Библия о алкоголе

В преддверии осени, когда студенты традиционно будут пить как обезумевшие, а тех, кто постарше, непогода погонит в бары, мы задумались о культурной и мифической стороне вопроса. Какие они, боги бухла? Насколько их много, и что они сами предпочитали пить? Прочитав эту статью, вы поймете, какой из богов-пьянчужек подходит именно вам.

Дионис

Один из самых узнаваемых и любимых античных богов. Был внебрачным сыном Зевса и земной женщины Семелы. Гера, жена Зевса, прознав об этой связи, решила погубить Семелу, когда та вынашивала Диониса, и у нее это получилось. Однако сам Зевс не пожелал терять сына, зашил недоношенного ребенка себе в бедро, после чего благополучно родил его сам. Все детство и юность Гера пыталась убить Диониса, насылая безумие на его воспитателей, а затем и на него самого. Иными словами, у Диониса, как и у самого алкоголя, есть две стороны: светлая, связанная с веселыми пирами и темная, связанная с безумием и помешательством.

Сукеллус

Божество, существовавшее в галло-романском пантеоне. Сукеллус изображался как крепкий мужчина с молотом на длинном древке в одной руке и чашей вина в другой. Считалось, что Сукеллус покровительствует домашнему очагу, виноделию и пивоварению. С галльского его имя переводится как «отлично ударяющий» и это одно из лучших описаний, которые можно придумать для хорошего алкоголя. В отличие от Диониса, образ Сукеллуса не несет в себе каких-либо глубинных смыслов и хтонических символов. Больше всего он подходит в качестве покровителя для крепких домовитых хозяев, которые не прочь выпить, но делают это в меру.

Джон Бэрликорн, он же Джон Ячменное Зерно

Английское воплощение духа зерна и всего, что связано с зерновыми культурами. Пироги, эль, лагер и виски, то есть то, что доброму человеку нужно для праздника — за все подобные вещи отвечает именно этот персонаж. Английская народная песня о Джоне Ячменное Зерно оканчивается словами:

Но в виски Джон-Малыш ожил,

И в пиве, темном, как орех,

И доказал своим врагам,

Что он сильнее всех!

Сеонайд (Seonaidh), он же Шони

Божество вод, рыбаков и одновременно эля. Его почитали в Ирландии, Шотландии, на острове Мэн и Гебридах. Этому духу полагалось преподносить чашу или закупоренную бутылку эля для того, чтобы море было спокойным, лодки не протекали, а рыба сама шла в сети. Иными словами, если вы решили почтить какое-либо божество с помощью пива и рыбы, то Сеонайд — лучший выбор.

Талиесин

В валийских легендах Талиесин — культурный герой, поэт, трикстер, бард и весельчак. Считается, что он покровительствует тем, кто способен совершать путешествия вне своего тела, то есть поэтам, жрецам и даже веселым пьянчугам. Очевидно, что его прообразом послужил реально существовавший поэт из раннего Средневековья, чьи произведения дошли до наших дней и сейчас составляют «Книгу Талиесина». Кстати, Deep Purple назвали в честь Талиесина свой второй альбом.

Клюэрикон (Clurichaun)

Небольшой дух или эльф из ирландской мифологии, который живет в погребе и отвечает за сохранность пива и вина. Клюэрикон выглядит как маленький, неугомонный и вечно пьяный старичок, который обожает копошиться в погребе и искать там сокровища, что бы это ни значило. Он впадает в бешенство, если кто-либо крадет бухло из его погреба и способен наслать на такого человека проклятье.

Браги

Браги — скандинавский бог, сын Одина, покровитель поэтов и держатель Меда поэзии. Он изображался седым дарителем мудрости, опыта и вдохновения. Любопытно, что Мед поэзии, которым Один одарил Браги, сделан из крови мудреца с еще одним говорящим именем, Квасира. Квасир покровительствовал одновременно производству хмельных напитков и мудрости, но был убит коварными гномами, которые хотели получить его силу и обмануть богов.

Бирсал (Biersal)

Еще один домашний дух, хранитель вина и пива, но уже из германской мифологии. Также как Клюэрикон, этот кобольд живет в погребе, но отличается более приятным и дружелюбным характером: втайне от хозяев он моет столы и стаканы, отгоняет крыс и даже сам готовит пиво и хлеб в благодарность за то, что его приютили добрые люди.

Эгир (Ægir)

Этот великан из скандинавской мифологии живет на дне моря и повелевает стихией. Также как его кельтский собрат, Сеонайд, Эгир одновременно благоволит и рыбакам и пивоварам. Согласно легенде, его дворец славится тем, какие невероятные пиры закатываются в нем и какие немыслимые количества эля варятся для этих праздников. Считается, что его дочери являются лучшими пивоварами во Вселенной и пить их эль не брезгуют даже Один и Тор.

Рагутис, Рагутина и Рауго-земепатис

Рагутис — литовский и латышский покровитель меда, хмеля, ячменя и пивоварения. Его сопровождает супруга, Рагутина, вместе с которой они занимаются тем же, чем и другие боги бухла. Они оба следят, чтобы пиво и меды получались отменными, а благодарные люди возносили им хвалу. В этом деле им помогает Рауго-Земепатис, чья вотчина — дрожжи и все, что связано с брожением и квашеными продуктами. Так что если вы собрались закусывать квашеной капустой, то это именно ваш сорт богов.

Пекко

Финно-угорское божество, которое почитали эстонцы, финны и саамы, причем, саамы и часть эстонцев поклонялись ему вплоть до 20-го века. Пекко был подателем благополучия, урожая и хмеля. Во время празднеств в его честь, которые проходили в конце лета, полагалось подносить пиво деревянному идолу, изображавшему это божество. Считалось, что этот дух довольно своенравен и не придет, если хорошенько не позвать его, поэтому праздник начинался с призывов: «Пекко, Пекко приходи пить пиво!». И он приходил.

В следующей части статьи мы расскажем о том, какие боги бухла были и существуют до сих пор в Азии, Африке и Америке.

(от редакции: учитывая остроту поставленной темы, мы снимаем с себя ответственность за сделанные в статье выводы, а также предупреждаем, что мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции )

«Вот ваши ключи,» – пробормотала секретарь, когда я зашел за ключами к университетскому офису, в котором я собирался готовится к защите диссертации по богословию. – «Кажется, вам досталась Старая пивоварня».

Название меня заинтриговало. Позже я понял, что оно идет еще от старого предназначения этого здания. Абердин был основан в 15 веке и использовался для подготовки монахов к служению. На пивоварне монахи производили весомое количество шотландского эля, которое сами же потом литрами употребляли во время трапез. И вот я, профессор-постфундаменталист, студент, изучающий Писание, в солодовой обители, где в средние века студенты библейского колледжа дружно хлопались чарками в едином порыве прославления Бога.

На протяжении христианской истории алкоголь редко оказывался под запретом, как это просиходит в определенных кругах сегодня. Джон Кальвин по церковному контракту получал ежегодно 900 литров вина. Жена Мартина Лютера была известным производителем пива, что несомненно размягчило сердце влюбленного реформатора. Семья Гиннесс создала свой сорт пива в качестве поклонения Иисусу Христу. От Бордо до Берлина, вино и пиво всегда были частью церковной традиции. Но то, что однажды считалось нектаром небес, позже почему-то предали осуждению как дьявольский напиток.

Умный подход

Хоть некоторые христиане и проповедуют полное воздержание от алкоголя для всех верующих, в Библии нет призывов последователям Христа воздерживаться от хмельных напитков. Библия осуждает пьянство и пьяное рабство (Ефесянам 5:18, Тит 2:3), но никогда не утверждает, что чаепитие – более богоугодное дело. На самом деле в Библии не говорится о том, что лучший способ избежать пьянства – никогда не прикасаться к алкоголю. Задумайтесь над этим. Алкоголизм был человеческой проблемой на протяжении всей истории, но Библия не заставляет людей отказаться от алкоголя вообще.

Если христиане ради борьбы с пьянством хотят запретить всякое употребление алкоголя, то, будучи последовательными, им следует отказаться и от зарабатывания денег, дабы избежать влияния материализма и власти мамоны.

Алкоголь как свидетельство

Иногда я слышу мнение, что пьющие христиане разрушают силу своего свидетельства о Христе. Честно говоря, я не понимаю, из каких умозаключений вытекает этот вывод. Одно дело, если вы свидетельствуете алкоголику или служите в мусульманском мире, но в большинстве случаев неверующие, которых я знаю лично, теряют интерес к вопросам веры, когда слышат наши категоричные «можно и нельзя», выдуманные современными верующими. Меня вряд ли удастся убедить, что если мой неверующий сосед увидит меня с бутылкой пива, он никогда не захочет услышать Благую весть из моих уст. В большинстве случаев Евангелие воспринимается гораздо охотнее, когда мы ломаем выдуманные стереотипы о христианстве и приглашаем своего соседа разделить с нами бутылку холодного пива.

Когда мы отказываемся от рукотворных завес, скрывающих свет Божьего Евангелия, вся слава Христа сияет гораздо ярче. Во многих случаях погибающий мир отвергает вовсе не Христа, а парафраз, пересказанный Его нерадивыми представителями. Некоторые не захотели слушать Евангелия, потому что были убеждены, что следование за Христом несовместимо с бутылочкой пива с сослуживцами по пятницам после работы. Если такова наша «благая весть» –настоящая красота евангельской вести затуманена нашим рукотворным «не пей никогда». На кресте был распят не директор Анонимных алкоголиков, и не воздержание от алкоголя дает нам вечную жизнь. Любое рукотворное, небиблейское добавление к Евангелию на самом деле мешает и оскорбляет истинное Евангелие.

Совсем не то вино?

Некоторые говорят, что в библейские времена алкоголь был не крепче виноградного сока, поэтому ни Иисус, ни авторы книг из Библии не могли быть защитниками употребления алкоголя. Другие говорят, что вино так сильно разбавляли, что в нем вообще практически не содержалось алкоголя. Но в Писании нет подтверждения ни одной из приведенных теорий. Если вино было всего лишь соком, почему тогда Павел призвал ефесян не упиваться виноградным соком, а исполняться Святым Духом? Что-то не стыкуется здесь. Пожалуй, вино и правда было тогда не таким крепким, как многие сегодняшние напитки. Но какой бы ни была его крепость, люди умудрялись тогда упиваться в хлам (Притчи 20:1, Исайя 5:11). И тем не менее Библия не говорит нам о том, чтобы мы вообще не пили.

Есть еще один напиток, который в Библии упоминается в качестве «крепкого напитка» – сикера. Еврейского слово, от которого произошло это название, переводится как ферментированный солод. Именно поэтому в некоторых переводах «сикера» переведена как «пиво». Крепость сикеры была в районе 6-12 процентов, как у некоторых бельгийских сортов крепкого пива. Как и со всеми алкогольными напитками, Библия запрещает упиваться пивом (Исайя 5:11, 28:7, Притчи 20:1, 31:4). Но в умеренных дозах пить пиво даже рекомендуется (Притчи 31:6). А если уж совсем честными быть, то во Второзаконии 14:26 Бог повелевает израильтянам потратить часть своей десятины на покупку пива, чтобы отпраздновать с Господом. Никогда не слышали, как читают этот стих во время сбора пожертвований в церкви? А еще им было заповедано приносить Богу до двух литров пива шесть дней в неделю, а в субботу еще больше (см. Числа 28:7-10). Именно поэтому отсутствие вина и пива было проявлением Божьего суда на народ.

Вино как благословение

Но Библия не останавливается на признании, что пить вино разрешается. Через все Писание производство и употребление пива и вина связано с заветными обещаниями Бога.

Иисус, возвещая о начале таких благословений, превращает в Кане 500 литров воды в вино (Ев. от Иоанна 2:1-10). А во время Тайной Вечери Он освящает чашу с вином в качестве нового завета в Его крови (Ев. от Луки 22:14-23). Когда Христос вернется, он приготовит трапезу «из самых чистых вин» (Исайя 25:6) – те самые вина, которые всегда на верхних полках и которые мне никогда не будут по карману – по какому-то богословскому замыслу их в той трапезе будет в полном изобилии.

И хотя хорошее пиво и старое вино – благословение от Бога, принимать сии следует со всеми мерами предосторожности. Есть в среде молодых евангельских верующих некая тенденция сегодня – праздновать свою свободу без каких-либо ограничений. Эта молодежь, без тормозов и страха, много великих дел для Царства делает. Они заботятся о нищих, создают настоящие библейские церкви, миссии, служат своим общинам – все во славу Божью.

Да, Бога бескокоит голодающий бедняк. Но и о трезвости Бог тоже беспокоится. Чтобы употреблять алкоголь в меру, требуется сила воли и самообладание. Бокал пива может быть праздничным напитком, но не в руках 16-летнего подростка, играющего в видеоигры в гараже своих родителей. Бельгийский эль обладает не только крепостью, но и множеством вкусовых оттенков. Пить его нужно медленно, смакуя и изучая его аромат. Воздавайте славу и честь Богу, а не только своей жажде, когда получаете удовольствие от благословений эдемских. Разумеется, пьянство не включено Богом в список самых страшных грехов, но это не значит, что от него можно просто отмахнуться, налепив ярлык архаичных заблуждений христианских фундаменталистов.

Пить алкоголь без прославления Креста и Божьего Царства – лишать наше богословие полноты. Злоупотребление алкоголем оскверняет Кровь Христа и насмехается над Божьей святостью. Но умеренное, осмысленное, праздничное и обоснованное употребление вина и пива, воздающее славу распятому и воскресшему Царю, основано на благодати, проистекающей из вен распятого на Голгофе Христа.

Примеры употребления слова срыв в литературе.

Такая организация движения, когда страховка ведется снизу и альпинист уходит от страхующего на всю длину веревки, называется на честном слове, потому что при срыве веревка может оборваться.

Спорт — гибкий инструмент для напряжения организма: скалолаз решает задачу выбора пути и напрягает мышцы, альпинист в неизмеримо большем напряжении: влияние высоты, холода, опасность срыва, задачи взаимодействия с напарником по связке и с другими членами группы.

Физиологический и психологический стрессы, достаточно сильные, по моему мнению, являются скорее следствием, чем причиной биокибернетического срыва.

России, подписанное пятью видными еврейскими общественными деятелями — Афанасьевым, Баткиным, Библером, Боннэр и Буртиным, в котором содержался прямой призыв к срыву подписания Союзного договора.

Выяснилось: ни одно государственное учреждение не заинтересовано в срыве симпозиума по высокомолекулярным соединениям и никто из частных лиц не против поездки Мустыгиных в Ла-Валетту.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *