Библеистика

Словари

Библейская хронология (от Адама до наших дней)
Книги и статьи о теории эволюции
Труды раннехристианских авторов (апологеты, «Отцы Церкви» и пр.)
Священные книги основных религий мира
Древние литературные произведения народов мира
Статьи
Г.С. Саблуков
Сличение мохаммеданского учения о именах Божиих с христианским о них учением
Брюс Мецгер
Текстология Нового Завета
Канон Нового Завета
НОВЫЙ ЗАВЕТ. Контекст, формирование, содержание.
Ранние переводы Нового Завета
A textual commentary on the Greek New Testament
К. Д. Гинзбург
Massorah
В.А. Кабанов
Тетраграмматон
Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III
Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета
Пособия для переводчиков Священного Писания
Комментарии к Евангелию от Матфея
Комментарии к Евангелию от Марка
Комментарии к Евангелию от Луки
Комментарии к Деяниям Апостолов
А. А. Алексеев
Текстология Славянской Библии
Песнь Песней в древней славяно-русской письменности
Л. Грилихес
Археология текста (Сравнительный анализ Евангелия от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции)
Гебраизмы в Евангелии от Матфея (к вопросу об оригинальном языке канонического Евангелия)
Практический курс древнееврейского языка Ветхого Завета
Практический курс библейско-арамейского языка
Евангельские притчи и внебиблейские языковые данные
Реконструкция коммуникативной ситуации создания и первоначального функционирования двух первых канонических Евангелий
Джон Бикман, Джон Келлоу
Не искажая Слова Божия (Принципы перевода и семантического анализа Библии)
Л. Шифман
От текста к традиции
И. Д. Амусин
Находки у Мертвого моря
Кумранская община
А. А. Олесницкий
О древнем имени Божием
Тенденциозные корректуры иудейских книжников (соферимов) в чтении Ветхого Завета
Вставки в книге Иисуса Навина 21:42 и 24:30 по переводу LXX
Правила относительно составления примечаний к русскому тексту Библии
Рифм и метр Ветхозаветной поэзии
Ветхозаветный Храм в Иерусалиме
Святая земля
Об А. А. Олесницком
Г. П. Павский
Краткая еврейская грамматика
В. Гезениус
Еврейская грамматика
И. Г. Троицкий
Грамматика еврейского языка
Библейская археология
об И. Г. Троицком
Уилльям Д. Бэррик, Ирвин А. Бузениц
Грамматика библейского иврита
А. Прокопенко
Обзор синтаксиса древнееврейского языка
Н. Доровских
Добавления и некоторые разночнения в греческих писаниях Библии
М. Пальмов
Идолопоклонство у древних евреев
А. М. Бухарев
О подлинности и целости священных книг пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила
И. А. Чистович
История перевода Библии на русский язык
Исправление текста славянской Библии перед изданием 1751 года
Ф. Г. Елеонский
История Израильского народа в Египте
Отечественные труды по изучению Библии в XIX веке
Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста
О времени происхождения книги Иова
Современная критика священных Ветхозаветных Писаний и её слабые стороны
Следы влияния еврейского текста и древних, кроме 70-ти, переводов на древнейший славянский перевод Библии
Примеры сделанных елизаветинскими справщиками исправлений текста первопечатной славянской Библии, не служащих к его усовершению

Перевод LXX (семидесяти)
Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности
Новый замечательный результат библейско-филологических изысканий относительно книги пророка Даниила
об Ф. Г. Елеонском
А. П. Лопухин
Библейская история Ветхого Завета
Из области новейших библейско-археологических открытий
об А. П. Лопухине
С. М. Сольский
Употребление и изучение Библии в России
Обозрение трудов по изучению Библии в России с XV века до настоящего времени
И. Н. Корсунский
Перевод LXX. Его значение в истории греческого языка и словесности.
Теория аккомодации в отношении к вопросу о Новозаветном толковании Ветхого Завета
Труды Московской Духовной Академии по переводу Св. Писания и Творений Св. Отцов на русский язык за 75 лет (1814-1889) её существования
О подвигах Филарета, Митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык
Филарет Митрополит Московский в его отношениях и деятельности по вопросу о переводе Библии на русский язык
Памяти святителя Филарета Митрополита Московского.К истории редакции русского перевода Священного Писания
об И. Н. Корсунском
Д. И. Введенский
Учение Ветхого Завета о грехе
Патриарх Иосиф и Египет
Сокровища Ветхозаветного Храма
Авраам и Сарра в стране фараонов
А. Введенский
Язык книги пророка Даниила в связи с историей её происхождения
П. И. Казанский
Свидетельства памятников египетской истории о пребывании евреев в египте
Иудеи по возвращении из плена вавилонского
Об историческом значении книг малых пророков
И. Я. Богоявленский
Значение Иерусалимского Храма в Ветхозаветной истории еврейского народа
В. П. Рыбинский
Древне-еврейская суббота
Самаряне
Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и в начале новозаветной истории и прозелиты иудейства
Вавилон и Библия (по поводу речи Ф. Делича на тему «Babel und Bibel»)
Книга пророка Михея
Библейская ветхозаветная критика
Ветхозаветные пророки
О Библии
Первый опыт «Введения в Священное Писание»
Раскопки храма Бэла в Ниппуре (к вопросу об отношении Библии к Вавилону)
Полемика В.П. Рыбинского и М.Э. Поснова об отношении самарянства к христианскому гностицизму
Об В. П. Рыбинском
Н. Н. Глубоковский
К вопросу об отношении греческого перевода LXX-ти и еврейского текста Ветхого Завета
Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания
Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового Завета
О Квириниевой переписи по связи её с рождеством Христовым
Путешествие Евреев из Египта в землю Ханаанскую (физико-географический очерк)
Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству — согласно Гал. 3:19-20
Славянская Библия
Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении
Греческий рукописный евангелистарий из собрания проф. И. Е. Троицкого
Об Н. Н. Глубоковском
М. Э. Поснов
Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете
Иудейство. К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время
Полемика В.П. Рыбинского и М.Э. Поснова об отношении самарянства к христианскому гностицизму
об М.Э. Поснове

А. А. Глаголев
Закон ужичества или левиратный брак у древних евреев
Г. Грец
История евреев
В. Д. Быстров (арх. Феофан)
Тетраграмма, или Божественное Ветхозаветное имя יהוה
Епископ Кассиан (Безобразов)
Христос и первое христианское поколение
Толкование на Евангелие от Иоанна
Принципы православного толкования Слова Божия
С. Лесоцкий
Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность.
П. А. Юнгеров
Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в книге пророка Даниила
Отзыв о сочинении «Справочный и объяснительный словарь к Псалтири» П. Гильтербрандта
М. Каринский
Египетские иудеи
Ф. Арфаксадов
Иерусалимский синедрион
И. Арсеньев
Саддукеи
Т. Буткевич
Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа
Н. Дагаев
История Ветхозаветного канона
Н. Дроздов
В защиту свободного научного исследования в области библиологии
Д. Юревич
Ветхозаветные пророчества о Мессии в кумранских рукописях
Р. Цуркан
Славянский перевод Библии. Происхождение, история текста и важнейшие издания
И. Евсеев
О следах еврейского оригинала в древнеславянском переводе книги Бития
Книга пророка Даниила в древне-славянском переводе
К. А. Чемены
Происхождение и сущность Ессейства
Ф. И. Троицкий
Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу в жизни и учении
М. Лузин
О тексте Синайской рукописи Библии
А. В. Захарова
История приобретения Синайской Библии Россией в свете новых документов из российских архивов
В. Попов
Возвращение иудеев из плена вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры в Иерусалим (458 г.)
М. Савваитский
Исход израильтян из Египта
А. Ладинский
Древнейшие переводы и перифразы Священного Писания Ветхого Завета
Архимандрит Иосиф (Баженов)
Исторические сведения о переводе LXX
Архимандрит Мефодий (Великанов)
К вопросу о подлинности XIV главы книги пророка Даниила
Митрополит Филарет (Дроздов)
О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания
И. Якимов
Какого текста Ветхозаветных Писаний должно держаться?
О мере православного употребления еврейского нынешнего текста, по указанию церковной практики
По поводу мнения одного епископа о значении русского перевода Ветхозаветных библейских книг, изданного по благославению святейшего Синода
Критическое исследование текста славянского перевода Ветхого Завета в его зависимости от текста перевода семидесяти толковников
Г. Смирнов-Платонов
Русский перевод Библии
В. Ф. Иваницкий
О происхождении иудейского эллинизма Александрии
Д. Прозоровский
Происхождение славянского перевода Священных книг
И. П. Реверсов
Защитники христианства (Апологеты)
А. Родосский
Стереотипные издания Священных книг Ветхого и Нового Завета
У. Арндт
Существуют ли противоречия в Библии
Иосиф Флавий
Иудейские древности
Иудейская война
Против Апиона
Александр Хислоп
Два Вавилона
Е. Грекулов
Православная инквизиция в России
А. Гарнак
История догматов
М. Поснов
История Христианской Церкви
П. И. Рогозин
Откуда всё это появилось?
А. В. Карташов
Очерки по истории Русской Церкви

Н. С. Гордиенко
«Крещение Руси»: факты против легенд и мифов
Е. Ф. Грекулов
Православная церковь — враг просвещения
С. Иванов
607 год до н. э. – начало «времён язычников»
М. Г. Горохов
Книга насущных вопросов о Православной вере
Лео Таксиль
Священный вертеп («Скуфь и скуфейники»)
Кларк Х. Пиннок
Разумные основания для веры
М. Э. Конурбаев
Библия короля Иакова в лингвопоэтическом освящении
Грей Джон
Ханаанцы
Симха Полонский
Вот имена…
А. Б. Ранович
Первоисточники по истории раннего христианства
Самир Алескеров
Великий парадокс, или Два почерка в Коране
Бессам М. Медани
Библия и ислам
Ф. Ф. Брюс
Свидетельства текстов Нового Завета
М. М. Кубланов
Новый Завет: поиски и находки
Д. Гатри
Введение в Новый Завет
А. Мень
История религии
Первые апостолы
Православное богослужение
Сын Человеческий
Иеремия
Исаия
0 пророках
Исагогика
В. Ф. Марцинковский
Христос и Евреи
Вечное искупление
Христос и раввины
Жизненный вопрос
Эразм Ротердамский
Похвала глупости
Жалоба мира
Оружие христианского воина
Диатриба, или рассуждение о свободе воли
О приготовлении к смерти
Послание к Паулю Вольцу
Несколько статей об Эразме Ротердамском
Иллюстрации
Евгений Берсье
Избранные беседы

— Александр Моисеевич, вы автор цикла передач на канале «Культура», посвященных научным загадкам, связанным в том числе и с библейскими сюжетами. Сейчас многие специалисты пытаются их подтвердить или опровергнуть. Утверждают, например, что подлинная гора Синай, перед которой Моисей разговаривал с Богом, находится не на Синайском полуострове, а в Саудовской Аравии. Какую научную цель преследуете вы? Доказать историческую подлинность Библии?

— Действительно, версий очень много. Говорят еще, что в мире две Голгофы, спорят, какая же настоящая. Лично мне просто интересно с позиций науки проверить реальность тех легенд, которые записаны в древних книгах народов мира. И в Библии тоже.

— Какие сюжеты особенно вас интересуют?

— В частности, гибель городов Содома и Гоморры, которые располагались в долине Сиддим. Мы предполагаем, что они погибли в результате серии вулканических извержений и ушли под воду Мертвого моря. Дело в том, что в районе современного Мертвого моря проходила гигантская сквозьлитосферная трещина. Из нее во время подводных землетрясений активно выделялись сероводород и метан.

Согласно Библии, Содом и Гоморра уничтожены огнем и серой, а это как раз очень напоминает последствия подобных процессов. Метан при выбросах может воспламеняться. Доказательство этому — землетрясение 1927 года в Ялте. Очевидцы утверждали, что тогда горело море. На самом деле, это уже над морем вспыхнул метан. А теперь представим, что такое случилось в замкнутой долине. Сероводород отравил все окрестности, люди задыхались, а птицы падали на лету. Вслед за этим загорелся метан, который сжег всю долину.

Еще один эпизод связан с десятью так называемыми египетскими казнями. В Библии сказано, что в наказание за угнетение израильтян Бог послал на Египет тьму, эпидемии, нашествие жаб и мух. Я связываю эту легенду с реальным извержением вулкана Санторин, который находился на одном из островов вблизи побережья Средиземного моря. То был мощнейший взрыв: пепел на многие дни закрыл солнце. Вот вам и «тьма египетская». А вслед за этим — заболачивание местных рек, гибель рыбы, рои мух, болезни, смерти младенцев… Тем более известно, что Моисей вел свой народ, ориентируясь ночью на столб огня, а днем на столб дыма. Это тоже подтверждает извержение вулкана.

— Кстати, существует много версий о Моисее и о том, как он прошел сквозь море. Американские ученые доказывают, что как раз в то время происходили сильные колебания земной коры. В результате дно моря «вздулось» и образовалась мель. А через пару часов земля опустилась, и воды накрыли египтян.

— Не думаю, что версия о колебаниях земной коры верна. Такие явления более долговременны, и египтяне вполне успели бы пройти «посуху» и догнать Моисея. То, что мы читаем в Библии, — классическое описание цунами. Это огромная волна, которая опять же является результатом землетрясения. При цунами море может отступить на какое-то время, а потом нахлынуть снова. Несколько лет назад в Стамбуле было сильное землетрясение. Так вот, один рыбак, который тогда ловил рыбу в море, рассказывал, что вода вдруг начала уходить, и его лодка опустилась на глубину в несколько десятков метров. Прошло минут двадцать, и она благополучно поднялась.

— А что вы думаете о Вселенском потопе?

— Специально этой темой я не занимался, но известный профессор Михаил Гроссвальд считает, что в тот исторический период имели место катастрофические таяния льдов Арктики, которые и вызывали огромные потоки воды. Я-то более склонен думать иное: Всемирный потоп был связан с глубинными геологическими процессами, а именно — столкновением африканской и евроазиатской плит. Многие ищут останки Ноева ковчега возле горы Арарат, доверяя описаниям Ветхого Завета. Я думаю, что так оно и было. Потому что чем больше мы читаем древние тексты, тем сильнее убеждаемся в их документальности и достоверности. Надеюсь, что когда-нибудь следы Ноя найдут.

— Вы так тщательно и глубоко исследуете Библию. Не упрекают вас верующие в том, что вы посягаете на «территорию Бога»?

— Расскажу такой случай. Несколько лет назад в Иерусалиме я читал лекцию об Атлантиде и ее гибели. Пришло немало религиозных людей, которые довольно негативно восприняли все, что я рассказывал. Заявили, что это богохульство — пытаться сотворенные богом чудеса объяснить с позиции прагматичной науки. И я задал им вопрос: «Неужели вы считаете, что Бог хуже нас с вами знает устройство нашей планеты? Конечно, нет. А если так, то почему бы ему не устроить свои чудеса так, чтобы мы могли найти им вполне разумное объяснение?»

— Можно сказать сегодня, какие сюжеты Библии уже точно научно обоснованы?

— Я считаю, что гибель египетского войска имеет подтверждение — его поглотила волна цунами. Крах Содома и Гоморры произошел в результате извержения вулкана. Причины потопа мне не совсем ясны. Но одно то, что в мифах разных народов и разных континентов он присутствует, дает право говорить о том, что потоп действительно был.

— Что для вас самая большая загадка Библии?

— Ее автор. Был ли это один человек или группа людей? Возникает целый ряд вопросов. С Новым Заветом все более или менее ясно — есть свидетельства, разные редакции, которые приблизительно сходятся. А вот Ветхий Завет? Не знаю. Во всяком случае, могу сказать, что письмена появились гораздо раньше человека. Достаточно посмотреть хотя бы на камень пегматит. Его черные зерна образуют своеобразные узоры-«письмена» на гранитных породах. Складывается впечатление, что человек просто скопировал то, что создал Бог. И хотя сам я с детства был воспитан в духе атеизма, но чем больше познаю окружающий мир, тем менее принимаю на веру прагматичную модель диалектического материализма. Мне кажется, что там, «наверху», все-таки что-то есть.

— Александр Моисеевич, вы известны не только как ученый, но и как автор бардовских песен. В одной из них есть строчка: «Атланты держат небо на каменных руках». Что стоит за этим красивым поэтическим образом?

— Живые люди, наши с вами современники, которые, образно говоря, поддерживают небо, чтобы оно не обрушилось на землю. Я имею в виду прежде всего сохранение природы в том состоянии, в котором она сама сможет помогать людям. Ведь мы очень слабо устроенные существа. Изменение температуры в ноосфере — нашей среде обитания, появление озоновых дыр, таяние ледников, осушение пресных рек — все это может привести к исчезновению человека как вида. Вот почему поддержание этого «неба» является нашей главной задачей.

— Еще недавно мы увлекались экстрасенсорикой, безоглядно принимали на веру всякие таинственные вещи. А сегодня все больше растет интерес к тому, что лежит в основе этих тайн. Возвращается век просветительства?

— Довольно сдержанно отношусь ко всяким оккультным наукам. И то, что делаем мы, никакого отношения к ним не имеет. Да, я занимаюсь поисками Атлантиды и как ученый пытаюсь научно обосновать ее гибель. Я человек прагматичный и исхожу из гносеологических понятий о познаваемости вещей и из того научного багажа, который мне дан. Вот, например, только одна из тем, к которой я обратился в передаче «Атланты. В поисках истины» на канале «Культура» — предсказание землетрясений. Наука уверена: катастрофы можно предсказать. Священнослужители же считают, что это промысел божий и предугадать его невозможно. И истина в споре до сих пор не найдена. Ведь ученые сегодня могут дать только долгосрочный прогноз, а чтобы за день и час сообщить о беде — до такого нам еще очень далеко. Или другой пример. Всю жизнь я занимался изучением магнитного поля и считаюсь специалистом в этой области. Но его природа даже мне до сих пор остается непонятной. В общем, получается почти по Сократу: чем больше узнаешь, тем больше появляется тайн. Но это хороший стимул для дальнейших поисков.

— В Библии есть предсказания нынешних катастроф?

— Ветхий Завет написан на древнем арамейском языке. Слова этого языка можно формировать по-разному и высчитывать на компьютере тысячи вариантов. Несмотря на то, что Книгу книг изучают уже не одно столетие, она еще далека от полной расшифровки. Мне кажется, что там можно прочитать о многом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *