Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо —

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он — поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

стихи Ирины Горюновой

Аккуратно кушай хлеб —

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!

Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?

Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис… Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,

У кого ты пищу ел.

3. ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ

В ДЕТСКОМ САДУ

стихи Ирины Горюновой

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Не дерись и не ругайся,

Грубо ты не выражайся.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

На тарелку ты не плюй,

А как следует прожуй.

Не толкай свою подружку,

Если держит в ручке кружку.

Помоги тем, кто слабее,

Будь умнее и добрее.

Одевайся побыстрей,

Не задерживай детей.

Лезь туда, где это можно,

Только очень осторожно.

Игрушку ты не отнимай,

Возьми другую, поиграй

После сна ты потянись,

Умой лицо и расчешись.

С незнакомым не ходи,

Воспитателя зови.

Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

4. ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ

ЗАЙКА И БЕЛОЧКА

Зайка с белочкой играют

У высокой ели.

В небе звёзды исчезают,

Значит, быть метели.

Зайка варежки снимает,

Быстро белке надевает,

Вот какой мальчишка

Маленький зайчишка.

Не страшны теперь метели —

Белку варежки согрели…

Зайка с белочкой гуляли

Вместе до рассвета,

Их глаза в ночи сияли

Бусинками света.

УПРЯМЫЙ ОСЛИК

По узенькой дорожке

Ползли сороконожки,

За ними шли утята,

Весёлые цыплята.

Встал ослик на пути.

— Дай, ослик, нам пройти!

— Не верю я ушам, —

Сказал он малышам.

Расставил ослик ножки

На ширину дорожки:

— Я даже носорогу

Не уступлю дорогу.

ЭТИКЕТ

Если ты мужчина-бобр,

Будь к бобрихе очень добр.

Если ты мужчина-тигр,

Предложи побольше игр.

Если ж ты мужчина-ёж,

Для подружки всё найдёшь.

И ещё совет я дам

Всем звериным господам:

Чаще с милой говорите,

И цветы, цветы дарите!

* * *

Учат люди, учат звери:

Маме с папой надо верить.

Каждый раз перед едой

Помните совет простой —

Мойте мордочки и лица,

Лапки, руки и копытца.

Это правило для всех —

Носишь ли, не носишь мех.

* * *

Среди ёлочек, сосёнок

Заплутал малыш лисёнок.

Тороплюсь ему помочь —

Лес накроет скоро ночь.

К маме с папой в дом родной

Мне известною тропой.

Ведь с лисёнком мы друзья,

А друзей бросать нельзя!

5. ЦВЕТЫ В ПОДАРОК.

Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то не раздумывай и дари именно их.

Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок, ромашек, мимоз…), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.

Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке — цветы нежных тонов: лилии, хризантемы… Папе и дедушке подари красные гвоздики.

Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.

По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5, 7… Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не хрупким и не мелким.

Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.

Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.

Хороший вариант — комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.

Подаренные цветы сразу ставить в воду в той комнате, где принимают гостей.

6. В КИНОТЕАТРЕ.

Конечно, кинотеатр — это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои правила.

Если головной убор мешает сидящим сзади, его снимают, не дожидаясь просьбы об этом. И так поступают не только мальчики, но и девочки.

Если кто-то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.

Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

7. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.

Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.

Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.

В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.

В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах…

Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе «спасибо!», если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.

Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.

Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.

Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.

Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.

Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.

Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.

Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак — обязательно в наморднике.

К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.

Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.

В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.

8. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.

Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в культурное учреждение…), туда, где много людей, необходимо соблюдать определенные правила общения.

Нельзя, например, допускать возникновения следующих ситуаций:

— пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит уступить ему место;

— посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;

— находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;

— ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не заботясь о том, интересно ли им это;

— ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью сумок, возвращается домой.

Поступая, таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно рассчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает, что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.

9. ВЕЖЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ.

— Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.

— Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.

— Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь, которая к тебе не обращена.

— В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайся сразу прекратить разговор, но сделай это без вызова.

— Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.

— Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что ты с ним говоришь.

10. ВЕЖЛИВЫЙ СОБЕСЕДНИК.

— Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность вступить в разговор.

— Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того, как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не интересна или неприятна слушателю.

— Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей — прослывешь «сплетником» («сплетницей»).

— Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.

— Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.

— Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и ясно, тебя и так поймут без труда.

11. КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.

Прежде всего, ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.

Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав «алло», не забудь ответить на приветствие.

Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство — «кто это?», «а зачем она вам нужна?» — будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым, звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.

Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь. Но только не забудь это сделать!

Ошиблись номером — ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.

Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав : «Простите, я ошибся», положи трубку.

Начиная разговор, поприветствуй и представься.

Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить.

Телефонный разговор — это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой звонок для кого-то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.

12. ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ.

На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить.

Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя — на другом конце зала, например, — не маши руками и не оглушай всех своими криками. Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого будет достаточно.

Шумные и бурные восклицания типа «кого я вижу», «ну наконец-то», «где ты пропадал» приветствиями никак не назовешь.

Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме — кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи).

13. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ.

Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по-доброму? А между прочим, волшебники живут не только в сказках!

Каждый человек, который добрый, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуточку волшебник. Честное сказочное!

Разве не волшебство — на пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом?

А вылечить больного человека? Или… Вырастить сад? А придумать и смастерить-собрать грузовик? А испечь сладкий-вкусный торт?

Да-а… На белом свете вокруг нас таких несказочных волшебников не так-то мало!

Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у твоих знакомых волшебников. Ведь ты сам пока что не умеешь творить чудес. Впрочем… Тут, кажется, я ошибаюсь. Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.

Упражнения для добрых волшебников.

Упражнение 1.

Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку надо несколько раз окунуть в воду и отжать. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.

Упражнение 2.

Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника — теперь он будет хорошо заметен всем прохожим. И кто-нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравьиный терем.

Упражнение 3.

Помоги своему младшему брату или сестренке одеться, обуться, погуляй с ним, накорми кашей.

Упражнение 4.

Смастери для птиц и белок кормушки на зиму. И не забудь приносить и насыпать в них корм.

14. ИДЕМ В ГОСТИ.

Если ты гость

Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.

Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует не «ломиться» в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические замечания.

Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.

15. Каким должен быть подарок? Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики, малышу — калькулятор, папе — погремушку, маме — мужской галстук, а дедушке — куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не хвастаешься перед всеми своей щедростью.Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что-нибудь оригинальное — что-нибудь смастери, нарисуй.Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что «дареному коню в зубы не смотрят», то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по вкусу.

16. ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ.

Правила игры

1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.

2. Не радуйся, когда другие проигрывают.

3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Как и во что играть с друзьями.

1.Вежливые прятки.

Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: «Десять!», каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:

— Здравствуй!

— Добрый вечер!

— Всего хорошего!

— Спасибо!..

И водящий по голосу должен узнать спрятавшихся и назвать, кто из них где находится. Водит тот, кого узнали первым.

2.Вежливые жмурки.

Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. И он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате.

Тот, кого водящий поймает, становится его помощником. Ему тоже завязывают глаза. Теперь водящих уже двое. Третий, кого они поймают, тоже становится их помощником. И так далее, пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.

3.Игра-соревнование-1.

Расстелите на полу в прихожей или коридоре 2-3 газеты, поставьте 2-3 пары обуви (по числу участвующих в соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку обувной крем нужного цвета. Победитель тот, кто почистит обувь быстрее и лучше других.

4.Игра-соревнование-2.

Приготовьте несколько лоскутков ткани и разноцветных пуговиц. Количество их должно соответствовать числу играющих, при этом можно составить «домашнюю команду» — папа, мама, бабушка, дети. Победитель тот, кто быстрее, прочнее и правильнее других пришьет пуговицу.

5.Игра-соревнование-3

Каждый игрок получает нож и 3 картофелины. Кто же лучше и быстрее чистит картошку? Очищенную картошку не забудьте пожарить и угостить всех — победителей и побежденных.

17. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.

Локти на стол не клади, только кисти рук.

Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.

Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами — ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.

На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.

Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.

СОВЕТЫ ЕДОКАМ.

Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.

Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.

Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.

Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

18. ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.

Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Всегда выполняй эти правила, мой маленький дружок! И сообщи их своим друзьям.

19. ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.

Слово «честность», «честь» похожи на слово «чистота». Не правда ли, мой маленький дружок?Честным человеком мы называем такого, который «не запачкал» себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек — тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих-остальных знакомых и даже незнакомых людей.У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:

— Этот человек сам умеет себя воспитывать.

Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:

Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.

По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.(Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана ?)

Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые — ты видишь — очень устали, больны.

Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожими!

Соня
Комплексно-тематическое планирование «Неделя этикета и вежливости» в средне-старшей группе

Дата: с 29. 10. по 02. 11.

Тема: Неделя этикета и вежливости.

Задачи: расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, культуры общения в общественных местах (в те-атре, музее, кафе).

Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра: «Кукла Маша ждет гостей» — пятница 02. 11.

Ответственные: воспитатели.

Понедельник 29. 10.

Утро.

— Утро радостных встреч.

— Беседа по вопросам: «Что такое этикет? Что значит быть вежливым? Что означает: вежливость на каждый день?» — познакомить детей с понятием этикета; побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим; учить не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать.

— Дидактическая игра «Верно — неверно» — развивать умение поступать в соответствии с правилами этикета.

— Рассматривание иллюстраций с изображением столовых приборов.

— Дыхательное упражнение «Суп кипит».

— Пальчиковая гимнастика «На блины» — развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Познавательное развитие.

Тема: Этикет».

Задачи: дать детям представление о хороших и плохих поступках. Воспитывать умение правильно оценивать себя и других. Закреплять правила поведения в общественных местах. Воспитывать культуру общения и культуру поведения, вспомнить правила поведения в детском саду, способствовать развитию речи детей. Развивать у детей эмпатию: сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Материал: плакат «Правила этикета и культуры общения», детская электронная презентация «Правила этикета», красные и зелёные сигнальчики, фонограмма танца «Барбарики».

2. Художественно – эстетическое развитие (музыка по плану музыкального руководителя).

Прогулка.

— Наблюдение за листопадом – упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

— П/и Лисичка и курочки» — развитие ловкости и быстроты – повторить 5 раз.

— Д/и «Где что растет?» — учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

— П/и «Зайцы и медведи» развивать ловкость, умение перевоплощаться – повторить 5 раз.

— Д/и «Дерево, кустарник, цветок».

Вторая половина дня.

— Комплекс бодрящей гимнастики.

— Чтение стихотворения А. Барто «Шла вчера я по Садовой»

— Рассматривание иллюстраций на тему: «Накрываем на стол».

— Развивающая ситуация «Письмо доброго сказочника: урок вежливости» — раскрыть значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе, сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов, создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине, использовать мазки, точки, дуги.

— Рисование на тему «Укрась блюдечко».

— Хороводная игра «Ровным кругом» — повторить 3 раза.

Прогулка.

— Наблюдение за опавшими ветками и листьями после ветра – уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются; развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления детей с явлениями природы.

— П/и «Самолеты» — повторить 5 раз.

— Д/и «Когда ты это делаешь?» — закрепить культурно – гигиенические навыки и части суток.

— П/и «Найди листок, какой покажу» — повторить 5 раз.

— Д/и У кого какой цвет?» — научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Вторник 30. 10.

Утро.

— Комплекс утренней гимнастики.

— Беседа по вопросам: «Какие волшебные слова вы знаете? Почему мы называем такие слова волшебными?».

— Чтение отрывков из книги стихотворений М. Дружининой «Кто знает волшебное слово?»

— Дидактическое упражнение «Доскажи последнее слово» — учить употреблять в речи вежливые слова, договаривая последнее слово.

— Д/и «Вежливый ручеек».

— Пальчиковая гимнастика «Сорока – Белобока» — развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Речевое развитие.

Тема: «Что такое этикет».

Задачи: расширить знания детей об этикете; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол; вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

2. Физическое развитие.

Тема: В живом уголке. Подольская, стр. 29.

Задачи: учить подлезанию под дугу, прогибая спину и не задевая за верхний край; упражнять в равновесии, прыжках, ползании; расширять знания детей о животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: гимнастическая скамейка (высота – 35 см, 3 дуги (высота – 50 см, мат.

Ход НОД: 1. Вводная часть – ходьба друг за другом, на наружной стороне стопы, обычная, в приседе, в быстром темпе, легкий бег, ходьба приставным шагом боком, бег врассыпную, ходьба обычная, змейкой, обычная построение в звенья. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба по гимнастической скамье; подлезание под дугу в прямом направлении, не задевая верхний обод; прыжки на двух ногах, руки к плечам, в прямом направлении, продвигаясь вперед; ползание с опорой на кисти и носки в прямом направлении; п/и «Найди себе пару», п/и «Угадай по описанию и изобрази обитателя живого уголка». 3. Заключительная часть – ходьба в среднем темпе.

Прогулка.

— Наблюдение за красотой природы – вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.

— П/и «Бездомный заяц» — повторить 5 раз.

— Д/и Кто кем (был) будет?» — развитие речевой активности.

— П/и «Охотник и зайцы» — повторить 5 раз.

— Д/и На кого я похож?»

Вторая половина дня.

— Комплекс бодрящей гимнастики.

— Беседа по вопросам «Что такое тихий час? Как надо вести себя во время тихого часа?»

— Чтение стихотворения Н. Лоткина «Тихий час».

— Дидактическое упражнение «Как бы ты поступил?»

— Развивающая образовательная ситуация «Уроки этикета» — обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщить детей к русской национальной культуре.

— Хороводная игра «По ровненькой дорожке» — повторить 3 раза.

Прогулка.

— Наблюдение за дождем – воспитывать интерес к неживой природе; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир.

— П/и «Лиса в курятнике» — повторить 5 раз.

— Д/и «Игра в загадки».

— П/и «Зайцы и волк» — повторить 5 раз.

— Д/и Лето или осень» — закрепить знания признаков осени; дифференцирования их от признаков лета; воспитание ловкости.

Среда 31. 10.

Утро.

— Комплекс утренней гимнастики.

— Беседа с детьми «Будь всегда вежлив» — учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; формировать у детей навыки вежливости.

— Знакомство с пословицами о вежливости: «Доброе слово согревает, дурное-огорчает», «Где слова привета, там улыбка для ответа», «Доброе слово — слаще меда».

— Дидактические игры и упражнения: «Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости» — закрепить существующие правила и представления об этикете; воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.

— Дыхательное упражнение «Гусь шипит».

— Пальчиковая гимнастика «Цветок» — развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: Число и цифра 4.

Задачи: познакомить с числом и цифрой 4, с образованием числа 4; учить считать до 4; упражнять в порядковом счете до 3; в нахождении и назывании геометрических фигур.

Материал: цифры 1, 2, 3; картинки с изображением одного, двух, трех предметов, предметов разной формы, чайной, кухонной, столовой посуды; кухонная посуда; три обруча.

2. Физическое развитие.

Тема: В живом уголке. Подольская, стр. 29.

Смотреть планирование за 23. 10.

Прогулка.

— Наблюдение за небом – формировать умение видеть красоту неба; показать детям, что неживая природа – среда, в которой существует растения и животные.

— П/и «замри» — учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, уточнить знания цвета – повторить 5 раз.

— Д/и Подскажи словечко».

— П/и «Найди себе пару» — повторить 5 раз.

— Д/и «Продолжи предложение».

Вторая половина дня.

— Комплекс бодрящей гимнастики.

— Беседа «Как необходимо вести себя в гостях, на дне рождения?»

— Рассказ воспитателя о том, что означает слово «здравствуйте».

— Словесные упражнения «Назови, какие слова приветствия ты знаешь?», «Напомни важные правила приветствия?»

— Игра – ситуация «Будь опрятным» — продолжать воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, ногтей, прически.

— Хороводная игра «Вежливый ручеек» — повторить 3 раза.

Прогулка.

— Наблюдение за приметами осени – уточнить представление об осени по существенным признакам; продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

— П/и «Лягушки» — повторить 5 раз.

— Д/и «Бывает или нет?».

— П/и «Жуки» — повторить 5 раз.

— Д/и «Лето или осень».

Четверг 01. 11.

Утро.

— Комплекс утренней гимнастики.

— Беседа с детьми на тему «Какого человека ты назовешь культурным? Почему?».

— Пальчиковая гимнастика «Двое разговаривают» — развитие мелкой моторики пальцев рук.

— Дидактические игры и упражнения. «Лото пешехода», «Сборы за покупками» — научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умение быть вежливым, внимательным.

— Дыхательное упражнение «Часики».

— Релаксация «Аромат цветов».

1. Художественно – эстетическое развитие.

Тема: «Посуда для Федоры» (лепка).

Цель: формирование и закрепление представлений у детей о разных видах посуды.

Задачи: закрепить приемы лепки посуды; передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина; активизировать в речи детей слова по теме «посуда» (один – много; из чего сделано) чашка – чашки – чашек; вилка – вилки- вилок; деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе

Материал: костюм Федоры, картинки с изображением посуды, корзина, пластмассовая чайная посуда, пластилин, доски для лепки, стеки, влажные губки, салфетки.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорено горе», беседа о посуде, рассматривание иллюстраций разных видов посуды, игры с кукольной посудой, лепка из пластилина по теме «Посуда», рисование трафаретами посуды.

2. Художественно – эстетическое развитие (музыка по плану музыкального руководителя).

Прогулка.

— Наблюдение за наличием почек у деревьев и кустарников – совершенствовать навыки обследовательских действий; расширять, углублять и закреплять знания о природе, о частях растения и их назначении; прививать любовь к растительному миру.

— П/и «Кот на крыше» — развитие ритмичной, выразительной речи; автоматизация звука (ш) в связном тексте; развитие координации движений – повторить 5 раз.

— Д/и «Брать – не брать!» — увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

— П/и «Что мы видели не скажем, а что делали – покажем» — развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности – повторить 5 раз.

— Д/и «Дерево, кустарник, цветок».

Вторая половина дня.

— Комплекс бодрящей гимнастики.

— Беседа «Как нужно вести себя в общественном транспорте?»

— Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ежили вы вежливы».

— Игра – ситуация «Приготовь угощение».

— Разучивание новой физкультминутки «Уборка квартиры».

— Хороводная игра «Ручеек» — повторить 3 раза.

Прогулка.

— Наблюдение за растениями – уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются.

— П/и «Улиточка» — узнать товарища по голосу – повторить 5 раз.

— Д/и «Что сажают в огороде?» — учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

— П/и «Повар» — развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

— Д/и «Кто скорее соберет?» — учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя; выдержку и дисциплинированность.

Пятница 02. 11.

Утро.

— Комплекс утренней гимнастики.

— Беседа по вопросам: «Какие общественные места ты знаешь? Какие общественные места вы посещаете с родителями? Как надо вести себя в музее, театре, кафе, зоопарке?» — закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах.

— Дидактическая игра «Как поступить?»

— Рассматривание тематического альбома «Плохие и хорошие поступки».

— Дыхательное упражнение «Шар лопнул».

— Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» — развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Социально – коммуникативное развитие.

Тема: «Путешествие по острову Вежливости».

Цель: систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Задачи: дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой; формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях; совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; упражнять в использовании вежливых слов; развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми; развивать мыслительную деятельность у детей; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться.

Материал: сюжетные картинки, атрибуты для сценки, раздаточный материал и т. д.

Ход НОД: 1. Создание игровой мотивации. 2. Остановка «Добрые слова». 3. Чтение стихотворения про вежливые слова. 4. Игра «Вежливая просьба». 5. Отгадывание загадок. 6. Игра «Антонимы» (игра с мячом). 7. 2 остановка «Верные друзья». 8. Сценки: «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке». 9. Игра: «Веселые детки». 10. Физкультминутка «Быстро встаньте». 11. 3 остановка «Хорошие поступки». 12. «Оцени поступок». 13. Игра «Угадай по голосу». 14. Игра «Комплименты». 15. Итог.

Прогулка.

— Наблюдение за насекомыми – закрепить представление о многообразии насекомых; формировать знания о том, что как насекомые приспосабливаются к зимним условиям.

— П/и «Пчелки и ласточки» — повторить 5 раз.

— Д/и «Что это за насекомое?»

— П/и «Песенка стрекозы» — повторить 5 раз.

— Д/и «Да – нет».

2. Физическое развитие.

Тема: Мы построим новый дом. Подольская, стр. 154.

Задачи: упражнять детей в ходьбе по уменьшенной опоре, удерживая мешочек с песком на голове; совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке, используя одновременное движение рук и ног; тренировать детей в прыжках на двух ногах из обруча в обруч; закреплять знания названий строительных специальностей и строительных машин; развивать творческое воображение, воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Материал: гимнастические палки по количеству детей, мешочки с песком, гимнастическая скамья, обручи, гимнастическая стенка.

Ход НОД: 1. Вводная часть – обычная ходьба, ходьба полувыпадами, движения руками вперед – назад от груди, ладони вперед, ходьба на носках руки вперед, бег на носках, руками показать движения руля, прыжки вверх из глубокого приседа с продвижением вперед, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, перестроение в звенья. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба на носках по гимнастической скамье, руки в стороны, мешочек с песком на голове; лазанье по гимнастической стенке с использованием одновременных движений рук и ног; прыжки на двух ногах из обруча в обруч; п/и «Угадай, чей голос». 3. Заключительная часть.

Вторая половина дня.

— Комплекс бодрящей гимнастики.

— Итоговое мероприятие: сюжетно — ролевая игра «Кукла Маша ждет гостей».

— Беседа на тему «Если позвонил по телефону незнакомый человек, друг, бабушка».

— Чтение стихотворения А. Кондратьева «Добрый день (Вежливые слова) – беседа по содержанию.

— Дидактические упражнения: «Позвони маме», «У меня зазвонил телефон» — закреплять правила общения по телефону.

— Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово».

— Хороводная игра «Где был Иванушка?» — повторить 3 раза.

Прогулка.

— Наблюдение за одеждой людей – расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.

— П/и «Большой мяч» — развитие ловкости движений – повторить 5 раз.

— Д/и Будь внимательным» — развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

— П/и Мячик кверху» — развитие быстроты движения, ловкости – повторить 5 раз.

— Д/и «Кому что нужно?» — упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

Любовь Лисенкова
Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед в подготовительной группе

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед в подготовительной к школе группе по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» по разделам: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребёнок в семье и сообществе», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности». Планирование составлено с учётом лексических тем, им удобно пользоваться при написании календарного планирования, опробировано в течение 2-х лет. Буду рада, если данный материал будет востребован.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание».

Сентябрь:

Недели: Тема:

1. «С кем и как можно поздороваться и попрощаться»

Цель: Закрепление формулы словесной вежливости.

2. «Умеешь ли ты дружить?»

Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения играть вместе, трудиться, заниматься.

3. «Вежливость в разговоре»

Цель: Обогащение словаря формулами словесной вежливости.

4. «Если с другом вышел в путь»

Цель: Формирование дружеских взаимоотношений.

5. «Как мы можем позаботиться о старших»

Цель: Формирование заботливого отношения к пожилым людям, умения помогать им.

Октябрь:

Недели:

1. «Мы – защитники малышей»

Цель: Воспитание заботливого отношения к малышам. Формирование понимание слова «заботливость».

2. «У меня зазвонил телефон»

Цель: Закрепление навыков телефонного этикета.

3. «Наши добрые дела»

Цель: Формирование разнообразных форм словесной вежливости.

4.»Драться или договариваться»

Цель: Закрепление умения договариваться друг с другом.

Ноябрь:

1. «Что значит быть добрым»

Цель: Формирование представления о доброте и жадности.

2. «Умей прийти к общему решению»

Цель: Развитие волевые качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

3. «Как играть и не ссориться»

Цель: Закрепление умения договариваться.

4. «Не жди, когда тебя попросят о помощи: учись сам видеть, кому нужна помощь»

Цель: Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость.

Декабрь:

1. «О чуткости и равнодушии»

Цель: Дать понятие о чуткости и равнодушии.

2. «Я и мы»

Цель: Формирование умения ограничивать свои желания, умения считаться с желаниями окружающих.

3. «Терпение и труд всё перетрут»

Цель: Воспитание волевых качеств, умения преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

4. «Будь смелым»

Цель: Знакомство с понятиями «смелость» и «трусость».

5. «Вежливость в разговоре»

Цель: Формирование навыков культуры разговора, умения слушать собеседника, не перебивать без надобности, умения доказывать свою точку зрения.

Январь:

2. «Правила поведения на занятии»

Цель: Воспитание организованности, дисциплинированности.

3. «Умнее тот, кто уступает»

Цель: Закрепление умения договариваться, помогать друг другу.

4. «Всегда ли вы правы»

Цель: Закрепление умения давать оценку своим поступкам.

Февраль:

1. «Гости в дом – радость в нём»

Цель: Закрепление навыков гостевого этикета.

2. «Правда и ложь»

Цель: Формирование представления о честности и лживости.

3. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Закрепление умения давать оценку своим поступкам.

4. «Какими должны быть настоящие мужчины»

Цель: Формирование рыцарского отношения к девочкам, развитие в девочках и мальчиках качеств, свойственных их полу.

Март:

1. «Как мы входим в транспорт и выходим из него»

Цель: Закрепление навыков поведения в общественном транспорте.

2. «Как быть гостеприимным»

Цель: Формирование понятия «гостеприимство», навыков гостевого этикета.

3. «Вежливый ручеёк»

Цель: Обогащение словаря формулами словесной вежливости.

4. «Как мы ведём себя на улице»

Цель: Формирование навыков поведения в общественных местах.

5. «Справедливость – хорошее качество человека»

Цель: Формирование умения справедливо и доброжелательно оценивать поступки

других.

Апрель:

1. «Умей выслушивать другого»

Цель: Формирование умения слушать собеседника.

2. «Скромность»

Цель: Формирование такого качества, как скромность.

3. «Правила поведения при работе с книгой»

Цель: Формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе.

4. «Как разрешить спор»

Цель: Закрепление умения разрешать спор словами.

Май:

1. «Правила поведения в игре»

Цель: Закрепление умения детей соблюдать правила игры, воспитание чувства

коллективизма.

2. «Храбрец и трус»

Цель: Формирование понятий «храбрость», «трусость».

3. «Старших надо уважать»

Цель: Воспитание уважительного отношения к старшим.

4. «Кого мы называем «хороший человек»

Цель: Систематизация этических представлений, подведение к осмыслению понятий

«интеллигентность», «порядочность».

Комплексно- тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Ребенок в семье и сообществе».

Сентябрь:

1. «Скоро мы пойдём в школу»

Цель: Закрепление знаний о том, что 1 сентября — День знаний. Школьники начинают учиться.

2. «Кому, какие дают имена»

Цель: Закрепление знаний о происхождении имён.

3. «У нас дружная семья»

Цель: Закрепление знаний о своей семье, о родственных отношениях в семье.

4. «Наша улица»

Цель: Закрепление знаний о том, на какой улице живёт ребёнок, домашний адрес, номер домашнего телефона.

5. Беседа о труде воспитателя.

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о профессии воспитателя.

Октябрь:

1. «Откуда произошли фамилии»

Цель: Закрепление знаний о происхождении фамилии.

2. «Как хорошо у нас в детском саду»

Цель: Закрепление умения замечать изменения в оформлении разных помещений, учить объяснять причины таких изменений.

3. «Где работают наши мамы»

Цель: Закрепление знаний детей о профессиях своих мам.

4. «Чем мы занимаемся в детском саду»

Цель: Закрепление знаний детей о режиме дня в детском саду. Формирование представления о себе, как об активном члене коллектива.

Ноябрь:

1. «Такие разные дети»

Цель: Закрепить знания о национальностях и расах.

2. «Зачем нужно учиться»

Цель: Формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе. Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка: право на образование.

3. «Самое доброе слово «мама»

Цель: Воспитание любви к матери.

4. «История моей семьи»

Цель: Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны. Показать роль каждого поколения в разные периоды жизни.

Декабрь:

1. «Каким я был, каким я стал, каким я буду»

Цель: Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.

2. «Если вдруг тебя обидели»

Цель: Закрепление знаний о Праве ребёнка на защиту от вмешательства в личную жизнь.

3. «Кто и как заботится о твоём здоровье»

Цель: Знакомство с правами ребёнка: право на медицинскую помощь.

4. «Именины – праздник имени»

5. «Новогодний утренник в детском саду»

Цель: Закрепление знаний о праздновании Нового года в детском саду.

Январь:

2. «Как и зачем люди отдыхают»

Цель: Знакомство с правами ребёнка: право на отдых.

3. Рассказ воспитателя «Всегда ли люди жили семьями»

Цель: Знакомство с историей появления семьи.

4. «Традиции нашей семьи»

Цель: Закрепление знаний детей о семейных традициях.

Февраль:

1. «Что мне нравится делать в детском саду»

Цель: Выявление разносторонних интересов детей.

2. «Как стать стройной»

Цель: Формирование представлений о питании и режиме дня для девочек.

3. «Научились и узнали в детском саду»

Цель: Формирование у детей представления о себе как об активном члене коллектива.

4. «Как стать сильным»

Цель: Формирование представлений о питании и режиме дня для мальчиков.

Март:

1. «Что мы едим в детском саду»

Цель: Закрепление знаний о полноценном питании детей в детском саду.

2. «В нашей группе самые хорошие девочки»

Цель: Формирование рыцарского отношения к девочкам

3. «Праздники в детском саду»

Цель: Закрепление знаний детей о праздниках, проводимых в детском саду.

4. «Мы и наши права»

Цель: Закрепление знаний о Конвенции о правах ребёнка.

5. «Чем мне нравится наш детский сад»

Цель: Формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать своё мнение.

Апрель:

1. «Моя родословная»

Цель: Закрепление умения создавать генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

2. «О чём любят читать девочки, мальчики»

Цель: На основе гендерной принадлежности выявление интересов по чтению художественной литературы.

3. «Как трудятся наши папы»

Цель: Закрепление знаний о профессиях пап.

4. «Кто я и кем хочу быть?»

Цель: Расширение представлений ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Май

1. «Что такое – быть мужчиной?»

Цель: Формирование представлений о том, каким должен быть настоящий мужчина.

2. «Мы помним наших героев» (прадедушек, прабабушек)

Цель: Рассказ воспитателя о воинских наградах прадедушек, прабабушек.

3. «До свидания, детский сад»

Цель: Развитие речевого творчества.

4. «Я – гражданин России»

Цель: Закрепление полученных представлений, формирование чувства гордости за свою Родину.

Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Сентябрь

1. «Да здравствует мыло душистое»

Цель: Воспитание культурно-гигиенических навыков.

2. «Как работает врач?»

Цель: Закрепление знаний детей о труде доктора.

3.»Если вы пришли в кафе»

Цель: Закрепление знаний о труде повара, официанта.

4.»Приходите за покупками»

Цель: Закрепление знаний о труде продавца, кассира.

5. «Я в аптеку пойду и лекарства куплю»

Цель: Закрепление и расширение знаний о труде фармацевта, провизора.

Октябрь

1. «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: Показ значимости людей разных профессий.

2. «Кто трудится в швейном ателье»

Цель: Закрепление и расширение знаний о труде модельера, закройщика, швеи.

3. «Кто пишет картины»

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о труде художника.

4. «Кто лечит животных»

Цель: Закрепление знаний о труде ветеринара.

Ноябрь

1. «К нам приехал цирк»

Цель: Закрепление знаний о труде артистов цирка: дрессировщиках, акробатах, клоунов, фокусников.

2. «Чтобы выглядеть опрятным»

Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

3.»Об осенних сезонных работах»

Цель: Закрепление знаний о труде взрослых на огороде, в саду, в парках.

4.»Хвала рукам, что пахнут хлебом»

Цель: Закрепить знания о труде хлеборобов.

Декабрь:

1. «Кто в саду нас приголубит»

Цель: Закрепление знаний детей о труде воспитателя детского сада.

2. «Кто приходит на помощь в трудной ситуации?»

Цель: Закрепление знаний детей о труде спасателей.

3. «На фотовыставке»

Цель: Закрепление знаний о труде фотографа.

4. «На съёмке телепередачи»

Цель: Закрепление знаний детей о телевизионных профессиях: ведущий, репортёр, оператор.

5. «Как мы отмечали праздник ёлки в детском саду»

Цель: Закрепление знаний детей о труде музыкального руководителя.

Январь:

2. «Я – инспектор ГИБДД»

Цель: Уточнить и закрепить знания о труде инспектора ГИБДД.

3. «Красивые причёски»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о труде парикмахера.

4. «О том, как трудятся наши папы и мамы»

Цель: Закрепление знаний детей о том, где и кем трудятся их родители.

Февраль:

1. «О труде помощника воспитателя»

Цель: Закрепление знаний детей о труде помощника воспитателя.

2. «Сработать мебель мудрено»

Цель: Закрепление знаний о профессии столяра.

3. «Мы построим дом большой»

Цель: Закрепление знаний детей о строительных профессиях: каменщик, крановщик, плотник.

4. «Бравые солдаты»

Цель: Закрепление знаний детей о военных профессиях.

Март

1. «В аэропорту»

Цель: Закрепление знаний о труде стюардессы.

2. «Кто трудится в салоне красоты»

Цель: Закрепление знаний детей о работе косметолога, мастера маникюра.

3. «Выбираем книги»

Цель: Уточнение и расширение знаний о труде библиотекаря.

4. «А судьи кто?»

Цель: Уточнение и расширение знаний о профессии спортивного судьи.

5. «03- это скорая помощь»

Цель: Закрепление знаний о работе медицинской сестры и врача скорой помощи.

Апрель:

1. «Весна в селе»

Цель: Закрепление знаний о сельскохозяйственном труде.

2. «Профессия космонавт»

Цель: Закрепление знаний о труде космонавтов.

3. «Кто починит мне машину»

Цель: Закрепление знаний детей о труде слесаря по ремонту машин.

4. «01»

Цель: Закрепление знаний о труде пожарных.

Май

1. «О труде сотрудников банка»

Цель: Закрепление знаний детей о труде сотрудников банка.

2. «Кем я стану, когда вырасту»

Цель: Формирование умения обосновывать свой выбор.

3. «В школе»

Цель: Закрепление знаний детей о профессии учителя.

4. «Это он, это он – Ленинградский почтальон»

Цель: Закрепление знаний детей о работе почтальона, оператора почтовой связи.

Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Формирование основ безопасности».

Сентябрь:

2. «По дороге в детский сад»

Цель: Закрепление знаний об устройстве улицы, о дорожном движении. Закрепление понятий: «площадь», «бульвар», «проспект»

4.»В стране дорожных знаков»

Цель: Знакомство с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

5.»Где положишь, там и возьмёшь»

Цель: Закрепление знаний о том, что в целях безопасности дома надо поддерживать порядок.

Октябрь:

3.»О правилах важных – пожаробезопасных»

Цель: Развитие понимания того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.

5. «Кошки и собаки – наши соседи»

Цель: Формирование представления о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с незнакомыми животными.

Ноябрь:

1. «Красный, жёлтый, зелёный»

Цель: Закрепление знаний о работе светофора, о правилах перехода улицы по светофору.

3.»Знает каждый гражданин этот номер – 01″

Цель: Закрепление знаний о работе пожарной службы. Закрепление знаний о том, что в случае возникновения пожара звонят по телефону «01», при этом называют своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Декабрь:

1.»Спички – причина пожара»

Цель: Формирование представления о том, что спичками могут пользоваться только взрослые.

3.»Если ты потерялся»

Цель: Закрепление умения обращаться за помощью к взрослым.

4.»Небезопасные зимние забавы»

Цель: Закрепление правил безопасности во время проведения зимних игр.

Январь:

4. «Опасные предметы дома»

Цель: Закрепление знаний детей о правилах пользования колющими и режущими предметами.

Февраль:

1. «Домашние помощники»

Цель: Закрепление правил пользования электроприборами.

2. «Гололедица – не идётся и не едется»

Цель: Закрепление правил поведения на улице во время гололёда.

4.»Осторожно, сосульки!»

Цель: Закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице в период таяния сосулек.

Март:

1. «Готовы ли мы стать пассажирами»

Цель: Закрепление правил поведения в общественном транспорте.

3.»Один дома»

Цель: Формирование правил поведения в данной ситуации.

4.»Красная книга Ленинградской области»

Цель: Закрепление знаний об отдельных представителях животного и растительного мира Ленинградской области, занесённых в Красную книгу.

Апрель:

1. «В гостях у леса»

Цель: Закрепление правил поведения в лесу.

3.»Гроза. Гром. Молния»

Цель: Закрепление знаний о данных явлениях природы, о правилах поведения человека в этих условиях.

КГУ «Тарановская СШ им.Б. Майлина

отдела образования акимата

Тарановского района»

Беседа в средней группе.

«Как нужно вести себя в детском саду»

Выполнила: Полубинская Н.П.

2017г.

Цель: воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам

безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Материал: сюжетная картина (в методкабинете), Губка БОБ — кукла (или медвежонок).

Ход беседы:

1.Приходит кукла — Губка Боб Квадратные Штаны в группу.

Обыграть ситуации:

  • пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;

  • затем спотыкается об брошенную игрушку;

  • захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;

  • чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);

  • когда, наконец, его усадили на стул, он сидит и раскачивается.

С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб — мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел.03), объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать сюжетную картину.

2.Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т.д. Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.

Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т.к. это нужно для сохранения жизни и здоровья — своего и других людей!

  • Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.

Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!

  • Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.

Если не можешь достать, попроси воспитателя!

  • Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!

  • Не бери мелкие игрушки в рот — ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!

  • Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!

  • Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.

Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!

  • Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!

  • Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!

  • Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!

Цель: научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;

Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в

помещении д/с.

Материал: карта-схема д/сада; фотографии детей: идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); просмотр театрализованных представлений в музыкальном зале; заходят в физкультурный зал, и т.д. . Кукла Незнайка (или взрослый).

Ход беседы:

Вопросы к детям:

— Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)

— Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?

Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).

Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное — почему так надо вести! Можно показать картинку, где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.

Незнайка обещает исправляться.

Воспитатель показывает детям карту — схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.

Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи):

  • Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;

  • Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;

  • Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может

идти тебе навстречу;

  • При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно;

  • Коридоры и лестница — не место для игр и баловства. Помни об этом!

  • Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т.к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *