Библиотека это для детей

Роганова Татьяна Владимировна, сотрудник библиотеки № 3 на ул. Металлистов г.о. Кашира.

— Сколько лет вы работаете в библиотеке?

— Я работаю в библиотеке с 2002 года, пришла сначала уборщицей. С 2007 года стала библиотекарем.

— Как вы пришли к этой профессии?

— Осталась без работы, годы были тяжёлые. Меня пригласила Рыченкова Надежда Александровна в библиотеку. У меня есть опыт работы с детьми. Я работала в детском саду воспитателем продолжительное время.

Роганова Татьяна Владимировна и Филиппова Людмила Ивановна изучают поступившую литературу

— Был ли у вас наставник? Кто вам помогал осваивать профессию библиотекаря?

— У нас очень хороший коллектив. Все помогают друг другу. Мне очень хорошо помогали и мы продолжаем тесно сотрудничать с заведующей детской библиотекой Фильковой Ольгой Константиновной; моей коллегой, Филипповой Людмилой Ивановной, которая много лет уже работает в этой библиотеке; а также с Леденёвой Ольгой Владимировной, начальником отдела информационных технологий.

— Как у вас развился интерес к литературе?

— Читать я всегда любила. Мама у меня много читала, у нас дома была большая библиотека.

Дети детского сада знакомятся с библиотекой

— Какая литература вам ближе?

— Я люблю исторические романы. Всегда любила историю, это мне было интересно.

В читальном зале

— Как вы направляете детей? Что предлагаете почитать?

— Всегда спрашиваем детей, что их интересует: может быть книги про животных, про ребят, ровесников. Часто дети выбирают энциклопедию «Хочу всё знать».

Осеннее развлечение в детском саду проводит Татьяна Владимировна

— Есть ли у вас контакт с детьми, когда они приносят книгу на обмен?

— Да, спрашиваем, интересуемся, прочитал ребёнок книгу или нет, о чём книга. Соседский мальчик набирал в нашей библиотеке книги стопами, возвращал в срок. Я предлагала коротко рассказать о чём книги, так он всё оказывается прочитывал, запоминал прочитанное и мог рассказать. Дети читают книги и это радует. Приходит много детей. Выбирают книги по школьной программе и для души. Малыши приходят с родителями, которые поддерживают интерес детей к чтению.

Викторина по сказкам. Это очень увлекательно!

— Как вы привлекаете детей к библиотеке?

— Мы заключаем договора с образовательными учреждениями, школами и детскими садами. К нам приходят школьники и дошколята. Мы проводим с ними различные мероприятия.

Новогоднее развлечение в детском саду проводит Татьяна Владимировна

— Что происходит в библиотеке в наше время?

— Мы проводим конкурсы с детьми, тематические занятия, ёлочные праздничные мероприятия, беседы со старшеклассниками о наркомании, о здоровом образе жизни, о конституции и другие. Со школьниками проводится кружок «Истоки» — знакомство с краеведением, природоведением, с народными традициями. Предлагаем выучить стихи, поучаствовать в сценке. Ребята с удовольствием откликаются на предложения и активно участвуют в мероприятиях. С детьми дошкольного возраста проводится кружок «Библиоша», знакомим с творчеством писателей, проводим праздники.

— Можете утверждать, что библиотечное дело живо?

— Да, библиотеки сейчас живут активной жизнью. Дети детского сада приходят первый раз в библиотеку, видят многообразие литературы, знакомятся с Красной книгой, с детскими журналами и потом приходят с родителями записываться для регулярного посещения библиотеки.

— Кто посещает библиотеку?

— Много детей дошкольного возраста, основной состав посетителей – это школьники. Но сейчас библиотеку посещают и взрослые, есть у нас и взрослый абонемент, книг достаточно для любого читателя. Дети приходят с бабушками, с дедушками, книги есть для всех возрастов и вкусов.

— Как вы составляете программу мероприятия для детей?

— Сначала мы составляем годовой план мероприятий, утверждаем его. Отдельные мероприятия мы разрабатываем совместно, пользуемся наработками, литературой, интернет ресурсами, что — то придумываем сами. Мы активно используем театрализованную деятельность, подвижные игры, эстафеты. Дети любят движение. Но всё это объединено одним замыслом.

— Как вы пропагандируете книгочтение?

— Мы изготавливаем буклетики для детей и родителей. В летнее время мы выходим в парк, предлагаем взрослым и детям кроссворды, шарады, загадки, игры, вопросы задаём о писателях, по произведениям…а ответы можно получить в книге, постоянно напоминаем о получении информации в книгах.

— В чём особенность работы с малышами?

— Наш коллектив с радостью принимает малышей. Мы показываем им разные залы с книгами, как они подразделяются, рассказываем, где можно почитать и посмотреть редкие книги (читальный зал), для кого эта литература. Рассказываем, что книги можно брать бесплатно на определённое время, показываем, где записываются книги в карточки – это документ. Помимо знакомства с помещениями библиотеки, мы стараемся эмоционально поддержать интерес детей. У библиотекаря глаза должны сиять радостью, интересом, тогда и детям захочется к нам прийти ещё не раз.

— Каким должен быть библиотекарь?

— Конечно, библиотекарь должен много знать, знакомиться с поступающей литературой, чтобы можно было предложить её читателям, обладать коммуникативными качествами, ведь нам приходится много общаться с людьми.

— Бывает ли у библиотекарей профессиональное выгорание?

— Бывает, что мы устаём. Но немного отдохнём, отвлечёмся и опять всё хорошо. Когда любишь свою работу, выгорания не чувствуешь. Наш коллектив это не коснулось пока.

— Ваши советы, пожелания каширянам.

— Приглашаем всех в библиотеку, желаем всем больше читать, наслаждаться литературой, это интересно.

Всем здоровья, оптимизма побольше, хорошего настроения, зарплаты!

С наступающим всех Новым годом!

Уже много лет детские сады сотрудничают с детской библиотекой на улице Металлистов. Детский клуб называется «Библиоша». Познавательную деятельность проводят специалисты библиотеки, дети активно отзываются на все предложения библиотекаря. Каждый раз детей ждёт встреча с детским писателем, его произведениями. Занятия проходят в форме игры. Это очень интересно! И это хорошее дополнение к образовательной программе детского сада. Дети подготовительной и старшей групп детского сада посетили библиотеку.

Ребят, сотрудников детского сада и родителей ждала встреча с произведениями К.И. Чуковского. Дети и взрослые узнали, что Корней Чуковский – это псевдоним. Настоящее имя писателя Николай Корнейчуков. Детям предстояло отгадать загадки по произведениям писателя, назвать лишнюю картинку, узнать сказку по картинке, выбрать правильный ответ. Занятие проходило эмоционально, интересно.

Библиотекарь Татьяна Владимировна заинтриговала детей волшебной сказочной картой, которая отправляла ребят в путешествие. Дети слушали произведения: «Муха-цокотуха», «Бутерброд», «Жил на свете человек – скрюченные ножки» в сопровождении видеоряда.
Понравилась детям игра «Отбери вещи принадлежавшие и не принадлежавшие Мойдодыру».
Танцевальная разминка всегда принимается детьми с радостью.
С удовольствием воспитанники детского сада приняли участие в соревновании «Передай ложку Федоры».

Закончилось путешествие просмотром мультфильма «Федорино горе».

Встреча завершилась общей фотографией. Поздравляем коллектив библиотеки с наступающим Новым годом! Желаем увидеть в стенах библиотеки больше читателей, творческих успехов и здоровья!
Беседовала Ирина Пирогова

4-5 лет — это возраст, когда ребенок уже может подолгу удерживать внимание, абстрагироваться и осмыслять довольно сложные логические конструкции. И если до этого вы читали, в основном, короткие сказки с повторяющимися сюжетными линиями и рассказы о простых явлениях окружающего мира, то по достижению ребенком возраста 4-5 лет наступает время перехода к более длинным повествованиям с нелинейными и, чаще всего, фантастическими сюжетами. Иными словами, вы наконец-то можете познакомить ребенка с любимыми героями своего детства, которые оставили неизгладимый след в вашей памяти, вновь окунуться в атмосферу сказки, на этот раз вместе с вашим самым любимым и дорогим человеком.

Время перед сном — особенное. Время, когда сытые и накупанные дети вкусно пахнут и ждут родительского внимания и маленьких чудес. Для каждого ребенка это чудо — свое. Кто-то, затаив дыхание, ждет когда мама укроет одеялом, подоктнув его со всех сторон, кто-то становится мумией в простыне, кто-то зажигает ночные огоньки, кто-то играет в «тихие игры с папой» перед сном. Но практически всех детей объединяет одно — перед сном с незапамятных времен читают сказки, и это время — только ваше с ребенком, оно волшебное, наполненное глубоким смыслом, минуты, когда вы принадлежите только друг другу в полумраке и тепле детской спальни.

Книги для чтения перед сном ребенку 4-5 лет — это сказочные истории с захватывающим сюжетом, где много героев, которые вы будете читать много-много вечеров подряд. Это длинные истории, повествование в которых разбито на главы, связанные общей сюжетной линией.

Совет: Много хороших повестей написано для детей 5 лет, и выбрать бывает нелегко. Поэтому, выбирая книги для чтения перед сном ребенку, прежде всего … вспомните! Вспомните себя в этом возрасте, вспомните, что вам читали родители, вспомните героев, первые и яркие образы, которые вы особенно любили и которые остаются в памяти навсегда. Для кого-то самым ярким воспоминанием станет девочка Элли из Канзаса, кто-то втайне радовался проделкам старухи Шапокляк, кто-то на зимней прогулке воображал себя отважной Гердой, а кто-то уже в 5 лет мечтал о такой же самостоятельной жизни как у дяди Федора из Простоквашино. И если вы не найдете в списке книг ниже любимую книгу пятилетнего себя — это, пожалуй, повод прочитать ее с малышом в первую очередь.

Лучшие сказки и сказочные повести для детей 4-5 лет

  1. Александрова Т. — Домовенок Кузька
  2. Андерсен Г.Х. — Снежная королева
  3. Баум Л.Ф. — Волшебник страны Оз
  4. Бонд М. — Медвежонок по имени Паддингтон
  5. Барри Дж. — Питэр Пэн
  6. Вестли А.К. — Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик
  7. Волков А. — Волшебник Изумрудного города
  8. Гофман Э. — Щелкунчик и Мышиный король
  9. Дружков Ю. — Приключения Карандаша и Самоделкина
  10. Киплинг Р.- Маугли, Рикки-Тики-Тави
  11. Коллоди К. — Пиноккио
  12. Кэролл Л. — Алиса в стране чудес
  13. Лагерлеф С. — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
  14. Линдгрен А. — Карлсон, который живет на крыше, Карлсон который живет на крыше опять прилетел, Карлсон, который живет на крыше, проказничают опять, Мы все из Бюллербю, Принцесса, которая не хотела играть в куклы, Крошка Нильс Карлсон
  15. Лунин В. — Приключения сдобной Лизы
  16. Милн А. — Винни Пух и все все все
  17. Носов Н. — Незнайка и его друзья, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на луне
  18. Пройслер О. — Маленькая Баба Яга
  19. Прокофьева С. — Клад под старым дубом
  20. Свифт Дж. — Гулливер в стране Лиллипутов
  21. Родари Дж. — Приключения Чиполлино
  22. Токмакова И. — Про Алю, Кляксича и Вреднюгу, Маруся еще вернется
  23. Толстой А. — Золотой ключик, или Приключения Буратино
  24. Успенский Э. — Крокодил Гена и его друзья, Дядя Федор, пес и кот, Дядя Федор и лето в Простоквашино, Зима в Простоквашино
  25. Чуковский К. — Доктор Айболит (в 2 частях — Путешествие в Страну обезьян, Пента и морские пираты).

Героев, населяющих эти книги, знает каждый взрослый, истории о них не надоедают и не устаревают, учат думать, радоваться, мечтать, сочувствовать, и остаются с ребенком теплыми воспоминаниями на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, не пожалейте времени, чтобы познакомить своего малыша с этими чудесными произведениями!

Совет: Выбирая первые сказочные повести для детей 5 лет, обязательно ищите книги большого формата и с красочными иллюстрациями на каждой странице — если в книге много картинок, сюжет лучше воспринимается.

Как правило, пятилетний ребенок способен удерживать внимание на повествовании не более 40-50 минут, так что каждая из этих книг — это чтение на много вечеров вперед.

Совет: Если, начав читать длинную историю, вы увидите, что ребенок сложно запоминает сюжетные линии или последовательность событий, можно прибегнуть к маленькой хитрости. Так как все эти истории давно вошли в золотой фонд детской литературы, по каждой из них можно найти фильмы или мультфильмы. Посмотрев мультфильм, снятый на основе выбранного вами произведения, ребенок будет воспринимать сюжет книги намного легче.

Национальная электронная детская библиотека(аббр. НЭДБ) — бесплатная еженедельно пополняемая коллекция оцифрованных материалов из фондов РГДБ, библиотек-партнеров, частных коллекций. Особенностью библиотеки являются старинные редкие издания, дореволюционная и советская периодика, диафильмы, современная литература для детей и о детях. Оператором проекта является Российская государственная детская библиотека.

Логотип Национальной электронной детской библиотеки (НЭДБ)

История

Национальная электронная детская библиотека основана в 2012 году Российской государственной детской библиотекой по инициативе директора библиотеки Веденяпиной Марии Александровны. Многие шедевры детской книги находятся в фондах разных библиотеках страны и большая их часть почти недоступна и практически не известна широкому кругу читателей. Создание Национальной электронной детской библиотеки началось с оцифровки редких книг из архива РГДБ. НЭДБ является участником Национальной электронной библиотеки (НЭБ).

  • Актёры театра и кино читают диафильмы из коллекции НЭДБ
  • Максим Аверин

  • Марина Александрова

  • Дмитрий Хрусталёв

В коллекции НЭДБ будут представлены наиболее значимые произведения для детей и произведения, вошедшие в круг детского чтения, оформленные лучшими отечественными художниками-иллюстраторами, а также материалы, являющиеся ярким отражением исторических, политических, культурологических, художественных и педагогических процессов, происходивших в нашей стране в различные исторические периоды.

В условиях информатизации сферы культуры и компьютеризации муниципальных и сельских библиотек НЭДБ позволит библиотекам субъектов Российской Федерации частично решить проблему комплектования их фондов детской литературой с помощью организации доступа к цифровой коллекции РГДБ.

Лекция «НЭДБ: книги трех веков в вашем компьютере»

Доступ

Большая часть оцифрованных материалов находится в свободном доступе и не требует регистрации на сайте. Для просмотра книг, находящихся под охраной авторского права, необходима регистрация. Часть изданий доступна для чтения только из помещений библиотек, в которых открыты виртуальные залы НЭДБ. Доступ к базе данных НЭДБ для пользователей сети Интернет осуществляется в соответствии с действующим законодательством об авторском праве.

Материалы отображаются списком названий с мелкими картинками обложек. После выбора конкретного материала появляется окно с библиографическим описанием материала и увеличенным изображением обложки. Из этого окна можно перейти к просмотру содержимого материала. В общем случае предусмотрено три способа просмотра материала:

  • Просмотр изображений с экрана монитора. Для этого используется специальный элемент, который позволяет просматривать изображения по одной странице, по две страницы (виртуальная книга) или в виде большого количества уменьшенных изображений (плитка). Элемент можно развернуть на весь экран, для управления листанием служат специальные кнопки (вперед, назад, в начало, в конец). Можно увеличивать и уменьшать масштаб изображения.
  • Просмотр или загрузка материала в формате PDF (в зависимости от браузера и размера файла). Материал в формате PDF представляет собой полноценную книгу, в которой можно искать по тексту и пользоваться закладками (при их наличии).
  • Загрузка архива изображений в высоком качестве. Архив содержит изображения оригинального материала, отсканированные в высоком качестве. Предназначены для тщательного изучения специалистами.

Фонд НЭДБ

Фонд Национальной электронной детской библиотеки (более 19 800 ед., на февраль 2020 года) пополняется из собственных архивов Российской государственной детской библиотеки, а также материалами из фондов других крупнейших библиотек России и частных коллекций. С июля 2015 года Российская государственная детская библиотека выступает координатором работ по ведению сводного реестра диафильмов и созданию электронной коллекции диафильмов студии «Диафильм» (более 3700 ед.).

  • НЭДБ
  • Журнал «Светлячок»

  • Журнал «Костер»

  • Пионерская правда

  • Диафильм

  • Журнал «Детская литература»

  • Журнал «ЧИЖ»

Структура НЭДБ

Для каталогизации и удобства пользования библиотека делится на разделы:

  • Книги (русские книги XVIII века, собрание иллюстрированных и учебных книг XIX века, детские книги издательств М. О. Вольфа, И. Д. Сытина, А. Д. Ступина и др., современная детская литература для детей и подростков)
  • Журналы (дореволюционная и советская периодика: Мурзилка, Костёр, ЧИЖ, Труд и Забава, Тропинка и др.)
  • Диафильмы (более 3200 ед.)
  • Газеты (Пионерская правда)

  • Образцы из фонда НЭДБ
  • Русская комическая азбука. Издательство Сытина.

  • Детки, сборник стихов и рассказов. Издание И. Кнебель.

  • Дружок, Агафонов Илья. Издание Губинского.

  • Вечер в цирке, Константин Льдов. Издательство Вольф.

  • Сказка о богатыре Зилагоне и о похищении прекрасной Рогнеды, сказка. Издатель Губанов.

Функции НЭДБ

  • просветительская, направленная на распространение общих знаний о детской литературе, как в целом, так и по отдельным аспектам;
  • научная, направленная на содействие глубокому изучению темы (предмета) научными работниками и специалистами;
  • фондообразующая — электронная библиотека будет дополнять традиционный фонд РГДБ документами, имеющимися только в электронном виде, и восполнять существующие в фонде лакуны за счет легитимного приобретения электронных копий с печатных документов.

Ссылки

Официальный сайт НЭДБ

Страница НЭДБ на фейсбук

Канал НЭДБ на Яндекс Дзен

Игра-презентация новых книг «Группа захвата и гражданка в лаптях» рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Автор-составитель: М. И. Шапкина, библиотекарь абонемента (сейчас она работает во «ВзросЛитии»)

Цели:

  • Раскрывать фонд абонемента «Любознатик» через знакомство читателей с новыми книжными поступлениями.
  • Учить детей самостоятельно ориентироваться в фонде.
  • Формировать целостное представление о библиотеке.
  • Пополнять библиотечно-библиографические знания детей.
  • Воспитывать читательскую культуру.

Рекомендации по подготовке игры

В проведении игры-презентации задействованы двое библиотекарей. Один из них выступает в роли Бабы-Яги («гражданки» в лаптях), другой –

в роли ведущего.

Для проведения игры-презентации требуется следующий реквизит:

  1. Костюм Бабы-Яги. Обязательные атрибуты: лапти и метла.
  2. Четыре записки (См. текст)
  3. Мягкая игрушка «Лесовичок», высотой около 50 см
  4. Иллюстрированный указатель «Новые книги», выполненный в виде брошюры.

А так же книга Л. П. Васильевой –Гангнус «Азбука вежливости» (М., 1996).

Также необходимо:

1. В течение нескольких дней перед игрой проводить внутри библиотеки, по селекторной связи, звуковую рекламу в виде «тревожного сообщения»:

«Внимание! Прослушайте срочное сообщение! На младшем абонементе Детской библиотеки совершено загадочное преступление: похищены новые книги!!! Как стало известно, книги украдены непричесанной гражданкой, одетой в лохмотья. В руках грабительницы — метла, на ногах – лапти. Подозревается Баба-Яга. За более подробной информацией обращайтесь на абонемент «Любознатик».

2. За несколько дней до игры на кафедре младшего абонемента оформить следующее объявление:

«Караул! Помогите! Нас ограбили!!! Похищены новые книги! Поиск и поимка грабителя состоятся 4 января в 11 часов.

Группе захвата при себе иметь: голову на плечах, любопытные глаза, бесстрашное сердце…Награда ждет героев!»

К объявлению прилагается «фоторобот преступницы» (Рис. из файла «Герои сказок. Баба яга» или любое другое изображение Бабы Яги).

«Фоторобот» желательно расположить посередине объявления, между текстом, а именно между датой «14 января 11 часов» и словами «…группе захвата…» (См. приложение).

3. Навести идеальный порядок на всех полках с книгами, кроме одной. На этой полке потребуется показательный беспорядок, здесь будет спрятана «записка № 1» (См. текст).

Описание игры-презентации

В назначенный день и определённое время на абонементе «Любознатик» собираются дети, которые объявляются «Группой захвата».

Ведущий: Итак, друзья, нас ограбили! Преступница унесла новые книги, которыми мы хотели порадовать вас в дни зимних каникул. По нашим данным, украденное спрятано где-то в библиотеке. Похитительница дожидается сообщников, для того чтобы вместе с ними вынести книги из здания. Наверняка, она оставила для них указания, как ее найти.

«Группа захвата», ваша цель — опередить сообщников и первыми разыскать книги. Без разрешения руками ничего не трогать, чтобы не уничтожить следы преступления. Внимательно слушайте меня, я постараюсь помочь вам в поиске преступницы.

Итак, в день похищения сюда, на абонемент «Любознатик», пришла странная старушка в лохмотьях и лаптях. В руке она держала метлу. Зачем она приходила и как вышла, я не знаю. Незнакомка исчезла, словно в воздухе растворилась.

Позже я увидела брошенный на пол скомканный листок бумаги. На нем было написано (достает записку № 1): «Ищи там, где беспорядок».

Давайте вместе поищем и найдем этот самый «беспорядок».

Дети, отыскав полку с беспорядочно расставленными и брошенными книгами, объясняют, почему они выбрали именно эту полку и, ориентируясь на соседние полки, наводят на ней порядок.

Библиотекарь еще раз обращает внимание детей на элементарные правила расстановки книг (корешками наружу и т. д.).

На полочке с «беспорядком» спрятана записка №2:

«По «Компасу для малышей и малышек» найди полочку с книгами о птицах. Там, за мягкой игрушкой, спрятана записка».

Рассматривая «Компас», все ищут полку с книгами о птицах.

На полке с книгами о птицах находят записку № 3:

«Всех околдовав метлою,

книги я взяла с собою.

Если ты меня найдешь,

книги новые прочтешь.

Дальнейшие указания — на 1-й полке стеллажа с книгами

о технике».

Вед.: Ребята, мы на правильном пути! Теперь найдите по «Компасу» стеллаж с книгами о технике.

На полочке с книгами о технике спрятана записка № 4:

«Отыщи на «карте мира»

Там сундук стоит волшебный,

В нем таится клад «.

Вед.: Ребята, это какая-то шифровка. Ну, при чем здесь «карта мира», что за «Нескучайка-град» имеется в виду?… А скажите-ка мне, юные сыщики, можно ли про «Компас для Малышей и малышек» сказать, что это «карта абонемента «Любознатик»?

Дети: Можно.

Вед.: Тогда, может быть, слова «Карта мира» означают карту всей Детской библиотеки?

Дети: Да.

Вед.: Кто знает, где находится «карта библиотеки»? Пойдем, поищем?

Все вместе, в холле 1-го этажа библиотеки находят «дерево», карту библиотеки. Затем вместе с библиотекарем читают названия залов, вспоминают их функциональное назначение:

Вопросилия – читальный зал. Кот Ученый рад приветствовать вас.

Театразилия – Мальвина и Пьеро пригласят вас на спектакли, поставленные по самым веселым сказкам. Актеры театра – дети, читатели библиотеки.

Подрастайка – это игровой зал. Многие ребята уже побывали в гостях у Чебурашки и поиграли в интересные и добрые игры.

Любознатик – так называется абонемент для дошкольников и учеников 1х – 4х классов, там вас встречает Знайка.

Расчудесия – это компьютерный зал. Микки Маус поможет вам научиться играть в компьютерные игры и научит желающих работать с обучающими программами.

Разумник – на абонементе для учеников 5–9 классов самый главный -Страшила Премудрый. Он и помогает ребятам выбирать книги.

Нескучайка …

Ребята догадываются, что «Нескучайка» – это и есть искомый «Нескучайка-град».

Вед.: Ребята, можно ли скучать в игровом зале, хозяин которого самый большой на свете выдумщик Карлсон?

Дети: Нет.

Вед.: Я тоже думаю, что впереди у нас увлекательное приключение.

А теперь, очень тихо, чтобы не спугнуть преступницу, идем в «Нескучайку» и останавливаемся перед дверью.

Перед закрытой дверью зала «Нескучайка» «группа захвата» шепотом «разрабатывает план захвата», распределяя роли: кто как сможет напугать Бабу-Ягу.

«Группа» шумно «вваливается» в «Нескучайку»…

Яга (увидев детей, начинает громко стонать): Ой! Не могу! Ну не смогу я столько съесть – старая стала, здоровье уже не то.

Вед.: А что же ты есть собралась?

Яга: Да не «что», а «кого». Вас надо съесть…ой, не могу…

Вед.: Зачем же это нас есть?

Яга: А в моей сказке так полагается – всех невежливых надо съесть.

Вед.: Но мы очень вежливые, правда, ребята?

Дети: Да…Очень…

Вед.(обращаясь к детям): А ведь права Баба-яга. Давайте поздороваемся и вести себя будем очень тихо, ведь мы в библиотеке.

Дети: Здравствуйте.

Вед. (обращаясь к Яге): Уж ты прости нас, Бабушка-Яга. Кстати, откуда это тебе известны правила поведения?

Яга: Вот, прочитала в книге «Азбука вежливости»! (гордо показывает книгу). Ой!.. (испуганно).

Вед.: И правда, «ой»! Книга-то, наша, библиотечная, исчезла она с младшего абонемента. Посмотрите, на ней и печать есть: «Центральная городская детская библиотека г. Трехгорный». А выносить с абонемента книги без записи, между прочим, очень невежливо, да и читателей поедать у нас не полагается! В общем, Баба-Яга, ты себя выдала, отдавай нам наши книги!

Яга: Ладно-ладно, забирайте ваши книги (достает старую, потрепанную книгу В. Бианки к обложке которой скрепками прикреплен листочек с надписью, выполненной фломастером » Бианки.В. Мышонок Пик.). Вот, » Бианки В. «Мышонок Пик».

Вед.: Нет, Баба-Яга, ты у нас взяла новую книгу, вот такую

( показывает помещенное на одной из страниц «Иллюстрированного указателя» отсканированное изображение обложки книги В. Бианки «Мышонок Пик», доказывая, что надо вернуть новую книгу: Бианки В. Мышонок Пик.- М , 1999.- 80 с.: ил.). Это значит, что автор книги писатель Виталий Бианки, название ее «Мышонок Пик», издана она в Москве в 1999 году, в ней 80 страниц и есть иллюстрации.

Яга: Ну, ладно, ладно, возьмите свою книгу. А книжечка – то интересная, жаль с ней расставаться (Нехотя возвращает требуемую книгу, доставая ее из сундука).

Вед.: Ребята, давайте напомним Бабе-Яге, какие еще книги она должна нам вернуть.

Дети, с помощью библиотекаря, пользуясь «Иллюстрированным указателем», показывают Бабе-Яге отсканированные изображения обложек нескольких «пропавших» книг; зачитывают и комментируют их краткое библиографическое описание.

Баба-Яга возвращает и эти книги.

Вед.: Ну что, Баба –Яга, доказали мы, что книги наши у тебя? Пора их вернуть?

Яга: Доказали!… Все забирайте!…

Вед.: А что же теперь с тобой делать?

Яга: Как, «что делать»?! Вы хотели читателей с новыми книгами познакомить? Хотели! Я вам помогу это сделать, а вы меня в Детскую библиотеку запишите, уж очень книги здесь у вас интересные, а есть я никого не буду – я теперь вежливая!

Вед.: Ну, ребята, запишем вежливую Бабу-Ягу в библиотеку?

Дети: Да.

Вед.: Тогда, Баба-Яга, давай новые книги показывать…

Ведущий и Баба Яга проводят обзор новых книг.

Список использованной литературы

Купить книги для детей>>

Поразительно, но после того, как немецкие социологи провели исследование успеваемости около ста тысяч европейских подростков 14-15 лет из разных стран, то они пришли к выводу, что наилучшие успехи, причем, не только в гуманитарных предметах, но и в математике демонстрировали те из них, у кого дома была обширная библиотека. Какая здесь может быть взаимосвязь? — спросите Вы. Дело в том, что чтение является ключом, который открывает ребенку двери в мир науки и литературного вымысла, учит не только воспринимать информацию, но и осмысливать её, активно перерабатывать и оценивать. А если у малыша есть возможность у себя дома открыть любую из дверей-книжек, уводящую в самые разнообразные области знаний или эмоциональных переживаний, то у него есть все шансы, чтобы вырасти эрудированным и разносторонне развитым человеком.

С чего же начать формирование библиотеки для своего крохи? Сразу настройтесь на то, что процесс Вам предстоит долгий, за одно посещение магазина эта задача не решится.

Начинать можно еще тогда, когда малыш лежит и беззаботно посапывает в своей колыбельке, и кажется, что до первых книг ему еще расти и расти.

Очень многие родители теряются в обилии современных детских изданий и приобретают самые яркие книги или книги, по случаю приглянувшиеся на полке. Покупки сумбурно складываются в книжный шкаф, а о большинстве из них и мамы, и ребенок благополучно забывают через 2-3 дня. Это не вполне правильная стратегия.

Детскую библиотеку нужно составлять системно. Было бы неплохо, если бы Вы взяли ручку и лист бумаги или сели за компьютер и составили для себя примерный список из различных детских авторов и их произведений, которые Вы по тем или иным причинам хотите видеть на книжных полках малыша, Составили? А теперь — планомерно подыскивайте издания.

Другая крайность – это семьи, в которых посещение книжного магазина вызвано приобретением какой-то одной книги исключительно из необходимости (в школе задали прочитать и т. п.). И они тоже не правы. Конечно, в этом случае они хорошо знают состав своей библиотеки, но они не соблюдают другого важного для составления детского книжного собрания правила – правила избыточности. Среди книг, которыми пользуется малыш, должны быть не только необходимые ему или полезные для его развития книги, но и те, без которых он вполне мог бы обойтись. По каждой условно скажем теме в библиотеке малыша должно найтись минимум две книги. Это приучает малыша к ситуации выбора, дает возможность научиться свободно выбирать то или иное издание в зависимости от настроения, текущих пристрастий и т. п.

Поход в книжный магазин не должен быть редким, исключительным событием, малыш должен бывать в детском книжном магазине не реже, чем в магазине игрушек. Он должен знать и понимать, что покупка книг столь же необходимая потребность, как и покупка одежды, продуктов и т. п.

В детской библиотеке не должно быть перекоса между художественной и научно-популярной литературой, ни в ту, ни в другую сторону.

Художественная литература должна быть представлена самыми разнообразными жанрами и родами литературы – это должны быть рассказы и повести, пьесы и стихотворные сборники. И обязательно — сказки. Русские народные и сказки русских и зарубежных писателей, а еще малышам очень нравятся разнообразные этнические сказки, особенно экзотических народов – африканские, полинезийские, сказки народов Северной Америки и т. п. Такие книги обогатят представления малыша о разных странах и их народах, о разных культурных традициях.

То же правило касается и научно-популярной литературы: вне зависимости от того, интересуется ли Ваш малыш доисторическими ящерами или элементарной физикой, научно-популярные книги должны охватывать широкий круг знаний по всем предметам. Обязательно в детской библиотеке должна быть справочная литература – словари (толковый, орфографический, словарь иностранных слов необходимые двуязычные для перевода) и энциклопедии.

Не стоит быть сиюминутными при подборе книг для ребенка. Не ограничивайтесь приобретением книг на тему, которая ему интересна именно сейчас. Смотрите шире, подумайте, что может ему быть полезным и интересным через год или два.

Создавая детскую библиотеку, нужно смотреть не только на содержание, но и на форму, в которой преподносится маленькому читателю то или иное произведение. Не стоит покупать чересчур дешевых книг с мягкой, быстро истрепывающейся обложкой, напечатанных на плохой бумаге. Детские издания обязательно должны быть качественными! Но значит ли это что яркие картинки это всегда плюс издания? Нет и нет. Вы, как родители, должны перед покупкой обязательно пролистать ту или иную книгу и внимательно всмотреться в иллюстрации. Зачастую многие изображения в современных книгах делают не профессиональные художники, а графические дизайнеры, которые совсем не учитывают ни особенностей детской психики, ни элементарных эстетических критериев. Кроме того, иллюстрация должна обязательно подходить к тексту книги, помогать маленькому читателю лучше понять повествование, а не приводить в растерянность. Помимо картинок, обратите внимание и на буквы: шрифт детского издания должен быть достаточно крупным и четким, а текста на странице не очень много.

Чего следует избегать, так всяческих антологий, хрестоматий и других хаотичных собраний произведений или их фрагментов по тому или иному признаку. Чтение такой литературы может отбить тягу и интерес к литературе. Малыш в них лишается свободы выбора произведения. Смешение разных исторических эпох и культур в таких собраниях очень часто происходит без надлежащего обоснования и пояснения для малыша, а большой объем угнетает. Если Вы хотите познакомить ребенка с шедеврами мировой литературы, лучше отдайте предпочтение оригиналам, при необходимости выберите адаптированное для детского возраста издание.

В детской домашней библиотеке обязательно должны быть классики русской литературы, писавшие для детей – А.С. Пушкин, Л. Толстой, А.П. Чехов, а также произведения таких известных европейских сказочников, как Н. Пьеро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, стихотворные произведения С.Я. Маршака и К. И. Чуковского, стихи для детей В. Маяковского. Не стоит забывать про рассказы о природе и животных В. Сутеева, В. Бианки, М. Пришвина. Увлекательные, полные юмора рассказы Н. Носова и В. Драгунского, рассказы о детях Л. Кассиля и А. Гайдара, приключенческие повести Б. Житкова и «Детство Никиты» Алексея Толстого – все эти книги должны найти достойное место на книжной полке малыша.

Создавая библиотеку, можно увлечься и довести её размеры до поистине космических, это, безусловно, хорошо, если размеры квартиры позволяют, но не забывайте, что в библиотечном деле содержание библиотеки гораздо важнее её количественных показателей.

Совершенно необязательно покупать всю библиотеку для малыша заново. Приучите малыша, что книга может быть хороша не только своей новизной, но и «зачитанностью». Если у Вас в семейной библиотеке сохранились старинные книги, обязательно покажите их ребенку и расскажите их историю. Кстати, для таких историй вполне подойдут и Ваши детские книги, если они у Вас сохранились. Наверняка малышу будет интересно узнать, какая у мамы или папы была любимая книга, когда они были маленькими. Книги советского периода издания вполне могут стать полезной частью детской библиотеки малыша.

Важно не только купить нужные книги, но и системно их расставить, так, чтобы малыш без труда мог найти нужный томик. Можно расставить книги просто по алфавиту, отдельно выделив справочную литературу, а можно придерживаться тематического расположения книг (например, сказки, произведения о природе, произведения о Великой Отечественной Войне и т.п.)

Ну, и конечно же, детская библиотека должна быть частью семейной, ведь если Вы собираете литературу для малыша, а сами не читаете никаких книг, и место книг в шкафу у Вас занимают dvd-диски, малыш ни за что не поверит, что читать – это не просто нужно, а еще и удивительно интересно.

Библиотека тем лучше, чем больше книг из неё читается и не один раз перечитывается – детьми и родителями, младшими братьями и сестрами и друзьями семьи.

Купить книги для детей>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *