Без мифология

8 класс, 1 четверть, урок № 4

Тема: «Искусство начинается с мифа»

Цели:

1. Раскрыть тему урока через понятия «миф» и «легенда»

2. Сравнить музыкальные произведения, звучащие на уроке.

3. Проверить знание музыкального материала по темам прошлых уроков (музыкальная викторина).

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал:

Р. Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»

Н.А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Снегурочка» (ария Снегурочки, ария Леля).

ВИА «Ариэль» песня «Заболела Баба Яга» (видеоклип)

Дополнительный материал:

Портреты композиторов и названия произведений по данной теме, муз. произведения для муз. викторины

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Работа по теме урока.

  4. Сравнение музыкальных произведений, прослушанных на уроке.

  5. Музыкальная викторина.

  6. Итоги урока и выставление оценок.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Проверка отсутствующих.

Приветствие.

Тема урока: «Искусство начинается с мифа» (слайд №1)

  1. Работа по теме урока.

Ребята, есть в искусстве темы, к которым из века ввек не угасает интерес творческих людей. Эти темы пришли в мир одновременно с человеком. И хотя в разные эпохи они претворялись в искусстве по-разному, само их существование говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей были похожими.

Во все века человек был способен эмоционально воспринимать окружающий мир, любоваться природой, бояться неведомого, стремиться к светлому и прекрасному. Ведь если бы это было не так, едва ли до нас дошли такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, как созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки. Может быть, именно благодаря им, мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, совсем не «безликой окружающей средой», а живой и полной тайн стихией.

Вдумайтесь, как мудр и одухотворен был когда-то человек, какая любовь к природе двигала его поступками, если он, задолго до появления культурной цивилизации, сумел создать удивительный мир сказочных и поэтических образов, где все живет и дышит волшебством, тайной и поэтической силой.

Сквозь многие века звучит бессмертной песнью каждая сказка, каждая легенда, воспевающая бесконечно разнообразные лики природы.

Вот почему мир сказок и древних мифов относится к вечным темам, к которым искусство всех времен вновь и вновь обращает свои вопросы.

Мифы существовали у всех народов мира. Все виды искусства, так или иначе, использовали мифологию, ибо миф – это очень интересный, яркий, образный материал. Особенно часто обращались к мифу такие синтетические искусства, как театр, опера, кинематограф.

Сочетание музыки и литературного текста, зрелищности и идейной насыщенности способно особенно сильно воздействовать на людей.

В музыке мифы тоже использовались очень часто, т.к. музыка действует одновременно и на разум, и на чувства, что и является необходимым условием восприятия мифа.

В известном высказывании Аристотеля «Искусство начинается мифологией» (Слайд 2) подтверждается глубокое родство мифа и художественного творчества, в основе своей имеющих одну общую задачу – понять и отобразить загадку мира, ее потаенный смысл.

Запишем в тетрадях значение слова «мифология» (Слайд 3):

Мифоло́гия (греч. μυθολογία,— предание, сказание и греч. λόγος — слово, рассказ, учение):

1)Это система восприятия мира, основанная на традиционных преданиях, образах, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.

2)Это способ общения с вышестоящей реальностью, с богами, в котором человек как бы подражает им.

Миф — синтез земной реальности с реальностью потусторонней.

Примеры использования мифов в музыке (Слайд 4):

  1. Классические мифы – мифы Древней Греции и Древнего Рима – К. Глюк «Орфей»

  2. мифы Северо-Запада (германо-скандинавские, кельтские) – Г.Пёрселл опера «Король Артур», оперы Р.Вагнера.

  3. Славянская мифология – Н.А. Римский-Корсаков оперы «Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Важные элементы мифа (Слайд 5):

  1. Образы природы

  2. Волшебные города: замок Монсальват для Северо-Запада, Китеж для России.

  3. Персонажи

  4. Идейное содержание мифа – его сюжет

Сегодня я предлагаю вам послушать несколько музыкальных произведений, в которых прослеживается мифологическая тема. Первое произведение – Рихарда Вагнера «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» (Слайд 6). Кто такая валькирия?

Вальки́рия — в скандинавской мифологии дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и собирает души павших воинов. Погибшие солдаты отправляются в небесный чертог — Валгаллу. С грив их коней (облака) капает роса, а от их мечей сияет свет. Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние. Образ валькирии используется в современных литературных произведениях жанра фэнтези, а также в компьютерных играх, от их имен даже произошел наркотик валькирин. Как звучит музыка, вы скажете мне после прослушивания.

Беседа по характеру и содержанию.

Как изобразил композитор полет? Какими средствами музыкальной выразительности он пользовался?

Р. Вагнер подражает вихревым потокам: «порывы ветра», «визг и свист», окружающие основную тему, создают впечатление подлинности действия. Однако для основной темы композитор избрал другой прототип: здесь проступает образ длинных прыжков, следующих друг за другом.

Мелодия построена так, что каждый следующий мотив как бы отталкивается от предыдущего, каждая фраза выступает сначала в роли «приземления», акцента, и сразу же служит кратким и энергичным толчком для следующей фазы движения. Так Вагнер показывает полет-прыжок, полет дев-воительниц, отягченных тяжелыми доспехами.

Музыка Вагнера настолько оказалась близка немецкому народу, героические образы вагнеровских опер настолько сильны, что в ХХ веке немецкий фашизм в лице А. Гитлера присвоил себе вагнеровский образ юного неустрашимого Зигфрида и сделал его символом нации. Композитор, следовательно, художественно талантливо вызвал к жизни мир коллективных национальных представлений.

А сейчас вы услышите фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова: ария Снегурочки и ария Леля. Я вам кратко расскажу сюжет (Слайд 7).

Короткое изложение либретто оперы. Слушание. Беседа по характеру музыки в каждой арии.

Обращаются ли к сказочной мифологической теме современные композиторы? Приведите примеры.

Посмотрим видеоклип на песню «Заболела Баба Яга» в исполнении ВИА «Ариэль».

Просмотр видеоклипа, обсуждение.

Вывод по теме урока: Во все времена – и в древних народных сказаниях, и в классическом, и в современном искусстве – к природе часто обращаются как к одухотворенному началу. Это дает нам возможность говорить о том, что искусство начинается с мифа.

А теперь настало время проверить, насколько хорошо вы запомнили музыку прошлых уроков. Приготовьте тетради и ручки.
Музыкальная викторина (фрагменты):

  • И. С. Бах «Токката и фуга ре минор» (в обработке Ванессы Мэй)

  • С. С. Прокофьев хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»

  • Н. Паганини «Каприс № 24» (в обработке В. Зинчука)

  • Л. Бетховен «Лунная соната»

  • С. С. Прокофьев «Вальс» из оперы «Война и мир»
    Оценивание результатов: 5 ответов верно – «5», четыре – «4» и т.д.

Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:

Найти в современном искусстве произведения, обращенные к теме мифологии, легенды или сказки, записать в тетрадь.

В произведении два образа: тучки и утеса, под которым подразумеваются человеческие чувства: мягкость, беззаботность и одиночества, печали.

Характер лирико-драматический.

Форма произведения простая 2х частная.

Iч. Период квадратного строения 4+4 такта.

IIч. Расширенный период 4+6 тактов.

Основная тональность a-moll, размер 4/4, темп Moderato, Cantabile (умеренно, певуче). Стиль письма гомофонно – гармонический с элементами подголосочной полифонии. хоровой дирижёрская утёс выразительность

Iч. Произведение начинается коротким соло альтов, тема сочетает в себе ходы на широкие интервалы ч 4, м 6 и плавное волнообразное движение, 3 такте подключаются сопрано, звучит развитие двух, а затем трехголосие. Тему ведут сопрано, но альтовая партия заполняет своим движением выдержанные звуки у сопрано, таким образом, уравновешивая звучание. Появляются распевы на (две шестнадцатые), носит изобразительный характер подчеркивая мягкость изящество тучки. (Такты №6, №т 7).

IIч. Начинается в другом характере: с затакта вступают басы («но остался влажный…») к которым поочередно присоединяются тенора, а затем женский хор (Такты №8, №9).

Гибкая фразировка, мягкий акцент в слове «морщине» залигованый через тактовую черту. Звук передает спокойствие, задумчивость. Далее следует вновь короткий басовый эпизод «одиноко он стоит…» наполненный грусти, печали. Присоединяющиеся поочередно тенора, альты и сопрано усиливают восприятие образа одиночества. Заканчивается произведение в низкой тисситуре в динамике PPP, мягким плагальным оборотом. (Такты № 12, № 13, № 14, № 15).

Музыкальный способ выразительности, направленный на раскрытие образа в музыке: темп, размер, динамика, ритм штрих

Единство художественной трактовки, правильность раскрытия художественного образа требуют обозначения нужного темпа в исполнении произведения. Нашел дирижер нужный темп – это означает в большей степени, что можно завладеть художественным образом, созданным в данном произведении.

Темп. Темп – скорость движения (латинское tempus – время). Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Правильный темп – важное условие выразительного исполнения; существенное отклонение от правильного темпа ведет к искажению произведения.

В данной обработке темп не умеренный и на протяжении произведения не изменяется.

Ритмические трудности. Распевы на (две шестнадцатые) исполняются мягко, немного подчеркнуто на слове «весело». В конце произведения фермата на последнем аккорде, трудность в том чтобы максимально точно выдержать её.

Темповые трудности. Сохранить единый темп Moderato в обеих частях произведения.

Размер. Музыкальный размер – выражение метра; обозначает число долей определенной длительности, образующих такт. Размер изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли (единицы измерения), в числителе – число таких долей в такте. Размеры бывают простые, сложные, смешанные, переменные.

В данном случае размер составляет 4/4 и не меняется на протяжении всего произведения.

Фразировка. Фразировка – средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

Также под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Правильная фразировка – одно из важнейших умений музыканта. Неотъемлемой частью искусства правильной фразировки является верное употребление музыкальных штрихов – легато, стаккато и др.

Начало произведения начинает солировать партия альта. С 3 такта вступает партия сопрано, ведя свою мелодическую линию, вплоть до 8 такта. В 5-6 такте в партии альта появляется дивизии, которое дублирует мелодию на терцию в верх. Во второй части произведения мелодия начинается в басу, далее подхватывают тенора и уже на 10 такте весь хор поёт tutti причём мелодия переходит в партию сопрано, а в партии баса мы наблюдаем выдержанный бас. В 12-13 тактах бас начинает мелодию. В 14 такте к нему присоединяется дивизии партии тенора. Далее мелодия переходит в партию сопрано и до конца произведения. (15-18). В басу мы наблюдаем педаль на звуке «ля» на 3 последующих такта (16-18). Дивизии теноров и басов Дают возможность увидеть нам волнообразное движение в гармонии. В 17-18 тактах хор поёт tutti.

Динамика. Динамический план нельзя рассматривать в отрыве от фразировки и анализа кульминации произведение. Динамика, как распределение силы звука, имеет большое значение создании формы, как единого целого. Так вот, если темпоритм и динамика взятые равно, то правильные ощущения и переживания создаются по природе сами собой.

Общий схематический анализ произведения

Динамика в произведении зависит в первую очередь от фразировки, от агогики, а так же от поэтического текста и содержания произведения.

Итак, миф не есть поэтический образ; их разделяет характер свойственной тому и другому отрешенности. Но для полного уяснения этого взаимоотношения поставим такой вопрос: возможен ли поэтический образ без мифического и возможен ли мифический образ без поэтического?

a) Поэзия возможна без мифологии и

— a) На первую половину вопроса ответить довольно легко. Конечно, поэзия возможна без мифологии, в особенности если мифологию понимать в узком и совершенно специфическом смысле. Действительно, вовсе не обязательно, чтобы поэт был Гофманом или Э.По. Поэзия есть выражение; она есть выражение интеллигентное; она есть интеллигентное выражение, данное в той или другой форме взаимоотношения выражаемого и выражающего; и т.д. Все это есть и в мифе. Можно на этом основании, употребляя понятие мифа в широчайшем смысле слова, сказать, что поэзия невозможна без мифологии, что поэзия собственно и есть мифология. Но под мифологией можно понимать (и большею частью так и понимается) более узкий и более определенный предмет; а именно, это есть поражающая своей необычностью выразительная действительность. Мы уже не говорим, что поэзия «незаинтересованна», а мифология – «заинтересованна» и вещественна, телесна. Если понимать мифологию так, то поэзия вовсе не есть мифология. Она не обязана давать такие образы, которые будут чем-то особенно необычным. Борис Годунов и Евгений Онегин у Пушкина суть несомненно поэтические образы; тем не менее в них нет ничего странного, необычного, отрешенного в мифическом смысле. Это – поэтически-отрешенное бытие, но не мифически-отрешенное. С другой стороны, поэзия не обязана создавать такие образы, которые были бы живой и вещественной реальностью. Даже изображение в поэзии исторических лиц и событий вовсе не есть изображение реальности как таковой. Поэтический образ, раз он действительно есть поэтический образ, даже в изображении исторических фактов остается отрешенным; и с точки зрения чисто поэтической совершенно не существует вопрос, соответствует ли пушкинский Годунов историческому Годунову или нет. Поэтическая действительность довлеет сама себе; и она – в своей отрешенности – совершенно самостоятельна и ни на что не сводима. – Итак, поэзия, имея много общего с мифологией, расходится с нею в самом главном; и можно сказать, что она нисколько не нуждается в мифологии и может существовать без нее. Не обязательно было Гоголю все время создавать образы, подобные тем, что даны в «Заколдованном месте» или в «Вие». Он мог создать и образы «Ревизора» и «Мертвых душ».

b) мифология возможна без поэзии

b) Труднее ответить на вторую половину поставленного выше вопроса: возможна ли мифология без поэзии? Не должен ли образ быть сначала поэтическим, а потом уже, после прибавления некоторых новых моментов, мифическим? Или сходство между поэзией и мифологией таково, что сходные элементы в мифе скомбинированы совершенно по иному принципу, так что вовсе нет надобности мифологию получать из поэзии, через добавление новых элементов, а надо мифический образ конструировать самостоятельно, без всякого обращения внимания на поэзию? На первый взгляд, проще всего мифический образ получить из поэтического путем добавления соответствующих моментов и, стало быть, трактовать поэтический образ как нечто необходимо входящее в состав мифического образа. Ближайшее рассмотрение, однако, этому, по-видимому, противоречит. Именно, обратим внимание на тот несомненный факт, что мифическим характером обладает не только поэзия. Мы, например, видели уже в предыдущем изложении, что мифические черты может содержать и всегда содержит позитивная наука. Это не значит, что она сначала должна быть поэзией или содержать поэтические элементы, а потом это приведет ее к мифологии. Нет; наука, видели мы, мифологична сама по себе, только благодаря своему существованию в гуще исторического процесса, а не потому, что она – поэтична. Стало быть, мифология как будто нисколько не нуждается в поэзии. Другой пример менее очевиден, но он также имеет решающий характер. Это – мифологический состав религии. Что религия всегда содержит в себе мифологию – это не вызывает никаких сомнений. Больше того. Можно даже поставить вопрос: возможна ли религия без мифологии? Этого вопроса нечего решать в данном месте. Но что религия совершенно не нуждается в поэзии и искусстве, чтобы быть религией, это, мне кажется, тоже довольно бесспорный факт. Не важно, что реальные религии всегда даны в художественной форме и нуждаются для своего развития и выражения в искусстве. Но что религия сама по себе не есть искусство и во многих отношениях даже находится с ним в антагонизме (если одно добровольно не подчинится здесь другому) – это, по-видимому, факт окончательно установленный. Итак, религия теснейшим образом связана с мифологией и может совершенно свободно обойтись без поэзии. Явно, что религиозная мифология, как и та, которой питается – большею частью бессознательно – положительная наука, обходится без поэзии, хотя ничто, конечно, не мешает им вступить с нею в очень тесный союз. Наконец, мифом пропитана вся повседневная человеческая, жизнь (об этом нам еще придется говорить), но совершенно невозможно сказать, что эта жизненная мифология дана в меру поэтичности нашей жизни. Такое суждение было бы нелепым. Следовательно, мифология возможна без поэзии, и мифический образ можно конструировать без помощи поэтических средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *