Библия красоты

Библейские образы в искусстве Украины и России

Важным событием начала ХХ в. стало возникновение русской библейской исторической школы, основателем которой является Борис Александрович Тураев. Востоковед, член Собора Русской православной церкви 1917-1918 гг., Тураев внес в изучение Библии новые методы исторической и литературной критики, доказав, что поиск верной датировки Библии и ее анализ не противоречат православию.

Библейская тематика занимает не последнее место в творчестве представителей Серебряного века. У истоков символизма находились Д. С. Мережковский, З. Гиппиус. Разрабатывая концепцию «нового религиозного действия», Д. С. Мережковский инициировал религиозно-философские собрания (1901-1903) и религиозно-философское общество (1907-1917). Возрождение православия поэт видел возможным через союз церкви с интеллигенцией, разрешение противоречия «земного и небесного, плотского и духовного, Отчего и Сыновьего» . Постоянными посетителями собраний были Н. Бердяев, поэт Н. Минский, философы В. Тернавцев и В. Розанов, выступления публиковались в журнале «Новый путь». Представители церкви, присутствовавшие на собраниях либо следившие за публикациями в журнале, отмечали, что причиной критики Д. Мережковским церкви зачастую является невежество. Харьковский протоиерей, магистр богословия И. И. Филевский написал три открытых письма, в которых доказывал, что основой религиозных собраний Мережковского является неоязычество.

В последние годы ХІХ в. Дмитрий Сергеевич начал работу над трилогией «Христос и Антихрист» («Смерть богов. Юлиан Отступник» и «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» были напечатаны в 1902 г., «Антихрист. Петр и Алексей» датируется 1904-1905 гг.). Во время первой эмиграции во Франции Дмитрий Сергеевич создал очерк «Революция и религия», исследование о Серафисе Саровском «Последний святом», книгу «Не мир, но меч. К будущей критике христианства». Годами позже намечается разрыв между Мережковским и его бывшими соратниками, обвинивших писателя в непоследовательности взглядов. В 1919 г. он навсегда покидает Россию. В эмиграции были созданы романы «Рождение богов. Тутанкамон на Крите», «Мессия», «Иисус Неизвестный», религиозно-философские исследования «Павел. Августин», «Св. Франциск Ассизский», «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа», «Испанские мистики. Св. Тереза Иисуса». Одна из главных персонажей первой части трилогии «Христос и Антихрист» «Смерть богов: Юлиан Отступник» девушка Мирра, прошедшая путь от язычества до христианского пустынничества, говорит: «Я теперь поняла: все спасутся, все до единого! Бог не допустит, чтобы погибла какая-либо тварь…Пока останется хоть одна душа, не достигшая спасения, никакое создание не будет блаженно. Если нет предела любви, то может ли быть иначе? Когда соединится все в единой любви, — то все будет в Боге и Бог будет во всем. Милый мой, какая радость — жизнь!» .

В творчестве З. Н. Гиппиус важны мотивы богоискательства, духовного разлада человека («Собрание стихов 1903-1909», «Роман-царевич»).

Главный герой поэзии Серебряного века — человек, проходящий через испытания, кризис веры, что соответствует библейскому образу Иова. Ему посвящены стихотворения Вячеслава Иванова (из книги «Нежная Тайна», 1912) и Владимира Шилейко (1913 г.), довольно точно воспроизводящие ветхозаветный текст:

«Божественная доброта

Нам светит в доле и недоле,

И тень вселенского креста

На золотом простерта поле.

Когда ж затмится сирый дол

Голгофским сумраком, — сквозь слезы

Взгляни: животворящий ствол

Какие обымают розы!»,

пишет Вячеслав Иванов, подразумевая, что Иов — пророчество о Христе.

Владимир Шилейко передает диалог между женой, уговаривающей Иова проклясть Бога и его мужа, который не может на это пойти.

«Белая Ты, в глубинах несмутима,

В жизни — строга и гневна.

Тайно тревожна и тайно любима,

Дева, Заря, Купина»

Творчество вышеперечисленных поэтов складывалось под влиянием философии В. Соловьева, поэзия была для них откровением, переходом в иной, высший мир.

Интересно сравнение поэтами ключевых библейских и современных им революционных событий. А. Белый в 1918 г. создает поэму «Христос воскрес», состоящую из трех сцен: крещение в Иордане, муки Христа на кресте, затем убийство человека на железнодорожной станции. Россия сравнивается с Христом:

«Исходит огромными розами

Прорастающий Крест!».

Возвещение о воскресении Христа становится вестью о свершившейся революции. Однако Иисус Христос не показан во славе, повторяются сцены его смерти с описанием физических мук (с эпитетами «деревянное тело», «полутруп»). Подобная эстетика находит логическое завершение в поэме А. Блока «12»:

«…Так идут державным шагом,

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Иисус Христос».

Призывом оканчивается стихотворение революционных лет Максимилиана Волошина «Мир»:

«О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли на нас огнь, язвы и бичи:

Германцев с запада, монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иудин грех до Страшного Суда».

Государственный переворот сравнивается с предательством Иуды. Мотив искупления греха представлен в более поздних стихотворениях А. Ахматовой («Утешение», «Молитва»).

Встречаем сюжеты библейских притч в «Думе про Наума Везумовича» И. Франко, «Вавилонском плене» Л. Украинки, стихотворении «Весна» П. Тычины, «Сад Гефсиманский» И. Багряного, а также в прозе (Л. Старицкай-Черняховская «Милость Божья», «В. Винниченко «Песня Израиля»).

Подобные западноевропейским стремлениям восстановить древние традиции церковной музыки мы наблюдаем и в истории православия конца XIX — начала ХХ вв., что позволяет назвать этот процесс общим для христианства. Наиболее значительны труды Д. В. Разумовского, В. М, Металлова, С. В. Смоленксого, И. И. Преображенского, исследующие вопросы древнерусской музыки. Созданию обширной хоровой литературы способствуют новые методы обработки старинных распевов. Создаются целые службы — Литургии, Панихиды, Всенощные бдения П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова. Вершиной развития церковной музыки являются Литургия Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915) С. В. Рахманинова (1873-1943). В украинской культуре тенденция проявилась в произведениях Н. В. Лысенко (сборник колядок и щедровок, хор «Давидов псалм»), Н. Д. Леонтовича.

Николай Дмитриевич Леонтович (1877-1921) был учеником Подольской духовной семинарии в Каменец-Подольском, является автором композиций на литургические тексты «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Молебен» и частей Всенощной. Популярность приобрел благодаря обработкам украинских народных песен, всемирно известной стала обработка «Щедрика», исполненная впервые в 1916 г. хором Киевского университета.

Учеником Н. В. Лысенко является и Кирилл Григорьевич Стеценко (1882-1922), окончивший Киевскую духовную семинарию. В 1911 выучился на священника. Для него восстановление древних украинских традиций церковной музыки было связано с борьбой украинцев за существование автокефальной православной церкви. Выступил автором двух литургий и панихиды, кантат, хоров a capella и с фортепианным аккомпанементом.

В русской и украинской живописи начала ХХ в. проявились формальные заимствования из древней иконописи — плоскостность изображения, фронтальность. Перенесение свойств сакральной живописи проявилось в творчестве К. Малевича, экспонировавшего «Черный квадрат» на выставке 1915 г. на месте, которое обычно занимала икона — в углу. Однако дальше формальных черт связь иконописи и авангардной живописи начала ХХ в. на заходит, поскольку икона, в первую очередь, изображает лик, а фигуры на работах К. Малевича безличны. Плеяда художников-монументалистов «бойчукисты» (М. Л. Бойчук, В. Т. Седляр, И. И. Падалко) вырабатывали коллективный художественный стиль, соединяющий византийскую монументальную живопись с народными украинскими чертами. Художники были репрессированы и расстреляны в 1937 г. за «контрреволюционный традиционализм».

В 1990-е годы происходит восстановление статуса православной церкви в России и Украине, одной из важнейших общественных проблем является восстановление духовности. Как и в начале ХХ в., возрождение канонического культового искусства важно не только в контексте существования православия, но и восстановления национальных культурных традиций в искусстве. Подобное возрождение было бы еще более усложнено, если художники не обращались к библейским образам в период существования СССР. В советском искусстве был утвержден единый художественный метод социального реализма, поэтому творчество этих художников было неофициально и не признано.

Белорусский художник Александр Анатольевич Исачев (1955-1987) разрабатывал преимущественно библейские и исторические сюжеты, писал иконы для церквей. Наиболее интересны его картины «Изгнание из рая», «Благословение» и «Икона», выполненные в сюрреалистической манере. В последней видим раздвигающиеся створки иконы Христа Вседержителя, а между ними — реалистическое изображение Иисуса в терновом венце.

Украинский живописец, художник-монументалист Иван-Валентин Феодосиевич Задорожный (1921-1988) является автором работ «Богоматерь» (иконографический тип «Елеус»), «Сын, обогати мир» (представлена фигура Богоматери-Оранты). Интересно композиционное решение картины «Алипий»: в центре видим фронтальное изображение первого древнерусского иконописца, а по бокам — его работы (прием средневекового искусства одновременного изображения лика святого и последовательное повествование его жития). Христианская символика использовалась Андреем Тарковским в его работах. Это и разрушенный храм в «Ивановом детстве», и Троица в «Андрее Рублеве» и «Сталкере». Главному герою последнего во сне и наяву чудятся рыбы — иносказание Христа. На космическую станцию «Солярис» Крис Кельвин захватывает с собой изображение Троицы. В фильме «Жертвоприношение» перед зрителем предстает картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», а герой фильма господин Александр цитирует Библии: «В начале было Слово» . Все эти ассоциации не случайны, а принадлежат самому автору .

Большое количество библеизмов использовал бард Булат Окуджава (1924-1997). Это заповедь «Не убий» и обращение «братья и сестры» в стихотворении «Мой отец» (1987), и представление об аде и рае в произведении «Черный ворон сквозь белое облако глянет…», символы голубя и корабля, а также прямое обращение к Богу в произведении «Молитва». Здесь речь идет даже не о религиозности в традиционном представлении, а об общей эрудиции автора. В тоталитарном государстве библейские заповеди и притчи воспринимались как свободомыслие, выход за рамки общепринятой позиции, поэтому активно использовались в том числе и представителями музыкальных субкультур. Сегодня иеромонах Сергий (Рыбко) («Современная культура: сатанизм или богоискательство») и А. Кураев («Ответы молодым») утверждают, что искреннее обращение рок-музыкантов к библейской тематике привлекает молодежь и является первой ступенью на их пути к церкви.

Другим важным вопросом культового православного искусства конца ХХ в. становится стиль новых храмов. Иван Канаев в статье «Каким быть современному православному храму?» обращает внимание на то, что большинство проектов, поданных на конкурс храма-памятника в Москве в честь 1000-летия крещения Руси были выполнены в модернистском или постмодернистском стиле . Сегодня возведение православного храма усложнено не только утратой традиции строительства, но и тем, что при строительстве используют новые современные материалы. Несколько раз экранизировался роман Михаила «Булгакова Мастер и Маргарита» (последняя экранизация Владимира Бортко состоялась в 2005 году). В современном российском кинематографе христианская тематика представлена последними работами Павла Лунгина. В фильме «Свадьба» (1999) показан священник, который на таинстве венчания неукоснительно следует установленному ритуалу, но затем на праздновании не отличается благонравием. Главный герой фильма «Остров» (2006) — юродивый монах, который исцеляет бесноватых. Фильм «Царь» (2009) рассказывает об Иване Грозном, его борьбе с инакомыслием, взаимоотношениях с митрополитом Московским Филиппом.

В кинематографе и литературе на религиозную тематику ХХ — ХХI вв. можно выделить несколько направлений: это художественные произведения, направленные на апологетику и популяризацию христианства (Дороти Сейерс, К. С. Льюис, Гертруда фон ле Форт), произведения, обращающиеся к жизни современного христианина (проблема сосуществования традиционных христианских ценностей и политических, общественных проблем, например, феминизм в творчестве Кэтрин Энн Портер), а также продукты массовой культуры. Основной темой является кризис веры и определение роли христианства в жизни каждого человека и современного общества в целом. Тенденция актуализации библейских сюжетов появилась еще в ХVI — XVII ст., к примеру, когда Рембрандт ван Рейн изобразил рядом со сценой распятия персонажей в современной ему одежде, однако в современном искусстве тенденция нашла дальнейшее продолжение.

Следует отметить, что в переломный исторический момент художникам свойственно проводить аналогию между современными им событиями и библейскими сюжетами.

Общей тенденцией для религиозного искусства ХХ в. стало возрождение древних певческих традиций. Наиболее радикальные изменения произошли в культовой архитектуре католицизма и протестантизма, влияние которых испытывает и современное православное искусство.

«Библия красоты anti age» — это настольная книга для женщин, желающих отлично выглядеть в любом возрасте, каким бы он ни был. Ее авторы, beauty-редакторы с многолетним стажем, собрали отзывы 2400 обычных женщин в возрасте от 35 до 60 лет, протестировавших огромное количество антивозрастных средств, начиная от флюидов мгновенного действия и заканчивая лосьонами против целлюлита и растяжек, и составили рейтинг наиболее эффективных. В книге много советов и рекомендаций от признанных во всем мире экспертов по окрашиванию волос, макияжу, известных диетологов, гуру в области массажа лица, а также специалистов, которые знают, как сохранить остроту ума и память. А если вы решились на инъекции красоты или пластическую хирургию, то советы гуру косметической хирургии Уэнди Льюис подскажут, как сделать так, чтобы ваши шансы на максимально хорошие результаты были оптимальными, а риск – минимальным. В этой книге есть все необходимое для того, чтобы вы роскошно выглядели и прекрасно себя чувствовали независимо от возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *