Библейская хронология ветхого завета

ХРОНОЛО́ГИЯ БИБЛЕ́ЙСКАЯ

Общие сведения

Хотя порядок исторических книг (Судей Израилевых книга) и датирование большинства Пророков книг указывает на хронологический подход, в Библии отсутствует единая и целостная хронологическая картина. Лишь в эллинистическую эпоху, когда библейский канон был уже установлен и когда был введен метод исчисления лет по эрам (см. ниже, а также Календарь. Летосчисление), были предприняты первые попытки интегрировать разрозненные хронологические данные в единую систему.

Чтобы доказать греческим ученым, что Библия — достоверный исторический источник, еврейские авторы, например, Иосиф Флавий, дополняли и разъясняли библейскую хронологию, частично опираясь при этом на исторические сочинения на греческом языке. Хронологические дискуссии в Талмуде часто связывают имя одного из таннаев 2 в. рабби Иосе бен Халафты с мидрашистким (см. Мидраш) хронографическим трактатом Седер олам. Трактат делится на три части: хронология событий от сотворения мира до смерти Моисея; от перехода израильтян через Иордан до убийства израильского царя Зхарии (середина 8 в. до н. э.); от убийства Зхарии до Бар-Кохбы восстания (2 в.). Хотя часто считается, что Седер олам — первое сочинение, устанавливающее хронологически эру «от сотворения мира» (которое, по подсчетам автора, произошло за 3828 лет до падения Второго храма, разрушенного римлянами), фактически датировка событий в Седер олам основана на исчислении субботних и юбилейных циклов (см. Субботний год; Юбилейный год) — способ, которым пользовался уже Иосиф Флавий и который нередко встречается в Талмуде. Основная цель Седер олам — представить всю библейскую историю как непрерывный хронологический континуум, и для этого автор вычисляет промежутки между событиями и стремится примирить противоречивые традиции.

Трактовка библейской хронологии в Юбилеев книге необычна своей чрезвычайно свободной датировкой событий и основана главным образом на солнечном календаре с 52-недельным годом, состоящим из 364 дней. Эпохи считаются по субботним и юбилейным циклам (например, Иаков прибыл в Египет в первый день 4-го месяца 3-го года 3-го субботнего цикла 45-го юбилейного цикла от сотворения мира; Юб. 45:1). Раннехристианские авторы впервые ввели практику корреляции библейских дат с секулярными календарями (например, Юлий Африканский, а вслед за ним Евсевий часто соотносят библейские события с греческим календарным счетом лет по Олимпиадам).

Хотя средневековые еврейские комментаторы видели в Библии священный текст, некоторые из них оспаривали ту или иную датировку ставшей к этому времени традиционной хронологии Седер олам, например, устанавливаемую этим трактатом продолжительность царствования Саула. В сочинении «Сефер ха-каббала» («Книга преемственности») писателя 12 в. Аврахама Ибн Дауда датировка событий служит для демонстрации симметричности истории, которая обнаруживает себя в предустановленной Божьим провидением цикличности событий. Так, Ибн Дауд утверждает, что с начала пленения вавилонского до разрушения Первого храма прошел 21 год (хотя Библия говорит об одиннадцати годах — II Ц. 24:12, 25:8) и ровно столько же лет прошло между началом строительства Второго храма и его завершением (хотя на основании библейского текста продолжительность работ установить невозможно).

Библейский рассказ о древнейшем периоде истории повествует о двух разделенных потопом эпохах, каждая из которых насчитывает десять поколений. Длительность первой эпохи — 1656 лет, второй — 290 лет.

Возраст
к рождению
сына
Продолжитель-
ность жизни
Эпоха творения (Быт. 5:1–32)
Адам 130 930
Сет 105 912
Энош 90 905
Кенан 70 910
Мехалалель 65 895
Яред 162 962
Энох 65 365
Метушелах (Мафусаил) 187 969
Ламех 182 777
Ной (к началу потопа) 500 950
Эпоха расселения (Быт. 11:10–26)
Шем 100 600
Арпахшад 35 438
Шелах 30 433
Эвер 34 464
Пелег 30 239
Реу 32 239
Серуг 30 230
Нахор 29 148
Терах 70 205

Эти числа, как кажется, не обнаруживают внутренней системы и трудно поддаются объяснению. Вместе с тем очевидно, что библейская периодизация начального исторического периода глубоко укоренена в ближневосточной традиции. Так, например, согласно шумерской легендарной традиции, длительность жизни первых царей мира — десятки тысячелетий, в то время как продолжительность жизни послепотопных царей, хотя и велика, но значительно меньше.

Хронология древнейшего периода истории еврейского народа в Пятикнижии основана на числовой гармонии, которая представляет собой часть всеобщей гармонии в мире, сотворенном и управляемом Богом. Библейские числовые схемы строятся по большей части по характерным для Ближнего Востока моделям, основанным на производных чисел пять или шесть и на числе семь, выражающем идею числового совершенства. Так, чтобы обозначить длительный период времени (равно как и большое количество) используются числа 60, 360 и т. п., к которым может добавляться число семь или его производные. Нередко встречающееся число 40 (40 дней, 40 лет), возможно, также связано с «шестеричной» системой: две трети 60 или одна треть 120. Так, в хронологии патриархов все временные отрезки представляют собой производные пяти или шести — либо в чистом виде, либо с прибавлением семи.

Событие Возраст
Авраам уход из Харана 75
рождение Исаака 100
смерть 175
Сарра рождение Исаака 90
смерть (60 × 2 + 7) 127
Исаак женитьба на Ревекке 40
рождение Иакова и Исава 60
смерть (60 × 3) 180
Иаков прибытие в Египет 130
смерть (70 × 2 + 7) 147
Иосиф продажа в рабство (10 + 7) 17
появление перед фараоном 30
смерть 110

Следует обратить внимание также на следующие числовые симметрии: Авраам прожил 75 лет с отцом и 75 лет с сыном Исааком; Иаков прожил с сыном Иосифом 17 лет в Ханаане и 17 лет в Египте.

Согласно книге Исход (12:40), пребывание израильтян в Египте длилось 430 лет, то есть 60 × 6 + 7 × 10. Аврааму было предсказано, что его потомки будут порабощены на чужбине на протяжении 400 лет и лишь четвертое поколение вернется в Землю обетованную (Быт. 15:13–16), и эта традиция соответствует большинству генеалогических списков Пятикнижия, в которых Моисей фигурирует как праправнук Иакова (Исх. 6:16–20; Чис. 26:57–59). По-видимому, число 430 представляет собой сумму лет, проведенных в Египте четырьмя поколениями семьи Моисея (то есть лет жизни Леви, Кахата и Амрама 137 + 133 + 137 минус 60 лет до того, как Леви и Кахат прибыли в Египет, плюс 83 года жизни Аарона до Исхода). Генеалогические списки зачастую «сплющивают» несколько поколений в трехчленную схему, называя только семью, клан и колено — сравните десять поколений в генеалогии Иехошуа бин Нуна в I Хр. 7:20–27, которые так же покрывают 430 лет.

Продолжительность скитаний израильтян по пустыне составляет 40 лет (Чис. 32:13). Число прожитых Моисеем лет — 120 (полная мера человеческой жизни), из них 80 лет до того, как Бог возложил на него миссию вывести израильтян из египетского рабства, и 40 лет после Исхода. В течение пяти лет Иехошуа бин Нун возглавлял войны израильтян в Ханаане (ИбН. 14:10). После того, как, разделив страну между собой, колена Израилевы поселились каждое в своем наделе, началась так называемая эпоха Судей, характеризующаяся чередованием периодов угнетения израильтян их соседями и их избавления Судьями.

Угнетатели Период
угнетения
Судья Период
избавления
и «судейства»
Кушан 8 Отниэль 40
Эглон 18 Эхуд 80
Явин и Сисара 20 Двора и Барак 20
Мидианиты 7 Гид‘он 40
Авимелех 3 Тол‘а 23
Яир 22
Аммонитяне 18 Ифтах 6
Ивцан 7
Элон 10
Авдон 8
Филистимляне 40 Самсон 20
Всего лет: 111 299

Эти данные наводят на предположение, что хронология книги Судей использует два вида чисел — схематические (10, 20, 40, 80), основанные на отсчете поколений (типично библейская длительность поколения — 40 лет), и точные (3, 22, 23 и т. п.), почерпнутые библейскими редакторами из неизвестного источника. Общая продолжительность эпохи — 410 лет (299 + 111) представляется нереальной, что наводит исследователей на предположение, что синхронные периоды представлены редактором книги Судей как последовательные.

Хронологическая картина книги Царей — наиболее систематическая во всей Библии: редактор книги регулярно приводит возраст восшествия на престол и длительность правления каждого царя Иудеи и Израиля и соотносит эти даты с датами правления его современника в соседнем царстве. Библеисты 19 в. относились скептически к хронологии книги Царей. Увеличение знаний о культуре Месопотамии, в частности, исследования месопотамских синхронических хронологий, привело к переоценке хронологии книги Царей. Решающий вклад в понимание хронологии книги Царей внесли исследования методов летосчисления, принятых библейским редактором. Ключевыми для понимания этих методов служат понятия «царского года» и года воцарения. Официальный «царский год» считался с начала нового года. Как кажется, в Иудейском царстве был принят культовый календарь, в котором первым месяцем года был нисан (март-апрель), в то время как в Израильском царстве по принятому там сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ному календарю первым месяцем года был тишрей (сентябрь-октябрь). Соответственно, «царские годы» в двух царствах не совпадали, что необходимо принимать в расчет при анализе библейских хронологических корреляций между царями Иудеи и Израиля. В соответствии с принятым месопотамскими хронистами методом библейский редактор округлял даты царствований, отбрасывая месяцы и указывая только число полных «царских лет». «Год воцарения» — это период с момента восшествия на престол до наступления нового года. В вавилонских и ассирийских источниках «царские годы» не принимают в расчет «год воцарения», в то время как в Египте на протяжении большей части его истории «год воцарения» считался как полный «царский год» (что означает, что один и тот же календарный год считается дважды — как последний год царствования одного царя и как первый год царствования другого). Хронологические данные книги Царей лучше всего поддаются объяснению на основе предположения, что первоначально в обоих царствах была принята египетская система счета, которую во второй половине 7 в. до н. э. в Иудее сменила месопотамская система. Следует также принимать в расчет случаи, когда царь назначал своего наследника соправителем. Хотя прямо упоминаемые в книгах Царей случаи соправительства редки (например, II Ц. 14:21, 15:5), иногда библейские хронологические корреляции наводят исследователей на предположение о периоде соправительства, когда часть «царских лет» двух следующих один за другим царей фактически соотносится с одними и теми же календарными годами.

Объединенное царство

Семь с половиной лет царствования Давида в Хевроне и 33 года в Иерусалиме округлены до схематической цифры 40 (II Сам. 5:4). 40-летнее правление Соломона (I Ц. 11:42) также выглядит как схематическая цифра, хотя тот факт, что его наследник взошел на трон в возрасте 41 года (II Ц. 14:21), указывает на длительность его царствования. Для периода Объединенного царства нет абсолютных дат кроме, возможно, даты начала строительства Храма в четвертый год царствования Соломона (I Ц. 6:1), который совпадает с 12-м годом правления в Тире царя Хирама. Согласно Иосифу Флавию, Хирам взошел на престол за 155 лет до основания Карфагена. Однако некоторые исследователи подвергают сомнению достоверность хронологической информации Иосифа Флавия, и существуют разногласия относительно даты основания Карфагена (814 г. или 825 г. до н. э.). Поэтому абсолютная хронология эпохи Объединенного царства может быть реконструирована лишь весьма приблизительно.

В отличие от этого библейская хронология периода Иудейского и Израильского царств допускает абсолютную датировку путем ее соотнесения с внебиблейскими датами. Наиболее достоверны ассиро-вавилонские даты в списках царей, хрониках и списках годичных эпонимов. Что касается египетских дат, часть из них до сих пор служит предметом дискуссии. Ниже приводится список 20 внебиблейских хронологических корреляций эпохи Первого храма, почерпнутых из ассирийских и вавилонских источников. Датировка событий в этих источниках хронологически абсолютна (в датах юлианского календаря), поскольку ассирийская и вавилонская хронологии 1 тыс. до н. э. основаны на непрерывном счете лет вплоть до эллинистического и римского периодов и доступны проверке путем астрономических вычислений.

Событие Абсолютная дата (до н. э.) Внебиблейская корреляция Библейский текст
Израильский царь Ахав участвует в битве при Каркаре как член коалиции 12 сирийских царей 853 6-й год царствования Салманасара III
Израильский царь Иеху платит дань Салманасару III 841 18-й год царствования Салманасара III
Израильский царь Иехоаш платит дань Ададнирари III 796
Израильский царь Менахем платит дань Тиглатпаласару III 738 8-й год царствования Тиглатпаласара III II Ц. 15:19
Вторжение Тиглатпаласара III в Филистию; иудейский царь Ахаз платит дань Тиглатпаласару III 734
Завоевание Галилеи и Заиорданья Тиглатпаласаром III 733–732 II Ц.15:29
Убийство израильского царя Пекаха и воцарение Хошеи 732 II Ц. 15:30
II Ц. 17:1
Тиглатпаласар III получает дань от Хошеи во время своей кампании против Халдеи 731
В девятый год своего царствования Хошеа взят в плен Салманасаром V; начало осады Самарии 724 II Ц. 17:4,5
Взятие Самарии Салманасаром V 722 5-й год царствования Салмансара V II Ц. 17:6
II Ц. 18:10
Изгнание населения Самарии Саргоном II 720 2-й год царствования Саргона II II Ц. 18:10
Кампании Саргона II против Ашдода 713–712 9–10-е гг. царствования Саргона II Ис. 20:1,2
Ассирийское вторжение в Иудею 701 4-й год царствования Санхерива II Ц. 18:13, Ис. 36
31-й год царствования иудейского царя Иошияху; поход фараона Нехо; сражение у Мегиддо; воцарение Иехоахаза 609 18-й год царствования Набопаласара II Ц. 23:29
4-й год царствования иудейского царя Иехоякима; поражение египтян у Каркемиша 605 21-й год царствования Набопаласара II Хр. 35:20, Иер. 46
Взятие Иерусалима Навуходоносором 598-597 7-й год царствования Навуходоносора
Увод в плен иудейского царя Иехояхина 597 8-й год царствования Навуходоносора II Ц. 24:12–14
10-й год царствования иудейского царя Цидкияху 587 18-й год царствования Навуходоносора Иер. 32:1
11-й год царствования Цидкияху; разрушение Храма 586 г., 7 день месяца ав 19-й год царствования Навуходоносора II Ц. 25:8
Освобождение Иехояхина из заключения в 37-й год его плена 561 г., 25-й или 27-й день месяца адар Воцарение Амел-Мардука Иер. 52:31

Внебиблейские хронологические корреляции являются ключевыми при реконструкции абсолютной хронологии периода Царей. Эта реконструкция основывается на двух посылках:

а) библейские данные о продолжительности царствования израильских и иудейских царей и хронологические корреляции между ними в конечном счете восходят к царским спискам и синхронической хронике. По-видимому, хронологический материал, касающийся Израильского царства, достиг Иерусалима в уже обработанной форме вскоре после падения Самарии в 722 г. до н. э. Иудейские царские архивы были доступны во время подготовки первой редакции книги Царей — предположительно, в царствование Иошияху. Стремление библейского редактора объединить эти два столь разнородных источника и при этом сохранить верность приводимым ими данным объясняет ряд хронологических противоречий в тексте книги Царей;

б) некоторые хронологические корреляции между годами правления царей Израильских и Иудейского царств, по-видимому, основаны на вычислениях библейского редактора, сведения которого об истории Израильского царства были из вторых рук.

Хронология эпохи царств делится на три периода: 1) от распада царства Соломона до восстания Иеху, 2) от переворота Иеху до падения Самарии и 3) от падения Самарии до разрушения Первого храма.

От распада царства Соломона до восстания Иеху

Допуская, что распад Объединенного царства произошел вскоре после воцарения сына Соломона Рехав‘ама, продолжительность периода между отпадением Северного царства и восстанием Иеху должна быть одинаковой в Израиле и в Иудее, поскольку Иеху убил как израильского царя Иехорама, так и гостившего у него иудейского царя Ахазию (II Ц. 9:24,27). Однако сумма «царских лет» в двух царствах не одинакова.

Излишнее число «царских лет» (15 лет: от сражения при Каркаре до смерти Ахава — около одного года, царствование Ахазии — два года, царствование Иехорама — 12 лет, около одного года со времени захвата власти Иеху) для 13-летнего периода между двумя абсолютными датами (см. таблицу внебиблейских хронологических корреляций) — участие Ахава в битве при Каркаре в 853 г. до н. э. и уплата Иеху дани Салманасару III в 841 г. до н. э. — требует, по мнению ряда исследователей, сокращения длительности царствования Иехорама израильского до 10 лет. Библейские хронологические корреляции времени правления Иехошафата указывают на то, что он был соправителем в течение трех лет (I Ц. 22:52) и что его сын Иехорам также соправительствовал на протяжении четырех лет (II Ц. 8:17). Равным образом 22-летнее правление Ахава включает двухлетний период соправительства. Хронологическая корреляция в II Ц. 1:17 между Иехорамом, сыном Ахава, и Иехорамом, сыном Иехошафата, противоречит информации II Ц. 3:1, которая лучше соответствует остальным хронологическим датам и, по всей видимости, является позднейшим добавлением.

От переворота Иеху до падения Самарии

Поскольку в ходе переворота были убиты как израильский, так и иудейский цари, новое царствование должно было начаться в обоих царствах одновременно. В 841 г. до н. э. Иеху уплатил дань ассирийцам (см. в таблице внебиблейскую хронологическую корреляцию). Допуская, что Иеху уплатил дань спустя примерно год после своего воцарения (ср. II Ц. 9, 10), начало его царствования должно приходиться на 842 г. до н. э., и следовательно, между его воцарением (равно как и воцарением Аталии в Иудейском царстве) и падением Самарии (722 г. до н. э. — см. в таблице внебиблейскую хронологическую корреляцию) должно было пройти 120 лет. Однако общее число «царских лет», которое Библия приводит как для Израильского, так и для Иудейского царств, значительно превышает число календарных лет.

Царь Лет царствования Библейский текст
Израильское царство
Иеху 28 II Ц. 10:36
Иехоахаз 17 II Ц. 13:1
Иехоаш 16 II Ц. 13:10
Иоров‘ам II 41 II Ц. 14:23
Зхария 6 месяцев II Ц. 15:8
Шаллум 1 месяц II Ц. 15:13
Менахем 10 II Ц. 15:17
Пекахия 2 II Ц. 15:23
Пеках 20 II Ц. 15:27
Хошеа 9 II Ц. 17:1
Всего: 143 года и 7 месяцев
Иудейское царство
Аталия 7 II Ц. 11:4
Иехоаш 40 II Ц. 12:2
Амация 29 II Ц. 14:2
Уззия (Азария) 52 II Ц. 15:2
Иотам 16 II Ц. 15:33
Ахаз 16 II Ц. 16:2
Хизкияху 6-й год царствования II Ц. 18:10
Всего 166 лет

Принимая в расчет периоды соправления и взаимоперекрывающиеся годы правления, можно получить более приемлемую хронологическую картину. Хронологические корреляции в II Ц. 31:1 и 13:10 показывают, что 17 «царских лет» Иехоахаза включают трехлетний период, когда он был соправителем своего отца Иеху. Подобным же образом из 41 года царствования Иоров‘ама II следует вычесть четыре года, когда он был соправителем своего отца Иехоаша (ср. II Ц. 14:17,23; 15:8). Сообщение в II Ц. 15:1, что иудейский царь Уззия (Азария) взошел на престол в 27-й год царствования израильского царя Иоров‘ама II, следует отвергнуть как ошибочное, так как из него следует, что Иоров‘ам II царствовал не 41, а 53 года. Труднее объяснить сообщение в II Ц. 15:27 о том, что израильский царь Пеках правил 20 лет: он был убит заговорщиками во главе с Хошеа в 732 г. до н. э. (см. в таблице внебиблейскую хронологическую корреляцию), и если Хошеа взошел на престол в 52-й год царствования иудейского царя Уззии (II Ц. 15:27), то Пеках царствовал немногим более двух лет. Некоторые исследователи допускают, что 20-летнее правление Пекаха включает также период, когда он, предположительно, правил в Гил‘аде, претендуя на царство над всем Израилем. Хошеа, взошедший на трон в 732/31 г. до н. э. с одобрения Тиглатпаласара III, правил девять лет, вплоть до зимы 724 г. до н. э., когда он был взят в плен ассирийцами (см. в таблице внебиблейскую хронологическую корреляцию), после чего Самария оставалась без царя на протяжении трехлетней осады. В Иудее Уззия 15 лет был соправителем своего отца Амации (II Ц. 14:17) после того, как тот был захвачен в плен израильским царем Иехоашем (II Ц. 14:13). Когда Уззия был поражен проказой, власть фактически перешла к его сыну Иотаму (II Ц. 15:5). Годы правления Иотама (20 лет, согласно II Ц. 15:30, и 16 лет, согласно II Ц. 15:33) и часть лет правления его сына Ахаза перекрываются 52-летним царствованием Уззии. Приводимые в Библии хронологические корреляции с Израильским царством показывают, что иудейский царь Иехоаш правил 39 лет, которые были округлены до 40 (II Ц. 14:2,23).

От падения Самарии до разрушения Первого храма

Царь Лет царствования Библейский текст
Хизкияху 29 II Ц. 18:2
Менашше 55 II Ц. 21:1
Амон 2 II Ц. 21:19
Иошияху 31 II Ц. 22:1
Иехоахаз 3 месяца II Ц. 23:31
Иехояким 11 II Ц. 23:36
Иехояхин 3 месяца II Ц. 24:8
Цидкияху 11 II Ц. 24:18

Иехояхин капитулировал перед Навуходоносором в марте 597 г. до н. э. Его отец Иехояким взошел на престол в 609/8 г. до н. э. (согласно Иер. 46:2, сражение при Каркемише в 605/4 г. до н. э. произошло в четвертый год его царствования). В том же 609 г. Иошияху погиб у Мегиддо, а его преемник Иехоахаз был уведен в Египет, процарствовав всего три месяца. Из этого следует, что Иошияху правил с 639 г. до н. э. по 609 г. до н. э. Так как Самария пала в шестой год царствования Хизкияху, между ее падением (722 г. до н. э.) и воцарением Иошияху (639 г. до н. э.) прошло 83 года. Однако совокупность «царских лет» Хизкияху (после падения Самарии), Менашше и Амона составляет лишь 81 год. Недостающие два года можно объяснить тем, что хронист не принимал в расчет неполные начальные годы царствования, то есть пользовался месопотамской системой счета «царских лет» (если египетская система все еще была бы в употреблении, хронист должен был включить их в качестве полных «царских лет»).

Дата падения Иерусалима и разрушения Первого храма вызывает дискуссии среди исследователей. Иерусалим был взят вавилонянами в 11-й год царствования Цидкияху (II Ц. 25:2). Согласно вавилонской хронике, Цидкияху был поставлен царем над Иудеей в седьмой год царствования Навуходоносора (597 г. до н. э.), следовательно, Иерусалим был взят вавилонянами в 587 г. до н. э.. Однако если, как сообщает II Ц. 24:12, Иехояхин был уведен в плен в восьмой год царствования Навуходоносора (596 г. до н. э.), то 11-й год царствования Цидкияху приходится на 586 г. до н. э.

Учитывая все вышесказанное, абсолютная хронология периода царств может быть реконструирована следующим образом (звездочкой отмечены царствования, включающие период соправительства):

Давид примерно 1005 г. до н. э. — 965 г. до н. э.
Соломон примерно 968 г. до н. э. — 928 г. до н. э.
Иудейское царство Израильское царство
Рехав‘ам 928–911 Иоров‘ам 928–907
Авиям 911–908 Надав 907–906
Аса 908–867 Ба‘ша 906–883
Эла 883–882
Зимри 882
Омри 882–871
Иехошафат 870–846 Ахав 873–852
Ахазия 853–851
Иехорам 851–843*
Ахазия 843–842 Иехорам 851–842
Аталия 842–836 Иеху 842–814
Иехоаш 836–798 Иехоахаз 817–800*
Амация 798–769 Иехоаш 800–784
Уззия (Азария) 785–733 Иоров‘ам II 788–747*
Иотам 759–743 Зхария 747
Шаллум 747
Ахаз 743–727
Менахем 747–737
Пекахия 737–735
Пеках 735–732
Хизкияху 727–698 Хошеа 732–724
Менашше 698–642
Амон 641–640
Иошияху 639–609
Иехоахаз 609
Иехояким 608–598
Иехояхин 597
Цидкияху 596–586

Вавилонское пленение и восстановление Храма

Еврейские изгнанники в Вавилонии вели счет лет от пленения Иехояхина Навуходоносором весной 597 г. до н. э. (Иех. 1:1,2; 3:16; 8:1; 20:1; 24:1; 26:1 и т. д.). Согласно II Хр. 26:33, когда в первый год своего царствования персидский царь Кир дал разрешение восстановить Иерусалимский храм, это было свершением пророчества Иеремии о 70 годах изгнания (Иер. 25:11–12). Поскольку вавилонские источники ведут счет царствования Кира со времени его воцарения в Вавилоне в 539 г. до н. э., то прошло менее 50 лет со времени разрушения Храма. Очевидно, что под 70 годами II Хр. 26:33 подразумевает период от разрушения Первого храма до освящения Второго храма (Эз. 6:15, ср. Зх. 1:12), которое было приурочено к окончанию предсказанного Иеремией 70-летнего периода запустения (см. также Хаггай).

В библейских исторических и пророческих текстах периода после изгнания события датируются по «царским годам» персидских царей. Хронология персидских царей велась в вавилонских источниках с года воцарения Кира над Вавилонией, и абсолютные даты персидских царей устанавливаются на основе известных нам из греческих источников абсолютных дат Селевкидских монархов, сменивших на вавилонском престоле персидских властителей. Поскольку Библия не проводит различия между персидскими царями, носившими одно и то же имя, и поскольку в Септуагинте и у Иосифа Флавия порядок событий отличается от библейского изложения, было высказано предположение, что фактически Нехемия предшествовал Эзре. Однако обнаруженные папирусы, содержащие списки самарийских наместников (см. Самаритяне) этого периода, подтвердили библейскую последовательность событий. Если допустить, что библейское изложение не подверглось позднейшим изменениям, упоминаемые в Библии персидские цари могут быть отождествлены следующим образом:

О еврейском летосчислении см. Календарь. Летосчисление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *