Библия азбука

ТЕМА 4
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ЧАСТЬ 1

Библия – это Слово Бога, адресованное человечеству в письменной форме. Через тексты Священного Писания Бог сообщает людям все, что им необходимо знать о Нем. Кроме того, Он дает нам через библейские тексты важные сведения о вселенной, об ангелах, о человеке, касаясь их происхождения, смысла, цели, единства и предназначения.
Преобладающая тема Священного Писания – Господь Иисус Христос, обещанный Богом Спаситель: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39); «…ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

I. Структура Библии
Библия подразделяется на Ветхий Завет (39 книг) и Новый Завет (27 книг). До пришествия Христа разделения на Ветхий и Новый Заветы не существовало – было только одно собрание Священных Писаний. Но после того как через Апостолов и других учеников Иисуса Христа был дан другой ряд Священных Книг, Церковь стала различать Ветхий Завет и Новый Завет.
В данном случае слово «завет» означает соглашение с Богом, заключенное ради духовного наставления и блага человечества. Завет неизменен: люди могут принять или отвергнуть его, но не могут изменить. Таким образом, Завет – это Слово от Бога, предназначенное для исполнения людьми для их же блага.
Писания Ветхого Завета базируются на Законе, данном Богом через Моисея. Через Моисея также получены важные сведения о происхождении неба и земли, сотворении всего на земле, в том числе и человека, его грехопадении и последующем распространении людей по земле, а также избрание Авраама и обещание воздвигнуть из его потомков Спасителя человечества: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18:15).
В последующих пророчествах Ветхого Завета есть прямые указания на создание другого, то есть Нового Завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31–34). А новозаветная книга Послание к Евреям особенно подтверждает это: «… с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12); «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр. 8:7).
Термин «Новый Завет» указывает на новый вид взаимоотношений Бога с людьми, основанный на искупительной работе Иисуса Христа. Следовательно, новозаветные Писания – это Слово от Бога к людям, предназначенное для их духовного возрождения и получения спасения через принятие верой Иисуса Христа.

1. Ветхий Завет

Названия Ветхий Завет в иудейской литературе нет. Все Писание евреи называли Танах и делили на три части: Закон, Пророки и Писания.
К Закону относится Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). К Пророкам – книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, четыре книги Царств, а также так называемые книги поздних пророков (Исаия и Иеремия) и малых пророков (остальные 12 книг пророков). К Писаниям относятся книги Псалтирь, Притчи, Иова, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия и две книги Паралипоменон.
39 книг Ветхого Завета были написаны в период между 1500 – 400 гг. до н.э.

2. Новый Завет
Христиане называют свое собрание книг Новым Заветом исходя из слов Иисуса Христа во время Его последней Пасхальной вечери с учениками: «… сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1 Кор. 11:25). Этот новый завет с Богом заменил прежний завет Закона, данный через Моисея, и вступил в силу благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15).
Книги Нового Завета начинаются с четырех Евангелий, в которых описывается рождение, жизнь, смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа, а также обучение Им учеников, которые должны были продолжить Его дело после вознесения. Книга Деяний Апостолов описывает возникновение Церкви в день Пятидесятницы и начало распространения евангельской вести по всему миру через служение апостолов. Послания делятся на общие (соборные) и Послания апостола Павла (14 посланий). К общим относятся Послания Иакова, Иуды, три послания Иоанна и два послания Петра. Заканчивается Новый Завет книгой Откровение Иоанна, которое содержит в себе Слово Бога к семи церквам в Малой Азии, а также повествования о событиях последнего времени.
27 книг Нового Завета были написаны в период 45 – 95 гг. н.э.

II. Богодухновенность Библии
Богодухновенность – это действие Святого Духа, посредством которого Он дает избранным людям способность воспринимать особое откровение Бога и без пропусков и ошибок, пользуясь свойственным им языком и стилем, изрекать или записывать это откровение как слова от Самого Бога.
Библия говорит, что каждая часть из ее 66 книг в равной степени является произ¬ве-дением Божественного вдохновения: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Все божественное особое откровение имеет свой источник в Отце, передается через Сына и облекается в форму человеческого языка действием Святого Духа в избранных людях: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).
Будучи носителем и провозвестником от¬кровения Отца, Господь Иисус не только изрекал слова Отца, но и проявлял характер и осуществлял деяния От¬ца в Своей земной жизни и служении: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца;
и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27; см. также Ин. 12:49, 50). Более того, получив новозаветное откровение от От¬ца, Иисус передал его Своим апостолам и их сподвижникам. Нам Господь открывает Писание посредством Духа Святого: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13–15).
Существует множество доказательств того, что Библия является Словом Божьим: возраст Библии, цельность повествования (хотя она была написана более чем 40 авторами в течение длительного периода времени), исполнение пророчеств, неизменные моральные принципы, способность Библии изменить человеческую жизнь и др. Но самое главное доказательство – это действие Духа Святого. Дух Святой подтверждает, что Библия есть Слово Божье. Он побуждает нас принять написанное и доказывает ее силу в нашей жизни.
Хотя мы и не способны понять, как Дух Святой через людей, склонных к ошибкам, осуществлял безошибочную запись, это вовсе не причина для того, чтобы отрицать Его способность к такому воздействию, а также факт самого этого воздействия.
Богодухновенность Библии придает ей признанный авторитет, который не нуждается в поддержке людей. Библия заслуживает нашего внимания: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте…» (2 Пет. 1:19). Все, во что нас призывает верить Бог, записано в Библии, и к ней ничего нельзя ни прибавить, ни убавить.
«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18, 19). Этот текст можно относить не только к книге Откровение, но и ко всей Библии в целом.

III. Канон Библии
Мы верим и считаем, что только 66 книг канона представляют собой чистое Божье Слово и исключительный стандарт для проверки всех утверждений об истине.
Канон Библии – это книги, которые являются авторитетными в вопросе откровения Божьей воли. Слово «канон» произошло от древнегреческого слова, означающего прямую палку, в частности меру, правило. В применении к священным книгам «канон» означает коллекцию, собрание или список книг, которые образуют собою и содержат в себе правило истины относительно нашей веры и жизни.
Канон Ветхого Завета, состоящий из 39 книг, был сформирован около 430 г. до н.э., когда были написаны последние книги пророков Неемии и Малахии. В 90 г. нашей эры на Иудейском соборе в Джамнии каноничность книг Ветхого Завета была подтверждена. Однако принятие канона только Церковью не является достаточным основанием для нашей веры. Поэтому чрезвычайно важно отметить моральное и духовное качество Писаний, а также исполнение пророчеств, записанных в этих книгах, что указывает на их власть. На основании повествований Нового Завета можно утверждать, что Иисус и ученики считали Ветхий Завет Божьим Словом, поддерживали его учение и ожидали исполнения предсказаний: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Говоря о рамках библейской истории, Иисус ссылался на первую и последнюю книги еврейского канона: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина» (Мф. 23:35).
Новозаветный канон, состоящий из 27 книг, завершился писаниями апостола Иоанна в конце I века н.э. и был принят на Третьем Карфагенском соборе в 397 г.
С тех пор, как был сформирован канон Библии, он ни разу не изменялся. Существует такое понятие, как «закрытие канона», что означает недопустимость внесения изменений в состав канона, а также в содержание отдельных книг. Основание уже заложено, а последнее слово мы получили в Иисусе Христе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1, 2).

IV. Язык Библии
Важно отметить, что Библия является древнейшей книгой (Моисей был первым писателем Библии, XV век до н.э.), которая была написана буквами. Ранние народы употребляли для письма иероглифы и клинопись, но оба эти вида письма были непригодны для Библии, т.к. изобразительное письмо не может точно выразить мысль. Бог позаботился о том, чтобы люди получили более совершенный алфавит и Его слово было понятно для людей всех времен.
Все книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке финикийским алфавитом, заглавными согласными буквами, выражающими сущность слова. Книги были написаны на пергаментных свитках из выделанной кожи при помощи заостренного тростника и чернил. Слова не всегда отделялись друг от друга, тем более стихи и главы.
В XIII веке (1228 г.) архиепископ Кентерберийский Стэфен Ленгтон создал для удобства пользования Писанием систему глав, которая сохранилась до наших дней. В 1240 году кардинал Гуго Сен-Шерский разбил главы на подглавы, а в 1551 году парижский издатель Библии Роберт Этьен заменил систему подглав на стихи.
Некоторые фрагменты Ветхого Завета были написаны на халдейском языке (Езд. 4:6; 6:18; 7:12–26; Иер. 10:11; Дан. 2:4–7, 28).
Все книги Нового Завета написаны на древнегреческом языке. Язык Нового Завета не является классическим греческим языком, но иудейско-греческим, которым пользовались евреи в Египте, Малой Азии и Палестине.

V. О трудных местах Библии
В самой Библии указывается на существование некоторых вещей, довольно трудно понимаемых. Апостол Петр пишет: «Есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16). Апостол не говорит, что все (или многое) является трудным для понимания – он ссылается лишь на «нечто», то есть кое-что.
Трудные для понимания тексты в Библии очень разнообразны. При этом подавляющее большинство сложностей, как правило, придумываются самими читателями и исчезают при вдумчивом, молитвенном изучении Библии. Некоторые трудности порождаются нашей неспособностью понять язык, которым пользовались писавшие этот текст (например, то значение, в котором они использовали данное слово, отличается от того, что оно означает сегодня). Кроме того, существуют сложности, связанные с тем, что мы читаем Библию в переводе, а в некоторых случаях в нашем языке невозможно найти абсолютно эквивалентное выражение использованному в Библии еврейскому или греческому. Другие трудности могут быть следствием скудости наших познаний относительно исторических, географических, экономических и социальных условий того времени, когда писались книги Библии.
Некоторые противоречия в различных описаниях одного и того же события в разных книгах объясняются тем, что каждый автор описывал со своей точки зрения, обращая внимание на одни детали и опуская другие. Проблемы с разными цифрами при исчислении или использование явно завышенных данных объясняются ошибками переписчиков Библии, но не ошибочностью самого Писания. Например, в 3 Цар. 4:26 говорится, что у Соломона было 40 000 стойл для коней, в то время как во 2 Пар. 9:25 число стойл уменьшается до 4000, что прямо указывает на ошибку писца, переписывавшего Книгу Царств.
Сталкиваясь с трудными для понимания текстами в Библии, следует помнить:
1. Библия – это откровение разума, воли, всей сущности великого Бога несовершенным людям. Бог – совершенно мудрый и абсолютно святой, а люди – существа ограниченные, с несовершенным нравственным характером, а отсюда и с ограниченной способностью разбираться в духовных вопросах.
2. Трудное для объяснения место или веские возражения против него не доказывают несостоятельность самого учения. Если акцентировать внимание только на трудностях в деталях, можно отвергнуть даже проверенную временем истину.
3. Если кто-то не может разъяснить трудное место в Библии, то это не значит, что никто его не объяснит. Полное объяснение может дать только ее главный Автор – Святой Дух.
4. Исследовать Писание следует молитвенно.
5. Исследовать отдельные тексты нужно в контексте всей Библии.

Предлагаем вашему вниманию цикл обзоров книг по православию, поступивших в библиотеку по гранту Международного открытого конкурса «Православная инициатива 2013-2014»

Обзор «Азбука веры»
Самая важная книга, которая когда-либо была написана – это Библия.
Для христиан – это священная Книга, описывающая жизнь Иисуса Христа. Для всего человечества – это один из величайших памятников мировой культуры.
Любому человеку надо знать, о чём говорится в Ветхом и Новом Заветах. И первое знакомство с Библией надо начинать с детства.

Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома /худож.В. Волынец. – Минск: Белорусская Православная церковь, 2012. – 528 с.: ил.
Библия состоит из 2-ух частей – Ветхого и Нового заветов.
Согласно преданию, между древними людьми и богом Яхве был заключён договор ( завет), по которому люди обязывались чтить его одного, отказавшись от почитания других богов. В Ветхий Завет вошли произведения, которые создавались на протяжении всего I тысячелетия до н. э. Они рассказывают о сотворении мира и человека, о грехопадении, о всемирном потопе, жизни пророков и их пророчестве.
Новый Завет повествует о новом договоре между Богом и людьми. Его открывают 4 Евангелия
( в переводе с греческого «благая весть») от Марка, Матфея, Луки и Иоанна о земной жизни Иисуса Христа, его учении, о том, как он умер на кресте за всех людей.
В основу этой Библии положено издание 1896 г, составленное протоиереем Александром Соколовым.
Текст книги написан в виде рассказа простым языком, читается очень легко и будет доступным для ребёнка любого возраста, а яркие иллюстрации сделают чтение ещё более увлекательным.

Иллюстрированная Библия для детей. Ветхий и Новый Завет /сост. А. Астахов. — М.: Белый город, 2010. -272 с.: ил.

Библия — трудная для пересказа книга, каждая фраза и слова в ней исполнены глубокого смысла.
А пересказывать Библию для детей особенно сложно. Ведь из-за упрощения текста часто уходит смысл библейских сюжетов.
В этом издании как раз учтены особенности детского восприятия. Поскольку ребёнку не понять сложного текста, то здесь даются лишь начальные сведения. Изложены они кратко, но очень ёмко понятным и увлекательным языком.
Это 1-я попытка издать наиболее полную иллюстрированную Библию в пересказе для детей. Каждая глава книги сопровождается роскошными крупными иллюстрациями картин известных художников, уникальными литографиями, гравюрами 19 в. Красочные иллюстрации позволят ребёнку сконцентрировать внимание на библейском сюжете. Подборки иллюстраций к этой книге велись в течение 10 лет.
Книга предназначена для широкого круга детской аудитории от младшего школьного возраста до подросткового.

Священная история. Библейские рассказы для детей П.Н. Воздвиженского. – Изд. – 2-е. – М.: ДАРЪ, 2013. – 224 с.: ил. (Православные книги для детей).
Книга священника Воздвиженского «Моя первая священная история» впервые вышла ещё в 1899г., выдержала до революции несколько изданий и в то время была признана лучшим пересказом Библии для детей.
Её автору удалось просто, без особой заумности изложить события Ветхого и Нового Заветов так, чтобы ребёнок без помощи родителей смог уяснить для себя смысл написанного. Тексты очень короткие, именно такие, которые наиболее легко усваиваются детьми. Язык простой, манера изложения похожа на сказочную. Несмотря на краткость изложения – оно нравоучительное.
В наше время книга переиздаётся уже 2-й раз. Её составители, взяв за основу текст Воздвиженского, буквально создали новую книгу.
Во 1-х, здесь нет ни одной страницы без иллюстрации, что очень важно для детского восприятия. Все рассказы проиллюстрированы картинами известных художников — И. Айвазовского, М. Нестерова, В.Поленова, В.Васнецова, А.Иванова, И.Крамского, И. Репина, Н. Ге, и др.
Во 2-х, в книге кроме самих пересказов Библии даются комментарии авторов к оригинальному тексту — что такое сочельник, святки, колядки Туринская плащаница, Риза Господня, Животворящий Крест? Есть здесь молитвы на Рождество Христово.
Ещё один интересный приём, который использовали составители этого издания – введение в книгу современных героев. Дополнительную познавательную информацию до читателя доносят любознательные Анечка и Ванечка, которые путешествуют по страницам книги.

За прошедшие 2000 лет Библия послужила источником для создания неисчислимого множества произведений живописи, графики, скульптуры, икон, фресок.

Яйленко Е. В.Библия в мировой живописи /Е. Яйленко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с.: ил. – ( Сокровища живописи).
В этой книге собраны роскошные репродукции картин на темы Священного Писания, созданные великими мастерами прошлого и бережно хранящиеся в национальных музеях мира.
Автор рассказывает, как на протяжении веков богословы истолковывали Священное Писание и как прочитывали его в разные исторические эпохи художники. Ведь у каждого художника, в силу его таланта, культурного образования была своя версия почерпнутого из Библии сюжета.
Репродукции картин сопровождаются цитатами из Библии и авторскими комментариями. В конце книги есть указатель имён авторов и названий произведений.
Книга предназначена для широкого круга читателей. Будет интересна подросткам, увлекающимся искусством.

Самые известные сюжеты Ветхого Завета: иллюстрированная энциклопедия / сост. А.Ю. Астахов. – М.: Белый город. – 104 с.: ил.

Самые известные сюжеты Нового завета: иллюстрированная энциклопедия / сост. А.Ю. Астахов. – М.: Белый город. – 104 с.: ил.
Книги знакомит читателя с самыми известными историями Ветхого и Нового Заветов, многие из которых прочно вошли в общечеловеческое мировоззрение. Одни их герои являются примером для подражания, а имена и поступки других стали нарицательными.
К каждому представленному сюжету Библии подобраны превосходные репродукции картин, шедевров мирового искусства, а также приводятся исторические справки о событиях, научные гипотезы, комментарии автора.
Здесь есть информация, в каком Евангелии (от Марка, Луки, Матфея или Иоанна) содержится тот или иной факт из жизни Иисуса Христа. Как известно, Евангелие от Иоанна значительно отличается от других.
Эти издания в 1-ю очередь предназначены подросткам. Они найдут здесь для себя много интересного и поучительного, но будут интересны и взрослым читателям.

Для православного человека икона в 1-ю очередь это зримое выражение православной веры. Без неё трудно представить себе православный храм, богослужение. Да и дома у каждого православного человека есть иконы.
Но иконы ещё и произведения искусства. Конечно, время не пощадило многое из этого наследия, но значительная часть сохранившегося представлена в книге

Православные иконы / сост. В.Н. Сингаевский. — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2009. – 319 с.: ил.
Здесь можно найти иконы, написанные ещё в 3-м веке в Византии, 1-е иконы Христа, Богоматери, Апостолов.
Для лучшего познания церковного искусства все иллюстрации сопровождаются текстами по истории, эстетики и богословию.
В книге рассказывается об иконопочитании и о гонениях на святые иконы, объясняется, почему многие заповеди, обряды из Ветхого Завета в Новом были заменены или совсем отменены.
Много глав в книге посвящено целительной силе икон, таких как Казанской Богоматери, Богоматери Почаевской, Иерусалимской и др.
Книга рассчитана на широкий круг ценителей искусства.

О проблеме осмысления современного церковного искусства рассказывает книга

Дунаев М. О чём говорит русская икона: Очерки русской культуры 12-20 веков / М. Дунаев. – М.: Издательство Московской Патриархии русской Православной Церкви, 2012. – 216 с.: ил.
Её автор – богослов, литературовед, профессор Московской Духовной Академии. И он рассматривает икону не с мирской, эстетической точки зрения, а с христианской, духовной.
Книга показывает развитие церковного искусства во все периоды исторических событий, которая переживала наша страна. Поэтому и разделы её символично называются «Обретения», «Утраты», «В поиске».
В ней подробно рассказывается о церковной росписи, о планировке храмового пространства.
Отдельные главы посвящены Владимирской иконе Божией Матери, иконам Феофана Грека, «Троице» Андрея Рублёва, фрескам Дионисия.
Автор анализирует религиозные картины многих выдающихся русских художников – А.Иванова, И.Крамского, В.Поленова, М.Врубеля, М. Нестерова, Н. Рериха и др.
Книга будет полезна студентам богословских заведений, любителям церковного искусства.

О самых известных православных иконах с Образом Спасителя, таких как – » Спас Нерукотворный», » Спас Смоленский», «Спас Вседержатель», «Пастырь Добрый», «Лоза истинная» и других, а также о храмах, где эти иконы находятся сейчас познакомит книга

Образ Христа Спасителя. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 112 с.:ил . (Чудотворные иконы).
Она рассказывает, как церковью был принят и признан сам факт существования иконы,
о правилах, принятых церковью ещё в 7-м веке, которые предписывают, как должен изображаться Иисус Христос.
Читатель узнает о том, в какой день совершается празднование той или иной иконы, в каких случаях молятся перед ней. В книгу включены молитвы.
Книга предназначена для широкого круга читателей.

В православной вере второй по значимости образ после Иисуса Христа – матерь Божья. Её ещё называют «Заступница перед Господом», «Отрада наша и Утешение». Когда нам плохо, мы всегда к ней молитвой, просим её защитить нас, сохранить от всякого зла.

Пресвятая Богородица: Матерь Божья / сост. Е. Владимирова. – Эксмо, 2011. – 128 с.: ил. –(Великие православные святые).
В книге даётся полное описание земной жизни Богоматери и основные молитвы к ней.
Она богато иллюстрирована изображениями чудотворных икон, таких как «Богоматерь», «Богоматерь Тихвинская», «Смоленская», «Казанская», «Иерусалимская» и др. В ней представлены редкие гравюры и иллюстрации известных художников – М. Нестерова «Явления Богоматери», В.Васнецова «Богоматерь с младенцем», В. Перова «Снятие с Креста», и др.
Приводятся высказывания о Божьей матери патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и восхищённые отзывы о Деве Марии её современников.
Написана книга доступно, в виде рассказа, читается легко. И будет понятна и интересна для старшеклассников и ребят среднего возраста.

На Руси много святых, но самый почитаемый из них — Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Это имя известно по всему миру. Его чтят как христиане, так и верующие других религий.

Святитель Николай Чудотворец. – М.: ОЛМА Медиа. Групп, 2013. -304 с. – (Подарочное издание. Религии мира).
В книге рассказывается о житии и чудесах Святителя, о том, какое исключительное место у русского народа он занимает, за что простые люди веками прозывали его «Никола – Русский бог».
Приводятся краткий очерк иконографии, рассказывается о храмах и монастырях, воздвигнутых в память о Святителе Николае от Москвы до Чукотки. Даны молитвы этому Святому, указаны дни его памяти. Отдельная глава в книге посвящена чудесам Святителя Николая в наши дни, составленная из писем людей.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, будет интересна как детям, так и взрослым, всем тем, кто увлекается православием, искусством.

Наши знания о Боге больше всего укрепляются при рассмотрении всей окружающей нас и премудро устроенной природы. Еще более Бог являет себя в Божественном откровении, которое дано нам в Священном Писании и Священном Предании.

Священное Писание — это книги написанные Пророками и Апостолами при помощи Святого Духа Божия, открывающего им тайны будущего времени. Эти книги называются Библией.

Библия — это исторически сложившийся сборник книг, который охватывает — по Библейскому счету — возраст около пяти с половиной тысяч лет. Как литературное произведение она собиралась около двух тысяч лет.

Она делится по объему на две неравные части: большую — древнюю, то есть Ветхий Завет, и более позднюю — Новый Завет.

История Ветхого Завета готовила людей к пришествию Христа на протяжении около двух тысяч лет. Новый Завет охватывает земной период жизни Богочеловека Иисуса Христа и его ближайших последователей. Для нас, христиан, конечно, более важна история Нового Завета.

Тематика библейских книг весьма разнообразна. В начале она посвящена историческому прошлому с точки зрения философии истории и Богословия, происхождению мира, и сотворению человека. Именно этому посвящена древнейшая часть Библии.

Библейские книги делятся на четыре части. В первой из них говорится о законе, оставленном Богом народу через пророка Моисея. Эти заповеди посвящены правилам жизни и веры.

Вторая часть — историческая, в ней описываются все события, прошедшие за 1100 лет — до II в. нашей эры.

К третьей части книг относятся нравственно-назидательные. В их основе лежат поучительные истории из жизни людей, знаменитых теми или иными деяниями или же особым образом мысли и поведения.

Есть книги очень высокого поэтического, лирического содержания — например, Псалтирь, Песнь Песней. Особенно интересна Псалтирь. Это книга истории души, внутренней жизни человека, охватывающая диапазон внутренних состояний от духовного взлета до глубокого отчаяния из-за того или иного неправильного поступка.

Надо отметить, что из всех ветхозаветных книг Псалтирь была основной для формирования нашего русского мировоззрения. Эта книга была учебной — в допетровскую эпоху по ней учились грамоте все русские дети.

Четвертая часть книг — книги пророческие. Пророческие тексты это не просто чтение, а откровение — очень важное для жизни каждого из нас, так как наш внутренний мир все время находится в движении, стремясь достичь первозданной красоты человеческой души.

Рассказ о земной жизни Господа Иисуса Христа и суть его учения содержится во второй части Библии — Новом Завете. Новый Завет состоит из 27 книг. Это, прежде всего, четыре Евангелия — рассказ о жизни и трех с половиной годах проповеди Господа Иисуса Христа. Затем — книги, повествующие о Его учениках — книги Деяний Апостольских, а также книги самих Его учеников — Послания Апостолов, и, наконец, книга Апокалипсис, рассказывающая о конечных судьбах мира.

Нравственный закон, содержащийся в Новом Завете, более строг по сравнению с ветхозаветным. Здесь осуждаются не только греховные дела, но и мысли. Цель каждого человека — искоренить зло в самом себе. Победив зло, человек побеждает смерть.

Главное в христианском вероучении — это воскресение Господа нашего Иисуса Христа, победившего смерть и открывшего путь для всего человечества к жизни вечной. Именно этим радостным чувством освобождения проникнуты Новозаветные повествования. Само слово «Евангелие» переводится с греческого как «Благая весть».

Ветхий Завет — это древний союз Бога с человеком, в котором Бог обещал людям Божественного Спасителя и в течение многих веков приготовлял их к Его принятию.

Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, в лице Единородного Сына Своего, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святаго и Девы Марии, и страдавшего и распятого за нас, погребенного и Воскресшего в третий день по Писанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *