Беседа с никодимом

б. Беседа Иисуса с Никодимом (3:1-21)

Иоан. 3:1. Никодим был одним из лучших израильтян — современников Христа. Он был учителем (стих 10), фарисеем и, судя по словам один из начальников иудейских, — членом синедриона. Синедрион, насчитывавший 70 членов, был ответственен за решение религиозных вопросов; известная ответственность — при подчинении римской администрации — лежала на нем и в сфере гражданского управления.

Помимо Никодима, еще два члена синедриона предстают в Новом Завете в благоприятном свете; это Иосиф из Аримафеи (Иоан. 19:38) и равви Гамалиил (Деян. 5:34-39; 22:3). Синедрион осудил Иисуса Христа. Никодим же задолго до этого упрекал фарисеев в предвзятом отношении к Нему, Которого они обвиняют, не выслушав Его Самого (Иоан. 7:50-51); он же помогал Иосифу из Аримафеи при погребении Иисуса (19:39-40).

Иоан. 3:2. Почему Никодим пришел к Иисусу ночью? Потому, что, будучи фарисеем и членом синедриона, не решался сделать это открыто? Или, может быть, тогда это было принято — приходить для беседы в ночное время? А, может быть, Никодим хотел поговорить с Иисусом так, чтобы никто не мешал их разговору, что днем, в присутствии множества народа, постоянно окружавшего Его, было просто невозможно? Иоанн не дает на это ответа.

Равви! — обратился к Иисусу Никодим, — мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога… Под «мы» нужно, пожалуй, понимать всех благожелательно настроенных к Иисусу в синедрионе. Обращение «Равви» («Учитель») звучало, с одной стороны, вежливо и лестно, но с другой — свидетельствовало, что и Никодим не понимал, Кем на самом деле является Иисус. «От Бога» в греческом тексте эмоционально подчеркнуто. По мнению Никодима, чудеса, которые совершал Иисус, мог совершать только человек, особенно угодный Богу. И потому Никодим хотел побеседовать с Ним как раввин с раввином.

Другими словами, претерпеть духовное преобразование в результате которого человеку открывается доступ из царства тьмы в Царствие Божие (сравните с Кол. 1:13). Царство Божие — это благословенная сфера пребывания Бога, которой Он всецело управляет; в настоящее время она невидима; но наступит день, когда Царство «приидет» на землю (Матф. 6:10).

Иоан. 3:4. Вопросы Никодима, который едва ли имел в виду, что Иисус подразумевает нечто абсурдное, наподобие перевоплощения или вторичного телесного рождения, тем не менее, показывают, что смысла и значения духовного возрождения человека он не понимал.

Пятая точка зрения имеет то преимущество, что получила подтверждение в ходе истории, в практической жизни Церкви; она вполне приемлема и с богословской точки зрения. Иоанн Креститель пробудил Своим призывом к покаянию израильский народ (Матф. 3:1-6). И слово «вода» в устах Иисуса могло напомнить Никодиму о ритуале водного крещения, которое Иоанн совершал над каявшимися. Христос давал таким образом понять Никодиму, что желающему войти в Царство Божие нужно покаяться и обратиться к Нему с тем, чтобы получить возрождение от Святого Духа.

Иоан. 3:6-7. Существуют две совершенно различные сферы: сфера обитания падшего человека, т. е. сфера плоти, и — Божия сфера, или сфера Духа. Падший человек не может возродить себя сам; он нуждается во вмешательстве и помощи Бога. Только Святой Дух Божий может возродить дух человеческий. И людям не следует недоумевать по поводу этих слов Христа, либо недооценивать или отвергать их значение. Человек должен родиться свыше. Эта необходимость — абсолютна и действует в масштабах вселенной.

Иоан. 3:8. В греческом тексте этот стих представляет собой своеобразную игру слов, которую трудно передать на других языках, ибо пнеума означает и «Дух» и «ветер». Действие Духа так же невидимо и таинственно, как действие ветра. Человек не может контролировать ни то ни другое.

Иоан. 3:11. Но и Никодим не был сведущ в том, о чем говорил Христос. В словах Господа; а вы (т. е. Никодим и все ученые раввины, не говоря уж о народе израильском) свидетельства Нашего не принимаете — звучит горький упрек израильтянам, имеющим мало веры и мало знаний. Как и пророки, Иисус (Мы) говорил народу о «небесном» (стих 12; о том, что Они знают… о том, что видели).

Иоан. 3:12. Но если Никодим не мог понять сути Его учения о новом рождении, несмотря на земные аналогии, к которым, уча, прибегал Иисус, то как ему (им) понять и поверить, если будет говорить им о небесном, т. е. о таких абстрактных понятиях, как Троица, воплощение и грядущее прославление Мессии?

Иоан. 3:13. Никто не восходил на небо с тем, чтобы потом вернуться на землю и преподать ясное учение о небесных предметах. Никто, кроме Него, Иисуса, Сына Человеческого (Иоан. 1:51; Дан. 7:13: Матф. 26:64), Который является «Лестницей» между небом и землею и имеет доступ к обеим сферам (толкование на Иоан. 1:50-51). Он есть сшедший с небес в Своем воплощении (и даже в момент Своей беседы с Никодимом оставался там Божественной Своей стороной — сущий на небесах), а, значит, знает Божии тайны.

Иоан. 3:14-15. Иисус прибегает к образу из Ветхого Завета, чтобы сказать о том, что предстоит Ему. Подобно тому, как Моисей вознес на знамени изображение медного змея в пустыне (Чис. 21:4-9) — как средство избавления израильтян от постигшего их наказания за проявленное непослушание, так и Христу предстоит вознесену быть (сравните 8:28) на крест за грехи людей, чтобы всякий, кто «взглянет» на Него с верою, получил жизнь вечную.

Иоан. 3:16. Независимо от того, произнесли эти слова Сам Иисус, или они написаны

Иоанном, они есть слово Божие, и в них передана сущность Евангелия. В Своем отношении к людям Бог движим любовью. Его любовь простирается не на некоторых только и не на одну какую-то группу людей, но предназначена как дар всему миру. Божия любовь выразилась в том, что Он отдал миру самое драгоценное, что имеет, — Сына Своего единородного (Рим. 8:3, 32), т. е. единственного. Соответственное греческое слово моногене встречаем в Иоан. 1:14,18; 3:18 и в 1-Иоан. 4:9. От человека требуется только одно: принять — не заслужить — этот дар (Иоан. 1:12-13). Человек спасается верою, упованием на Христа.

Слово погиб подразумевает здесь не «уничтожение» в смысле исчезновения, а конечную «погибель» в аду — в смысле существования там в условиях вечной отделенности от Бога — Источника жизни, истины и радости. Жизнь вечная это качественно иная, новая жизнь, которая уже здесь, на земле, делается достоянием верующих, и таким достоянием, которое они не утратят во веки веков (сравните 10:28; 17:3).

Иоан. 3:20. Как физический свет делает видимым то, что темнота скрывает, так свет Христов выявляет злой (точнее — «никчемный», «бессмысленный») характер человеческих дел (словом злы переведено тут греческое слово «фаула», буквально — «не имеющий пользы, смысла», «дрянной», «никчемный»; оно встречается еще раз в Иоан. 5:29). (Это может быть понято в том значении, что жизнь неверующих в Бога людей лишена конечного смысла, оправданных побуждений и достойной цели; это — жизнь обреченных.) Не желая обличения своих дел, неверующий человек ненавидит свет и не идет к нему.

Иоан. 3:21. Вторую часть этого стиха правильнее было бы прочитать так: «дабы явить дела свои, которые сделаны в Боге» (с Божией помощью). Иисус Христос подобен магниту. Верующие льнут к Нему. И хотя в Его свете грехи их обличаются, они радуются этому и отвечают Ему покаянием и верою. В этом смысле и сказано, что они «поступают по правде» (сравните 2-Иоан. 1:2,4; 3-Иоан. 1:4). Благодаря их духовному возрождению, жизнь их отличается от прежней жизни во тьме. Теперь они живут по вере в Иисуса Христа и в слово Его. И Дух Его, работающий в них, дает им новые силы, ставит перед ними новые цели и пробуждает в них иные интересы (2-Кор. 5:17; Еф. 2:10).

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (3:22-30)

Иоан. 3:22-24. Недолгое, по-видимому, время Иоанн Креститель продолжал служить параллельно с Иисусом Христом (в одно с Ним время); причем оба служили в земле Иудейской. Иоанн проповедовал ее жителям приближение Мессии и необходимость в этой связи покаяния, а Христос проповедовал Царство Божие. И за Иисусом и за Иоанном следовали толпы учеников, и оба крестили (стих 22, 26).

Хотя судя по сказанному в 4:2, Иисус крестил не Сам: скорее это делали под Его наблюдением ученики Его. Есть основания полагать, что Енон близ Салима, точное местонахождение которого неизвестно, был расположен где-то на полпути между Галилейским и Мертвым морями (километрах в пяти на восток от Сихема).

Оба «реформистских движения» на территории Иудеи, как и крещения — от Иоанна и от Иисуса — пользовались популярностью в народе. На примере 3:24, где сказано, что Иоанн еще не был (в ту пору) заключен в темницу, — видим, как автор четвертого Евангелия дополнял Евангелия синоптические. Из упомянутого стиха, в частности, следует, что читатели Иоанна уже знали о заточении Крестителя в темницу — из других Евангелий (Матф. 14:1-2, Мар. 6:14-29; Лук. 3:19-20) или из церковного предания.

Иоан. 3:25. Ученики Иоанна втянуты были в спор с Иудеями (по другому чтению — с иудеем) — в конечном счете, видимо, о том, к какой из групп больше смысла примкнуть — к Иоанновой или к Иисусовой. Но начался он с вопроса о церемониальном очищении. Иудеи, должно быть, ссылались на то, что и так исполняют различные обряды омовения, к чему им еще один, т. е. Иоанново крещение? А, кроме того, группа последователей Иисуса, видимо, уже превзошла числом Иоанновых учеников (стих 26).

Иоан. 3:26. И те могли испытывать раздражение и зависть. Это чувствуется из их жалобы учителю — на Того, Которого он крестил и о Котором… свидетельствовал. Теперь вот Он Сам крестит, и внимание всех привлечено к Нему.

Иоан. 3:27. В ответе Иоанна открывается его благородство; подразумевая, в первую очередь, себя, он сказал, что не может человек принять на себя больше того, что дано ему Богом. Каждого из служащих Ему благословляет Он по воле Своей. И если движение, основанное Иисусом, разрастается и ширится, значит, такова воля Божия. (Еще дважды подчеркнет автор четвертого Евангелия этот принцип непререкаемого решения свыше; 6:65; 19:11; сравните 1-Кор. 4:7.)

Иоан. 3:28. Далее Иоанн Креститель напоминает своим ученикам то, что говорил им прежде: он обещанным Мессией не является, но послан Богом совершить подготовительную работу перед Его пришествием (1:8,15,20,23).

Иоан. 3:29-30. В возраставшем воздействии Иисуса на народ исполнилась… радость Иоанна, свои чувства он сопоставляет с чувствами «друга жениха», обращаясь к обычаю свадебной церемонии на Ближнем Востоке. Согласно ему друг жениха играл главную роль в подготовке брачной церемонии, но не был, естественно, первым лицом на свадьбе. Им был жених. И «друг», конечно, преисполнялся радости, слыша голос жениха, вводящего в дом свою невесту.

Задача Иоанна заключалась в том, чтобы все приготовить к пришествию Христа, подлинного «Жениха». Иоанн крестил только водою, но не Духом, потому Иисус должен был расти, а он, Иоанн — умаляться. Вот почему охотно и с радостью воспринял он весть о том, что популярность Иисуса в народе возрастает.

7. СВИДЕТЕЛЬСТВО АПОСТОЛА ИОАННА (3:31-36)

Лучше всего принять, что сказанное в стихах 31-36 принадлежит не Иоанну Крестителю, а апостолу Иоанну, т. е. является свидетельством автора этого Евангелия, — поскольку с богословской точки зрения слова об Отце и Сыне носят скорее христианский характер и едва ли могли быть частью свидетельства Иоанна Крестителя.

Иоан. 3:31. Здесь апостол Иоанн развивает тему о превосходстве Иисуса Христа (то, о чем Иоанн Креститель говорил своим ученикам; стихи 28-30). Иисус пришел с неба, и, значит, ценность слов всякого другого религиозного учителя несопоставима с ценностью Его слов. Любой учитель «из людей» ограничен своим земным происхождением (сущий от земли земный и есть). Но Логос, пришедший с небес есть выше всех; «Ему во всем первенство» (Кол. 1:18).

Иоан. 3:32. Все, что говорил Христос, имело источником Его небесное виденье и знание, полученное от общения с Отцом на небе (сравните с 1:1-14). И все-таки, несмотря на достоверность Его свидетельства, человечество в целом отвергло Его благовестие (1:11).

Иоан. 3:33. В целом, но не каждый из людей, как это могло бы показаться из стиха 32. Всякий же, кто принимает благовестие Христа, свидетельствует, со своей стороны, что Бог истинен (стих 21). А отвергающий Его благовестие тем самым «представляет Бога лживым» (1-Иоан. 5:10).

Иоан. 3:34. Иисус, по мере того, как говорит слова Божии, изрекает совершенную Божию истину, потому что Дух Божий дается Ему без всяких ограничений (не мерою), — тогда как ветхозаветным пророкам Святой Дух давался лишь на определенное время и в тех или иных «ограниченных» целях.

Апостол Иоанн говорит тут об Иисусе Христе как о Том, Которого послал Бог.

Иоан. 3:35. Взаимоотношения Отца и Сына построены на глубокой любви и полном доверии. Ради исполнения целей Отца Сын облекается всей полнотой власти (5:22; Матф. 28:18).

Иоан. 3:36. Каждый из людей может выбирать лишь между верою в Сына Божия и неверием в Него (сравните стих 16, 18). Неверие — это плод трагического невежества, но также и сознательного противодействия свету. В четвертом Евангелии только здесь говорится о гневе Божием (сравните Откр. 6:16-17; 11:18; 14:10; 16:19; 19:15), «Гнев» этот, как справедливая реакция Творца на зло мира, пребывает на неверующих. В полную меру он проявится в будущем, однако, и теперь уже дает знать о себе. Непрекращающиеся грех и неповиновение приведут к непрекращающемуся наказанию (Матф. 25:46).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

3.1. Беседа с Никодимом

Первая обширная беседа, которую приводит ап. Иоанн, – это беседа с Никодимом – неким начальником иудейским, человеком книжным и влиятельным. Никодим приходит к Христу, будучи наслышан о необычных делах Христа или став свидетелем каких-то чудес. Приходит он ночью, не решившись проявить свой интерес и тягу к Христу при свидетелях.

Свт. Иоанн Златоуст, приступая к толкованию третьей главы Евангелия от Иоанна, дает такую характеристику Никодиму: «Никодим был благорасположен к Христу, но не столько, сколько следовало, и не с надлежащей мыслью о Нем: он был еще подвержен иудейским слабостям. Потому он и приходит ночью, боясь сделать это днем. Никодим еще долу вращается; еще человеческое понятие имеет о Христе и говорит о Нем как о пророке, не предполагая в Нем ничего особенного по знамениям». Никодим начинает «с мысли еще еретической, когда говорит, что Иисус совершает Свои дела при постороннем содействии»: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3: 2). Господь не обличил Никодима в трусости и в лукавстве, не укорил в том, что он, таясь, пришел к Нему ночью. Вместо этого Христос помог столь робко выраженным начаткам веры укрепиться, поступив по сказанному пророком: «Он трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Ис. 42: 3).

Далее Христос Сам задает тему беседы с Никодимом – условия вхождения в Царство Небесное (в Евангелии от Иоанна термин «Царство Небесное» упоминается всего два раза, и оба раза в беседе с Никодимом; далее в беседах Христа в изложении этого Евангелия звучит понятие «жизнь вечная», что является синонимом Царства Небесного).

Первое указанное Спасителем условие – рождение «свыше» или «рождение от воды и Духа», без чего войти в Царство невозможно (Ин. 3: 3, 5). Под рождением от воды и Духа подразумевается крещение. Это рождение от Бога, о котором говорит Пролог: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1: 12–13).

Никодим – ученый человек, знающий закон и обычаи, но его поведение в продолжение этой беседы кажется по меньшей мере странным – он очевидным образом шокирован этим разговором о рождении для Царства. Чтобы его понять, подумаем, а как, собственно, представляли себе иудеи вхождение в Царство Мессии.

Главная «техническая характеристика», требуемая для вхождения в Царство, – причастность избранному народу. Искажая смысл обетования, данного Аврааму о семени, «в котором благословятся все народы земли» (Быт. 22: 18), которое относится к Христу, иудеи считали себя таким благословенным семенем Авраама и с формальным признаком происхождения по плоти связывали свои упования. Вспомните, что св. Иоанн Предтеча, проповедуя покаяние, призвал иудеев не заблуждаться на этот счет: «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9). Кроме того, жизненная программа любого иудея – дожить до Царства Мессии, которое будет вечным. Умирая, он надеется, что его дети доживут до Царства Мессии и тем самым оправдают, приобщат к Царству, понимаемом как вечное материальное благополучие, все предыдущие поколения родственников. Поэтому так страшно остаться бездетным; закон ужичества служил тому, чтобы ничье «имя не изгладилось во Израиле» (Втор. 25: 5–6).

Слова Христа о духовном рождении как единственном пути стяжания Царства подразумевают, что нельзя спастись формальной принадлежностью к народу или наличием детей. Господь говорит о неудобном пути спасения, о чем говорили и поздние пророки: каждый несет личную ответственность за вечную жизнь и за свой вход в Царство Божие, и этот вход есть «рождение свыше» в Таинстве. Ум Никодима изнемогает перед этим учением, так что он пытается спрятаться за детской наивностью: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин. 3: 4) – и заслуживает укор Христа: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3: 10). Смущение Никодима понятно: понять слова Христа означает принять их, а принять – значит принципиально изменить свою жизнь. Но упрек Спасителя показывает, что Никодим должен был понять, о чем ему говорится.

Вторым условием вхождения в Царство в этой беседе названа вера в Сына Божия. Никодим приходит к Иисусу как к человеку, Господь говорит о Себе как о Сыне Божием. При этом прикровенно, с отсылкой к книге Чисел и образу медного змея, говорится о Сыне как о Мессии страдающем и возносимом на крест: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14–15). Вера, как и необходимость нового рождения, не связана с представлениями о земном благополучии – верить нужно в Распятого.

Отметим, что Господь, говоря о медном змее как о прообразе Его спасительных страданий, связывает события ветхозаветной истории и новозаветной, показывает достоинство и значение книг Ветхого Завета. Для нас после истории грехопадения и проклятия диавола именно с ним ассоциируется образ змея. Почему здесь Господь к Себе самому относит образ змеи? «Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь – Человек, но – свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда – взирающие избегали телесной смерти, а мы – избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне – Христос исцеляет язвы от дракона мысленного». «Через страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на Кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает». Таким образом, сравнение со змием построено на подобии: медный змей как подобие змеи настоящей, а Господь пришел «в подобии плоти греховной» (Рим. 8: 3).

На протяжении всего служения Христова мысль о Мессии Страдающем внушала отторжение Его ученикам, она совсем не вязалась со сложившимися представлениями иудеев о Мессии. Но, часто говоря об этом, Господь приводил учеников к мысли о добровольности Его страданий. В беседе с Никодимом также дается объяснение, почему Мессия умрет. «Распятие совершилось не по немощи Распятого и не потому, что восторжествовали над Ним иуде и, а потому, что возлюбил Бог мир». «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Эта одна фраза уже целое Евангелие и учение об Искуплении всего человеческого рода – не только иудеев, но и язычников. Господь возлюбил мир, а не один богоизбранный народ, и жизнь вечную получит всякий верующий, а не потомок Авраама по плоти.

Мессия пришел именно для спасения всех людей, а не для суда: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 17) (ср.: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» – Ин. 12: 47). Но суд все равно совершается. Господь возвращается к начальной теме беседы с Никодимом – о личной ответственности человека: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3: 18). Суд Божий неминуем, но он будет в конце веков, как окончательное осуждение грешников, как «процедура», выявляющая правду. До этого суд над неверием совершается самим неверием. Как это? «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3: 19–21). Приход Христа в мир, как и действия Бога до Боговоплощения, вызвали разделение среди людей на верующих и не принимающих Его; выбор людей и есть суд.

Чем завершается эта беседа, не сказано, но Никодим еще дважды упоминается в Евангелии в ситуациях, говорящих за себя: когда при других членах Синедриона он защищает Христа (Ин. 7: 50–51) и когда открыто участвует в погребении позорно Распятого (Ин. 19: 39).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

3.1. Беседа с Никодимом

3.1. Беседа с Никодимом Первая обширная беседа, которую приводит ап. Иоанн, – это беседа с Никодимом – неким начальником иудейским, человеком книжным и влиятельным. Никодим приходит к Христу, будучи наслышан о необычных делах Христа или став свидетелем каких-то чудес.

Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве

Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве Мы знали отца Hикодима в последние годы его жизни. Хотя он был очень пpост и часто подчеpкивал недостаток своего светского обpазования, в словах его всегда чyвствовались собственный молитвенный опыт и богатейшая

Беседа с Никодимом (3:1–21)

3. Беседа с Никодимом (3:1–21) В гл. 2 Иоанном записаны два события, которые показывают положение Иисуса по отношению к религиозному наследию Израиля: Он олицетворяет Собой вино Царства Божьего, которое дано теперь вместо воды иудаизма, а также, распятый и воскресший,

Беседа с Никодимом (3:1—21)

3. Беседа с Никодимом (3:1—21) 1. Что было уникальным в понимании Иисусом Царства Божьего?2. Почему слова Иисуса о Царстве Божьем удивляют Никодима?3. Что имел в виду Иисус, говоря о рождении «от воды и Духа»?4. «Беседа с Никодимом — это центральное место во всей Библии…»

Беседа с Никодимом

Беседа с Никодимом На большие праздники (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей и др.) Иисус Христос ходил в Иерусалим. В одно из таких посещений Иерусалима к нему ночью пришел один из начальников Иудейских Никодим. Его приход и причина, ради которой он искал встречи с

БЕСЕДА С НИКОДИМОМ

БЕСЕДА С НИКОДИМОМ Ин. III, 1. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников иудейских.Был один человек, фарисей, по имени Никодим — старшина еврейский.2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал ему: Равви! мы знаем, что ты — учитель, пришедший от Бога, ибо таких

Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом (Иоан. 3:1-21).

Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом (Иоан. 3:1-21). Изгнание торгующих из храма и чудеса, совершенные Господом в Иерусалиме, так сильно подействовали на иудеев, что даже один из «князей» или начальников иудейских, член синедриона (см. Иоан. 7:50) Никодим пришел к Иисусу.

Беседа с Никодимом Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских. 2 Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним

Глава 3 1. Беседа Иисуса Христа с Никодимом

Глава 3 1. Беседа Иисуса Христа с Никодимом Беседа Христа с Никодимом разделяется естественно на две части: в первой части (3-12 ст.) идет речь о духовном возрождении человека, которое необходимо для того, чтобы человек мог стать членом Царства Мессии, а во второй (13-21 ст.)

Беседа с Никодимом Ин. 3, 1-21

Беседа с Никодимом Ин. 3, 1-21 К числу уверовавших в Иисуса Христа принадлежал один из начальников иудейских – фарисей Никодим. Но вера его, вначале не простиравшаяся далее представления о Христе как премудром Учителе, просвещенном свыше, нуждалась в прояснении и

Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом (Иоан. 3:1-21). Изгнание торгующих из храма и чудеса, совершенные Господом в Иерусалиме, так сильно подействовали на иудеев, что даже один из «князей» или начальников иудейских, член синедриона (см. Иоан. 7:50) Никодим пришел к Иисусу.

Беседа с Никодимом. Ин. 3: 2-21

Беседа с Никодимом. Ин. 3: 2-21 Но не все фарисеи враждебно относились ко Христу, были и такие, которые впоследствии уверовали в Его Мессианское достоинство. Среди них был Никодим, один из начальников Иудейских. Он искренне искал Правды Божией. Когда же в храме он увидел

Беседа Иисуса Христа с Никодимом

Беседа Иисуса Христа с Никодимом Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие

Беседа Иисуса Христа с Никодимом 17 августа 1948 г. Вторник 8-й недели по ПятидесятницеМеня просят разъяснить беседу Господа Иисуса Христа с Никодимом. Беседа таинственная, беседа чрезвычайно важная и не всем понятная. Вникнем же в нее.»Между фарисеями был некто, именем

Ин. III, 1-21: 1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? 11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. 12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Руководство к изучению Четвероевангелия.

Прот. Серафим Слободской (1912-1971).
По книге «Закон Божий», 1957.

Беседа Иисуса Христа с Никодимом

(Ин. III, 1-21)

Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие Иисуса Христа.

Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус Христос есть ожидаемый Спаситель мира, и кого Он примет в Свое Царство: что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его Царство. Он сказал Спасителю: «Равви (учитель)! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; потому что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог».

Спаситель в беседе с Никодимом сказал: «истинно говорю тебе: кто не родится снова, тот не может быть в Царствии Божием».

Никодим очень удивился, как может человек родиться снова.

Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное, то есть, – что человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по душе своей – совершенно добрым и милосердным, и что такая перемена в человеке может произойти только силою Божиею.

Спаситель сказал Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека во время крещения), не может войти в Царствие Божие».

Спаситель объяснил Никодиму, что человек, родившись только от земных родителей, остается таким же грешным, как и они (значит, недостойным Царства Небесного). Родившись же от Духа Святого, человек становится чистым от грехов, святым. А как совершается такая перемена в душе человеческой, этого дела Божия людям не понять.

Потом Спаситель сказал Никодиму, что Он пришел на землю пострадать и умереть за людей, не на царский престол взойти, а на крест: «как Моисей вознес змию в пустыне (т. е. повесил на древо медного змея, чтобы спасти от смерти укушенных ядовитыми змеями евреев), так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т. е. так же должен быть поднят на дерево крестное и Христос – Сын Человеческий), чтобы всякий (каждый) верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Бог так любит мир, что для спасения людей отдал единородного Сына Своего (на страдания и смерть), и послал Его в мир не для того, чтобы судить людей, а чтобы спасти людей.

Никодим с этого времени сделался тайным учеником Иисуса Христа.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

2. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом

(Ин. III, 1-21)

Изгнание торгующих из храма и чудеса, совершенные Господом в Иерусалиме, так сильно подействовали на иудеев, что даже один из «князей», или начальников иудейских, член синедриона (см. Иоан. 7:50) Никодим пришел ко Иисусу ночью, очевидно желая слышать Его учение, но опасаясь навлечь на себя злобу своих сотоварищей, враждебно настроенных по отношению к Господу. Придя к Господу, Никодим называет Его: «Равви», т. е. «учителем», тем самым признавая за Ним право учительства, которого, по воззрению книжников и фарисеев, Иисус, как не окончивший раввинской школы, не мог иметь. Это уже доказывает расположение Никодима к Господу. Затем он называет Его «учителем, пришедшим от Бога», признавая, что Он творит чудеса соприсущею Ему Божиею силою. Говорит это не только лично от своего имени, но и от имени всех уверовавших в Господа иудеев, может быть, даже кое-кого из фарисейской секты и из членов синедриона, хотя в основной массе своей эти люди несомненно были враждебно настроены к Господу. Вся дальнейшая беседа замечательна тем, что она направлена на поражение ложных фантастических воззрений фарисейства на Царство Божие и условия вступления человека в это Царство. Беседа эта распадается на три части:1) Духовное возрождение, как основное требование для входа в Царство Божие, 2) Искупление человечества крестными страданиями Сына Божия, без которого невозможно было бы наследования людьми Царства Божия, и 3) Сущность Суда над людьми, неуверовавшими в Сына Божия.

Тип фарисея в то время был олицетворением самого узкого и фанатического национального партикуляризма: «несмь, якоже прочие человецы». Фарисей считал, что он уже по одному тому, что он иудей, а тем более и фарисей, тем самым есть непременный и достойнейший член славного Царства Мессии. Сам Мессия, по воззрениям фарисеев, будет подобным им Иудеем, который освободит Иудеев от чужеземного ига и оснует всемирное царство, в котором Иудеи займут господствующее положение. Никодим, очевидно, разделявший эти общие для фарисеев воззрения, хотя, может быть, в глубине души и чувствовавший ложность их, пришел к мысли, не есть ли в самом деле Иисус, о замечательной личности Которого распространилось так много слухов, ожидаемый Мессия. И он решил сам пойти к Нему, чтобы удостовериться в этом. Господь и начинает Свою беседу с ним с того, что сразу же разбивает это ложное фарисейское воззрение.

«Аминь, аминь глаголю тебе», говорит Он ему: «аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия», т.е. недостаточно быть по рождению иудеем: нужно полное нравственное перерождение, которое дается человеку свыше, от Бога, надо как бы заново родиться, стать новою тварью (в чем и состоит сущность христианства). Так как фарисеи представляли себе Царство Мессии царством чувственным, земным, то нет ничего удивительного, что Никодим понял эти слова Господа тоже в чувственном смысле, т.е. что для входа в Царство Мессии необходимо вторичное плотское рождение и высказал свое недоумение, подчеркивая нелепость этого требования: «Како может человек родитися, стар сый? Еда может второе внити во утробу матери своея и родитися?» Тогда Иисус разъясняет ему, что Он говорит не о плотском рождении, а об особом духовном рождении, которое отличается, как причинами, так и плодами, от рождения плотского. Это — рождение водою и Духом. Вода является тут средством или орудием, а Святый Дух — Силою, производящий новое рождение, как Виновник нового бытия: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие». Это новое рождение отличается от плотского и по своим плодам. «Рожденное от плоти плоть есть» — когда человек рождается от плотских родителей, то наследует от них первородный грех Адамов, гнездящийся во плоти, мыслит сам плотское и угождает плотским страстям и похотям. Эти недостатки плотского рождения, и исправляются рождением духовным: «Рожденное от Духа дух есть». Кто принял возрождение от Духа, тот сам вступает в жизнь духовную, возвышающуюся над всем плотским и чувственным. Видя, что Никодим все же этого не понимает, Господь начинает объяснять ему, в чем состоит это рождение от Духа, сравнивая способ этого рождения с ветром. «Дух, в данном случае «духом» Господь здесь называет ветер, идеже хощет дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк человек рожденный от Духа». Иными словами, в духовном возрождении человека наблюдению доступна только та перемена, которая происходит в самом человеке, а возрождающая сила, пути, коими она приходит, способ, которым она действует, — все это для человека таинственно и неуловимо. Это подобно тому, как мы чувствуем на себе действие ветра, слышим «глас его», т.е. шум, но откуда приходит он и куда несется, столь свободный в своем стремлении и столь мало зависящий от нашей воли, — мы не видим и не знаем. Точно также и действие Духа Божия, нас возрождающего, очевидно и ощутительно, но таинственно и неизъяснимо. Никодим продолжает не понимать, причем в его вопросе: «како могут сия быти?» выражается и недоверие к словам Иисуса, и его фарисейская гордость с претензией все понять и объяснить. Это фарисейское высокомудрствование и поражает в своем ответе Господь со всей силою, так что Никодим не смеет уже потом ничего больше возражать, и в своем нравственном самоунижении мало-помалу подготовляет в своем сердце ту почву, на которой Господь сеет потом семена Своего спасительного учения: «Ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси?» Этими словами Господь обличает не столько самого Никодима, сколько все высокомерное фарисейское учительство, которое, взяв ключ разумения тайн Царствия Божия, ни само не входило в него, ни других не допускало войти. Как было фарисеям не знать учения о необходимости духовного возрождения, когда и в Ветхом Завете так часто встречалась мысль о необходимости обновления человека, о даровании ему от Бога сердца плотяного вместо каменного (Иезек. 36:26). Ведь и царь Давид молился: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12).

Переходя затем к откровению высших тайн о Себе и о Своем Царстве, Господь, как бы в виде вступительного замечания, говорит Никодиму, что в противоположность фарисейскому учительству, Он Сам и ученики Его возвещают новое учение, которое основывается на непосредственном знании и созерцании истины: «Еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем, и свидетельства нашего не приемлете», т.е. вы — фарисеи, мнимые учители Израилевы.

Далее в словах: «Аще земная рекох вам, и не веруете, како, аще реку вам небесная, уверуете?» Господь под «земным» разумеет учение о необходимости возрождения, так как и потребность возрождения и его последствия бывают в человеке и познаются его внутренним опытом, а под «небесным» возвышенные тайны Божества, которые выше всякого человеческого наблюдения и познания: как о предвечном совете Троичного Бога, о принятии на Себя Сыном Божиим искупительного подвига для спасения людей, о сочетании в этом подвиге Божественной любви с Божественным правосудием. Что совершается с человеком и в человеке, об этом может отчасти знать сам человек. Но кто из людей может взойти на небо и проникнуть в таинственную область Божественной жизни? Никто, кроме Сына Человеческого, Который и сошедши на землю, не оставил небес: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси». Этими словами Господь открывает Никодиму тайну Своего воплощения; убеждает его в том, что Он больше, чем обыкновенный посланник Божий, подобный ветхозаветным пророкам, каким считает Его Никодим, что Его явление на земле в образе Сына Человеческого есть низшествие из высшего состояния в низшее, уничиженное, потому что Его вечное, всегдашнее бытие не на земле, а на небе.

Затем Господь открывает Никодиму тайну Своего искупительного подвига. «И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому». Почему Сын Человеческий для спасения людей должен быть вознесен на крест? Это именно и есть то «небесное», чего нельзя постигнуть земной мыслью. Как на прообраз Своего крестного подвига, Господь указывает на медного змия, вознесенного Моисеем в пустыне. Моисей воздвиг перед израильтянами медного змия, чтобы они, поражаемые змеями, получали исцеление, взирая на змея. Так и весь род человеческий, пораженный язвой греха, живущего во плоти, получает исцеление, с верою взирая на Христа, пришедшего в подобии плоти греха (Рим. 8:3). В основании крестного подвига Сына Божия лежит любовь Божия к людям: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный». Вечная жизнь устрояется в человеке благодатью Св. Духа, а доступ к престолу благодати (Евр. 4:16) люди получают чрез искупительную смерть Иисуса Христа.

Фарисеи думали, что дело Христа будет состоять в суде над иноверными народами. Господь поясняет, что Он послан теперь не для суда, но Для спасения мира. Неверующие же сами себя осудят, ибо в этом неверии обнаружится их любовь к тьме и ненависть к свету, происходящая от их любви к злым делам. Творящие же истину, души честные, нравственные, сами идут к свету, не боясь обличения своих дел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *