Бесноваться

В этот воскресный день Церковь предлагает нам чтение об исцелении Христом гадаринских бесноватых. Нравственный, исторический и богословский разбор этого Евангельского текста можно без труда найти в интернете. Я же хочу с вами обсудить проблему беснования.
Когда читаешь Евангелие, создается впечатление, что бесноватых при земной жизни Христа можно было найти чуть ли не на каждом углу, а теперь они как-то перевелись. Но это ложное впечатление. Беснование у нас приняло огромные масштабы, просто выражать оно себя стало иначе. Это уже одержимость не физикой человека, а его духовным умом и сердцем. Это самая страшная и опасная для души форма беснования. Она входит в человека тихо и незаметно, но зато порабощает жестко и беспощадно.
Как никогда мы сегодня понимаем истинность слов Христа о том, что бес, выйдя из человека и погуляв немного, возвращается обратно, если найдет место незанятым. Возвращается не сам, а с друзьями. Все мы крещены. Апостольское чтение таинства крещения учит нас тому, что человек, который во Христа крестился, должен в Него и облачиться. А что, если этого не произойдет? Приходит бес и, находя душу незанятой, делает ее своим жилищем.
Первое, что совершает бес, входя в человека, – аккуратно запирает двери на засов, чтобы Христос не вошел и не выгнал его. Этот засов – наша гордыня, или мнение о себе. А далее бес начинает испражняться в душу «соками» ада, которые постепенно проникают в чувства одержимого, в его мысли, в его желания. Бесноватый начинает видеть мир так, как видит его бес, искать в нем того же, что и бес, относиться к другим людям так же, как бес, и т.д.
Глаза такого человека становятся колючими или похотливыми, лукавыми, хитрыми, в зависимости от того, что бродит внутри. Посмотрите на эти маски ада, чего здесь больше – человеческого или бесовского?


В лицах одержимых людей нет ни капли благородства, степенности, мира, тишины сердца…
Среди людей особо выделяются три группы. Первая группа – бесноватые. Их очень много. Это люди, раскатанные по плоскости этого мира, не думающие о душе, не верящие в Бога, живущие пылью и грязью этого мира. Они борются за эту грязь, убивают за нее, стремятся доминировать над такими же бесноватыми, как и они сами. У них это называется борьбой за власть и влияние. Любимое времяпровождение бесноватых – хохот. Неслучайно телеканалы забиты развлекаловкой, которая щекочет мозги, чтобы вызвать в них рвотный рефлекс хохотания.
Есть предание о том, что Лазарь, воскрешенный Христом из ада, никогда больше не улыбался. Единственный раз в жизни он слегка улыбнулся, когда увидел, как вор крадет кувшин на рынке. «Глина крадет глину», – прошептал он. Лазарь побывал в аду до того, как туда вошел Христос, и память этого ада навсегда легла тенью на его лицо.
Вторая группа – это те, кто понял истинную цену праха всех наших земных желаний и несоизмеримую важность и значимость в ней Бога. Эти люди обладают мудростью, хотя, может, еще и не достигли святости. Но для них уже характерна светлая печаль по Боге, тоска по правде и любви, а также отчужденность и неприятие лживых, лукавых, обманчивых ценностей этого мира. Посмотрите на их лица.

М. Нестеров «Мыслитель» (портрет философа И.А. Ильина), 1921 г.

М. Нестеров «Философы» (О. Павел Флоренский и С.Н. Булгаков), 1917 г.

О. Симон Афонский

О. Никодим Афонский

О. Иосиф Афонский

Третья группа – это те, кто уже дома. «Радость моя» преподобного Серафима Саровского – это их икона отношения к миру и любому человеку, в нем живущему, в том числе и бесноватому. Это люди святости и духовной чистоты. Они научились смотреть на мир глазами смирения – и у них не стало врагов. Они научились сострадать – и в мире не стало ни одного человека, который был бы им неприятен. Они научилась любить – и умеют в каждом видеть ангела, пускай и падшего.

Кирилл Павлов

Иосиф Исихаст

Паисий Святогорец

Илий Оптинский

Резервация, в которую загнали себя бесноватые люди, ограждена забором неприязни, способным вырасти до адской ненависти. Это красные флажки, через которые эти волки не могут перескочить. Они до ужаса боятся быть добрыми, воспринимая доброту как слабость. Хорошо было бы тем из них, у кого еще осталось хоть немного совести и страха Божия услышать слова старца Симеона Афонского, пережившего грузино-абхазскую войну: «Если ты имеешь неприязнь хотя бы к одной нации, никакими трудами ты не очистишь свое сердце. Если имеешь неприязнь хотя бы к одному народу, никакими подвигами не сможешь стяжать Благодать. Но если ты научишься искренне служить любому человеку как Христу, утешая его словом, сострадая ему всем сердцем, и не отступая при этом от своей веры, тебе не нужны будут духовные подвиги – достаточно одной Любви, и ты уже в раю».
Диавол любит поиграться с бесноватыми людьми в социальные игры – это его любимое занятие. Он учит своих марионеток таким понятиям как «правда», «добро», «справедливость» и даже «любовь».

Красноармеец убивал брата белогвардейца, а белогвардеец – красноармейца во имя любви к Родине. Правые и левые, правящие и оппозиционеры – все это две руки одной и той же диавольской морды, но все они борются за правду. Но если бы они только вспомнили, что их вечная жизнь напрямую зависит от исполнения заповеди «не убий», то не было бы на Земле ни одной войны или революции.
Заблуждение бесноватых в том, что они пытаются решить свои проблемы без Бога, своими, бесовскими методами. Но это лишь приводит к еще большим скорбям. Страдания возвращаются с удвоенной силой, как мы это видим сегодня в Украине. «Революция достоинства» вернулась к ее сторонникам многократным умножением стоимости жизни, еще большим обнищанием, братоубийственной войной и отсутствием уверенности в будущем детей и страны, ввиду явной неадекватности людей, пришедших ко власти. Попытка построения рая на земле без Бога, без исполнения Его воли, обречена на то, чтобы построить ад. И чем больше энтузиазма в построении этого рая, тем большая степень ада на выходе.
Для тех, кто относит себя ко второй категории людей, нужно помнить, что «Я» – это мои мысли. Все наши проблемы заключены в одном маленьком месте – в сером веществе, спрятанном в нашем черепе. Тактика сатаны всегда одна и та же. Он дует в паруса ума, наполняя его своими мыслями. Бесноватые думают, что это их мысли, а те, в свою очередь, канатами связывают их с миром адских страстей. Только ослабив напор диавольского ветра и разорвав канаты бесовских помыслов, человек может освободиться от власти диавола над своей душой. Только когда в душе улягутся страсти, в нее войдет звенящая тишина Бога, а с ней и Его Благодать.
Да, у нас сегодня много скорбей, да, мы переживаем страдания, но если человек идет по жизни со Христом, то сами страдания становятся для него благом. Святитель Лука Крымский писал в своих дневниках: «Я полюбил страдания, они так хорошо очищают душу». Скорбь, если она воспринимается сердцем как средство для укрепления в духовной свободе и благодати, перестает быть страданием. Она уже не пугает душу, которая свободна во Христе.
Беда бесноватых людей в том, что сама физическая жизнь, вернее земное существование, стало для них самоцелью. Желание жить комфортно, сыто, богато, «для себя» и во что бы то ни стало добиться этого любыми средствами наполнили их душу адом уже здесь и сейчас. Один из законов мироздания говорит о правиле бумеранга. Любое, даже самое малое сделанное тобой зло обязательно к тебе вернется.
Злость и ненависть бесноватых к другим людям – это проявления их страха и ничтожества. Они боятся всего: нищеты, неизлечимой болезни, беспомощности, одиночества. А Бога в их жизни нет, Он для них давно умер. Вот и остается только парализующий липкий страх смерти, которая все ближе и ближе.
Если мы дорожим временным, то никогда не узнаем вечного. Сутолока дней, суета борьбы держат нас в пустоте бездуховно проживаемой призрачной жизни. Сирены СМИ вводят людей в гипнотический обман иллюзорной реальности, кандалы ложных мыслей и надежд, чувств и желаний привязывают нас к демонам.
А ведь человек создан Богом для счастливой жизни. Счастье не может быть временным, иначе это не счастье. Эта жизнь слишком скоротечна и поверхностна, чтобы в ней обрести опору и глубокий покой. Но внутри нашего сердца есть Нетварный Свет Бога, который дает настоящее непреходящее счастье Вечной Жизни. Одинокими мы родились в этот мир, одинокими и покинем его. Все, в чем увязли наши души, – дети, друзья, работа, карьера, политика, и т.п. – исчезнут с последним вздохом, как только мы закроем глаза навсегда. А там уже будет неважно, кто победил на выборах и кто теперь у власти.
Пока мы в пути, нужно успеть приобрести себе лучших родственников – Христа, Богородицу, святых. Приобрети тех, кто тебя никогда не покинет – ни в этой жизни, ни в будущей. И тогда ты получишь то, что искал, и здесь, и там.
Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

15.11.2009г

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО

Дорогие братия и сестры! Современного человека, особенно молодого, очень интересуют почему-то в настоящее время вопросы о наличии жизни на других планетах, о других цивилизациях, о том, что человек не одинок во Вселенной и так далее. Священное Писание на этот вопрос ответило ещё во времена пророка Моисея за много тысячелетий до Рождества Христова, и ответ этот таков: цивилизации на других планетах совершенно безразличны для верующего человека, нет никакой жизни ни на Марсе, ни на других планетах, зато есть духовный мир, который всегда рядом с человеком.

Духовный мир для неверующих людей представляется сплошной загадкой, он абсолютно недостижим и непонимаем. Но для верующих людей духовный мир очевиден, он является абсолютной реальностью и, кроме этого, Церковь свидетельствует, что существует живая, непосредственная связь между нами и духовным миром.

Сегодняшнее Евангелие несколько приоткрывает завесу над этим духовным миром и, прежде всего, над миром демоническим. Мир Ангелов, верных Богу, которые устояли в верности и любви Ему, является уделом святых и избранников Божиих. Общение с этим миром возможно для человека, когда он сам стремится уподобиться жизни ангельской в своей жизни. Так просто общение с ангельским миром, верным Богу, с добрыми Ангелами невозможно без изменения природы и сути самого человека. Но с другим миром, с миром злых демонов, общение возможно и крайне легко. Никакого труда не составляет, чтобы войти в контакт с этим злым миром. Не надо ни таланта, ни обучения, никаких особых дарований, только желание человека войти в общение с этим миром. Человек сразу входит непосредственно в контакт, потому что демонический мир мгновенно отзывается на зов неразумных человеческих сердец.

Сегодняшнее Евангелие предупреждает нас с вами, насколько опасно заигрывание с демонами. Господь, переплыв на лодке однажды с учениками Геннисаретское озеро, прибыл в Гадаринскую землю. Когда они сошли на берег, их встретил один бесноватый человек весьма свирепого вида, который держал в страхе всю ту землю. Никто из жителей окрестных селений, городов Гадары и Гергесы не смел проходить тем местом, потому что как какой-то зловещий бандит, этот бесноватый человек не давал шанса на жизнь всякому проходящему мимо его владений. Он жил в гробах, был весьма свирепый, не носил никакой одежды, рвал всё на себе. Местные жители неоднократно пытались сковать его, но он рвал верёвки, даже цепи железные рвал на себе. Такой неимоверной силой обладал этот бесноватый человек, это сила бесов, нечеловеческая.

Когда Господь только вступил на эту землю, то бесноватый сам вышел навстречу Господу, упал перед Ним на колени и громким голосом сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня». Это были слова беса, не слова человека.

Интересно обратить внимание на то, что во время земной жизни Господа народ, который слушал Его слово и даже ученики, не возвышались своей мыслью до того, чтобы признать Бога во Христе. Они считали его обычным человеком, пророком, учителем, посланником Божиим, но не более того. Так же, как думают сейчас иеговисты, другие сектанты нехристианских сект, мусульмане и так далее. И вот бесы свидетельствуют, поправляют мнение людей неведующих, они признают в Нём Сына Божия: «Что тебе до нас, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Зачем Ты прежде времени пришёл мучить нас?»

Эти слова наполнены недоумением, ужасом. Прежде какого времени? Прежде времени Страшного Суда, когда адские темницы окончательно и бесповоротно затворят свои двери и заключат в себе всех нераскаянных грешников. Вот это время, которого боятся бесы. Это напоминает нам с вами, насколько тяжки мучения в этих темницах, где огнь неугасающий, червь неумирающий и другие невыносимые страдания для бессмертных душ человеческих. Когда мы пытаемся как-то о них говорить, мы говорим языком земных категорий. Мы представляем эти адские мучения и говорим на языке аллегорий, на языке сравнений с теми страданиями, которые невыносимы для тела человеческого, которые понятны для живого человека.

Мотовилов, ученик или служка преподобного Серафима Саровского, когда усомнился в бытии злых демонов, то по молитвам старца Серафима Господь дал ему испытать, что значит быть бесноватым человеком и какое это мучение — быть в объятиях бесовских. Однажды Мотовилов, путешествуя по России, на постоялом дворе услышал разговор благочестивых людей, женщин, о том, насколько страшна бесовская сила, насколько мерзки они по своему виду. Он усмехнулся, посчитал это верой непросвещённых, тёмных бабушек, народа тёмного, и при этих словах сомнения в бытии злых демонов он почувствовал, как что-то мерзкое, чёрное, зловонное помимо его воли входит внутрь его существа. Только по молитвам преподобного Серафима Саровского, по молитвам святителя Митрофана Воронежского, к которому съездил Мотовилов и перед мощами которого молился, он сподобился исцеления от этой тяжелейшей духовной болезни.

Бесноватые и сейчас есть. Их не так много, конечно, но есть они и в наши дни. Немного их по разным причинам. Во-первых, они не обнаруживают своего бесовского обличия, потому что люди, которыми они обладают, редко или почти никогда не соприкасаются со святынями. Нет взаимодействия со святыней — нет и проявления беса в человеке. А когда человек прикоснётся к святыне, к чудотворным иконам, к мощам, будет каяться, молиться, стремиться причаститься Святых Христовых Тайн, в такие моменты соприкосновения человека с Божьей благодатью и проявляется одержимость того или иного человека. Во-вторых, открытых бесноватых в настоящее время мало потому, что когда человек будет одержим такой болезнью, никакие земные врачи ему не помогут. Хочет он, не хочет — он придёт в церковь, будет искать исцеление только во Христе. А разве бесам это надо? Поэтому они стараются скрыть своё присутствие в человеке, стараются со стороны воздействовать на человека не менее эффективно, чем бы они достигли своей цели при открытом, явном вселении в того или иного человека.

Святые отцы говорят, что все страсти, которые могут обладать человеком, это суть демоны: страсти и сребролюбия, и блуда, и гнева, и раздражения, и тщеславия, и осуждения, и зависти. За всеми этими грехами и страстями стоят бесы, и при сильно выраженной страсти человек и становится одержимым. Он ничего с собой сделать не может, как заведённый механизм, делает то, что бесы ему повелевают.

Сегодня стоит особо предупредить и напомнить каждому из нас очевидные вещи, что особенно доступным к воздействию злых духов человек делает себя через страсть блуда. Через эту страсть человек словно распахивает все двери своей души, и дьявол не то, что входит, он вламывается туда безо всякого труда и препятствия. Это одна из самых излюбленных страстей, которыми бесы заставляют современных людей служить самим себе, то есть бесам.

Дорогие братия и сестры! О бесах-то говорить страшно. Как говорил святитель Димитрий Ростовский, попусту их беспокоить и опасно, и ни к чему, потому что дьявол всегда мстит за всякое знание о нём, за всякое напоминание о его бытии. Ему выгодно, и он всячески старается сделать так, чтобы люди не помнили о нём, не знали его близкого присутствия и отрицали его бытие. Вот тогда у бесов руки развязаны, тогда человек полностью находится в их власти.

Вернёмся к Гадаринскому бесноватому. Бесы, произнеся слова: «Что тебе до нас, Иисус, Сын Бога Всевышнего, зачем Ты пришёл сюда?», трепетали перед Богом. Они признают Его бытие, следовательно, являются верующими духами, в отличие от людей, сотворённых по образу и подобию Божию, которые хотят – верят, не хотят — отрицают. А бесы все верят, но вера бесовская имеет особый такой знак: она с отрицанием Бога, с ненавистью, со скрытой враждой против Него.

Господь, желая как бы успокоить этого несчастного страдальца, обращается к бесам, которые в нём, и спрашивает: «Как тебе имя?» Бесы отвечают: «легион». Это численность подразделения римского войска, которое составляла около 6 000 человек, воинов. Легион бесов – 6 000 бесов в одном человеке. Вот вам ответ на вопрос, сколько бесов на кончике иглы может поместиться: все до одного. Потому что они не занимают никакого места в пространстве. Они обладают телом, как всякое творение Божие, но телом нематериальным, таким же, как обладает бессмертная человеческая душа.

И бесы просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну, а разрешил войти в стадо свиней, которое паслось неподалёку. Когда бесы получили это дозволение, то свиное стадо взбесилось в прямом смысле этого слова и бросилось с крутизны в Геннисаретское озеро, и все свиньи погибли.

Это евангельское повествование показывает, куда направлена деятельность злых сил, какой ненавистью они пылают к каждому из нас. Если бы Господь позволил, они бы и этого бесноватого не оставили в живых, а разорвали бы в клочья. Но Бог не позволял им. Обратите внимание, и в свиней бесы вошли только с разрешения Божия. Их власть ограниченна, они действуют только в тех пределах, в каких Бог им позволяет. Но успокаиваться этим не следует, и не следует думать, что если они действуют только с повеления Божия, то сила их ничтожна и нам не страшна. Нет, она не страшна воинам Христовым, она не страшна тем людям, которые живут во Христе, не для тех, у которых Бог у душе, номинальных, лживых современных христиан, а для тех христиан, которые действительно живут со Христом, которые причащаются Святых Христовых Тайн, каются в свои грехах, пытаются быть лучше. Вот для тех христиан бесы милостью и помощью Божией не страшны.

Апостол Павел говорит: «Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас». А нерадивых христиан предупреждает: «Противник ваш ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить».

Из этого примера об исцелении Гадаринского бесноватого мы видим, на что направлена разрушительная демоническая сила. Это для нас всех урок, чтобы мы никогда не пытались через обращение к бесам сделать или получить какое-то добро, получить исцеление, вернуть загулявшего мужа или жену. Все эти примеры равнозначно встречаются в нашей современной жизни. Как только человек встал на этот путь, вспомнил об экстрасенсах, колдунах, магии не чёрной, так белой, всяких Дунайских, Морозовских бабках и прочих нехристях, он уже находится в руках дьявола, он ему продал свою душу. Почему? Да потому, что сам, своими ножками, по своей доброй воле направил туда свои стопы.

И если бы, дорогие братия и сестры, всякий, обратившийся по своей воле или неведению к этим мнимым целителям, проанализировал потом, спустя годы, результат своего обращения к ним и поделился бы, что стало спустя с его здоровьем, с его делами, с его бизнесом, с его близкими, то для всех было бы очевидно, что случается то же, что с гадаринским бесноватым, только не сразу. Потому что иначе никто бы не пошёл к ним. Бесы всегда прячут своё подлинное лицо.

На примере этого Евангелия мы должны ещё и ещё раз укрепиться в сознании, что бесы и их служители никогда не смогут никакого добра сделать человеку, только душу человеческую погубить, погубить и для жизни вечной, и для этой жизни тоже. Чтобы человек через уныние и отчаяние потерял смысл и интерес к жизни и, может быть, дошёл даже до самоубийства. Гибель свиней была обусловлена только вселением в них бесов, потому что никакое животное не может окончить свою жизнь самоубийством, потому что инстинкт самосохранения у них очень развит. Это только для человека, отрёкшегося от Бога, возможно.

Через гибель свиней Господь показал реальное исцеление человека, показал реальное бытие злых духов, потому что во время Христа многие тоже не верили в то, что злые духи существуют. Например, была такая секта саддукеев, которые отрицали вообще будущую жизнь, воскресение мёртвых и бытие злых духов. Они всё отрицали, такие прагматики были. Этим примером в Евангелии Господь показал явление очевидное и убедительное, которое доказывает бытие этого злого мира.

А дальше происходит самое интересное и важное в этом Евангелии для нашего назидания. Пастухи побежали в селение и рассказали, что все свиньи погибли. Жители выходят посмотреть на свои убытки и видят этого бесноватого, сидящего у ног Христовых, одетого уже в приличные одежды, исцелённого и кроткого, и реагируют на это исцеление Христово совершенно ужасно. Такого примера больше нет в Евангелии: гадаринские жители просят Господа уйти от них, покинуть их селение. Им не нужен Христос, они испугались Его власти, Его силы. Они сожалели более о свиньях, которых держали вопреки закону Моисея о нечистых животных, чем об исцелённом человеке. Они всё забыли. Они беспокоились о своём материальном достатке и боялись жить, находиться в присутствии Христовом. Жизнь со Христом может быть мучением для грешников, вот о чём говорит ответ гадаринцев.

Это совершенно очевидно мы видим сегодня, когда люди не желают идти в церковь, не желают жить со Христом. Почему? Потому что им нужна свобода. Как бесы рвут цепи, их нельзя сковать, им неуютно в застенках каких-то, точно так же, если человеку, одержимому бесами в любом виде, ненавистно, когда сковывают свободу греховную, когда человека совесть заставляет жить в рамках закона Божия, как в какой-то доброй узде, человек бунтует. Он просит, так же, как гадаринцы, жизни без Бога, жизни без Его заповедей, без Его устава. Этой жизни просили наши с вами деды и прадеды в 1917 году, поддавшись на призывы, на красивые слова о земле, о мире и так далее.

Дорогие братия и сестры! Пусть это Евангелие укрепит нашу веру в Бога, веру в близкое существование духовного мира, всегда рядом с нами, и покажет, как опасно жить без Бога, потому что когда человек удаляется от Него, это не значит, что он отсиживается на нейтральной территории и ни к кому не принадлежит. В духовном мире только две истины, две субстанции: либо с Богом, либо с дьяволом, середины нет. И это очень опасно, потому что по мере удаления от Церкви, от Бога человек волей или неволей, осознанно или неосознанно, но приближается к демоническому миру, который погубит человека, если он не образумится, не покается и не вернётся ко Христу. Будем же помнить об этом и будем стремиться жить всегда со Христом. В этом счастье наше и в этом отличие нашей жизни от жизни тех, кто не знает Христа. Аминь.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев) подробно объясняет.

Бесы направляют свои силы на то, чтобы разрушать доброе и особенно — вредить людям. Частным примером деструктивного воздействия бесов на человека является беснование. В Св. Писании есть целый ряд примеров, когда говорится о злострадании людей, и указывается беснование как причина этих бед: Мф. 9:33, Мф. 17:18, Мк. 7:29, Лк. 4:35, Лк. 9:42.

Беснование с научной позиции

Прежде чем говорить о том, как опознать беснование, следует ответить на вопрос, что такое беснование. Как рассматривать это состояние? Нередко предпринимаются попытки объяснить все с научной позиции, считая, что речь идет о психических заболеваниях, которое древние по незнанию и суеверию считали одержимостью. Принять такое мнение нельзя, так как в Евангелии нет никаких оснований для подобного понимания. Господь Иисус Христос изгонял бесов, и апостолы оставили описание этого. Если гипотетически и можно предположить, что народ неправильно понимал суть происходящего, то такое невозможно по отношению к близкому кругу – апостолам; а именно они и зафиксировали эти случаи. И уж они точно, в случае непонимания чего-либо, могли осведомиться у Божественного Учителя о сути происшедшего, как нередко и бывало, когда апостолы после каких-то событий вопрошали Господа. Соответственно сам евангельский текст не дает ни малейших оснований для такой интерпретации.

Конечно, нельзя отрицать, что некоторые формы психического расстройства похожи на беснование. Известный православный богослов Жан-Клод Ларше, посвятивший свое исследование теме психических заболеваний, разделяет безумие бесовского происхождения и безумие соматического происхождения.

В русской богословской науке этому вопросу посвящены рассуждения архиепископа Иннокентия (Борисова). Святитель видит причину, по которой бесы желают овладеть человеком, в том, что именно в человеке, как связующем материальный и духовный миры, демон уменьшает свое страдание и чувствует себя, если так можно выразиться, комфортнее: «Итак, то, что ниже человека, и что выше его, составляют две противоположные крайности. Следовательно, для злого духа, низпадшего в противоположный мир, каждая сфера мучительна, неестественна. Но по мере приближения существ к средоточию сих двух противоположных миров мучение сие уменьшается, так что в человеке, как цепи или средоточии сих миров, отраднее пребывать злому духу, нежели в каком-либо другом существе всего мира видимого, или чувственного» (О существах, высших человека, или о духах).

Бесовское влияние на тело и на душу

Архиепископ Иннокентий допускает сильное бесовское влияние на тело человека, но относительно души придерживается мнения, что бесам это не под силу (и в этом следует святоотеческой традиции, например, св. Диадоху Фотикийскому). Архиепископ Иннокентий, отвечая на вопрос о том, как именно происходит процесс беснования, предлагает оригинальную концепцию, согласно которой бес может действовать на мозг и на низшие способности, или по его выражению, «на внешнюю оболочку души, а не на самую душу». Этой оболочкой в представлении святителя является нервная система.

И бес как бы вклинивается между душой и телом, вселяясь и контролируя через нервную систему всего человека. Именно такое состояние владыка Иннокентий и называет беснованием. Привести обоснование этой точки зрения владыки Иннокентия из святых отцов достаточно трудно, но, несмотря на это, его теория беснования представляется интересной и, в принципе, не противоречащей православной антропологии. Есть и отличные интерпретации беснования (см. Жан-Клода Ларше о психических заболеваниях).

Святитель Иннокентий указывает, что причин такого печального состояния может быть несколько, но в любом случае это происходит по Промыслу Божьему. В своем взгляде он полностью следует святоотеческому учению, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет, что бесы «не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры//Книга 2, Глава 4. О дьяволе и демонах).

Жан-Клод Ларше приводит пример из жития святых, когда святые отказывались изгнать беса, полагая, что такое состояние (беснование) на каком-то этапе для конкретного человека является путем к покаянию. В Священном Писании для подобного мнения можно найти основание в словах апостола Павла: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» (1Кор.5:5)

Отличительные черты беснования

Что касается вопроса, как понять, бесноват ли человек, то сам по себе этот вопрос должен рассматривается в сравнении состояния беснования и психического заболевания, так как в подавляющем большинстве случаев есть внешние признаки беснования, которые четко указывают на нездоровье человека. Но признаки эти, действительно, иногда похожи на проявления некоторых психических отклонений. Найти внешние критерии, по которым можно сделать правильный вывод, вряд ли можно. Очевидно, что святые могут различать эти состояния и, соответственно, оказывать необходимую помощь. Иные способы, как правило, или не укоренены в аскетическом опыте Церкви, страдают излишней формальностью и т.п. Кроме того, в наше время беснованием часто называет состояние, которые таковыми не является. Это может быть и чрезмерное порабощение некоторыми страстями (алкоголем, например) или озлобление против Бога и Церкви, но, не смотря на греховность такого состояния, это все же не беснование. Беря во внимание затрудненность в поиске критериев, по которым безошибочно можно было бы отличить беснование от схожих по симптомам психических заболеваний, следует учитывать случаи излечения бесноватых, описанные в Священном Писании, в агиографической литературе и в сочинениях святых отцов.

В этих источниках можно видеть, что бесноватые имеют определенную реакцию на соприкосновение со святостью. Реакцию, которую практически невозможно спутать ни с каким психическим заболеванием.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

После воскресной Литургии епископ Варнава изъяснил смысл прочитанного евангельского отрывка об исцелении гадаринского бесноватого
13 ноября, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Выксе.
Его Преосвященству сослужили благочинный Выксунского округа протоиерей Димитрий Колоколов, ректор ВПДУ иерей Павел Шитихин и другие клирики собора.
По окончании богослужения глава епархии обратился к пастве с проповедью, в которой изъяснил смысл прочитанного евангельского отрывка об исцелении гадаринского бесноватого (Лк., 38 зач., VIII, 26-39.).
«Это был не просто бесноватый, а человек, одержимый целым легионом бесов. Эта духовная болезнь – беснование – очень сильно мучает человека, потому что он в определенные моменты не может управлять собой, им управляют злые духи. А их цель – причинять зло творениям Божиим, потому что Богу они не могут мстить никаким образом. Перед Ним они ничтожны и слабы. Люди имеют образ Божий, и духи злобы могут нам навредить, потому что через дар свободы, после грехопадения, мы стали удобопреклонны ко злу: воля и нравственность расслаблены, мысли и сердечные чувства трудно сохранять в чистоте. Человек подпадает под влияние бесов через любовь к страстям. Они мучают человека. Иногда это бывает попущением Божиим, чтобы человек исцелился от страстей, поняв, какое страшное зло заключено в них и какие бывают последствия. Бесноватый страдает и душой и плотью. Эта болезнь показывает ему, что нужно перестать грешить. И он неизбежно встает на путь покаяния, чтобы не так сильно его мучили бесы. Он начинает поститься, начинает чаще обращаться к Богу, кается и постепенно сила бесовская ослабевает. В конце концов враг полностью удаляется от бесноватого, опаляемый огнем молитвы, крепостью поста и добротой, которая рождается от сострадания другим. Вот тот путь, который проходит каждый одержимый, стремящийся всеми силами исцелиться. Поэтому среди бесноватых неверующих нет. Все они верят в Бога и стараются от этого недуга освободиться. Кроме беснования еще есть такое понятие как одержимость. Каждый из нас находится в той или иной одержимости, когда мы увлекаемся грехами и страстями: гневом, сребролюбием… Страсти влекут за собой одна другую, и человек попадает из пагубы в пагубу.
Сейчас многие идеи проникают в умы людей, что добро и зло понятия относительные, главное индивид и жить надо для себя, сам человек должен избирать, что для него добро, а что зло. Так теряется понятие греха и стыда. Люди уже не стесняются своих злодейств и даже оправдывают себя. Если раньше злодея было видно по лицу, то сейчас смотришь на преступника, а у него вполне человеческое лицо, потому что он себе уже все разрешил. Ему все позволено, потому что Бога нет. Для него нет. Это самая страшная форма одержимости. В свое время французский поэт Бутлер говорил о том, что самым большим достижением злых сил является то, что они внушили людям, что их нет. Такой человек, который не верит ни в Бога, ни в черта – это страшный и опасный человек. Он оправдывает любое злодейство. А мы с вами будем стараться беречься от зла, от демонов, которые нас окружают. Особенно они приближаются к нам, когда мы начинаем грешить. Тогда мы бессильны, а когда мы каемся, стараемся исправляться, не оправдываем себя и обращаемся к Богу, чтобы Он исцелил нас, тогда эта рать бесовская отходит, но на время, ожидая удобного момента, когда можно будет снова напасть на нас. И эта борьба не прекращается ни на минуту, пока живет человек. Поэтому будем следить за своими помыслами и просить Господа, чтобы Он не ввел нас в искушение, избавил от лукавого, чтобы мы, как то гадаринский бесноватый, всегда сидели у ног Спасителя одетые, умытые, разумные и, с жаждой ожидая Его спасительного слова, желали бы служить только Ему одному».
Алексей Еремин

Платон Беседин, 18 мая 2019, 08:53 — REGNUM К ситуации вокруг возведения Храма св. Екатерины в Екатеринбурге можно было бы отнестись по-разному. Можно было бы. И первое время я смотрел на неё отстранённо. Не вычленяя правых и виноватых, не выказывая симпатий. Особенно, когда с одной стороны — «титушки», а с другой — провокаторы. Но потом ситуация изменилась.

Хуго Симберг. Хоровод. 1898

Сначала мне начали скидывать видео протестов против возведения храма: мол, что вы думаете об этом? Кадры можно подобрать разные, да. В наше-то время. Но всё равно нельзя было отделаться от чувства мерзкого дежавю. Похожее я уже видел воочию — в Киеве, на майдане.

И это не к тому, что «хотите так, как на Украине?», нет. Не люблю подобной постановки вопроса. Но чувство, определённо, знакомое. Особенно после плясок «Кто не скачет — тот за храм». Много, очень много дряни. Может, все они, эти люди, в обычной жизни — нормальные, но тут собрались и — превратились в бесов. Точно инфекцию подхватили. На майдане тоже ведь изначально тусовалось большинство, испытывающее благие порывы. А после — началось.

Протест на Октябрьской площади в Екатеринбурге, 16 мая 2019. На заднем плане развивается флаг так называемой Уральской республики Александр Кардаполов © ИА Красная Весна

Та же беда — и с Екатеринбургом. К нормальным людям, которые захотели отстоять сквер, место для прогулок, присоединились сомнительные персонажи. Гадкие. Раскачиватели. Провокаторы. Навальнята. Грантоеды. Представители застройщиков. Маргиналы. В принципе те, кому неважно за что, главное — против, как у «беса» из романа Достоевского: «Весь мир — в кашу, а там разберёмся».

И много, судя по всему, опять же очень много бесноватых. Вроде этой — уже мемовской — жирной тётки, оскорблявшей полицию и религию. Ей бы не к человеку в форме приставать, а в секс-шоп заглянуть. Ощущение такое, что в водоёме началась буря — и вся грязь, вся муть, весь ил поднялись со дна. Или как у Гоголя. Упыри лезут из дыр, а потом придёт главный и скажет: «Поднимите мне веки». Упыри, они ведь слепы, как мы помним.

Вот и противники возведения храма, собственно, говорят, о чём угодно, но только не о красотах сквера. Тут давно уже не в нём дело. А речь о вещах более глобальных и мерзопакостных. Тем более, что город протеста выбран идеально. В нём «Ельцин-центр» возвышается как гигантский саркофаг, из которого выбираются тени прошлого. Чтобы затуманить мозги, погрузить их в черноту. Потому и вопят соответствующие СМИ. Для них это идеальное продолжение вечной инфернальной игры.

Я бы очень хотел, чтобы все эти бесстрашные защитники сквера точно так же протестовали бы против возведения очередного торгового центра из стекла и бетона. Или хотя бы против новой точки разливного пива, открывающейся на первом этаже многоквартирного дома. Но то — атрибут мира потребления, пожирающего самого себя. А тут — храм какой-то.

Купол церкви Анна Рыжкова © ИА REGNUM

В екатеринбургской истории есть два ключевых момента. Первый — у нас отчётливо стали ненавидеть церковь. Не её представителей даже, а церковь как таковую. Раньше они говорили, что этот поп плохой и тот тоже. Теперь перекинулись на всю церковь. Дальше они скажут, что плоха сама вера, она неправильная, а верить надо вот так. Желательно — по западным образцам. Православие раздражает. Потому что она основа русского, его фундамент и замес. Без него никак. Потому, если нарисовался повод — нападай.

И момент второй — психиатрический. Я не просто верю — я знаю, — что среди протестующих есть масса достойных и порядочных людей. Их там, правда, хватает. Но сколько же там и откровенно бесноватых? Присмотритесь. Всякий раз, когда начинается заварушка — они появляются из своих нор и орут, точно свиньи, мчащиеся к пропасти.

Преувеличиваю? Let it be, как сказал бы сэр Пол. Но вы присмотритесь — они рядом с вами. Глядите им в глаза. Чувствуйте их запахи. Этим людям плевать на сквер, плевать на свободы, плевать на человека — им важно ненавидеть и уничтожать, в них сидит инстинкт разрушения.

Главный урок из екатеринбургской истории — таких бесноватых развелось слишком много. Они дремлют, но просыпаются, когда надо разверзнуть ад. Они напитываются ненавистью, плодящейся в обществе. Они существуют в разрывах, коих у нас появилось слишком много — между людьми, идеями, временами да чем угодно. Russia was always notorious for the gap between culture and civilization. Now there is no more culture. No more civilization. The only thing that remains is the Gap. Это из Пелевина. И это из сути.

Питер Брейгель Старший. Безумная Грета. 1562

Да, можно думать, что протест в Екатеринбурге — частный случай. Или полагать, что так нас пытаются отвлечь от других вещей (от трагедии с «Суперджетом», например). Ваше право. Но надо понять и принять вот что: если всё будет продолжаться так, как сейчас, то бесноватых станет больше, и они всё чаще будут выползать из нор. Поводы, они ведь всегда находиться будут. Пока масса бесноватых не станет критической.

Мы это уже проходили. Помните? А если хотите повторить, то билет вам возьмут лишь в один конец.

Читайте развитие сюжета: Власти предложат новые площадки для строительства храма в Екатеринбурге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *