Бессребреники косма и дамиан асийские

Пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского (6 сентября / 24 августа ст. стиля) порталу Православие.Ru прокомментировал Афанасий Зоитакис, доцент исторического факультета МГУ, автор монографии о святом.

О пророчествах святого равноапостольного Космы Этолийского мир узнал благодаря беспрецедентному народному почитанию. Живший в XVIII веке (недавно мы отмечали 235 лет со дня его кончины и 300 лет со дня рождения), Косма Этолийский был прославлен Церковью совсем не так давно – в середине века XX. Но народ никогда не сомневался, что он святой. А потому бережно сохранял всё, что относилось к памяти святого, писал его иконы и помнил каждое его слово, передавая из поколения в поколение.

Сохранилось множество предметов, связанных со святым Космой Этолийским: и часть облачения, и металлические и деревянные кресты, которые он оставлял на местах своих проповедей1.

Колоссальной проблемой тех времен была исламизация: живя среди мусульман, многие православные добровольно принимали ислам. Речь шла о судьбе Православия в регионе. Святой Косма исходил большую часть канонической территории Константинопольского Патриархата, проповедуя Евангелие людям, которые когда-то знали слово Божие, но во многом утратили свою веру и отдалились от Церкви.

Проповедь святого Космы

Современная историография называет святого Косму Этолийского тем человеком, который остановил массовую исламизацию православных народов. Его по праву называют равноапостольным, но не только по этой причине.

Известно, что святой Косма совершил очень много чудес. Одно из самых удивительных – когда он, бросив на поверхность озера часть своего облачения, перебрался на другой берег. Знаем мы и множество посмертных чудес: тем, кто прибегал к его молитвенному заступничеству, известно, что святой равноапостольный Косма Этолийский – скорый помощник.

Как и апостолы, он удостоился принятия мученического венца. И как они, обладал даром пророчества.

Известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения

Нам известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения2.

Надо сказать, что его выдающийся пророческий дар ценили не только христиане, но и мусульмане. Об этом говорит так называемая Албанская рукопись – сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке.

Достоверность пророчеств

Достоверность пророчеств установлена. Как историки, мы, прежде всего, опираемся на письменные источники, причем раннего времени – конца XVIII – начала XIX столетия.

Устную традицию нельзя отрицать – очень многое в Православии передается изустно, – но в данном случае отбор происходит, опираясь именно на письменные документы.

Камень, на котором стоял Косма Этолийский во время своей проповеди

Многие пророчества были записаны или современниками, или вскоре после мученической кончины святого Космы, так что мы можем утверждать, что они были произнесены святым Космой и бережно сохранены его учениками.

Практическая польза

Пророчества были и остаются руководством к действию – или для всех людей, или для жителей того или иного населенного пункта, где он проповедовал.

Мы знаем более десяти пророчеств, относящихся к конкретным регионам, в которых людям было сказано, что им делать в той или иной ситуации.

«Когда упадет дерево, уходите в горы, там спасется много людей, ничего не берите с собой, спасайтесь сами, беда продлится не больше чем 24 часа».

Действительно, люди того места, где это было произнесено, нашли убежище в горах и спасли свои жизни от турок, по слову святого Космы.

Еще одно пророчество сбылось во время Второй мировой войны.

Святой Косма проповедует. Фреска

«Беда дойдет до креста, но не спустится ниже».

Речь идет о кресте, оставленном святым Космой на месте своей проповеди (кстати, многие места в Греции носят название «Ставрос» – «Крест», потому что на этом месте проповедовал святой).

Один 94-летний старик помнил это пророчество, услышанное им еще от своих родителей, и когда итальянские войска наступали, отказывался эвакуироваться, призывая к тому же и своих односельчан. Этим он вызвал недовольство властей – его даже обвинили в саботаже. Фашистская Италия наступала, греческая армия терпела поражение, но, по слову святого, действительно, греки дали отпор и не позволили итальянцам спуститься «ниже креста» и захватить это селение. Люди не посрамились в своем доверии к слову святого.

Классификация

Возможна разнообразная классификация пророчеств, но сейчас бы мы их разделили на группы так.

1) Пророчества об освобождении от Османского ига территории Константинопольского Патриархата на то время, когда проповедовал святой Косма, – тогда она включала в себя не только Грецию, но и земли Албании и Турции, где жили православные народы.

К ним же относятся пророчества об освобождении Константинополя.

Большая часть этих пророчеств – об освобождении Греции – исполнилась. Те же, что касаются Константинополя, еще ожидают своего исполнения.

2) Пророчества о будущих событиях – войнах, бедствиях – и о том, что будет со всем человечеством.

Многие из пророчеств, относившихся, как мы теперь понимаем, к далекому будущему, сохранились только потому, что люди очень любили святого и полностью доверяли ему.

«Повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца».

Понятно, что в XVIII веке это звучало неясно и даже абсурдно. Так же, как и пророчество о том, что с человеком, находящимся в другом городе, будет можно говорить, как будто он сидит в соседней комнате:

«Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например из Константинополя с Россией» или «Придет время, и люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах».

Константинопольские пророчества

Когда пророчество исполнилось, становится точно понятно, что имел в виду святой, а пока оно ждет своего часа, возможны разные трактовки3.

Крупнейший специалист по Турции профессор Оттавского университета Дмитрий Кицикис, комментируя последние события, говорит, что пророчества Космы Этолийского о распаде Турции исполняются на наших глазах.

Стамбул. Современное фото

«Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий4. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».

Треть населения Турции (25 миллионов) – алавиты, говорит профессор, которые относятся к христианству позитивно. Не стоит забывать и о большом проценте тайных христиан. Что касается трети населения, о которой говорится, что она уйдет в Коккини Милья, то, по словам профессора, речь идет о создании государства Курдистан.

Это пересекается и с толкованием Паисия Святогорца, который очень любил святого Косму. Это же пророчество святой Паисий трактовал более подробно. Он говорил, что Шестимилие – это шесть миль морского шельфа, где постоянно сталкиваются интересы Турции и Греции. Из-за этих шести миль и произойдет в итоге такой серьезный конфликт, в который вмешаются крупные мировые державы, что в итоге приведет к падению Турции.

Пророчества о нашем времени

«Придет время, и вы не станете ничего узнавать».

Нельзя утверждать, что эти слова относятся именно к нашему времени, но сейчас уже достаточно очевидно, что в Западной Европе и США – да и не только – СМИ манипулируют общественным мнением. В Западной Европе очень мало знают о том, что на самом деле происходит на Украине или в Сирии – так же, как никто не знал о том, что в действительности творилось в Югославии. Конечно, при желании можно найти информацию в интернете и докопаться до правды, но из западных СМИ узнать ее почти невозможно.

«В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

И действительно, мы видим, что в школах на Западе начинают появляться вещи, которые ум отказывается вмещать, – например уроки «толерантности» по отношению к гомосексуалистам и целые учебные программы, посвященные этому.

«Беда придет к вам от образованных»;

«То, что вам придется претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».

«То, что вам придется претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных”

«Начитанные» здесь – ключевое слово. При всем желании нельзя обвинить святого Косму в том, что он был против образования: он основал около 1000 школ, нашел средства для их финансирования, подготовил преподавателей, открыл четыре учебных заведения для подготовки учителей и священников, вместе с Никодимом Святогорцем и другими своими соратниками издавал учебную литературу. И при этом произнес такие слова. О чем они говорят?

О том, что голого знания – «начитанности», эрудированности – недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свое «я», на свой эгоизм заводит человека в тупик.

Действительно, много приходится претерпевать из-за этих людей начитанных.

У истоков современной постхристианской европейской цивилизации лежало европейское Просвещение с его рационализмом и критическим отношением к религии. Если почитать современных либералов, они мыслят и действуют в том же русле, что и их предшественники – Вольтер, Руссо и другие.

Святой Косма был противником европейского Просвещения5.

Он говорил, что необходимо Божественное просвещение. Кроме начитанности, необходимо духовное знание, которое достигается через опыт церковной жизни. Сколь бы начитан и эрудирован ни был человек, его можно сравнить с домом, у которого есть только фундамент. Если нет стен, нет крыши, то это довольно бессмысленная конструкция. То же можно сказать и о людях, которые пытаются сделать всё сами, без Бога. Это всегда приводит в тупик – и часто не только самих этих людей, но и целые народы и страны.

«Источники иссякнут, а реки станут грязными».

Во многих регионах сегодня наблюдается и нехватка питьевой воды, и небывалые загрязнения – тут и комментировать нечего.

«Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть».

Очень точное и поразительное пророчество. В XVIII веке было совершенно непонятно, как это: тарелки наполнены едой, а ее есть невозможно. Сейчас мы это видим: генетически модифицированные продукты или продукты, напичканные консервантами, «со вкусом» того, чего в них просто нет. Достаточно обеспеченные люди еще могут найти какие-то более или менее натуральные продукты, но, возможно, с каждым годом сделать это будет всё сложнее и сложнее.

«Мы увидим, как наша земля превратится в Содом и Гоморру».

Различные формы легализаций однополых сожительств, в некоторых регионах – разрешение усыновлять гей-парами детей, пропаганда всего этого по всему миру… – идет процесс превращения нашей земли в Содом и Гоморру, и все мы это видим.

«Придет время, и диавол будет кружить над миром на своей «штуковине”».

Глобальное наблюдение, контроль за людьми – так обычно расшифровывается это пророчество. Мы можем идентифицировать эту «штуковину» с системой спутников, ведущих тотальное наблюдение визуально или с помощью оказания пользователям услуг по поддержанию различных видов связи.

«Придет время, когда миром будут управлять αλαλα и μπαλαλα».

Αλαλα и μπαλαλα – игра слов. Можно перевести как что-то бездушное. Большинство толкователей увязывают пророчество с современным информационным обществом, когда компьютерные технологии лежат в основе технологических процессов и работы механизмов.

«Придет время, когда весь мир будет опоясан одной ниткой».

Раньше это понимали как телеграф, а сегодня, конечно, говорят об интернете: нить, паутина.

«После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

Раньше – еще 40–50 лет назад – относительно этого пророчества были разночтения, но сегодня все толкователи сходятся в том, что имеется в виду период после Второй мировой войны, когда в Западной Европе и США наступило благополучие и когда зародился культ потребления.

«Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».

Это пророчество о массовой миграции. У греков «верх и низ» – это всегда юг и север. В другом пророчестве это сказано прямо:

«Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север, – уже близко будет».

«Уже близко будет» можно понимать двояко. Святой Косма использует эти слова, когда говорит об освобождении Отечества от иноземного ига. Но также мы находим у него это выражение – «уже близко будет», – когда он говорит о временах Антихриста.

Нам неведомо, о каких временах это сказано, потому что неизвестен контекст: где было произнесено пророчество, при каких обстоятельствах.

Масштабные переселения народов бывали, конечно, и раньше, но главное тут – «вверх-вниз» – юг и север: разнонаправленность процесса и его интенсивность – вот на что стоит обратить внимание. И сейчас мы действительно наблюдаем разнонаправленный процесс. Когда в тот же Евросоюз хлынули мигранты из Восточной Европы, это была миграция с севера. Сейчас мы видим и миграцию с юга, и желание некоторых соседей переместиться в Европу (в том числе Южную) – например, на заработки.

«Горе Греции, когда на ее земле поселятся иноземные народы».

Это точно наше время. Святой Косма никогда не противопоставлял греков другим православным народам, так что здесь идет речь об иноверных. Греция всегда была достаточно монолитным в этническом смысле государством, но это меняется прямо на наших глазах: каждый день в страну прибывают тысячи мигрантов-мусульман.

В одном из пророчеств святой Косма выражается не совсем политкорректно:

«Придут грязные народы; когда они появятся, не бойтесь; когда будут уходить, посторонитесь». Первую часть мы комментировать не будем, а вторая часть внушает тем, кто пострадал от этих процессов, некоторый оптимизм: значит, они уйдут рано или поздно.

«Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут их взять».

Греции действительно дали много кредитов, потребовали их обратно, но не смогут взять – это можно трактовать в том смысле, что долг Греции только растет, несмотря на все предпринимаемые меры. Такое толкование распространено в современной историографии.

«Налогом обложат даже куриц и окна».

«Налогом обложат даже куриц и окна”

Раньше это было принято понимать фигурально.

Теперь – в прямом смысле. С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могли заплатить, им отключали электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники (с учетом числа кур) – первая часть пророчества сбылась буквально.

В октябре 2013 года сбылась и вторая. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включен и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше, тем налог выше).

Святой Косма Этолийский

«Придет время, когда мокрые будут гореть вместе с сухими».

Невиновные буду вынуждены разделить скорби и беды с виновными. Когда от Бога будут ниспосланы наказания и человечество своим бездумным поведением навлечет на себя бедствия, их претерпят и люди невиновные.

Святой Косма говорил, что не надо этого страшиться. Многие боятся последних времен, сосредотачиваясь на негативных сторонах.

Святой Косма предостерегает о непростых событиях: будут и войны, и беды – он не скрывал этого. Но при этом он говорил о том, что с Христом, с Церковью ничто не страшно. Даже если придется претерпеть мученичество, православный человек не должен унывать и бояться этого.

Мы видим это и в его пророчествах, и тем более в его поучениях6: ничто не может отделить человека от Христа, кроме самого человека.

«Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие»;

«Что будет у вас, всё отдайте, берегите только ваши души».

Это очень важный призыв. Все материальные блага, удобства, стабильность – это призрачно, земному нет места в будущем – «заботьтесь только о душе и Христе».

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Косма и Дамиан Асийские (+ не позднее IV в.), чудотворцы и бессребреники

Память 1 ноября

Родом из Асии . Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от Православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, святая Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого — силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных.

С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Φερεμά, ныне Диджле, Турция).

По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» — отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.

Есть и другие, соименные им, пары святых, см. статью Косма и Дамиан.

  • Страницы календаря портала Православие.ру:

Так в древние времена называлась часть Малой Азии

Афон, 13 ноября 2017 г.

Собор всех святых бессребреников торжественно почтили 13 ноября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, — сообщает корреспондент портала «Русский Афон».

В русской святогорской обители хранятся мощи всех святых бессребреников, или безмездных целителей, частички которых собраны в одном ковчеге, который в день их общей памяти выносится для поклонения братии и паломников.

Этот празник имеет самое непосредственное отношение к русской обители на Афоне.

Как известно, бессребрениками называются угодники Божии, которые безвозмездно исцеляли людей и домашний скот, используя при этом не столько естественные врачебные навыки и знания, сколько благодатный дар молитвы и чудодействования. Поэтому их еще называют чудотворцами. В лик святых бессребреников входят:

Большая часть перечисленных святых имели врачебное образование и практику до своего обращения к Богу. Святой мученик Трифон врачом не был, но еще в юности получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. Священномученик Антипа, великомученик Артемий, мученики Фалалей, Фотий, Аникита и Мокий хотя и не были целителями при жизни, однако включены в лик бессребреников по причине многочисленных посмертных чудес и исцелений по молитвам к ним. Святые бессребреники Трифон, Власий, Харалампий, Спиридон и Модест помогали не только людям, но и бессловесной твари, а также являются избавителями от нашествия вредных насекомых.

Все перечисленные выше святые имеют свою отдельную память. Общей или соборной их памяти в Минее до 1980 г. не было. Впервые общая память святых бессребренников была объединена в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где ежегодно совершается бдение в честь их общего собора в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских). Причиной этому послужило то, что в русской святогорской обители хранятся мощи всех святых бессребреников, частички которых собраны в одном ковчеге, который и выносится для поклонения в день их общей памяти.

Служба Собору святых бессребреников была составлена монахом Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Венедиктом еще в XIX веке и с тех пор она традиционно совершается в обители на протяжении уже более 100 лет. В Русской Церкви впервые эта служба была опубликована и введена в богослужебный обиход в 1980 г., после того, как была прислана из Свято-Пантелеимонова монастыря в Издательский отдел РПЦ (МП. Ноябрь. Ч. 1. С. 22-34).

Святые братья: Косма и Дамиан

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии1 Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1Тим.5:5).

Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.

Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8)2. Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.

Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

XV век, Вологда

Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении — где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане3.

Помощь святых Космы и Дамиана

Читайте также — Рассказ Марии

Однажды, во времена жатвы, один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль от того, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем однако не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул: «святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне»! Святые тотчас поспешили с своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видавшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.

Малх

Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей:

— Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.

Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней, Диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: «пришлю тебе знак и возьму тебя к себе».

Показывая ей сей знак, Диавол велел идти за ним к мужу.

— Меня, — сказал он, — прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.

Женщина сказала:

— Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.

Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:

— Клянусь силами Космы и Дамиана, — не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.

Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря:

— Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы!

И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники, Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее.

Женщина, кланяясь им, говорила:

— Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, — скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей.

Они сказали:

— Мы — рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от Диавола.

Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых рабов Его, Косму и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было, — как Господь явил к ней милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами:

— Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова и семени их праведного! Ты угасил огненную печь для трех отроков4, Ты помог рабе Твоей Фекле на позорище5; благодарю Тебя, что избавил и меня грешную от диавольской сети чрез угодивших Тебе Косму и Дамиана. Покланяюсь Тебе, творящему дивные и преславные чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.

Лазарева суббота в храме Космы и Дамиана на Маросейке

Молитва чудотворцам Косме и Дамиану

«К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

1 Азия, иначе Асия — это наименование употреблялось в древности не в одинаковом смысле. Первоначально оно означало небольшую, обильную возами, болотистую равнину в Лидии, т.е. средину западной части нынешнего малоазийского полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. Римляне делили упомянутый полуостров на две приблизительно равные, части: одну, северо-восточную, лежащую при Черном море называли Понтом, другую, юго-западную, называли собственно Асией; каждая часть делилась на несколько (не всегда одинаковое число) провинций; по утверждении христианства, каждая из последних делилась, в свою очередь, в церковном отношении, на несколько епископий (еще в Апокалипсисе упоминается о 7 Асийских церквах — гл.1, ст.4, 11). С течением времени наименование Азии стали прилагать ко всему нынешнему малоазийскому полуострову, наконец — ко всей вообще части света, лежащей на востоке от нашей Европы, на одном с нею материке.

2 Слово туне и означает даром, без платы.

3 Фереман находился в Месопотамии на два дня пути от Амида (по-турецки называемый Диар-Бекира, в верховьях р.Тигра) и был разрушен Турками при первых завоевания их; при этом мощи свв. Космы и Дамиана перенесены были в Амид, где почивают и доныне.

4 Здесь разумеются три еврейских отрока — Анания, Азария и Мисаил. Находясь в Вавилонском плену, они отказывались воздать поклонение сооруженному Навуходоносором золотому истукану, были ввергнуты за это, по приказанию царя, в сильно разожженную печь, но чудесно, по милости Божией, остались в ней невредимыми, даже — со всеми одеждами (Дан.3)

5 Здесь, вероятно разумеется св. равноапостольная Фекла. Память ее празднуется 24 сентября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *