Беседы с подростками

Психологическое занятие «Развиваем чувство уверенности в себе»

Иванова Елена Сергеевна,

педагог-психолог

МБОУ «Средняя школа №1»

г. Вилючинск, Камчатский край

Цель: повышение уверенности в себе, в свои силы.

Задачи: развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку каждого участника.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, фломастеры, шкатулка, зеркало овальной формы, листочки с пожеланиями, правила, магниты, магнитофон, запись с музыкой, презентации.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Ритуал приветствия.

3. Принятие правил в группе.

4. Упражнение «Снежный ком».

5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

6. Притча «О луне».

7. Упражнение «Волшебное озеро».

8. Упражнение «Я верю, что я….»

9. Упражнение «Пожелания».

10. Рефлексия. Благодарность за участие.

11. Ритуал прощания.

Ход занятия:

1. Знакомство с группой.

Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Елена Сергеевна. Сегодня я проведу с вами небольшой тренинг, который поможет вам развить чувство уверенности в себе, укрепить чувство собственного достоинства, повысить самооценку.

2. Ритуал приветствия.

А начнем занятие так: сейчас мы все встанем и по моей команде начнем здороваться. Здороваться будем за руку с каждым, при этом надо посмотреть в глаза и улыбнуться. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

3. Принятие правил в группе.

Теперь вам будут предложены правила поведения в группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

Правила:

1. Принцип Я.

2. Принцип поднятой руки.

3. Искренность и открытость.

4. Безоценочность суждений.

5. Активность.

Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю»

Оцениваем не человека, а действия

Слушать друг друга внимательно, не перебивая, вопросы после выступления

Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях

Говорить искренно и открыто. Если нет желание говорить честно, молчим.

? — заполните эту клетку сами

4. Упражнение «Снежный ком».

Первое упражнение называется «Снежный ком». Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и прилагательное к нему, которое начинается с первой буквы вашего имени. Например, Елена – Е единственная.

5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Следующее упражнение называется «Мой портрет в лучах солнца». Так как вы из одного класса, вы очень хорошо знаете друг друга. Я сейчас каждому раздам по листку бумаги, на котором нарисовано солнце. Ваша задача – написать свое имя в центре солнечного круга и передать своему соседу, который должен написать вдоль лучей одно ваше достоинство. Будем работать по кругу, пока лист не вернется к вам назад.

Рефлексия:

— Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

— Какие чувства вы испытали после прочтения ваших достоинств?

— Все ли ваши достоинства, о которых написали, были вам известны?

— Что было легче: говорить о себе или о других?

6. Притча «О луне».

А теперь послушайте притчу.

Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.

Рефлексия:

— Какое впечатление произвела на вас эта притча?

— Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.

7. Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

— Как вы понимаете значение слова «уникальный»? (единственный в воем роде)

— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

8. Упражнение «Я верю, что я…» (просмотр презентации, чтение установок)

Я верю, что я …

… могу понять своих родителей и они понимают меня, хотя это не всегда просто.

… хороший друг.

… добрый и отзывчивый человек.

… могу доставлять радость себе и другим.

… могу сам принимать решения, касающейся моей жизни.

… могу сказать «нет», когда это необходимо.

… могу отстаивать свою позицию.

… учусь на своих ошибках.

… не отчаиваюсь из-за проблем, какими бы они не были.

… имею право быть самим собой со всеми своими моими достоинствами и недостатками.

9. Упражнение «Пожелания».

На карточках написаны «мудрые мысли”. Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:

1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.

2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.

4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.

5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.

6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.

7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.

8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.

9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.

10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.

11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.

12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.

10. Рефлексия.

Каждый из вас теперь имеет возможность проанализировать полученную информацию и высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.

— Что нового вы узнали на занятии?

— Чему научились?

— Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

— Насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя?

— Что вам понравилось на занятии?

— Что удивило?

— Что вызвало затруднение?

Участники высказываются.

Ведущий подводит итоги. Ведущий должен поблагодарить каждого в отдельности, акцентируя внимание на особенностях в поведении и характере участника.

Ведущий также произносит слова благодарности всем за активную, творческую работу.

11. Ритуал прощания.

Аплодисменты!


ПОДЕЛИТЬСЯ

Советы педагога-психолога

Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Развивающие игры для детей до 4-х лет
Как не ошибиться, выбирая няню
Как подготовить ребёнка к детскому саду
Нормы и задержка речевого развития
«Сладкий» пальчик, или Почему дети сосут пальцы
Левша — человек-загадка?
Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?
Детские страхи — ступеньки детства
Характеристика возрастных страхов, как помочь ребёнку
Кризис первого года жизни
Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога
Кризис трех лет
Признаки, что делать, как помочь
Кризис семи лет
Предпосылки адаптации к школе, признаки кризиза, последствия, советы
Если в семье есть старший ребёнок, или Когда ребёнок не единственный, а первый
Спи, моя радость, усни, или О чём может рассказать поза спящего ребёнка
Застенчивость
Как помочь ребёнку, игры и упражнения
Темперамент — основа поведения
Характеристика типов темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик), особенности воспитания и развития
Ласковое воспитание
из чего состоит, «эмоциональные» игры, лечение любовью
У каждого — свой характер
От улыбки станет всем светлей, или Юмор и воспитание
Почему ребёнок 2-3 лет ломает игрушки?
Еще раз об игрушках, или Игрушки для самых маленьких


Детские игры — дело серьезное. Агрессивные игры
Детские игры — дело серьезное. Игра-возня, или Куча-мала
Детские игры — дело серьезное. Маленькие художники, или Что нужно знать об особенностях рисования дошколят
Детские игры — дело серьезное. С кем играет ребёнок?
Типичные ошибки отдыхающих родителей
Я не жадина! Как помочь ребёнку научиться делиться
О каких подарках мечтают наши дети
(психологический анализ детских рисунков)
Работоспособность и соблюдение режима дня. Всё хорошо вовремя
Самооценка дошкольника
что это такое, тесты, игры
Самооценка младшего школьника
Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет — что это?
Утомление — одна из причин плохого поведения маленького ребёнка
Жизненная стойкость и психическое здоровье детей
Онанизм у маленького ребёнка. Что делать?
Развод и ребёнок

Гиперактивный ребёнок
причины гиперактивности, как помочь
Осторожно! Послушный ребёнок!
Личность родителей и развитие ребёнка
Ошибки семейного воспитания
Типы семейного воспитания
Как определить способности у ребёнка
Тревожные дети
Нужно ли учить ребёнка общению?
Антистрессовые приемы для взрослых и подростков

Психологические тесты

Как узнать, готов ли ребёнок к школе, часть 1
Как узнать, готов ли ребёнок к школе, часть 2
Как узнать, готов ли ребёнок к школе, часть 3, с тестовыми картинками
Как узнать, готов ли ребёнок к школе, часть 4
Тест «Рисунок семьи» («Моя семья»)
Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)
Тесты «Левша, правша или амбидекстр?»
Тест «Темперамент» («Какой тип темперамента преобладает у вашего ребёнка?»)

Психологические опросы

Первоклашка, как твои дела?
Развивающие игры и игрушки для дошколят и детей младшего школьного возраста
Что рисуют наши дети?
Мама на работе или дома? Что лучше?
(мнение мамы и психолога)
Мама на работе или дома? Что лучше?
(результаты опроса, жизненный опыт читательниц)
Сексуальное воспитание
(результаты опроса, комментарии психолога, острые мнения)
Малыш и переезд
(результаты опроса, комментарии психолога, мнения читателей)

Случаи из жизни (обсуждаем ситуации)

1. В кафе.
2. В аквапарке.
3. Развод, бабушка и внуки
4. На приеме у психолога.
5. Линейка и карандаш.
6. На перемене

Типы личности

Вступление
Экстраверт — интроверт
Сенсорик — интуит
Логик — этик
Рационал — иррационал
Темпераменты — четыре типа характера
Верификация типов личности, как это делается?
Экстраверт, интуит, этик, рационал (ENFJ)
Интроверт, интуит, этик, рационал (INFJ)
Экстраверт, интуит, этик, иррационал (ENFP)
Интроверт, интуит, этик, иррационал (INFP)
Экстраверт, интуит, логик, рационал (ENTJ)
Интроверт, интуит, логик, рационал (INTJ)
Экстраверт, интуит, логик, иррационал (ENTP)
Интроверт, интуит, логик, иррационал (INTP)
Экстраверт, сенсорик, логик, рационал (ESTJ)
Интраверт, сенсорик, логик, рационал (ISTJ)
Экстраверт, сенсорик, этик, рационал (ESFJ)
Интроверт, сенсорик, этик, рационал (ISFJ)
Экстраверт, сенсорик, логик, иррационал (ESTP)
Интроверт, сенсорик, логик, иррационал (ISTP)
Экстраверт, сенсорик, этик, иррационал (ESFP)
Интроверт, сенсорик, этик, иррационал (ISFP)

Второго апреля весь мир отмечает день распространения информации о проблеме аутизма. Наш центр активно содействует присоединению общественности Новосибирска к информационно-просветительским мероприятиям под эгидой этого дня. В этом году впервые Новосибирск примет участие в акции «Зажги синим!». В кинотеатре «Победа» второго апреля состоится специальный кинопоказ мультфильмов для детей с расстройствами аутистического спектра.

В этом году мы решили провести беседы об аутизме с подрастающим поколением – старшеклассниками гимназии № 3 в Академгородке, активно сотрудничающей с нашим центром. Поскольку 2 апреля оказалось одним из дней школьных каникул, мы провели своё мероприятие немного раньше, так что теперь людей, которые расскажут ещё кому-то об аутизме в день, отведённый для этого решением ООН, стало больше за счёт проинформированных нами гимназистов. Тематические лекции для ребят вызвались подготовить и провели волонтёры нашего центра – студенты факультета психологии НГУ, — Штейникова Катя, Шабалова Елена, Перминова Катя, Кудрявцева Настя, Земляная Ксения, Бондаренко Маргарита. Конечно, им помогли сотрудники центра.

Все встречи наших лекторов с учениками гимназии прошли очень успешно: нас внимательно выслушали, а затем заинтересованно расспросили. Тема аутизма оказалась практически неизвестной для ребят и вызвала массу вопросов, ответы на которые порождали новые вопросы, и за лекциями следовали дискуссии. Мы увидели, что подростковая аудитория существенно отличается от взрослой в восприятии того, о чём мы рассказываем. Мы считаем, что справились с поставленной себе задачей обратить внимание ребят на людей, которые отличаются от них, и убедить их в том, что с такими людьми можно и нужно сотрудничать, взаимодействовать, дружить.

На 1 апреля назначена лекция «Аутизм и аутисты среди нас» для педагогического коллектива гимназии №3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *