Библия гедеон

ГЕДЕОН- величайший вождь и судья Израиля в XII века до Рождества Христова (Суд 6-8).

Его имя происходит от евр. глагола (разрубать). Он также назван в Библии Иероваалом (Суд 7. 1; 8. 35).

Гедеон был сыном Иоаса из рода Авиезера в колене Манассии. Его отец был язычником, владевшим святилищем Ваалу и Астарте в городн Офра. Гедеон избавил израильтян от нашествий кочевого племени мадианитян, которые несколько лет опустошали земли колен Манассии и Ефрема в горной области Заиорданья (Суд 6. 5; 7. 12) и представляли опасность для веры Израиля (Суд 6. 10). Тем не менее в Книге Судей не говорится, что Гедеон «судил» Израиль в отличие от остальных судей (ср.: Суд 12. 11 и др.).

Гедеон был призван на служение ангелом Господним, повелевшим ему освободить Израиль от мадианитян. История с призванием Гедеона напоминает историю с призванием Авраама (Быт 18). Подобно Аврааму, Гедеон доверился Господу, оставив языческое прошлое своей семьи (ср.: Быт 12. 1). Господь явился Гедеону, когда из-за страха перед мадианитянами он прятался в виноградной давильне. Священное Писание отмечает его смирение в принятии божественного повеления (Суд 6. 14-15; ср. ответ Моисея на призвание Господа — Исх 3. 11).

Гедеон устроил благодарственную трапезу, которая стала жертвенным предложением, когда пищу попалил огонь, вышедший из посоха ангела (ср.: Суд 13). Он построил на месте посещения ангела алтарь и назвал его «Господь-мир» (еврейский Яхве шалом) (Суд 6. 24). По повелению Бога Гедеон разрушил жертвенник своего отца, срубил священное дерево и возвел новый алтарь Господу, принеся в жертву лучших тельцов из стада Иоаса. Обнаружив это, соседи требовали убить Гедеона, но Иоас вступил на защиту сына, решив, что если Ваал — бог, то «пусть сам судится с ним» (Суд 6. 32).

В этом стихе дается народная этимология 2-го имени Гедеона — Иероваал: «Пусть Ваал совершит (рассудит)». Точное значение элемента в его имени неясно. Возможно, это имя способствовало деятельности Гедеона в качестве религиозного реформатора. Божественное благоволение к Гедеону, требовавшего знамения, проявляется в чуде с овечьей шерстью: сначала роса выпадает только на расстеленную Гедеоном на земле шерсть, затем на земле вокруг выпадает роса, а шерсть остается сухой. Это чудо становится знаком спасения Израиля (Суд 6. 37-40; ср.: Пс 71. 6 по LXX). Роса символизирует благодать Святого Духа, которую Господь дарует Своей Церкви (Iren. Adv. haer. III 17. 3). В церковных песнопениях это событие рассматривается как прообраз Боговоплощения (Октоих. Глас 6. Седален по 1-м стихословии).

Высокий религиозный статус богоизбранности Гедеона выражен в Библии словами: «Дух Господень объял» Г. (Суд 6. 34). Накануне очередного вторжения мадианитян он избрал из колен Асира, Завулона, Неффалима и Манассии многочисленное ополчение из 32 тыс. человек Гедеон получил повеление от Бога отослать по домам боязливых, а остальное войско уменьшить до 300 воинов, кто «будет лакать воду языком своим, как лакает пес» (Суд 7. 5). Малое число ополченцев должно было говорить о том, что не Израиль совершил победу собственными силами, но что Господь спас свой народ (Суд 7. 2). Тем самым Господь показал, что спасение Его народа должно совершаться прежде всего избранными и прошедшими испытания верными людьми (Theodoret. Quaest. in Iud. 2; это событие указывает на слова Иисуса Христа о «званых и избранных» — Мф 20. 16; Рим 9. 27 и др. (Greg. Nazianz. Or. 42. 9)).

С небольшим отрядом Гедеон совершил ночную вылазку в стан врагов, где одержал победу над превосходящими силами противника (Суд 7. 1-22). С помощью воинов из колена Ефремова удалось настигнуть и уничтожить на переправе через реку Иордан мадианитянских князей Oрива и Зива, чьи головы были доставлены Гедеону (Суд 7. 24-8. 3). Преследуя остатки вражеского войска, Гедеон лишил жизни в знак мести за братьев и мадианитянских вождей: Зевея и Салмана. На обратном пути он наказал старейшин городов Сокхофа и Пенуэла, которые с усмешкой отказали его воинам в провианте (Суд 8. 12-21).

В благодарность за избавление израильтяне обращаются к Гедеону с предложением стать над ними правителем. Он смиренно отказывается, говоря, что только Бог может властвовать над народом, подтверждая тем самым идеалы теократии (Суд 8. 23). Из захваченного у мадианитян золота Гедеон изготовил эфод — предмет религиозного культа, используемый для гаданий (ср.: Суд 17. 5). Т. о., отклонив право управлять народом, к-рое может принадлежать только Богу, Гедеон оставил за собой право пророческой власти.

Однако подобное самовольное использование эфода привело к уклонению народа в идолопоклонство (Суд 8. 27). На неформальный царский статус и авторитет Гедеона, возможно, указывает значение имени его сына Авимелеха: «Мой отец — царь». При Гедеоне израильтяне 40 лет жили в мире. Гедеон имел много жен и около 70 сыновей, что, возможно, соответствует обычаю политического (кланового) сыновства, которое могло быть приобретено переговорами и демонстрацией лояльности. После смерти Гедеона Авимелех предпринял попытку захвата власти в Сихеме и тем самым навлек на себя бесчестье (Суд 9).

Деяния Гедеона вспоминаются в др. книгах Свящянного Писания, а выражение «день Мадиама» стало обозначать избавление Богом Своего народа (Ис 9. 4; ср.: Ис 10. 26 и Пс 82. 12-13). Апостол Павел упоминает Гедеона в списке праведных мужей Ветхого Завета, которые благодаря своей вере «побеждали царства» (Евр 11. 33).

Иконография

Большинство изображений Гедеона встречается в византийской книжной миниатюре. Один из самых ранних известных образов Гедеона сохранился в миниатюрах Кодекса Григория Назианзина 867/886 годов (Parisin. NB. 510. Fol. 347v).

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII века, Гедеон описан следующим образом: «…старец плешивый с круглою бородою» (Ч. 2. § 132. № 23). Однако в сохранившихся памятниках образ Гедеона варьируется от средовека с короткими вьющимися волосами и небольшой округлой бородой (фреска в церкви Пресвятой Богородицы в монастыре Каленич, Сербия, около 1413 года; клеймо «Пророчество Гедеона» на северных медных вратах в Благовещенском соборе Московского Кремля, конец XVI — начала XVII веков, ГММК; икона «Богоматерь с Младенцем, два ангела и пророки», 1-я половина XV века, Галерея Академии художеств во Флоренции) до пышноволосого седого старца (в росписи церкви Благовещения в монастыре Градац (Сербия), около 1275 года) или плешивого старца, как сказано в «Ерминии» (клеймо «Ангел призывает Гедеона на борьбу с агарянами» на Суздальских золотых вратах, конец XII века; в медальоне среди пророков на миниатюре из греко-грузинской рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 48 об., XV в.)).

Иконография Гедеона представлена 2 основными вариантами: «воитель» в ветхозаветной истории и ветхозаветный сюжет чуда с руном как символ Боговоплощения. Первый вариант встречается в развитых циклах порталов западноевроп. соборов XIII века, где Гедеон изображен с руном, в воинских одеждах, иногда с кувшином в руках. Этот же образ представлен в сюжете «Гедеон посекает войско мадианитян» в росписи южной стены Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666 годы) и диаконника Смоленского собора Новодевичьего монастыря (конец XVI века). В изображениях 2-го типа — Гедеон в хитоне и гиматии (цветовая гамма одежд непостоянна), с руном в одной руке и свернутым или развернутым свитком — в другой (надпись представляет вариации на тему из Суд 6. 37-38).

Этот вариант имеет более широкое распространение и известен как в отдельных миниатюрах, иллюстрирующих сюжет «Чудо с руном» (например, миниатюра из Киевской Псалтири к Пс 71. 6 — РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 96 об.), так и на иконах в пророческих рядах высоких иконостасов на Руси (из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, 1425-1427 годы, из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря, 1497 год, КБМЗ — по пояс; из Благовещенского собора Московского Кремля, середина XVI века, ГММК, из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде, XVI век, НГОМЗ — в рост).

Возникший в византийской иконописи в XII веке тип изображения Богоматери с пророками на полях получил широкое распространение в палеологовскую эпоху, развившись в сложные иконографические программы с ветхозаветными символами Богоматери. Среди пророков был и образ Гедеона, ростовой или поясной. Самый ранний пример — икона «Богоматерь на троне с пророками и святыми» из монастыря вмц. Екатерины на Синае, XII век; из поздних примеров — икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (XVI век, ГРМ). Законченная схема сюжета «Похвала Богоматери» в монументальной живописи впервые представлена в росписи притвора церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 годы. Образ Гедеона присутствует и на греческой иконе «Похвала Богоматери» из Успенского собора Московского Кремля (последняя треть XIV века, ГММК).

В монументальной живописи Гедеон иногда представлен в группе пророков, традиционно изображаемых в куполе храма (церковь вмч. Георгия в Старой Ладоге, около 1167 года).

Образ Гедеона встречается в памятниках прикладного искусства, например на окладах Евангелий (Евангелие 1577 года, ВГИАХМЗ) и на резных панагиях (круглый складной костяной панагиар из Софии Новгородской, середина XVI века, НГОМЗ).

Иллюстрация:

Призвание Гедеона. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 417r). Архив ПЭ.

Библия и, в частности, Ветхий Завет, содержат множество историй о том, как Бог действовал через различных людей. Одним из таких людей был Гедеон. Данная статья является библейским уроком по его жизни.

Гедеон: предыстория (Судей 6:1-10)

Что касается времени, рассматриваемая нами история происходила в период, когда Израилем правили судьи. До Гедеона судьей-правителем была Девора, женщина, избранная Богом, при правлении которой «покоилась земля сорок лет» (Судей 5:31). Однако этот покой не мог длиться вечно. В Судей 6:1-6 говорится:

Судей 6:1-6
«Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян «.

После сорока лет мира и покоя Израиль оказался под игом мадианитян. Как мы видим из текста, мадианитяне наносили Израилю такой ущерб, что не оставалось «для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла» (Судей 6:4). Однако все эти беды постигли Израиль не случайно. В Судей 6:1 указывается их причина:

Судей 6:1
«Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет».

«Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа». Вот за что они были притесняемы врагами1, хотя это притеснение имело и положительный результат. Действительно, в Судей 6:6 говорится:

Судей 6:6
«И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, И ВОЗОПИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ К ГОСПОДУ».

Именно по причине невыносимого притеснения врагами Израильтяне возопили к Господу. И, кстати, такое происходило уже не раз. Очень часто они совершали зло в глазах Бога, поклоняясь идолам, но, как только их постигали бедствия, они обращались от зла и искали истинного Бога2. В Судей 6:7-10 говорится о том, как Бог отвечает на их мольбы:

Судей 6:6-10
«И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу. И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян, послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, и сказал вам: ‘Я—Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете’; но вы не послушали гласа Моего».

В ответ на мольбы израильтян Бог послал пророка, который донес до них Его слово, обличающее их в содеянном. Однако это было лишь начало. В следующих разделах статьи мы увидим, что еще сделал Бог.

Гедеон: начало (Судей 6:11-35)

После того, как Бог послал пророка с обличением к Израилю, следующим Его действием стал призыв человека по имени Гедеон. Вот что говорится в Судей 6:11-12:

Судей 6:11-12
«И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!»

Читая о явлении ангела Гедеону, не стоит представлять себе светловолосое создание в белых одеждах, шумно взмахивающее огромными белыми крыльями. Такое представление об ангелах – не более, чем миф и плод воображения. На самом деле, нигде в Библии не говорится о том, что у ангелов есть крылья, что они светловолосы или одеты в белые одежды. Библия называет их лишь «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14).

Возвращаясь к нашей основной теме, обратим внимание на то, как Бог, в лице этого ангела, приветствует Гедеона. Он называет его «мужем сильным». А ведь Гедеон был всего лишь бедняком, тайно выколачивающим пшеницу, чтобы скрыть ее от мадианитян. И тем не менее, в глазах Бога он был мужем сильным, мужем, который, как мы увидим позже, доверял Богу и следовал за Ним, послушно выполняя все Его указания. В следующих стихах мы читаем ответ Гедеона на приветствие ангела:

Судей 6:13-14
«Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: ‘из Египта вывел нас Господь’? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя».

Гедеон подверг сомнению тот факт, что Бог был с Израилем, учитывая все постигшие их бедствия. И все же, проблема была не в том, что Бог не был с ними, а в том, что ОНИ не были с Богом. В ответ на вопросы Гедеона Бог повелел ему действовать, обещая, что он станет избавителем Израиля. «Я посылаю тебя», — сказал ему Бог. Действительно, его послал сам Бог. Гедеон не мог сам решиться на подобный подвиг. Он был занят выколачиванием пшеницы в точиле и думал только о том, чтобы мадианитяне его не заметили! В Судей 6:15-16 мы читаем ответ Гедеона:

Судей 6:15-16
» сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека».

Людям не трудно следовать за человеком, уже занимающим руководящий пост, таким, например, как царь или военачальник. Но кто последовал бы за Гедеоном? Он не был никому известен. И тем не менее, Бог еще раз заверяет его в том, что ОН сам будет с ним. «Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека», — сказал Он Гедеону. Именно поэтому у Гедеона не было причин для страха. И все же, он сомневался:

Судей 6:17-24
» сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: , Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой» .

Здесь мы видим первое упоминание того, что Гедеон просил Господа о знамении и получил его. Однако этот раз был не единственным. Далее мы увидим, что такое происходило несколько раз и в одном из таких случаев описывается расстилание Гедеоном шерсти. На данном этапе мы воздержимся от возможных комментариев по поводу тех знамений, о которых просил Гедеон, а также по поводу практики прошения знамений у Бога вообще. Сейчас же достаточно отметить, что Гедеон знал волю Бога относительно всей ситуации еще до прошения о знамении. Он не просил Бога о знамении с целью определить Его волю. Он лишь просил о подтверждении того, что Бог и так ясно ему сказал, и что, по сути, и было Его волей. На эту просьбу Гедеона Бог ответил положительно и дал ему знамение.

Бог продолжал говорить с Гедеоном даже ночью. В Судей 6:25-27 говорится:

«В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, и поставь жертвенник Господу Богу твоему, на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь. Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью».

Бог повелел Гедеону разрушить жертвенник Ваала и срубить священное дерево, растущее при нем. Существование этого жертвенника и священного дерева, а также гнев людей, вызванный их уничтожением, о котором мы узнаем из следующих стихов (см. Судей 6:28-30), подтверждают тот факт, что злом, совершаемым Израилем перед Господом, было идолопоклонство. Из этих событий мы также можем сделать вывод, что к Господу обратился не весь Израиль, а лишь часть народа взыскала Его. И все же, ради тех некоторых, обратившихся к Нему, Бог собирался освободить весь народ.

Итак, мы прочли о том, как Бог явился Гедеону после того, как израильтяне воззвали к Нему, и как Он сообщил Гедеону, что сделает его избавителем Израиля. Давайте посмотрим, что произошло дальше:

Судей 6:33-35
«Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли и стали станом на долине Изреельской. И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им».

Враги Израиля, «мадианитяне, амаликитяне и жители востока», все собрались в одном месте. В это время Бог побуждает Гедеона отправить гонцов ко всем израильтянам с призывом следовать за ним. Обратите внимание, что именно Бог вложил Гедеону в сердце решение начать битву в этот момент, побудив его созвать народ. Мы еще раз убеждаемся, что именно Бог был стратегом и военачальником этой битвы, а Гедеон лишь воплощал в реальность Его замыслы. Если бы Бог не давал Гедеону указаний, он никак не мог знать, каких действий ожидает от него Бог. И если бы Гедеон, в свою очередь, не принимал этих указаний с верой и не действовал бы в соответствии с ними, воля Божья не была бы воплощена в реальность. Таким образом, успех всей операции зависел от взаимодействия Бога как главнокомандующего и Гедеона как исполнителя Его замыслов. Принятие решений и их исполнение не были полностью в руках Гедеона – Бог принимал решения, а Гедеон исполнял их. Если мы хотим исполнять волю Божью, нам следует придерживаться того же принципа: Бог, со своей стороны, должен явить нам Свою волю (что Он и делает, посредством Своего Слова или откровения), а мы, со своей стороны, должны действовать соответственно Его воле.

Гедеон расстилает шерсть (Судей 6:36-40)

После того, как Израиль собрался, чтобы следовать за Гедеоном, он вновь попросил Бога о знамении. В Судей 6:36-40 говорится:

Судей 6:36-40
«И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, КАК ГОВОРИЛ ТЫ, то вот, я расстелю на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса».

Этот отрывок, описывающий явление, называемое «расстиланием шерсти», к сожалению, очень часто используется в неправильном понимании как аргумент в пользу практики определения Божьей воли посредством знамений. Таким образом, одни определяют волю Божью, подбрасывая монетку, другие «Библейской лотереей» (открывая Библию на случайной странице), третьи – еще каким-либо подобным способом. Однако, приведение в качестве оправдания подобных действий примера «расстилания шерсти» Гедеоном в любом случае будет неправильным. Почему? Потому что, расстилая шерсть, Гедеон не стремился определить волю Божью, а просил подтверждения того, в чем, как он уже знал посредством откровения, состояла воля Божья. Действительно, в Судей 6:36 говорится: «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты…». Фраза «как говорил Ты» подтверждает тот факт, что Гедеон уже знал, в чем состояла Божья воля. А значит, он просил знамения не для того, чтобы определить волю Божью, а для подтверждения того, в чем, как он уже знал, состояла Божья воля. Что касается знамений, стоит также отметить, что в Слове Божьем ни разу не говорится о том, что Бог обязан дать нам знамение, если Он уже открыл нам Свою волю в текстах Писания или посредством откровения. Если воля Бога нам не известна, мы можем попытаться узнать, в чем она состоит. Для этого мы изучаем Библию и, если не находим четкого ответа в Библии, молимся Богу, прося явить ее нам в откровении. Но мы не должны устанавливать рамки или указывать Богу, в какое время и в какой форме Он должен нам ответить. Слово Божье не обязывает Бога давать нам ответ, который бы нам понравился, равно как и давать нам ответ тогда, когда мы хотим его услышать. Вместо этого, Бог, будучи по своей природе любящим и заботящимся Богом, не может не дать нам наилучший ответ именно в тот момент, который Он Сам считает наиболее подходящим. Что же касается прошения о знамениях, единственное, в чем мы можем быть уверены, основываясь на Божьем Слове, так это в том, что Бог обязательно поможет нам следовать Своей воле (если мы сами хотим этого). Однако никто не может указывать Ему, как именно Он должен помогать нам в этом. Он поступит так, как Сам считает нужным. Если на что-то есть Божья воля, то Бог до конца будет укреплять нашу уверенность, даже если потребуется сделать так, чтобы расстеленная шерсть осталась сухой, в то время как все вокруг будет покрыто росой, или послать нам ободряющий отрывок из Библии через… «Библейскую лотерею» — то есть, все, что потребуется для того, чтобы мы поверили Ему и исполнили Его волю. Никто не утверждает, что Бог не использует знамения, чтобы помочь нам следовать Его воле. ОДНАКО, если знамения и посылаются, то не в качестве альтернативы Божьему Слову, а как подкрепление нашей веры в то, что нам уже открыто – посредством Библии или откровения – относительно воли Божьей.

В продолжение темы знамений я хочу добавить, что самое большое знамение, указывающее на то, что за происходящим стоит Бог, это течение событий. Все, что исходит от Бога, совершается в полной гармонии с Его Словом. Как написано в Притчах 10:22:

Притчи 10:22
«Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит».

Кроме того, в Иакова 1:16-17 говорится:
«Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

Все, исходящее от Бога, – СОВЕРШЕННЫЙ ДАР. Он больше всего, о чем мы просим или о чем помышляем. ОН НЕ ПРИНОСИТ НИКАКОЙ ПЕЧАЛИ. Идет ли речь лишь о данном моменте, о каком-либо недолгом периоде времени или о наших дальних планах на будущее, Его дар совершенен в любое время и для любой цели. И, напротив, все, исходящее от дьявола, рано или поздно приведет к противоположному результату – слезам, ранам и боли3. Все вышесказанное ни в коем случае не означает, что события, сопровождаемые гонениями, не могут исходить от Бога. Слово четко предупреждает: «В мире будете иметь скорбь» (Иоанна 16:33). Однако, даже подвергаясь гонениям и скорби, мы не будем лишены Божьей поддержки и утешения, сопровождающих всех, кто следует за Ним. Этого у нас отнять не может никто.

Гедеон: победа над мадианитянами (Судей 7)

Вернемся к истории Гедеона. Увидев чудо с расстеленной шерстью, он укрепился в своей уверенности. Однако время битвы еще не настало. Более того, когда израильтяне собрались вместе, готовясь дать отпор могущественной армии, перед лицом такой опасности Бог предлагает Гедеону сократить численность воинов! В Судей 7:1-2 говорится:

«Иероваал, он же и Гедеон, встал поутру и весь народ, бывший с ним, и расположились станом у источника Харода; Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине. И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: ‘моя рука спасла меня'».

Бог хотел, чтобы израильтяне увидели, что ОН – БОГ, Бог, способный дать победу, каким бы многочисленным ни был враг. Поэтому Он велел Гедеону сократить армию. В Судей 7:3-8 говорится:

«Итак провозгласи вслух народа и скажи: ‘кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада’. И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось. И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: ‘пусть идет с тобою’, тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: ‘не должен идти с тобою’, тот пусть и не идет. Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место. И взяли они съестной запас у народа себе и трубы их, и отпустил Гедеон всех Израильтян по шатрам и удержал у себя триста человек; стан же Мадиамский был у него внизу в долине».

В конце отбора, проведенного Богом, осталось лишь триста человек. С их помощью Бог собирался поразить многочисленную армию мадианитян и их союзников. В том, что, несмотря на такую существенную разницу в численности, Израиль выйдет победителем в этой битве, можно было абсолютно не сомневаться, потому что Сам Бог сказал Гедеону: «…тремя стами Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши» (Судей 7:7). То есть, была полная уверенность в том, что если Гедеон будет верить Богу и следовать Его указаниям, Израиль победит врага, потому что так пообещал Бог. Однако Бог не только пообещал Гедеону успешный исход битвы, но и помог ему поверить в это обещание и начать действовать. В Судей 7:9-14 говорится:

Судей 7:9-14
«В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои; если же ты боишься идти , то пойди в стан ты и Фура, слуга твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому вооруженных, которые были в стане. Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря. Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан».

Бог не просто открыл Гедеону Свою волю, но и постоянно помогал ему поверить в это откровение. Обратите внимание, каким чудесным образом Он укрепляет веру Гедеона в этот раз: Он посылает его в стан врага, чтобы тот своими ушами услышал, как один человек рассказывает другому о грядущей победе Гедеона над мадианитянами!!! В 15 стихе мы видим, какой результат принесло это укрепление веры:

Судей 7:15
«Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский».

Как только Гедеон услышал сон и его толкование, он укрепился в уверенности, что Господь предает стан врага в его руки.

Судей 7:16-22
«И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: Господа и Гедеона! И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их. И затрубили три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение «.

Следуя рискованному плану и идя в атаку на многочисленного врага с тремястами воинов, вооруженных… трубами, светильниками и кувшинами, Гедеон все-таки победил эту великую армию. И если у кого-то возникнет вопрос, почему он решил сражаться с мадианитянами именно таким оружием, ответ очевиден: потому что так ему повелел Бог. Ведь, как нам уже известно, именно Бог сказал ему, что он освободит Израиль, именно Бог повелел ему созвать израильтян на битву, и никто иной как Бог избрал для битвы из множества собранных израильтян лишь триста воинов. Кроме того, Бог Сам сказал Гедеону, каким образом тот должен сражаться, и Гедеон последовал Его указаниям той ночью. В результате израильтяне одержали великую победу. Как написано: «…обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы». В стихах 23-25 описывается финал этой великой победы Израиля:

Судей 7:23-25
«И созваны Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за Мадианитянами. Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили воду до Бефвары и Иордан; и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве и преследовали Мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан».

Как мы видим, в этом заключительном этапе битвы принимали участие и другие израильтяне. В 28 стихе 8 главы описывается величие триумфа и избавления, дарованного Израилю Богом через Гедеона:

Судей 8:28
«Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона».

За то, что израильтяне совершали зло в глазах Господа, отвергая Его и поклоняясь идолам, их настигли бедствия и великая нищета. Однако, как только они обратились и взыскали Его избавления, Он послал пророка, обличившего их Его Словом. Более того, Он призвал Гедеона быть их предводителем. Хотя Гедеон и был никому не известным бедняком, он был готов исполнить все, что ему скажет Бог, и Бог, в свою очередь, поддерживал его до самого конца и помог ему совершить подвиг освобождения Израиля. В результате Израиль был освобожден от ига и жил в покое во все годы жизни Гедеона. И сам Гедеон, конечно же, получил благословение. Как написано в Судей 8:29-32:

Судей 8:29-32
«И пошел Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своем. У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его . И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой».

Гедеон прожил спокойную и долгую жизнь. Ему не нужно было больше прятаться от врагов, боясь, что те отберут его пропитание, он мог наслаждаться миром в кругу своей семьи.

Гедеон: заключение

В заключение: отступление от Господа приносит только угнетение и бедствия. Однако, даже в этом случае, Бог всегда готов простить и освободить любого, обращающегося к Нему.

Кроме того, все, рассмотренное нами выше, учит нас тому, что, когда Бог дает нам указания к действию, Он всегда готов помочь нам в их исполнении. Такое явление, как знамения, если оно исходит от Бога, должно соответствовать Слову Божьему и подкреплять уже возвещенную нам волю Божью. Бог дал нам Свое Слово и проявления Духа, чтобы мы могли познавать Его волю. Если нам и понадобиться какая-то помощь на пути к этому познанию, мы можем не сомневаться, что получим ее. Я не знаю, в какой форме придет эта помощь. Однако я точно знаю, что она придет, и что ее будет достаточно, чтобы поддержать нас до самого конца, именно так, как это было в случае с Гедеоном.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Примечания

1.К сожалению, это не единственное место в Библии, где говорится о том, как «сыны Израилевы делали злое пред очами Господа». Есть очень много похожих отрывков (см. Судей 2:11-15, 4:1-2, 10:6, 13:1, 3-я Царств 11:6, Неемия 9:28), из которых мы узнаем, что зло, совершаемое израильтянами, было ничем иным, как идолопоклонством и постоянным богоотступничеством. Из этих же стихов становится ясно, что последствиями этих грехов всегда были разрушения, бедствия и угнетение.

2.См. также Судей 3:7-9, 3:12-15, 4:3, 10:10, Неемия 9:28.

3.Дьявол также способен являть знамения, которые, однако, являются ложными и направлены на то, чтобы улавливать нас в его сети. Именно поэтому мы должны с осторожностью относиться к знамениям. Наш путеводитель – Слово Божье, а не знамения. Все, что по Слову Божьему – от Бога. Все же, что противоречит Его Слову, исходит от дьявола. Знамения считаются истинными только в том случае, если они подкрепляют события или факты, полностью согласовывающиеся с Божьим Словом. В противном случае они ложны.

Я обещал рассказать вам о некоторых судьях народа израильского. Слушайте же! Вы помните, конечно, что израильтяне жили не всегда хорошо (праведно). Иногда они забывали Бога и много грешили. Господь посылал на них наказания.

Так, однажды пошел на евреев войной дикий и жестокий народ (мадианитяне). Тяжело было евреям: у них отнимали хлеб, скот, одежду, дома. Трудно было спрятать что-нибудь: враги забирались в дома и шарили во всех углах. Бедных евреев, как рабов, заставляли работать с утра до ночи и ничего им за это не платили. Евреи сделались настоящими нищими.

Вот тут-то они вспомнили Бога, стали молиться Ему и стали жить лучше. Бог и дал им избавителя.

В одном небольшом еврейском городке жил в то время добрый, благочестивый человек. Его звали Гедеон. Он помнил Бога и старался исполнять заповеди Божьи.

Гедеон тоже боялся, что злые неприятели могут убить его или захватить в плен, где станут мучить тяжелой работой. Он хотел убежать из своего дома. На дорогу ему, разумеется, нужно было взять хлеба. У него имелось несколько спрятанных снопов пшеницы. И вот он забрался в самый темный уголок своего двора и начал молотить. Молотит он потихоньку и оглядывается: чего доброго, набегут неприятели, как разбойники, отнимут последнюю горсть пшеницы и самого в плен заберут.

Вдруг он видит перед собой незнакомого человека с палкой в руке. «Господь с тобой, сильный муж!» – говорит незнакомец Гедеону. Гедеон отвечает: «Господин мой! Если Господь с нами, почему же мы так несчастны? Нет! Господь оставил нас, оттого и победили нас мадианитяне!» Незнакомец говорит: «Да ты сам так силен, что можешь победить врагов и спасти евреев. Иди, я посылаю тебя!» «Господи! – ответил Гедеон. – Где уж мне спасти израильтян? Я из бедной семьи и самый младший». «Я буду с тобой, и ты победишь мадианитян, как одного человека», – говорит незнакомец Гедеону. Тут Гедеон попросил незнакомца подождать, а сам побежал, зажарил козленка, испек пресных хлебов, сварил похлебку. Всем этим он хотел угостить незнакомца. Тот есть не стал, а сказал Гедеону: «Хлеб и мясо положи на этот камень, туда же вылей и похлебку». Гедеон сделал, как ему было велено. Незнакомец дотронулся палкой до хлебов и мяса, и что же? Из камня возник огонь и сжег и хлеб, и мясо, и похлебку. Сам незнакомец в ту же минуту скрылся.

Догадываетесь, малютки, кто был этот незнакомец? Это был ангел Господень.

Я уже говорил вам, друзья мои, что Господь недаром прогневался на евреев: они молились идолам. Гедеон пошел ночью и несколько идолов разбил. Евреи узнали, кто это сделал, и рассердились на него. Но Гедеон надеялся на Бога и молился Ему: «Господи! Вот я положу на землю стриженую овечью шерсть (руно), и если роса выпадет только на шерсть, а на всей земле будет сухо, то, значит, Ты поможешь мне спасти евреев». И что же? В самом деле, следующей ночью росы нигде не было, земля была совсем сухой, только на шерсть, которую положил Гедеон, выпала роса, и такая сильная, что из шерсти выжали целое ведро воды. Гедеон опять обратился к Богу: «Господи! Прости меня, если я попрошу Тебя: пусть земля будет покрыта росой, а шерсть останется сухой». Бог так и сделал. Вся земля стала мокрой от росы, только шерсть, которую положил Гедеон, была сухой.

Начал Гедеон собирать войско и набрал тридцать две тысячи, но Бог не хотел, чтобы у евреев было такое большое войско. В этом случае евреи могли подумать, что не Бог помог им, а они сами победили неприятелей. Пожалуй, сказали бы: «Зачем нам бояться Бога, зачем слушать Его, когда мы и без Него можем справиться со своими врагами?»

И велел Бог Гедеону, чтобы он собравшимся на войну евреям сказал: «Кто боится и робеет, пусть идет домой». Таких трусов, которые боялись идти на войну, набралось двадцать две тысячи. Сколько же осталось таких, кто захотел идти с Гедеоном? Десять тысяч. Но в те времена и это было большое войско.

Господь сказал Гедеону: «Народу все еще много. Отведи их к ручью, там Я укажу тебе, кого нужно оставить». Привел Гедеон свое войско к ручью. Господь велел ему смотреть, кто как будет пить. Одни черпали воду рукой и пили из горсти, а другие опустились на колени, нагнули голову к самой воде и пили прямо из ручья. Господь велел Гедеону оставить только тех, кто пил из горсти, а тех, кто пил прямо из ручья, отпустить домой.

И знаете, сколько человек осталось с Гедеоном? Только триста. Из тридцати двух тысяч оставил Бог только триста человек, а у неприятеля было войско в несколько тысяч. Как вы думаете, мои маленькие друзья, справятся ли евреи со своим врагом? Неужели триста человек победят несколько тысяч? Победят!

А почему? Потому, что евреям будет помогать Бог.

Вы, наверное, не все знаете, как живут солдаты во время войны? Чаще всего им приходится жить не в домах, а в лагере, в палатках, которые ставятся где-нибудь на большом поле. Там они и спят. Вуоруг ставят часовых, чтобы они смотрели, как бы не пришел неприятель. Тогда часовые должны поднять тревогу, чтобы разбудить своих товарищей. Разумеется, часовым не разрешается спать, они должны хорошенько караулить.

Но мадианитяне, враги евреев, слишком надеялись на свою силу. Они думали: «Где уж трем сотням драться с несколькими тысячами!» Наступила ночь. Мадианитяне спокойно спали в своих палатках, да и часовые у них задремали. И тут Гедеон потихоньку подкрался к неприятелям. Евреев он расставил вокруг лагеря. У каждого в одной руке была труба, а в другой – глиняный кувшин, в котором был спрятан горящий факел. Когда все евреи заняли свои места, Гедеон дал знак, и все евреи закричали, заиграли в трубы, разбили кувшины и оказались с горящими факелами в руках. Представьте себе, дети, как испугались мадианитяне. Ведь вы иногда просыпаетесь и пугаетесь, если ночью упадет со стола какая-нибудь чашка или рано утром, когда вы спите, под окном заиграет на своем рожке пастух. А тут? Бог знает откуда взялись евреи, кричат, трубят, везде мелькают факелы.

Да! Мадианитяне до того испугались, такая поднялась у них суматоха, что они спросонок не узнавали своих и убивали друг друга. Некоторые, впрочем, успели убежать.

Гедеон со своими воинов бросился догонять неприятелей. А их было еще пятнадцать тысяч. Не напрасно ли Гедеон помчался вдогонку? Нет! Бог помог ему победить эти пятнадцать тысяч. Да мало того! Гедеон взял в плен двух неприятельских царей.

Гедеон управлял евреями сорок лет. Евреи слушались его, не забывали Бога и жили по Божьим заповедям. Поэтому и Бог не оставлял их: жили евреи спокойно и счастливо, и неприятели не смели нападать на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *